Рыбный Мурман. 1994 г. Февраль.
2 № 7 (4503) 18 - 24 февраля 1994 года К 60-летию “РМ“ Газета зарегистрирована в Министерстве печати и информации Российской Федерации. Per. №0110765. УЧРЕДИТЕЛЬ: редакция газеты “Рыбный Мурман". СОУЧРЕДИТЕЛИ: АО “Мурманрыбпром44, Мурманский филиал ФТОО “Мелаб44, ТОО “ТЕЖУМ, “Прометей", "Северная корона“, “Согласие44, корпорация “Крамдс-центр4 Главный редактор Анатолии ВИЛОВ Первый заместитель Сергей МИРОНОВ Зам. главного редактора - ответственный секретарь Людмила ЗАЦАРНАЯ Заместители огветсекретаря Валентина КУЗЯКИНА Любовь ЛЕБЕДЕВА Обозреватели: Татьяна КОЖУХОВА политика Инна БЕРЕЗЮК экономика Сергея АРХИПОВ культура Заведующие отделами: Павел БЫСТРОУМОВ письма и статистика Ольга МИЛЮТИНА социально-бытовые проблемы Владимир КИКИНОВ рынок н бизнес Собственные корреспонденты: Валерин ПЕТРОВ г. Москва (116-65-43) Геннадий ЮДЕНКО г. Санкт-Петербург (585-89-67) Александр ТРУБИН г. Петрозаводск (7-30-08) Эрнст ЗЕЛЕНИН г. Архангельск (43-80-92) Енокентнй ГЕРЗЯН г. Мурманск (5-29-98) г. Харьков (63-22-36) г. Гудаугы (Абхазия, 34-96) Александр БРЫСОВ г. Кандалакша (3-39-16) Сгейн СНЕВЕ Норвегия (085 99733) Веса ХААТАЯ Финляндия (9692-31116) Елена ЛЕПИХОВА главный бухгалтер Виктор ГЕОРГИ коммерческий директор Анна ДЯКИНА технический редактор Людмила МИЛАНОВА Ирина ВЕРТ-МИЛЛЕР : операторы компьютерного набора Редакционная коллегия: А. Видов, С. Миронов, Л. Задарная, В. Георга, А. Васильев, Ю. Макаров, А. Мпланов. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ : 5-32-19, 5-32-29, 5-29-98. Телефакс 5-29-59. АДРЕС РЕДАКЦИИ: 183012, г. Мурманск, ул. Папанина, 17. Наш р/счет № 609173 в КБ “Мурман “ г. Мурманска. МФО 221016. Индекс подписки 52832. Выходит еженедельно, по пятницам. Тираж 20000 экз. Подписано в печать 17 февраля 1994 г. в 13.00. Цена в розницу 100 руб. Адрес издательства: Мурманское издательско- полиграфическое предприятие “Север“ Комитета Российской Федерации по печати. 1830з8, г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. ГЕРОИ ТРУДА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ Труд рыбака на Севере всегда считался тяже лым, опасным. Особенно если лов велся с неболь ших парусных судов. Да и на паровых траулерах, пришедших им на смену, работать приходилось на открытой палубе - влюбую погоду и влюбое время года. Труд, прямо скажем, сродни героическому. В прошлых номерах мы рассказывали о корен ном переломе в жизни рыбаков страны - они получили принципиально новые по конструкции промысловые суда - БМРТ. На них условия труда, быта, отдыха многократно лучше, чем на РТ. Но пройдут годы, пока бортовики будут списаны. А пока вместе с РТ в строю промыслового флота были и СРТ - траулеры меньшего тоннажа. Их основное назначение - лов сельди (тогда и флот такой был - “Мурмансельдь44) . Мурманчане, “прорубив окно“ в Северную Атлантику, стали пионерами среди рыбаков страны и в освоении районов Мирового океана. В коллективе “Мурмансельди“ заметно выде лялся экипаж СРТ-4202 “Забияка “. В первом номере “Рыбного Мурмана “ 1956 года в привет ствии министра рыбакам Севера среди “сельдя- ников“ этот траулер назван первым. А на третьей странице опубликована корреспонденция “Па мятная страница44. Ее автор - второй помощник капитана СРТ-4202 Юрий Емельянов пишет о работе экипажа в 1955 году: “24 октября мы вы полнили годовой план, а 16 ноября - свое обяза тельство. Моряки решили продолжить борьбу за высокие уловы и дать 10 тысяч центнеров сельди. Чем меньше дней оставалось до конца года, тем упорнее трудились промысловики. И вот 15 декаб ря из далекой Северной Атлантики в порт полете ла радиограмма: “Выловлено 10 тысяч центнеров сельди!44. Одержана славная трудовая победа. Это одна из наиболее ярких страниц в жизни каждого моряка нашего судна44. Автор не называет организатора этого успеха рыбаков. А им был капитан Клавдий Валерьяно вич Ардеев. Мне не раз доводилось встречаться с этим человеком. Не помню случая, чтобы он как- то отметил свою роль в достижении успеха экипа жем, которым в то время руководил, - скромным был этот настоящий пахарь моря. Рыбаком с большой буквы называли многие Клавдия Валерьяновича. Я тому - свидетель. Да и долгжурналиста, отдавшего десятки лет рыбацкой теме, не позволяет кривить душой. Разница в воз расте у нас с ним всего-то три года. Так что рассказ этот - как о старшем брате. Вырос К. В. Ардеев на берегу моря, поскольку родился в де ревне Нессь, что на Канином Носу. В родной поморской семье познал и азы рыбацкого труда. В грозном сорок втором Клавдий стал северо морцем. Демобилизовавшись, пошел учиться, получил дипломштурмана - без моря он не мыслил своей жизни. В “Мурмансельди4 начинал с плавбазы “Оне га". Здесь молодому штурману крепко повезло - школа капитана В. Н. Суворова пригодилась по том, ведь он на практике показал, что такое чуткое отношение к людям, непримиримость к недостат кам, способность постоять за принципы. Поэтому не будет преувеличением сказать: в успехе коллектива СРТ-4202 в 1955 году львиная доля принадлежит капитану К. В. Ардееву. Потом были, как тогда писали, и другие трудовые побе ды. Но помор с детства не любил громких слов - за него говорили громкие дела. “Вытаскивал4 в число лучших отстающие экипажи, осваивал но вые суда, был наставником - не только по должно сти, но, пожалуй, прежде всего - по складу характера, по отношению к делу, избранному на всю жизнь... Жаль, работа на износ рано оборвала ее. И февраля К. В. Ардееву исполнилось бы 70 лет. И его рыбацкую вахту несет большой авто номный траулер “Капитан Ардеев44. Среди рыбо ловных судов, на борту которых начертаны имена героев-летчиков, подводников, флотоводцев, дру гих славных людей России, это имя - Рыбака - первое! В номере 4РМ4 от 23 января 1958 года на первой полосе опубликованы отчет о встрече СРТ-4202 и мой снимок, сделанный в тесной каюте капитана - вся семья Ардеевых в сборе! Был морозный день, но тепло этой встречи помню и сейчас. Недавно в “Рыбном Мурмане4 была информа ция, как уходил в последний рейс - поближе к мартенам - БМРТ “Муромск “. Это ардеевский траулер, первый в “Мурмансельди44. Принимая новый траулер, а я был в это время на борту, Клавдий Валерьянович радовался, как ребенок: “Это тебе не СРТ. Вот уж порыбачим!44. И он порыбачил - не посрамил чести помора. На днях в редакцию заходила его дочь - Надеж да. Она с семьей вернулась из Нижнего Новгорода (там К. В. Ардеев и его жена похоронены) в Мурманск на постоянное место жительства. Это не удивительно - Надежда родилась здесь. А сын пошел учиться в рыбацкую академию. Максим уже был на практике. “От моря он в восторге!" - с гордостью сказала мама. А ведь в Нижнем начинал учебу в водном институте, кото рый готовит речников. Не понравилось... Надо только радоваться, что в такое трудное время сыновья и внуки следуют курсом предков. Но вернемся к БМРТ. Первое время они не торопились уходить из привычного, “домашнего4 На архивном снимке: К. В. АРДЕНЬ с внуком Максимом. Годы пролетели - сегодня внук \ перерос деда... ______ > Баренцева моря. Хотя по автономности плавания новые суда могли далеко и надолго 44отрываться4 от родных берегов. Вскоре с этой “болезнью4 было покончено - БМРТ “побежали4 в Атлантику, от крывая для флота богатые рыбой банки: Флемиш- кап, Джорджес, Ньюфаундленд и другие. На радость капитанам РТ - море Баренца стало “про сторнее44... (Это, конечно, шутка). Но БМРТ - не бортовик: здесь законченный производственный цикл - от вылова до выпуска готовой рыбной продукции. Надо было заботиться и об экономических показателях. Не зря руково дителем экипажа здесь был капитан-директор. Вдумчивым морским производственником ока зался капитан-директор БМРТ-252 “Некрасов4 Николай Кириллович Елфимов. Поясню, почему я его так “окрестил44. Опыта промысловой работы у него не было. Это не первый случай, когда на мостик траулера поднимался человек “со сторо ны4 - из морского флота. Николай Кириллович, опираясь на свой нема лый морской и жизненный опыт, прислушиваясь к советам бывалых рыбаков, прикинул, что можно взять от нового траулера. Так родилось смелое решение, поддержанное экипажем: бороться за годовой вылов 100 тысяч центнеров рыбы. Были (когда их не было?) скептики, маловеры, считавшие руководителя БМРТ-252 выскочкой, авантюристом. Но когда взялись за подсчеты ка питаны, технологи, стармехи, другие специалисты больших рефрижераторных, “некрасовцев4 под держали коллективы всех БМРТ. Так родилось именно в 1956 году, продолжавшееся много лет, соревнование “стотысячников44. 252-й был неиз менно в лидерах. И мы регулярно писали об этом - журналисты “РМ“ были желанными гостями на “Некрасове4 и других судах. Пришло время подводить итоги первого года соревнования “стотысячников44. Лидером его при знали 252-й, рядом прочно закрепился “Добролю бов44. Надо сказать, что его капитан Александр Григорьевич Едемский был “вечным4 соперником Н. К. Елфимова. В море шли вместе, в порту швартовались рядом - есть у меня такой снимок. Но соперничество приносило обоюдную пользу: специалисты обоих судов не держали в секрете новинок, делились ими, что шло на пользу экипа жам. Н. К. Елфимова наградили орденом Ленина, хотя многие думали - “дадут4 Героя, А. Г. Едем- ского - орденом Трудового Красного Знамени. За бегая вперед, отмечу: Н. К. Елфимов позже, командуя более крупным траулером, снова пока зал высокий класс промысловой работы. ... С Балтики прилетела весть: “К нам поступа ют БМРТ. Уважаемые мурманчане, помогите их освоить!44. Отозвались многие, в том числе и А. Г. Едемский. Прошло какое-то время. Однажды в редакцион ной почте вижу конверт со знакомой фамилией. Вскрываю. Рядом с приветствием землякам - фо то: А. Г. Едемский в парадном мундире со всеми регалиями и Звездой Героя Соцтруда на груди. И завершу этот обзор коротким рассказом о капитане-женщине, Валентине Яковлевне Орли- ковой. Мурманчане помнят ее. Одна из новых улиц названа ее именем. Родом В. Я. Орликова из Забайкалья, до моря оттуда - путь неблизкий. Но девушка твердо ре шила связать с ним свою судьбу. И добилась своего! Училась и работала во Владивостоке и Ленинграде. Стала штурманом, прошла свой путь - до капитана. Работала на судах Морфлота и кито бойной флотилии. Немного - в Минрыбхозе. Но море властно звало к себе. И в 1955 году В. Я. Орликова приехала в Мурманск. Учитывая большую морскую практику нового капитана, в Мурманском траловом флоте довери ли Валентине Яковлевне БМРТ “Николай Остро вский44. Отдел кадров подобрал хороший экипаж. Мы, журналисты “РМ“ , познакомились с первой и единственной за всю историю рыбной промыш ленности женщиной на капитанском мостике. Проводили и встретили этот траулер (одна из лучших традиций 44РМ“) . А вскоре на газетной странице появились заметки капитана “В первом рейсе44. Валентина Яковлевна писала об экипаже как зрелом иумелом коллективе, с которым всегда можно добиться победы. Примечательный факт: В. Я. Орликовой первой присвоено звание Героя Социалистического Труда - на три года раньше К. В. Ардеева и других капитанов Северного бассейна. Вот как это было... Еще в начале марта 1960 года мы узнали, что накануне женского праздника будет указ о при своении звания Героя Социалистического Труда группе женщин, в том числе В. Я. Орликовой. Что делать? Посоветовались и решили: пошлем к кан дидату в Герои Риту Супьеву. Мы знали ее хватку в подготовке любого материала. Согласилась, по шла к Валентине Яковлевне наша Ритуля. И тут же вернулась: не захотел говорить с ней 44канди дат44. Отдышалась, снова пошла “в атаку “ Рита. Ждем час, два, три... Наконец явилась. Вся сияет: “Так, по-бабьи, поговорили за “круглым сто лом! “. И тут же села писать. Очерк набрали, сверстали, ждем 7 марта. В этот день все как на иголках. Уже вечер. Большинство сотрудников разошлись по домам, в редакции ос тались только “посвященные44. Вот и 22 часа, 44Последние известия44. Есть указ! Команда в ти пографию: “Печатать тираж!44. Так наши читатели узнали о Герое Социалисти ческого Труда В. Я. Орликовой. X X X Конечно, хотелось бы написать в наших юби лейных обзорах о многих рыбаках. И мы попыта- емся это сделать. Но еще раз скажу: даже без каких-либо официальных званий труженики моря заслуживают глубокого уважения. Павел БЫСТРОУМОВ,~ - зав. отделом писем, "старожил" "Рыбного Мурмана".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz