Рыбный Мурман. 1994 г. Декабрь.

№ 48 (4544) 2 - 8 декабря 1994 года юбиляре - пером истории >' Г 1И у//"" ';;:'- W/. VAV VAV •и/л* w h A v . w W M •«, D R : ЙКГмсЯ» Й К •ЛУ/Л У//Л Главный редакт Виктор ГЕОРГИ Заместитель главного редактора Сергей МИРОНОВ Ответственный секретарь Ольга МИЛЮТИНА Заместители ответсекретаря Валентина КУЗЯКИНА Любовь ЛЕБЕДЕВА Обозреватели: Сергей АРХИПОВ культура, экология Владимир КИКИНОВ рынок и бизнес Заведующие отделами Павел БЫСТРОУМОВ письма и статистика В день рождения судоверфи - 1 декабря 1924 г. - траловому флоту было немногим более четырех лет и он состоял из 12 старых изношенных тральщи­ ков. Судоверфь размещалась в одноэтажном деревянном зда­ нии, где почти все судоремонт­ ные работы выполнялись вручную. В декабре 1924 г. на судо­ верфи начали ремонт трауле­ ров: первыми были РТ-31 и РТ-33. В январе 1925 г. произ­ водился ремонт уже шести траулеров. Теперь с трудом верится, что ремонт судов осуществлялся коллективом, насчитывающим в то время всего лишь 15 человек: за­ ведующий, токарь, четыре слесаря, слесарь-инструмен­ тальщик, слесарь-моторист, слесарь-электрик, ученики, по два кузнеца и молотобойца (ведь о сварке еще не было и помину - главенствовала клеп­ ка) . Говоря о становлении Мур­ манской судоверфи, нельзя не вспомнить ее первого руково­ дителя - Виктора Ивановича Башмакова, много сделавшего для организации ремонта судов тралового флота. В. И. Башма- кову, начавшему свою работу в рыбной промышленности Севе­ ра после демобилизации из во­ енного флота, пришлось по существу из ничего создавать промышленную базу для судо­ ремонта промысловых судов. Ему довелось подобрать все станочное оборудование, ут­ верждать чертежи новых про­ изводственных цехов и слипа, организовать литейную и др. Впоследствии, в 1932 г., В. И. Башмаков был назначен глав­ ным инженером тралового фло­ та. Шли годы, рос и мужал про­ мысловый флот Севера, крепла и его судоремонтная база. Верфь расширялась и увеличи­ вала объем производства. Строились новые производст­ венные помещения, выпуска­ лись новые типы судов. В 1931 г. верфь деревянного судостроения, коллектив кото­ рой насчитывал уже 450 чело­ век, выпускала мелкие суда. Было освоено строительство деревянных палубно-моторных рыболовецких судов водоизме­ щением 43 т, мощностью дви­ гателя 35-50 л. с. Вслед за этим был сделан новый значи­ тельный шаг в технике дере­ вянного судостроения: со стапелей сошел морской мо­ торный бот водоизмещением 90 т, мощностью машины 75 л. с. 12 декабря 1939 г. со стапе­ лей верфи был спущен на воду первый траулер с металличе­ ским корпусом - РТ “Михаил Громов Это была большая трудовая победа коллектива верфи. В 1940 г. Мурманская судоверфь достроила 2 трауле­ ра - “Иван Папанин“ и “Ва­ лерий Чкалов “ , строительство которых начиналось в Ле­ нинграде. За годы предвоенных пяти­ леток на Мурманской судовер­ фи сложился крепкий производственный ч коллектив, оказывающий большую помощь рыбакам. В канун Великой Отечественной войны, к июню 1941 г., рыбаки тралового фло­ та, опережая плановое зада­ ние, дали стране более 1 млн. ц рыбы. В этом была огромная заслуга судоремонтников. В первые же дни Великой Отечественной войны сотни рыбаков и судоремонтников с оружием в руках выступили на защиту Родины. В Северный военно-морской флот ушли це­ лые рыбацкие экипажи вместе со своими траулерами. На оставшихся тральщиках, непригодных к участию в воен­ ных действиях, вышли в море на лов рыбы моряки-пенсионе- ры, инвалиды, женщины. К станкам на судоверфи встали женщины и подростки. Еще крепче породнила их общая бе­ да, обрушившаяся на страну, они вместе делили трудности и невзгоды, которые принесла война. Рыбаки выходили в море и ловили рыбу непосредственно в зоне боевых действий. Судоре­ монтники ремонтировали воен­ ные корабли и рыболовные траулеры, выпускали оружие, воинское снаряжение. Люди самоотверженно трудились под огнем и бомбардировками фа­ шистских самолетов, при ост­ рой нехватке сырья, оборудования, продовольст­ вия. Мурманская судоверфь военных лет - это часть дей­ ствующей армии и геройски сражавшегося Северного флота. Все фронтовые тяго­ ты с избытком познала верфь. Работали судоремон­ тники по 12-14 часов в сут­ ки. Особенно донимали бомбежки: только в 1942- 1943 гг., например, на судо­ верфь было сброшено 11 тыс. зажигательных бомб. Причиненный предприятию ущерб составил 14 млн. руб. Генеральная реконструк­ ция рыбопромыслового фло­ та, начавшаяся в середине 1950-х годов, оснащение но­ вых судов совершенной тех­ никой поставили перед коллективом Мурманской судоверфи новые, более сложные задачи. Судоремон­ тникам приходилось ремон­ тировать суда, устанавливать на них ради­ олокаторы, радиопеленгато­ ры, рыбопоисковую аппаратуру, новые радио­ станции, сложное электро­ оборудование. Увеличивался не только объем, но менялся и характер судоремонтных работ. Менялся качественно и коллектив судоверфи, воз­ растали производственная культура судоремонтников, их профессиональный уро­ вень. Все это положительно влияло на повышение каче­ ства ремонтных работ. Невероятная трудность - назвать имена людей, целых династий, создававших сла­ ву предприятию. Опытными специалистами зарекомендо­ вали себя старший прораб Г. Ф. Левкин, мастер Д. Н. Трифанов, прораб Г. Я. Ба­ ев, мастера А. П. Миронов, А. И. Гусев, М. Е. Клещев, начальник слипа М. Я. Мо- щалгин, бригадиры слесарей А. В. Краев, М. И. Мальцев, А. Д. Жемчугов, А. И. Про­ хоров, А. П. Бачин, А. А. Анучин, бригадиры ко­ тельщиков А. Я. Денисов, П. Г. Лотонин, С. И. Тюка- вин, П. И. Гулешов и мно­ гие другие. За 70 лет своего сущест­ вования судоверфь превра­ тилась из маленькой мастерской в крупное судо­ ремонтное объединение. Пе­ реживаемые сегодня коллизии - новое испытание на прочность старейшего и крупнейшего берегового предприятия Мурмана. И снова на повестке дня ло­ зунг - выстоять и победить! а н НПВБс£ Газета зарегистрирована в Министерстве печати и информации Российской Федерации. Per. №0110765. УЧРЕДИТЕЛЬ: редакция газеты Рыбный Мурман". Корреспонденты Вероника ПРЕДЕИНА Владимир СГУДЕНЕЦ Андрей ПРОНИН, фотокорреспондент Собственные корреспонденты: Валерий ПЕТРОВ г. Москва (116-65-43) Геннадий ЮДЕНКО г. Санкт-Петербург (585-89-67) Александр ТРУБИН г. Петрозаводск (7-30-08) Эрнст ЗЕЛЕНИН г. Архангельск (43-80-92) Енокопяй ТЕРЗЯН г. Харьков (63-22-36) г. Гудауты (Абхазия, 34-96) Александр БРЫСОВ г. Кандалакша (3-39-16) Стейн CHEBE Норвегия (085 99733) Веса ХААТАЯ Финляндия (9692-31116) Елена ЛЕПИХОВА главный бухгалтер Анна ДЯКИНА технический редактор Людмила МИЛАНОВА Оксана КУЗЯКИНА операторы компьютерного набора Ирина ВЕРТ-МИЛЛЕР референт ТЕЛЕФОНЫРЕДАКЦИИ: 55-32-19,55-32-29, 55-29-98. Телефакс 55-29-59. АДРЕС РЕДАКЦИИ: 183012 , г. Мурманск , ул. Папанина, 17. Н ашр/счет № 609173 в КБ “Мурман “ г. Мурманска. Корсчет 700161503. МФО 221016. Индекс подписки 52832. Выходит еженедельно, по пятницам. Средний тираж 20000 экз. Подписано в печать 1 декабря 1994 г. в 13.00. Цена в розницу 700 руб. Адрес издательства: Мурманское издательско- полиграфическое предприятие “Север" Комитета Российской Федерации по печати. 183038, г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. Газета издается при содействии AOOT uMyi у р м а н - ф лот“, управления “Севрыб- промразведка “ ТОО " Се­ верная корона ", ,(Союз рыбопромышленников Се­ вера ", корпорации ". Крамдс - центр ".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz