Рыбный Мурман. 1994 г. Февраль.

2 № 7 (4503) 18 - 24 февраля 1994 года К 60-летию “РМ“ Газета зарегистрирована в Министерстве печати и информации Российской Федерации. Per. №0110765. УЧРЕДИТЕЛЬ: редакция газеты “Рыбный Мурман". СОУЧРЕДИТЕЛИ: АО “Мурманрыбпром44, Мурманский филиал ФТОО “Мелаб44, ТОО “ТЕЖУМ, “Прометей", "Северная корона“, “Согласие44, корпорация “Крамдс-центр4 Главный редактор Анатолии ВИЛОВ Первый заместитель Сергей МИРОНОВ Зам. главного редактора - ответственный секретарь Людмила ЗАЦАРНАЯ Заместители огветсекретаря Валентина КУЗЯКИНА Любовь ЛЕБЕДЕВА Обозреватели: Татьяна КОЖУХОВА политика Инна БЕРЕЗЮК экономика Сергея АРХИПОВ культура Заведующие отделами: Павел БЫСТРОУМОВ письма и статистика Ольга МИЛЮТИНА социально-бытовые проблемы Владимир КИКИНОВ рынок н бизнес Собственные корреспонденты: Валерин ПЕТРОВ г. Москва (116-65-43) Геннадий ЮДЕНКО г. Санкт-Петербург (585-89-67) Александр ТРУБИН г. Петрозаводск (7-30-08) Эрнст ЗЕЛЕНИН г. Архангельск (43-80-92) Енокентнй ГЕРЗЯН г. Мурманск (5-29-98) г. Харьков (63-22-36) г. Гудаугы (Абхазия, 34-96) Александр БРЫСОВ г. Кандалакша (3-39-16) Сгейн СНЕВЕ Норвегия (085 99733) Веса ХААТАЯ Финляндия (9692-31116) Елена ЛЕПИХОВА главный бухгалтер Виктор ГЕОРГИ коммерческий директор Анна ДЯКИНА технический редактор Людмила МИЛАНОВА Ирина ВЕРТ-МИЛЛЕР : операторы компьютерного набора Редакционная коллегия: А. Видов, С. Миронов, Л. Задарная, В. Георга, А. Васильев, Ю. Макаров, А. Мпланов. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ : 5-32-19, 5-32-29, 5-29-98. Телефакс 5-29-59. АДРЕС РЕДАКЦИИ: 183012, г. Мурманск, ул. Папанина, 17. Наш р/счет № 609173 в КБ “Мурман “ г. Мурманска. МФО 221016. Индекс подписки 52832. Выходит еженедельно, по пятницам. Тираж 20000 экз. Подписано в печать 17 февраля 1994 г. в 13.00. Цена в розницу 100 руб. Адрес издательства: Мурманское издательско- полиграфическое предприятие “Север“ Комитета Российской Федерации по печати. 1830з8, г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. ГЕРОИ ТРУДА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ Труд рыбака на Севере всегда считался тяже­ лым, опасным. Особенно если лов велся с неболь­ ших парусных судов. Да и на паровых траулерах, пришедших им на смену, работать приходилось на открытой палубе - влюбую погоду и влюбое время года. Труд, прямо скажем, сродни героическому. В прошлых номерах мы рассказывали о корен­ ном переломе в жизни рыбаков страны - они получили принципиально новые по конструкции промысловые суда - БМРТ. На них условия труда, быта, отдыха многократно лучше, чем на РТ. Но пройдут годы, пока бортовики будут списаны. А пока вместе с РТ в строю промыслового флота были и СРТ - траулеры меньшего тоннажа. Их основное назначение - лов сельди (тогда и флот такой был - “Мурмансельдь44) . Мурманчане, “прорубив окно“ в Северную Атлантику, стали пионерами среди рыбаков страны и в освоении районов Мирового океана. В коллективе “Мурмансельди“ заметно выде­ лялся экипаж СРТ-4202 “Забияка “. В первом номере “Рыбного Мурмана “ 1956 года в привет­ ствии министра рыбакам Севера среди “сельдя- ников“ этот траулер назван первым. А на третьей странице опубликована корреспонденция “Па­ мятная страница44. Ее автор - второй помощник капитана СРТ-4202 Юрий Емельянов пишет о работе экипажа в 1955 году: “24 октября мы вы­ полнили годовой план, а 16 ноября - свое обяза­ тельство. Моряки решили продолжить борьбу за высокие уловы и дать 10 тысяч центнеров сельди. Чем меньше дней оставалось до конца года, тем упорнее трудились промысловики. И вот 15 декаб­ ря из далекой Северной Атлантики в порт полете­ ла радиограмма: “Выловлено 10 тысяч центнеров сельди!44. Одержана славная трудовая победа. Это одна из наиболее ярких страниц в жизни каждого моряка нашего судна44. Автор не называет организатора этого успеха рыбаков. А им был капитан Клавдий Валерьяно­ вич Ардеев. Мне не раз доводилось встречаться с этим человеком. Не помню случая, чтобы он как- то отметил свою роль в достижении успеха экипа­ жем, которым в то время руководил, - скромным был этот настоящий пахарь моря. Рыбаком с большой буквы называли многие Клавдия Валерьяновича. Я тому - свидетель. Да и долгжурналиста, отдавшего десятки лет рыбацкой теме, не позволяет кривить душой. Разница в воз­ расте у нас с ним всего-то три года. Так что рассказ этот - как о старшем брате. Вырос К. В. Ардеев на берегу моря, поскольку родился в де­ ревне Нессь, что на Канином Носу. В родной поморской семье познал и азы рыбацкого труда. В грозном сорок втором Клавдий стал северо­ морцем. Демобилизовавшись, пошел учиться, получил дипломштурмана - без моря он не мыслил своей жизни. В “Мурмансельди4 начинал с плавбазы “Оне­ га". Здесь молодому штурману крепко повезло - школа капитана В. Н. Суворова пригодилась по­ том, ведь он на практике показал, что такое чуткое отношение к людям, непримиримость к недостат­ кам, способность постоять за принципы. Поэтому не будет преувеличением сказать: в успехе коллектива СРТ-4202 в 1955 году львиная доля принадлежит капитану К. В. Ардееву. Потом были, как тогда писали, и другие трудовые побе­ ды. Но помор с детства не любил громких слов - за него говорили громкие дела. “Вытаскивал4 в число лучших отстающие экипажи, осваивал но­ вые суда, был наставником - не только по должно­ сти, но, пожалуй, прежде всего - по складу характера, по отношению к делу, избранному на всю жизнь... Жаль, работа на износ рано оборвала ее. И февраля К. В. Ардееву исполнилось бы 70 лет. И его рыбацкую вахту несет большой авто­ номный траулер “Капитан Ардеев44. Среди рыбо­ ловных судов, на борту которых начертаны имена героев-летчиков, подводников, флотоводцев, дру­ гих славных людей России, это имя - Рыбака - первое! В номере 4РМ4 от 23 января 1958 года на первой полосе опубликованы отчет о встрече СРТ-4202 и мой снимок, сделанный в тесной каюте капитана - вся семья Ардеевых в сборе! Был морозный день, но тепло этой встречи помню и сейчас. Недавно в “Рыбном Мурмане4 была информа­ ция, как уходил в последний рейс - поближе к мартенам - БМРТ “Муромск “. Это ардеевский траулер, первый в “Мурмансельди44. Принимая новый траулер, а я был в это время на борту, Клавдий Валерьянович радовался, как ребенок: “Это тебе не СРТ. Вот уж порыбачим!44. И он порыбачил - не посрамил чести помора. На днях в редакцию заходила его дочь - Надеж­ да. Она с семьей вернулась из Нижнего Новгорода (там К. В. Ардеев и его жена похоронены) в Мурманск на постоянное место жительства. Это не удивительно - Надежда родилась здесь. А сын пошел учиться в рыбацкую академию. Максим уже был на практике. “От моря он в восторге!" - с гордостью сказала мама. А ведь в Нижнем начинал учебу в водном институте, кото­ рый готовит речников. Не понравилось... Надо только радоваться, что в такое трудное время сыновья и внуки следуют курсом предков. Но вернемся к БМРТ. Первое время они не торопились уходить из привычного, “домашнего4 На архивном снимке: К. В. АРДЕНЬ с внуком Максимом. Годы пролетели - сегодня внук \ перерос деда... ______ > Баренцева моря. Хотя по автономности плавания новые суда могли далеко и надолго 44отрываться4 от родных берегов. Вскоре с этой “болезнью4 было покончено - БМРТ “побежали4 в Атлантику, от­ крывая для флота богатые рыбой банки: Флемиш- кап, Джорджес, Ньюфаундленд и другие. На радость капитанам РТ - море Баренца стало “про­ сторнее44... (Это, конечно, шутка). Но БМРТ - не бортовик: здесь законченный производственный цикл - от вылова до выпуска готовой рыбной продукции. Надо было заботиться и об экономических показателях. Не зря руково­ дителем экипажа здесь был капитан-директор. Вдумчивым морским производственником ока­ зался капитан-директор БМРТ-252 “Некрасов4 Николай Кириллович Елфимов. Поясню, почему я его так “окрестил44. Опыта промысловой работы у него не было. Это не первый случай, когда на мостик траулера поднимался человек “со сторо­ ны4 - из морского флота. Николай Кириллович, опираясь на свой нема­ лый морской и жизненный опыт, прислушиваясь к советам бывалых рыбаков, прикинул, что можно взять от нового траулера. Так родилось смелое решение, поддержанное экипажем: бороться за годовой вылов 100 тысяч центнеров рыбы. Были (когда их не было?) скептики, маловеры, считавшие руководителя БМРТ-252 выскочкой, авантюристом. Но когда взялись за подсчеты ка­ питаны, технологи, стармехи, другие специалисты больших рефрижераторных, “некрасовцев4 под­ держали коллективы всех БМРТ. Так родилось именно в 1956 году, продолжавшееся много лет, соревнование “стотысячников44. 252-й был неиз­ менно в лидерах. И мы регулярно писали об этом - журналисты “РМ“ были желанными гостями на “Некрасове4 и других судах. Пришло время подводить итоги первого года соревнования “стотысячников44. Лидером его при­ знали 252-й, рядом прочно закрепился “Добролю­ бов44. Надо сказать, что его капитан Александр Григорьевич Едемский был “вечным4 соперником Н. К. Елфимова. В море шли вместе, в порту швартовались рядом - есть у меня такой снимок. Но соперничество приносило обоюдную пользу: специалисты обоих судов не держали в секрете новинок, делились ими, что шло на пользу экипа­ жам. Н. К. Елфимова наградили орденом Ленина, хотя многие думали - “дадут4 Героя, А. Г. Едем- ского - орденом Трудового Красного Знамени. За­ бегая вперед, отмечу: Н. К. Елфимов позже, командуя более крупным траулером, снова пока­ зал высокий класс промысловой работы. ... С Балтики прилетела весть: “К нам поступа­ ют БМРТ. Уважаемые мурманчане, помогите их освоить!44. Отозвались многие, в том числе и А. Г. Едемский. Прошло какое-то время. Однажды в редакцион­ ной почте вижу конверт со знакомой фамилией. Вскрываю. Рядом с приветствием землякам - фо­ то: А. Г. Едемский в парадном мундире со всеми регалиями и Звездой Героя Соцтруда на груди. И завершу этот обзор коротким рассказом о капитане-женщине, Валентине Яковлевне Орли- ковой. Мурманчане помнят ее. Одна из новых улиц названа ее именем. Родом В. Я. Орликова из Забайкалья, до моря оттуда - путь неблизкий. Но девушка твердо ре­ шила связать с ним свою судьбу. И добилась своего! Училась и работала во Владивостоке и Ленинграде. Стала штурманом, прошла свой путь - до капитана. Работала на судах Морфлота и кито­ бойной флотилии. Немного - в Минрыбхозе. Но море властно звало к себе. И в 1955 году В. Я. Орликова приехала в Мурманск. Учитывая большую морскую практику нового капитана, в Мурманском траловом флоте довери­ ли Валентине Яковлевне БМРТ “Николай Остро­ вский44. Отдел кадров подобрал хороший экипаж. Мы, журналисты “РМ“ , познакомились с первой и единственной за всю историю рыбной промыш­ ленности женщиной на капитанском мостике. Проводили и встретили этот траулер (одна из лучших традиций 44РМ“) . А вскоре на газетной странице появились заметки капитана “В первом рейсе44. Валентина Яковлевна писала об экипаже как зрелом иумелом коллективе, с которым всегда можно добиться победы. Примечательный факт: В. Я. Орликовой первой присвоено звание Героя Социалистического Труда - на три года раньше К. В. Ардеева и других капитанов Северного бассейна. Вот как это было... Еще в начале марта 1960 года мы узнали, что накануне женского праздника будет указ о при­ своении звания Героя Социалистического Труда группе женщин, в том числе В. Я. Орликовой. Что делать? Посоветовались и решили: пошлем к кан­ дидату в Герои Риту Супьеву. Мы знали ее хватку в подготовке любого материала. Согласилась, по­ шла к Валентине Яковлевне наша Ритуля. И тут же вернулась: не захотел говорить с ней 44канди­ дат44. Отдышалась, снова пошла “в атаку “ Рита. Ждем час, два, три... Наконец явилась. Вся сияет: “Так, по-бабьи, поговорили за “круглым сто­ лом! “. И тут же села писать. Очерк набрали, сверстали, ждем 7 марта. В этот день все как на иголках. Уже вечер. Большинство сотрудников разошлись по домам, в редакции ос­ тались только “посвященные44. Вот и 22 часа, 44Последние известия44. Есть указ! Команда в ти­ пографию: “Печатать тираж!44. Так наши читатели узнали о Герое Социалисти­ ческого Труда В. Я. Орликовой. X X X Конечно, хотелось бы написать в наших юби­ лейных обзорах о многих рыбаках. И мы попыта- емся это сделать. Но еще раз скажу: даже без каких-либо официальных званий труженики моря заслуживают глубокого уважения. Павел БЫСТРОУМОВ,~ - зав. отделом писем, "старожил" "Рыбного Мурмана".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz