Рыбный Мурман. 1994 г. Февраль.
12 № 8 (4504) 25 февраля - 3 марта 1994 года Дальний Восток 1| Щи, м » fitsнУкрв®' 1 а ЯПОНЦЫ ПОТИРАЮТ РУКИ: на русских “нагрели" 20 млн. долларов Охотское море мягко очер чено нашим материковым по бережьем, Сахалином, островной цепочкой Курилл, только, может, десятая часть овала граничит с Японией. И именно поэтому нет у “бубли ка “ статуса внутреннего моря, нет четкой законодательной охраны, и из года в год ведется промысловый разбой - нерегу лируемый иностранный промы сел в центральной части моря^ которая является “зимовальной ямои“ всех минтаевых разно видностей. Рыбаки-приморцы “созрели “ для крайних мер, судя по радиограмме Прези денту и Комрыболоству. На минтаевую путину-94 устремились от 50 до 100 польских, китайских и других крупнотоннажных траулеров. Снабжение и вывоз продукции ведут транспорты и танкеры под флагами Либерии, Маль ты, Панамы, Украины. В 1993 году иностранные рыбаки взя ли здесь более миллиона тонн только минтая, не считая при лова сельди и прочего. И столько же по квоте имеют фактические хозяева моря - Г сияне-дальневосточники... в прежние годы мораторий соблюдался только нашими ры баками, а сейчас рыбалка ста ла вовсе хищнической. Тревожат признаки оскуде ния промысловых запасов. По пустительство со стороны правительства неконтролируе мому иностранному промыслу - преступно, так как охотский минтай - основа экономики ре гиона. Тревожит аналогия с трагедией моря Беринга, когда всего за четыре года были раз граблены мощные запасы, и россиянам осталась преслову тая дырка от бублика... Совет капитанов и промыс ловый совет от имени 180 эки пажей Приморья решили немедленно объявить запрет на промысел в центральной части моря для всех, лицензировать проход иностранных судов че рез экономическую зону Рос сии, привлечь к контролю все наличные возможности (в том числе - военные суда) и бло кировать работу иностранных траулеров. Должно же прави тельство откликнуться, серьез но и оперативно решить этот наболевший вопрос! Директор НИИ инвестиций В. ГЦербань провел любопыт ный анализ первых результатов массового акционирования пред приятий. Хозяйственная самостоя тельность дала руководству АО широкую свободу действий, но и потребовала предприимчивости, грамотности и честности. А поми мо личных профессиональных ка честв - соответствующей производственной подготовки предприятий. В спешке было не до того. Самоуверенные админи страторы торопились стать полны ми хозяевами, что привело к потере интереса и доверия рабо тающих к акционерной форме. Это наглядно видно по акциям: руководство “приватизировало“ как можно больше акций себе, а рядовой акционер не стал хозяи ном, потому что акций у него на 4 кг мяса, зарплата на две пары башмаков, дивидендов и того меньше, если вообще есть. И те перь эти предприятия, хоть и дружно начали обрастать дочер ними коммерческими структура ми, все круче затягиваются в дол говую круговерть. Однако там, где не спешили с акционированием, самостоятель ностью внутренних подразделе ний, а готовили и укрепляли горизонтальные связи, следуя корпоративному принципу, где рабочие восстали против произво ла администрации и нерадивых комиссий по приватизации, потре бовали соблюдения программы и норм - там нет балансирования на грани банкротства. ПО “Дальмо- репродукт“, Находкинский СРЗ, ДБФ и некоторые другие при тех же общих экономических пробле мах удивляют относительной ста бильностью. * * * Вспомните все толкования о сбитых тресковых ценах на внеш нем рынке мурманскими рыбака ми! •Аналогична проблема дальневосточников. Немудрено: много лет экспортом монопольно Моряк сошел на берег... ЦИНКОВЫЕ ГРОБЫ ВЕЗУТ ИЗ ЕГИПТА Одного взгляда на дислокацию судов достаточно, чтобы оценить, в скольких же неведомых ранее пор тах на разных континентах может сегодня оказаться рыбак-россия- нин! Каково ему там? И каков он глазами чужеземцев? Заведующий консульским от делом посольства в Сингапуре Г. Ф. Семенов назвал типичными конфликтами мелкое воровство, контрабанду, нелегальный бизнес. Суд здесь скор и строг: видеокас сета в 3 местных доллара обошлась нашей рыбацкой официантке в сутки тюрьмы и штраф - 800 дол ларов. Приличный штраф и выдворе ние из страны грозили трем рыба кам владивостокского траулера “Профессор Никольский“ за неза конный бизнес. В Сингапуре не препятствуют бизнесу - только ку пи лицензию и плати налог. Наши рыбаки пытались продать кое-ка кие вещи без этой формальности. Смягчил ситуацию факт вынуж денности спекуляции. Оказалось, экипаж уже несколько месяцев ос тавлен судовладельцем без денег в чужом краю... И власти ограничи лись выдворением из страны трех задержанных рыбаков. Но особо стоит предостеречь по тенциальных контрабандистов. За конами Сингапура предусмотрена смертная казнь за провоз и распро странение наркотиков. Даже в транзитной зоне аэропорта обнару жение 15 г героина означает смерть. Ужесточены законы о при менении и даже о попытке приме нения огнестрельного оружия - за это тоже положена “вьппка". * * * Грузовое судно “Фулнес" под панамским флагом Сахалинского морского пароходства совершало рейс из Колумбии. Не секрет, что в этой стране активно действует наркомафия. Наши моряки, види мо, позарившись на хороший куш, решили взять на борт 12 кг кокаина (стоимость оценивается специали стами в миллионы долларов). За горе-контрабандистами проследи ли спецслужбы Канады... В ре зультате 17 подозреваемых, сойдя на берег, были арестованы морской таможней. Местный суд принял решение освободить из-под стражи 13 рос сийских моряков, сняв с них обви нение, они отправлены на Родину рейсом "Аэрофлота". Оставшимся в тюрьме - С. Шкареде, В. Макси мову, И. Янченко, Мун Ен Ги - грозит 20 лет строгого тюремного заключения. * * * В 50 тысяч долларов обойдется возвращение на Родину 13 членов экипажа буксира "Приморье" из египетского порта Суэц. Билеты, расходы на лечение в Египте, изго товление и транспортировка цин ковых гробов... Буксир был арендо ван владивостокским малым пред приятием, дескать, подремонтиру ем и пошлем на промысел вдоль по родному Охотскому морюшку. Фактически сделали несколько по-другому: без согласования с хо зяином судна, без ремонта и с со кращенным экипажем буксир был передан в субаренду греческой фирме и отправлен в коммерче ский вояж. А затем из-за финансо вых разногласий меж фирмами был брошен без средств на произвол судьбы и арестован египетскими властями... Два члена экипажа по гибли, двое ослепли, один заболел открытой формой туберкулеза - таков прискорбный финал вояжа. ведал "Соврыбфлот". В 1990 году весь СССР поставил на экспорт 800 тыс. тонн рыбопродукции, а в 1992-м (по отдельным источни кам) только Россия - 2500 тыс. тонн. Почему же нет того видимого обогащения,- которого можно было бы ожидать? Во-первых, беспре цедентный прямой выход на внешний рынок различных боль ших и малых структур привел к обвальному сбросу цен на все ви ды российской рыбопродукции (а не только цен в странах сбыта). В том числе на минтай в три ра за, до 250 долларов за тонну (в отдельных случаях до 100), впо ловину снизилась стоимость кра бовой продукции. Во-вторых, неопытность наших коммерсантов в нюансах внешней торговли по зволяет иностранным партнерам диктовать условия. Иногда сделки элементарно безграмотны и от кровенно проигрышны. Например, нью-коммерсант покупал на российском рынке то вар по 200 руб. за килограмм, ме- npoj Лич нял в Китае - кило за кило - и эдавал его в России за 800. 1 ную выгоду, конечно, имел. Но на международном рынке мин тай стоит 400-500 долларов, а са хар - максимум 250-300. То есть за тонну минтая надо было брать две тонны сахара. Таким образом нью-коммерсант солидно терял лично и в целом сбивал курс во вред партнерам, стране на бли жайшую перспективу... А японцы вообще жестко сыг рали на нашей неграмотности. Узнав о больших объемах заго товленной икры минтая, ассоциа ция японских рыбопро мышленников предложила разде лить импортную лицензию на два периода: отгрузить часть икры на условиях консигнации - как бы на хранение с последующей прода жей. Наши наживку заглотнули и оказались в безвыходном положе нии, так как теперь и за полце ны ту икру не берут. Потери составили минимум z0 млн. дол ларов. Добыча идет вслепую Вероятно, рыбакам предстоит скоро на ощупь искать уловистые ко сяки. Потог ------------------------------------------ ------------------------------------------ А роскошью, сидит без принял отчаянное решение - продать ориентировочно за 6 млрд. рублей флагманский большой автономный траулер-морозилыцик, а каждому из оставшихся судов придать статус арендного предприятия. Чтобы стал каждый экипаж - сам себе велосипед: крутился и искал пути вы живания. Между тем сейчас - зенит минтаевой рыбалки. Флотам не хватает оборотных средств, чтобы снарядить достаточное число судов, на про мысле треть предполагаемого их числа. И те вынуждены вести добычу практически вслепую. Тралмейстеры выступают в роли “наводчиков , разве что по нюху определяя уловистые места. Тайм-аут поисковиков, конечно, сказывается на качестве путины, но нужда заставляет прими риться, как и заставляет все реже пользоваться дорогими услугами Востоктрансфлота "... Дай Бог корейцам! Компромиссное решение нашли российские и корейские рыбаки. В территориальные воды Южной Кореи законодательно не позволяется заход крупно- и даже среднетоннажных рыболовецких судов. А именно такими располагает дальневосточный флот. В 1994 году корейские ры баки обязались сами доставить всю “квотированную" рыбу к россий ским приемо-перерабатывающим мощностям. В Приморье охотятся на мойву... Рыболовецкие колхозы Приморья ориентированы на океаническое рыболовство. Но теперь к Курилам идти за треской дорого, в Япон ском море квот практически не дают, наукой предельно уменьшены квоты на добычу прибыльного синего краба и лосося, ресурсы при брежной рыбалки невелики. И рыбаки-колхозники стали подумывать о добыче... мойвы. Она здесь настолько прочно забыта, что все при ходится осваивать заново (как это ни странно может звучать для мурманских рыбаков). Правда, приморцев смущает, что на сдаче ки лограмм рыбы тянет на 200 рублей, а на выходе с рыбокомбината - на 1000. Будет ли спрос? • • • ежей Летнее цунами настолько серьезно повредило морские плантации, что даже на частичное восстановление, по определению специалистов, потребуется 1,5-2 года. Но и это нереально без инвестиций. А на них здесь не рассчитывают, наоборот, горько шутят: что не смыло цуна ми, то подметут налоги. Как-то поддерживать подразделения, специ ализирующиеся на марикультуре, помогает лицензированный промысел морского ежа для внешнего рынка. Для продажи морской капусты достойного качества нет теперь возможностей. На внутрен нем же рынке она в январе стоила 280 рублей за килограмм, а доро же - кто ее будет покупать? ... и на иваси . Заместитель главы администрации Приморского края Ф. Т. Нови ков в интервью подтвердил, что запасы отдельных рыбных пород сильно подорваны. В десять раз против прогнозируемого уменьшилась добыча лососевых. Практически исчерпаны пристипома, палтус, угольная, меньше стало кальмара. Но не все же деликатесы вычер паны начисто. Идет лов палтуса, краба, креветки - именно с их по мощью отрасль региона “поддерживает штаны“ (скажем, тонна краба стоит 3,5 тыс. долларов). А объекты валового промысла (дешевле и больше) - минтай, иваси, сайра (последняя, кстати, тоже сильно вздорожала). (По мате р и а л ам газеты " Ры б а к П р и м о р ь я " ) .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz