Рыбный Мурман. 1994 г. Декабрь.
[алёкое - близкое № 51 (4547) 23 - 29 декабря 1994 года ( Окончание . Начало в N° 49, 50.) счастью, полоса ликвидации не костилась Зимней -1-лЗолотицы (колхоза “Северный рыбак“) , удаленной от областного центра, но имеющей устойчивое финансовое положение. Процесс ше они оыли еще и крупными имея животноводческие фермы, а в южных районах стра ны занимались в больших объемах земледелием. В ре зультате систематически высказываемых с мест предложений о необходимости восстановления рыболовец кой колхозной системы 28 ноября 1960 года было принято постановление Совета Министров РСФСР “Об образова нии в рыбодобывающих районах РСФСР союзов рыболо вецких колхозов (рыбакколхозсоюзов) “. Вслед за ним последовало постановление Архангель ского Совнархоза от 12 января 1961 года об образовании областного рыбакколхозсоюза. Утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР №-1799 от 28 ноября 1960 года примерным ус тавом рыбакколхозсоюза предусматривалось, что новые формирования (рыбакколхозсоюзы) обязаны будут пол ностью выполнять производственные функции, без преж них моторно-рыболовных станций (MFC), должны иметь собственный флот, орудия лова, технику и кадры специ алистов, судоремонтную, снабженческую базу. Однако гфи ликвидации МРС имущество было передано рыбоза водам, рыбокомбинатам... И хотя на покупку флота были предоставлены ссуды и рассрочки, все же создание судоремонтной базы, базы снабжения, подготовка кад ров потребовали не только времени, дополнительных средств, но и преодоления сложившейся психологии колхозников, многие годы об служиваемых государствен ными предприятиями. Перед рыбакколхозсоюзом встал вопрос о выработке и реализации таких организа ционно-технических мер, ко торые бы сделали колхозное производство вообще, а зве робойный промысел в частно сти, высокодоходным, менее трудоемким, более скоротеч ным, чем судовой, а главное - с выходом продукции, поль зующейся повышенным спро сом и приносящей больше доходов. Известно, что на протяже нии всей своей истории зве робойный промысел поставлял сало-шелегу, ко жевенные шкуры и кормовое мясо весьма низкого качества из-за длительного хранения в неохлажденных трюмах су дов. Нередко мясо вообще выбрасывалось в море, осо бенно на кустарном промыс ле., _ Не в обиду будь сказано многим поколениям зверобоев (не по их вине была такая технология промысла), суда, вернувшиеся с промысла с трюмами, наполненными шкурами с салом, мясом и темно-красной эмульсией из крови и жира, частенько по требованию санитарного над зора ставились на рейд, так как^ распространяли сильней ший гнилостный запах. На рейде Северной Двины зверобойные суда ледокольного баржи, которые отбуксировывались на раоатывающий завод. Рыболовецкие колхозы не могли ориентироваться на аренду дорогостоящих ледоколов, ледокольных пароходов у Минморфлота, как это делалось десятки лет государст венной рыбной промышленностью. Требовалось безотла гательно разработать принципиально новую организацию зверобойного промысла. Между тем в шестидесятые годы в Архангельске поя вились первые вертолеты МИ-4, которые нередко летали и на побережье Белого моря, доставляя почту, пассажи ров, а иногда и срочные грузы. Наши поморы быстро по знакомились с экипажами. Кое-кто с нескрываемой завистью поговаривал: “Нам бы на зверобойку эту тех нику!". И вскоре такой случай представился. б 1963 году золотицкие зверобои вышли на лодках на кустарный промысел. Во главе, как всегда, были опыт нейшие промысловики Михаил Семенович Седунов, Ва силий Гаврилович Спиров, Степан Николаевич Таратин, Пето Иванович Пономарев и другие. Тюленей отстреляли очень быстро и надеялись на то, что к ним подойдет ледокол, промышляющий в составе судовой зверобойной экспедиции, возьмет на борт тюле ней, промснаряжение, всех промысловиков. Шли сутки, вторые, третьи, бригаду на дрейфующем льду быстро вы носило в горло моря, создалась угроза потери трофеев и опасность для людей, а ледокол все не подходил. Тогда из Зимней Золотицы поступил тревожный сигнал и просьба о помощи вертолетом. Мы сначала получили отказ из Архангельского авиа отряда. А затем командир эскадрильи, он же командир одного из вертолетов МИ-4, Владимир Иванович Балаба нов подсказал, что сам вылетит к зверобоям, но надо оформить заявку не на обслуживание промысла, а на спасательные работы по снятию со льда промысловиков, оказавшихся в бедственном положении. Экипаж вертолета (вторым пилотом был Генрих Се менович Новохатский, бортмехаником - Вячеслав Никан- дрович Петров, блестяще выполнил операцию по вывозу на подвеске в сетке со льда добытых тюленей, вывезли промснаряжение, лодки, а затем и всех зверобоев. Про мысел оказался на редкость удачным. Так в 1962 году впервые в истории беломорских зве робойных промыслов с участием 42 зверобоев на кустар ном промысле за 6 дней было добыто и доставлено на берег 4800 голов тюленей. С помощью всего одного вер толета. В рыбакколхозсоюзе всесторонне изучали возможности использования вертолетной техники на зверобойном про мысле, но со стороны работников авиации, компетентных в вопросах использования авиации, неизменно получали разъяснения, что, по действующим инструкциям, полеты вертолетов над дрейфующими льдами с грузом на подве ске исключены. Не находила эта идея поддержки и в уп равлении “Севрыба“ (г. Мурманск), которому был подчи нен рыбакколхозсоюз. Но и рыбаки-зверобои не отставали. Обратились к авиа отряду с просьбой о выделении в 1963 году двух вертолетов МИ-4' для обслуживания зверобоев. Поморов поддержали из обкома КПСС Н. П. " В. И. Балабанов. Ни о каких удобствах не могло быть и речи, но никто не роптал, все оыли увлечены новым, необычным делом. Не обошлось и без скептиков, которые предсказывали провал и экономическую несостоятельность нового мероп риятия. Настал день доставки промысловиков на лед. Погруже ны брезентовые палатки с деревянными каркасами, до сками для пола, запасы продовольствия и пресной воды, дров, радиостанции. Десант в 90 человек в один день на четырех вертолетах МИ-4 был выброшен на льды. Первая в истории зверобойного промысла экспедиция с пременением вертолетов МИ-4 приступила к работе. Белька, забитого баграми (оружие было запрещено) в сетках-подвесках начали доставлять на берег. На необыч ное зрелище приходили посмотреть и стар и мал. Старые зверобои с нескрываемой завистью восхищались новой техникой и облегчением промысла, вспоминая годы моло дости, годы изнурительного, опасного труда своих товари щей, погибших в неравной борьбе с силами природы. На новом вертолетном промысле появились свои кол хозные радисты, мастера обработки тюленей. В бригаде Петра Ивановича Пономарева из колхоза “Северный ры бак радистом в первой вертолетной экспедиции был Петр Дмитриевич Седунов, который прекрасно держал связь со штабом экспедиции. Он одним из первых изучил технологию обработки меховых шкур детенышей тюленей, был назначен колхозом начальником и главным техноло гом вновь построенного механизированного цеха по обра ботке меховых шкур тюленей, обеспечивал высокое качество полуфабриката, сдаваемого Казанскому мехово му объединению. В 1970 году Петра Дмитриевича не стало, жестокая смерть вырвала его из на ших рядов, не пощадив этого замечательного человека, прекрасного товарища. 1969 году в Архангель ском авиапредприятии поя вились новые, более мощные, с двумя турбодви гателями, по 1750 лошади ных сил каждый, вертолеты МИ-8. Они, в отличие от МИ-4 с одним поршневым двигателем, официально получили право работать с внешней подвеской над во дой и мелкобитым льдом, перевозить за рейс по 2 тон ны зверя. Скорость без под вески 180 км/час, а с подвеской - 150, вполне от вечает требованиям промыс ла. С появлением новой ави ационной техники отпала необходимость размещения зверобоев в палатках на дрейфующих ладах. Теперь бригады зверобоев утром вылетали на лед, имея на каждого сухой паек, термос или флягу с чаем, кофе. После окончания рабочего дня возвращались на берег, где подготовлено благоуст роенное общежитие. С каж дой бригадой вылетает на лед радист с радиостанцией и радиобуем, обеспечивая связь и наводку вертолетов. Использование вертоле тов МИ-8 значительно об легчило труд зверобоев, ускорило процесс поиска, промысла и доставки на ба зу забитого зверя, резко по высило безопасность работ. Устанавливаемые квоты по забою тюленей зверобойной вертолетной экспедицией успешно выполняются. В результате интенсивной добычи тюленя в годы войны и первый послевоенный период запасы тюленей оказались в весьма напряженном состоянии. По двустороннему со глашению с Норвегией было решено прекратить промысел взрослых тюленей (кроме как для научных целей по 1- 1,5 тыс. голов в год) и устанавливать ежегодно строгий лимит на добычу детенышей тюленей. Такая мера была предпринята уже в 1964 году, когда рыболовецким колхо зам было разрешено добывать 20 тысяч голов белька, а рыбной промышленности области - 30 тысяч. Развитие вертолетного промысла за 12 лет с начала его зарождения характеризуется следующими данными: го. Кудрявцев и представитель эскадрильи Вопрос был решен, но на тех же условиях, как и в 1962 ней на этот раз вышло /э звере Ручьев, Мегры, Патракеевки, К ГУЧ обе! промысел тюле- Золотицы, изучения на месте уи. Для становки, координации действий бригад, выяснения сла бых и положительных сторон принципиально новой органи зации промысла рыбакколхозсоюзом был командтован на место заместитель председателя правления Н. А. Нефедов. Эксперимент прошел наилучшим образом. За 5 промыс ловых дней было добыто 7 тысяч голов тюленей, покрыты все расходы по аренде двух вертолетов МИ-4 и получено чистой прибыли 10 тысяч рублей. Прекрасно заработали и сами зверобои. Вся продукция без потерь, промснаряжение были достав лены с помощью вертолетов на базу. Здоровыми, невреди мыми вернулись и рыбаки, выполнив за 5 дней работу, которую прежде, при огромных затратах труда и ежедневно подстерегающих опасностях, они не выполнили бы и за 20 дней. Подведя итоги двухлетних экспериментов по внедрению на зверобойном промысле вертолетов, мы пытались зару читься согласием местного авиационного руководства и главка “Севрыба“ на использование вертолетов МИ-4 в широких промышленных масштабах, но такого согласия типа опять не получили. Тоща председатель рыбакколхозсоюза обратился к на чальнику главка “Севрыба“ А. И. Филиппову и секретарю Архангельского обкома КПСС К. А. Новикову с докладной запиской (записка хранится в архиве рыбакколхозсоюза). Копия этой записки была направлена и начальнику ар хангельской авиагруппы В. Т. Киселеву. Наконец, в рыбакколхозсоюзе состоялось совещание с участием работников авиации, Архангельского управления ^6^ojf промышленности, главка “Севрыба“ и обкома Авиагруппу представляли командир 2-го объединенного авиаотряда Виктор Дормидонтович Горячкин, начальник от дела применения авиации в народном хозяйстве Николай Сергеевич Антрушин, зам. начальника управления рыбной промышленности Петр Николаевич Копытов. Представители авиации поддержали идею внедрения вертолетов на зверобойном промысле и подписали протокол. Категорически против были представители “Севрыбы“ и управления рыбной промышленности. Заявил свое несогла сие с принятым решением начальник авиагруппы В. Т. Ки селев, но после разговора с руководством рыбакколхозсоюза снял свои возражения, сославшись на то, что окончательное решение за Министерством гражданской авиации. В конце концов и начальник “Севрыбы“ А. П. Филиппов заявил, что он согласен, но при условии, если экспедицию возгла вит лично председатель рыбакколхозсоюза Ф. А. Понома рев, пусть сам и отвечает за могущие быть неприятности вплоть до гибели людей и техники. Так в 1964 и 1965 годах состоялись первые две верто летные зверобойные экспедиции на Белом море и впервые в практике зверобойного промысла в стране их возглавил председатель рыбакколхозсоюза. Казалось бы, главные вопросы коренной перестройки зверобойного промысла на Белом море уже решены. Однако это было только начало. Прежде всего надо было решить вопрос о береговой базе. Использовать зверобойную базу в Ручьях, много лет служившую судовому промыслу, оказа лось уже нецелесообразным. Ведь суда заходили в Белое море, идя из порта Мурманск, и пробивались сквозь льды к залежкам зверя на юг моря. Вертолеты же могли сразу вы летать на самые южные залежки и промышлять зверя по мере выноса его на льдах на север, выбирая наименьшие расстояния между базой и залежками. С учетом этих ус ловий и было решено организовать базу первой вертолетной зверобойной экспедиции в Нижней Золотице. В Зимнюю Золотицу срочно было завезено горючее для вертолетов, подобрано, отремонтировано помещение (ста рый крестьянский дом) для столовой, в которой размеща лась и радиостанция для связи с вертолетами. Здесь же проходили и разборы-совещания с экипажами. Весь состав зверобоев, 90 человек, до выхода на дрей фующие льды разместили на квартирах колхозников. И еще до 40 человек летно-подъемного, обслуживающего пер сонала. Годы К-во зверобоев и обеловщи- ков К-во Дней про мысла Добыто голов зверя В том числе: верто МИ-4 петов МИ-8 белька круп ного живой хохлуши 1962 42 1 _ 6 4800 1963 75 2 - 5 7000 - - • 1964 110 4 - 18 19345 17995 1350 1965 70 4 - 11 20060 20060 - • 1966 85 6 - 12 20000 20000 - 1967 89 8 - 13 20000 20000 - • 1968 114 7 - 9 20012 20012 - 1969 130 3 3 7 22089 21572 517 1970 136 - 4 6 23401 22906 495 1971 156 - 5 7 27130 26605 500 25 1972 181 - 5 5 31319 28807 501 2011 1973 142 5 5 29495 23800 500 5195 Добившись разрешения на применение вертолетов МИ- 4 на зверобойном промысле, руководство рыбакколхозсою за и работники авиации Н. С. Антрушин, В. Д. Горячкин, Е. Д. Гульчин, В. И. Балабанов взяли на себя большую ответственность за благополучный исход операции. Скеп тики и открытые противники коренных промысловых пре образований готовы были использовать любую “накладку “, чтобы загубить в зародыше новое, прогрес сивное начинание. Наконец, промысловиками Зимней Золотицы, специа листами и руководителями колхоза “Северный рыбак“ под руководством авторов изобретения в 1971 году было поло жено начало создания и освоения первой в мире береговой фермы по доращиванию детенышей тюленей. Но об этом стоит рассказать особо. Федор ПОНОМАРЕВ, ветеран рыбной промышленности Севера. г. Архангельск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz