Рыбный Мурман. 1994 г. Декабрь.

12 И®49 (4545) 9 - 15 ноября 1994 года О О О О Р О С У алёкое - близкое Т П г т г у в е р е Cl 'Зверобойный промысел во все времена составлял основу "^трудовой деятельности и доходов подавляющего боль­ шинства жителей Поморья. О кустарном зверобойном промысле, тяжелом и опас­ ном труде промысловиков не раз рассказывалось во мно­ гих публикациях. Наш земляк, известный писатель Борис Викторович Шергин, в своем рассказе “В относе мор­ ском" приводит достоверный факт, когда группу зверобоев из Зимней Золотицы унесло в открытое море. В течение недели дрейфовали они на мелких льдинах. Без продо­ вольствия, обессилевшие, потерявшие надежду на спасе­ ние, промысловики надели “смертные рубахи “ и прощались с жизнью. Не терял самообладания и вселял генность в спасение лишь юровщик Егор Иванович. Опасение действительно пришло. Погибающих отыскал на льдах самолет “Сталь-2 “ под командованием известно­ го полярного летчика М. С. Бабушкина. С самолета зве­ робоям сбросили продовольствие, письмо о том, что о их координатах сообщат командованию находящегося во льдах Белого моря ледокола. Спасал зверобоев ледокол “Седов" под командованием прославленного ледового капитана Владимира Ивановича Воронина. Ледокольный зверобойный промысел на Белом море был ведущим до 1953 года. Для того чтобы представить объемы промысла, его организацию и технику, приведем некоторые данные, относящиеся к периоду военных и пер­ вых послевоенных лет. Около полутора десятков лет занимался судовым зве­ робойным промыслом выходец из Койды, ветеран Ф. И. .Ма­ лыгин, с детских лет познав­ ший этот вид трудовой деятельности местного насе­ ления. На основе сохранив­ шихся в его архивах и цепкой поморской памяти фактов мы и поведем дальнейший рас­ сказ. Судовой промысел, как правило, осуществлялся в два рейса: первый - зимний, вто­ рой - весенний. Зимний начинался с 1 марта, как это определено правилами добычи тюленей, а заканчивался в конце марта - первых числах апреля. Ледо­ колы, ледокольные пароходы, участвующие в промысле, выходили в первый рейс из незамерзающего порта Мур­ манск. Сюда доставлялось промснаряжение, продоволь­ ствие. Зверобои-колхозники из поморских сел Зимнего, Летнего берегов Белого моря, Опежского, Мезенского райо­ нов на самолетах, лошадях, оленях, а иногда и пешком добирались до Архангельска и на поезде ехали в Мур­ манск. Из Мурманска эскадра зверобойных судов уходила в Белое море, пробиваясь через тяжелые льды к залежкам тюленей. Совершив таким образом нелегкий и дальний путь с побережья Белого моря на Кольский полуостров, про­ мышленники приходили через льды в зону видимости родных сел невооруженным глазом. Местные острословы сочинили байку по поводу судовой зверобойки как события, состоящего из “отвальных “ и “привальных “ . Она звучала примерно так: уезжаем из до­ ма в Архангельск - “отвальная “ , приезжаем в Архан­ гельск к родственникам - “привальная44, отъезжаем на поезде в Мурманск - “отвальная “, приезжаем в Мур­ манск, встречаемся с друзьями по промыслу - “приваль­ ная44, а уж при выходе на ледоколе в море справить “отвальную" сам Бог велел. По окончании промысла и получении расчета эти "от­ вальные" и “привальные" уносили значительную часть заработка и, конечно же, здоровье людей. Были нередки случаи, когда любителей выпить исключали из состава зверобойной экспедиции. Не обошло, к сожалению, это стороной, например, и Зимнюю Золотицу. Второй весенний рейс зверобойных судов начинался со 2-3 апреля и завершался 28-29 апреля, а иногда и в пер­ вых числах мая. Как после первого, так и после второго рейса, в зависимости от ледовой обстановки, корабли воз­ вращались в Северодвинск или в Архангельск. Самой крупной в истории зверобойного промысла на Белом море следует считать экспедицию 1947 года. В ее составе работали мощные суда “Дежнев", "Леванев­ ский", "Ленин", "Молотов", “Седов", "Прончищев", “Северный ветер“. Общий состав промышленников - 750 человек из Онежского, Приморского, Мезенского районов и с Терского берега. За рыбаками Мурманской области (терскими) был за­ креплен ледокол “Седов “. Промышленники размещались на “Дежневе44, “Лева­ невском" по 120 - 150 человек, на "Прончшцеве"- 80, на “Северном ветре4 - 100, на 44Седове“ - 80 человек. Под жилье зверобоев оборудовались трюмы, стенки которых обшивались досками, а для отопления временно монтиро­ вались трубы. Там же, в трюмах, оборудовались времен­ ные пищеблоки. По бортам трюмов устраивались двухъярусные нары. На палубах, в кормовой части судов, устанавливались временные подвесные гальюны. Ясно, что для сна и отдыха людей условия были далеко не ком­ фортабельные. На Белом море работала единая судовая зверобойная экспедиция. Параллельно трудились бригады так называ­ емого кустарного промысла, выходя на лед со зверобойны­ ми лодками, винтовками. Для “кустарки4 каждому хозяйству ежегодно выделял­ ся лимит забоя тюленей. Вопросы зверобойного промысла на Белом море реша­ лись на высоком правительственном уровне. Принималось постановление Совета Министров СССР о выделении Мин- морфлотом СССР Минрыбхозу ледоколов и ледокольных па­ роходов, издавался приказ министра о сроках и объемах добычи тюленей. Флот арендовала рыбная промышленность, а промыслови- ков-звероооев выделяли рыболовецкие колхозы. Таким обра­ зом поморские хозяйства были освобождены от производственных расходов, но и практически не имели до­ ходов от судового промысла, кроме заработка, получаемого колхозниками. В 1947 году на Беломорье сложились очень тяжелые ле­ довые условия, препятствующие маневрированию флота. Ле­ доколы не могли быстро и близко подходить к залежкам тюленей, бригады промысловиков вынуждены были вести от­ стрел и доставлять забитого зверя на суда на значительных расстояниях. В итоге эффективность промысла снижалась. Всего было добыто 180 тысяч голов тюленей разных возра­ стных групп. Рекордной добычей тюленей на Белом море судовая зве­ робойная экспедиция добилась в 1950 году. При том же со­ ставе флота, как и в 1947 году, было добыто 276 тысяч голов. Это - рекорд за всю историю зверобойного судового промысла на Белом море. Точных данных о возрастном со­ ставе добытых зверей не сохранилось, но надо иметь в виду, что в зимнем рейсе примерно 20 процентов составляют сам­ ки и 80 - зеленец и белек. В весеннем рейсе - в основном самки, самцы и небольшое ( 5 - 7 процентов) количество серки. Для управления судовой зверобойной экспедицией еже­ годно организовывался штаб экспедиции во главе с началь­ ником, назначаемым приказом министра. Штаб размещался на берегу моря, рядом с деревней Ручьи. Здесь были авиа­ площадка для базирования самолетов, склады промснаряже- ния, служебные и жилые помещения. Начальником этой базы многие годы работал Филипп Степанович Скребцов. Начальником зверобойной экспеди­ ции в 1950 году был Андрей Васильевич Тупиков - управ­ ляющий трестом “Севрыба44, его заместителем по Архангельской области - Федор Иванович Малыгин, по Мурманской - Андрей Филиппович Таран. Уполномоченным рыболовецких колхозов Архангельской области ежегодно назначался Аристарх Артемьевич Малы­ гин - директор Мезенской моторно-рыболовной станции, а от колхозов Мурманской области и Карелии - Николай Афа­ насьевич Чукчин. На каждом судне выделялись уполномоченные рыболо­ вецких колхозов по организации промысла, которые занима­ лись расстановкой зверобоев на промысле, на погрузочных работах, следили за техникой безопасности и т. д. Эти фун­ кции много лет выполняли Евлампий Васильевич Точилов - председатель колхоза “Северный рыбак“ , Федор Василье­ вич Медведев - опытный промысловик из Долгощелья, не менее опытный зверобой из этого же села Тимофей Василь­ евич Широкий, Василий Иванович Кулаков из деревни Ручьи. Ведомственной авиагруппой, обеспечивающей разведку залежек тюленей, много лет командовали Макс Федорович Редьков, Николай Васильевич Флегонтов, Николай Сергее­ вич Антрушин, а начальником штаба бессменно работал Ев­ гений Леонидович Михайлов. Авиагруппа дислоцировалась на второй Бакарице, а во время промысла самолеты базировались на авиаплощадке “Ручьи “ . Как судовой, так и кустарный промысел тюленей осуще­ ствлялся с применением огнестрельного оружия - винтовок и карабинов. Поэтому в состав бригад подбирались лучшие стрелки, проводился инструктаж по использованию оружия, технике безопасности. Несмотря на всестороннюю подготовку материальной ча­ сти и тщательный подбор промысловиков, отстрел зверя в условиях дрейфующих льдов, интенсивных подвижек и сжа­ тий, нередко при плохой видимости, представлял одну из сложных операций. Немало подраненных зверей и погибало, ведь не случайно расход патронов рассчитывался по три штуки на одну голову зверя, а фактически составлял 2-2,5 патрона. Некоторые стрелки посылали пули “за молоком“ (вооб­ ще не попадая в цель ), а другие ранили зверя, и последний уходил со льда и погибал. Весьма ответственной и трудоемкой операцией являлась первичная обработка тюленей непосредственно на льду (съемка шкур, обработка тушек). Здесь требовались на­ тренированность, быстрота и точное соблюдение требова­ ний по сохранению конфигурации шкур. Были среди зверобоев всем известные рекордсмены. Ес­ ли средний съемщик шкур (обеловщик) тратил для съем­ ки шкуры с одного тюленя 1-1,5 минуты, то на такую же операцию Иван Григорьевич Малыгин из Койды тратил 23 - 25 секунд, что в свое время было подтверждено хроно­ метражем. С учетом характера выполняемых бригадами работ на каждом судне выделялось до 10 стрелков-гарпунеров, ос­ тальные занимались съемкой шкур (обеловкой), окучива­ нием, подтаскивали зверей к судам, грузили в трюмы шкуры и тушки. В зависимости от конкретной обстановки расстановкой людей по видам работ, назначением старших в каждой группе работающих занимались уполномоченные колхозов. Общее руководство, координацию действий судов осущест­ влял штаб экспедиции. Одновременно с судовым промыслом забивали тюленей и бригады кустарного промысла, выходящие с береговых пунктов на лодках. Над этими зверобоями нередко шефст­ вовали экипажи судов, а руководство экспедиции оказыва­ ло бригадам помощь в экстремальных условиях. Иногда брали на борт судов промысловые трофеи, лодки и личный состав бригад, что создавало менее опасные условия для работы на кустарном про­ мысле. Добыча тюленя в море на !йфующих льдах требует гыпого физического на­ пряжения, профессионально­ го мастерства. отваги. Казалось бы, работа эта чи­ сто мужская. Однако в каж­ дой зверобойной экспедиции и в бригадах кустарного про­ мысла трудились женщины, девушки - наши замечатель­ ные поморки. Прошли десятилетия по­ сле прекращения судового и кустарного промысла, и те­ перь трудно перечислить всех активных участников этих нелегких походов. Од­ нако, пользуясь любезно­ стью главного бухгалтера колхоза “Северный рыбак", одного из активных участни­ ков промысловых походов с малых лет Николая Минови­ ча Пономарева, хорошо за­ помнившего зверобойные экспедиции, назовем основ­ ной состав промысловиков хотя бы из Верхней и Ниж­ ней Золотицы колхоза “Се­ верный рыбак". Многие из них и сегодня здравствуют и вносят свой посильный вклад в колхозное производство, а многих уже нет в живых. ЖЕНЩИНЫ - ЗВЕРОБОИ И РЫБАЧКИ: Голубина Евдокия Алек­ сеевна, Голубина Анна Алексеевна, Голубина Пав­ ла Васильевна, Голубина Анна Васильевна, Лыткина Мария Васильевна, Лыткина Анна Яковлевна, Прыгунова Александра Александровна, Рудакова Васса Абрамовна, Седунова Калиста Ильинична, Седунова Фаина Михайловна, Таратина Елена Александ­ ровна, Точилова Калиста Гавриловна, Точилова Александ­ ра Ивановна, Чекалева Матрена Гавриловна, Чекалева Ульяна Михайловна, Шумилова Анна Николаевна. ИЗ ЭТОГО ЖЕ КОЛХОЗА # ИЗВЕСТНЫЕ ЗВЕРОБОИ И РЫБАКИ: Антуфьев Федор Трофимович, Бурых Василий Павло­ вич, Голубин Прокопий Абрамович, Голубин Дмитрий Григорьевич, Голубин Афанасий Александрович, Голубин Петр Прокопьевич, Голубин Иван Прокопьевич, Лыткин Павел Яковлевич, Лыткин Артемий Яковлевич, Леонтьев Иван Иванович, Латкин Иван Андреевич, Латкин Мина Иванович, Латкин Филипп Иванович, Прыгунов Василий Федорович, Прыгунов Василий Федорович (второй), Пры­ гунов Александр Федорович, Прыгунов Алексей Михайло­ вич, Прыгунов Михаил Егорович, Прыгунов Федор Петрович, Прыгунов Федор Александрович, Пономарев Петр Иванович, Пономарев Николай Минович, Попов Яков Васильевич, Плакуев Александр Евдокимович, Пахолов Григорий Андреевич, Пахолов Василий Дмитриевич, Пахо­ лов Зотей Григорьевич, Пахолов Михаил Григорьевич, Се- дунов Иван Гаврилович, Седунов Дмитрий Гаврилович, Седунов Михаил Семенович, Седунов Станислав Михай­ лович, Спиров Василий Гаврилович, Таратин Степан Ни­ колаевич, Таратин Иван Иванович, Точилов Юрий Федорович, Точилов Федор Степанович, Точилов Иван Ва­ сильевич, Точилов Гаврил Васильевич, Трапезников Ми­ хаил Владимирович, Чекалев Игнатий Григорьевич, Чекалев Федор Николаевич, Шумилов Феодосий Федоро­ вич, Шумилов Иван Фролович, Шумилов Макар Алексее­ вич, Шумилов Александр Михайлович, Шумилов Матвей Васильевич. К сожалению, не представляется возможным перечис­ лить всех участников зверобойных промыслов из двух по­ морских сел. Ведь их количество (с учетом ледокольного и кустарного промысла) насчитывалось до одной тысячи человек. Федор ПОНОМАРЕВ, ветеран рыбной промышленности Севера. г. Архангельск. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz