Рыбный Мурман. 1994 г. Декабрь.

4 ^Ж^Ж^Ж^Ж “Севрыбхолодфлоту“ - 30 лет % Л ) ЛЕТ 40 СТА РАСТИ ВАМ БЕЗ СТАРОСТИ! ДА, КОНЕЧНО, с немалой болью расставался флот со старыми плавбазами, жалко, за десятилетия ведь сердцами прикипели к металлу этих громадин . Но ремонт не под силу, да и не оправдан: старость есть старость. Зато переобору­ довали оставшиеся пять плавбаз: теперь там делают филе, консервы, то есть более доро гую продукцию . А еще быв­ ший приемотранспортный флот стал еще и добывающим . Кроме "малышей", что работают на прибрежном промыс­ ле, электронными удочками и ярусом, купили с уд но -"кон - фетку" - единственное в России, где выпускают филе, которое, что называется, с руками отрывают на мировом рынке . И гребешок стали ловить впервые на бассейне именно в "С евхолоде ". И рефлагировать суда - тоже . И создавать холдинговую компанию (тс-с, кру гом "д о б р ож е ­ латели"!) впервые начали здесь. И сберегать зарплату м о ­ ряков от инфляции путем перевода ее в валюту - тоже . И... М ож но продолжать приводить примеры серьезного, вдум ­ чивого подхода руководителей флота к стабилизации флотской экономики. Ну, скажем, такой "пустячок", как собственный цех, где выпускают рыбопродукцию . Не ахти о громен доход , но ведь доход ! Да и бывшее здание гаража пригодилось. А по большому счету перспективы "Севрыбхолодфло- та" весьма неплохи. И, как ни странно, проблема сейчас даже не в средствах, а в людях, в их психологии. Вот что рассказывает А . Ф . ЛЕВАНОВ. - Хочу, жестко расписав обязанности, сократить аппарат управления вдвое, а может, и больше. Нельзя оставлять положение, когда отреш ения какого -то чиновника зависит судьба рейса. Она должна зависеть от капитана и экипажа - только от них. И чтобы чиновники зависели от результатов работы моряков, а не наоборот. Тем более что в системе холдинга каждое подразделение будет самостоятельным и все доходы -расходы будут четко видны. И уж тут, никуда не деться, придется каждый рубль считать. А что сейчас? Пришли недавно ко мне капитаны "м алы ­ шей". Я спрашиваю : "Вы месяц отработали в море, вы хоть примерно посчитали, насколько выгодна для флота ваша работа?". Ни один не смо г ответить. Тут как-то спрашиваю начальника отдела: "Как счита­ ешь, на "Маточкином Ш а р е " консервы выгодно делать? Может, просто мороженую выпускать? Что дает в сутки та или эта продукция?". Молчит. Ну как ж е так в наше-то время! Вот в маленьком коллективе молчать не придется. Более того. Чтобы исключить влияние человека на фи­ нансовую деятельность флота, сейчас осуществляем авто­ матизацию бухгалтерского учета. Это - комплекс машин и про граммное обеспечение, разработанные американски­ ми специалистами. Базовая машина точь-в-точь такая, как та, которая управляет "Ш а тл ом ". Сейчас американцы за­ канчивают монтаж, введут наши данные в про грамму и обучат флотских специалистов. ность: из разношерстного люда, из моряков разных флотов с разными привычками, традиция­ ми и укладами предстояло ско­ лотить прочный коллектив, кото­ рый бы уважали другие и он сам бы уважал себя. А что касается традиций и у к ­ ладов, так, например, нынеш­ ний руководитель "С еврыбхо - лодфлота" А . Ф . Леванов, в ту пору - штурман на плавбазе "Тамбов ", вспоминает. - Приходишь в каюту любого штурмана или механика - и вез­ де на полочке для графина и стаканов вместо второго стакана в ячейку вставлена бутылка вод­ ки. И это - в порядке вещей. Дисциплины - никакой. Но, по­ мню , каждое утро в 7 часов при­ ходил Бородулин, он на все суда приходил, с моряками говорил, в машину спускался. И не сразу, конечно, но постепенно дело на­ лаживалось, флот становился флотом. Суда были старые. Но вскоре стали поступать и новые. Михаил Иванович Каргин в своей статье приводит высказывание тогдаш ­ него министра рыболовства Нор ­ вегии О. Нюклебуста о новой плавбазе "Севхолода" "Алексей Хлобыстов": "Это - будущее рыбной промышленности. Мы таких кораблей пока не знаем ". Вот даже как! С точки зрения современного ведения экономики любопытно читать, например, строки в "Рыб ­ ном М урм ане " за 1975 год о том, что только за первые четы­ ре года в "Севрыбхолодфлоте" "бы ло подано 794 рационализа­ торских предложения. У этих предложений - 605 авторов... 379 уже внедрены ..." Да. Те­ перь, по -моему, никто и не д у ­ мает о "рацуха х ", вроде как ни­ кому уже и не надо ... В годы первого десятилетия был освоен метод швартовки в открытом море маленького п ро ­ мыслового траулера к борту громадины -базы , в годы первого десятилетия флота стали знаме­ нитыми капитаны А . П. Болычев, А . И. Чурилов, Н. М . Рузов, Ш . Р. Сойкис, Н. А . Гаврилов... Всех не перечесть. Люди, которые шли в море не за деньгами, а за славой, причем опять ж е не для се­ бя, а для флота. Шли-летели го ­ ды . Минуло еще одно десятилетие. Новые транспорт­ ные реф рижерато ­ ры, новый вид про ­ дукции - консервы, начало работы плавбаз в зонах иностранных госу ­ дарств, бесконтакт­ ная передача уло ­ вов, на смену р уч ­ ному труду появились электро­ погрузчики в трюмах судов ... Сегодня нам очень просто одной фразой сказать обо всем этом. Но чего стоило, скажем, нала­ дить взаимодействие наших плавбаз с иностранными рыбака­ ми! А тут еще разные "щ е кин - ские " методы, усиленное сокра ­ щение экипажей, а тут еще раз­ гар социалистического соревно ­ вания и на страже его выполне­ ния - первые помощники капита­ нов, которые очень внимательно следят за каждым тв о и ^ ша­ гом ... А тут идея перевозки па­ кетированных грузов ... А тут проблемы работы транспортов в Тихом океане... Шли-летели годы . И вот уже я, от имейи "РМ " поздравляя "С еврыбхолодфлот" с серебря ­ ным юбилеем, писала: "Те, кто тогда, четверть века назад, при­ шел на флот после службы в ар ­ мии или закончив мореходку, - ныне прославленные люди. И вот уже ученики их стали капита­ нами. Вот уже и сыновья работа­ ют рядом с отцами... За четверть века флот стал современным предприятием, ав­ торитетным и в нашей стране, и за рубеж ом . Каждый год при ­ бавляет коллективу могущест­ ва ..." Минуло еще пять лет. Но ка­ ких лет! Перестройка. Приватизация. Обвальный рост цен на все. От­ каз государства от финансирова­ ния рыбной отрасли. Взаимные неплатежи. И жуткие налоги! Уход флотов из дальних районов М ирово го океана. Отказ добыва­ ющих флотов от услуг "С еврыб - холодфлота". В общем, пред ­ приятия поставлены на самый край пропасти, и только на себя с ами х они вынуждены рассчиты­ вать. Только на себя. Ибо рас­ пался Советский Союз - это од ­ но. А то, что распался Северный бассейн, - совсем другое . Акционировались все. И каж­ дый начал с большим или мень­ шим успехом борьбу за выжива­ ние в этом жестоком мире, где один закон еще не отменен, но­ вый его перечеркивает, третий ссылается на оба... "Севрыбхолодфлот" в эти го ­ ды должен был пасть первой жертвой нашей нелепой налого­ вой системы. И до сих пор каж­ дый день управленцы в ожида­ нии очередного удара с той или иной стороны . Скажем, мелькну­ ло в прессе, что Леванов хочет создать холдинговую компанию, - сразу летят ему письма-угрозы из разных инстанций, словно "то ­ варищи не понимают", что толь­ ко деньги делают деньги, то есть они "получаю тся" от скорости их оборота. Тяжко. Тут еще лето минув­ шее подножку подставило: когда в порту собрался чуть ли не весь флот бассейна, в трюмах сельдь, сбыта нет, а стало быть, и нет денег. А лето - пора осо ­ бая. Мало того, что пришедшим из рейса надо зарплату выдать, еще и в отпуск многих отпра­ вить, а у моряков дома жены - дети в слезах, надо выезжать с Севера. А на что? И стали уволь­ няться моряки . И посыпались проклятия в адрес аппарата уп­ равления. А у того руки связаны ситуацией и сумасшедшими на­ логами. Например, в августе требовалось 4 миллиарда рублей на зарплату морякам, а их не было... А может, хватит о грустном в день рождения? Тем паче флот помирать не собирается, а стро­ ит новую экономику. Давайте лучше об этом. Увы, этих трудяг и многих их собратьев из других флотов уже съел рынок ... ИНЫМИ СЛОВАМИ, "С евры бхо ­ лодфлот" живет и довольно уверен ­ но смотрит в будущее . И "Северное сияние" сохранили, пусть и не в бы ­ лом качестве, и турбазу, и жилье строят, и ветеранам помогают, и го ­ роду . Обо всем этом "РМ " расска­ зывал не раз. Послезавтра у флота день р ож ­ денья, 30-летие. Те, кто на берегу, соберутся в просторной столовой своего офиса. И там дружной семьей поднимут бокалы за Новый год, за процветание "С еврыбхолод - флота". А тем, кто отдал ему 30 собственных лет, вручат памятные подарки, и на каждом - надпись: "С еврыбхолодфлоту" 30 лет". А Альберт Филиппович, навер­ ное, скажет то, что не раз говорил в интервью нашей газете: - Рыбная промышленность на Севере должна стабилизироваться. Думаю, уже 1995-й год станет го ­ дом ее стабилизации. Посмотрите, при всей неразберихе люди начина­ ют считать деньги, продумывать тактику. Уже не посылают скопом суда в те районы, где нечего ло­ вить. Уже ищут и находят пути для выпуска конкурентоспособной про ­ дукции, перестраивают структуру управления... А может, и совсем дру гое ска­ жет генеральный директор АО "Севрыбхолодфлот". Может, вспомнит, как в 60-е годы был стар­ помом у Станислава Сергеевича Ла­ зарева, изумительного человека, ка­ питана, чьим именем назван новый ТР ..И капитана Чурилова помянут с грустью . Да, эти имена на борту та­ ких судов, которых уже не получает флот. А жаль, так бы надо, чтобы бороздил моря "Капитан Болычев" или "Капитан Гаврилов"... И снова поднимут бокалы за зо ­ лотые сердца людей, столь предан ­ ных флоту, за добрые традиции и веру в будущее "Севрыбхолодфло - та". Инна БЕРЕЗЮК. ...А двадцать лет тому назад вышла в свет тонкая книжечка, название которой взято из четве­ ростишия на ее первой странице: Пусть над волной опять седой туман, д о в с тречи с д ом ом снова четверть года , - идут суда в далекий океан, идут суда скво зь з р ую непо году . Так вот, в книжке с названием "И д у т суда в далекий океан" рассказывалось, как создавался "С еврыбхолодфлот" и чего он достиг за 10 лет существования. Начальником флота тогда был Михаил Иванович Каргин. С его статьи и начиналась та книжка. Он отдает должное своему предшественнику на посту на­ чальника флота Г. М . Бородули­ ну. Ведь именно Георгию Михай­ ловичу предстояло тогда из со­ бранных со всех флотов судов создать новый, специализирован­ ный флот - рефрижераторный и приемотранспортный. И даже не в этом была наибольшая слож - Тысячи делают здесь ежедневно. чайкам кое-что перепадает из отходов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz