Рыбный Мурман. 1994 г. Декабрь.
4 № 50 (4546) 16 - 22 декабря 1994 года ЗОООС Будущее Северного бассейна A rkhange lsk Ч ftm su % 1 йш $1 а FINLAND \ f i N l A N D р о н ?Ш 5 И ! rg«n )Г<2М КАК КВОТУ (Начало на 1-й стр.) СЕПАРАТИЗМ ИЛИ ПОЛНЫЙ ХАОС Как же обосновывал свою точку зрения президент “Севрыбы “? Во-первых, администрация Мурманской области, претендуя на право распределе ния квоты, предполагает ввести плату за рес^фсы. Такого нет ни в одной стране ми ра. Государство получает доход от исполь зования ресурсов за счет налогов с предприятий, находящихся на его террито рии, и граждан, ибо чем лучше работает отрасль, чем выше ее доходы, тем меньше она требует дотаций от правительства. И разговоры представителей администрации насчет того, что, мол, плату будем взи мать выборочно, не проясняют ситуацию, а запутывают ее. Во-вторых, чисто технически выполнение функций “Севрыбы“ департаментом, где всего три человека, невозможно. Не говоря уже оо огромном объеме подготовительной работы к обоснованию права на квоту (я об этом расскажу ниже. - И. Б .) , кроме раздела ведь нужно еще и осуществлять функции государственного контроля за ре ализацией квоты, за обеспечением без опасности мореплавания и так далее. Кроме всего этого, слишком мало оста лось времени до нового года. И в этой спешке- департаменту придется делить квоту, видимо, ориентируясь на цвет глаз руководителя флота. В-третьих, и это очень и очень важно, если мы отдадим бразды правления обла стной администрации, это будет сигнал к сепаратизму. А такие попытки уже были. Вот, например, стадо малопозвоночной бе ломорской сельди, или, как ее правильно называют, чешско-печорской сельди, не рестится и обитает в акватории, прилежа щей к Архангельской области. И архангельские рыбаки ее облавливают, а мурманчанам не разрешают. Ладно. А ес ли подойдет мойва, которая нерестится у Рыбачьего, то мы не должны допускать туда архангельских рыбаков, так что ли? Что же будет, когда квоту разделят по об ластям? Война? Кроме того, “Севрыба “ всегда (и теперь тоже) выполняет государственные функ ции: лицензирование судов, работа по межгосударственным соглашениям в ино странных экономических зонах и так да лее. Кто же будет этим заниматься в департаменте? Тем более что ему придет ся все эти функции выполнять и для Ка релии, и для Архангельской области. Но тогда департаменту нужен огромный штат. Кто будет его финансировать? И насколь ко важны будут нашей области интересы, например, карельских рыбаков? А областная администрация твердо стоит на своем: разь“Севрыба4 на нашей терри тории, то квоты будем распределять мы. Вот из-за этого-то и разгорелся сыр-бор на коллегии Комитета. Вот это-то и грозит ться таким хаосом на Северном ПЕЛИТЫ ооерну с бассейне, о котором, думается, у боль шинства из нас нет ни малейшего пред ставления. ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ... “Севрыба44, став акционерным обще ством, вроде бы утратила статус государ ственной структуры. И именно поэтому позиция департамента звучит так: нечего подпускать ее к федеральным ресурсам. Есть на то государственная структура - департамент по рыболовству Мурманской областной администрации. Об этом и других проблемах, которые предстоит решить на заседании Северного научно-промыслового совета, который со стоится через три дня, мы говорили в ка бинете Георгия Васильевича Тишкова с ним, заместителем директора по производству Владимиром Петровичем То- роховым и главным специалистом “Севры бы4 по лицензионному и конвенционному рыболовству Виктором Анатольевичем Го роховым. ТОРОХОВ: - Делить по областям? А вы знаете, какова потребность у Мурманской области? Нет? И никто не знает кроме специалистов “Севрыбы “. ТИШКОВ: - Процесс разделения квоты - это только маленькая вершина огромного айсберга подготовительной работы, которая идет снизу, учитывая самые разные крите рии. Например, большую квоту получает тот, кто больше вылавливает пелагических рыб, ибо за счет дохода от мало- и средне тоннажных судов, занятых на промысле дон ных пород, поддерживается крупнотоннажный флот. Так было раньше. А надо ли отбрасывать этот критерий теперь? Был и такой критерий - наличие социальной сферы у того или иного флота. ГОРОХОВ: - Мы всегда собирали заявки к моменту заседания российско-норвежской комиссии, то есть к ноябрю. В проекте 44По ложения^ который дал Комитет сейчас, го ворится о совершенно невыполнимых сроках: к 1 сентября - заявки, к 1 октября - сфор мировать на их основе общую заявку и от дать предложения региональному совету, то есть администрации области. Как же можно, не зная решения российско-норвежской ко миссии об объемах выделенной России кво ты, говорить о чем-то? Делить шкуру неубитого медведя? - А региональный совет - это кто? ГОРОХОВ: - Это при департаменте на об щественных началах созданная структура из специалистов флотов. - Как это, на общественных началах? Хочу - пойду на совещание, хочу - скажу, что не когда? ТОРОХОВ: - Именно так. А мы - нас здесь три человека - подготавливаем заявки на весь бассейн. - Однако департамент считает, что нельзя “ Севрыбу “ подпускать к федеральным ресур сам, мол, статус не тот. ТИШКОВ: - Так и не “Севрыба“ делит квоту, а Северный научно-промысловый со вет. Я уже говорил, что мы связаны с Нор вегией общими запасами, пока их не поделим между собой, мы не знаем, чем бу дем располагать в будущем году. - Хорошо, узнали. Стало быть, это и есть бассейновая квота? ТИШКОВ: - И как ее разделить? Ведь она - федеральная собственность, а у нас нет бассейнового государственного органа управ ления. Бассейнового! А не областного. Ведь “власть4 области даже не распространяется на территориальные воды, поскольку они в ведении федеральных властей. ГОРОХОВ: - Тут еще надо учесть, что мы по договору с Комитетом продолжаем выпол нять государственные функции. ТОРОХОВ: - Сейчас - переходный период. “Севрыба“ не полностью государственная структура и в то же время не совсем ком мерческая. Поэтому-то распределение квот ведет государственная структура - научно промысловый совет, во главе которого госу дарственный чиновник - первый зам. председателя Комитета Александр Василье вич Родин. ТИШКОВ: - И Комитет утверждает реше ние научно-промыслового совета. Комитет поручил “Севрыбе“ полностью управлять всем процессом рыболовства в зонах ино странных государств на Севере и в Северо- Восточной Атлантике, чтобы не превысить общую квоту, квоту по судам и квоту по приловам. Это наше право распространяется и на Западный бассейн. Не будь его - мы бы не увидели скумбрии, ее “западники4 сами бы всю выловили. - Стало быть, впервые в истории рыбной отрасли коллегия прошла плохо? ТОРОХОВ: - Я считаю, был весьма полез ный разговор. Кое-кто понял, что нельзя просто так взять и поменять принцип рас пределения квот. А Родин внес очень инте ресное предложение: взять за один из важных критериев единицу промыслового усилия. То есть за единицу взято самое ма ленькое судно - МРТ-к, СРТМ-к - 1,2, ПСТ - 1,5 единицы. Это те суда, которые работа ют в Баренцевом море. Такие суда сейчас есть практически у всех флотов. - И не будет обид? ТИШКОВ: - Будут. У тех, у кого есть крупнотоннажные суда. Но это - субъектив ные обиды. А вот у Союза рыбопромышлен ников в предыдущие годы были и объективные: его предприятия получали меньшую квоту на однотипное судно, чем в бывших госфлотах. - А за что вы их так? ТОРОХОВ: - Так ведь поначалу никто не верил в серьезность этих структур. К тому же малые предприятия начали усиленно под разными предлогами тащить сюда малотон нажный флот и требовать квоту. - Сейчас не так? ГОРОХОВ: - Комитет навел порядок, издав 120-й приказ о лицензировании строительст ва, покупки и аренды судов. Поэтому квота выделяется только тем, у кого есть лицензия Комитета или судно приобретено до 2 июня 1993 года, когда приказ вышел в свет. Все это дня того, чтобы йоихности соответствова ли ресурсам. ТИШКОВ: - В Дании, например, делают так: хочешь новое судно - продавай одно- два-три старых. И там за, пять лет промыс ловый флот сократился А,четыре раза. То же самое в Норвегии. Конечно, там есть го сударственные средства дляЧэтого. ОХОВ: - Вопрос распределения квот важен. Но еще важней проблема управле ния ресурсами. Тут-то и кроется наиболь шая ойасность, поскольку при дррблении на регионы появится несогласованность в дей ствиях самих россиян. Это тревожит и 4Мурманрыбвод44. ТОРОХОВ: - Говорят “квота44, подразуме вают “треска “ , потому что это - валюта. Но уж если департамент хочет делить, то пусть регулирует промысел в Фарерской зоне, в Канадской. Например, в Фарерской экономический зоне должны работать ,26 судов, и не больше. Значит, Арха^п^еЛьск скажет: “Мне\надо, чтобы пошли 15 су дов44, Мурманск захочет, послать 20. А у фарерцев - волоры, дыбом: что делать? То же самое мо^&т'йрзникнуть в Гренландской зоне,х/в.>зайе Норвегии. Да она, Норвегия, мо#ёт просто заявить: “Вот 50 судов впу скаю, а остальные - извините“. ТИШКОВ: - У нас нет ни ведомственных, ни личных пристрастий. И если говорят, что мы больше даем мурманским флотам, так здесь и больше всех судов. Другое дело - департамент: он обязан заботиться об ин тересах родной области, забывая об интере сах бассейна. Нельзя ломать наработанную годами схе му. Последствия могут быть очень серьез ными. Вот пример. Норвегия каждый год вносит изменения в правила рыболовства в своей зоне. И сразу же сообщает об этом “Севрыбе“. И были случаи, что Норвегия, известив нас о закрытии района промысла, сообщила о том же через МИД и Комитет. Прошел месяц, район уже открыт, а мы получаем из Москвы ту самую информа цию о закрытии. Вот будет здорово, если осуществится желаемый департаментом ва риант: судно “влетает4 в закрытый район, а огромные средства в виде штрафа разоря ют судовладельца. А мы информируем все суда в день получения информации. Д о решающего момента осталось три дня. Судовладельцам , видимо, не маловажно определить, что именно надо ставить во гл а в у у гл а . Если де леж ради дележа - это одно. Совсем другое , ко гда думают од интересах государст венных и интересах чело веческих. Сегодня у нас нет го судар ственного бассейнового органа, который бы не только разделял, но и власт вовал , то есть располагал тех ническими возможностями спасения людей (вертолетами, береговой охраной и т. д .) , владел финансами всего бассейна, имел право лицензи рования и тому подобное. Стало быть, надо сохранить хотя бы то, что сегодня есть. Нельзя подходить к дележу квоты по географической карте. Инна БЕРЕЗЮК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz