Рыбный Мурман. 1994 г. Июль.
Будущее Северного бассейна эооооосх № 26 (4522) 1 - 6 июля 1994 года C D C X D Z X D C O C D C X O C D C D C O C X D ^ 5 • Научно-практическая конференция считает президент АО "Севрыба Георгий ТИШКОВ I I - Если говорить сегодня о том, что состояние рыбной промышленности Се верного региона оценивается как тяжелое , - это означает не сказать ничего. Я думаю , что в настоящее время мы вплотную подошли к ипоследней черте “, находимся на краю пропасти. Еще один шаг и начнется неуправляемое , сокру шительное падение. Я не буду сейчас называть цифры, характеризующие эту ситуацию - они известны. Л почему сложилась такая ситуация? Могли ли мы это предвидеть? Могли ли предпринять упреждающие меры? Что нужно делать сейчас , в сложившейся обстановке? Вот на эти вопросы и надо попытаться найти ответы. Их реше ние должно зависеть от вариантов расчетов , а не от вариантов голосования. ОСНОВНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА СИТУАЦИИ Безусловно, основной предпосылкой сложившейся ситуации является новый экономический курс, проводимый в стране. Установлены новые экономически-право- вые условия хозяйствования. Но при этом нельзя забывать: все, что было у нас, и мы сами остались прежними. В концептуаль ном смысле - это и есть главное ключевое противоречие и главная проблема сегод няшнего дня. Не время и не место сейчас обсуждать новые экономические условия, но необхо димо назвать основные. Они характеризу ются следующим: - абсолютным разрушением существо вавшей ранее вертикальной системы уп равления с предоставлением полной самостоятельности предприятиям. Как следствие этого разрушения - разрыв гори зонтальных кооперационных связей, вза имное невыполнение договорных отношений, разрыв долгосрочных догово ров. Потому что все взаимные поставки между предприятиями устанавливались планами “сверху", а невыполнение этого плана “каралось"; - абсолютной свободой в ценообразова нии, с иллюзией, что они (цены) сами по степенно стабилизируются - и, как следствие этого, мы пришли к катастрофи ческому недостатку оборотных средств, безудержному росту инфляции, кризису неплатежей. В дальнейшем это привело к росту банковского процента за кредит и к невозможности вкладывать деньги в произ водство. Стала процветать только торгов ля; - тотальной приватизацией - с появле нием миллионов собственников (или вла дельцев ваучеров), и в то же время - к отсутствию конкретного собственника. Что, как следствие, привело к разрыву связей между предприятиями и государст вом (последнее теперь не отвечает за де ятельность предприятий) и к появлению синдрома страшной болезни, имя которой - безответственность. Попробуйте найти кого-либо ответственного за сложившуюся ситуацию на предприятиях. Не найдете. Разве только что, старый Верховный Со вет виноват. Можно еще сказать и о базовой несба лансированности курса рубля и доллара, что привело к резкому росту экспорта сырья и также является одной из причин инфляции; и о разрушении системы экс порта за рубеж, что привело к взаимной конкуренции наших предприятий на внеш нем рынке и падению цен; и об отсутствии регулирования поставок продукции на внутренний рынок, что привело к затова риванию продукцией, и, в определенной мере, способствовало повышению цен, и т. Д . Я не хочу сейчас обсуждать плохо все это или хорошо (есть разные точки зре ния) . Все равно мы не можем практически сколь-либо серьезно повлиять на все это. Новые экономическо-правовые условия, спущенные нам, как и раньше, “сверху“ , необходимо воспринимать как суровую ре альность и, значит, необходимо жить в этих новых условиях. ВОПРОС В ДРУГОМ! Могли ли мы предвидеть те последст вия, которые нас ожидают после введения новых условий? Думаю, что могли. ' Еще более двух лет назад мы начали обсуждать эти вопросы в “Севрыбе“ с ру ководителями предприятий и предлагали предпринять ряд упреждающих мер. К со жалению, мы не пришли к взаимопонима нию. Видимо, потому, что у многих существовала надежда на то, что ситуация выровняется, возможно будут какие-то из менений в генеральной политике. Кроме того, отпуск цен резко повысил рента бельность предприятий, создал иллюзию благополучия, хотя и тогда было видно, что это ненадолго. В прошлом году мы провели подробней ший анализ нашего состояния и попробо вали в расчетах и на цифрах спрогнозировать возможные варианты дальнейшего развития событий. Руководи тели предприятий знакомы с этими расче тами. Они показывают, что в рыбной промышленности Севера сложилась необ ратимая тенденция к угасанию, падению, умиранию. И для того, чтобы ее остано вить, сейчас необходимо принимать уже не упреждающие, а кардинальные меры. Причем принимать быстро и решительно, пока есть еще время и некоторые возмож ности. К большому сожалению, реальная жизнь сегодняшнего дня полностью под тверждает наши расчеты. И нельзя себя тешить иллюзиями, что на каком-то уров не это падение остановится. Существует точка зрения, что объем вылова сократится до объемов, вылавлива емых в Баренцевом море, и на этом ситу ация стабилизируется. Нет и еще раз нет! Это ошибка. Причина в низкой экономи ческой эффективности нашего производст ва, и, как следствие, - низкой производительности труда. Оно не способ но жить не только в режиме расширенного воспроизводства, оно не способно сущест вовать в режиме простого (элементарно го) воспроизводства. В данной ситуации, вопрос конца (финиша) - это только вопрос времени (одни раньше, другие - позже). И не спасет нас и вылов трески, тем более, что нет никакой надежды на увеличение его объемов. Прошу понять меня правильно, я не нагнетаю обстановку и не сгущаю краски, а пытаюсь дать объективную, правдивую оценку сложившейся ситуации, и буду бесконечно рад, если эти прогнозы не сбу дутся. ТАК ЧТО ЖЕ МЫ ИМЕЕМ? Основными причинами сложившегося положения, на наш взгляд, является сле дующее. Первое: производственная структура, состав основных фондов не соответствуют новым финансово-хозяйственным условиям и тем изменениям, которые происходят в стране в целом. Рыбная промышленность была создана с главной целью - обеспе чить вылов рыбной продукции для снабже ния ею населения страны, исходя из нормы потребления - 20 кг на человека. Финан совые показатели работы не имели суще ственного значения, промышленность дотировалась государством. В результате, большинство ныне существующих основ ных производственных фондов не способны работать в режиме самоокупаемости и са мофинансирования. Второе: сложнейшее финансовое поло жение предприятии, связанное с ростом цен, отсутствием в необходимом объеме оборотных средств, взаимными неплатежа ми за поставки продукции и услуги. Третье: разрушение ранее существовав шей системы управления, вместо которой практически не создано ничего нового. Предприятия-смежники, каждое из кото рых выполняет только один элемент едино го технологического процесса, не работают в духе партнерства, не выполняют взаим ных обязательств, отсуствует дисциплина поставок и выполнения договорных обяза тельств. Нет реального перспективного планирования и программирования, в осно ве работы лежат сиюминутные интересы и текущие проблемы. Потеря управляемости государственными и акционерными пред приятиями привела к распаду единого тех нологического процесса: добычи, обработки, транспортировки и сбыта рыбо продукции и комплекса вспомогательных производств. Четвертое: существующая система уп равления и производственных отношений не соответствует новым (рыночным) усло виям хозяйствования, внедряемых в стране. По нашему мнению, невозможно (ко нечно, без варианта целенаправленной и всеобъемлющей государственной поддерж ки) реанимировать деятельность наших предприятий. Поэтому необходимо прекра тить конвульсивные попытки продлить аго нию, а нужно сосредоточить весь свой потенциал (пока его не растеряли) на ко ренной модернизации, реконструкции рыб ной промышленности Севера во всех аспектах, включая технику, технологию, организацию, управление. Необходимо, на конец-то, заняться реформированием свое го хозяйства, ведь в этом направлении пока не сделано ровным счетом ничего. Необходимо создать условия для воспроиз водства и построить рыбную промышлен ность на принципиально новой технической и технологической основе, максимально приспособленной к рыночным условиям. Конечно, для того, чтобы это реализо вать, необходима инвестиционная програм ма, просчитанная во всех вариантах, в каких это только возможно. ''СЕВРЫБА II ПОДГОТОВИЛА ВАРИАНТЫ ПРОГРАММЫ Я сейчас не говорю об организационных мерах, которые мы предлагали осущест вить раньше. Потому что на сегодняшний день ситуация существенно изменилась и реализовать их просто невозможно, не го воря уже о том, что эти меры не вызвали особого “энтузиазма“ со стороны основных наших предприятий. Данные мероприятия необходимо было реализовать в конце про шлого года. Теперь поздно. Сейчас я творю исключительно о про грамме развития флота, которая является первой частью в общей программе разви тия рыбной промышленности Северного бассейна. В основу данной программы взята сырьевая база Северной Атлантики, в объеме примерно 1 млн. тонн (на основа нии заключения ПИН РО ), где тресковые породы составляют не более 20-25%. Эта сырьевая база близка, доступна и не вы зывает сомнений в возможности ее выбо ра. В этих районах мы имеем наилучший набор информации от наших ученых. Рас четы показывают, что есть реальные воз можности вылова там рыбы, ее переработки и реализации с высокой эко номической эффективностью. Но это невозможно сделать сегодняш ним, большим по численности, по разме рам и низким по производительности флотом. Это необходимо делать флотом, не более чем в 80-90 единиц, при этом максимальная длина самых больших судов не должна превышать 64-68 метров. Про изводительность труда на этих судах в 4-8 раз превышает производительность труда на наших нынешних судах. Эксплуатаци онные затраты на единицу выпускаемой продукции ниже. Качество продукции дол жно соответствовать мировым стандартам. Именно за счет этих факторов будет достигнута высокая экономическая эф фективность, которая позволит флоту жить в условиях самоокупаемости и само финансирования. Программа создания такого флота дол жна быть реализована как можно быстрее - в 4-5, максимум 6 лет. Основными источниками финансирова ния данной программы являются инвести ционные кредиты. Брать кредиты у нас в стране в настоящее время равносильно са моубийств^, учитывая крайне высокие процентные ставки и инфляционные про цессы. Конечно, если удастся найти отече ственные источники финансирования на приемлемых условиях, мы с большим удо вольствием ими воспользуемся. Однако, учитывая общую ситуацию, думаем, что это маловероятно. Поэтому наш расчет сделан на привле чение кредитных ресурсов Западно-Евро пейских банков, в том числе и Европейского банка реконструкции и раз вития в Лондоне. В настоящее время на практике отрабатываются схемы такого финансирования и есть все основания по лагать, что они будут реализованы в этом году. Расчеты показывают, что возврат кре дитов реален и срок окупаемости по раз личным типам судов колеблется от 4-х до 7 лет. Флот - только первая часть этой про граммы. В настоящее время прорабатыва ется вопрос по реконструкции и модернизации береговой инфраструктуры. Мы начали с флота потому, что считаем его основой рыбной промышленности. Бессмысленно заниматься, например, береговой переработкой, если нет уверен ности в поставках сырья на переработку. То же самое относится и к другим берего вым предприятиям, потому что все они за висят В своей работе от флота. (О ко н ча ни е на 6 -й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz