Рыбный Мурман. 1994 г. Декабрь.
тисках рынка № 49 (4545) 9 - 15 декабря 1994 года Дискриминация Время-день ги На селе говорят : “Осенний день год кор мит". Немного перефразировав поговорку , о ры б а к а х можно с уверенностью сказать, что их двенадцать будущих месяцев кормит де кабрь , ко гда между рыбацкими коллективами распределяют квот у на вылов рыбьи И, надо отметить, почти всегда эта де лежка происходит довольно бурно и нервно. Ведь каждый судовладелец старается получить для себя большую долю квоты . Правда , во времена, ко гда р ы б у на бассей не ловили только государст венные ры бодо бывающие предприятия, серьезных разногласий между ними не было. Но вот по явились товарищества с ограниченной от ветственностью, индивидуальные частные предприятия, занимающиеся добычей и пере работкой ры бы и объединенные в Союз ры б о промышленников Севера, которые тоже стали претендовать на свою долю квоты . И ср а зу же оказались в пасынках. Впрочем, думаю , что лучш е об этом может расска зат ь генеральный директор ис полнительной дирекции Союза рыбопромыш ленников Севера Николай Григорьевич ТРОПИН. btiM-v-S/Х у -У-У-У Л U ’.v.v//.v 'XX vIvX’/v*I* Ш ш - Положение с квотой сложное не только для малого бизнеса, но и для крупных предприятий - тралф- лота, “Мурманрыбпрома “. Ситу ация в рыбной отрасли сложилась таким образом, что в связи со сложным переходным периодом к рынку рыбодобывающие предприя тия были вынуждены сконцентри ровать свои усилия здесь, в Баренцевом море. В результате получился большой пресс на аква торию из-за нахождения на про мысле огромного количества судов промыслового флота. Естественно, возник вопрос, как разделить кво ту, чтобы не нанести ущерб биоре сурсам Баренцева моря и не остаться в будущем, образно гово ря, у разбитого корыта. Вот и приходится при распреде лении квоты бороться, доказывать, убеждать, что она тебе нужна. А это крайне трудно. Вторая, но не менее важная причина заключается в том, что в последнее время появилось очень много малых предприятий. В наш Союз рыбопромышленников входит 130 предприятий, и еще 30 подали заявки на вступление. Но ведь и традиционные пользователи квоты тоже остались! Порядок пользования биологи ческими ресурсами в нашем ближ нем море определяется Комитетом по рыболовству Российской Феде рации. Есть положение, которое устанавливает этот порядок рас пределения квоты между пользова телями. В основу взят принцип наличия собственного флота. За тем учитывается традиционность промысла, участие в социально- экономическом развитии региона и т. д. На основании соблюдения всех этих условий предприятия и получают квоту. Но... Вроде бы документ опре деляет равенство прав пользовате лей, если уж и малое предприятие является акционерным обществом, и траловый флот - акционерное общество. А на деле все получает ся несколько иначе. Нас, малые предприятия, долгое время упрека ли в том, что мы не принимаем участия в социально-экономиче ском развитии региона, и посему принимались решения о выделении большей квоты тому же траловому флоту, а малым предприятиям - меньшей. Мы доказывали, что это несправедливо. И почему? Сегодня на малых предприятиях около ше сти с половиной тысяч работаю щих, то есть мы создали в регионе шесть с половиной тысяч новых рабочих мест. В то время, когда на крупных предприятиях идет сокра щение рабочей силы, мы этих лю дей, образно говоря, подбираем, даем им работу и заработную пла ту. Я считаю, что создание малых предприятий во многом сгладило ту социальную напряженность, ко торая возникла в обществе из-за массовых увольнений людей. Раз ве это не решение социальных вопросов? Мое мнение, что безра ботица - важнейшая социальная проблема, и мы по мере сил стара емся помочь ее решить. Далее. Нам говорят, что мы не строим жилье. Но, простите, а кто сегодня строит жилье? Практиче ски все строительство на флотах свернуто. Мы же не просим, чтобы давали нам жилье. Сегодня изме нилась ситуация, появился рынок жилья, и предприятия малого биз неса решают эту проблему сами. Идем дальше. У нас есть боль ница для рыбаков, которая также нуждается в финансировании. Кто помогает ей? Если сейчас позво нить ее главному врачу и спро сить, он ответит, что только малые предприятия. В этом году мы пере числили больнице 89 тысяч долла ров на закупку оборудования. Или возьмем проведение По лярных олимпиад. Опять же спон сорами этих мероприятий постоянно выступают малые пред приятия. Поэтому-то я и говорю: нельзя сегодня утверждать, что малый биз нес не принимает участия в соци ально-экономическом развитии региона и подвергать его дискрими нации при распределении квоты. - Небольшой вопрос, Николай Григорьевич. Ваши предприятия свою продукцию реализуют в основ ном внутри области или за ее преде лами и за рубежом? - В сегодняшних условиях трудно заставить и траловый флот, и пред приятия малого бизнеса везти рыбу только в Мурманск. Самостоятель ные структуры вправе решать сами, куда поставлять продукцию в зави симости от выгоды. Мы делали не большой анализ, и получилось, что малые предприятия примерно пять десят на пятьдесят везут в Мур манск и за рубеж. Но здесь есть другая проблема, о которой никто не хочет говорить. Предприятие привозит охлажденную рыбу, требующую быстрой реализа ции, но более ценную, чем рыба глубокой заморозки. Но... ни один магазин ее не берет. Приведу такой пример. Один из наших предприни мателей загрузил машину охлажден ной рыбой по цене 1800 рублей (это было летом), повез по магазинам. И, представьте себе, из 1800 кило граммов продал всего 300. Он вы нужден был скоропортящуюся продукцию сдать по более низкой цене “Норд-Весту". А цены? Меня они просто удивля ют. Треска в магазине - 5-6 тысяч, в одном даже видел скумбрию моро женую по 7 тысяч за килограмм. Но это же не цена производителя! Практически магазины в два раза завышают цену производителя. По чему же у руководителей области и города нет никакой управы на торг овлю? А ведь это тоже серьезная со циальная проблема. - Однако , Николай Григорьевич , вернемся, как говорят , к нашим ба ранам. На будущий год рассчитыва ете получить квоту больше , чем была нынче? - Эти два года показали, что не достаточное внимание уделялось развитию малого бизнеса. А мы за это же время как-то самоутверди лись, избавились, в частности, от хапуг и браконьеров. И появляется реальное понимание того, что надо поставить всех пользователей в рав ные условия. Предприятия малого бизнеса, несмотря на свой младенче ский возраст, сегодня доказали пра во на свое существование и большую жизнеспособность по срав нению с “китами “ рыбной промыш ленности. Мы серьезно готовимся к пред стоящему распределению квоты, со бираем заявки от предприятий, проверяем наличие флота, соответ ствующих документов. И будем от стаивать свои интересы. Вел беседу Владимир КИКИНОВ. - Ж и л -бы л царь, а у царя был двор , на дворе был кол, на колу - мочало. Не начать ли ска зочку с нача ла? - Начнем. - Ж и л -бы л царь. У царя... И т. д. до позеленения слушателя. Наивные наши предки думали, что детская сказочка, побывав в неокрепших мозгах, навсегда отобьет у них охоту заниматься бесполезным “круговым “ делом. Ан нет. Сказочка и нынче ска зывается, только на современный лад и за о-очень большие деньги. 18 НОЯБРЯ, ПЯТНИЦА “СЕВРЫБА “ В ТАМОЖНЕ: - Здравствуйте, на наше имя вчера поступил груз из Финляндии: заказанные и оплаченные календари-ежедневники. Мы подготовили и передали вам все документы. Оплатили положенные ваши расходы - 21 миллион рублей. Хотели бы получить груз. Когда можно? ТАМОЖНЯ: - Сегодня пятница. Позвоните лучше в понедель ник, но не нам, а в грузовой отдел. 22 НОЯБРЯ, ВТОРНИК “СЕВРЫБА “: - Грузовой отдел? Мы специально переждали еще и вчерашний день. Сегодня-то можем получить наш товар? ТАМОЖНЯ: - У нас нет ваших документов, звоните в стати стический отдел. “СЕВРЫБА “. - Статистический отдел? В чем задержка? ТАМОЖНЯ: - Позвоните завтра в грузовой отдел. 23 НОЯБРЯ, СРЕДА “СЕВРЫБА “: - Грузовой отдел? Где наши документы? ТАМОЖНЯ: - Не знаю, наверно, в статистическом. “СЕВРЫБА": - Статистический? Где наши документы? ТАМОЖНЯ: - Они давно у нас прошли, звоните в валютный. “СЕВРЫБА “ : - Валютный? Где наши документы? ТАМОЖНЯ: - У нас их нет. “СЕВРЫБА “: - Грузовой отдел? Где... ТАМОЖНЯ: - Ах да, календари, вде “Седов “? “СЕВРЫБА “: - Нет, там “Севрыба “. ТАМОЖНЯ: - Звоните в статистический. “СЕВРЫБА“: - Статистический? Где... ТАМОЖНЯ: - Звоните в грузовой. “СЕВРЫБА“: - Грузовой? Где... ТАМОЖНЯ: - Нашли ваши документы. Но у вас там ошибка: в графе “количество мест“ вместо цифры 12 стоит 22. Приходите, исправляйте. 25 НОЯБРЯ, ПЯТНИЦА “СЕВРЫБА": - Статистический? Мы вчера приходили, испра вили ошибку. Можно забрать груз? ТАМОЖНЯ: - Знаете что, сегодня пятница, давайте уж до понедельника. 28 НОЯБРЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК “СЕВРЫБА" В ТАМОЖНЕ: - Здравствуйте! Мы уже 10 дней не можем получить наш груз. Вот наши коробки. Можно взять? ТАМОЖНЯ: - Нет, еще не поступили из статистического документы. Давайте завтра. 29 НОЯБРЯ, ВТОРНИК “СЕВРЫБА“: - Грузовой? Как бы нам забрать наши календа ри? Номер груза такой-то, документ - такой-то. ТАМОЖНЯ: - У нас их нет. Звоните в статистический. “СЕВРЫБА“ : - Статистический? Как там номер такой-то?.. ТАМОЖНЯ: - Я не нашла ваших документов. Перезвоните через час. ЧЕРЕЗ ЧАС “СЕВРЫБА“: - Ну что, нашли? ТАМОЖНЯ: - Нашла. Но у вас истек срок оформления доку ментов. Мы их теперь обрабатывать не будем. Оформляйте новые. * * * Вот вам и сказочка на современный лад за 21 миллион рублей плюс... А “плюс“ означает вот что. Во-первых, за хранение груза надо будет доплачивать (?!). Во-вторых, время, впустую потраченное на пустые перезвани вания. И - нервы! Хотя любому ясно, как оно должно быть: получатель груза приносит документы и квитанцию об оплате услуг, а таможня сообщает ему, в какой день и в какое время ее сотрудник пригла сит получателя за товаром. Тем более что все отделы таможни не за сотни верст друг от друга, а в соседних кабинетах одного и того же здания. Неужели за 21 миллион рублей трудно перейти из кабинета в кабинет? Это календари - товар, которому не требуются сертификаты качества, заключения санитарных служб. А если бы продукты питания? Еще хуже, если это рыба. Попробуйте растаможить выловлен ную вами рыбу и доставленную в Россию... Потратите уйму вре мени. Поневоле задумаетесь: а не проще ли сдать ее в инпорту, затратив на все полчаса? Ведь для любого бизнесмена (а теперь каждый руководитель вынужден денно и нощно думать о выгодах и затратах) время - деньги. Инна БЕРЕЗЮК
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz