Рыбный Мурман. 1994 г. Февраль.

12 № 8 (4504) 25 февраля - 3 марта 1994 года Дальний Восток 1| Щи, м » fitsнУкрв®' 1 а ЯПОНЦЫ ПОТИРАЮТ РУКИ: на русских “нагрели" 20 млн. долларов Охотское море мягко очер­ чено нашим материковым по­ бережьем, Сахалином, островной цепочкой Курилл, только, может, десятая часть овала граничит с Японией. И именно поэтому нет у “бубли­ ка “ статуса внутреннего моря, нет четкой законодательной охраны, и из года в год ведется промысловый разбой - нерегу­ лируемый иностранный промы­ сел в центральной части моря^ которая является “зимовальной ямои“ всех минтаевых разно­ видностей. Рыбаки-приморцы “созрели “ для крайних мер, судя по радиограмме Прези­ денту и Комрыболоству. На минтаевую путину-94 устремились от 50 до 100 польских, китайских и других крупнотоннажных траулеров. Снабжение и вывоз продукции ведут транспорты и танкеры под флагами Либерии, Маль­ ты, Панамы, Украины. В 1993 году иностранные рыбаки взя­ ли здесь более миллиона тонн только минтая, не считая при­ лова сельди и прочего. И столько же по квоте имеют фактические хозяева моря - Г сияне-дальневосточники... в прежние годы мораторий соблюдался только нашими ры­ баками, а сейчас рыбалка ста­ ла вовсе хищнической. Тревожат признаки оскуде­ ния промысловых запасов. По­ пустительство со стороны правительства неконтролируе­ мому иностранному промыслу - преступно, так как охотский минтай - основа экономики ре­ гиона. Тревожит аналогия с трагедией моря Беринга, когда всего за четыре года были раз­ граблены мощные запасы, и россиянам осталась преслову­ тая дырка от бублика... Совет капитанов и промыс­ ловый совет от имени 180 эки­ пажей Приморья решили немедленно объявить запрет на промысел в центральной части моря для всех, лицензировать проход иностранных судов че­ рез экономическую зону Рос­ сии, привлечь к контролю все наличные возможности (в том числе - военные суда) и бло­ кировать работу иностранных траулеров. Должно же прави­ тельство откликнуться, серьез­ но и оперативно решить этот наболевший вопрос! Директор НИИ инвестиций В. ГЦербань провел любопыт­ ный анализ первых результатов массового акционирования пред­ приятий. Хозяйственная самостоя­ тельность дала руководству АО широкую свободу действий, но и потребовала предприимчивости, грамотности и честности. А поми­ мо личных профессиональных ка­ честв - соответствующей производственной подготовки предприятий. В спешке было не до того. Самоуверенные админи­ страторы торопились стать полны­ ми хозяевами, что привело к потере интереса и доверия рабо­ тающих к акционерной форме. Это наглядно видно по акциям: руководство “приватизировало“ как можно больше акций себе, а рядовой акционер не стал хозяи­ ном, потому что акций у него на 4 кг мяса, зарплата на две пары башмаков, дивидендов и того меньше, если вообще есть. И те­ перь эти предприятия, хоть и дружно начали обрастать дочер­ ними коммерческими структура­ ми, все круче затягиваются в дол­ говую круговерть. Однако там, где не спешили с акционированием, самостоятель­ ностью внутренних подразделе­ ний, а готовили и укрепляли горизонтальные связи, следуя корпоративному принципу, где рабочие восстали против произво­ ла администрации и нерадивых комиссий по приватизации, потре­ бовали соблюдения программы и норм - там нет балансирования на грани банкротства. ПО “Дальмо- репродукт“, Находкинский СРЗ, ДБФ и некоторые другие при тех же общих экономических пробле­ мах удивляют относительной ста­ бильностью. * * * Вспомните все толкования о сбитых тресковых ценах на внеш­ нем рынке мурманскими рыбака­ ми! •Аналогична проблема дальневосточников. Немудрено: много лет экспортом монопольно Моряк сошел на берег... ЦИНКОВЫЕ ГРОБЫ ВЕЗУТ ИЗ ЕГИПТА Одного взгляда на дислокацию судов достаточно, чтобы оценить, в скольких же неведомых ранее пор­ тах на разных континентах может сегодня оказаться рыбак-россия- нин! Каково ему там? И каков он глазами чужеземцев? Заведующий консульским от­ делом посольства в Сингапуре Г. Ф. Семенов назвал типичными конфликтами мелкое воровство, контрабанду, нелегальный бизнес. Суд здесь скор и строг: видеокас­ сета в 3 местных доллара обошлась нашей рыбацкой официантке в сутки тюрьмы и штраф - 800 дол­ ларов. Приличный штраф и выдворе­ ние из страны грозили трем рыба­ кам владивостокского траулера “Профессор Никольский“ за неза­ конный бизнес. В Сингапуре не препятствуют бизнесу - только ку­ пи лицензию и плати налог. Наши рыбаки пытались продать кое-ка­ кие вещи без этой формальности. Смягчил ситуацию факт вынуж­ денности спекуляции. Оказалось, экипаж уже несколько месяцев ос­ тавлен судовладельцем без денег в чужом краю... И власти ограничи­ лись выдворением из страны трех задержанных рыбаков. Но особо стоит предостеречь по­ тенциальных контрабандистов. За­ конами Сингапура предусмотрена смертная казнь за провоз и распро­ странение наркотиков. Даже в транзитной зоне аэропорта обнару­ жение 15 г героина означает смерть. Ужесточены законы о при­ менении и даже о попытке приме­ нения огнестрельного оружия - за это тоже положена “вьппка". * * * Грузовое судно “Фулнес" под панамским флагом Сахалинского морского пароходства совершало рейс из Колумбии. Не секрет, что в этой стране активно действует наркомафия. Наши моряки, види­ мо, позарившись на хороший куш, решили взять на борт 12 кг кокаина (стоимость оценивается специали­ стами в миллионы долларов). За горе-контрабандистами проследи­ ли спецслужбы Канады... В ре­ зультате 17 подозреваемых, сойдя на берег, были арестованы морской таможней. Местный суд принял решение освободить из-под стражи 13 рос­ сийских моряков, сняв с них обви­ нение, они отправлены на Родину рейсом "Аэрофлота". Оставшимся в тюрьме - С. Шкареде, В. Макси­ мову, И. Янченко, Мун Ен Ги - грозит 20 лет строгого тюремного заключения. * * * В 50 тысяч долларов обойдется возвращение на Родину 13 членов экипажа буксира "Приморье" из египетского порта Суэц. Билеты, расходы на лечение в Египте, изго­ товление и транспортировка цин­ ковых гробов... Буксир был арендо­ ван владивостокским малым пред­ приятием, дескать, подремонтиру­ ем и пошлем на промысел вдоль по родному Охотскому морюшку. Фактически сделали несколько по-другому: без согласования с хо­ зяином судна, без ремонта и с со­ кращенным экипажем буксир был передан в субаренду греческой фирме и отправлен в коммерче­ ский вояж. А затем из-за финансо­ вых разногласий меж фирмами был брошен без средств на произвол судьбы и арестован египетскими властями... Два члена экипажа по­ гибли, двое ослепли, один заболел открытой формой туберкулеза - таков прискорбный финал вояжа. ведал "Соврыбфлот". В 1990 году весь СССР поставил на экспорт 800 тыс. тонн рыбопродукции, а в 1992-м (по отдельным источни­ кам) только Россия - 2500 тыс. тонн. Почему же нет того видимого обогащения,- которого можно было бы ожидать? Во-первых, беспре­ цедентный прямой выход на внешний рынок различных боль­ ших и малых структур привел к обвальному сбросу цен на все ви­ ды российской рыбопродукции (а не только цен в странах сбыта). В том числе на минтай в три ра­ за, до 250 долларов за тонну (в отдельных случаях до 100), впо­ ловину снизилась стоимость кра­ бовой продукции. Во-вторых, неопытность наших коммерсантов в нюансах внешней торговли по­ зволяет иностранным партнерам диктовать условия. Иногда сделки элементарно безграмотны и от­ кровенно проигрышны. Например, нью-коммерсант покупал на российском рынке то­ вар по 200 руб. за килограмм, ме- npoj Лич нял в Китае - кило за кило - и эдавал его в России за 800. 1 ную выгоду, конечно, имел. Но на международном рынке мин­ тай стоит 400-500 долларов, а са­ хар - максимум 250-300. То есть за тонну минтая надо было брать две тонны сахара. Таким образом нью-коммерсант солидно терял лично и в целом сбивал курс во вред партнерам, стране на бли­ жайшую перспективу... А японцы вообще жестко сыг­ рали на нашей неграмотности. Узнав о больших объемах заго­ товленной икры минтая, ассоциа­ ция японских рыбопро­ мышленников предложила разде­ лить импортную лицензию на два периода: отгрузить часть икры на условиях консигнации - как бы на хранение с последующей прода­ жей. Наши наживку заглотнули и оказались в безвыходном положе­ нии, так как теперь и за полце­ ны ту икру не берут. Потери составили минимум z0 млн. дол­ ларов. Добыча идет вслепую Вероятно, рыбакам предстоит скоро на ощупь искать уловистые ко­ сяки. Потог ------------------------------------------ ------------------------------------------ А роскошью, сидит без принял отчаянное решение - продать ориентировочно за 6 млрд. рублей флагманский большой автономный траулер-морозилыцик, а каждому из оставшихся судов придать статус арендного предприятия. Чтобы стал каждый экипаж - сам себе велосипед: крутился и искал пути вы­ живания. Между тем сейчас - зенит минтаевой рыбалки. Флотам не хватает оборотных средств, чтобы снарядить достаточное число судов, на про­ мысле треть предполагаемого их числа. И те вынуждены вести добычу практически вслепую. Тралмейстеры выступают в роли “наводчиков , разве что по нюху определяя уловистые места. Тайм-аут поисковиков, конечно, сказывается на качестве путины, но нужда заставляет прими­ риться, как и заставляет все реже пользоваться дорогими услугами Востоктрансфлота "... Дай Бог корейцам! Компромиссное решение нашли российские и корейские рыбаки. В территориальные воды Южной Кореи законодательно не позволяется заход крупно- и даже среднетоннажных рыболовецких судов. А именно такими располагает дальневосточный флот. В 1994 году корейские ры­ баки обязались сами доставить всю “квотированную" рыбу к россий­ ским приемо-перерабатывающим мощностям. В Приморье охотятся на мойву... Рыболовецкие колхозы Приморья ориентированы на океаническое рыболовство. Но теперь к Курилам идти за треской дорого, в Япон­ ском море квот практически не дают, наукой предельно уменьшены квоты на добычу прибыльного синего краба и лосося, ресурсы при­ брежной рыбалки невелики. И рыбаки-колхозники стали подумывать о добыче... мойвы. Она здесь настолько прочно забыта, что все при­ ходится осваивать заново (как это ни странно может звучать для мурманских рыбаков). Правда, приморцев смущает, что на сдаче ки­ лограмм рыбы тянет на 200 рублей, а на выходе с рыбокомбината - на 1000. Будет ли спрос? • • • ежей Летнее цунами настолько серьезно повредило морские плантации, что даже на частичное восстановление, по определению специалистов, потребуется 1,5-2 года. Но и это нереально без инвестиций. А на них здесь не рассчитывают, наоборот, горько шутят: что не смыло цуна­ ми, то подметут налоги. Как-то поддерживать подразделения, специ­ ализирующиеся на марикультуре, помогает лицензированный промысел морского ежа для внешнего рынка. Для продажи морской капусты достойного качества нет теперь возможностей. На внутрен­ нем же рынке она в январе стоила 280 рублей за килограмм, а доро­ же - кто ее будет покупать? ... и на иваси . Заместитель главы администрации Приморского края Ф. Т. Нови­ ков в интервью подтвердил, что запасы отдельных рыбных пород сильно подорваны. В десять раз против прогнозируемого уменьшилась добыча лососевых. Практически исчерпаны пристипома, палтус, угольная, меньше стало кальмара. Но не все же деликатесы вычер­ паны начисто. Идет лов палтуса, краба, креветки - именно с их по­ мощью отрасль региона “поддерживает штаны“ (скажем, тонна краба стоит 3,5 тыс. долларов). А объекты валового промысла (дешевле и больше) - минтай, иваси, сайра (последняя, кстати, тоже сильно вздорожала). (По мате р и а л ам газеты " Ры б а к П р и м о р ь я " ) .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz