Рыбный Мурман. 1994 г. Декабрь.
4 ^Ж^Ж^Ж^Ж “Севрыбхолодфлоту“ - 30 лет % Л ) ЛЕТ 40 СТА РАСТИ ВАМ БЕЗ СТАРОСТИ! ДА, КОНЕЧНО, с немалой болью расставался флот со старыми плавбазами, жалко, за десятилетия ведь сердцами прикипели к металлу этих громадин . Но ремонт не под силу, да и не оправдан: старость есть старость. Зато переобору довали оставшиеся пять плавбаз: теперь там делают филе, консервы, то есть более доро гую продукцию . А еще быв ший приемотранспортный флот стал еще и добывающим . Кроме "малышей", что работают на прибрежном промыс ле, электронными удочками и ярусом, купили с уд но -"кон - фетку" - единственное в России, где выпускают филе, которое, что называется, с руками отрывают на мировом рынке . И гребешок стали ловить впервые на бассейне именно в "С евхолоде ". И рефлагировать суда - тоже . И создавать холдинговую компанию (тс-с, кру гом "д о б р ож е латели"!) впервые начали здесь. И сберегать зарплату м о ряков от инфляции путем перевода ее в валюту - тоже . И... М ож но продолжать приводить примеры серьезного, вдум чивого подхода руководителей флота к стабилизации флотской экономики. Ну, скажем, такой "пустячок", как собственный цех, где выпускают рыбопродукцию . Не ахти о громен доход , но ведь доход ! Да и бывшее здание гаража пригодилось. А по большому счету перспективы "Севрыбхолодфло- та" весьма неплохи. И, как ни странно, проблема сейчас даже не в средствах, а в людях, в их психологии. Вот что рассказывает А . Ф . ЛЕВАНОВ. - Хочу, жестко расписав обязанности, сократить аппарат управления вдвое, а может, и больше. Нельзя оставлять положение, когда отреш ения какого -то чиновника зависит судьба рейса. Она должна зависеть от капитана и экипажа - только от них. И чтобы чиновники зависели от результатов работы моряков, а не наоборот. Тем более что в системе холдинга каждое подразделение будет самостоятельным и все доходы -расходы будут четко видны. И уж тут, никуда не деться, придется каждый рубль считать. А что сейчас? Пришли недавно ко мне капитаны "м алы шей". Я спрашиваю : "Вы месяц отработали в море, вы хоть примерно посчитали, насколько выгодна для флота ваша работа?". Ни один не смо г ответить. Тут как-то спрашиваю начальника отдела: "Как счита ешь, на "Маточкином Ш а р е " консервы выгодно делать? Может, просто мороженую выпускать? Что дает в сутки та или эта продукция?". Молчит. Ну как ж е так в наше-то время! Вот в маленьком коллективе молчать не придется. Более того. Чтобы исключить влияние человека на фи нансовую деятельность флота, сейчас осуществляем авто матизацию бухгалтерского учета. Это - комплекс машин и про граммное обеспечение, разработанные американски ми специалистами. Базовая машина точь-в-точь такая, как та, которая управляет "Ш а тл ом ". Сейчас американцы за канчивают монтаж, введут наши данные в про грамму и обучат флотских специалистов. ность: из разношерстного люда, из моряков разных флотов с разными привычками, традиция ми и укладами предстояло ско лотить прочный коллектив, кото рый бы уважали другие и он сам бы уважал себя. А что касается традиций и у к ладов, так, например, нынеш ний руководитель "С еврыбхо - лодфлота" А . Ф . Леванов, в ту пору - штурман на плавбазе "Тамбов ", вспоминает. - Приходишь в каюту любого штурмана или механика - и вез де на полочке для графина и стаканов вместо второго стакана в ячейку вставлена бутылка вод ки. И это - в порядке вещей. Дисциплины - никакой. Но, по мню , каждое утро в 7 часов при ходил Бородулин, он на все суда приходил, с моряками говорил, в машину спускался. И не сразу, конечно, но постепенно дело на лаживалось, флот становился флотом. Суда были старые. Но вскоре стали поступать и новые. Михаил Иванович Каргин в своей статье приводит высказывание тогдаш него министра рыболовства Нор вегии О. Нюклебуста о новой плавбазе "Севхолода" "Алексей Хлобыстов": "Это - будущее рыбной промышленности. Мы таких кораблей пока не знаем ". Вот даже как! С точки зрения современного ведения экономики любопытно читать, например, строки в "Рыб ном М урм ане " за 1975 год о том, что только за первые четы ре года в "Севрыбхолодфлоте" "бы ло подано 794 рационализа торских предложения. У этих предложений - 605 авторов... 379 уже внедрены ..." Да. Те перь, по -моему, никто и не д у мает о "рацуха х ", вроде как ни кому уже и не надо ... В годы первого десятилетия был освоен метод швартовки в открытом море маленького п ро мыслового траулера к борту громадины -базы , в годы первого десятилетия флота стали знаме нитыми капитаны А . П. Болычев, А . И. Чурилов, Н. М . Рузов, Ш . Р. Сойкис, Н. А . Гаврилов... Всех не перечесть. Люди, которые шли в море не за деньгами, а за славой, причем опять ж е не для се бя, а для флота. Шли-летели го ды . Минуло еще одно десятилетие. Новые транспорт ные реф рижерато ры, новый вид про дукции - консервы, начало работы плавбаз в зонах иностранных госу дарств, бесконтакт ная передача уло вов, на смену р уч ному труду появились электро погрузчики в трюмах судов ... Сегодня нам очень просто одной фразой сказать обо всем этом. Но чего стоило, скажем, нала дить взаимодействие наших плавбаз с иностранными рыбака ми! А тут еще разные "щ е кин - ские " методы, усиленное сокра щение экипажей, а тут еще раз гар социалистического соревно вания и на страже его выполне ния - первые помощники капита нов, которые очень внимательно следят за каждым тв о и ^ ша гом ... А тут идея перевозки па кетированных грузов ... А тут проблемы работы транспортов в Тихом океане... Шли-летели годы . И вот уже я, от имейи "РМ " поздравляя "С еврыбхолодфлот" с серебря ным юбилеем, писала: "Те, кто тогда, четверть века назад, при шел на флот после службы в ар мии или закончив мореходку, - ныне прославленные люди. И вот уже ученики их стали капита нами. Вот уже и сыновья работа ют рядом с отцами... За четверть века флот стал современным предприятием, ав торитетным и в нашей стране, и за рубеж ом . Каждый год при бавляет коллективу могущест ва ..." Минуло еще пять лет. Но ка ких лет! Перестройка. Приватизация. Обвальный рост цен на все. От каз государства от финансирова ния рыбной отрасли. Взаимные неплатежи. И жуткие налоги! Уход флотов из дальних районов М ирово го океана. Отказ добыва ющих флотов от услуг "С еврыб - холодфлота". В общем, пред приятия поставлены на самый край пропасти, и только на себя с ами х они вынуждены рассчиты вать. Только на себя. Ибо рас пался Советский Союз - это од но. А то, что распался Северный бассейн, - совсем другое . Акционировались все. И каж дый начал с большим или мень шим успехом борьбу за выжива ние в этом жестоком мире, где один закон еще не отменен, но вый его перечеркивает, третий ссылается на оба... "Севрыбхолодфлот" в эти го ды должен был пасть первой жертвой нашей нелепой налого вой системы. И до сих пор каж дый день управленцы в ожида нии очередного удара с той или иной стороны . Скажем, мелькну ло в прессе, что Леванов хочет создать холдинговую компанию, - сразу летят ему письма-угрозы из разных инстанций, словно "то варищи не понимают", что толь ко деньги делают деньги, то есть они "получаю тся" от скорости их оборота. Тяжко. Тут еще лето минув шее подножку подставило: когда в порту собрался чуть ли не весь флот бассейна, в трюмах сельдь, сбыта нет, а стало быть, и нет денег. А лето - пора осо бая. Мало того, что пришедшим из рейса надо зарплату выдать, еще и в отпуск многих отпра вить, а у моряков дома жены - дети в слезах, надо выезжать с Севера. А на что? И стали уволь няться моряки . И посыпались проклятия в адрес аппарата уп равления. А у того руки связаны ситуацией и сумасшедшими на логами. Например, в августе требовалось 4 миллиарда рублей на зарплату морякам, а их не было... А может, хватит о грустном в день рождения? Тем паче флот помирать не собирается, а стро ит новую экономику. Давайте лучше об этом. Увы, этих трудяг и многих их собратьев из других флотов уже съел рынок ... ИНЫМИ СЛОВАМИ, "С евры бхо лодфлот" живет и довольно уверен но смотрит в будущее . И "Северное сияние" сохранили, пусть и не в бы лом качестве, и турбазу, и жилье строят, и ветеранам помогают, и го роду . Обо всем этом "РМ " расска зывал не раз. Послезавтра у флота день р ож денья, 30-летие. Те, кто на берегу, соберутся в просторной столовой своего офиса. И там дружной семьей поднимут бокалы за Новый год, за процветание "С еврыбхолод - флота". А тем, кто отдал ему 30 собственных лет, вручат памятные подарки, и на каждом - надпись: "С еврыбхолодфлоту" 30 лет". А Альберт Филиппович, навер ное, скажет то, что не раз говорил в интервью нашей газете: - Рыбная промышленность на Севере должна стабилизироваться. Думаю, уже 1995-й год станет го дом ее стабилизации. Посмотрите, при всей неразберихе люди начина ют считать деньги, продумывать тактику. Уже не посылают скопом суда в те районы, где нечего ло вить. Уже ищут и находят пути для выпуска конкурентоспособной про дукции, перестраивают структуру управления... А может, и совсем дру гое ска жет генеральный директор АО "Севрыбхолодфлот". Может, вспомнит, как в 60-е годы был стар помом у Станислава Сергеевича Ла зарева, изумительного человека, ка питана, чьим именем назван новый ТР ..И капитана Чурилова помянут с грустью . Да, эти имена на борту та ких судов, которых уже не получает флот. А жаль, так бы надо, чтобы бороздил моря "Капитан Болычев" или "Капитан Гаврилов"... И снова поднимут бокалы за зо лотые сердца людей, столь предан ных флоту, за добрые традиции и веру в будущее "Севрыбхолодфло - та". Инна БЕРЕЗЮК. ...А двадцать лет тому назад вышла в свет тонкая книжечка, название которой взято из четве ростишия на ее первой странице: Пусть над волной опять седой туман, д о в с тречи с д ом ом снова четверть года , - идут суда в далекий океан, идут суда скво зь з р ую непо году . Так вот, в книжке с названием "И д у т суда в далекий океан" рассказывалось, как создавался "С еврыбхолодфлот" и чего он достиг за 10 лет существования. Начальником флота тогда был Михаил Иванович Каргин. С его статьи и начиналась та книжка. Он отдает должное своему предшественнику на посту на чальника флота Г. М . Бородули ну. Ведь именно Георгию Михай ловичу предстояло тогда из со бранных со всех флотов судов создать новый, специализирован ный флот - рефрижераторный и приемотранспортный. И даже не в этом была наибольшая слож - Тысячи делают здесь ежедневно. чайкам кое-что перепадает из отходов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz