Рыбный Мурман. 1994 г. Февраль.

4 № 8 (4504) 25 февраля - 3 марта 1994 года Перспектива (Окончание. Начало на 1-й стр.). В целом по результатам анализа можно сказать, что ситуация в рыбной промышленности Северного бассейна характеризуется как близкая к крити­ ческой. И если не предпринять доста­ точно быстро определенные меры, то мы можем стать свидетелями значи­ тельного сокращения этой промышлен­ ности, а возможно, и полной ее ликвидации. Кроме чисто производст­ венных проблем в этом случае нас бу­ дут ожидать значительные социальные потрясения. Рыбная промышленность составляет около 70% всей промыш­ ленности г. Мурманска и является гра­ дообразующей. Основными причинами сложившего­ ся положения, на наш взгляд, является следующее. Первое. Производственная структу­ ра, состав основных фондов не соот­ ветствуют новым финан­ сово-хозяйственным условиям и тем изменениям, которые происходят в стране в целом. Рыбная промышлен­ ность, ныне существующая, была со­ здана с главной целью - обеспечить вылов и выпуск рыбной продукции для обеспечения ею населения страны, ис­ ходя из нормы потребления 20 кг на человека. Финансовые показатели ра­ боты не имели существенного значе­ ния, промышленность дотировалась государством. Большинство ныне су­ ществующих основных производствен­ ных фондов не способны работать в режиме самоокупаемости и самофи­ нансирования. Второе. Сложнейшее финансовое положение предприятий, связанное с ростом цен, отсутствием в необходи­ мом объеме оборотных средств, вза­ имными неплатежами за поставки продукции и услуги. Третье. Разрушение ранее сущест­ вующей системы управления, вместо которой практически не создано ничего нового. Несмотря на тот факт, что до настоящего времени значительная часть акций принадлежит государству, никто реально его интересы не защи­ щает. Предприятия-смежники, каждое из которых выполняет только один эле­ мент единого технологического про­ цесса, не работают в духе партнерства, не выполняют взаимных обязательств, дтсутствует дисциплина поставок и вы­ полнения договорных обязательств. Нет реального перспективного плани­ рования и программирования, в основе работы находятся сиюминутные инте­ ресы и текущие проблемы. Потеря уп­ равляемости государственными и акционерными предприятиями, кото­ рая, в свою очередь, вызвана разры­ вом вертикальных государственных структур управления на уровне рыбно­ го хозяйства, привела к распаду едино­ го технологического процесса добычи, обработки, транспортировки и сбыта рыбопродукции и комплекса вспомога­ тельных производств. Четвертое. Система управления и производственных отношений не соот­ ветствует новым (рыночным) условиям хозяйствования, внедряемым в стране. Вывод. Разработчики программы, проанализировав ситуацию, пришли к выводу, что негативные процессы, про­ исходящие в рыбной промышленности Северного бассейна, на сегодняшний день носят уже необратимый характер. По нашему мнению, невозможно (иск­ лючая вариант целенаправленной объ­ емной государственной поддержки) реанимировать деятельность предпри­ ятий в том объеме, в котором это было раньше. Сегодня можно реально решать за­ дачу сохранения наиболее эффектив­ ной части рыбной промышленности за счет действительной структурной пере­ стройки и создания новой мощной фи­ нансово-промышленной группы. Необходимо построить работу этой ФПГ (финансово-промышленной груп­ пы) на новых принципах и максимально приспособить к современным услови­ ям. На базе высокоэффективной рабо­ ты этой группы и используя другие источники финансирования создать ус­ ловия для воспроизводства и построить рыбную промышленность на принципи­ ально новой технической и технологи­ ческой основе. Разрабатывая данное предложение, мы исходили из того, что производство продовольствия относится к приоритет­ ным отраслям промышленности и поэ­ тому считаем возможным применить к рыбной промышленности положение об основных принципах формирования финансово-промышленных групп в приоритетных отраслях промышленно­ сти. По существу речь идет о пере­ группировке и объединении капитала (под капиталом подразумеваются как финансовые средства, так и основные фонды и материальные ресурсы) и со­ здание на бассейне новой производст­ венной и организационной структуры. В настоящее время А О "Севрыба" представляет собой акционерное об­ щество закрытого типа, образованное в соответствии с постановлением Верхов­ ного Совета Российской Федерации № 2980-1 от 11.06.92 г. "О введении в органом управления ФПГ "Севрыба", который, с одной стороны, будет на о с­ нове доверительного управления обес­ печивать эксплуатацию переданной части государственного имущества, с другой стороны, управлять всей ФПГ в интересах акционеров и всего бассей­ нового производственного комплекса. Условия траста должны быть огово­ рены специальным договором с соот­ ветствующими органами государ­ ственного управления либо установле­ ны постановлением правительства РФ по образованию ФПГ. Однако в любом случае главным в них должна быть реализация инвести­ ционной программы. Учитывая общую направленность государственной поли­ тики на приватизацию, правление дол­ жно разработать и представить план приватизации переданного государст­ венного имущества. Этот план должен быть реализован в течение 1-1,5 лет. Количество членов правления пред­ лагается установить в количестве 7 - 1 1 действие Государственной программы приватизации государственных и муни­ ципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год" и Указом Президента Российской Федерации № 721 от 01.07.92 г. "Об организаци­ онных мерах по преобразованию госу­ дарственных предприятий, добровольных объединений предприя­ тий в акционерные общества". Все акционеры-предприятия (юри­ дические лица), в свою очередь акцио­ нированные по различным вариантам, имеют практически одинаковые доли в акционерном капитале АО "Севрыба". Предлагаемая перестройка значитель­ но увеличит долю государственной собственности в АО "Севрыба". Будет образовано акционерное общество со смешанной формой собственности, где основную долю будет представлять го­ сударственная собственность. Учитывая, что госсобственность бу­ дет представлять главную ценность ФПГ, от разумной эксплуатации кото­ рой будет в значительной степени за­ висеть выполнение инвестиционной программы, а также для того, чтобы некоторым образом обособить эту часть собственности, предлагается пе­ редать ее в траст правлению ФПГ "Севрыба" (нынешний аналог - совет директоров АО "Севрыба"). Таким образом, абсолютная величи­ на уставного капитала каждого из ныне существующих акционеров останется неизменной. В то же время относи­ тельная величина этого капитала (про­ цент от общего размера капитала) сегодняшних акционеров АО "Севры­ ба" будет существенно уменьшена за счет того, что значительно возрастет доля государственного имущества. Ре­ ально все управление "Севрыбой" на момент организации ФПГ сосредото­ чится в руках правления за счет пере­ дачи ему в траст основной доли имущества. Правление будет являться высшим человек, включив в его состав гене­ ральных директоров ведущих предпри­ ятий Северного бассейна, значительная доля имущества которых перейдет в ФПГ, и некоторых других специали­ стов. Возглавляет правление и в целом ФПГ президент. Правление решает стратегические вопросы и рассматри­ вает перспективные планы и пробле­ мы. Вся текущая деятельность осуществляется исполнительной дирек­ цией, возглавляемой генеральным ди­ ректором, который является членом правления. На первом этапе допуска­ ется исполнение должностей президен­ та и генерального директора одним лицом. В правлении предлагается уста­ новить равенство членов, а в исполни­ тельной дирекции - жесткую иерархическую подчиненность должно­ стных лиц. Одной из главнейших причин спада произьодства в рыбной промышленно­ сти Северного бассейна является низ­ кая эффективность работы промысловых судов, физически и мо­ рально устаревших, строившихся для экстенсивного использования в услови­ ях, в которых воспроизводство и час­ тично текущая деятельность обеспечивались государственными ин­ вестициями. В условиях переходного периода к рынку эксплуатация флота показала неперспективность использования мно­ гих типов судов, что подтверждается списанием и постановкой их в отстой. Для сохранения улова рыбы бассей­ ном в объеме 1.0 млн. тонн необходи­ мо пополнение рыбодобывающего флота новыми перспективными судами взамен списываемых по возрасту и развитие береговой инфраструктуры. Основными собственными источни­ ками финансовых средств на приобре­ тение нового флота и модернизацию береговой инфраструктуры являются амортизация и прибыль. 3 0 0 0 0 Однако амортизация на реновацию до 1991 года централизовалась на уровне Минрыбхоза, а затем этот ис­ точник был обесценен реформой и ин­ фляцией. Новые накопления средств на при­ обретение новых судов за счет аморти­ зации судов старой постройки невозможны из-за инфляции, кризис­ ного финансового состояния рыбодо­ бывающих предприятий и разрыва в стоимости эксплуатируемого флота и судов новостроя. Этот источник для действующего флота в настоящее вре­ мя практически отсутствует. Привлечение сторонних отечествен­ ных инвесторов (рублевых средств) в условиях галопирующей инфляции практически невозможно. В существу­ ющей ситуации развитие флота воз­ можно только за счет кредитов иностранных банков и инвесторов. В создавшихся условиях существует две альтернативы: - или сознательное допущение даль­ нейшего снижения объемов вылова рыбы и выпуска рыбопродукции бас­ сейном в результате потери добываю­ щих мощностей при списании судов и, как следствие, дальнейший спад произ­ водства, значительное сокращение производства ценной пищевой рыбной продукции для населения Российской Федерации, а также неэффективное использование сырьевых ресурсов в отечественной 200-мильной зоне и уте­ ря квот в других районах Северной А т­ лантики; - или создание с государственной поддержкой нового современного ры­ бопромыслового флота, отвечающего рыночным условиям, для сохранения улова рыбы в объеме 1.0 млн. тонн, обеспеченного на перспективу рыбны­ ми ресурсами сырьевой базы в отече­ ственной 200-мильной зоне и в других районах Северной Атлантики. Для оценки возможностей обновле­ ния рыбодобывающего флота АО "Севрыба" рассмотрены два варианта. Первый вариант - приобретение но­ вых судов, по мере списания судов старой постройки (с задержкой от нор­ мативного срока на 5 лет), дтгя сохра­ нения объема вылова рыбы в 1.0 млн тонн. Второй вариант - приобретение но­ вых судов в течение 4-х лет в количе­ стве, необходимом для вылова рыбы в объеме 1.0 млн. тонн. Суда старой постройки продаются, перепрофилируются, а также изыски­ ваются возможности другого их ис­ пользования. Расчеты показывают, что в любых случаях кредиты будут возвращены в течение семи лет, а по некоторым су­ дам этот срок наступит значительно раньше. В качестве дополнительных источни­ ков могут быть рассмотрены следую­ щие: - государственные бюджетные ас­ сигнования в размере 25 - 30 млрд. руб.; - целевые льготные государствен­ ные кредиты; - выпуск акций для продажи юриди­ ческим и физическим лицам под еже­ годные дивиденды за счет промдеятельности новых судов. Последний источник заслуживает особого внимания. В целом эта акция по технике должна напоминать выпуск и реализацию облигаций компаниями "Автомобильный Всероссийский Аль­ янс" и "Автоваз". "Севрыба" предпо­ лагает разработать специальный план этого мероприятия, и сделать это необ­ ходимо после решения вопросов по объему кредитования. По мнению разработчиков программы, второй вариант реализа­ ции инвестиционной программы явля­ ется наиболее приемлемым и практически реализуемым. Он позво­ лит в короткие сроки перевести рыб­ ную промышленность на рыночные условия хозяйствования и заблаговре­ менно начать подготовку к следующе­ му этапу развития. Немаловажное значение будет иметь тот факт, что для банков, которые будут принимать уча­ стие в этой программе, данный вариант будет наиболее предпочтительным.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz