Рыбный Мурман. 1994 г. Февраль.
Д № 7 (4503) 18 - 24 февраля 1994 года э о о о о о о о о о с Будущее Северного бассейна о о о о о о о с Г. L Сторожев: (О кончание . Начало на 1-й стр.). - Будем надеяться, что прави тельство не заставит вас платить за собственные промахи. Значит, не будь так жестоки налоговые инструкции, вы бы жили - не ту жили? - Если бы! Есть еще одна структура, деятельность кото рой тоже приводит к мысли: ко му-то очень надо... Вроде как назло делают. Это - наша тамо женная служба. Вот пример. Выходит в море БМРТ “Павел Кайков“ с 17-ю тоннами скумб рии на борту. Мы хотели, чтобы моряки во время перехода на промысел сделали из этой рыбы консервы, флоту такая продук ция дала бы большую прибыль, чем если бы мы продали ее здесь. Так вот, таможня затре бовала такую пошлину, столько разных “бумаг “ - траулер стоял бы до весны. Но самое смешное, вернее, печальное: потребовали идентифицировать товар. То есть мы должны доказать, что эта скумбрия выловлена нашим судном, перегружена на наше же судно и именно из этой рыбы мы собираемся делать консер вы. Что же получается: в каждой баночке мы должны промарки ровать каждый кусочек? При шлось рыбу выгрузить здесь. Скоро придет БМРТ “Полярное сияние “ , тоже на борту 40 тонн скумбрии. Как теперь ее вывез ти в море? - Да знаю я эти заморочки: дважды пришлось стоять судну, на котором ходила в рейс, на внешнем рейде без подходак при чалу, поскольку в трюмах лежала выловленная рыба. Ну а каку вас дела с топливом? - Опять же скажу о таможне. Купили в Норвегии для судна, скажем, 80 тонн, 50 тонн со жгли. Теперь или надо запла тить за вывоз (обратный) из Мурманска этих 30 тонн, или свихнуть мозги, доказывая, что это - именно “то“ топливо. А в целом - как у всех. Цена “нашего“ топлива сейчас на 5-8 процентов ниже мировых цен. И пока правительство не положит конец беспределу в ценах на энергоносители, круговорот ин фляции не остановить. - Геннадий Анисимович, ваш флот сейчас соответствует своему названию? - Да, хотя функции его не сколько изменились с тех пор, когда мы были бюджетной орга низацией. Тогда мы выполняли столько научных исследований и поисковых экспедиций по всем районам промысла, сколько за казывали флоты или Минрыб- хоз. И сейчас многое делаем, по нимая, насколько это важно. Например, четыре наших науч- но-исследовательских судна работают в Баренцевом море. Хотя ни от ПИНРО, ни от Ко митета по рыболовству еще не получили ни рубля, а работы эти стоят больших денег. Что касается поиска, то ведем его только для себя. Но ведь капи таны всех флотов знают, что у нас на каждом судне два науч ных сотрудника, что рыбу ис кать мы умеем. И чуть заслы шат, что в таком-то квадрате наше судно, - хвостом за ним. - Вы сказали, что “Севрыб- промразведка“ не бюджетная ор ганизация. Но флот-то государст венный? - Самостоятельное государ ственное предприятие на хоз расчете и самоокупаемости. Та кого нигде в мире нет, чтобы на учно-производственное госу дарственное предприятие рабо тало без каких-либо дотаций. - Наверное, у вас очень низкие заработки? - Нет, примерно такие же, как и в других флотах. Сейчас, конечно, очень трудный период. Во-первых, мы в декабре не ра ботали (кончилась квота), 20 суток не поступали деньги. В январе хорошо начали промы сел, но оплата за сырье посту пает спустя 30 суток плюс бан ковские сроки. Надо пережить 70 суток. Во-вторых, в декабре произвели смену двух экипажей в Уругвае: перелет 240 человек - 250 тысяч долларов и 12 мил лионов рублей. В-третьих, вы дали этим 240 морякам зарпла ту за восемь месяцев. Получи лась такая финансовая дыра. Но если решится проблема с нало говой инспекцией и таможней, жить в этом году будем нор мально. - И не хотите никакой прива тизации? - Примеры-то печальные. “Ленрыбпром“ (я про наши флоты говорить не буду) акци онировался. Через два месяца его на корню скупило москов ское товарищество с ограничен ной ответственностью в составе 6 человек (в ближайшем номере “РМ“ мы расскажем об акцио нировании “Ленрыбпрома“ . - Ред.) . “Запрыбпромразведка“ акционировалась, сейчас про дает суда, сдает в аренду. - Кстати, а вы не продаете су да? - Нет, еще ни одного не про дали, ни одного не поставили на “ту “ сторону. И не собираемся. Хотим купить новые. - А как насчет модного нынче прибрежного промысла? - Во-первых, у нас нет малого флота. Во-вторых, я глубоко убежден, что это - не выход. Я понимаю норвежцев: побережье изрыто фиордами, корабликам есть где укрыться от шторма, да и уходят они за 2-4 мили от бе рега. По всему побережью у них небольшие поселки с маленькой рыбообрабатывающей базой. Так и кормится местное населе ние. То есть все создано жиз нью. А мы хотим искусственно вводить новый промысел. Ко нечно, он не нов, еще моя ба бушка рассказывала, как жили в таких условиях на побережье: ловили рыбу, зимой по насту возили в Архангельск, Вологду, меняли на крупу, муку. Тогда это был метод выживания мест ного населения. Мы же, поймав рыбу, повезем ее в Норвегию или Данию, но не для “при брежных “ людей. - Но, говорят, сейчас крайне тяжело содержать большие суда. - Есть в Швеции фирма “Сканси“ . Там просчитали рас ходы-доходы и создали экспеди цию в южные широты. Из рос сийских судов! Взяли в аренду суда калининградские, питер ские, три или четыре судна у “Мурманрыбпрома“ , два боль ших транспорта, танкер - всего около 30 судов. Снабдили всем необходимым и отправили. Счи тают, дело выгодное. - О том же самом рассказывал мне руководитель департамента по рыболовству Мурманской об ласти Виталий Дмитрович Демя- ненко. Он же просчитывал, на сколько выгодно работать у бере гов Африки. - Мы вынуждены работать в одиночестве, базируясь на Уругвай, покупая там или в со седних странах топливо, снаб жение, продукты. Но это нам выгодно. А если бы группа судов там работала, выгода была бы намного больше. Я предлагал нашим руководителям флотов, но почему-то никого мое пред ложение не заинтересовало. - А жаль. Мы уже забыли, как выглядит кальмар. - Мы и не повезем его сюда - это невыгодно. - Ну и напоследок, Геннадий Анисимович, пару слов ожилищ ном строительстве. - Сейчас мы не выделяем на это средства. Во-первых, денег нет. А во-вторых, у строителей политика, которая нас не устра ивает. Уговаривая, они обеща ют сохранить до окончания строительства единый тариф. Но только возвели фундамент, начинается: “Понимаешь, стройматериалы подорожали... “ Я их понимаю. Они меня тоже: я увяз. А где мне брать такие деньжищи? - Итак, ждем ответа по нало гам? - Надеюсь на разум нашего правительства. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. РЫБА АУКЦИОНА В этой статье я не буду ка саться проблем вылова рыбы и квот, которые распределены между судовладельцами разных форм собственности. Речь пой дет о выпуске продукции - и пи щевой, и технической. Как пра вильно распорядиться сырьевой базой, чтобы можно было получить максимальную при быль? В текущем году не будет мой- венной путины. В связи с этим для выработки рыбной муки ста нут использовать сайку, но при этом выпуск рыбжира резко со кратится. Уменьшится и выпуск пищевой продукции из мойвы: практически не увидим изделий холодного и горячего копчения, вяления, консервов и пресервов. Конечно, определенную ком пенсацию даст увеличение кво ты на вылов сельди, трески и пикши. С одной стороны это хо рошо, но с другой - не очень, по скольку упадут цены при по ставке рыбы на экспорт. И в данной ситуации очень важно четко планировать как выпуск продукции, так и ее реализа цию. На мой взгляд, стопроцент ная ориентировка на экспорт ные поставки неправильна. Львиная доля трески идет в Норвегию, которая входит в ЕЭС. А, как известно, сообще ство поставлено в жесткие рам ки условий сбыта своей продук ции при регламентируемом на логообложении. То есть если норвежская сторона поставляет на рынок рыбопродукцию, изго товленную из сырья своей доли квоты, то этот товар пошлиной не облагается, а продукция, из готовленная из “чужой “ рыбы, облагается. Конечно, размер по шлины влияет и на цену при по купке сырья у наших судовла дельцев. Она продолжает резко падать. Мы уже имеем случаи, когда треску продавали за 800 и даже за 700 долларов. Значит, если продавать за рубеж рыбо продукцию, то надо экспортиро вать не сырье, а филе, выпущен ное по стандартам Запада, и клипфиск, который надо произ водить на берегу, потому что из готовленный в море товар тоже будет лишь полуфабрикатом. Если проанализировать итоги реализации рыбной продукции на внутреннем рынке, то в 1993 году заметное оживление было лишь во втором полугодии. Воз рос спрос на готовую рыбную продукцию (консервы, пресер вы, копченую и соленую) и уменьшился на мороженую ры бу. Такая ситуация сложилась потому, что мелкие предприя тия, бывшие “рыбы“ в каждом областном городе, прекратили свое существование по причине нерентабельности. Поэтому и увеличился спрос на готовую рыбопродукцию, так как там нет производств для переработки и мала мощность холодильников. Ситуация требует реализации ряда направлений для использо вания сырьевых ресурсов Север ного региона. Первое - это переработка сырья на береговых предприяти ях любой формы собственности. Из-за крайне неблагоприятной финансовой обстановки на заво дах бывшегорыбокомбината не обходимо работать на так назы ваемом давальческом сырье, а расчет производить по конечно му продукту. При этом можно использовать любую рыбу. В хо рошие времена рыбокомбинат мог перерабатывать более 100 тысяч тонн рыбы в год. А ведь в городе и области появились еще и частные заводы. Второе направление - органи зация в Мурманске рыбного аук циона, как это делается во всех приморских городах разных стран. У нас есть и мелкотон нажный флот для прибрежного рыболовства - порядка 45 еди ниц. Есть причал, к примеру, на Угольной базе. Проведена и де монополизация местной торгов ли - магазины, столовые, ресто раны, кафе, домовые кухни и т. д. стали частными. Все они мо гут участвовать в аукционе и сразу расплатиться за сырье. Каждое утро суда могли бы при возить свежую или охлажден ную рыбу разных пород и прода вать ее с аукциона. Кроме того, там можно продавать различны ми партиями готовую продук цию всех товаропроизводите лей. Есть и другие варианты. Самое главное, что необходимы желание и люди, готовые со здать аукцион, который может обеспечить полностью рыбопро дукцией все населенные пункты Мурманской области, а также Карелии. Третье. Необходимо заклю чить долгосрочные договоры с областями на условиях, чтоб^ они открыли в Мурманске кор респондентские счета (пока не наладятся банковская система и нормальные “джентльменские “ отношения между производите лем и покупателем). Сегодня груз, отправленный под “чест ное слово“ , не оплачивается ме сяцами. А производитель не мо жет расплатиться с портом, во доканалом, “Колэнерго“ и т. д. Работу по договорам я в данный момент считаю самым важным пунктом этой программы. Счета можно держать в банках, от крыть филиалы банков соседних областей, найти независимую организацию, связующую пред приятия Севера. В этой роли мо жет выступить и АО “Севры- ба “. Вот такие направления рабо ты, на мой взгляд, необходимо осуществлять в 1994 году. Игорь СКВИРСКИЙ. зам. генерального дирек тора по производству АО “Севрыба“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz