Рыбный Мурман. 1994 г. Декабрь.
К 50-летию Великой Победы № 51 (4547) 23 - 29 декабря 1994 года В мае 1966 года в Мурманск пришло письмо из Саратовской области от рабочего “Сельхоз техники “ Владимира Александровича Дремина. Он писал, что в годы войны плавал на рыболовном траулере, судно потопила немецкая подводная лодка, и он, вероятно, единственный остав шийся в живых из экипажа. Хотелось бы как-то, писал Владимир Алексан дрович, увековечить память погибших рыбаков. Фамилию капитана и назва ние траулера Дремин не помнил. Со общил только, что судно было дизельным и работали на нем братья Верещагины. Это письмо не осталось без вни мания. Мурманский журналист В. Сексте начал поиск и выяснил, что из существовавших тогда дизельных траулеров только РТ-52 “Сом“ за служивает внимания. 24 декабря 1944 года он ушел в море на промы сел и не вернулся, считался пропав шим без вести. Капитаном на нем ходил известный на Мурмане рыбак Константин Прокопьевич Хохлин. Нашлась судовая роль, в которой значились Дремин, помощник трал мейстера, и братья Верещагины - Михаил Федорович и Лука Федоро вич, а всего 35 фамилий рыбаков. Спустя двадцать два года после их гибели мурманчане и архангелого родцы узнали судьбу своих родных. Как погиб траулер, как удалось спа стись Дремину, об этом он написал подробное письмо. “...Судовые часы были у меня пе ред глазами. Я хорошо запомнил, что на часах было 20 часов 20 ми нут, когда послышался короткий гу док. Мы все вскочили со своих мест, а в последующую минуту страшный взрыв потряс судно. Свет погас. Вок руг - треск и гул. Я ударился о стенку, упал. Кто-то свалился на меня. Смутно помню, как в суматохе выбрался на палубу. Корма судна стала подниматься вверх, и одновре менно корабль начал валиться на правый борт. Половина передней, мачты зависла над задней. Капитан ского мостика и радиорубки не было. Примерно в двух метрах впереди се бя я увидел развороченный взрывом борт. Мелькнула мысль о шлюпке, но от шлюпки остались одни облом ки. Всех выбегавших на палубу мо ряков окатывали волны, которые обрушились на тонущее судно. На людей сыпались обломки. Так, ока завшийся впереди меня моряк был убит обломком, ударившим его в спину между лопаток. Не помню, как я оказался за бор том. Холодная вода привела меня в сознание. Когда я откашлялся от по павшей в легкие воды и сообразил, где я нахожусь, судно еще держа лось на воде. Корма была круто за драна вверх. Я вспомнил, что при катастрофе надо подальше отплыть от корабля, чтобы не затянуло в во ронку, которая образуется при его погружении. Собрав все силы, от плыл в сторону. Плыть очень меша ли сапоги. С большим трудом стащил один сапог. На другой не хватило сил. В это время увидел плававший на воде спасательный круг. Уцепившись за него, вновь ог лянулся на корабль и увидел, как он затонул. Наступила тишина, какой я ни раньше, ни позже никогда не ощу щал. Кругом ни души. Чувствовался запах солярки, которая разлилась по воде. Холод пронизывал тело до кос тей. Не знаю, сколько времени я продержался на воде, когда рядом с собой увидел всплывшую подводную лодку. Несколько человек стояло на ее борту. Они втащили меня на борт, быстро обыскали. Двое, взяв сзади за руки, спустили меня в лод ку. Когда я немного обогрелся, не мцы приступили к допросу. Но по-русски никто из них не говорил, а допрос по словарю оказался слиш ком хлопотным делом. Я назвался рыбаком, а не солдатом “. Дрехмина привезли в Норвегию* де ржали три дня в холодном бараке, до прашивали. Но ничего не добились. Впрочем, девятнадцатилетний рыбак ничего и не знал. Затем отправили в Германию. Работал в лагере под Бреме ном на лесозаготовках, пилил и возил дрова. Кормили баландой из брюквы. В апреле 1945 года пленных освободили англичане. После войны стал жить в Са- 1. ХОХЛИН Константин Прокопье вич - 1914, капитан; 2. ВЕРЕЩАГИН Михаил Федорович - 1905, старший штурман; 3. НЕГОДЯЕВ Андрей Петрович - 1913, командир БЧ-2; 4. ПОПОВ Сергей Павлинович - 1908, 2-й штурман; 5. СОМКИН Михаил Михайлович - 1912, 3-й штурман; - 1916, матрос; 22. ШОСТИН Николай Григорье вич - 1913, матрос; 23. МАКСИМОВ Сергей Василь евич - 1912, матрос; 24. АЖИГАЛИЕВ Дюсангали - 1915, матрос; 25. БАРАНОВА Лидия Павловна - 1925, повар; 26. АНИКИЕВА Мария Селивер- стовна - 1927, юнга; 27. АГАФОНОВ Федот Федото вич - 1911, матрос; 28. СПИЦА Гавриил Яковлевич - 1909, матрос; 29. НИВИН Яков Терентьевич - 1910, боцман; 30. КУРМЫШЕВ Илья Василье вич - 1921, моторист; 31. БАКИНА Зоя Дмитриевна - 1922, помощник повара; 32. ВАСИЛЬЕВ Алексей Ники тич - 1899, матрос; 33. МУРАВЬЕВ Алексей Ивано вич - 1913, матрос; 34. ГРИГОРЬЕВА Нина Про копьевна - 1917, повар. Список уменьшился на одного че ловека - чудом оставшегося в живых Дремина. И последнее. Дремин пишет, что судно вышло из Мурманского порта в ночь с 24 на 25 декабря 1944 года. Дату торпедирования он не называет, но из письма явствует, что трагедия произошла вечером 25 числа, когда уже находились в открытом море. Од- Удача: сре- ди архивных снимков об наружили этот (увы, не очень качест венный) экипажа тра улера “Сом“ сороковых го дов. Правда, здесь только треть моря ков этого судна, но, возможно, кто-то из чи тателей назо вет их? ратовской области. У Дремина - сын и дочь. Сегодня, вероятно, уже взрослые внуки. Тогда же, в середине шестидесятых годов, В. Сексте опубликовал список погибших рыбаков согласно судовой ро ли. Некоторые фамилии и имена ока зались искаженными, о чем сообщили родственники погибших. Мало того, в один из дней в редакцию пришла ра ботница одной из мурманских столовых Татьяна Емельяновна Демченко, кото рая под № 35 заключала этот трагиче ский перечень. Она рассказала, что перед самым отходом потеряла пас порт, вместо нее послали другую жен щину, с другого траулера. Женщина была беременной и собиралась после рейса уходить в декретный отпуск. Вы яснилось, что это была Нина Прокопь евна Григорьева, назначенная на РТ-52 поваром 24 декабря 1944 года, то есть в день отхода траулера. К со жалению, в публикуемой мурманской “Книге Памяти “ судьба рыбаков трау лера “Сом“ отражена не совсем полно и правильно. Назовем поименно членов экипажа РТ-52 с уточнениями и допол нениями, тем более что после первой публикации прошло почти тридцать лет. 6. РЕПНЯКОВ Александр Иванович - 1900, радист; 7. ВАСЬКИН Петр Григорьевич - 1914, старший механик; 8. БУТАКОВ Иван Степанович - 1906, 2-й механик; 9. КОЛОГРИЕВ Михаил Прокопье вич - 1915, матрос; 10. МАРКЕЛОВ Александр Петро вич - 1906, старший матрос; 11. ЛУКОШКОВ Николай Матвее вич - 1907, моторист; 12. БАЧАЛДИН Михаил Иванович - 1909, тралмейстер; 13. ВЕРЕЩАГИН Лука Федорович - 1915, помощник тралмейстера; 14. СЕЛИВАНОВ Илья Иванович - 1903, рыбмастер; 15. БУРКОВ Павел Петрович - 1897, засольщик; 16. СТУПНИКОВ Николай Матвее вич - 1914, засольщик; 17. АНДРЕЕВ Федот Андреевич - 1905, матрос; 18. КУВАРГИН Алексей Алексеевич - 1925, матрос; 19. ПЕРЕВЕРЗЕВ Иван Александро вич - 1925, матрос; 20. ДМИТРИЕВ Тихон Фиофеевич (или Феоктистович) - 1915, матрос; 21. МЕДВЕДЕВ Илья Ильич нако, судя по немецким источникам, в период с 20 по 29 декабря у Мурман ского побережья противник не пото пил ни одного судна. В германском справочнике “Подводные успехи стран оси“ в разделе “Северный Ле довитый океан “ за 20 декабря такая информация: “Подводной лодкой V- 956 (Моке) в квадрате АС-8973 тор педой Т-3 потоплен вспомогательный противолодочный корабль (трау лер) “. Названный квадрат соответст вует району Рында - Харловка. Возможно, речь идет о рыболовном траулере “Сом“. А неверно опубли кованная в справочнике дата, вероят но, издательская опечатка. Эта версия требует проверки. Следующая результативная атака - 29 декабря. В этот день у мыса Святой Нос подвод ная лодка потопила тральщик Т-37 - бывший рыболовный траулер РТ-45 “Двина “. Как бы то ни было, 25 декабря 1944 года моряки траулера “Сом“ достойно встретили смерть, их име на и эта дата останутся в истории Кольского края и в памяти мурман чан. Владимир СОРОКАЖЕРДЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz