Рыбный Мурман. 1994 г. Февраль.

1 4 O O O O O O Q № 7 (4503) 18 - 24 февраля 1994 года о о о о с Э О О С Седмица Море В 1981 году папа Иоанн Павел II опубликовал цирку­ лярное письмо "О человече­ ском труде". Члены международного п р оф сою ­ за моряков ITF исповедуют все мировые религии, и ITFне поощряет и не осуждает ни одну из религий - ко всем людям следует относиться одинаково и всем должно оы ) ть позволено и споведо ­ вать ту веру , которую они хотят. Однако ITF и многие моряки чувствуют призна­ тельность за ту неоценимую работу, которую проводят христианские миссии во мно­ гих портах мира, а целью публикации этой статьи явля­ ется разъяснение морякам всех вероисповеданий того о б ра за мышления, который стоит за деятельность ю морских миссий. Итак, что пишет папа рим­ ский о труде моряков? МОРЯКИ - НЕ "ТОВАР"! Сегодня к рабочему нельзя относиться, как к роду "товара", который -продается работодате­ лю, а именно лицу, которому принадлежит капитал. Люди - не товар, они не орудия труда. Капитализм должен принимать меры против обращения с рабо­ чими, как с простыми орудиями труда в производственном про­ цессе. Это напрямую противоре­ чило бы христианскому учению. На самом деле, рабочий - это и есть цель производственного процесса. Государства и м ежду­ народные организации не могут разработать должной социаль­ ной или экономической полити­ ки, если они пренебрегают этими ценностями. СОЛИДАРНОСТЬ РАБОЧИХ Церковь твердо привержена делу движений солидарности рабочих. Когда бы ни эксплуа­ тировали рабочих и где бы ни возникали зоны нищеты, цер­ ковь всегда привержена делу солидарности с рабочими в це­ лях достижения социальной справедливости. Нищета имеет разные причины. Во многих слу­ чаях нищета - это результат ос­ квернения достоинства человеческого труда: либо пото­ му, что в результате безработи­ цы возможности трудиться ограничены, либо потому, что слишком низко оцениваются труд и права, связанные с ним, такие, как право на справедли­ вую зарплату и право на лич­ ную безопасность рабочего и его семьи. ПРАВА РАБОЧИХ Работа - ваш долг. Вы долж ­ ны работать на благо своей семьи, на благо общества и своей родной страны, на благо всего человечества. Выполняя свой трудовой долг и будучи личностью, вы облада­ ете основными правами. У вас есть право на спра­ ведливую зарплату. Сегодня зарплата является первичным звеном во взаимоотношениях между работодателем и рабо­ чим. Если вы взрослый человек и несете ответственность за свою семью, тогда вы имеете право на зарплату, достаточную для обеспечения всей своей семьи. Либо вы должны получать зар­ плату семейного человека с тем, чтобы остальные члены вашей семьи не должны были зараба­ тывать деньги, либо ваша страна должна выплачивать “семейное пособие" из расчета числа иж ­ дивенцев в вашей семье. Кроме зарплаты вы имеете права на социальные льготы, за­ щищающие вашу жизнь и здо ­ ровье, а также жизнь и здоровье вашей семьи. Вы и ваша семья имеете право на доступное вам медицинское обслуживание. Когда вы находитесь на борту судна и подчиняетесь уставу, долгом -судовладельца, является обеспечение вас полным бес­ платным медицинским обслу­ живанием, включая лечение после несчастных случаев. У вас также есть право на от­ дых. Обычно вам полагается один выходной в неделю и от­ пуск. У вас есть право на пенсию, которая обеспечит вас после ухода с работы по возрасту. И у вас есть право на здоро­ вые и безопасные условия тру­ да. ВАЖНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ Если вы лишены этих прав, для защиты своих интересов у вас есть право сформировать морской профсоюз или вступить в него. Профсоюзы были созда­ ны для оказания рабочим помо­ щи в их борьбе против эксплуатации судовладельцами. Профсоюзы незаменимы при за­ щите прав. Профсоюзы - это ваш рупор в борьбе за социаль­ ную справедливость. В этой борьбе не обязательно уничто­ жать противника. Труд должен объединять людей, он должен создавать общность. Профсоюзы существуют не для того, чтобы поляризовать ситуацию. Проф­ союзы - это конструктивный фактор общественного порядка. Но ваш профсоюз ограничен экономической ситуацией в ва­ шей стране. Ваш профсоюз дол­ жен стремиться к исправлению всей той несправедливости, ко­ торая существует в системе су- довладения, в морской экономике и ее управлении. Другими словами, ему следует стремиться к улучшению всего общества, а не только положе­ ния моряков или определенной их группы. Ваш морской профсоюз несет особую ответственность за за­ щиту вашего достоинства моря­ ка. Он несет ответственность за оказание вам помощи в получе­ нии практического обучения и образования. У вас есть право на забастов­ ку. Хотя существует возмож­ ность злоупотребления этим правом и хотя в забастовках не следует участвовать безответст­ венно, в экстремальных случаях у вас есть право бастовать или принимать участие в остановке работы - за это вы лично не подлежите наказанию. РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ Письмо папы подтверждает, что каждый человек имеет пра­ во покинуть свою страну (и вер­ нуться) с тем, чтобы искать лучших условий жизни в другом месте. Но, покидая свою родную страну, где вы являетесь частью традиций и культуры, и уезжая в другую страну, вы сталкивае­ тесь с проблемами. Было бы лучше, если бы вы работали для. своей собственной страны, ис­ пользуя свои ум и силы на об ­ щее благо своей родины. Говоря конкретно, разве не было бы лучше служить на судах своей собственной страны, под своим собственным флагом, а не отда­ вать свой труд иностранному го­ сударству, которое, по сути, имеет на него меньше прав? В этом смысле, как говорит папа Иоанн Павел II, в работе за гра­ ницей есть нечто дурное. Но при настоящих обстоятельствах это необходимое зло. В такой ситуации необходимо издать законы, защищающие вас и ваши права при работе за ру ­ бежом. В первую очередь, вас не должны ставить в невыгодное положение только за то, что вы "иностранец". Существует ре­ альная опасность того, что вас будут эксплуатировать особенно сильно, если вы находитесь на борту иностранного судна, в экипаже которого есть предста­ вители страны флага или страны судовладельца. Дискриминация по причине вашей национально­ сти с моральной точки зрения несправедлива. Никто не дол­ жен извлекать выгоду из того, что вы "иностранец". Вас долж ­ ны оценивать по принципу ка­ чества вашего труда, а не вашей национальности или расы. Ваше человеческое достоинство долж ­ ны уважать. Помните - то, что вы вынуждены ехать за границу в поисках работы, не дает ваше­ му нанимателю права плохо о б ­ ращаться с вами. Папа вновь напоминает нам о центральной теме своего пись­ ма: капитал должен служить труду, а не труд - капиталу. (Морской бюллетень ITF N° 8) • Молитва СЕРАФИМ САРОВСКИЙ СОВЕТУЕТ Творить молитву, даже и наедине, многие из нас и не умеют, и не знают как. В иных ситуациях не имеют возможности. Преподобный Серафим Саровский нас учил: утром, как встали ото сна, перед обедом, вечером перед сном читайте, обращаясь к Господу, трижды молитву " О тче наш1, трижды “Богороди­ це, Дево, радуйся и единожды "Верую" (см. ниже). А занимаясь необходимыми делами во время с утра до обеда творите мо­ литву Иисусу: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного', или просто: "Господи, помилуй", а от обеда до вечера - "Пресвятая Богородица, спаси мя грешного". МОЛИТВА ГОСПОДНЯ Отче наш, Иже еси на небе- си! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небе- си, и на земле; хлеб наш на­ сущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко ж е и мы оставляем должни­ кам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. ПЕСНЬ БОГОРОДИЦЕ Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса роди­ ла еси душ наших. СИМВОЛ ВЕРЫ Верую во единаго Бога От­ ца, Вседержителя, Творца не­ бу и земли, видимым ж е и невидимым. И во единаго Гос­ пода Иисуса Христа, Сына Бо- жияТ Едйнороднаго, иже от Огца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога ис­ тинна от Бога истинна, рож ­ денна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и на­ шего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятого ж е за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса и сидяща одесную От­ ца. И паки грядущего со сла­ вою - судити живым и мертвым, Его ж е Царствию не будет конца. И в Духа Свята- го, Господа Животворящаго, Иже от Огца исходящаго, Иже со Отцом и Сыном спок- лоняема и сславима, глаголав- шаго пророки. Во Едину Святую Соборную и Апо­ стольскую Церковь. Испове­ дую едино крещение во оставление грехов. Чаю воск­ ресения мертвыхг И жизни бу- дущаго века. Аминь. Л КРЕЩЕНИЕ И ГОРДЫНЯ. Ф о то Андрея ПЕРЕПЕЧА. V. • ™ О ПОСТАХ И ТРАПЕЗЕ Православный церковный ка­ лендарь на 1994 год поясняет нам следующее. Многодневные посты - это Ве­ ликий пост (14 марта - 30 апре­ ля) , Петров пост (27 июня - 11 июля), Успенский пост (14 - 27 августа), Рождественский пост (28 ноября - 6 января). Одно­ дневные посты соблюдаются по средам и пятницам каждую неде­ лю за исключением сплошных седмиц и Святок, а также в Кре­ щенский сочельник 18 января, Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября и Воздви­ жение Креста Господня 27 сен­ тября. Празднуемые так называемые сплошные седмицы - это Святки ( 7 - 1 8 января), неделя о мыта­ ре и фарисее (21 - 26 февраля), Масленица ( 7 - 1 3 марта), Пас­ ха ( 1 - 7 мая), Троицкая седми­ ца ( 20 - 26 июня). О трапезе в праздники. По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявле­ ния, случившиеся в среду и пят­ ницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воз­ движения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праз­ дники Сретения, Преображе­ ния Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвя­ той Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, слу­ чившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу раз­ решается рыба. ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ Суббота мясопустная - 5 мар­ та; субботы Великого поста - 26 марта, 2 и 9 апреля; Радоница - 10 мая; Троицкая суббота - 18 июня; Димитриевская суббота - 5 ноября. НЕ СОВЕРШАЕТСЯ БРАКОВЕНЧАНИЕ: по вторникам, четвергам и субботам; в дни двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождест­ венского; в Святки (с 7 по 20 января); в Масленицу, Пасху (всю неделю); накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (И сентября) и Воз­ движения Креста Господня (27 сентября).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz