Рыбный Мурман. 1994 г. Декабрь.

К 50-летию Великой Победы № 51 (4547) 23 - 29 декабря 1994 года В мае 1966 года в Мурманск пришло письмо из Саратовской области от рабочего “Сельхоз­ техники “ Владимира Александровича Дремина. Он писал, что в годы войны плавал на рыболовном траулере, судно потопила немецкая подводная лодка, и он, вероятно, единственный остав­ шийся в живых из экипажа. Хотелось бы как-то, писал Владимир Алексан­ дрович, увековечить память погибших рыбаков. Фамилию капитана и назва­ ние траулера Дремин не помнил. Со­ общил только, что судно было дизельным и работали на нем братья Верещагины. Это письмо не осталось без вни­ мания. Мурманский журналист В. Сексте начал поиск и выяснил, что из существовавших тогда дизельных траулеров только РТ-52 “Сом“ за­ служивает внимания. 24 декабря 1944 года он ушел в море на промы­ сел и не вернулся, считался пропав­ шим без вести. Капитаном на нем ходил известный на Мурмане рыбак Константин Прокопьевич Хохлин. Нашлась судовая роль, в которой значились Дремин, помощник трал­ мейстера, и братья Верещагины - Михаил Федорович и Лука Федоро­ вич, а всего 35 фамилий рыбаков. Спустя двадцать два года после их гибели мурманчане и архангелого­ родцы узнали судьбу своих родных. Как погиб траулер, как удалось спа­ стись Дремину, об этом он написал подробное письмо. “...Судовые часы были у меня пе­ ред глазами. Я хорошо запомнил, что на часах было 20 часов 20 ми­ нут, когда послышался короткий гу­ док. Мы все вскочили со своих мест, а в последующую минуту страшный взрыв потряс судно. Свет погас. Вок­ руг - треск и гул. Я ударился о стенку, упал. Кто-то свалился на меня. Смутно помню, как в суматохе выбрался на палубу. Корма судна стала подниматься вверх, и одновре­ менно корабль начал валиться на правый борт. Половина передней, мачты зависла над задней. Капитан­ ского мостика и радиорубки не было. Примерно в двух метрах впереди се­ бя я увидел развороченный взрывом борт. Мелькнула мысль о шлюпке, но от шлюпки остались одни облом­ ки. Всех выбегавших на палубу мо­ ряков окатывали волны, которые обрушились на тонущее судно. На людей сыпались обломки. Так, ока­ завшийся впереди меня моряк был убит обломком, ударившим его в спину между лопаток. Не помню, как я оказался за бор­ том. Холодная вода привела меня в сознание. Когда я откашлялся от по­ павшей в легкие воды и сообразил, где я нахожусь, судно еще держа­ лось на воде. Корма была круто за­ драна вверх. Я вспомнил, что при катастрофе надо подальше отплыть от корабля, чтобы не затянуло в во­ ронку, которая образуется при его погружении. Собрав все силы, от­ плыл в сторону. Плыть очень меша­ ли сапоги. С большим трудом стащил один сапог. На другой не хватило сил. В это время увидел плававший на воде спасательный круг. Уцепившись за него, вновь ог­ лянулся на корабль и увидел, как он затонул. Наступила тишина, какой я ни раньше, ни позже никогда не ощу­ щал. Кругом ни души. Чувствовался запах солярки, которая разлилась по воде. Холод пронизывал тело до кос­ тей. Не знаю, сколько времени я продержался на воде, когда рядом с собой увидел всплывшую подводную лодку. Несколько человек стояло на ее борту. Они втащили меня на борт, быстро обыскали. Двое, взяв сзади за руки, спустили меня в лод­ ку. Когда я немного обогрелся, не­ мцы приступили к допросу. Но по-русски никто из них не говорил, а допрос по словарю оказался слиш­ ком хлопотным делом. Я назвался рыбаком, а не солдатом “. Дрехмина привезли в Норвегию* де­ ржали три дня в холодном бараке, до­ прашивали. Но ничего не добились. Впрочем, девятнадцатилетний рыбак ничего и не знал. Затем отправили в Германию. Работал в лагере под Бреме­ ном на лесозаготовках, пилил и возил дрова. Кормили баландой из брюквы. В апреле 1945 года пленных освободили англичане. После войны стал жить в Са- 1. ХОХЛИН Константин Прокопье­ вич - 1914, капитан; 2. ВЕРЕЩАГИН Михаил Федорович - 1905, старший штурман; 3. НЕГОДЯЕВ Андрей Петрович - 1913, командир БЧ-2; 4. ПОПОВ Сергей Павлинович - 1908, 2-й штурман; 5. СОМКИН Михаил Михайлович - 1912, 3-й штурман; - 1916, матрос; 22. ШОСТИН Николай Григорье­ вич - 1913, матрос; 23. МАКСИМОВ Сергей Василь­ евич - 1912, матрос; 24. АЖИГАЛИЕВ Дюсангали - 1915, матрос; 25. БАРАНОВА Лидия Павловна - 1925, повар; 26. АНИКИЕВА Мария Селивер- стовна - 1927, юнга; 27. АГАФОНОВ Федот Федото­ вич - 1911, матрос; 28. СПИЦА Гавриил Яковлевич - 1909, матрос; 29. НИВИН Яков Терентьевич - 1910, боцман; 30. КУРМЫШЕВ Илья Василье­ вич - 1921, моторист; 31. БАКИНА Зоя Дмитриевна - 1922, помощник повара; 32. ВАСИЛЬЕВ Алексей Ники­ тич - 1899, матрос; 33. МУРАВЬЕВ Алексей Ивано­ вич - 1913, матрос; 34. ГРИГОРЬЕВА Нина Про­ копьевна - 1917, повар. Список уменьшился на одного че­ ловека - чудом оставшегося в живых Дремина. И последнее. Дремин пишет, что судно вышло из Мурманского порта в ночь с 24 на 25 декабря 1944 года. Дату торпедирования он не называет, но из письма явствует, что трагедия произошла вечером 25 числа, когда уже находились в открытом море. Од- Удача: сре- ди архивных снимков об­ наружили этот (увы, не очень качест­ венный) экипажа тра­ улера “Сом“ сороковых го­ дов. Правда, здесь только треть моря­ ков этого судна, но, возможно, кто-то из чи­ тателей назо­ вет их? ратовской области. У Дремина - сын и дочь. Сегодня, вероятно, уже взрослые внуки. Тогда же, в середине шестидесятых годов, В. Сексте опубликовал список погибших рыбаков согласно судовой ро­ ли. Некоторые фамилии и имена ока­ зались искаженными, о чем сообщили родственники погибших. Мало того, в один из дней в редакцию пришла ра­ ботница одной из мурманских столовых Татьяна Емельяновна Демченко, кото­ рая под № 35 заключала этот трагиче­ ский перечень. Она рассказала, что перед самым отходом потеряла пас­ порт, вместо нее послали другую жен­ щину, с другого траулера. Женщина была беременной и собиралась после рейса уходить в декретный отпуск. Вы­ яснилось, что это была Нина Прокопь­ евна Григорьева, назначенная на РТ-52 поваром 24 декабря 1944 года, то есть в день отхода траулера. К со­ жалению, в публикуемой мурманской “Книге Памяти “ судьба рыбаков трау­ лера “Сом“ отражена не совсем полно и правильно. Назовем поименно членов экипажа РТ-52 с уточнениями и допол­ нениями, тем более что после первой публикации прошло почти тридцать лет. 6. РЕПНЯКОВ Александр Иванович - 1900, радист; 7. ВАСЬКИН Петр Григорьевич - 1914, старший механик; 8. БУТАКОВ Иван Степанович - 1906, 2-й механик; 9. КОЛОГРИЕВ Михаил Прокопье­ вич - 1915, матрос; 10. МАРКЕЛОВ Александр Петро­ вич - 1906, старший матрос; 11. ЛУКОШКОВ Николай Матвее­ вич - 1907, моторист; 12. БАЧАЛДИН Михаил Иванович - 1909, тралмейстер; 13. ВЕРЕЩАГИН Лука Федорович - 1915, помощник тралмейстера; 14. СЕЛИВАНОВ Илья Иванович - 1903, рыбмастер; 15. БУРКОВ Павел Петрович - 1897, засольщик; 16. СТУПНИКОВ Николай Матвее­ вич - 1914, засольщик; 17. АНДРЕЕВ Федот Андреевич - 1905, матрос; 18. КУВАРГИН Алексей Алексеевич - 1925, матрос; 19. ПЕРЕВЕРЗЕВ Иван Александро­ вич - 1925, матрос; 20. ДМИТРИЕВ Тихон Фиофеевич (или Феоктистович) - 1915, матрос; 21. МЕДВЕДЕВ Илья Ильич нако, судя по немецким источникам, в период с 20 по 29 декабря у Мурман­ ского побережья противник не пото­ пил ни одного судна. В германском справочнике “Подводные успехи стран оси“ в разделе “Северный Ле­ довитый океан “ за 20 декабря такая информация: “Подводной лодкой V- 956 (Моке) в квадрате АС-8973 тор­ педой Т-3 потоплен вспомогательный противолодочный корабль (трау­ лер) “. Названный квадрат соответст­ вует району Рында - Харловка. Возможно, речь идет о рыболовном траулере “Сом“. А неверно опубли­ кованная в справочнике дата, вероят­ но, издательская опечатка. Эта версия требует проверки. Следующая результативная атака - 29 декабря. В этот день у мыса Святой Нос подвод­ ная лодка потопила тральщик Т-37 - бывший рыболовный траулер РТ-45 “Двина “. Как бы то ни было, 25 декабря 1944 года моряки траулера “Сом“ достойно встретили смерть, их име­ на и эта дата останутся в истории Кольского края и в памяти мурман­ чан. Владимир СОРОКАЖЕРДЬЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz