Рыбный Мурман. 1994 г. Декабрь.

[алёкое - близкое № 51 (4547) 23 - 29 декабря 1994 года ( Окончание . Начало в N° 49, 50.) счастью, полоса ликвидации не костилась Зимней -1-лЗолотицы (колхоза “Северный рыбак“) , удаленной от областного центра, но имеющей устойчивое финансовое положение. Процесс ше они оыли еще и крупными имея животноводческие фермы, а в южных районах стра­ ны занимались в больших объемах земледелием. В ре­ зультате систематически высказываемых с мест предложений о необходимости восстановления рыболовец­ кой колхозной системы 28 ноября 1960 года было принято постановление Совета Министров РСФСР “Об образова­ нии в рыбодобывающих районах РСФСР союзов рыболо­ вецких колхозов (рыбакколхозсоюзов) “. Вслед за ним последовало постановление Архангель­ ского Совнархоза от 12 января 1961 года об образовании областного рыбакколхозсоюза. Утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР №-1799 от 28 ноября 1960 года примерным ус­ тавом рыбакколхозсоюза предусматривалось, что новые формирования (рыбакколхозсоюзы) обязаны будут пол­ ностью выполнять производственные функции, без преж­ них моторно-рыболовных станций (MFC), должны иметь собственный флот, орудия лова, технику и кадры специ­ алистов, судоремонтную, снабженческую базу. Однако гфи ликвидации МРС имущество было передано рыбоза­ водам, рыбокомбинатам... И хотя на покупку флота были предоставлены ссуды и рассрочки, все же создание судоремонтной базы, базы снабжения, подготовка кад­ ров потребовали не только времени, дополнительных средств, но и преодоления сложившейся психологии колхозников, многие годы об­ служиваемых государствен­ ными предприятиями. Перед рыбакколхозсоюзом встал вопрос о выработке и реализации таких организа­ ционно-технических мер, ко­ торые бы сделали колхозное производство вообще, а зве­ робойный промысел в частно­ сти, высокодоходным, менее трудоемким, более скоротеч­ ным, чем судовой, а главное - с выходом продукции, поль­ зующейся повышенным спро­ сом и приносящей больше доходов. Известно, что на протяже­ нии всей своей истории зве­ робойный промысел поставлял сало-шелегу, ко­ жевенные шкуры и кормовое мясо весьма низкого качества из-за длительного хранения в неохлажденных трюмах су­ дов. Нередко мясо вообще выбрасывалось в море, осо­ бенно на кустарном промыс­ ле., _ Не в обиду будь сказано многим поколениям зверобоев (не по их вине была такая технология промысла), суда, вернувшиеся с промысла с трюмами, наполненными шкурами с салом, мясом и темно-красной эмульсией из крови и жира, частенько по требованию санитарного над­ зора ставились на рейд, так как^ распространяли сильней­ ший гнилостный запах. На рейде Северной Двины зверобойные суда ледокольного баржи, которые отбуксировывались на раоатывающий завод. Рыболовецкие колхозы не могли ориентироваться на аренду дорогостоящих ледоколов, ледокольных пароходов у Минморфлота, как это делалось десятки лет государст­ венной рыбной промышленностью. Требовалось безотла­ гательно разработать принципиально новую организацию зверобойного промысла. Между тем в шестидесятые годы в Архангельске поя­ вились первые вертолеты МИ-4, которые нередко летали и на побережье Белого моря, доставляя почту, пассажи­ ров, а иногда и срочные грузы. Наши поморы быстро по­ знакомились с экипажами. Кое-кто с нескрываемой завистью поговаривал: “Нам бы на зверобойку эту тех­ нику!". И вскоре такой случай представился. б 1963 году золотицкие зверобои вышли на лодках на кустарный промысел. Во главе, как всегда, были опыт­ нейшие промысловики Михаил Семенович Седунов, Ва­ силий Гаврилович Спиров, Степан Николаевич Таратин, Пето Иванович Пономарев и другие. Тюленей отстреляли очень быстро и надеялись на то, что к ним подойдет ледокол, промышляющий в составе судовой зверобойной экспедиции, возьмет на борт тюле­ ней, промснаряжение, всех промысловиков. Шли сутки, вторые, третьи, бригаду на дрейфующем льду быстро вы­ носило в горло моря, создалась угроза потери трофеев и опасность для людей, а ледокол все не подходил. Тогда из Зимней Золотицы поступил тревожный сигнал и просьба о помощи вертолетом. Мы сначала получили отказ из Архангельского авиа­ отряда. А затем командир эскадрильи, он же командир одного из вертолетов МИ-4, Владимир Иванович Балаба­ нов подсказал, что сам вылетит к зверобоям, но надо оформить заявку не на обслуживание промысла, а на спасательные работы по снятию со льда промысловиков, оказавшихся в бедственном положении. Экипаж вертолета (вторым пилотом был Генрих Се­ менович Новохатский, бортмехаником - Вячеслав Никан- дрович Петров, блестяще выполнил операцию по вывозу на подвеске в сетке со льда добытых тюленей, вывезли промснаряжение, лодки, а затем и всех зверобоев. Про­ мысел оказался на редкость удачным. Так в 1962 году впервые в истории беломорских зве­ робойных промыслов с участием 42 зверобоев на кустар­ ном промысле за 6 дней было добыто и доставлено на берег 4800 голов тюленей. С помощью всего одного вер­ толета. В рыбакколхозсоюзе всесторонне изучали возможности использования вертолетной техники на зверобойном про­ мысле, но со стороны работников авиации, компетентных в вопросах использования авиации, неизменно получали разъяснения, что, по действующим инструкциям, полеты вертолетов над дрейфующими льдами с грузом на подве­ ске исключены. Не находила эта идея поддержки и в уп­ равлении “Севрыба“ (г. Мурманск), которому был подчи­ нен рыбакколхозсоюз. Но и рыбаки-зверобои не отставали. Обратились к авиа­ отряду с просьбой о выделении в 1963 году двух вертолетов МИ-4' для обслуживания зверобоев. Поморов поддержали из обкома КПСС Н. П. " В. И. Балабанов. Ни о каких удобствах не могло быть и речи, но никто не роптал, все оыли увлечены новым, необычным делом. Не обошлось и без скептиков, которые предсказывали провал и экономическую несостоятельность нового мероп­ риятия. Настал день доставки промысловиков на лед. Погруже­ ны брезентовые палатки с деревянными каркасами, до­ сками для пола, запасы продовольствия и пресной воды, дров, радиостанции. Десант в 90 человек в один день на четырех вертолетах МИ-4 был выброшен на льды. Первая в истории зверобойного промысла экспедиция с пременением вертолетов МИ-4 приступила к работе. Белька, забитого баграми (оружие было запрещено) в сетках-подвесках начали доставлять на берег. На необыч­ ное зрелище приходили посмотреть и стар и мал. Старые зверобои с нескрываемой завистью восхищались новой техникой и облегчением промысла, вспоминая годы моло­ дости, годы изнурительного, опасного труда своих товари­ щей, погибших в неравной борьбе с силами природы. На новом вертолетном промысле появились свои кол­ хозные радисты, мастера обработки тюленей. В бригаде Петра Ивановича Пономарева из колхоза “Северный ры­ бак радистом в первой вертолетной экспедиции был Петр Дмитриевич Седунов, который прекрасно держал связь со штабом экспедиции. Он одним из первых изучил технологию обработки меховых шкур детенышей тюленей, был назначен колхозом начальником и главным техноло­ гом вновь построенного механизированного цеха по обра­ ботке меховых шкур тюленей, обеспечивал высокое качество полуфабриката, сдаваемого Казанскому мехово­ му объединению. В 1970 году Петра Дмитриевича не стало, жестокая смерть вырвала его из на­ ших рядов, не пощадив этого замечательного человека, прекрасного товарища. 1969 году в Архангель­ ском авиапредприятии поя­ вились новые, более мощные, с двумя турбодви­ гателями, по 1750 лошади­ ных сил каждый, вертолеты МИ-8. Они, в отличие от МИ-4 с одним поршневым двигателем, официально получили право работать с внешней подвеской над во­ дой и мелкобитым льдом, перевозить за рейс по 2 тон­ ны зверя. Скорость без под­ вески 180 км/час, а с подвеской - 150, вполне от­ вечает требованиям промыс­ ла. С появлением новой ави­ ационной техники отпала необходимость размещения зверобоев в палатках на дрейфующих ладах. Теперь бригады зверобоев утром вылетали на лед, имея на каждого сухой паек, термос или флягу с чаем, кофе. После окончания рабочего дня возвращались на берег, где подготовлено благоуст­ роенное общежитие. С каж­ дой бригадой вылетает на лед радист с радиостанцией и радиобуем, обеспечивая связь и наводку вертолетов. Использование вертоле­ тов МИ-8 значительно об­ легчило труд зверобоев, ускорило процесс поиска, промысла и доставки на ба­ зу забитого зверя, резко по­ высило безопасность работ. Устанавливаемые квоты по забою тюленей зверобойной вертолетной экспедицией успешно выполняются. В результате интенсивной добычи тюленя в годы войны и первый послевоенный период запасы тюленей оказались в весьма напряженном состоянии. По двустороннему со­ глашению с Норвегией было решено прекратить промысел взрослых тюленей (кроме как для научных целей по 1- 1,5 тыс. голов в год) и устанавливать ежегодно строгий лимит на добычу детенышей тюленей. Такая мера была предпринята уже в 1964 году, когда рыболовецким колхо­ зам было разрешено добывать 20 тысяч голов белька, а рыбной промышленности области - 30 тысяч. Развитие вертолетного промысла за 12 лет с начала его зарождения характеризуется следующими данными: го. Кудрявцев и представитель эскадрильи Вопрос был решен, но на тех же условиях, как и в 1962 ней на этот раз вышло /э звере Ручьев, Мегры, Патракеевки, К ГУЧ обе! промысел тюле- Золотицы, изучения на месте уи. Для становки, координации действий бригад, выяснения сла­ бых и положительных сторон принципиально новой органи­ зации промысла рыбакколхозсоюзом был командтован на место заместитель председателя правления Н. А. Нефедов. Эксперимент прошел наилучшим образом. За 5 промыс­ ловых дней было добыто 7 тысяч голов тюленей, покрыты все расходы по аренде двух вертолетов МИ-4 и получено чистой прибыли 10 тысяч рублей. Прекрасно заработали и сами зверобои. Вся продукция без потерь, промснаряжение были достав­ лены с помощью вертолетов на базу. Здоровыми, невреди­ мыми вернулись и рыбаки, выполнив за 5 дней работу, которую прежде, при огромных затратах труда и ежедневно подстерегающих опасностях, они не выполнили бы и за 20 дней. Подведя итоги двухлетних экспериментов по внедрению на зверобойном промысле вертолетов, мы пытались зару­ читься согласием местного авиационного руководства и главка “Севрыба“ на использование вертолетов МИ-4 в широких промышленных масштабах, но такого согласия типа опять не получили. Тоща председатель рыбакколхозсоюза обратился к на­ чальнику главка “Севрыба“ А. И. Филиппову и секретарю Архангельского обкома КПСС К. А. Новикову с докладной запиской (записка хранится в архиве рыбакколхозсоюза). Копия этой записки была направлена и начальнику ар­ хангельской авиагруппы В. Т. Киселеву. Наконец, в рыбакколхозсоюзе состоялось совещание с участием работников авиации, Архангельского управления ^6^ojf промышленности, главка “Севрыба“ и обкома Авиагруппу представляли командир 2-го объединенного авиаотряда Виктор Дормидонтович Горячкин, начальник от­ дела применения авиации в народном хозяйстве Николай Сергеевич Антрушин, зам. начальника управления рыбной промышленности Петр Николаевич Копытов. Представители авиации поддержали идею внедрения вертолетов на зверобойном промысле и подписали протокол. Категорически против были представители “Севрыбы“ и управления рыбной промышленности. Заявил свое несогла­ сие с принятым решением начальник авиагруппы В. Т. Ки­ селев, но после разговора с руководством рыбакколхозсоюза снял свои возражения, сославшись на то, что окончательное решение за Министерством гражданской авиации. В конце концов и начальник “Севрыбы“ А. П. Филиппов заявил, что он согласен, но при условии, если экспедицию возгла­ вит лично председатель рыбакколхозсоюза Ф. А. Понома­ рев, пусть сам и отвечает за могущие быть неприятности вплоть до гибели людей и техники. Так в 1964 и 1965 годах состоялись первые две верто­ летные зверобойные экспедиции на Белом море и впервые в практике зверобойного промысла в стране их возглавил председатель рыбакколхозсоюза. Казалось бы, главные вопросы коренной перестройки зверобойного промысла на Белом море уже решены. Однако это было только начало. Прежде всего надо было решить вопрос о береговой базе. Использовать зверобойную базу в Ручьях, много лет служившую судовому промыслу, оказа­ лось уже нецелесообразным. Ведь суда заходили в Белое море, идя из порта Мурманск, и пробивались сквозь льды к залежкам зверя на юг моря. Вертолеты же могли сразу вы­ летать на самые южные залежки и промышлять зверя по мере выноса его на льдах на север, выбирая наименьшие расстояния между базой и залежками. С учетом этих ус­ ловий и было решено организовать базу первой вертолетной зверобойной экспедиции в Нижней Золотице. В Зимнюю Золотицу срочно было завезено горючее для вертолетов, подобрано, отремонтировано помещение (ста­ рый крестьянский дом) для столовой, в которой размеща­ лась и радиостанция для связи с вертолетами. Здесь же проходили и разборы-совещания с экипажами. Весь состав зверобоев, 90 человек, до выхода на дрей­ фующие льды разместили на квартирах колхозников. И еще до 40 человек летно-подъемного, обслуживающего пер­ сонала. Годы К-во зверобоев и обеловщи- ков К-во Дней про­ мысла Добыто голов зверя В том числе: верто МИ-4 петов МИ-8 белька круп­ ного живой хохлуши 1962 42 1 _ 6 4800 1963 75 2 - 5 7000 - - • 1964 110 4 - 18 19345 17995 1350 1965 70 4 - 11 20060 20060 - • 1966 85 6 - 12 20000 20000 - 1967 89 8 - 13 20000 20000 - • 1968 114 7 - 9 20012 20012 - 1969 130 3 3 7 22089 21572 517 1970 136 - 4 6 23401 22906 495 1971 156 - 5 7 27130 26605 500 25 1972 181 - 5 5 31319 28807 501 2011 1973 142 5 5 29495 23800 500 5195 Добившись разрешения на применение вертолетов МИ- 4 на зверобойном промысле, руководство рыбакколхозсою­ за и работники авиации Н. С. Антрушин, В. Д. Горячкин, Е. Д. Гульчин, В. И. Балабанов взяли на себя большую ответственность за благополучный исход операции. Скеп­ тики и открытые противники коренных промысловых пре­ образований готовы были использовать любую “накладку “, чтобы загубить в зародыше новое, прогрес­ сивное начинание. Наконец, промысловиками Зимней Золотицы, специа­ листами и руководителями колхоза “Северный рыбак“ под руководством авторов изобретения в 1971 году было поло­ жено начало создания и освоения первой в мире береговой фермы по доращиванию детенышей тюленей. Но об этом стоит рассказать особо. Федор ПОНОМАРЕВ, ветеран рыбной промышленности Севера. г. Архангельск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz