Рыбный Мурман. 1994 г. Февраль.
\ N° 8 (4504) 25 февраля - 3 марта 1994 года Русский православный месяцеслов Е вреи и персы, египтяне и греки начинали год с марта - месяца, название которому дали римляне в честь бога войны и защитника мирного труда Марса. “Месяц сей вам начало ме сяцев, первый будет вам в месяцах лета' - говорится в Библии, ибо в марте осво бодил Бог израильтян от египетского раб ства. В марте же, как считается, вся тварь божия сотворена была из небытия, и родоначальник Адам, первозванный че ловек, рукою Божею создан был... На Руси март назывался по-разному. На севере - “сухый“, так как осушалась в это время всякая влага весенней тепло той, а также “протальник “ и “капель ник”. На юге - “оерезозоль“, потому что наливались сладким соком березы в этот месяц. И ныне по-украински март - “бе- резень“, по-белорусски - “соковик“. Не забудем, что по Юлианскому календарю, по так называемому старому стилю, при ходил март на две недели позже, чем нынче. Православным людям прежде всего следует помнить, что в марте начинается Великий пост, в этом году он длится с 14 марта по 30 апреля. Предшествует же Великому посту сыропустная неделя, в простонародье - Масленица. Перейдем же непосредственно к мартовскому месяцес лову, оговорившись, что в нем упомина ются имена далеко не всех святых, чью память православная церковь чтит в тот или инои день этого месяца. Названы имена лишь некоторых, тех, о ком соста вители данного месяцеслова могут сооб щить небезынтересные для массового читателя сведения. Арабские цифры по сле имени святого означают год его кон чины или обретения мощей, римские - век, в котором жил святой. Приведены также наиболее употребляемые нынче имена, которые наши предки обычно да вали детям при крещении в данный день. 1/III - Преподобного Маруфа, еписко па Месопотамского (422). По некоторым сказаниям, сей угодник считается заступником от злых духов, от чего ему полагается особая молитва по этому случаю. Имена: Феодора, Нина, Мариамна, Феодосий, Роман. 2/Ш - Великомученика Феодора Ти рона (ок. 306 ). Священномученика Ер- могена, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца (1612). Св. Ф. Тирону иногда молятся об оты скании украденных вещей и бежавших рабов. Имена: Лев, Косьма. 3/1П - Святителя Льва, папы Римского (461). Имена: Григорий, Архип, Фи липп, Евгения, Максим, Феодот. 4/Ш - Апостолов от 70-ти Архиппа и Филимона и мученицы равноапостольной Апфии ( I ) . Имена: Лев, Агафон, Раиса, Февро- ния, Корнилий. 5/Ш - Вселенская родительская (мя сопустная) суббота. Память совершаем всех от века усопших православных хри стиан, отец и братий наших. Преподобного Льва, епископа Катан- ского (ок. 780). “На Льва Катанского не принято бы ло глядеть на падающие звезды, ибо ху дая примета заляжет на душу того, кто завидит падающую звезду. Простодуш ные, пренебрегающие старыми примета ми, увидевши падающую звезду, говорят: “Маньяк полетел“. “Кто в этот день за болеет - умрет“. Имена: Тимофей, Захарий, Ольга, Нонна, Георгий. 6/Ш - Неделя мясопустная, о Страш ном суде. Преподобного Тимофея в Символех (795). Обыкновенно вскоре после Крещения наступают недели, которыми Церковь го товит нас к Великому посту. Воскресенья этих недель посвящены воспоминанию о евангельских притчах, в частности, воск ресенье о Страшном суде называется мя сопустным, то есть это последний день, когда можно есть мясо. В простонародье мясопустная неделя известна под названием “Пестрой “. Она считалась не вполне счастливым време нем, особенно тяжелым для брачующих- ся. Наши предки говорили: “На пестрой жениться - с бедой породниться“. Этот день известен также под назва нием “Тимофей-весновей“. Имена: Ната лия, Афанасий. 7/III - Седмица сырная (Масленица). На Масленицу каждый день имел в старину особенное значение, по которому обыкновенно определялся и сам характер народных забав и развлечений. Поне дельник, например, называется “ветре- чею“, потому что празднуют начало Масленицы. Степенный народ на чинал Масленицу посещением родных. В первый день устраивались обще ственные ледяные горки, качели, балаганы для скоморохов. Имена: Павла, Кирилла, Александр, Иоанн, Антонин. 8 /III - Священномученика Поликар па, епископа Смирнского (167). Масленичный вторник, или “заи г - рыш “, так как с этого дня начинались разного рода развлечения, переряжива- ния, катания. Имена: Иоанн, Капитолина, Роман, Лазарь. 9/Ш - Первое (IY) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи. Масленичная среда - “лакомка1. В этот день тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных. Насмешли вый русский народ сложил песни и ра з ные фарсы о заботливости тещи на “лакомку1: “Как теща про зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять-то удал - теще спасибо сказал“. Имена: Тарасий, Ригина, Влас, Юлий. 10/Ш - Святителя Тарасия, архиепи скопа Константинопольского (806 ). Святитель Тарасий слывет в народе под именем Кумошника, так как, по по верью, с этого времени начинает напа дать на людей кумоха, т. е. лихорадка. В “широкий четверг“ начинается мас леничный разгул: катание по улицам, разные шутовские обряды. Один из ино странных путешественников, посетивший Русь в XYI веке, так говорил о разгуль ной Масленице: “В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжор ство и пьянство; они пекут паштеты, то есть оладьи и блины из масла и яиц, за зывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкой до упаду и до беспамят ства “. Имена: Севастиан, Иоанн, Порфирий. - 11/Ш - Святителя Порфирия, архи епископа Газского (420). Масленичная пятница, или “тещины вечерки“, когда зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почет ные, со всею роднею к обеду или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично пригласить тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше оыло зватых, тем теще более ока зывалось почести. Имена: Стефанида, Стефан, Проко пий, Мавра. 12/Ш - Преподобного Прокопия Дека- полита, епископа (ок. 750). В народе про этот день говаривали: “Прокоп-перезимник дорогу рушит“. Масленичная суббота - “золовкины посиделки“, когда молодая невеста при глашала своих родных к себе. Если зо ловки были еще в девушках, тогда невестка сзывала старых своих подруг- девиц, если они были выданы замуж, тог да она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золов кам. Новобрачная невестка обязана была дарить своих золовок подарками. Имена: Василий, Марина, Нестр, Ни колай. 13/Ш - Неделя сыропустная. Воспоми нание Адамова изгнания. Прощеное вос кресенье. Преподобного Василия Исповедника (750). Переход от Масленицы к Великому по сту. Утром, за литургией, читается в Евангелии: “Если вы будете прощать лю дям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений наших. Вступая в Великий пост, в это са мое главное время покаяния и очищения от наших грехов, мы должны прежде все го простить друг друга. Преподобный Василий слывет в народе под именем Капельника, потому что око ло его дня начинает развиваться весенняя теплота, таять снег. Имена: Игнатий, Марфа, Самсон. 14/m - 1-я седмица Великого поста. П^еподобномученицы Евдокии (ок. 160- С этой недели начинается Великий пост, и понедельник первой седмицы по свящается обряду очищения от грехов прошедшей Масленицы, так называемый “чистый понедельник“. В этот день по лощут рот, чтобы смыть следы скоромной пищи, моются в банях и даже устраива лись кулачные бои якобы для вытряхива ния масленичных блинов. Первую неделю Великого поста по церковному уставу по лагается проводить особо строго. В древности все христиане, а теперь монахи в самых строгих монастырях, совсем ни чего не едят первые три дня. Святая Евдокия в народе получила прозвание Весновки, а еще ее называют Плющихой, так как в это время снег плющится, оседает. По состоянию погоды в день Евдокии народ гадает о погоде все го года: “Какова Евдокия, таково и лето“. Имена: Евдокия, Антоний, Антонида, Антонина. стало совершаться после пооеоы право славия над ересью иконоборчества в Ви не признавали 15/П1 - Священномученика Феодота, епископа Киринейского (ок. 326). В народе этот день еще называют Фе дотом-Ветроно сом, так как крестьяне бо ялись сильного ветра, снега: “На Федота занос - пойдет скот на снос“. Имена: Феодот, Мирония, Агафон, Савва, Саватий. 16/111 - Мучеников Евтропия, Клеони- ка и Василиска (ок.308). Имена: Евтропий, Зинон. 1 7 / т - Преподобного Герасима, иже на Иордане (475). Этого угодника в народе называют Грачевником, так как в день его памяти обычно прилетают первые весенние пти цы - грачи. В знак радости хлебосольный россииский люд пек на Герасима-Грачев- ника из теста птиц. Имена: Павел, Герасим, Иаков, Дани ил, Григорий, Василий. 18/Ш - Мученика Конона Исаврий- ского (I) . По древнерусскому народному верова нию этот мученик считается хранителем детей от оспы. Тому послужило следую щее обстоятельство, записанное в Четьи- Минеи: в одной из стран “бесы начали вредить людям различными болезнями, а наиначе оспой. Узнав об этом, святой Конон помолился Богу, и дана ему была власть над теми бесагли“. В э т о т же день наша церковь ч ти т па мять священномученика Конона Градаря, который еще называется Огородником. На Конона Огородника рекомендовалось замачивать семена капусты и помидоров для высадки в парники. Имена: Конон, Ираида, Кира, Евлам пий, Анисий, Марк, Феодор, Давид, Кон стантин, Леонид, Иоанн. 19/III - Великомученики Феодора Ти рона (ок. 306). От имени этого святого вся первая неделя Великого поста называлась “фе- одоровою“. Имена: Константин, Феодор, Клавдия. 20/111 - 1-я неделя Великого поста. Торжество Православия. В этот день на середине храма ста вятся святые иконы и перед ними служит ся молебен. Торжество Православия '■epi 10 t зантии (иконоборцы почитания икон). Имена: Василий, Ефрем, Евгений, Павла, Капитон, Павел. 21/III - 2-я седмица Великого поста. В старорусских семьях в понедельник второй недели перенизывали жемчуг, вы шивали фаты шелками. Имена: Лазарь. 22/Ш - Сорока мучеников, в Севстий- ском озере мучившихся. Исстари народ называет этот день просто liCopoKu“. На основании числи тельного слова “сорок“ к дню памяти со рока мучеников привязывается множество разнообразных обычаев и по верий. 22 марта - день весеннего равноденст вия. “На Сороки день с ночью мерится, равняется“. Имена: Клавдия, Клавдий, Илия, Ни колай. 23/III - Мученика Кодрата и иже с ним (258 ). Имена: Павел, Виктор, Михаил, Фео дор, Ника, Галина, Анастасия. 24/1П - Святителя Софрония, патри арха Иерусалимского (638-644). Имена: Софроний, Георгий. 25/111 - Преподобного Феофана испо ведника Сигрианского (818). На Руси этот день называли Феофан Проломи Наст. Замечали, что если на не го заболеет лошадь, то она не годится для летней работы. Имена: Мария, Феофан, Григорий, Симеон. 26/111 - Перенесение мощей святителя Никифора, патриарха Константинополь ского (846). Имена: Никифор, Александр, Христи на, Тихон. 27/Ш - Неделя 2-я Великого поста. Имена: Венедикт. 28/111 - 3-я седмица Великого поста. Имена: Александр, Елена, Никанор, Никандр. 29/III - Мученика Савина (287) и Па пы (305-311). Имена: Александр, Савин, Зиновия, Трофим. 30/Ш - Преподобного Алексия, чело века Божия (411). Угодник этот слывет в народе под именем Теплого, потому что около дня его памяти усиливается весенняя тепло та. Еще его называют Алексей В одотек, так как тает снег и бегут ручьи. Имена: Алексей, Марина, Павел, Пав ла, Савелий. 31/111 - Святителя Кирилла, архиепи скопа Иерусалимского (386). Имена: Кирилл, Трофим, Пантелей. Монастырь преподобного Герасима, святого, чью память мы чтим 17 мар та, находится в нескольких километ рах от впадения реки Иордан в Мертвое море. Сегодня эта Иордан ская долина представляет собой уны лую пустыню, обрамленную безжизненными скалами и угрюмыми холмами. Такой она была и в годы земной жизни Иисуса Христа. Биб лейская земля древней Иудеи, где каждый квадратный метр хранит пре- тая давно минувших лет. Побывав на берегу Мертвого моря, Ку\ дани ] взглянув на знаменитые к мранские TOD'S пещеры, мы ехали на автооусе вдоль реки к развалинам легендарного Иерихона, к так называемой Сорокад невной горе, где перед великим слу жением людям испытывал себя Иисус и где Он был искушаем Сатаной. А по дороге завернули к одиноко сто ящему монастырю св. Герасима Иор данского. Если в целом нашу паломническую поездку по Иудеи можно сравнить с беглой экскурсией по огромному клад бищу бушевавших здесь некогда че ловеческих страстей, то этот опрятный, на удивление уютный мо настырь встретил разноголосым со бачьим лаем и кудахтаньем кур. Он очутился на пути как сказка, чудом сохранившаяся среди вселенского ха оса тысячелетних гор и песков. А хо зяином этой сказки был моложавый черноволосый грек с умными карими глазами, оказавшийся настоятелем монастыря. Прежде всего нас провели в цер ковь преподобного Герасима, у ног ко торого на иконах всегда рисуют косматого льва с человеческими гла зами. Дело в том, что, находясь как-то на берегу Иордана, Герасим заметил огромного льва, страдающего от боли, которую причиняла ему глубоко во шедшая в лапу заноза. Не испугав шись зверя, Герасим подошел и вынул занозу. Й лев в благодарность за по мощь стал совсем ручным, бегал за святым, как преданная собака. На нем даже возили в монастырь воду, как на обыкновенном осле. И когда Господь призвал к себе Герасима, то лев издох от тоски у гроба святого. Черноволосый грек показал нам и ещеру, где хранятся останки монахов этой обители. Как и во многих других греческих монастырях, здесь года че рез три после похорон выкапывают те ло умершего (вернее, кости, так как плоть за это время успевает истлеть), и череп ставят на специальную полку, предварительно выбив на лбу иници алы бывшего владельца. Остальные кости скелета сваливают в общий сун дук. Наш провожатый спокойно и уве ренно показал место, на котором рядом с другими должен будет стоять и его череп... С сожалением покидали мы мона стырь, на звоннице которого висят от литые в России в прошлом веке колокола, эту обитель, под стенами которой, в тенечке, разгребают землю в поисках непроросших семян рябень кие курицы, на которых лениво лают косматые, похожие на добрых львов, собаки. Ha сним ке : р е к а Иордан в том месте, гд е , по пр еданию , крестил ся И исус Христос.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz