Рыбный Мурман. 1994 г. Февраль.
4 № 8 (4504) 25 февраля - 3 марта 1994 года Перспектива (Окончание. Начало на 1-й стр.). В целом по результатам анализа можно сказать, что ситуация в рыбной промышленности Северного бассейна характеризуется как близкая к крити ческой. И если не предпринять доста точно быстро определенные меры, то мы можем стать свидетелями значи тельного сокращения этой промышлен ности, а возможно, и полной ее ликвидации. Кроме чисто производст венных проблем в этом случае нас бу дут ожидать значительные социальные потрясения. Рыбная промышленность составляет около 70% всей промыш ленности г. Мурманска и является гра дообразующей. Основными причинами сложившего ся положения, на наш взгляд, является следующее. Первое. Производственная структу ра, состав основных фондов не соот ветствуют новым финан сово-хозяйственным условиям и тем изменениям, которые происходят в стране в целом. Рыбная промышлен ность, ныне существующая, была со здана с главной целью - обеспечить вылов и выпуск рыбной продукции для обеспечения ею населения страны, ис ходя из нормы потребления 20 кг на человека. Финансовые показатели ра боты не имели существенного значе ния, промышленность дотировалась государством. Большинство ныне су ществующих основных производствен ных фондов не способны работать в режиме самоокупаемости и самофи нансирования. Второе. Сложнейшее финансовое положение предприятий, связанное с ростом цен, отсутствием в необходи мом объеме оборотных средств, вза имными неплатежами за поставки продукции и услуги. Третье. Разрушение ранее сущест вующей системы управления, вместо которой практически не создано ничего нового. Несмотря на тот факт, что до настоящего времени значительная часть акций принадлежит государству, никто реально его интересы не защи щает. Предприятия-смежники, каждое из которых выполняет только один эле мент единого технологического про цесса, не работают в духе партнерства, не выполняют взаимных обязательств, дтсутствует дисциплина поставок и вы полнения договорных обязательств. Нет реального перспективного плани рования и программирования, в основе работы находятся сиюминутные инте ресы и текущие проблемы. Потеря уп равляемости государственными и акционерными предприятиями, кото рая, в свою очередь, вызвана разры вом вертикальных государственных структур управления на уровне рыбно го хозяйства, привела к распаду едино го технологического процесса добычи, обработки, транспортировки и сбыта рыбопродукции и комплекса вспомога тельных производств. Четвертое. Система управления и производственных отношений не соот ветствует новым (рыночным) условиям хозяйствования, внедряемым в стране. Вывод. Разработчики программы, проанализировав ситуацию, пришли к выводу, что негативные процессы, про исходящие в рыбной промышленности Северного бассейна, на сегодняшний день носят уже необратимый характер. По нашему мнению, невозможно (иск лючая вариант целенаправленной объ емной государственной поддержки) реанимировать деятельность предпри ятий в том объеме, в котором это было раньше. Сегодня можно реально решать за дачу сохранения наиболее эффектив ной части рыбной промышленности за счет действительной структурной пере стройки и создания новой мощной фи нансово-промышленной группы. Необходимо построить работу этой ФПГ (финансово-промышленной груп пы) на новых принципах и максимально приспособить к современным услови ям. На базе высокоэффективной рабо ты этой группы и используя другие источники финансирования создать ус ловия для воспроизводства и построить рыбную промышленность на принципи ально новой технической и технологи ческой основе. Разрабатывая данное предложение, мы исходили из того, что производство продовольствия относится к приоритет ным отраслям промышленности и поэ тому считаем возможным применить к рыбной промышленности положение об основных принципах формирования финансово-промышленных групп в приоритетных отраслях промышленно сти. По существу речь идет о пере группировке и объединении капитала (под капиталом подразумеваются как финансовые средства, так и основные фонды и материальные ресурсы) и со здание на бассейне новой производст венной и организационной структуры. В настоящее время А О "Севрыба" представляет собой акционерное об щество закрытого типа, образованное в соответствии с постановлением Верхов ного Совета Российской Федерации № 2980-1 от 11.06.92 г. "О введении в органом управления ФПГ "Севрыба", который, с одной стороны, будет на о с нове доверительного управления обес печивать эксплуатацию переданной части государственного имущества, с другой стороны, управлять всей ФПГ в интересах акционеров и всего бассей нового производственного комплекса. Условия траста должны быть огово рены специальным договором с соот ветствующими органами государ ственного управления либо установле ны постановлением правительства РФ по образованию ФПГ. Однако в любом случае главным в них должна быть реализация инвести ционной программы. Учитывая общую направленность государственной поли тики на приватизацию, правление дол жно разработать и представить план приватизации переданного государст венного имущества. Этот план должен быть реализован в течение 1-1,5 лет. Количество членов правления пред лагается установить в количестве 7 - 1 1 действие Государственной программы приватизации государственных и муни ципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год" и Указом Президента Российской Федерации № 721 от 01.07.92 г. "Об организаци онных мерах по преобразованию госу дарственных предприятий, добровольных объединений предприя тий в акционерные общества". Все акционеры-предприятия (юри дические лица), в свою очередь акцио нированные по различным вариантам, имеют практически одинаковые доли в акционерном капитале АО "Севрыба". Предлагаемая перестройка значитель но увеличит долю государственной собственности в АО "Севрыба". Будет образовано акционерное общество со смешанной формой собственности, где основную долю будет представлять го сударственная собственность. Учитывая, что госсобственность бу дет представлять главную ценность ФПГ, от разумной эксплуатации кото рой будет в значительной степени за висеть выполнение инвестиционной программы, а также для того, чтобы некоторым образом обособить эту часть собственности, предлагается пе редать ее в траст правлению ФПГ "Севрыба" (нынешний аналог - совет директоров АО "Севрыба"). Таким образом, абсолютная величи на уставного капитала каждого из ныне существующих акционеров останется неизменной. В то же время относи тельная величина этого капитала (про цент от общего размера капитала) сегодняшних акционеров АО "Севры ба" будет существенно уменьшена за счет того, что значительно возрастет доля государственного имущества. Ре ально все управление "Севрыбой" на момент организации ФПГ сосредото чится в руках правления за счет пере дачи ему в траст основной доли имущества. Правление будет являться высшим человек, включив в его состав гене ральных директоров ведущих предпри ятий Северного бассейна, значительная доля имущества которых перейдет в ФПГ, и некоторых других специали стов. Возглавляет правление и в целом ФПГ президент. Правление решает стратегические вопросы и рассматри вает перспективные планы и пробле мы. Вся текущая деятельность осуществляется исполнительной дирек цией, возглавляемой генеральным ди ректором, который является членом правления. На первом этапе допуска ется исполнение должностей президен та и генерального директора одним лицом. В правлении предлагается уста новить равенство членов, а в исполни тельной дирекции - жесткую иерархическую подчиненность должно стных лиц. Одной из главнейших причин спада произьодства в рыбной промышленно сти Северного бассейна является низ кая эффективность работы промысловых судов, физически и мо рально устаревших, строившихся для экстенсивного использования в услови ях, в которых воспроизводство и час тично текущая деятельность обеспечивались государственными ин вестициями. В условиях переходного периода к рынку эксплуатация флота показала неперспективность использования мно гих типов судов, что подтверждается списанием и постановкой их в отстой. Для сохранения улова рыбы бассей ном в объеме 1.0 млн. тонн необходи мо пополнение рыбодобывающего флота новыми перспективными судами взамен списываемых по возрасту и развитие береговой инфраструктуры. Основными собственными источни ками финансовых средств на приобре тение нового флота и модернизацию береговой инфраструктуры являются амортизация и прибыль. 3 0 0 0 0 Однако амортизация на реновацию до 1991 года централизовалась на уровне Минрыбхоза, а затем этот ис точник был обесценен реформой и ин фляцией. Новые накопления средств на при обретение новых судов за счет аморти зации судов старой постройки невозможны из-за инфляции, кризис ного финансового состояния рыбодо бывающих предприятий и разрыва в стоимости эксплуатируемого флота и судов новостроя. Этот источник для действующего флота в настоящее вре мя практически отсутствует. Привлечение сторонних отечествен ных инвесторов (рублевых средств) в условиях галопирующей инфляции практически невозможно. В существу ющей ситуации развитие флота воз можно только за счет кредитов иностранных банков и инвесторов. В создавшихся условиях существует две альтернативы: - или сознательное допущение даль нейшего снижения объемов вылова рыбы и выпуска рыбопродукции бас сейном в результате потери добываю щих мощностей при списании судов и, как следствие, дальнейший спад произ водства, значительное сокращение производства ценной пищевой рыбной продукции для населения Российской Федерации, а также неэффективное использование сырьевых ресурсов в отечественной 200-мильной зоне и уте ря квот в других районах Северной А т лантики; - или создание с государственной поддержкой нового современного ры бопромыслового флота, отвечающего рыночным условиям, для сохранения улова рыбы в объеме 1.0 млн. тонн, обеспеченного на перспективу рыбны ми ресурсами сырьевой базы в отече ственной 200-мильной зоне и в других районах Северной Атлантики. Для оценки возможностей обновле ния рыбодобывающего флота АО "Севрыба" рассмотрены два варианта. Первый вариант - приобретение но вых судов, по мере списания судов старой постройки (с задержкой от нор мативного срока на 5 лет), дтгя сохра нения объема вылова рыбы в 1.0 млн тонн. Второй вариант - приобретение но вых судов в течение 4-х лет в количе стве, необходимом для вылова рыбы в объеме 1.0 млн. тонн. Суда старой постройки продаются, перепрофилируются, а также изыски ваются возможности другого их ис пользования. Расчеты показывают, что в любых случаях кредиты будут возвращены в течение семи лет, а по некоторым су дам этот срок наступит значительно раньше. В качестве дополнительных источни ков могут быть рассмотрены следую щие: - государственные бюджетные ас сигнования в размере 25 - 30 млрд. руб.; - целевые льготные государствен ные кредиты; - выпуск акций для продажи юриди ческим и физическим лицам под еже годные дивиденды за счет промдеятельности новых судов. Последний источник заслуживает особого внимания. В целом эта акция по технике должна напоминать выпуск и реализацию облигаций компаниями "Автомобильный Всероссийский Аль янс" и "Автоваз". "Севрыба" предпо лагает разработать специальный план этого мероприятия, и сделать это необ ходимо после решения вопросов по объему кредитования. По мнению разработчиков программы, второй вариант реализа ции инвестиционной программы явля ется наиболее приемлемым и практически реализуемым. Он позво лит в короткие сроки перевести рыб ную промышленность на рыночные условия хозяйствования и заблаговре менно начать подготовку к следующе му этапу развития. Немаловажное значение будет иметь тот факт, что для банков, которые будут принимать уча стие в этой программе, данный вариант будет наиболее предпочтительным.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz