Рыбный Мурман. 1994 г. Июль.

ё 4 ооос № 26 (4522) 1 - 6 июля 1994 года 3 0 0 0 0 0 Будущее А Научно-практическая конференция НЕОБХОДИМА РЫБНОЙ ОТРАСЛИ по мнению главы администрации Мурманской области Евгения Комарова - В народном хозяйстве Мурманской области рыбная отрасль и теперь за­ нимает ведущее место, на ее долю приходится 22 процента общеобластного объема производства. Мурманск является главной портовой базой рыбаков, здесь сосредоточены основные производственные мощности и почти вся инф­ раструктура рыбной отрасли Северного региона. А если учесть, что около 90% городского и солидная часть областного бюджета пополняется за счет предприятий рыбной промышленности, станут очевидными та заинтересован­ ность и внимание, которые уделяет администрация области к судьбе рыбного хозяйства Севера. Представляется, что выход из кризиса рыбной отрасли будет облегчен, если мы сумеем выбрать приоритетное направле­ ние перестройки производства, т. е. на­ правление, которое бы дало максимальный экономический эффект и базировалось на оптимальном соотношении собственных и заемных ресурсов. Хочу добавить, что решения нашей конференции лягут в основу для разработ­ ки региональной программы перевода от­ расли на рыночные отношения. Эта программа будет учитывать интересы трех наших регионов - Мурманска, Архангель­ ска и Карелии. Администрация области го­ това выступить организатором и координатором разработки. Теперь о позиции, которую занимает администрация Мурманской области в свя­ зи с поэтапным переводом рыбной отрасли на рыночные отношения. На первом этапе предлагается широко развернуть рыночные структуры для ис­ пользования сырьевых ресурсов в при­ брежной 12-мильной зоне всех морей, прилегающих к побережью России. На этом этапе, как мы считаем, следует ис­ пользовать и ресурсы внутренних водо­ емов Кольского полуострова. Чтобы дело пошло необходимо создать благоприятные экономические и правовые условия для формирования любительского, промыш­ ленного, прибрежного рыболовства и мор­ ских ферм. Второй этап - это перевод на рыночные отношения рыболовства в 200- мильной зоне, где получат широкое поле деятельности малые, средние и крупные акционерные общества. На третьем этапе включается в рынок дальнее океаническое рыболовство. Реализация первого этапа в нашей об­ ласти должна дать толчок к возрождению заброшенных ныне прибрежных рыбацких поселков, предоставить рабочие места ме­ стному населению, оттянуть из городов часть высвобождающейся рабочей силы, а, главное, обеспечить население области де­ шевой рыбной продукцией. Курс на вос­ становление прибрежного лова уже находит поддержку среди предпринимате­ лей, администраций районов и местного населения. Сложнее обстоит дело с перспективой использования сырьевых ресурсов в 200- мильной зоне и в открытой части Мирового океана. Ясно, что начинать надо с изуче­ ния и прогнозирования рынка рыботоваров. Только после этого можно, не боясь про­ вала, создавать такую перерабатывающую базу и такой добывающий флот, которые бы соответствовали запросам рынка. По мнению многих специалистов при­ оритет должен быть отдан перестройке ры­ боперерабатывающей базы в местах базирования флота и потребления продук­ ции, а также оснащению ее новейшими технологиями для производства товаров, удовлетворяющих спрос потребителей по качеству и ассортименту. В Мурманске такая база может быть создана путем ре­ конструкции предприятий бывшего рыбо­ комбината и строительства новых производств. Ведь главные деньги, при­ быль на рынке дает реализация не сырья или полуфабрикатов, а именно готовой продукции. Наряду с перерабатывающими мощно­ стями необходимо создавать эффективную рыночную инфраструктуру оптовой торговли рыботоварами как на внутрен­ нем, так и на внешнем рынках, своего ро­ да торговый центр, который полностью освободит производителей от забот по ре­ ализации продукции. Рыбопереработка и торговля рыбой при относительно небольших капитальных за­ тратах способны быстро дать деньги, не­ обходимые для дальнейшей перестройки производства и замены флота. Замена флота должна-осуществляться не только за счет приобретения траулеров за рубежом, но и путем отечественного судостроения. Для этого у нас есть и про­ изводственные возможности, и кадры, и материально-энергетические ресурсы. А современное технологическое оборудова­ ние, навигационные и поисковые приборы можно пока закупать у инофирм. Такой путь обойдется дешевле и может быть ре­ ализован в основном за счет собственных финансовых средств. А если Мурманская судоверфь органи­ зует к тому же надлежащий ремонтный сервис, то будут сняты с повестки дня многие проблемы, связанные с эксплуата­ цией флота. В наших условиях организация таких комплексов возможна при слиянии (объ­ единении) добывающих флотов с перера­ батывающими предприятиями. Этот процесс - болезненный и требует не толь­ ко понимания со стороны акционеров, но и создания определенных экономических условий, стимулирующих этот процесс. А здесь без государственной поддержки не обойтись. Ученые и специалисты считают, что сырьевые ресурсы СВА и Баренцева моря, в частности, не могут обеспечить стабиль­ ную работу рыбной отрасли Северного ре­ гиона. Промысловикам Мурмана на практике не раз приходилось сталкивать­ ся с глубокими спадами промобстановки. Они могут и повториться. Стало быть, ид­ ти в открытые районы Мирового океана рыбакам Севера придется снова. Нельзя сбрасывать со счета и проблему рынка сбыта. С уходом из зон иностранных го­ сударств, куда мы поставляли рыбопро­ дукцию, в этих странах, образовался вакуум, который рано или поздно запол­ нят другие промышленники, и тогда путь в эти зоны нам будет заказан. Сегодня только в странах Западной Африки рыб­ ный рынок оценивается в один триллион тонн, а мы из него ушли, с легкостью бро­ сили, в то время как в мировой рыночной экономике умные фирмы дерутся за каж­ дого покупателя. Рыбная отрасль Северного региона и теперь располагает богатыми возможно­ стями для восстановления океанического рыболовства. У нас есть мощные крупно- тоннажные суда с большой автономностью плавания, есть квалифицированные кадры и солидное научное обеспечение, есть цен­ ный опыт. Предложенная вашему вниманию схема структурной перестройки производства в рыбной отрасли, обладает рядом очевидных достоинств. Прежде всего она позволяет в полной мере использовать существующую материально-техническую базу и транс­ портно-энергетическую сеть бывшего ры­ бокомбината. Производственные площади достаточно реконструировать и оснастить технологическим оборудованием, необхо­ димым для производства конкурентоспо­ собной продукции. Перестройка осуществляется в основном за счет собственных финансовых средств, а за кредиты предприятия будут расплачи­ ваться не деньгами за проданные полуфаб­ рикаты (как это делается сейчас), а прибылью от реализации высококачествен­ ной продукции. Данная схема никак не ущемляет ин­ тересы регионов, крупных добывающих флотов и перерабатывающих предприятий. Напротив, она будет способствовать созда­ нию ряда крупных и средних предприятий с единой технологической цепочкой (добы­ ча, переработка и реализация). А появле­ ние новых крепких производителей - это усиление конкуренции и, как следствие, сокращение затрат и снижение цен. Предусмотренное схемой использование старого добывающего флота дает возмож­ ность сохранить рабочие места и квалифи­ цированные кадры. Обновление флота не грозит безработицей. Избыток плавсостава найдет применение своим силам и знаниям в сфере обработки и реализации рыбной продукции. Как я уже упоминал, для вывода рыб­ ной отрасли Севера из кризисной ситуации требуется серьезная государственная под­ держка. Прежде всего, это создание опре­ деленных экономических и правовых условий, способствующих переводу отрас­ ли на рыночные отношения. Речь идет о получении кредитов от западных инвесто­ ров (под залог или гарантии), о выделении отечественных льготных кредитов для ре­ конструкции береговой перерабатывающей базы, о снятии импортных пошлин на тех­ нологическое оборудование и экспортных пошлин на готовую продукцию высоких технологий, льготном налогообложении на определенный период и освобождении от налоговых штрафов предприятий, занима­ ющихся реконструкцией береговой базы, о продаже части промысловой квоты в Ба­ ренцевом море и т. д. Все льготы должны быть строго адресованы лишь для тех предприятий, которые активно и на деле занимаются реконструкцией береговой пе­ рерабатывающей базы и созданием инфра­ структуры рыбного рынка. Успех перевода рыбной отрасли на ры­ ночные отношения во многом зависит от взаимодействия между Российским Коми­ тетом по рыболовству и администрациями регионов. Более того,' от позиции и взаи­ мопонимания этих государственных струк­ тур практически зависит судьба рыбной отрасли. Мы полагаем, что в некоторых вопросах комитету следовало бы делегировать часть своих функций администрациям регионов и не заниматься мелочной опекой. Исполь­ зование сырьевых ресурсов внутренних во­ доемов, прибрежной 12-мильной зоны, определение региональной квоты вылова, вопросы лицензирования строительства, покупки, переоборудования, аренды сред­ них и малотоннажных судов - все это дол­ жно быть отдано в ведение регионам, которые лучше знают положение дел на местах. Комитету следовало бы делить квоты не между потребителями, как это делается сейчас, а между регионами, но жестко контролировать правильность их использования. Управление региональной промысловой квотой должно осуществ­ ляться на местах без какого-либо утвер­ ждения в Роскомрыболовстве. Заниматься этой работой могли бы региональный ры­ бохозяйственный совет и департамент по рыболовству, созданный при областной администрации. Правда, их полномочия надо расширить и конкретизировать. Мы считаем, что промысловая квота может послужить эффективным рычагом развития береговой перерабатывающей базы, если изменить существующий поря­ док распределения квот. Сегодня, на наш взгляд, основными критериями распределения промысловых квот должны стать, во-первых, объемы пе­ реработки сырья по новым технологиям на собственных предприятиях и поставок конкурентоспособных рыбных товаров на внешний рынок. Эти объемы должны быть полностью обеспечены промысловой кво­ той. Другой критерий - объемы поставок рыбной продукции на внутренний рынок для всех форм потребления (в том числе и из дальних районов промысла). Одним из направлений структурной перестройки рыночной экономики являет­ ся разработка в отрасли гибкой системы управления и регулирования на хозяйст­ венном и государственном уровнях. Суще­ ствующий бассейновый принцип управления производством себя полностью изжил и фактически не действует. Потеря управляемости - это один из факторов приведших рыбную отрасль к кризису. Полагаем, что на государственном уровне задачу управления сможет выпол­ нить департамент (комитет) по рыболов­ ству при администрациях регионов, если повысить их статус и самостоятельность. В частности, было бы целесообразно рас­ смотреть вопрос о двойном подчинении де­ партамента: Роскомрыболовству и администрации области, четко поделив функции и права, передаваемые ему сто­ ронами. При таком статусе департаменту будет проще решать вопросы управления, охраны и воспроизводства сырьевых ре­ сурсов, иные проблемы рыбной отрасли. Что касается управления производст­ вом на хозяйственном уровне, то здесь, на наш взгляд, следует идти по пути созда­ ния финансово-промышленных групп. Это направление позволяет сконцентрировать финансовый, промышленный и торговый капиталы (при решающей роли б анк а ), иметь собственные финансовые ресурсы для структурной перестройки производст­ ва. Естественно, что создание финансово­ промышленных групп повлечет за собой определенное ограничение самостоятель­ ности предприятий, но ради спасения от­ расли на это следует пойти. Конечно, дело это новое, опыта нет, но его следует на­ чинать, пусть с трудом, пусть с ошибка­ ми, но это - движение вперед, это - рыночная структура. Сегодня у нас нет механизма, чтоб ко­ ординировать деятельность предприятий рыбной отрасли, и мы предлагаем создать для этой цели межрегиональный Совет с участием специалистов Роскомрыболовст- ва. Это позволит оперативно и согласован­ но решать все проблемы, возникающие в рыбной отрасли региона. • (Публикуется в сокращ ен ии .) )

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz