Рыбный Мурман. 1994 г. Декабрь.
№ 48 (4544) 2 - 8 декабря 1994 года юбиляре - пером истории >' Г 1И у//"" ';;:'- W/. VAV VAV •и/л* w h A v . w W M •«, D R : ЙКГмсЯ» Й К •ЛУ/Л У//Л Главный редакт Виктор ГЕОРГИ Заместитель главного редактора Сергей МИРОНОВ Ответственный секретарь Ольга МИЛЮТИНА Заместители ответсекретаря Валентина КУЗЯКИНА Любовь ЛЕБЕДЕВА Обозреватели: Сергей АРХИПОВ культура, экология Владимир КИКИНОВ рынок и бизнес Заведующие отделами Павел БЫСТРОУМОВ письма и статистика В день рождения судоверфи - 1 декабря 1924 г. - траловому флоту было немногим более четырех лет и он состоял из 12 старых изношенных тральщи ков. Судоверфь размещалась в одноэтажном деревянном зда нии, где почти все судоремонт ные работы выполнялись вручную. В декабре 1924 г. на судо верфи начали ремонт трауле ров: первыми были РТ-31 и РТ-33. В январе 1925 г. произ водился ремонт уже шести траулеров. Теперь с трудом верится, что ремонт судов осуществлялся коллективом, насчитывающим в то время всего лишь 15 человек: за ведующий, токарь, четыре слесаря, слесарь-инструмен тальщик, слесарь-моторист, слесарь-электрик, ученики, по два кузнеца и молотобойца (ведь о сварке еще не было и помину - главенствовала клеп ка) . Говоря о становлении Мур манской судоверфи, нельзя не вспомнить ее первого руково дителя - Виктора Ивановича Башмакова, много сделавшего для организации ремонта судов тралового флота. В. И. Башма- кову, начавшему свою работу в рыбной промышленности Севе ра после демобилизации из во енного флота, пришлось по существу из ничего создавать промышленную базу для судо ремонта промысловых судов. Ему довелось подобрать все станочное оборудование, ут верждать чертежи новых про изводственных цехов и слипа, организовать литейную и др. Впоследствии, в 1932 г., В. И. Башмаков был назначен глав ным инженером тралового фло та. Шли годы, рос и мужал про мысловый флот Севера, крепла и его судоремонтная база. Верфь расширялась и увеличи вала объем производства. Строились новые производст венные помещения, выпуска лись новые типы судов. В 1931 г. верфь деревянного судостроения, коллектив кото рой насчитывал уже 450 чело век, выпускала мелкие суда. Было освоено строительство деревянных палубно-моторных рыболовецких судов водоизме щением 43 т, мощностью дви гателя 35-50 л. с. Вслед за этим был сделан новый значи тельный шаг в технике дере вянного судостроения: со стапелей сошел морской мо торный бот водоизмещением 90 т, мощностью машины 75 л. с. 12 декабря 1939 г. со стапе лей верфи был спущен на воду первый траулер с металличе ским корпусом - РТ “Михаил Громов Это была большая трудовая победа коллектива верфи. В 1940 г. Мурманская судоверфь достроила 2 трауле ра - “Иван Папанин“ и “Ва лерий Чкалов “ , строительство которых начиналось в Ле нинграде. За годы предвоенных пяти леток на Мурманской судовер фи сложился крепкий производственный ч коллектив, оказывающий большую помощь рыбакам. В канун Великой Отечественной войны, к июню 1941 г., рыбаки тралового фло та, опережая плановое зада ние, дали стране более 1 млн. ц рыбы. В этом была огромная заслуга судоремонтников. В первые же дни Великой Отечественной войны сотни рыбаков и судоремонтников с оружием в руках выступили на защиту Родины. В Северный военно-морской флот ушли це лые рыбацкие экипажи вместе со своими траулерами. На оставшихся тральщиках, непригодных к участию в воен ных действиях, вышли в море на лов рыбы моряки-пенсионе- ры, инвалиды, женщины. К станкам на судоверфи встали женщины и подростки. Еще крепче породнила их общая бе да, обрушившаяся на страну, они вместе делили трудности и невзгоды, которые принесла война. Рыбаки выходили в море и ловили рыбу непосредственно в зоне боевых действий. Судоре монтники ремонтировали воен ные корабли и рыболовные траулеры, выпускали оружие, воинское снаряжение. Люди самоотверженно трудились под огнем и бомбардировками фа шистских самолетов, при ост рой нехватке сырья, оборудования, продовольст вия. Мурманская судоверфь военных лет - это часть дей ствующей армии и геройски сражавшегося Северного флота. Все фронтовые тяго ты с избытком познала верфь. Работали судоремон тники по 12-14 часов в сут ки. Особенно донимали бомбежки: только в 1942- 1943 гг., например, на судо верфь было сброшено 11 тыс. зажигательных бомб. Причиненный предприятию ущерб составил 14 млн. руб. Генеральная реконструк ция рыбопромыслового фло та, начавшаяся в середине 1950-х годов, оснащение но вых судов совершенной тех никой поставили перед коллективом Мурманской судоверфи новые, более сложные задачи. Судоремон тникам приходилось ремон тировать суда, устанавливать на них ради олокаторы, радиопеленгато ры, рыбопоисковую аппаратуру, новые радио станции, сложное электро оборудование. Увеличивался не только объем, но менялся и характер судоремонтных работ. Менялся качественно и коллектив судоверфи, воз растали производственная культура судоремонтников, их профессиональный уро вень. Все это положительно влияло на повышение каче ства ремонтных работ. Невероятная трудность - назвать имена людей, целых династий, создававших сла ву предприятию. Опытными специалистами зарекомендо вали себя старший прораб Г. Ф. Левкин, мастер Д. Н. Трифанов, прораб Г. Я. Ба ев, мастера А. П. Миронов, А. И. Гусев, М. Е. Клещев, начальник слипа М. Я. Мо- щалгин, бригадиры слесарей А. В. Краев, М. И. Мальцев, А. Д. Жемчугов, А. И. Про хоров, А. П. Бачин, А. А. Анучин, бригадиры ко тельщиков А. Я. Денисов, П. Г. Лотонин, С. И. Тюка- вин, П. И. Гулешов и мно гие другие. За 70 лет своего сущест вования судоверфь превра тилась из маленькой мастерской в крупное судо ремонтное объединение. Пе реживаемые сегодня коллизии - новое испытание на прочность старейшего и крупнейшего берегового предприятия Мурмана. И снова на повестке дня ло зунг - выстоять и победить! а н НПВБс£ Газета зарегистрирована в Министерстве печати и информации Российской Федерации. Per. №0110765. УЧРЕДИТЕЛЬ: редакция газеты Рыбный Мурман". Корреспонденты Вероника ПРЕДЕИНА Владимир СГУДЕНЕЦ Андрей ПРОНИН, фотокорреспондент Собственные корреспонденты: Валерий ПЕТРОВ г. Москва (116-65-43) Геннадий ЮДЕНКО г. Санкт-Петербург (585-89-67) Александр ТРУБИН г. Петрозаводск (7-30-08) Эрнст ЗЕЛЕНИН г. Архангельск (43-80-92) Енокопяй ТЕРЗЯН г. Харьков (63-22-36) г. Гудауты (Абхазия, 34-96) Александр БРЫСОВ г. Кандалакша (3-39-16) Стейн CHEBE Норвегия (085 99733) Веса ХААТАЯ Финляндия (9692-31116) Елена ЛЕПИХОВА главный бухгалтер Анна ДЯКИНА технический редактор Людмила МИЛАНОВА Оксана КУЗЯКИНА операторы компьютерного набора Ирина ВЕРТ-МИЛЛЕР референт ТЕЛЕФОНЫРЕДАКЦИИ: 55-32-19,55-32-29, 55-29-98. Телефакс 55-29-59. АДРЕС РЕДАКЦИИ: 183012 , г. Мурманск , ул. Папанина, 17. Н ашр/счет № 609173 в КБ “Мурман “ г. Мурманска. Корсчет 700161503. МФО 221016. Индекс подписки 52832. Выходит еженедельно, по пятницам. Средний тираж 20000 экз. Подписано в печать 1 декабря 1994 г. в 13.00. Цена в розницу 700 руб. Адрес издательства: Мурманское издательско- полиграфическое предприятие “Север" Комитета Российской Федерации по печати. 183038, г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. Газета издается при содействии AOOT uMyi у р м а н - ф лот“, управления “Севрыб- промразведка “ ТОО " Се верная корона ", ,(Союз рыбопромышленников Се вера ", корпорации ". Крамдс - центр ".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz