Рыбный Мурман. 1994 г. Июль.
12 ооос № 26 (4522) 1 - 6 июля 1994 года 300-летие российского флота ■ в >осток постоянно притяги вал к себе русского чело века. Отважные русские мореплаватели Дежнев, Беринг и Чириков, Федоров и Гвоздев по знакомили мир с северной час тью Тихого океана, а к середине 60-х годов XYIII столетия рус ские открыли и обследовали Але утские острова и полуостров Аляска. Предприимчивый купец из Сибири Г. И. Шелехов, чело век, безусловно, с государствен ным мышлением, в конце XYIII века организовал промысловую компанию по вывозу пушнины, моржовых клыков и т. п. Он меч тал видеть “ Русскую Америку“ многолюдной и процветающей со столицей Славороссией. На Але утских островах и островах Афогнак и Кадьяк он основал первые русские колонии. И глав ным для него было отнюдь не личная нажива, а закрепление за Россией открытых ее сынами зе мель в Тихом океане. Развивающееся хозяйство “Русской Америки“ требовало доставки необходимых материа лов и оборудования в колонии, пушнины - в Китай. Но неболь шие промысловые суда, находив шиеся в распоряжении компании, не могли справиться с этими задачами. Не под силу им было тягаться с американскими и английскими контрабандиста ми, которые, снабжая индейское население оружием, подстрекали его к вооруженным выступлени ям против русских. Фактически промысловые угодья, да и сами русские поселения охраной не обеспечивались. Выход был только один: направить в Тихий океан из Кронштадта военные и торговые корабли. Но путешест вие вокруг света для русского флота стало возможным только к началу XIX века. Русские мореплаватели в первой половине XIX века совер шили 38 кругосветных путеше ствий, что значительно больше, чем англичане и французы. Целью кругосветных плаваний было изучение торговли различ ных стран и установление проч ных связей с Японией и Китаем. Вместе с тем надо было показать преимущество доставки товаров из Петербурга на Камчатку и в “Русскую Америку “ морским путем. И первая кругосветная экспедиция <1803-1806 гг .), ко торую возглавили И. Ф. Крузен штерн и Ю. Ф. Лисянский, убедительно доказала это. Идея кругосветных сообще ний с дальневосточными окраи нами России родилась в первой половине XYIII века. Президен том Адмиралтейства адмиралом Н. Ф. Головиным и адмиралом Сандерсом было предложено от править корабли на Камчатку через мыс Горн. По их глубоко му убеждению, плавание из Пе тербурга до западного берега Северной Америки заняло бы не более одного года, тогда как для того, чтобы добраться до Камчат ки сушей, понадобилось не ме нее двух лет. Невыгодной была и русская меховая торговля с Китаем, пользовавшаяся сухопутным пу тем через всю Сибирь. Прожив ший целый год в Китае Иван Федорович Крузенштерн познал все тонкости торговли европей ских купцов в Кантоне. Уже в дороге при возвращении в Евро пу он разрабатывает проект пер вой русской кругосветной экспедиции. “Владеть Камчат кою и Алеутскими островами по дает уповательно средство к пробуждению Российской торгов ли от дремоты, в коей искусная политика торгующих Европей ских старалась долгое время усыплять ее с удачным успехом “ - писал он в своем проекте в 1799 году. Предоставив монопо лию на торговлю морем ино странцам, Россия тем самым отказывалась от больших прибы лей, которые она могла бы иметь от торговли пушниной. Для того, чтобы России стать монополистом в торговле морем, Крузенштерн предлагал отпра вить из Кронштадта пару кораб лей с инструментами и оснасткой, необходимыми для построения судов, а также взять искусных корабелов и учителей мореплавания. По замыслу уче ного, русские поселенцы в Аме рике смогли бы построить суда для перевозки мехов морем не посредственно в Кантон и воз вращаться оттуда с нужными для себя товарами. Прибывающие из России корабли в Кантон, погру зив китайские товары, могли бы заходить в Индию или Батавию для приобретения экзотических предметов. “Чрез сие можно бы было достигнуть до того, чтобы мы не имели более надобности платить англичанам, датчанам и шведам ве ликие суммы за Ост-Индские и Китайские товары. При таковых мерах скоро бы пришли Россияне в состояние снабжать сими товарами и немецкую землю дешевле, неже ли англичане, датчане и шведы “ , - убеждал Крузенштерн министра военно-морских сил графа Кушеле- ва. Посредством дальних плаваний он пытался довести русский флот до уровня лучших флотов мира. Он предлагал принимать в Морской ветра 25 марта 1804 года они поте ряли друг друга из виду. С этого дня началось раздельное плавание “Надежды“ и “Невы“ . “Надежда“ устремилась к Маркизским остро вам, а “Нева“ направилась к ост рову Пасхи. 21 апреля Лисянский подплыл к заливу Кука. Получив в обмен на подарки (бутылки, ткань и ножи) от островитян бананы, ба таты и сахарный тростник, путеше ственники в тот же вечер взяли курс на Маркизские острова. Ли сянский составил карту острова Пасхи, более точную, чем сущест вовавшие ранее. А Крузенштерн был в то время ский характер. Устанавливать торговые и дипломатические отно шения с Японией пытались еще при Екатерине И. И был тогда хо роший предлог: вернуть на родину спасенных японцев при корабле крушении у Алеутских островов. (Состоялась экспедиция в 1792-1793 г.г. Начальником экспедиции был сын академика Э. Лаксмана Адам Лаксман, который побывал в глав ном городе острова Хоккайдо - Матсмае. Японские власти мило стиво объявили, что одному русско му кораблю разрешается посетить Нагасаки для продолжения перего воров. 45 человек, преимущественно женщин, было обращено в раб ство. Разгрузив товары, Лисянский приготовился к отплытию, но встречные ветры и туманы за держали корабль на *месте на целый месяц, и только 20 авгу ста “Нева“ вошла в Ситхинский залив. Сюда же прибыло меся цем позже судно Ермак “ , до ставившее отряд в 9б0 человек во главе с Барановым. Требова ния главного управителя “Рус ской Америки “ освободить пленных индейцы отвергли, по сле чего вблизи укрепления ко- ПЕРВОЕ КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ РОССИЯН кадетский корпус, который он сам окончил в 1788 году, юношей из разных сословий. Проект Крузенштерна не на шел понимания среди консерва тивно настроенных адмиралов, а один из них - адмирал Ханыков, к мнению которого прислушивались, предлагал нанять английских мат росов, считая, что русским круго светные путешествия не по плечу. И проект был отвергнут. Тщетны ми оказались попытки Ивана Фе доровича заинтересовать своим проектом торговые круги. К его счастью, на смену Кушелеву при шел адмирал Мордвинов. В 1802 году ученый отсылает проект ново му министру, у которого замыслы Крузенштерна вызвали живой ин терес и встретили одобрение. “З а писки ваши, - сообщал ему министр, - нахожу во многих час тях полезными и достойными мо наршего внимания и только избираю удобный случай, дабы с пользой вашей доложить о них“ . В июле 1802 года Мордвинов вызвал Крузенштерна в Петербург и в беседе с ним заявил, что автор проекта должен стать и его испол нителем, иначе предприятие не со стоится. Но в это время жена Крузенштерна ждала первенца, а сам Иван Федорович намеревался оставить службу, чтобы посвятить себя семье. “Я чувствовал обязан ность к отечеству в полной мере и решился принести ему в жертву. Мысль сделаться полезным, к че му стремилось всегда мое жела ние, меня подкрепляла“ , вспоминал впоследствии Крузенш терн. 7 августа 1802 года вышел указ о снаряжении экспедиции. Помощ ником Крузенштерна и команди ром одного из кораблей стал Ю. Ф. Лисянский, знакомый ему по совместным летним учебным плаваниям во время учебы в Мор ском кадетском корпусе. И ровно через год, 7 августа 1803 года, два корабля - “Надеж да “ и “Нева“ - подняли паруса. Через 10 дней оба судна прибыли в Копенгаген за грузом для “Рус ской Америки“ . 20 октября экспе диция достигла Канарских островов, где она пробыла около одной недели. Проведя астрономи ческие наблюдения острова Тене риф и сделав запасы мяса, овощей, фруктов и вина, корабли снялись с якоря и направились к берегам Бразилии. В Атлантиче ском океане,’в тропических широ тах, Лисянским было установлено экваториальное противотечение, что явилось открытием в гидрогра фии. Первым в истории гидрогра фии Крузенштерн подметил три важные особенности экваториаль ных течений: 1. Изменение границ течений в зависимости от времени года. 2. Разность в скоростях течения на внешней и внутренней грани цах. 3. Возрастание скорости тече ний по мере их продвижения с во стока на запад. Завершив плавание вокруг Южной Америки и обойдя мыс Горн, корабли взяли курс на севе ро-запад. Из-за тумана и сильного уже вблизи Маркизских островов. 7 мая “Надежда“ подошла к острову Нукагива и на следующий день встала на якорь в порту Анна-Ма- рия. Здесь команда сделала боль шой запас кокосовых орехов. Островитяне получили в дар семе на европейских растений, живых кур и уток. Среди коренных жите лей острова оказались два европей ца: англичанин Робертс, высаженный 7 лет назад взбунто вавшимися матросами, и француз из Бордо, добровольно покинувший свой корабль. Англичанин не успел еще забыть родного языка и слу жил переводчиком нашим морякам при общении с местными жителя ми. Француз с трудом говорил на родном языке. Вся их одежда состо яла из узкого пояса, а тела и лица были покрыты татуировкой. Оба были женаты, причем француз имел двух жен. Еще неделю длилось пребыва ние россиян у дружелюбного остро ва. Наших моряков покорили честность и вежливость островитян. “Сии островитяне, - писал Лисян ский, - обходились с нами, как бы со старинными своими знакомыми или друзьями. Они весьма честно меняли свои плоды и другие редко сти, даже так были вежливы, что каждый из них желая возвратиться на берег, просил у меня на то по зволения “ . 18 мая руская эскадра взяла курс к Гавайским (Сандвичевым) островам. Крузенштерном и Лисянским был внесен значительный научный вклад в изучение Маркизских ост ровов. Ими были установлены мес тные названия отдельных островов, которые сохранились на картах до наших дней. Ученые-мореплавате ли уточнили географическое поло жение всей группы островов и создали новую карту Маркизских островов, которая вошла в Атлас к путешествию вокруг света капита на Крузенштерна , сняли планы заливов Анны-Марии и Чичагова. Крузенштерном и Лисянским было дано первое этнографическое опи сание острова Нукагива. Не оста лись в стороне от научных изысканий и русские матросы, ко торые собрали уникальную коллек- § ию оружия, орудий и предметов ыта местных жителей. 7 июня “Надежда “ и “Нева“ подошли к Гавайским островам. У самого большого острова Гавайи они приобрели у туземцев за высо кую цену плоды и маленького по росенка. За свои продукты гавайские “купцы “ требовали только сукно; так, пожалуй, они могли раздеть всю команду. После еще одной неудачной попытки за пастись провиантом Крузенштерн решил направиться к берегам Кам чатки. 10 .июня корабли расста лись. 15 июля “Надежда “ бросила якорь в Петропавловской бухте. Первое русское судно, пришедшее из Балтики, было встречено салю том из 11 выстрелов: груз был бла гополучно доставлен до места назначения. Спустя 3 месяца “Надежда “ взяла курс на Японию. Это плава ние носило полигико-экономиче- И вот через 10 лет Резанов был уполномочен русским правительст вом “продолжить переговоры “ . Пребывание в Нагасаки длилось более 6 месяцев. Крузенштерн ис правлял и уточнял карту тех мест, на корабле ежедневно проводились метеорологические наблюдения. Японский император отказался принять подарки и письмо русского императора. В благодарность за спасение японцев и гостеприимст во, оказанное им в России, губер натор обеспечил команду корабля бесплатным питанием на 2 месяца, расходы на содержание экипажа в течение 6 месяцев взяло на себя японское правительство, команде были бесплатно выданы материалы для ремонта корабля. Офицеры в качестве подарков получили 2 ты сячи шелковых ковриков, а коман да - 100 мешков риса и 2 тысячи мешочков соли; и японцы постави ли при том непременное условие: русские корабли не должны прихо дить в Японию. “Надежда “ вскоре возвращает ся в Петропавловск через Япон ское и бхотское моря. Кстати, своим названием и гоаницами Японское море обязано Крузенш терну. Картографические работы продолжались и во время плавания у Курильских островов. Через ме сяц после возвращения в Петро павловск “Надежда “ отплыла к Сахалину и только 30 августа бро сила якорь в Петропавловской га вани. 9 октября 1805 года с грузом пушнины Российско-Американской компании “Надежда “ взяла курс на Кантон. У Лисянского был иной марш рут плавания. В отличие от Кру зенштерна ему удалось у берегов Гавайи купить по сходной цене большое количество свиней, кур, кокосовых орехов и многое другое. 16 июня “Нева“ отплыла к остро ву Кауаи, у берегов которого через 2 дня Лисянский принимал k o i острова Томари и подарил ему t ковое одеяло и безделушки. Но ко роль Томари просил защиты от короля Томи-оми, захватившего в то время все Гавайские острова, за исключением Кауаи. Томари про сился в российское подданство. По ходатайству главного управителя “Русской Амепики“ Баранова жи тели острова Кауаи и половины ос трова Оаху были приняты в российское подданство. На Кауаи русскими были заложены три кре пости. Но только всего лишь год развевался на острове русский флаг. Оставленный без гарнизона, Кауаи был захвачен американца ми? От Гавайских островов путь “Невы“ лежал к острову Кадьяк. Через три недели она уже была у места назначения, на оазе Россий ско-Американской компании. Из полученного на следующий день письма от Баранова Лисянский уз нает, что индейцы из пле мени колошей, подстрекаемые американцами, вместе с матросами пиратского судна напали на Ар хангельскую крепость на острове Ситха. Люди, находившиеся в то время в крепости, большей частью были перерезаны от мала до вели ка. 36 человекам удалось бежать. лошей был высажен десант. Здесь же соорудили редут и ус тановили пушки, крепость на- >екли Новоархангельском, взятием старой крепости руко водил лично Баранов. Не лиш ним будет сказать, в этой операции русских поддержало и местное население острова Кадьяк и Аляски. За время пребывания у Ново- архангельска Лисянским была составлена карта и определено географическое положение Сит- хинского архипелага и омываю щих его заливов. По совету Лисянского центр управления русскими колониями с острова Кадьяк был перенесен в Ново- архангельск. Крепость, воздвиг нутая на высокой горе в глубине Ситхинского залива, казалась неприступной. Город со всех сторон был защищен от ветров. Окружавший Новоархангельск лес был богат пушным зверем и мог быть использован для строи тельства кораблей. После Ситхинского архипе лага Лисянский исследует ост ров Кадьяк и только на следующий год “Нева“ , нагру женная мехами, направилась в Кантон. Три месяца длилось плавание. При подходе к Канто ну Лисянский узнал от китай цев, подплывших на джонке к “Неве“ , что “Надежда “ уже больше недели дожидается свою спутницу вблизи города Макао. Оставив лучшие шкурки боб ров и чернобурых лисиц для продажи в Петербурге и Моск ве, остальные меха они пустили в продажу, получив за них 200 тысяч рублей золотом. На по купку шелка, фарфора и чая в Кантоне Крузенштерн и Лисян ский затратили 150 тысяч руб лей. 9 февраля 1806 года “На дежда и “Нева“ вышли в море, а 15 апреля в Индийском океане их опять разлучил туман. В Кронштадт “Нева“ возвра тилась 5 августа, “Надежда “ - двумя неделями позже. Так за кончилось первое кругосветное путешествие россиян. Велики заслуги двух талантливых рус ских ученых и отважных море плавателей перед Россией. Их новые методы изучения природы океанов легли в основу новой науки - океанографии. Первое кругосветное путешествие рос сиян - это новая эпоха в карто графии Тихого океана. Достаточно сказать, что знаме нитый “Атлас Южного моря“ Крузенштерна на протяжении всего XIX столетия был единст венным практическим пособием для плавания по Тихому океану. Первое кругосветное путешест вие россиян - это важные от крытия в гидрографии, это новые острова на карте мира, это научное объяснение некогда загадочных явлений. Первое кругосветное путешествие рос сиян - поистине яркая страница в истории русского флота и рус ской науки. Владимир ХОРИН. шшшшвяшшяшшшшшяшшашяшяшшшяшяшшяшаяшш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz