Рыбный Мурман. 1994 г. Февраль.

\ N° 8 (4504) 25 февраля - 3 марта 1994 года Русский православный месяцеслов Е вреи и персы, египтяне и греки начинали год с марта - месяца, название которому дали римляне в честь бога войны и защитника мирного труда Марса. “Месяц сей вам начало ме­ сяцев, первый будет вам в месяцах лета' - говорится в Библии, ибо в марте осво­ бодил Бог израильтян от египетского раб­ ства. В марте же, как считается, вся тварь божия сотворена была из небытия, и родоначальник Адам, первозванный че­ ловек, рукою Божею создан был... На Руси март назывался по-разному. На севере - “сухый“, так как осушалась в это время всякая влага весенней тепло­ той, а также “протальник “ и “капель­ ник”. На юге - “оерезозоль“, потому что наливались сладким соком березы в этот месяц. И ныне по-украински март - “бе- резень“, по-белорусски - “соковик“. Не забудем, что по Юлианскому календарю, по так называемому старому стилю, при­ ходил март на две недели позже, чем нынче. Православным людям прежде всего следует помнить, что в марте начинается Великий пост, в этом году он длится с 14 марта по 30 апреля. Предшествует же Великому посту сыропустная неделя, в простонародье - Масленица. Перейдем же непосредственно к мартовскому месяцес­ лову, оговорившись, что в нем упомина­ ются имена далеко не всех святых, чью память православная церковь чтит в тот или инои день этого месяца. Названы имена лишь некоторых, тех, о ком соста­ вители данного месяцеслова могут сооб­ щить небезынтересные для массового читателя сведения. Арабские цифры по­ сле имени святого означают год его кон­ чины или обретения мощей, римские - век, в котором жил святой. Приведены также наиболее употребляемые нынче имена, которые наши предки обычно да­ вали детям при крещении в данный день. 1/III - Преподобного Маруфа, еписко­ па Месопотамского (422). По некоторым сказаниям, сей угодник считается заступником от злых духов, от­ чего ему полагается особая молитва по этому случаю. Имена: Феодора, Нина, Мариамна, Феодосий, Роман. 2/Ш - Великомученика Феодора Ти­ рона (ок. 306 ). Священномученика Ер- могена, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца (1612). Св. Ф. Тирону иногда молятся об оты­ скании украденных вещей и бежавших рабов. Имена: Лев, Косьма. 3/1П - Святителя Льва, папы Римского (461). Имена: Григорий, Архип, Фи­ липп, Евгения, Максим, Феодот. 4/Ш - Апостолов от 70-ти Архиппа и Филимона и мученицы равноапостольной Апфии ( I ) . Имена: Лев, Агафон, Раиса, Февро- ния, Корнилий. 5/Ш - Вселенская родительская (мя­ сопустная) суббота. Память совершаем всех от века усопших православных хри­ стиан, отец и братий наших. Преподобного Льва, епископа Катан- ского (ок. 780). “На Льва Катанского не принято бы­ ло глядеть на падающие звезды, ибо ху­ дая примета заляжет на душу того, кто завидит падающую звезду. Простодуш­ ные, пренебрегающие старыми примета­ ми, увидевши падающую звезду, говорят: “Маньяк полетел“. “Кто в этот день за­ болеет - умрет“. Имена: Тимофей, Захарий, Ольга, Нонна, Георгий. 6/Ш - Неделя мясопустная, о Страш­ ном суде. Преподобного Тимофея в Символех (795). Обыкновенно вскоре после Крещения наступают недели, которыми Церковь го ­ товит нас к Великому посту. Воскресенья этих недель посвящены воспоминанию о евангельских притчах, в частности, воск­ ресенье о Страшном суде называется мя­ сопустным, то есть это последний день, когда можно есть мясо. В простонародье мясопустная неделя известна под названием “Пестрой “. Она считалась не вполне счастливым време­ нем, особенно тяжелым для брачующих- ся. Наши предки говорили: “На пестрой жениться - с бедой породниться“. Этот день известен также под назва­ нием “Тимофей-весновей“. Имена: Ната­ лия, Афанасий. 7/III - Седмица сырная (Масленица). На Масленицу каждый день имел в старину особенное значение, по которому обыкновенно определялся и сам характер народных забав и развлечений. Поне­ дельник, например, называется “ветре- чею“, потому что празднуют начало Масленицы. Степенный народ на­ чинал Масленицу посещением родных. В первый день устраивались обще­ ственные ледяные горки, качели, балаганы для скоморохов. Имена: Павла, Кирилла, Александр, Иоанн, Антонин. 8 /III - Священномученика Поликар­ па, епископа Смирнского (167). Масленичный вторник, или “заи г - рыш “, так как с этого дня начинались разного рода развлечения, переряжива- ния, катания. Имена: Иоанн, Капитолина, Роман, Лазарь. 9/Ш - Первое (IY) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи. Масленичная среда - “лакомка1. В этот день тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных. Насмешли­ вый русский народ сложил песни и ра з ­ ные фарсы о заботливости тещи на “лакомку1: “Как теща про зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять-то удал - теще спасибо сказал“. Имена: Тарасий, Ригина, Влас, Юлий. 10/Ш - Святителя Тарасия, архиепи­ скопа Константинопольского (806 ). Святитель Тарасий слывет в народе под именем Кумошника, так как, по по­ верью, с этого времени начинает напа­ дать на людей кумоха, т. е. лихорадка. В “широкий четверг“ начинается мас­ леничный разгул: катание по улицам, разные шутовские обряды. Один из ино­ странных путешественников, посетивший Русь в XYI веке, так говорил о разгуль­ ной Масленице: “В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжор­ ство и пьянство; они пекут паштеты, то есть оладьи и блины из масла и яиц, за­ зывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкой до упаду и до беспамят­ ства “. Имена: Севастиан, Иоанн, Порфирий. - 11/Ш - Святителя Порфирия, архи­ епископа Газского (420). Масленичная пятница, или “тещины вечерки“, когда зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почет­ ные, со всею роднею к обеду или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично пригласить тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше оыло зватых, тем теще более ока­ зывалось почести. Имена: Стефанида, Стефан, Проко­ пий, Мавра. 12/Ш - Преподобного Прокопия Дека- полита, епископа (ок. 750). В народе про этот день говаривали: “Прокоп-перезимник дорогу рушит“. Масленичная суббота - “золовкины посиделки“, когда молодая невеста при­ глашала своих родных к себе. Если зо­ ловки были еще в девушках, тогда невестка сзывала старых своих подруг- девиц, если они были выданы замуж, тог­ да она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золов­ кам. Новобрачная невестка обязана была дарить своих золовок подарками. Имена: Василий, Марина, Нестр, Ни­ колай. 13/Ш - Неделя сыропустная. Воспоми­ нание Адамова изгнания. Прощеное вос­ кресенье. Преподобного Василия Исповедника (750). Переход от Масленицы к Великому по­ сту. Утром, за литургией, читается в Евангелии: “Если вы будете прощать лю ­ дям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений наших. Вступая в Великий пост, в это са­ мое главное время покаяния и очищения от наших грехов, мы должны прежде все­ го простить друг друга. Преподобный Василий слывет в народе под именем Капельника, потому что око­ ло его дня начинает развиваться весенняя теплота, таять снег. Имена: Игнатий, Марфа, Самсон. 14/m - 1-я седмица Великого поста. П^еподобномученицы Евдокии (ок. 160- С этой недели начинается Великий пост, и понедельник первой седмицы по­ свящается обряду очищения от грехов прошедшей Масленицы, так называемый “чистый понедельник“. В этот день по­ лощут рот, чтобы смыть следы скоромной пищи, моются в банях и даже устраива­ лись кулачные бои якобы для вытряхива­ ния масленичных блинов. Первую неделю Великого поста по церковному уставу по­ лагается проводить особо строго. В древности все христиане, а теперь монахи в самых строгих монастырях, совсем ни­ чего не едят первые три дня. Святая Евдокия в народе получила прозвание Весновки, а еще ее называют Плющихой, так как в это время снег плющится, оседает. По состоянию погоды в день Евдокии народ гадает о погоде все­ го года: “Какова Евдокия, таково и лето“. Имена: Евдокия, Антоний, Антонида, Антонина. стало совершаться после пооеоы право­ славия над ересью иконоборчества в Ви­ не признавали 15/П1 - Священномученика Феодота, епископа Киринейского (ок. 326). В народе этот день еще называют Фе­ дотом-Ветроно сом, так как крестьяне бо­ ялись сильного ветра, снега: “На Федота занос - пойдет скот на снос“. Имена: Феодот, Мирония, Агафон, Савва, Саватий. 16/111 - Мучеников Евтропия, Клеони- ка и Василиска (ок.308). Имена: Евтропий, Зинон. 1 7 / т - Преподобного Герасима, иже на Иордане (475). Этого угодника в народе называют Грачевником, так как в день его памяти обычно прилетают первые весенние пти­ цы - грачи. В знак радости хлебосольный россииский люд пек на Герасима-Грачев- ника из теста птиц. Имена: Павел, Герасим, Иаков, Дани­ ил, Григорий, Василий. 18/Ш - Мученика Конона Исаврий- ского (I) . По древнерусскому народному верова­ нию этот мученик считается хранителем детей от оспы. Тому послужило следую­ щее обстоятельство, записанное в Четьи- Минеи: в одной из стран “бесы начали вредить людям различными болезнями, а наиначе оспой. Узнав об этом, святой Конон помолился Богу, и дана ему была власть над теми бесагли“. В э т о т же день наша церковь ч ти т па­ мять священномученика Конона Градаря, который еще называется Огородником. На Конона Огородника рекомендовалось замачивать семена капусты и помидоров для высадки в парники. Имена: Конон, Ираида, Кира, Евлам­ пий, Анисий, Марк, Феодор, Давид, Кон­ стантин, Леонид, Иоанн. 19/III - Великомученики Феодора Ти­ рона (ок. 306). От имени этого святого вся первая неделя Великого поста называлась “фе- одоровою“. Имена: Константин, Феодор, Клавдия. 20/111 - 1-я неделя Великого поста. Торжество Православия. В этот день на середине храма ста­ вятся святые иконы и перед ними служит­ ся молебен. Торжество Православия '■epi 10 t зантии (иконоборцы почитания икон). Имена: Василий, Ефрем, Евгений, Павла, Капитон, Павел. 21/III - 2-я седмица Великого поста. В старорусских семьях в понедельник второй недели перенизывали жемчуг, вы­ шивали фаты шелками. Имена: Лазарь. 22/Ш - Сорока мучеников, в Севстий- ском озере мучившихся. Исстари народ называет этот день просто liCopoKu“. На основании числи­ тельного слова “сорок“ к дню памяти со­ рока мучеников привязывается множество разнообразных обычаев и по­ верий. 22 марта - день весеннего равноденст­ вия. “На Сороки день с ночью мерится, равняется“. Имена: Клавдия, Клавдий, Илия, Ни­ колай. 23/III - Мученика Кодрата и иже с ним (258 ). Имена: Павел, Виктор, Михаил, Фео­ дор, Ника, Галина, Анастасия. 24/1П - Святителя Софрония, патри­ арха Иерусалимского (638-644). Имена: Софроний, Георгий. 25/111 - Преподобного Феофана испо­ ведника Сигрианского (818). На Руси этот день называли Феофан Проломи Наст. Замечали, что если на не­ го заболеет лошадь, то она не годится для летней работы. Имена: Мария, Феофан, Григорий, Симеон. 26/111 - Перенесение мощей святителя Никифора, патриарха Константинополь­ ского (846). Имена: Никифор, Александр, Христи­ на, Тихон. 27/Ш - Неделя 2-я Великого поста. Имена: Венедикт. 28/111 - 3-я седмица Великого поста. Имена: Александр, Елена, Никанор, Никандр. 29/III - Мученика Савина (287) и Па­ пы (305-311). Имена: Александр, Савин, Зиновия, Трофим. 30/Ш - Преподобного Алексия, чело­ века Божия (411). Угодник этот слывет в народе под именем Теплого, потому что около дня его памяти усиливается весенняя тепло­ та. Еще его называют Алексей В одотек, так как тает снег и бегут ручьи. Имена: Алексей, Марина, Павел, Пав­ ла, Савелий. 31/111 - Святителя Кирилла, архиепи­ скопа Иерусалимского (386). Имена: Кирилл, Трофим, Пантелей. Монастырь преподобного Герасима, святого, чью память мы чтим 17 мар­ та, находится в нескольких километ­ рах от впадения реки Иордан в Мертвое море. Сегодня эта Иордан­ ская долина представляет собой уны­ лую пустыню, обрамленную безжизненными скалами и угрюмыми холмами. Такой она была и в годы земной жизни Иисуса Христа. Биб­ лейская земля древней Иудеи, где каждый квадратный метр хранит пре- тая давно минувших лет. Побывав на берегу Мертвого моря, Ку\ дани ] взглянув на знаменитые к мранские TOD'S пещеры, мы ехали на автооусе вдоль реки к развалинам легендарного Иерихона, к так называемой Сорокад­ невной горе, где перед великим слу­ жением людям испытывал себя Иисус и где Он был искушаем Сатаной. А по дороге завернули к одиноко сто­ ящему монастырю св. Герасима Иор­ данского. Если в целом нашу паломническую поездку по Иудеи можно сравнить с беглой экскурсией по огромному клад­ бищу бушевавших здесь некогда че­ ловеческих страстей, то этот опрятный, на удивление уютный мо­ настырь встретил разноголосым со­ бачьим лаем и кудахтаньем кур. Он очутился на пути как сказка, чудом сохранившаяся среди вселенского ха­ оса тысячелетних гор и песков. А хо­ зяином этой сказки был моложавый черноволосый грек с умными карими глазами, оказавшийся настоятелем монастыря. Прежде всего нас провели в цер­ ковь преподобного Герасима, у ног ко­ торого на иконах всегда рисуют косматого льва с человеческими гла­ зами. Дело в том, что, находясь как-то на берегу Иордана, Герасим заметил огромного льва, страдающего от боли, которую причиняла ему глубоко во­ шедшая в лапу заноза. Не испугав­ шись зверя, Герасим подошел и вынул занозу. Й лев в благодарность за по­ мощь стал совсем ручным, бегал за святым, как преданная собака. На нем даже возили в монастырь воду, как на обыкновенном осле. И когда Господь призвал к себе Герасима, то лев издох от тоски у гроба святого. Черноволосый грек показал нам и ещеру, где хранятся останки монахов этой обители. Как и во многих других греческих монастырях, здесь года че­ рез три после похорон выкапывают те­ ло умершего (вернее, кости, так как плоть за это время успевает истлеть), и череп ставят на специальную полку, предварительно выбив на лбу иници­ алы бывшего владельца. Остальные кости скелета сваливают в общий сун­ дук. Наш провожатый спокойно и уве­ ренно показал место, на котором рядом с другими должен будет стоять и его череп... С сожалением покидали мы мона­ стырь, на звоннице которого висят от­ литые в России в прошлом веке колокола, эту обитель, под стенами которой, в тенечке, разгребают землю в поисках непроросших семян рябень­ кие курицы, на которых лениво лают косматые, похожие на добрых львов, собаки. Ha сним ке : р е к а Иордан в том месте, гд е , по пр еданию , крестил­ ся И исус Христос.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz