Рыбный Мурман. 1994 г. Июль.

12 ооос № 26 (4522) 1 - 6 июля 1994 года 300-летие российского флота ■ в >осток постоянно притяги­ вал к себе русского чело­ века. Отважные русские мореплаватели Дежнев, Беринг и Чириков, Федоров и Гвоздев по­ знакомили мир с северной час­ тью Тихого океана, а к середине 60-х годов XYIII столетия рус­ ские открыли и обследовали Але­ утские острова и полуостров Аляска. Предприимчивый купец из Сибири Г. И. Шелехов, чело­ век, безусловно, с государствен­ ным мышлением, в конце XYIII века организовал промысловую компанию по вывозу пушнины, моржовых клыков и т. п. Он меч­ тал видеть “ Русскую Америку“ многолюдной и процветающей со столицей Славороссией. На Але­ утских островах и островах Афогнак и Кадьяк он основал первые русские колонии. И глав­ ным для него было отнюдь не личная нажива, а закрепление за Россией открытых ее сынами зе­ мель в Тихом океане. Развивающееся хозяйство “Русской Америки“ требовало доставки необходимых материа­ лов и оборудования в колонии, пушнины - в Китай. Но неболь­ шие промысловые суда, находив­ шиеся в распоряжении компании, не могли справиться с этими задачами. Не под силу им было тягаться с американскими и английскими контрабандиста­ ми, которые, снабжая индейское население оружием, подстрекали его к вооруженным выступлени­ ям против русских. Фактически промысловые угодья, да и сами русские поселения охраной не обеспечивались. Выход был только один: направить в Тихий океан из Кронштадта военные и торговые корабли. Но путешест­ вие вокруг света для русского флота стало возможным только к началу XIX века. Русские мореплаватели в первой половине XIX века совер­ шили 38 кругосветных путеше­ ствий, что значительно больше, чем англичане и французы. Целью кругосветных плаваний было изучение торговли различ­ ных стран и установление проч­ ных связей с Японией и Китаем. Вместе с тем надо было показать преимущество доставки товаров из Петербурга на Камчатку и в “Русскую Америку “ морским путем. И первая кругосветная экспедиция <1803-1806 гг .), ко­ торую возглавили И. Ф. Крузен­ штерн и Ю. Ф. Лисянский, убедительно доказала это. Идея кругосветных сообще­ ний с дальневосточными окраи­ нами России родилась в первой половине XYIII века. Президен­ том Адмиралтейства адмиралом Н. Ф. Головиным и адмиралом Сандерсом было предложено от­ править корабли на Камчатку через мыс Горн. По их глубоко­ му убеждению, плавание из Пе­ тербурга до западного берега Северной Америки заняло бы не более одного года, тогда как для того, чтобы добраться до Камчат­ ки сушей, понадобилось не ме­ нее двух лет. Невыгодной была и русская меховая торговля с Китаем, пользовавшаяся сухопутным пу­ тем через всю Сибирь. Прожив­ ший целый год в Китае Иван Федорович Крузенштерн познал все тонкости торговли европей­ ских купцов в Кантоне. Уже в дороге при возвращении в Евро­ пу он разрабатывает проект пер­ вой русской кругосветной экспедиции. “Владеть Камчат­ кою и Алеутскими островами по­ дает уповательно средство к пробуждению Российской торгов­ ли от дремоты, в коей искусная политика торгующих Европей­ ских старалась долгое время усыплять ее с удачным успехом “ - писал он в своем проекте в 1799 году. Предоставив монопо­ лию на торговлю морем ино­ странцам, Россия тем самым отказывалась от больших прибы­ лей, которые она могла бы иметь от торговли пушниной. Для того, чтобы России стать монополистом в торговле морем, Крузенштерн предлагал отпра­ вить из Кронштадта пару кораб­ лей с инструментами и оснасткой, необходимыми для построения судов, а также взять искусных корабелов и учителей мореплавания. По замыслу уче­ ного, русские поселенцы в Аме­ рике смогли бы построить суда для перевозки мехов морем не­ посредственно в Кантон и воз­ вращаться оттуда с нужными для себя товарами. Прибывающие из России корабли в Кантон, погру­ зив китайские товары, могли бы заходить в Индию или Батавию для приобретения экзотических предметов. “Чрез сие можно бы было достигнуть до того, чтобы мы не имели более надобности платить англичанам, датчанам и шведам ве­ ликие суммы за Ост-Индские и Китайские товары. При таковых мерах скоро бы пришли Россияне в состояние снабжать сими товарами и немецкую землю дешевле, неже­ ли англичане, датчане и шведы “ , - убеждал Крузенштерн министра военно-морских сил графа Кушеле- ва. Посредством дальних плаваний он пытался довести русский флот до уровня лучших флотов мира. Он предлагал принимать в Морской ветра 25 марта 1804 года они поте­ ряли друг друга из виду. С этого дня началось раздельное плавание “Надежды“ и “Невы“ . “Надежда“ устремилась к Маркизским остро­ вам, а “Нева“ направилась к ост­ рову Пасхи. 21 апреля Лисянский подплыл к заливу Кука. Получив в обмен на подарки (бутылки, ткань и ножи) от островитян бананы, ба­ таты и сахарный тростник, путеше­ ственники в тот же вечер взяли курс на Маркизские острова. Ли­ сянский составил карту острова Пасхи, более точную, чем сущест­ вовавшие ранее. А Крузенштерн был в то время ский характер. Устанавливать торговые и дипломатические отно­ шения с Японией пытались еще при Екатерине И. И был тогда хо­ роший предлог: вернуть на родину спасенных японцев при корабле­ крушении у Алеутских островов. (Состоялась экспедиция в 1792-1793 г.г. Начальником экспедиции был сын академика Э. Лаксмана Адам Лаксман, который побывал в глав­ ном городе острова Хоккайдо - Матсмае. Японские власти мило­ стиво объявили, что одному русско­ му кораблю разрешается посетить Нагасаки для продолжения перего­ воров. 45 человек, преимущественно женщин, было обращено в раб­ ство. Разгрузив товары, Лисянский приготовился к отплытию, но встречные ветры и туманы за ­ держали корабль на *месте на целый месяц, и только 20 авгу­ ста “Нева“ вошла в Ситхинский залив. Сюда же прибыло меся­ цем позже судно Ермак “ , до­ ставившее отряд в 9б0 человек во главе с Барановым. Требова­ ния главного управителя “Рус­ ской Америки “ освободить пленных индейцы отвергли, по­ сле чего вблизи укрепления ко- ПЕРВОЕ КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ РОССИЯН кадетский корпус, который он сам окончил в 1788 году, юношей из разных сословий. Проект Крузенштерна не на­ шел понимания среди консерва­ тивно настроенных адмиралов, а один из них - адмирал Ханыков, к мнению которого прислушивались, предлагал нанять английских мат­ росов, считая, что русским круго­ светные путешествия не по плечу. И проект был отвергнут. Тщетны­ ми оказались попытки Ивана Фе­ доровича заинтересовать своим проектом торговые круги. К его счастью, на смену Кушелеву при­ шел адмирал Мордвинов. В 1802 году ученый отсылает проект ново­ му министру, у которого замыслы Крузенштерна вызвали живой ин­ терес и встретили одобрение. “З а ­ писки ваши, - сообщал ему министр, - нахожу во многих час­ тях полезными и достойными мо­ наршего внимания и только избираю удобный случай, дабы с пользой вашей доложить о них“ . В июле 1802 года Мордвинов вызвал Крузенштерна в Петербург и в беседе с ним заявил, что автор проекта должен стать и его испол­ нителем, иначе предприятие не со­ стоится. Но в это время жена Крузенштерна ждала первенца, а сам Иван Федорович намеревался оставить службу, чтобы посвятить себя семье. “Я чувствовал обязан­ ность к отечеству в полной мере и решился принести ему в жертву. Мысль сделаться полезным, к че­ му стремилось всегда мое жела­ ние, меня подкрепляла“ , вспоминал впоследствии Крузенш­ терн. 7 августа 1802 года вышел указ о снаряжении экспедиции. Помощ­ ником Крузенштерна и команди­ ром одного из кораблей стал Ю. Ф. Лисянский, знакомый ему по совместным летним учебным плаваниям во время учебы в Мор­ ском кадетском корпусе. И ровно через год, 7 августа 1803 года, два корабля - “Надеж­ да “ и “Нева“ - подняли паруса. Через 10 дней оба судна прибыли в Копенгаген за грузом для “Рус­ ской Америки“ . 20 октября экспе­ диция достигла Канарских островов, где она пробыла около одной недели. Проведя астрономи­ ческие наблюдения острова Тене­ риф и сделав запасы мяса, овощей, фруктов и вина, корабли снялись с якоря и направились к берегам Бразилии. В Атлантиче­ ском океане,’в тропических широ­ тах, Лисянским было установлено экваториальное противотечение, что явилось открытием в гидрогра­ фии. Первым в истории гидрогра­ фии Крузенштерн подметил три важные особенности экваториаль­ ных течений: 1. Изменение границ течений в зависимости от времени года. 2. Разность в скоростях течения на внешней и внутренней грани­ цах. 3. Возрастание скорости тече­ ний по мере их продвижения с во­ стока на запад. Завершив плавание вокруг Южной Америки и обойдя мыс Горн, корабли взяли курс на севе­ ро-запад. Из-за тумана и сильного уже вблизи Маркизских островов. 7 мая “Надежда“ подошла к острову Нукагива и на следующий день встала на якорь в порту Анна-Ма- рия. Здесь команда сделала боль­ шой запас кокосовых орехов. Островитяне получили в дар семе­ на европейских растений, живых кур и уток. Среди коренных жите­ лей острова оказались два европей­ ца: англичанин Робертс, высаженный 7 лет назад взбунто­ вавшимися матросами, и француз из Бордо, добровольно покинувший свой корабль. Англичанин не успел еще забыть родного языка и слу­ жил переводчиком нашим морякам при общении с местными жителя­ ми. Француз с трудом говорил на родном языке. Вся их одежда состо­ яла из узкого пояса, а тела и лица были покрыты татуировкой. Оба были женаты, причем француз имел двух жен. Еще неделю длилось пребыва­ ние россиян у дружелюбного остро­ ва. Наших моряков покорили честность и вежливость островитян. “Сии островитяне, - писал Лисян­ ский, - обходились с нами, как бы со старинными своими знакомыми или друзьями. Они весьма честно меняли свои плоды и другие редко­ сти, даже так были вежливы, что каждый из них желая возвратиться на берег, просил у меня на то по­ зволения “ . 18 мая руская эскадра взяла курс к Гавайским (Сандвичевым) островам. Крузенштерном и Лисянским был внесен значительный научный вклад в изучение Маркизских ост­ ровов. Ими были установлены мес­ тные названия отдельных островов, которые сохранились на картах до наших дней. Ученые-мореплавате­ ли уточнили географическое поло­ жение всей группы островов и создали новую карту Маркизских островов, которая вошла в Атлас к путешествию вокруг света капита­ на Крузенштерна , сняли планы заливов Анны-Марии и Чичагова. Крузенштерном и Лисянским было дано первое этнографическое опи­ сание острова Нукагива. Не оста­ лись в стороне от научных изысканий и русские матросы, ко­ торые собрали уникальную коллек- § ию оружия, орудий и предметов ыта местных жителей. 7 июня “Надежда “ и “Нева“ подошли к Гавайским островам. У самого большого острова Гавайи они приобрели у туземцев за высо­ кую цену плоды и маленького по­ росенка. За свои продукты гавайские “купцы “ требовали только сукно; так, пожалуй, они могли раздеть всю команду. После еще одной неудачной попытки за­ пастись провиантом Крузенштерн решил направиться к берегам Кам­ чатки. 10 .июня корабли расста­ лись. 15 июля “Надежда “ бросила якорь в Петропавловской бухте. Первое русское судно, пришедшее из Балтики, было встречено салю­ том из 11 выстрелов: груз был бла­ гополучно доставлен до места назначения. Спустя 3 месяца “Надежда “ взяла курс на Японию. Это плава­ ние носило полигико-экономиче- И вот через 10 лет Резанов был уполномочен русским правительст­ вом “продолжить переговоры “ . Пребывание в Нагасаки длилось более 6 месяцев. Крузенштерн ис­ правлял и уточнял карту тех мест, на корабле ежедневно проводились метеорологические наблюдения. Японский император отказался принять подарки и письмо русского императора. В благодарность за спасение японцев и гостеприимст­ во, оказанное им в России, губер­ натор обеспечил команду корабля бесплатным питанием на 2 месяца, расходы на содержание экипажа в течение 6 месяцев взяло на себя японское правительство, команде были бесплатно выданы материалы для ремонта корабля. Офицеры в качестве подарков получили 2 ты­ сячи шелковых ковриков, а коман­ да - 100 мешков риса и 2 тысячи мешочков соли; и японцы постави­ ли при том непременное условие: русские корабли не должны прихо­ дить в Японию. “Надежда “ вскоре возвращает­ ся в Петропавловск через Япон­ ское и бхотское моря. Кстати, своим названием и гоаницами Японское море обязано Крузенш­ терну. Картографические работы продолжались и во время плавания у Курильских островов. Через ме­ сяц после возвращения в Петро­ павловск “Надежда “ отплыла к Сахалину и только 30 августа бро­ сила якорь в Петропавловской га­ вани. 9 октября 1805 года с грузом пушнины Российско-Американской компании “Надежда “ взяла курс на Кантон. У Лисянского был иной марш­ рут плавания. В отличие от Кру­ зенштерна ему удалось у берегов Гавайи купить по сходной цене большое количество свиней, кур, кокосовых орехов и многое другое. 16 июня “Нева“ отплыла к остро­ ву Кауаи, у берегов которого через 2 дня Лисянский принимал k o i острова Томари и подарил ему t ковое одеяло и безделушки. Но ко­ роль Томари просил защиты от короля Томи-оми, захватившего в то время все Гавайские острова, за исключением Кауаи. Томари про­ сился в российское подданство. По ходатайству главного управителя “Русской Амепики“ Баранова жи­ тели острова Кауаи и половины ос­ трова Оаху были приняты в российское подданство. На Кауаи русскими были заложены три кре­ пости. Но только всего лишь год развевался на острове русский флаг. Оставленный без гарнизона, Кауаи был захвачен американца­ ми? От Гавайских островов путь “Невы“ лежал к острову Кадьяк. Через три недели она уже была у места назначения, на оазе Россий­ ско-Американской компании. Из полученного на следующий день письма от Баранова Лисянский уз­ нает, что индейцы из пле­ мени колошей, подстрекаемые американцами, вместе с матросами пиратского судна напали на Ар­ хангельскую крепость на острове Ситха. Люди, находившиеся в то время в крепости, большей частью были перерезаны от мала до вели­ ка. 36 человекам удалось бежать. лошей был высажен десант. Здесь же соорудили редут и ус­ тановили пушки, крепость на- >екли Новоархангельском, взятием старой крепости руко­ водил лично Баранов. Не лиш­ ним будет сказать, в этой операции русских поддержало и местное население острова Кадьяк и Аляски. За время пребывания у Ново- архангельска Лисянским была составлена карта и определено географическое положение Сит- хинского архипелага и омываю­ щих его заливов. По совету Лисянского центр управления русскими колониями с острова Кадьяк был перенесен в Ново- архангельск. Крепость, воздвиг­ нутая на высокой горе в глубине Ситхинского залива, казалась неприступной. Город со всех сторон был защищен от ветров. Окружавший Новоархангельск лес был богат пушным зверем и мог быть использован для строи­ тельства кораблей. После Ситхинского архипе­ лага Лисянский исследует ост­ ров Кадьяк и только на следующий год “Нева“ , нагру­ женная мехами, направилась в Кантон. Три месяца длилось плавание. При подходе к Канто­ ну Лисянский узнал от китай­ цев, подплывших на джонке к “Неве“ , что “Надежда “ уже больше недели дожидается свою спутницу вблизи города Макао. Оставив лучшие шкурки боб­ ров и чернобурых лисиц для продажи в Петербурге и Моск­ ве, остальные меха они пустили в продажу, получив за них 200 тысяч рублей золотом. На по­ купку шелка, фарфора и чая в Кантоне Крузенштерн и Лисян­ ский затратили 150 тысяч руб­ лей. 9 февраля 1806 года “На­ дежда и “Нева“ вышли в море, а 15 апреля в Индийском океане их опять разлучил туман. В Кронштадт “Нева“ возвра­ тилась 5 августа, “Надежда “ - двумя неделями позже. Так за­ кончилось первое кругосветное путешествие россиян. Велики заслуги двух талантливых рус­ ских ученых и отважных море­ плавателей перед Россией. Их новые методы изучения природы океанов легли в основу новой науки - океанографии. Первое кругосветное путешествие рос­ сиян - это новая эпоха в карто­ графии Тихого океана. Достаточно сказать, что знаме­ нитый “Атлас Южного моря“ Крузенштерна на протяжении всего XIX столетия был единст­ венным практическим пособием для плавания по Тихому океану. Первое кругосветное путешест­ вие россиян - это важные от­ крытия в гидрографии, это новые острова на карте мира, это научное объяснение некогда загадочных явлений. Первое кругосветное путешествие рос­ сиян - поистине яркая страница в истории русского флота и рус­ ской науки. Владимир ХОРИН. шшшшвяшшяшшшшшяшшашяшяшшшяшяшшяшаяшш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz