Рыбный Мурман. 1994 г. Февраль.
Экономический компас № 6 (4502) 11 - 17 февраля 1994 года генералом... • Продолжение темы Как хорошо быть Эта строчка из припева известной французской песни вспомнилась после разговора, состоявшегося у меня повторно с начальником службы эксплуатации флота акционерного общества “Карелрыбфлот" М. И. ЛЮБОВСКИМ. Дело в том, что, как выяснилось, на ша беседа с ним, опубликованная в “РМ“ № 2 за этот год, вызвала определенный резонан* ъе только среди рядовых акционеров, но н у руководства АО. После появления ее в печати Марк Исаакович позво нил мне и предложил вновь встретиться для продол жения разговора о судьбе флота. Думаю, нелегкие проблемы, стоящие нынче перед карельскими рыбаками, не обошли стороной и другие рыбацкие коллективы нашего бассейна, а значит, мнение известного капитана о путях решения их будет небезынтересно рыбакам-северянам. Запись нашей беседы предлагаю читателям. - Конечно, многие в коллективе прочитали нашу предыдущую бесе ду , и все (мне и в лицо говорили, и окольными путями я узнал) в один голос заявляют, что это правда. Что касается верхов, они со мной на эту тему не разговаривали, хотя уверен, руководители АО тоже внимательно познакомились с этой беседой . Им, видимо, опровергнуть мои сообра жения о состоянии дел в коллективе нечем, и поэтому они молчат. Но в то же время, вероятно, заимели, как говорится, на меня зуб . И это, в свою очередь, переходит в то, что сейчас идет какая-то мышиная возня с реорганизацией управленческого аппарата. Я не могу сказать, чем это кончится, но об этом генеральный директор Б. Г. Житний, когда был в Мурманске, заявил определенно. Думаю , что пройдет некоторое вре мя, и станет ясно, в чем тут дело . Конечно, невосприятие того, что говоришь, стремление подставить подножку, не дать нормально рабо тать в какой-то мере просматрива ется. Но даже не это, собственно гово ря, беспокоит, дело не во мне, меня это в личном плане, кстати, не очень волнует. А выводит больше всего из себя то, что творится в коллективе. Я почти сорок лет отдал этому фло ту, а Житний, придя к руководству, за три года ухитрился все порушить. Я не отрицаю, есть у него и пред приимчивость, и сноровка, но все это направлено в одну точку. У фло та в эти три года все забиралось в пользу Беломорска, а теперь, когда мы уже подошли, так сказать, к са мому краю пропасти, долги огром ны и отдавать их нечем, начинаем расплачиваться судами . А расплата флотом известно к чему приводит - к тому, что люди остаются без ра боты. Это будет пусть не сегодня, через год, через два, но к этому мы идем . - Но неужели, Марк Исаакович, руководители АО, тот же Житний, не понимают того, что в случае распродажи флота или отдачи его за долги и береговая база по пе реработке рыбы в Беломорске, о которой они так пекутся, тоже ос танется не у дел! - Нет, вопрос так не стоит. На со вете директоров генеральный ска зал, что сейчас прорабатывается вопрос о приобретении двух новых судов . Плюс еще восемь траулеров с новыми двигателями. Итого де сять. А зачем остальные нужны? У нас сейчас 29 судов, из них оставят 1 0 , которые и будут обеспечивать Беломорск. А куда люди с осталь ных денутся? Должен сказать, что генераль ным Житний стал не без помощи Фонда имущества и Комитета Гос комимущества Карелии, у каждого из которых было по 2 0 процентов акций и которые однозначно отдали их при голосовании и за него, и за состав совета директоров. То есть за них проголосовали не акционеры, а государство в лице этих структур . Из общего количества (304 тысячи ак ций) только 43544 были за Житнего и его команду, остальные 1 2 0 тысяч для победы они получили, образно говоря, от государства, устроившего такую систему акционирования. Я уверен: ни один из людей, входящих нынче в совет директоров, не про шел бы, если бы за него не отдали свои голоса Фонд имущества и Комитет Госкомимущества. Вот и получается, что в большинстве ока зался клан Житнего. И сейчас я не знаю, что делать. Можно, конечно, ничего не делать, повернуться и уйти, но в е д ь ... флота не будет. ■ И в какую сумму сейчас вы ливаются долги "Карелрыбфло- та"! - Когда мы в прошлый раз раз говаривали, я еще не знал о сумме наших долгов, считал, что они со ставляют около пяти миллиардов. И думал , что при получении кредита, который нам обещали, мы выберем ся из этой долговой ямы и потом эти долги будем отдавать где-то в конце года. Действительность оказалась гораздо хуже . Приезжал недавно генеральный директор и объявил, что у нас убытков на сегодня 12,5 миллиарда рублей. Я пробовал ска зать: "Ну объясните, почему так про исходит, почему такие убытки, чтобы народ знал, объясните людям , за что и почему такой грех на нашу голову свалился?” . Нет, об этом никто не хочет ничего говорить, просто при водят голые цифры, и все. На последнем заседании совета директоров даже устроили своеоб разное представление, пригласив на него начальников отделов и подраз делений. Но их мнением о том, как выходить из создавшегося положе ния, никто не интересовался, разго вор шел в основном о том, чтобы просить помощи у государства, мол, везде в мире рыбная отрасль нахо дится на дотации. Нет чтобы обра титься к тем же начальникам отделов: "Давайте ваши предложе ния, что мы сделать можем , чтобы что-то изменить?". Нет, говорят о том, чтобы обратиться в правитель ство за помощью. То, что во всем мире рыбакам помогают, это мы знаем, но то, что нам не помогут, мы тоже знаем . Я, по крайней мере, в это слабо верю, потому что у госу дарства и без нас прорех хватает, а тем более мы рыбу хорошую - тре ску - гоним за границу, так что вряд ли нам будут помогать. Зачем же уповать на это? И еще такой момент. Сопостав ляя все: покупку в рассрочку новых траулеров, отказ от ремонта не только за границей, но и в Мурман ске оставшихся судов, создается впечатление, что идет просто-напро сто постепенное сворачивание фло та . В конечном итоге собираются подойти к тому, чтобы оставить око ло десяти судов, и они снабдят сырьем рыбообрабатывающие предприятия в Беломорске, и все, а от остальных судов планируют изба виться. То, что люди останутся без работы, что тысячи моряков окажут ся на улице, никого не заботит. А все это идет отчего? Сколько я говорил и упрашивал и год, и два назад: "Не делайте этого, ведь флот развалим. Нельзя так дела ть ". И все равно ме ня не послушались. В конце концов мы подошли к такому положению, в котором и обретаемся сейчас. Прак тически нынче мы в состоянии рас плачиваться только судами . И самое главное, я никак не могу понять, пускай мне кто-нибудь объ яснит, наверное, такого прецедента нет ни на одном предприятии: гене ральный директор , а его жена - на чальник валютно-финансового отдела. Разве может быть такое? Я знаю, что в Мурманске ни в одной организации такого нет. Как может быть, чтобы одна семья и правила, и распоряжалась финансами? Это нонсенс. - Короче, как говаривали еще совсем недавно, своеобразный семейный подряд! - Вот-вот, своя рука - владыка. Так чему же удивляться, что флот, еще два года назад пользовавшийся большой популярностью у рыбаков, постепенно идет в разнос, сходит на нет. У меня, честно говоря, сегодня нет уверенности в том , что мы в ус ловиях этого так называемого рынка выживем, если руководство АО не изменит своего отношения к флоту- кормильцу. Беседовал Владимир КИКИНОВ. Точка зрения малый флот? ВЫЛОВ РЫБЫ И МОРЕПРОДУКТОВ СЕВЕРНЫМ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ, ТЫС. Т 194748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081 8283848586878889 909192 вверхняя линия - общий вылов "Севрыбы" средняя линия - улов в Баренцевом море нижняя линия - улов в прочих районах С татистика уловов в Баренце вом море свидетельствует об их колебаниях под влиянием при родных факторов. В период до 1974 года, когда рыбные ресурсы еще на ходились в удовлетворительном со стоянии, наблюдались "максимумы" и "минимумы" уловов с периодично стью примерно в 6 - 8 лет. Это обстоятельство было учтено при наращивании рыбообрабатыва ющих мощностей в 50-х годах, когда начиналось строительство больших морозильных траулеров (БМРТ) для освоения Северо-Западной Атланти ки и других дальних районов. Тогда стало ясно, что без использования других районов (кроме баренцево- морских) наращивание уловов свы ше 1 млн. т и стабильная работа невозможны. Кроме этого был оче виден кризис рыбной промышлен ности бассейна в годы ухудшения состояния сырьевой базы в Баренце вом море. Начиная с середины 50-х годов уловы в дальних районах находи лись в противофазе объемам добы чи в Баренцевом море и благодаря этому не допускался спад в объемах вылова, стабильно работали берего вые рыбообрабатывающие предпри ятия. В 1991-1992 годах под предлогом роста цен на топливно-энергетиче ские ресурсы суда из дальних райо нов были выведены, в основном в Северо-Восточную Атлантику, сырь евая база которой не позволяет вы сокоэффективно использовать добывающий флот Северного бас сейна. Результатом этого явилось резкое снижение объема добычи ко торое продолжилось и в 1993 году. В настоящее время идут поиски вариантов структурной перестройки рыбного хозяйства Северного бас сейна, в том числе и основных фон дов . Анафеме предаются большие морозильные суда , а заодно с ними - средние морозильные суда . Мно гие связывают свое благополучие с развитием ярусного и других пас сивных видов лова, а также трало вого промысла с малых судов. Правильны ли такие решения? Ведь совсем недавно эти суда были убы точными, ПСТ переоборудовались в морозильные, а вся экономика де ржалась на БМРТ. Если следовать тенденциям, по казанным на графике, через 3-4 го- Ставка да наступит очередное ухудшение сырьевой базы в Баренцевом море и снижение уловов. При этом кри зис, очевидно, будет глубоким, т. к. нынешнее тресковое изобилие про является на фоне неоптимальных не рестовых запасов (данные прогнозов ПИНРО), сократившейся популяционной плодовитости, уменьшившейся урожайности поко лений. Нетрудно предсказать, что суда, ориентированные по своим конструктивным характеристикам на работу исключительно в Баренцевом море, в этом случае будут убыточ ными и станут на прикол со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. По моему мнению, в перестройке структуры флота намечается оче редная крайность: если раньше впа дали в гигантоманию, то теперь чрезмерный уклон делается в сторо ну мелкого и среднего неморозиль ного флота. Очевидно, пример берется с Норвегии. Однако при этом не учитываются особенности расположения сырьевых ресурсов и береговой обрабатывающей базы Норвегии: а ведь там большой вы лов в собственной прибрежной зоне, да к тому же более 500 предприятий расположены вдоль всего побе режья. Из вышесказанного можно сде лать вывод, что добывающий флот Северного бассейна России должен иметь в своем составе суда различ ных классов и быть способным в случаях ухудшения сырьевой базы в ближних районах вести промысел в других. При этом надо иметь в виду вероятность раздела всего Мирово го океана или его отдельных райо нов, который скорее всего будет производиться с учетом историче ского фактора. Кроме того, для создания высо коэффективного рыбного хозяйства не обойтись без развития береговой обрабатывающей базы, которую на до стабильно и в достаточном коли честве снабжать сырьем , что возможно лишь при наличии в соста ве флотов различных типов судов . Необходимо также иметь в виду, что в отдельные периоды, очевидно, необходимо будет облавливать та кой массовый объект, как мойва, для чего тоже требуются соответствую щие мощности. Наконец, самое главное - обес печение населения рабочими места ми, а города - финансовыми средствами . При курсе на структур ную перестройку, набирающем силу в настоящее время, рыболовство станет сезонным, а в годы спада промысловой обстановки в Баренце вом море до 80% флота и берего вых предприятий будут обречены на простой со всеми вытекающими из этого последствиями. Кстати, в нор вежском рыболовстве в среднем около 25% рыбаков сезонные. Естественно, что новые суда дол жны быть более высокого уровня: меньше расходовать топлива на единицу улова, иметь комплексную механизацию для добычи и обработ ки рыбы, современное навигацион ное и промысловое оборудование. Наконец, о тактике структурной перестройки в рыбном хозяйстве Северного бассейна. По моему мне нию, здесь допускается та же ошиб ка, что и в целом по стране, - отказываясь от использования по прямому назначению крупного фло та, идут по пути шоковой терапии. На бассейне имеются многовари антные расчеты, показывающие воз можность рентабельного использования крупных судов даже при прежних схемах их эксплуата ции. Кроме этого возможны различ ные другие схемы их задействования. Подтверждением этому служат данные, приведенные в статье "Департамент по рыболов ству: не "н ад ", а рядом ". ("РМ ", 1994, Ns 1). Понятно, что мотивация исполь зования крупных судов в настоящее время отсутствует. Но в этом случае государство, обладающее большим арсеналом воздействия на товаро производителей, не должно оста ваться сторонним наблюдателем. В заключение несколько слов об использовании тресковых квот. Из вестно, что, несмотря на недостаток сырьевых ресурсов в Баренцевом море, часть их недоиспользуется. В целях увеличения добычи прочих (нетресковых) видов рыб целесо образно было бы увязать предостав ление квот на треску с выловом прочих пород. В этом случае появи лись бы на прилавках мурманских магазинов камбала, зубатка, палтус и окунь. А. ВАСИЛЬЕВ, старший научный сотруд ник Арктикцентра Инс титута экономических проблем КНЦ РАН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz