Рыбный Мурман. 1994 г. Февраль.
Экономический компас m r зосоооо 5 3 0 0 0 0 0 0 2Ж< ПОСЛЕ ВАХТЫ. Фото Валерия СЕМАКОВА. вбухать в ремонт, а что в ны нешних условиях делать БМРТ? На сельди работать? Так это же путинный лов на пару месяцев. Вот почему мы делаем акцент на глубокую разделку. Уже лежат у меня документы на две два судна... - Если бы не налоги, так? - Мне кажется, правительство должно в конце концов опреде литься, нужна ли стране рыбная отрасль. Если нужна, то добыча рыбы должна быть на дотации. Прибыль возможна только при переработке добытого сырья на береговых предприятиях с при менением новейших технологии. И тут Лев Семенович стал рас сказывать мне об очень печаль ной новости. На недавней коллегии Комите та РФ по рыболовству присут ствовал представитель Российского таможенного уп равления. Он и “обрадовал" ру ководителей флотов России: готовится указ о том, что вся продукция, изготовленная из сырья, выловленного в 200- мильной зоне России, будет об лагаться налогом. Кроме тех случаев, когда она отправля ется не на экспорт, а на ш м w im t стал Лев Семенович Брейхман, ге неральный директор АО “Мур- манрыбпром“ , очень редко улыбается. Наблюдая за ним на различных встречах, записывая интервью с ним, каждый раз ду мала, каков же этот человек в неофициальном общении? Ведь я не видела его никогда таким раскованно-общительным, како вы обычно Юрий Борисович Прутков, Геннадий Анисимович Сторожев... Конечно, разные характеры, хотя должности и одинаковые. И все-таки что кро ется за этой неторопливой речью, за крайней сдержанно стью жеста, за бесстрастным вы ражением лица? Вот и очередная встреча. Раз говор наш начался с разборки одной конфликтной ситуации (о ней пока говорить рано, воз можно, в ближайших номерах “РМ“ расскажу). Лев Семенович ответил на мои вопросы по этой теме, и мы перешли к экономике “Мурманрыбпрома “. Поговорили о тягостных мно гомиллионных налогах, о безде нежье и дороговизне, о списании БМРТ и приобретении новых су дов. Даже в такой ситуации флот пополнился за последние два года тремя новыми промыс ловыми судами: два - типа СРТМ-к и один ПСТ, которые успешно работают в Баренцевом море. А еще взяли в тайм-чартер у фарерской компании средне тоннажный траулер. К августу этого года он будет полностью выкуплен. Лев Семенович нажимает кно почки калькулятора: - Это судно названо “Сайда“. На нем выпускают клипфиск. Продукцию покупает фарерская компания по цене не ниже трех тысяч долларов за тонну. Если мы из тонны сырья изготовим потрошеную треску, то получим примерно 600-700 долларов, а если клипфиск - 1200-1300 долларов. За истекший период на эксплуатацию судна не израс ходовано ни доллара, однако флот получил 450 тысяч долла ров. Простая вроде арифметика, но понадобились годы, чтобы к ней прийти. Да и до сих пор далеко не все руководители придержи ваются стратегии глубокой раз делки рыбы. До сих пор десятки судов “гонят“ в Норвегию по трошеную треску по низким це нам, а норвежцы рады-радешеньки: филе в мел кой расфасовке, клипфиск куда дороже, “наклепали4 и подсчи тывают немалую прибыль. Генеральный директор не спешно объясняет мне суть своей стратегии, в масштабы ко торой должны вписаться еще два судна: на одном можно выпу скать филе, на другом - тот же клипфиск. “Была бы квота побольше!“ - вздыхает. Тут я вспоминаю, что у “Мурманрыб прома4 на “том4 берегу стоят БМРТ, которые эксплуатирова лись более 20 лет, и траулеры, еще недавно бывшие гордостью флота. Их называли по-разному: БАТы, В-408-е, “полуботинки", БМРТ типа “Иван Бочков44. Не мало было с ними мороки пона чалу из-за двигателей, немало копий было сломано и на стра ницах “РМ“ в спорах о том, как же все-таки грамотно их эксплу атировать. Какой-то десяток лет - и на тебе: металлолом! 150 ты сяч долларов плати и бери лю бой. - Мы готовы их и дешевле продать, они впустую стоят, лю ди охраняют их. - Ну а если бы нашелся толковый мужик, отремонтиро вал такой траулер да и ра ботал бы с пользой? - Зачем? Полтора миллиарда нутреннии рынок. Мне показалось, что тут Брей- хману не удалось сохранить бесстрастную маску. Он загово рил горячо. В голосе зазвучала безмерная боль. - Это будет означать полную гибель крупнотоннажного фло та, поскольку нам нечем станет его поддерживать. А самое глав ное - жаль специалистов. - А среднетоннажный флот вы держит? - Да, учитывая соотношение рубля и доллара. Опять нажимаются кнопки калькулятора. На внутреннем рынке треска стоит около 1800 рублей за килограмм, а на экс порт - свыше двух тысяч (в пе реводе на рубли). Вот эту разницу и “съ ест4 таможенная пошлина. А она-то шла на под держание больших траулеров. Пока генеральный директор отвечает на вопрос забежавшего специалиста флота, я разгляды ваю карту на стене его кабинета. Кучки корабликов столпились в Баренцевом и Норвежском мо рях, несколько штук сиротливо притулились к Западной Афри ке. Но что это? По Атлантике “идут4 два кораблика, а два вплотную “подошли4 к берегам Аргентины. Как так? В интер вью начальника управления “Севрыбпромразведка4 Г. А. Сторожева прозвучало, что только суда “Севрыбпромраз- ведки4 работают в южных ши ротах. Стало быть, нарушено их гордое одиночество? - Да, - отвечает мне Лев Се менович, - БМРТ “Нарочь“ и “Олентуй4 уже приступили к промыслу на кальмаре, а на под ходе к ним еще два: “Знамя По беды4 и “Герои Заполярья44. - А кальмар куда? - На экспорт. Кто больше даст за него. На часах - половина восьмого вечера. Брейхману понадоби лось что-то уточнить у специа листов, но телефон отвечает длинными гудками, и на лице ге нерального - удивление: уже ушли? В его-то приемной еще дожидаются встречи с ним люди. - Лев Семенович, представим самое ужасное: политика прави тельства в отношении рыбной от расли не изменится, налоговая политика тоже, а таможня пере кроет последний кислород. Как вы думаете, сколько продержится флот? Где тот конечный срок, по сле которого процесс станет необ ратимым? - Считаю, что этот год флот продержится в существующем составе. В перспективе при подо бном отношении правительства к рыбной отрасли неизбежно со кращение численного состава флота. В основном это произой дет за счет списания крупнотон нажных судов, эксплуатация которых в отдаленных районах промысла при дальнейшем росте цен на топливо становится эко номически нецелесообразной. - Сколько сейчас получают мо ряки “Мурманрыбпрома"? - Зарплата моряков “Мурман рыбпрома4 в пересчете на рубли аналогична зарплате на других промысловых флотах. Отличие лишь в том, что, поднимая об щую зарплату, мы валютную часть увеличили на 60, а рубле вую на 40 процентов. Другие же флоты увеличили только рубле вую часть заработка на 100 процентов. Зазвонил телефон. Лев Семе нович снял трубку и молча не которое время слушал то, что ему говорил невидимый собесед ник. Я же наблюдала за выра жением лица генерального директора. Куда девалась его бесстрастность! Удивление, тре вога, досада... И снова - спокой ная решимость. Неспешно пообещал через час дать ответ. Тут же созвонился с диспетче ром, отдал распоряжение. Поло жил трубку. Повернулся ко мне. - Что случилось, Лев Семено вич? Ни один мускул не дрогнул на лице: - Аварийное происшествие на промысле, намотка на винт... Инна БЕРЕЗЮК. тш пт а потому всеобщая забастовка не исключается (О кончание . Начало на 1-й стр.). Квота на вылов балтийской рыбы у нас есть. И хорошо, что в свое время в борь бе с городской мэрией мы отстояли рыб ный порт, и он остался на балансе “Ленрыбпрома44. Теперь порт приносит нам прибыль, так как предоставляем за плату причалы для выгрузки с транспор тных судов сахара, других продовольст венных грузов, доставляемых в Санкт-Петероург морем. - А как в настоящем используются круп нотоннажные суда, которыми оснащен “Ленрыбпром*? - Из 25 “крупнотоннажников4 в райо нах промысла работают 13 судов. Из них рыбу ловят 4 судна. Промысел ведется у побережья Намибии и в Норвежском мо ре. Девять судов работают в Балтийском море на приемке рыбы, выловленной про мысловиками рыболовецких колхозов Ленинградской области. В весенний пери од несколько судов направятся в канад скую зону. Вот такова расстановка сил флота. - “Ленрыбпрому44 выгодно работать на приемке рыбы с промысловых судов рыбо ловецких колхозов? - Такое сотрудничество дает возмож ность загружать работой рыбные фабри ки ленрыбпромовских судов. Стоимость сырья обходится в 230 долларов за тон ну. Но мы находимся в постоянном по иске поставщиков более дешевого сырья. В настоящее время в стадии изучения на ходится вопрос установления торговых отношений со шведскими рыбаками. Они намерены продавать нам кильку и салаку по 180 долларов за тонну. На данном этапе, чтобы обеспечить “Ленрыбпрому4 нормальное финансовое положение, единственный выход видим в эксплуата ции крупнотоннажных судов на приемке рыбы и ее переработке на судовых рыбо- фабриках. - Александр Захарович, повлияла ли ак ционирование объединения на текучесть кадров? - Да, в “Ленрыбпроме4 отмечается те кучесть кадров, уходят специалисты плавсостава. Они стремятся устроиться в коммерческие структуры. Их можно по нять: рыба ищет, где глубже, а люди - где лучше. Но я бы попутно уточнил, что на рост текучести кадров повлияла не ак ционирование объединения, а экономиче ские и финансовые трудности, которые сейчас испытывает трудовой коллектив. К сожалению, наши акционеры еще не получали дивиденды. Конечно же, прояв ляем посильную заботу , о сохранении кадров. - Скажите, пожалуйста, как в цифровом выражении изменилась численность рабо тающих в объединении? - До акционирования численность ра ботающих в объединении составляла 4200 человек. В связи с изменением фор мы собственности произошла структур ная реорганизация, были изменены штат но-должностные расписания судовых экипажей. В результате было высвобождено от работы около семисот человек. Сокращен и управленческий аппарат. Численность его доведена с трехсот двадцати человек до ста восьмидесяти. В работе по сокращению шта тов руководствовались принципами, приня тыми на вооружение во всех российских рыбопромысловых флотах. - Александр Захарович, а как повлияла смена формы собственности на решение со циальных вопросов в иЛенрыбпроме“? - “Ленрыбпром4 является составной ча стью рыбной промышленности России. И он страдает теми же экономическими и финансовыми болезнями, что и рыболов ные флоты Северного бассейна и Даль него Востока. А финансово-экономические трудности пря мо сказались на социальной сфере в худ шую сторону. - А конкретно? - На средства, заработанные трудовым коллективом, несколько лет назад неда леко от города Кингисеппа на берегу реки Луга был возведен городок пионерского лагеря. Совместно с Кировским заводом на берегу Черного моря в Кабардинке был построен городок, который летом ис пользовался как пионерский лагерь, а в зимнее время - •как пансионат для отдыха семей рыбаков и рабочих. Наконец, на берегу Ладожского озера находится п р е красная турбаза. Но в 1993 году все эти оздоровительные объекты практически пустовали. Причины - дороговизна путе вок, высокая стоимость проездных биле тов, нестабильность в обществе. “Ленрыбпром4 не имеет возможности компенсировать рыбакам и береговым ра ботникам расходы. Теперь перед объеди нением остро стоит вопрос: как с наименьшими потерями “избавиться4 от указанных объектов социальной сферы. Свернута и программа жилищного строи тельства. - Есть ли надежды, что правительство окажет помощь в преодолении трудностей, возникших перед рыбной отраслью России? - Прежде всего рыбопромысловые фло ты должны сами найти выход из трудной ситуации. А правительство обязано, на мой взгляд, пересмотреть систему нало гообложения, ввести льготное кредитова ние, установить твердый порядок в выплате дотаций на топливо, на произ водство судоремонта. Консервация этих проблем может привести рыоную отрасль к краху. А до этого не исключена всеоб щая забастовка рыбаков, которая уско рит крушение. Социально-экономическая обстановка в отрасли накалена до преде ла. Интервьюировал Геннадий ЮДЕНКО, н аш собкор . г. Санкт-Петербург.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz