Рыбный Мурман. 1994 г. Декабрь.

4 № 50 (4546) 16 - 22 декабря 1994 года ЗОООС Будущее Северного бассейна A rkhange lsk Ч ftm su % 1 йш $1 а FINLAND \ f i N l A N D р о н ?Ш 5 И ! rg«n )Г<2М КАК КВОТУ (Начало на 1-й стр.) СЕПАРАТИЗМ ИЛИ ПОЛНЫЙ ХАОС Как же обосновывал свою точку зрения президент “Севрыбы “? Во-первых, администрация Мурманской области, претендуя на право распределе­ ния квоты, предполагает ввести плату за рес^фсы. Такого нет ни в одной стране ми­ ра. Государство получает доход от исполь­ зования ресурсов за счет налогов с предприятий, находящихся на его террито­ рии, и граждан, ибо чем лучше работает отрасль, чем выше ее доходы, тем меньше она требует дотаций от правительства. И разговоры представителей администрации насчет того, что, мол, плату будем взи­ мать выборочно, не проясняют ситуацию, а запутывают ее. Во-вторых, чисто технически выполнение функций “Севрыбы“ департаментом, где всего три человека, невозможно. Не говоря уже оо огромном объеме подготовительной работы к обоснованию права на квоту (я об этом расскажу ниже. - И. Б .) , кроме раздела ведь нужно еще и осуществлять функции государственного контроля за ре­ ализацией квоты, за обеспечением без­ опасности мореплавания и так далее. Кроме всего этого, слишком мало оста­ лось времени до нового года. И в этой спешке- департаменту придется делить квоту, видимо, ориентируясь на цвет глаз руководителя флота. В-третьих, и это очень и очень важно, если мы отдадим бразды правления обла­ стной администрации, это будет сигнал к сепаратизму. А такие попытки уже были. Вот, например, стадо малопозвоночной бе­ ломорской сельди, или, как ее правильно называют, чешско-печорской сельди, не­ рестится и обитает в акватории, прилежа­ щей к Архангельской области. И архангельские рыбаки ее облавливают, а мурманчанам не разрешают. Ладно. А ес­ ли подойдет мойва, которая нерестится у Рыбачьего, то мы не должны допускать туда архангельских рыбаков, так что ли? Что же будет, когда квоту разделят по об­ ластям? Война? Кроме того, “Севрыба “ всегда (и теперь тоже) выполняет государственные функ­ ции: лицензирование судов, работа по межгосударственным соглашениям в ино­ странных экономических зонах и так да­ лее. Кто же будет этим заниматься в департаменте? Тем более что ему придет­ ся все эти функции выполнять и для Ка­ релии, и для Архангельской области. Но тогда департаменту нужен огромный штат. Кто будет его финансировать? И насколь­ ко важны будут нашей области интересы, например, карельских рыбаков? А областная администрация твердо стоит на своем: разь“Севрыба4 на нашей терри­ тории, то квоты будем распределять мы. Вот из-за этого-то и разгорелся сыр-бор на коллегии Комитета. Вот это-то и грозит ться таким хаосом на Северном ПЕЛИТЫ ооерну с бассейне, о котором, думается, у боль­ шинства из нас нет ни малейшего пред­ ставления. ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ... “Севрыба44, став акционерным обще­ ством, вроде бы утратила статус государ­ ственной структуры. И именно поэтому позиция департамента звучит так: нечего подпускать ее к федеральным ресурсам. Есть на то государственная структура - департамент по рыболовству Мурманской областной администрации. Об этом и других проблемах, которые предстоит решить на заседании Северного научно-промыслового совета, который со­ стоится через три дня, мы говорили в ка­ бинете Георгия Васильевича Тишкова с ним, заместителем директора по производству Владимиром Петровичем То- роховым и главным специалистом “Севры­ бы4 по лицензионному и конвенционному рыболовству Виктором Анатольевичем Го­ роховым. ТОРОХОВ: - Делить по областям? А вы знаете, какова потребность у Мурманской области? Нет? И никто не знает кроме специалистов “Севрыбы “. ТИШКОВ: - Процесс разделения квоты - это только маленькая вершина огромного айсберга подготовительной работы, которая идет снизу, учитывая самые разные крите­ рии. Например, большую квоту получает тот, кто больше вылавливает пелагических рыб, ибо за счет дохода от мало- и средне­ тоннажных судов, занятых на промысле дон­ ных пород, поддерживается крупнотоннажный флот. Так было раньше. А надо ли отбрасывать этот критерий теперь? Был и такой критерий - наличие социальной сферы у того или иного флота. ГОРОХОВ: - Мы всегда собирали заявки к моменту заседания российско-норвежской комиссии, то есть к ноябрю. В проекте 44По­ ложения^ который дал Комитет сейчас, го­ ворится о совершенно невыполнимых сроках: к 1 сентября - заявки, к 1 октября - сфор­ мировать на их основе общую заявку и от­ дать предложения региональному совету, то есть администрации области. Как же можно, не зная решения российско-норвежской ко­ миссии об объемах выделенной России кво­ ты, говорить о чем-то? Делить шкуру неубитого медведя? - А региональный совет - это кто? ГОРОХОВ: - Это при департаменте на об­ щественных началах созданная структура из специалистов флотов. - Как это, на общественных началах? Хочу - пойду на совещание, хочу - скажу, что не­ когда? ТОРОХОВ: - Именно так. А мы - нас здесь три человека - подготавливаем заявки на весь бассейн. - Однако департамент считает, что нельзя “ Севрыбу “ подпускать к федеральным ресур­ сам, мол, статус не тот. ТИШКОВ: - Так и не “Севрыба“ делит квоту, а Северный научно-промысловый со­ вет. Я уже говорил, что мы связаны с Нор­ вегией общими запасами, пока их не поделим между собой, мы не знаем, чем бу­ дем располагать в будущем году. - Хорошо, узнали. Стало быть, это и есть бассейновая квота? ТИШКОВ: - И как ее разделить? Ведь она - федеральная собственность, а у нас нет бассейнового государственного органа управ­ ления. Бассейнового! А не областного. Ведь “власть4 области даже не распространяется на территориальные воды, поскольку они в ведении федеральных властей. ГОРОХОВ: - Тут еще надо учесть, что мы по договору с Комитетом продолжаем выпол­ нять государственные функции. ТОРОХОВ: - Сейчас - переходный период. “Севрыба“ не полностью государственная структура и в то же время не совсем ком­ мерческая. Поэтому-то распределение квот ведет государственная структура - научно­ промысловый совет, во главе которого госу­ дарственный чиновник - первый зам. председателя Комитета Александр Василье­ вич Родин. ТИШКОВ: - И Комитет утверждает реше­ ние научно-промыслового совета. Комитет поручил “Севрыбе“ полностью управлять всем процессом рыболовства в зонах ино­ странных государств на Севере и в Северо- Восточной Атлантике, чтобы не превысить общую квоту, квоту по судам и квоту по приловам. Это наше право распространяется и на Западный бассейн. Не будь его - мы бы не увидели скумбрии, ее “западники4 сами бы всю выловили. - Стало быть, впервые в истории рыбной отрасли коллегия прошла плохо? ТОРОХОВ: - Я считаю, был весьма полез­ ный разговор. Кое-кто понял, что нельзя просто так взять и поменять принцип рас­ пределения квот. А Родин внес очень инте­ ресное предложение: взять за один из важных критериев единицу промыслового усилия. То есть за единицу взято самое ма­ ленькое судно - МРТ-к, СРТМ-к - 1,2, ПСТ - 1,5 единицы. Это те суда, которые работа­ ют в Баренцевом море. Такие суда сейчас есть практически у всех флотов. - И не будет обид? ТИШКОВ: - Будут. У тех, у кого есть крупнотоннажные суда. Но это - субъектив­ ные обиды. А вот у Союза рыбопромышлен­ ников в предыдущие годы были и объективные: его предприятия получали меньшую квоту на однотипное судно, чем в бывших госфлотах. - А за что вы их так? ТОРОХОВ: - Так ведь поначалу никто не верил в серьезность этих структур. К тому же малые предприятия начали усиленно под разными предлогами тащить сюда малотон­ нажный флот и требовать квоту. - Сейчас не так? ГОРОХОВ: - Комитет навел порядок, издав 120-й приказ о лицензировании строительст­ ва, покупки и аренды судов. Поэтому квота выделяется только тем, у кого есть лицензия Комитета или судно приобретено до 2 июня 1993 года, когда приказ вышел в свет. Все это дня того, чтобы йоихности соответствова­ ли ресурсам. ТИШКОВ: - В Дании, например, делают так: хочешь новое судно - продавай одно- два-три старых. И там за, пять лет промыс­ ловый флот сократился А,четыре раза. То же самое в Норвегии. Конечно, там есть го­ сударственные средства дляЧэтого. ОХОВ: - Вопрос распределения квот важен. Но еще важней проблема управле­ ния ресурсами. Тут-то и кроется наиболь­ шая ойасность, поскольку при дррблении на регионы появится несогласованность в дей­ ствиях самих россиян. Это тревожит и 4Мурманрыбвод44. ТОРОХОВ: - Говорят “квота44, подразуме­ вают “треска “ , потому что это - валюта. Но уж если департамент хочет делить, то пусть регулирует промысел в Фарерской зоне, в Канадской. Например, в Фарерской экономический зоне должны работать ,26 судов, и не больше. Значит, Арха^п^еЛьск скажет: “Мне\надо, чтобы пошли 15 су­ дов44, Мурманск захочет, послать 20. А у фарерцев - волоры, дыбом: что делать? То же самое мо^&т'йрзникнуть в Гренландской зоне,х/в.>зайе Норвегии. Да она, Норвегия, мо#ёт просто заявить: “Вот 50 судов впу­ скаю, а остальные - извините“. ТИШКОВ: - У нас нет ни ведомственных, ни личных пристрастий. И если говорят, что мы больше даем мурманским флотам, так здесь и больше всех судов. Другое дело - департамент: он обязан заботиться об ин­ тересах родной области, забывая об интере­ сах бассейна. Нельзя ломать наработанную годами схе­ му. Последствия могут быть очень серьез­ ными. Вот пример. Норвегия каждый год вносит изменения в правила рыболовства в своей зоне. И сразу же сообщает об этом “Севрыбе“. И были случаи, что Норвегия, известив нас о закрытии района промысла, сообщила о том же через МИД и Комитет. Прошел месяц, район уже открыт, а мы получаем из Москвы ту самую информа­ цию о закрытии. Вот будет здорово, если осуществится желаемый департаментом ва­ риант: судно “влетает4 в закрытый район, а огромные средства в виде штрафа разоря­ ют судовладельца. А мы информируем все суда в день получения информации. Д о решающего момента осталось три дня. Судовладельцам , видимо, не­ маловажно определить, что именно надо ставить во гл а в у у гл а . Если де­ леж ради дележа - это одно. Совсем другое , ко гда думают од интересах государст венных и интересах чело­ веческих. Сегодня у нас нет го судар ­ ственного бассейнового органа, который бы не только разделял, но и власт вовал , то есть располагал тех­ ническими возможностями спасения людей (вертолетами, береговой охраной и т. д .) , владел финансами всего бассейна, имел право лицензи­ рования и тому подобное. Стало быть, надо сохранить хотя бы то, что сегодня есть. Нельзя подходить к дележу квоты по географической карте. Инна БЕРЕЗЮК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz