Рыбный Мурман. 1994 г. Февраль.

Экономический компас о о о с мореплавания № 5 (4501) 4 - 10 февраля 1994 года 5 0 0 0 0 0 СПЕШИДЕЛОМ СТАРОГО КАПИТАНА сивного промысла, когда требуется четкая ра­ бота всех механизмов. Ложась в дрейф для уборки рыбы, обязательно поставьте в извест­ ность старшего (главного) механика, чтобы он мог использовать это время для осмотра нера­ ботающих механизмов. Хороший начальник судовой радиостанции - это немалая часть успеха в выполнении пла­ нов и в безопасности мореплавания. Во многих случаях неудачи в выполнении плана совер­ шенно справедливо можно отнести на счет пло­ хой связи, недобросовестного выполнения обязанностей начальником судовой радиостан­ ции, который “замкнулся" в своей радиорубке и безразлично относится к тому, как выполня­ ется план судном, как идет промысел по райо­ ну. Вся проходящая радиокорреспонденция, касающаяся промысла, даже непосредственно не касающаяся вашего судна, должна быть интересна капитану, она ориентирует его в промысловой обстановке в целом по флоту или бассейну. Я не раз был свидетелем, когда весь­ ма важные сведения по промыслу были пропу­ щены начальником радиостанции, т. к. они не относились к данному судну, а потому судно своевременно не выходило на хорошие концен­ трации рыбы. Введите в обычай, чтобы вся корреспонденция, весь обмен информацией приносились к вам на просмотр. Необходимо следить за тем, чтобы важные радиограммы не задерживались. Не занимайте эфир малозна­ чительными радиограммами, которые можно передать в другое время, не злоупотребляйте грифом срочности, когда радиограмма может пойти в порядке общей очередности. Всякая радиограмма должна быть составлена кратко, четко и ясно. Неплохо, если вы прочтете ра­ диограмму вслух кому-нибудь из ваших ко­ мандиров, хотя бы начальнику судовой радиостанции. Проследите за тем, как он по­ нимает текст вашей радиограммы. Если он за­ даст вам хотя бы один вопрос, радиограмма должна быть еще раз откорректирована и пе­ реписана наново. Не пытайтесь лично руководить всеми средствами связи, но будьте знакомы с прин­ ципами работы. Тогда вы сможете всегда ре­ шить, хорошо или плохо ваш начальник судовой радиостанции выполняет свои обязан­ ности, и сможете руководить им. Безвозвратно ушло время, когда на судах флота рыбной промышленности на должностях помощника капитана по добыче (старшего ма­ стера по добыче), тралмейстера, как эту дол­ жность именовали раньше, работали исключительно практики. Первые тралмей­ стеры на заре тралового флота нашей страны учились у приглашенных иностранных трал­ мейстеров. А затем, переняв мастерство, пре­ взойдя иностранцев в нем, обучали своих помощников искусству работы с орудиями ло­ ва. В настоящее время на этих должностях ра­ ботают люди, имеющие высшее и среднее спе­ циальное образование. Это и хорошо, и плохо. Хорошо то, что они имеют отличную теорети­ ческую подготовку, и плохо то, что они почти не имеют никакой практики работы с людьми. Этому их не учили. Этой премудрости работы с людьми надлежит научить их вам. Но прежде чем учить, вам необходимо самим знать уст­ ройство и теорию постройки орудий лова, их настройку. Помощнику капитана по производству не­ обходима ваша помощь в руководстве произ­ водственными вахтами. Не принуждайте вашего помощника при обработке и хранении продукции даже к малейшему отклонению от ГОСТов, т. к. это в конечном итоге скажется на сортности рыбопродук­ ции. Строго следите за правильной загрузкой судна, т. к. иногда помощ­ ники капитана по произ­ водству производят загрузку трюмов без уче­ та остойчивости и диффе­ рента судна. После приема вами судна вы должны как можно быстрее изучить его тактические свойства, но еще до этого вам надо получить основные сведе­ ния о людях вашего судна. Это лучше сделать, со­ брав совещание с началь­ никами судовых служб. На этом совещании изло­ жите свои пожелания о постановке судовой служ­ бы, но при этом помните, что вы приняли судно, на котором, вероятно, все было хорошо, и не надо начинать с изменений. Всякое дело можно делать по-разному, и если существовавшая постановка службы была лучше предложенной вами, то не бойтесь при­ знать это. Ваши начальники служб будут пи­ тать к вам больше уважения, если вы будете вести себя таким образом. На этом совещании ознакомьтесь с работой отдельных служб, по­ интересуйтесь, не будет ли каких-либо пред­ ложений, направленных на изменения в работе, но к каждому из них относитесь осто­ рожно, помня о том, что эти предложения уже были высказаны прежнему капитану, но по каким-то соображениям были отвергнуты им. От того, как начинается жизнь на судне, зависит дальнейшая ваша судьба. Будьте вни­ мательны и осторожны, потому что достаточно судну плохо зарекомендовать себя вначале, и эта “слава" останется за ним навсегда. Мне приходилось бывать на многих промысловых судах, которые были конструктивно совершен­ но одинаковы и одного года постройки, но по организации судовой службы, внутренней жизни резко различались. На одном капитаном был способный судоводитель, но он не пользо­ вался никакой популярностью среди началь­ ников служб и команды. Здесь вы не увидели бы, что начальники служб после еды в кают- компании вели дружескую беседу, организо­ ванные игры здесь не проводились, дух соревнования совершенно отсутствовал. Кое- как проплавав до конца рейса, начальники служо, да и многие члены команды, под любы­ ми предлогами старались списаться с судна. Поэтому весьма важно правильно руководить жизнью судна с самого начала. Ваши началь­ ники служб и команда помогут вам, но основой всегда будете вы. Один мой прежний капитан, у которого я начинал свой трудовой стаж на море в должно­ сти штурмана и к которому я до сих пор питаю исключительное уважение, для создания хоро­ шей репутации судна придерживался очень простого, но хорошего правила. Сразу по выходе в рейс он собрал весь эки­ паж в столовой, чтобы провести небольшую беседу, сущность которой была такова: каче­ ство судна определяется той оценкой, которую ему дает его команда. Вы должны свое судно считать лучшим во флоте. Никто ему такой оценки не даст, если вы не докажете это на деле. Команда и начальники служб должны быть справедливы друг к другу. Если команда будет говорить, что на их судне лучшие на­ чальники служб, а начальники служб будут говорить, что у них лучшее судно и лучшая команда, то все заговорят о вашем судне как о лучшем. Если на ващем судне хорошо налаже­ на судовая служба, хорошо выполняется план - говорите об этом другим. Но если у вас на судне случится что-нибудь плохое, не делайте эту информацию достоянием других, а в крат­ чайший срок исправьте это плохое, ведь ваши высказывания будут искажены, обратятся про­ тив вас же. Экипаж вашего судна должен работать как один организм, и никогда не допускайте, чтобы вся инициатива была в руках одного человека. Вас должен интересовать результат отданного вами распоряжения, а способ исполнения дол­ жен быть полностью в руках ваших исполни­ телей. Поверьте, они это сделают не хуже вас. Надеюсь, что мои краткие записки помогут молодому капитану в его повседневной работе. Счастливого безаварийного плавания! Борис ЗАЙЦЕВ, капитан дальнего плавания. С О И горь А л е к с а н д р о ­ вич ЛЕБЕДЕВ, о к е а н о ­ лог , канд идат гео граф ически х н а у к , уже зн а ком м но гим м урм анчанам п о н е ­ да вн ей п р ед вы б ор н ой кам пании : он б а л л о ­ т иро ва лся в Государ ­ ст в е н н ую п Д у м у от б л о к а "Я влин ский - Б о л ды р е в -Л у к и н ". Не набрал , однако , н уж ­ но го к о ли ч е ст ва г о л о ­ сов и т еперь собирает ся борот ься за место в о б ла ст н ой Д ум е , т ем б о л е е что н е к от о ры й опыт р а ­ боты в об ла ст ном Со ­ в ет е у н е го имеется. П о зн а ват ельн ой в эт ом п л а н е д ля б у д у ­ щего ка нд и д ат а о к а ­ залась и п о е зд к а в го л л а н д с к и й город Гро­ нин ген , во врем я к от о ­ рой он особ енно инт ересовался в о п р о ­ сами ж и зн еуст рой ст ­ ва города, при н ципам и сам о упра в лени я . Обо всем эт ом И. Л ебед ев расска зы вает в своих зам ет ках . • Международное сотрудничество СЕВЕР ГОЛЛАНДИИ ПРЕДЛАГАЕТ ДРУЖБУ СЕВЕРУ РОССИИ Международный аэропорт Амстердама Схипхол. Как и в Петербурге, для того, чтобы получить отметку в паспорте о пересечении границы, приходится постоять в очереди. Но если петербургская очередь - это дружный коллектив стоящих вплотную друг к другу людей, объединенных общим желанием ско­ рее преодолеть очередное препятствие, то здесь к пограничнику подходят по одному. Остальные дисциплинированно ждут прибли­ зительно метрах в трех-четырех в соответст­ вии с табличкой: "Пожалуйста, остановитесь здесь, уважайте "p rivacy" другого человека". Не могу подобрать русского слова, точно со­ ответствующего слову "p rivacy ". Но прибли­ зительно это означает - право на личную тайну, на конфиденциальность. Т. е . "будь приличным человеком - не заглядывай в пас­ порт соседа и не прислушивайся, о чем он говорит с пограничником". Рядом ходит господин в элегантной белой рубашке в полоску, в галстуке и тщательно отглаженных брюках. По нашим меркам вполне сошел бы за какого-нибудь менедже­ ра, но в руках у него швабра, а на красном фартуке большими белыми буквами: "Убор ­ щик первого класса". Похоже, мы действи­ тельно немножко в другом мире ... Не выходя из здания аэропорта, а лишь спустившись этажом ниже, попадаем на ж е ­ лезнодорожную станцию, откуда можно уехать в любой конец Голландии, в Бельгию и т. д . Поезд идет плавно, скорость практически незаметна. За окном мелькают древние кос­ телы, аккуратные фермы , отдыхающие перед весенними работами поля, обработанные не менее гладко , чем газоны вокруг Кремля. Примерно через час пути по вагону проходит женщина со специальной тележкой-кухней, продающая чай, кофе, прохладительные на­ питки, бутерброды и т. д. Почему же они хорошо живут? Причин много. Это и очень выгодное гео­ графическое положение - в центре торговых путей Европы (устье реки Рейн, морское по­ бережье и т. д .) . И благоприятный для сель­ ского хозяйства климат, плодородные почвы. Правда, голландцам испокон веков приходи­ лось бороться с наводнениями, защищаться от моря дамбами . Но, может быть, даже это способствовало сосредоточению на каждо­ дневном труде, а не на войне друг с другом . Важная причина современного благополучия - раннее становление демократии. В резуль­ тате длительной восьмидесятилетней войны Нидерланды освободились в середине XYII века от испанского владычества, но одновре­ менно - и от гнета собственных феодалов. Здесь была установлена первая в истории ре­ спублика, и страна вступила в свой "золотой век". Здесь всегда предпочитали торговлю войне. Г годы первой и второй мировых войн Голландия объявляла о своем нейтралитете. Что, впрочем, не спасло ее от гитлеровской оккупации, значительных жертв и разруше­ ний. Очень символичен памятник в центре Гронингена, поставленный в честь освобож­ дения города от фашистов. Это фигура Геор­ гия Победоносца, победившего змея, но меч его опущен на землю, голова склонена ... Он не горд и не воодушевлен победой, как это выглядит традиционно, он скорбит о бес­ смысленных жертвах. Одна из лидеров местного отделения Ра­ бочей (социал-демократической) партии го­ ворила во время наших политических дискуссий, что они считают очень важным, чтобы богатые люди оставались в городе. Это создает условия и для строительства жилья для менее обеспеченных, и для решения дру ­ гих социальных проблем. Как учили поступать с богатыми наши отечественные социал-де­ мократы, мы хорошо помним ... В Нидерлан­ дах из программы Рабочей партии понятие "классовая борьба" исключено в 1937 году. Вместо этого центральным пунктом стала со­ лидарность. Каждое утро на центральной площади Гронингена перед ратушей и в окрестных улочках довольно быстро вырастают времен­ ные торговые палатки и навесы, начинает ра­ ботать городской рынок. На нем можно купить все (продукты питания, одежду, юве­ лирные изделия и т. д .) и немножко дешевле, чем в магазинах. К вечеру рынок исчезает. Никому не приходит в голову сказать, что он (О к о н ч а н и е на 11-й ст р .)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz