Рыбный Мурман. 1994 г. Февраль.

Д № 7 (4503) 18 - 24 февраля 1994 года э о о о о о о о о о с Будущее Северного бассейна о о о о о о о с Г. L Сторожев: (О кончание . Начало на 1-й стр.). - Будем надеяться, что прави­ тельство не заставит вас платить за собственные промахи. Значит, не будь так жестоки налоговые инструкции, вы бы жили - не ту­ жили? - Если бы! Есть еще одна структура, деятельность кото­ рой тоже приводит к мысли: ко­ му-то очень надо... Вроде как назло делают. Это - наша тамо­ женная служба. Вот пример. Выходит в море БМРТ “Павел Кайков“ с 17-ю тоннами скумб­ рии на борту. Мы хотели, чтобы моряки во время перехода на промысел сделали из этой рыбы консервы, флоту такая продук­ ция дала бы большую прибыль, чем если бы мы продали ее здесь. Так вот, таможня затре­ бовала такую пошлину, столько разных “бумаг “ - траулер стоял бы до весны. Но самое смешное, вернее, печальное: потребовали идентифицировать товар. То есть мы должны доказать, что эта скумбрия выловлена нашим судном, перегружена на наше же судно и именно из этой рыбы мы собираемся делать консер­ вы. Что же получается: в каждой баночке мы должны промарки­ ровать каждый кусочек? При­ шлось рыбу выгрузить здесь. Скоро придет БМРТ “Полярное сияние “ , тоже на борту 40 тонн скумбрии. Как теперь ее вывез­ ти в море? - Да знаю я эти заморочки: дважды пришлось стоять судну, на котором ходила в рейс, на внешнем рейде без подходак при­ чалу, поскольку в трюмах лежала выловленная рыба. Ну а каку вас дела с топливом? - Опять же скажу о таможне. Купили в Норвегии для судна, скажем, 80 тонн, 50 тонн со­ жгли. Теперь или надо запла­ тить за вывоз (обратный) из Мурманска этих 30 тонн, или свихнуть мозги, доказывая, что это - именно “то“ топливо. А в целом - как у всех. Цена “нашего“ топлива сейчас на 5-8 процентов ниже мировых цен. И пока правительство не положит конец беспределу в ценах на энергоносители, круговорот ин­ фляции не остановить. - Геннадий Анисимович, ваш флот сейчас соответствует своему названию? - Да, хотя функции его не­ сколько изменились с тех пор, когда мы были бюджетной орга­ низацией. Тогда мы выполняли столько научных исследований и поисковых экспедиций по всем районам промысла, сколько за­ казывали флоты или Минрыб- хоз. И сейчас многое делаем, по­ нимая, насколько это важно. Например, четыре наших науч- но-исследовательских судна работают в Баренцевом море. Хотя ни от ПИНРО, ни от Ко­ митета по рыболовству еще не получили ни рубля, а работы эти стоят больших денег. Что касается поиска, то ведем его только для себя. Но ведь капи­ таны всех флотов знают, что у нас на каждом судне два науч­ ных сотрудника, что рыбу ис­ кать мы умеем. И чуть заслы­ шат, что в таком-то квадрате наше судно, - хвостом за ним. - Вы сказали, что “Севрыб- промразведка“ не бюджетная ор­ ганизация. Но флот-то государст­ венный? - Самостоятельное государ­ ственное предприятие на хоз­ расчете и самоокупаемости. Та­ кого нигде в мире нет, чтобы на­ учно-производственное госу­ дарственное предприятие рабо­ тало без каких-либо дотаций. - Наверное, у вас очень низкие заработки? - Нет, примерно такие же, как и в других флотах. Сейчас, конечно, очень трудный период. Во-первых, мы в декабре не ра­ ботали (кончилась квота), 20 суток не поступали деньги. В январе хорошо начали промы­ сел, но оплата за сырье посту­ пает спустя 30 суток плюс бан­ ковские сроки. Надо пережить 70 суток. Во-вторых, в декабре произвели смену двух экипажей в Уругвае: перелет 240 человек - 250 тысяч долларов и 12 мил­ лионов рублей. В-третьих, вы­ дали этим 240 морякам зарпла­ ту за восемь месяцев. Получи­ лась такая финансовая дыра. Но если решится проблема с нало­ говой инспекцией и таможней, жить в этом году будем нор­ мально. - И не хотите никакой прива­ тизации? - Примеры-то печальные. “Ленрыбпром“ (я про наши флоты говорить не буду) акци­ онировался. Через два месяца его на корню скупило москов­ ское товарищество с ограничен­ ной ответственностью в составе 6 человек (в ближайшем номере “РМ“ мы расскажем об акцио­ нировании “Ленрыбпрома“ . - Ред.) . “Запрыбпромразведка“ акционировалась, сейчас про­ дает суда, сдает в аренду. - Кстати, а вы не продаете су­ да? - Нет, еще ни одного не про­ дали, ни одного не поставили на “ту “ сторону. И не собираемся. Хотим купить новые. - А как насчет модного нынче прибрежного промысла? - Во-первых, у нас нет малого флота. Во-вторых, я глубоко убежден, что это - не выход. Я понимаю норвежцев: побережье изрыто фиордами, корабликам есть где укрыться от шторма, да и уходят они за 2-4 мили от бе­ рега. По всему побережью у них небольшие поселки с маленькой рыбообрабатывающей базой. Так и кормится местное населе­ ние. То есть все создано жиз­ нью. А мы хотим искусственно вводить новый промысел. Ко­ нечно, он не нов, еще моя ба­ бушка рассказывала, как жили в таких условиях на побережье: ловили рыбу, зимой по насту возили в Архангельск, Вологду, меняли на крупу, муку. Тогда это был метод выживания мест­ ного населения. Мы же, поймав рыбу, повезем ее в Норвегию или Данию, но не для “при­ брежных “ людей. - Но, говорят, сейчас крайне тяжело содержать большие суда. - Есть в Швеции фирма “Сканси“ . Там просчитали рас­ ходы-доходы и создали экспеди­ цию в южные широты. Из рос­ сийских судов! Взяли в аренду суда калининградские, питер­ ские, три или четыре судна у “Мурманрыбпрома“ , два боль­ ших транспорта, танкер - всего около 30 судов. Снабдили всем необходимым и отправили. Счи­ тают, дело выгодное. - О том же самом рассказывал мне руководитель департамента по рыболовству Мурманской об­ ласти Виталий Дмитрович Демя- ненко. Он же просчитывал, на­ сколько выгодно работать у бере­ гов Африки. - Мы вынуждены работать в одиночестве, базируясь на Уругвай, покупая там или в со­ седних странах топливо, снаб­ жение, продукты. Но это нам выгодно. А если бы группа судов там работала, выгода была бы намного больше. Я предлагал нашим руководителям флотов, но почему-то никого мое пред­ ложение не заинтересовало. - А жаль. Мы уже забыли, как выглядит кальмар. - Мы и не повезем его сюда - это невыгодно. - Ну и напоследок, Геннадий Анисимович, пару слов ожилищ­ ном строительстве. - Сейчас мы не выделяем на это средства. Во-первых, денег нет. А во-вторых, у строителей политика, которая нас не устра­ ивает. Уговаривая, они обеща­ ют сохранить до окончания строительства единый тариф. Но только возвели фундамент, начинается: “Понимаешь, стройматериалы подорожали... “ Я их понимаю. Они меня тоже: я увяз. А где мне брать такие деньжищи? - Итак, ждем ответа по нало­ гам? - Надеюсь на разум нашего правительства. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. РЫБА АУКЦИОНА В этой статье я не буду ка­ саться проблем вылова рыбы и квот, которые распределены между судовладельцами разных форм собственности. Речь пой­ дет о выпуске продукции - и пи­ щевой, и технической. Как пра­ вильно распорядиться сырьевой базой, чтобы можно было получить максимальную при­ быль? В текущем году не будет мой- венной путины. В связи с этим для выработки рыбной муки ста­ нут использовать сайку, но при этом выпуск рыбжира резко со­ кратится. Уменьшится и выпуск пищевой продукции из мойвы: практически не увидим изделий холодного и горячего копчения, вяления, консервов и пресервов. Конечно, определенную ком­ пенсацию даст увеличение кво­ ты на вылов сельди, трески и пикши. С одной стороны это хо­ рошо, но с другой - не очень, по­ скольку упадут цены при по­ ставке рыбы на экспорт. И в данной ситуации очень важно четко планировать как выпуск продукции, так и ее реализа­ цию. На мой взгляд, стопроцент­ ная ориентировка на экспорт­ ные поставки неправильна. Львиная доля трески идет в Норвегию, которая входит в ЕЭС. А, как известно, сообще­ ство поставлено в жесткие рам­ ки условий сбыта своей продук­ ции при регламентируемом на­ логообложении. То есть если норвежская сторона поставляет на рынок рыбопродукцию, изго­ товленную из сырья своей доли квоты, то этот товар пошлиной не облагается, а продукция, из­ готовленная из “чужой “ рыбы, облагается. Конечно, размер по­ шлины влияет и на цену при по­ купке сырья у наших судовла­ дельцев. Она продолжает резко падать. Мы уже имеем случаи, когда треску продавали за 800 и даже за 700 долларов. Значит, если продавать за рубеж рыбо­ продукцию, то надо экспортиро­ вать не сырье, а филе, выпущен­ ное по стандартам Запада, и клипфиск, который надо произ­ водить на берегу, потому что из­ готовленный в море товар тоже будет лишь полуфабрикатом. Если проанализировать итоги реализации рыбной продукции на внутреннем рынке, то в 1993 году заметное оживление было лишь во втором полугодии. Воз­ рос спрос на готовую рыбную продукцию (консервы, пресер­ вы, копченую и соленую) и уменьшился на мороженую ры­ бу. Такая ситуация сложилась потому, что мелкие предприя­ тия, бывшие “рыбы“ в каждом областном городе, прекратили свое существование по причине нерентабельности. Поэтому и увеличился спрос на готовую рыбопродукцию, так как там нет производств для переработки и мала мощность холодильников. Ситуация требует реализации ряда направлений для использо­ вания сырьевых ресурсов Север­ ного региона. Первое - это переработка сырья на береговых предприяти­ ях любой формы собственности. Из-за крайне неблагоприятной финансовой обстановки на заво­ дах бывшегорыбокомбината не­ обходимо работать на так назы­ ваемом давальческом сырье, а расчет производить по конечно­ му продукту. При этом можно использовать любую рыбу. В хо­ рошие времена рыбокомбинат мог перерабатывать более 100 тысяч тонн рыбы в год. А ведь в городе и области появились еще и частные заводы. Второе направление - органи­ зация в Мурманске рыбного аук­ циона, как это делается во всех приморских городах разных стран. У нас есть и мелкотон­ нажный флот для прибрежного рыболовства - порядка 45 еди­ ниц. Есть причал, к примеру, на Угольной базе. Проведена и де­ монополизация местной торгов­ ли - магазины, столовые, ресто­ раны, кафе, домовые кухни и т. д. стали частными. Все они мо­ гут участвовать в аукционе и сразу расплатиться за сырье. Каждое утро суда могли бы при­ возить свежую или охлажден­ ную рыбу разных пород и прода­ вать ее с аукциона. Кроме того, там можно продавать различны­ ми партиями готовую продук­ цию всех товаропроизводите­ лей. Есть и другие варианты. Самое главное, что необходимы желание и люди, готовые со­ здать аукцион, который может обеспечить полностью рыбопро­ дукцией все населенные пункты Мурманской области, а также Карелии. Третье. Необходимо заклю­ чить долгосрочные договоры с областями на условиях, чтоб^ они открыли в Мурманске кор­ респондентские счета (пока не наладятся банковская система и нормальные “джентльменские “ отношения между производите­ лем и покупателем). Сегодня груз, отправленный под “чест­ ное слово“ , не оплачивается ме­ сяцами. А производитель не мо­ жет расплатиться с портом, во­ доканалом, “Колэнерго“ и т. д. Работу по договорам я в данный момент считаю самым важным пунктом этой программы. Счета можно держать в банках, от­ крыть филиалы банков соседних областей, найти независимую организацию, связующую пред­ приятия Севера. В этой роли мо­ жет выступить и АО “Севры- ба “. Вот такие направления рабо­ ты, на мой взгляд, необходимо осуществлять в 1994 году. Игорь СКВИРСКИЙ. зам. генерального дирек­ тора по производству АО “Севрыба“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz