Рыбный Мурман. 1994 г. Февраль.
4 о о о с XZX № 5 (4501) 4 - 10 февраля 1994 года Экономический компас Прибрежь ый лов Безопасность ВЫГОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ РЯДОМ с д о м о м Рыболовство у морского побережья - один из древнейших промыслов Мурмана. В прибрежной зоне Кольского полуострова имеется значительная резервная база про мыслового сырья, представленная донными беспозвоночными, рыбами, водорослями, которая в настоящее время явно недоис пользуется.Оптимизация вылова традицион ных и новых объектов промысла в прибрежье, включающая детальную и систе матическую научную оценку динамики чис ленности и состояния биоресурсов и внедрение в промысел эффективных и эко логически чистых орудий лова, может в зна чительной степени решить социально-экономические проблемы насе ленных пунктов побережья Мурманской об ласти. В настоящее время, в связи с ростом цен на энергоносители, в Скандинавских и дру гих странах отмечается тенденция к массо вому применению пассивных орудий лова: ставных сетей, ловушек, ярусов, что обеспе чивает экономию топлива до 70 - 80% в срав нении с траловым ловом. В прибрежной зоне с помощью бестрало- вого промысла возможна организация под научным контролем вылова таких объектов, как зубатка, треска, морская камбала, кам бала-ерш, менек, пинагор, арктический го лец, колючий скат, необходимо освоение изученных запасов морского гребешка, ежа, краба, ламинарии. Рациональное комплексное использова ние биоресурсов прибрежной зоны, их пере работка на местах, изготовление экспортной продукции и экспорт сырья могут принести значительный доход рыбодобывающим предприятиям, кооперативам, увеличивая тем самым отчисления в фонды социально- экономического развития поселков побе режья Мурманской области. На решение этих задач направлена про грамма по изучению и рациональному ис пользованию биоресурсов прибрежной зоны Кольского полуострова, разработанная совместно ПИНРО и ММБИ и согласованная с администрацией области и акционерным обществом "Севрыба". На протяжении ряда лет сотрудники ПИНРО успешно занимаются совершенство ванием орудий и тактики лова, разработкой новых способов лова, освоением "щадящих" орудий и способов лова гидробионтов. Ла бораторией промрыболовства и подводных исследований на основании подводных на блюдений за поведением объектов промыс ла и работой орудий лова в настоящее время разработаны конструкции специальных дон ных ловушек, ловушечных ярусов, драг для облова как традиционных, так и новых объ ектов лова, таких, как морские ежи, звезды , гребешки, голотурии, крабы. Многие разработки лаборатории защи щены патентами, удостоверяющими при оритет и исключительное право на их использование, что особенно важно в усло виях рыночных отношений, коммерческой реализации объектов промышленной и ин теллектуальной собственности. Успешно прошла испытания драга для промысла донных гидробионтов изобрета телей В. М . Глухова, С . Ф . Лисовского, А . М. Сенникова, Б. И. Беренбойма. На основании прошедших испытаний была предложена новая конструкция, учитывающая недостат ки, выявленные в процессе подводных на блюдений при испытании орудия лова. Созданные изобретателями драги уловисты, надежны в эксплуатации, имеют высокую се лективность лова, позволяют уменьшить д е формацию верхнего слоя донного грунта и, следовательно, разрушение донных сооб ществ гидробионтов. Новая драга снабжена крылом-формирователем потока и стабили зирующей пластиной, способствующими от рыву моллюсков от грунта и направлению их в накопитель драги, что позволяет свести к минимуму потери улова. При буксировке ра ма драги скользит над грунтом, наличие пре дохранительной сетки дает возможность преодолевать встречающиеся на пути пре пятствия и избежать попадания камней в на копитель, а значит, избежать травмирования заловленного моллюска. Для ловушечного лова морских рыб, кра ба, морских ежей, звезд, брюхоногих мол люсков в настоящее время изобретатели ПИНРО предлагают целый ряд разработок. Новые ловушки отличаются от известных оригинальностью конструкций более высо кой уловистостью, простотой и удобством в эксплуатации. Оригинальный ловушечный ярус авторов В. М . Глухова, С . Ф . Лисовского и Г. С . Под березкина, снабженный ловушками-карма- нами, закрепленными на накопительной пласти, предназначен для облова малопод вижных донных гидробионтов, таких, как ежи, брюхоногие моллюски на скальнообло мочных участках морского дня. Благодаря своей эластичности ярус удобен в эксплуата ции, процесс его установки и выборки легко механизировать, а при застое гарантировано раскрытие всех ловушек яруса, при этом на копительная пласть идеально копирует по верхность морского дна. Для более подвижных объектов может быть использована ловушка для донных объ ектов промысла В. М . Глухова и С . Ф . Лисов ского, которая выполнена с сетным накопителем, удерживающим заловленные объекты, что позволяет накапливать улов во время длительного застоя. Секционная ловушка авторов В. М . Глу хова и В. П. Жукова может быть применена для облова крабов, донных морских рыб на труднодоступных участках морского дна с судов, а при необходимости и в приливной зоне. Секции такой ловушки подвижны, что позволяет при постановке копировать не ровный рельеф дна, расположение входных устройств благоприятно для захода объек тов лова и учитывает их поведение. Высокой уловистостью отличается более компактная ловушка В. М . Глухова и С . Ф . Лисовского, предназначенная для глубоко водного лова краба или рыбы, успешно про шедшая производственные испытания. Не обошли своим вниманием изобрета тели и тех, кого интересуют устройства для добычи водорослей. В . М . Глуховым пред ложена конструкция такого устройства, включающая драгу и крыло гидродинамиче ского прижатия водорослей, срезаемых ме ханическим способом. Такая драга при необходимости может быть изготовлена из секций, что позволит использовать ее на осо бенно трудных участках. Применение таких устройств будет спо собствовать организации экологически "щ а дящего" рационального прибрежного промысла на Кольском полуострове, требу ющего на современном этапе совершенст вования используемых в настоящее время орудий лова и разработки новых, для про мысла нетрадиционных объектов лова. Наталья ТРОШКОВА, инженер группы патентно-ли- цензионной работы ПИНРО. НЕСПЕШИСЛОВОМ f СОВЕТЫ Эти записки имеют целью передать читате лю - молодому капитану - опыт человека, много работавшего на судах рыбной промышленно сти. На записки нельзя смотреть как на мате риал, официально рекомендуемый. Они могут показаться элементарными. Однако следует помнить, что простые и элементарные вещи часто забываются или вытесняются неправиль но воспринятым опытом. Каждый молодой судоводитель ждет, когда он будет назначен капитаном промыслового судна. И принятие командования первым суд ном вызывает особый подъем душевных сил, но достижение успеха будет связано с большими трудностями и неудачами, если молодой капи тан небрежен или неуверен в себе. С самого начала вашей деятельности на судне взоры всей команды обращены на вас, вы как бы на испытании перед экипажем. Ответственность и за судно, и за команду полностью возложена на вас. Работа в море требует от капитана высокой дисциплины, отличного знания своей специаль ности, большого напряжения физических и мо ральных сил. Итак, молодой судоводитель получает суд но. Иногда капитаны проявляют ненужную по спешность при передаче судна и документов, они обещают “потом“ привести в порядок доку ментацию. Полагаться на подобные вещи не следует. Необходимо настоять, чтобы все было приведено в порядок и сдано прежде, чем сда ющий капитан покинет судно. Точное выполне ние этой процедуры дает уверенность новому капитану в том, что погрешности его предшест венника не лягут на его плечи. Будущие трудности в работе возникнут по его собственной вине. Часто случается, что предшественник, ожидая с нетерпением своего ухода с судна, стремится ускорить прием-пере дачу судна. А новый капитан, который часто моложе своего предшественника, может не про явить настойчивости, боясь, что она будет по хожа на недоверие к деятельности капитана, сдающего судно. Это неверно, и принимающий должен быть непреклонным. Ответственность остается полностью на нем. Не порицайте своего предшественника, его судно и команду. Новый капитан в кругу друзей может заявить, что его судно находилось в бе зобразном состоянии, когда он его принял, и он не может понять, каким образом экипаж справ лялся с заданиями до того, как оно попало в его руки. Таких замечаний лучше не делать. Критика предшественника не повышает ав торитета нового капитана в глазах команды. Очень возможно, что прежний капитан пользо вался большим уважением и что команда сожа леет о его уходе. Это надо иметь в виду. Не надо забывать, что с первой минуты, как вы ступили на борт судна, вас будут рассматривать десятки критических глаз. Если прежний капитан был на судне популярен, то команда (иногда даже бессознательно) будет искать случая выявить недостатки в новом. Капитан, только начинаю щий командовать судном, должен много потру диться над тем, чтобы произвести на команду хорошее впечатление, в противном случае мо гут быть неприятности и ему придется трудно. Когда передача судна подходит к концу, для будущего капитана будет нелишним справить- * ся у своего предшественника о наличии каких- либо невыполненных обещаний команде и попросить его, чтобы он вызвал членов экипа жа, которым были даны обещания, и дать им объяснения. В противном случае эти объясне ния придется давать вам, что будет затрудни тельно. Мне хотелось бы привести новым капитанам несколько замечаний и советов из личного опы та. Во флоте рыбной промышленности имеется установившаяся система руководства судном. За руководителями стоит система законов, ус тавов и обычаев. Но вы никогда не сможете быть руководителем, если ваши подчиненные проявляют исполнительность в мере, предпи санной законами, уставами. Вы станете насто ящим руководителем, когда ваши подчиненные будут смотреть на вас с доверием, стараться выполнить ваше распоряжение с наибольшим старанием и усердием. Как это достигается? Ответ прост - личный пример! Если вы аккуратны, имеете бодрый вид, ва ша команда подтянется и будет стараться похо дить на вас. Если вы вялы, небрежно одеты и у вас усталый вид, то, без сомнения, и ваша команда примет тот же вид. Нужно быть посто янно активным, энергичным, работать с энту зиазмом. Постоянно изучайте морскую практику, вы должны быть хорошим моряком. Тем более - моряком промыслового флота, капитаном. Ос нащенность судов промыслового флота навига ционным оборудованием гораздо выше, чем у судов торгового, вдобавок очень сложные рыбо поисковые приборы, построенные по последне му слову современной электроники. Точность вашего места судна должна исчисляться метра ми при облове косяков рыбы. Подвижность ры бы, изменение миграционных путей рыбы под влиянием факторов внешней среды, изменение сроков миграции являются предпосылкой для приобретения знаний не только для облова ко сяков рыбы, но и их поиска. Лично знайте расположение и умейте обра щаться с водонепроницаемыми дверями, знайте расположение рубильников, выключателей, клапанов, пожарных рожков и т. п., умейте обращаться и управлять палубными механиз мами. Все это потребуется, когда придется ру ководить людьми в случае пожара или аварии. Не изводите людей придирками, но и не забавляйте их анекдотами и “пустыми“ рас сказами. Не отдавайте приказаний, которые не могут быть выполнены. Чувствуйте ответственность “на себе“ , ес ли ваш подчиненный провинился, и чувствуйте гордость за человека, который под вашим руко водством стал хорошим моряком. В обращении с людьми ведите себя спокой но, проявляйте самообладание, постоянный са моконтроль, твердую убежденность в своей правоте. Избегайте критики вышестоящего началь ства, остерегайтесь этого, как чего-то позорно го, особенно в присутствии своих подчиненных, не надо даже просто обсуждать их поступки. Если вы сомневаетесь в правильности отданно го вам приказания вышестоящим началышком, не выражайте это в присутствии своих подчи ненных, а запросите по радио или, если это на берегу, в устной форме попросите повторить или подтвердить приказание, но делайте это в деликатной форме. Критика не всегда хороша, а критиковать легче всего, труднее отдать правильное распо ряжение. Ваш старший помощник является старшим по отношению к остальным начальникам служб, при отсутствии на борту капитана заме щает его. Поддерживайте своего старшего помощника. Он должен быть в курсе всех изменений в плане или действиях всех служб, которые вами решены совместно с другими начальниками служб. Этим вы даете ему чувствовать то дове рие, которое вы питаете к нему. Не берите на себя обязанности старшего помощника, не под меняйте его. Часто вновь назначенный капитан не может забыть, что он больше не старший помощник, и продолжает выполнять его обязанности вдобав ление к своим прямым обязанностям. Этим он полностью подрывает авторитет своего первого заместителя. Постоянно работайте над тем, чтобы подго товить старшего помощника для занятия долж ности капитана в дальнейшей его работе на флоте. Готовя его для этого как по теоретиче ским, так и практическим вопросам, ни в коем случае не подвергайте постоянным сомнениям знания и действия старшего помощника. Дайте возможность старшему помощнику работать своими методами. Я знал капитанов, навязы вавших своим старшим помощникам некоторые приемы и методы в качестве обязательных и единственных. Как правило, эти старшие по мощники были ограничены и в остальных своих действиях. Возьмите за правило: давая задание подчиненному, не старайтесь тут же указывать ему детали выполнения. Поскольку он отвечает за содержание в по рядке механизмов, оборудования и помещений, которыми пользуется личный состав, часто про исходят трения между старшим (главным) ме хаником и начальниками других служб. Эти трения приходится разрешать или сглаживать капитану. Было бы очень хорошо, если эти недоразумения можно было решить с помощью Устава службы на судах флота рыбной про мышленности. Устав дает это право и возмож ность поставить на свое место любого члена экипажа, но в жизни, в условиях длительного плавания устав не всегда является единствен ным средством для ликвидации недоразумений, и если встать только на букву устава, то согла сия и взаимодействия вы не добьетесь. От ка питана требуется все искусство такта, авторитета для справедливого решения конф ликта, опираясь на Устав флота рыбной про мышленности, не обижая ни одну из сторон конфликта. Поощряйте вашего старшего (главного) механика в области рационализации и изобре тательности, это очень помогает в общем деле выполнения плана. Давайте ему во время рейса возможность останавливать главный двигатель для осмотра и профилактики. Запомните, что потеря време ни для этих целей окупится при ведении интен- <о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz