Рыбный Мурман. 1994 г. Июль.
ё 4 ооос № 26 (4522) 1 - 6 июля 1994 года 3 0 0 0 0 0 Будущее А Научно-практическая конференция НЕОБХОДИМА РЫБНОЙ ОТРАСЛИ по мнению главы администрации Мурманской области Евгения Комарова - В народном хозяйстве Мурманской области рыбная отрасль и теперь за нимает ведущее место, на ее долю приходится 22 процента общеобластного объема производства. Мурманск является главной портовой базой рыбаков, здесь сосредоточены основные производственные мощности и почти вся инф раструктура рыбной отрасли Северного региона. А если учесть, что около 90% городского и солидная часть областного бюджета пополняется за счет предприятий рыбной промышленности, станут очевидными та заинтересован ность и внимание, которые уделяет администрация области к судьбе рыбного хозяйства Севера. Представляется, что выход из кризиса рыбной отрасли будет облегчен, если мы сумеем выбрать приоритетное направле ние перестройки производства, т. е. на правление, которое бы дало максимальный экономический эффект и базировалось на оптимальном соотношении собственных и заемных ресурсов. Хочу добавить, что решения нашей конференции лягут в основу для разработ ки региональной программы перевода от расли на рыночные отношения. Эта программа будет учитывать интересы трех наших регионов - Мурманска, Архангель ска и Карелии. Администрация области го това выступить организатором и координатором разработки. Теперь о позиции, которую занимает администрация Мурманской области в свя зи с поэтапным переводом рыбной отрасли на рыночные отношения. На первом этапе предлагается широко развернуть рыночные структуры для ис пользования сырьевых ресурсов в при брежной 12-мильной зоне всех морей, прилегающих к побережью России. На этом этапе, как мы считаем, следует ис пользовать и ресурсы внутренних водо емов Кольского полуострова. Чтобы дело пошло необходимо создать благоприятные экономические и правовые условия для формирования любительского, промыш ленного, прибрежного рыболовства и мор ских ферм. Второй этап - это перевод на рыночные отношения рыболовства в 200- мильной зоне, где получат широкое поле деятельности малые, средние и крупные акционерные общества. На третьем этапе включается в рынок дальнее океаническое рыболовство. Реализация первого этапа в нашей об ласти должна дать толчок к возрождению заброшенных ныне прибрежных рыбацких поселков, предоставить рабочие места ме стному населению, оттянуть из городов часть высвобождающейся рабочей силы, а, главное, обеспечить население области де шевой рыбной продукцией. Курс на вос становление прибрежного лова уже находит поддержку среди предпринимате лей, администраций районов и местного населения. Сложнее обстоит дело с перспективой использования сырьевых ресурсов в 200- мильной зоне и в открытой части Мирового океана. Ясно, что начинать надо с изуче ния и прогнозирования рынка рыботоваров. Только после этого можно, не боясь про вала, создавать такую перерабатывающую базу и такой добывающий флот, которые бы соответствовали запросам рынка. По мнению многих специалистов при оритет должен быть отдан перестройке ры боперерабатывающей базы в местах базирования флота и потребления продук ции, а также оснащению ее новейшими технологиями для производства товаров, удовлетворяющих спрос потребителей по качеству и ассортименту. В Мурманске такая база может быть создана путем ре конструкции предприятий бывшего рыбо комбината и строительства новых производств. Ведь главные деньги, при быль на рынке дает реализация не сырья или полуфабрикатов, а именно готовой продукции. Наряду с перерабатывающими мощно стями необходимо создавать эффективную рыночную инфраструктуру оптовой торговли рыботоварами как на внутрен нем, так и на внешнем рынках, своего ро да торговый центр, который полностью освободит производителей от забот по ре ализации продукции. Рыбопереработка и торговля рыбой при относительно небольших капитальных за тратах способны быстро дать деньги, не обходимые для дальнейшей перестройки производства и замены флота. Замена флота должна-осуществляться не только за счет приобретения траулеров за рубежом, но и путем отечественного судостроения. Для этого у нас есть и про изводственные возможности, и кадры, и материально-энергетические ресурсы. А современное технологическое оборудова ние, навигационные и поисковые приборы можно пока закупать у инофирм. Такой путь обойдется дешевле и может быть ре ализован в основном за счет собственных финансовых средств. А если Мурманская судоверфь органи зует к тому же надлежащий ремонтный сервис, то будут сняты с повестки дня многие проблемы, связанные с эксплуата цией флота. В наших условиях организация таких комплексов возможна при слиянии (объ единении) добывающих флотов с перера батывающими предприятиями. Этот процесс - болезненный и требует не толь ко понимания со стороны акционеров, но и создания определенных экономических условий, стимулирующих этот процесс. А здесь без государственной поддержки не обойтись. Ученые и специалисты считают, что сырьевые ресурсы СВА и Баренцева моря, в частности, не могут обеспечить стабиль ную работу рыбной отрасли Северного ре гиона. Промысловикам Мурмана на практике не раз приходилось сталкивать ся с глубокими спадами промобстановки. Они могут и повториться. Стало быть, ид ти в открытые районы Мирового океана рыбакам Севера придется снова. Нельзя сбрасывать со счета и проблему рынка сбыта. С уходом из зон иностранных го сударств, куда мы поставляли рыбопро дукцию, в этих странах, образовался вакуум, который рано или поздно запол нят другие промышленники, и тогда путь в эти зоны нам будет заказан. Сегодня только в странах Западной Африки рыб ный рынок оценивается в один триллион тонн, а мы из него ушли, с легкостью бро сили, в то время как в мировой рыночной экономике умные фирмы дерутся за каж дого покупателя. Рыбная отрасль Северного региона и теперь располагает богатыми возможно стями для восстановления океанического рыболовства. У нас есть мощные крупно- тоннажные суда с большой автономностью плавания, есть квалифицированные кадры и солидное научное обеспечение, есть цен ный опыт. Предложенная вашему вниманию схема структурной перестройки производства в рыбной отрасли, обладает рядом очевидных достоинств. Прежде всего она позволяет в полной мере использовать существующую материально-техническую базу и транс портно-энергетическую сеть бывшего ры бокомбината. Производственные площади достаточно реконструировать и оснастить технологическим оборудованием, необхо димым для производства конкурентоспо собной продукции. Перестройка осуществляется в основном за счет собственных финансовых средств, а за кредиты предприятия будут расплачи ваться не деньгами за проданные полуфаб рикаты (как это делается сейчас), а прибылью от реализации высококачествен ной продукции. Данная схема никак не ущемляет ин тересы регионов, крупных добывающих флотов и перерабатывающих предприятий. Напротив, она будет способствовать созда нию ряда крупных и средних предприятий с единой технологической цепочкой (добы ча, переработка и реализация). А появле ние новых крепких производителей - это усиление конкуренции и, как следствие, сокращение затрат и снижение цен. Предусмотренное схемой использование старого добывающего флота дает возмож ность сохранить рабочие места и квалифи цированные кадры. Обновление флота не грозит безработицей. Избыток плавсостава найдет применение своим силам и знаниям в сфере обработки и реализации рыбной продукции. Как я уже упоминал, для вывода рыб ной отрасли Севера из кризисной ситуации требуется серьезная государственная под держка. Прежде всего, это создание опре деленных экономических и правовых условий, способствующих переводу отрас ли на рыночные отношения. Речь идет о получении кредитов от западных инвесто ров (под залог или гарантии), о выделении отечественных льготных кредитов для ре конструкции береговой перерабатывающей базы, о снятии импортных пошлин на тех нологическое оборудование и экспортных пошлин на готовую продукцию высоких технологий, льготном налогообложении на определенный период и освобождении от налоговых штрафов предприятий, занима ющихся реконструкцией береговой базы, о продаже части промысловой квоты в Ба ренцевом море и т. д. Все льготы должны быть строго адресованы лишь для тех предприятий, которые активно и на деле занимаются реконструкцией береговой пе рерабатывающей базы и созданием инфра структуры рыбного рынка. Успех перевода рыбной отрасли на ры ночные отношения во многом зависит от взаимодействия между Российским Коми тетом по рыболовству и администрациями регионов. Более того,' от позиции и взаи мопонимания этих государственных струк тур практически зависит судьба рыбной отрасли. Мы полагаем, что в некоторых вопросах комитету следовало бы делегировать часть своих функций администрациям регионов и не заниматься мелочной опекой. Исполь зование сырьевых ресурсов внутренних во доемов, прибрежной 12-мильной зоны, определение региональной квоты вылова, вопросы лицензирования строительства, покупки, переоборудования, аренды сред них и малотоннажных судов - все это дол жно быть отдано в ведение регионам, которые лучше знают положение дел на местах. Комитету следовало бы делить квоты не между потребителями, как это делается сейчас, а между регионами, но жестко контролировать правильность их использования. Управление региональной промысловой квотой должно осуществ ляться на местах без какого-либо утвер ждения в Роскомрыболовстве. Заниматься этой работой могли бы региональный ры бохозяйственный совет и департамент по рыболовству, созданный при областной администрации. Правда, их полномочия надо расширить и конкретизировать. Мы считаем, что промысловая квота может послужить эффективным рычагом развития береговой перерабатывающей базы, если изменить существующий поря док распределения квот. Сегодня, на наш взгляд, основными критериями распределения промысловых квот должны стать, во-первых, объемы пе реработки сырья по новым технологиям на собственных предприятиях и поставок конкурентоспособных рыбных товаров на внешний рынок. Эти объемы должны быть полностью обеспечены промысловой кво той. Другой критерий - объемы поставок рыбной продукции на внутренний рынок для всех форм потребления (в том числе и из дальних районов промысла). Одним из направлений структурной перестройки рыночной экономики являет ся разработка в отрасли гибкой системы управления и регулирования на хозяйст венном и государственном уровнях. Суще ствующий бассейновый принцип управления производством себя полностью изжил и фактически не действует. Потеря управляемости - это один из факторов приведших рыбную отрасль к кризису. Полагаем, что на государственном уровне задачу управления сможет выпол нить департамент (комитет) по рыболов ству при администрациях регионов, если повысить их статус и самостоятельность. В частности, было бы целесообразно рас смотреть вопрос о двойном подчинении де партамента: Роскомрыболовству и администрации области, четко поделив функции и права, передаваемые ему сто ронами. При таком статусе департаменту будет проще решать вопросы управления, охраны и воспроизводства сырьевых ре сурсов, иные проблемы рыбной отрасли. Что касается управления производст вом на хозяйственном уровне, то здесь, на наш взгляд, следует идти по пути созда ния финансово-промышленных групп. Это направление позволяет сконцентрировать финансовый, промышленный и торговый капиталы (при решающей роли б анк а ), иметь собственные финансовые ресурсы для структурной перестройки производст ва. Естественно, что создание финансово промышленных групп повлечет за собой определенное ограничение самостоятель ности предприятий, но ради спасения от расли на это следует пойти. Конечно, дело это новое, опыта нет, но его следует на чинать, пусть с трудом, пусть с ошибка ми, но это - движение вперед, это - рыночная структура. Сегодня у нас нет механизма, чтоб ко ординировать деятельность предприятий рыбной отрасли, и мы предлагаем создать для этой цели межрегиональный Совет с участием специалистов Роскомрыболовст- ва. Это позволит оперативно и согласован но решать все проблемы, возникающие в рыбной отрасли региона. • (Публикуется в сокращ ен ии .) )
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz