Рыбный Мурман. 1994 г. Февраль.

Экономический компас № 6 (4502) 11 - 17 февраля 1994 года генералом... • Продолжение темы Как хорошо быть Эта строчка из припева известной французской песни вспомнилась после разговора, состоявшегося у меня повторно с начальником службы эксплуатации флота акционерного общества “Карелрыбфлот" М. И. ЛЮБОВСКИМ. Дело в том, что, как выяснилось, на­ ша беседа с ним, опубликованная в “РМ“ № 2 за этот год, вызвала определенный резонан* ъе только среди рядовых акционеров, но н у руководства АО. После появления ее в печати Марк Исаакович позво­ нил мне и предложил вновь встретиться для продол­ жения разговора о судьбе флота. Думаю, нелегкие проблемы, стоящие нынче перед карельскими рыбаками, не обошли стороной и другие рыбацкие коллективы нашего бассейна, а значит, мнение известного капитана о путях решения их будет небезынтересно рыбакам-северянам. Запись нашей беседы предлагаю читателям. - Конечно, многие в коллективе прочитали нашу предыдущую бесе­ ду , и все (мне и в лицо говорили, и окольными путями я узнал) в один голос заявляют, что это правда. Что касается верхов, они со мной на эту тему не разговаривали, хотя уверен, руководители АО тоже внимательно познакомились с этой беседой . Им, видимо, опровергнуть мои сообра­ жения о состоянии дел в коллективе нечем, и поэтому они молчат. Но в то же время, вероятно, заимели, как говорится, на меня зуб . И это, в свою очередь, переходит в то, что сейчас идет какая-то мышиная возня с реорганизацией управленческого аппарата. Я не могу сказать, чем это кончится, но об этом генеральный директор Б. Г. Житний, когда был в Мурманске, заявил определенно. Думаю , что пройдет некоторое вре­ мя, и станет ясно, в чем тут дело . Конечно, невосприятие того, что говоришь, стремление подставить подножку, не дать нормально рабо­ тать в какой-то мере просматрива­ ется. Но даже не это, собственно гово­ ря, беспокоит, дело не во мне, меня это в личном плане, кстати, не очень волнует. А выводит больше всего из себя то, что творится в коллективе. Я почти сорок лет отдал этому фло ­ ту, а Житний, придя к руководству, за три года ухитрился все порушить. Я не отрицаю, есть у него и пред­ приимчивость, и сноровка, но все это направлено в одну точку. У фло­ та в эти три года все забиралось в пользу Беломорска, а теперь, когда мы уже подошли, так сказать, к са­ мому краю пропасти, долги огром­ ны и отдавать их нечем, начинаем расплачиваться судами . А расплата флотом известно к чему приводит - к тому, что люди остаются без ра­ боты. Это будет пусть не сегодня, через год, через два, но к этому мы идем . - Но неужели, Марк Исаакович, руководители АО, тот же Житний, не понимают того, что в случае распродажи флота или отдачи его за долги и береговая база по пе­ реработке рыбы в Беломорске, о которой они так пекутся, тоже ос­ танется не у дел! - Нет, вопрос так не стоит. На со­ вете директоров генеральный ска­ зал, что сейчас прорабатывается вопрос о приобретении двух новых судов . Плюс еще восемь траулеров с новыми двигателями. Итого де ­ сять. А зачем остальные нужны? У нас сейчас 29 судов, из них оставят 1 0 , которые и будут обеспечивать Беломорск. А куда люди с осталь­ ных денутся? Должен сказать, что генераль­ ным Житний стал не без помощи Фонда имущества и Комитета Гос­ комимущества Карелии, у каждого из которых было по 2 0 процентов акций и которые однозначно отдали их при голосовании и за него, и за состав совета директоров. То есть за них проголосовали не акционеры, а государство в лице этих структур . Из общего количества (304 тысячи ак­ ций) только 43544 были за Житнего и его команду, остальные 1 2 0 тысяч для победы они получили, образно говоря, от государства, устроившего такую систему акционирования. Я уверен: ни один из людей, входящих нынче в совет директоров, не про­ шел бы, если бы за него не отдали свои голоса Фонд имущества и Комитет Госкомимущества. Вот и получается, что в большинстве ока­ зался клан Житнего. И сейчас я не знаю, что делать. Можно, конечно, ничего не делать, повернуться и уйти, но в е д ь ... флота не будет. ■ И в какую сумму сейчас вы­ ливаются долги "Карелрыбфло- та"! - Когда мы в прошлый раз раз­ говаривали, я еще не знал о сумме наших долгов, считал, что они со­ ставляют около пяти миллиардов. И думал , что при получении кредита, который нам обещали, мы выберем­ ся из этой долговой ямы и потом эти долги будем отдавать где-то в конце года. Действительность оказалась гораздо хуже . Приезжал недавно генеральный директор и объявил, что у нас убытков на сегодня 12,5 миллиарда рублей. Я пробовал ска­ зать: "Ну объясните, почему так про­ исходит, почему такие убытки, чтобы народ знал, объясните людям , за что и почему такой грех на нашу голову свалился?” . Нет, об этом никто не хочет ничего говорить, просто при­ водят голые цифры, и все. На последнем заседании совета директоров даже устроили своеоб­ разное представление, пригласив на него начальников отделов и подраз­ делений. Но их мнением о том, как выходить из создавшегося положе­ ния, никто не интересовался, разго­ вор шел в основном о том, чтобы просить помощи у государства, мол, везде в мире рыбная отрасль нахо­ дится на дотации. Нет чтобы обра­ титься к тем же начальникам отделов: "Давайте ваши предложе­ ния, что мы сделать можем , чтобы что-то изменить?". Нет, говорят о том, чтобы обратиться в правитель­ ство за помощью. То, что во всем мире рыбакам помогают, это мы знаем, но то, что нам не помогут, мы тоже знаем . Я, по крайней мере, в это слабо верю, потому что у госу­ дарства и без нас прорех хватает, а тем более мы рыбу хорошую - тре­ ску - гоним за границу, так что вряд ли нам будут помогать. Зачем же уповать на это? И еще такой момент. Сопостав­ ляя все: покупку в рассрочку новых траулеров, отказ от ремонта не только за границей, но и в Мурман­ ске оставшихся судов, создается впечатление, что идет просто-напро­ сто постепенное сворачивание фло ­ та . В конечном итоге собираются подойти к тому, чтобы оставить око­ ло десяти судов, и они снабдят сырьем рыбообрабатывающие предприятия в Беломорске, и все, а от остальных судов планируют изба­ виться. То, что люди останутся без работы, что тысячи моряков окажут­ ся на улице, никого не заботит. А все это идет отчего? Сколько я говорил и упрашивал и год, и два назад: "Не делайте этого, ведь флот развалим. Нельзя так дела ть ". И все равно ме­ ня не послушались. В конце концов мы подошли к такому положению, в котором и обретаемся сейчас. Прак­ тически нынче мы в состоянии рас­ плачиваться только судами . И самое главное, я никак не могу понять, пускай мне кто-нибудь объ­ яснит, наверное, такого прецедента нет ни на одном предприятии: гене­ ральный директор , а его жена - на­ чальник валютно-финансового отдела. Разве может быть такое? Я знаю, что в Мурманске ни в одной организации такого нет. Как может быть, чтобы одна семья и правила, и распоряжалась финансами? Это нонсенс. - Короче, как говаривали еще совсем недавно, своеобразный семейный подряд! - Вот-вот, своя рука - владыка. Так чему же удивляться, что флот, еще два года назад пользовавшийся большой популярностью у рыбаков, постепенно идет в разнос, сходит на нет. У меня, честно говоря, сегодня нет уверенности в том , что мы в ус­ ловиях этого так называемого рынка выживем, если руководство АО не изменит своего отношения к флоту- кормильцу. Беседовал Владимир КИКИНОВ. Точка зрения малый флот? ВЫЛОВ РЫБЫ И МОРЕПРОДУКТОВ СЕВЕРНЫМ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ, ТЫС. Т 194748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081 8283848586878889 909192 вверхняя линия - общий вылов "Севрыбы" средняя линия - улов в Баренцевом море нижняя линия - улов в прочих районах С татистика уловов в Баренце­ вом море свидетельствует об их колебаниях под влиянием при­ родных факторов. В период до 1974 года, когда рыбные ресурсы еще на­ ходились в удовлетворительном со­ стоянии, наблюдались "максимумы" и "минимумы" уловов с периодично­ стью примерно в 6 - 8 лет. Это обстоятельство было учтено при наращивании рыбообрабатыва­ ющих мощностей в 50-х годах, когда начиналось строительство больших морозильных траулеров (БМРТ) для освоения Северо-Западной Атланти­ ки и других дальних районов. Тогда стало ясно, что без использования других районов (кроме баренцево- морских) наращивание уловов свы­ ше 1 млн. т и стабильная работа невозможны. Кроме этого был оче­ виден кризис рыбной промышлен­ ности бассейна в годы ухудшения состояния сырьевой базы в Баренце­ вом море. Начиная с середины 50-х годов уловы в дальних районах находи­ лись в противофазе объемам добы­ чи в Баренцевом море и благодаря этому не допускался спад в объемах вылова, стабильно работали берего­ вые рыбообрабатывающие предпри­ ятия. В 1991-1992 годах под предлогом роста цен на топливно-энергетиче­ ские ресурсы суда из дальних райо­ нов были выведены, в основном в Северо-Восточную Атлантику, сырь­ евая база которой не позволяет вы­ сокоэффективно использовать добывающий флот Северного бас­ сейна. Результатом этого явилось резкое снижение объема добычи ко­ торое продолжилось и в 1993 году. В настоящее время идут поиски вариантов структурной перестройки рыбного хозяйства Северного бас­ сейна, в том числе и основных фон­ дов . Анафеме предаются большие морозильные суда , а заодно с ними - средние морозильные суда . Мно­ гие связывают свое благополучие с развитием ярусного и других пас­ сивных видов лова, а также трало­ вого промысла с малых судов. Правильны ли такие решения? Ведь совсем недавно эти суда были убы­ точными, ПСТ переоборудовались в морозильные, а вся экономика де ­ ржалась на БМРТ. Если следовать тенденциям, по­ казанным на графике, через 3-4 го- Ставка да наступит очередное ухудшение сырьевой базы в Баренцевом море и снижение уловов. При этом кри­ зис, очевидно, будет глубоким, т. к. нынешнее тресковое изобилие про­ является на фоне неоптимальных не­ рестовых запасов (данные прогнозов ПИНРО), сократившейся популяционной плодовитости, уменьшившейся урожайности поко­ лений. Нетрудно предсказать, что суда, ориентированные по своим конструктивным характеристикам на работу исключительно в Баренцевом море, в этом случае будут убыточ­ ными и станут на прикол со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. По моему мнению, в перестройке структуры флота намечается оче­ редная крайность: если раньше впа­ дали в гигантоманию, то теперь чрезмерный уклон делается в сторо­ ну мелкого и среднего неморозиль­ ного флота. Очевидно, пример берется с Норвегии. Однако при этом не учитываются особенности расположения сырьевых ресурсов и береговой обрабатывающей базы Норвегии: а ведь там большой вы­ лов в собственной прибрежной зоне, да к тому же более 500 предприятий расположены вдоль всего побе­ режья. Из вышесказанного можно сде ­ лать вывод, что добывающий флот Северного бассейна России должен иметь в своем составе суда различ­ ных классов и быть способным в случаях ухудшения сырьевой базы в ближних районах вести промысел в других. При этом надо иметь в виду вероятность раздела всего Мирово­ го океана или его отдельных райо­ нов, который скорее всего будет производиться с учетом историче­ ского фактора. Кроме того, для создания высо­ коэффективного рыбного хозяйства не обойтись без развития береговой обрабатывающей базы, которую на­ до стабильно и в достаточном коли­ честве снабжать сырьем , что возможно лишь при наличии в соста­ ве флотов различных типов судов . Необходимо также иметь в виду, что в отдельные периоды, очевидно, необходимо будет облавливать та­ кой массовый объект, как мойва, для чего тоже требуются соответствую­ щие мощности. Наконец, самое главное - обес­ печение населения рабочими места­ ми, а города - финансовыми средствами . При курсе на структур­ ную перестройку, набирающем силу в настоящее время, рыболовство станет сезонным, а в годы спада промысловой обстановки в Баренце­ вом море до 80% флота и берего­ вых предприятий будут обречены на простой со всеми вытекающими из этого последствиями. Кстати, в нор­ вежском рыболовстве в среднем около 25% рыбаков сезонные. Естественно, что новые суда дол­ жны быть более высокого уровня: меньше расходовать топлива на единицу улова, иметь комплексную механизацию для добычи и обработ­ ки рыбы, современное навигацион­ ное и промысловое оборудование. Наконец, о тактике структурной перестройки в рыбном хозяйстве Северного бассейна. По моему мне­ нию, здесь допускается та же ошиб­ ка, что и в целом по стране, - отказываясь от использования по прямому назначению крупного фло­ та, идут по пути шоковой терапии. На бассейне имеются многовари­ антные расчеты, показывающие воз­ можность рентабельного использования крупных судов даже при прежних схемах их эксплуата­ ции. Кроме этого возможны различ­ ные другие схемы их задействования. Подтверждением этому служат данные, приведенные в статье "Департамент по рыболов­ ству: не "н ад ", а рядом ". ("РМ ", 1994, Ns 1). Понятно, что мотивация исполь­ зования крупных судов в настоящее время отсутствует. Но в этом случае государство, обладающее большим арсеналом воздействия на товаро­ производителей, не должно оста­ ваться сторонним наблюдателем. В заключение несколько слов об использовании тресковых квот. Из­ вестно, что, несмотря на недостаток сырьевых ресурсов в Баренцевом море, часть их недоиспользуется. В целях увеличения добычи прочих (нетресковых) видов рыб целесо­ образно было бы увязать предостав­ ление квот на треску с выловом прочих пород. В этом случае появи­ лись бы на прилавках мурманских магазинов камбала, зубатка, палтус и окунь. А. ВАСИЛЬЕВ, старший научный сотруд­ ник Арктикцентра Инс­ титута экономических проблем КНЦ РАН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz