Рыбный Мурман. 1994 г. Декабрь.

Морской дайджест № 49 J4545) 9 - 15 декабря 1994 года Г Газета зарегистрирована в Министерстве печати и информации Российской Федерации. Per. №0110765. УЧРЕДИТЕЛЬ: редакция газеты ’'Рыбный Мурман". Главный редактор Виктор ГЕОРГИ Заместитель пивного редактора Сергей МИРОНОВ Ответственный секретарь Ольга МИЛЮТИНА Заместители ответсекретара Валентина КУЗЯКИНА Любовь ЛЕБЕДЕВА Обозреватели: Сергей АРХИПОВ культура, экплошя Инна БЕРЕЗЮК экономика \ Владимир КИКИНОВ рынок и бизнес Заведующие отделами: Павел БЫСТРОУМОВ письма н статистика Корреспонденты Вероника ПРВДЕИНА Владимир СТУДЕНЕЦ Андрей ПРОНИН, фотокорреспондент Собственные корреспонденты: Валерий ПЕТРОВ г. Москва (116-65-43) Геннадии ЮДЕНКО г. Санкт-Петербург (585-89-67) Александр ТРУБИН г. Петрозаводск (7-30-08) Эрнст ЗЕЛЕНИН г. Архангельск (43-80-92) Енокентнй ТЕРЗЯН г. Харьков (63-22-36) г. Гудауты (Абхазия, 34-96) Александр БРЫСОВ г. Кандалакша (3-39-16) • • * Елена ЛЕПИХОВА главный бухгалтер Анна ДЯКИНА технический редактор Людмила МИЛАНОВА Оксана КУЗЯКИНА операторы компьютерного набора Ирина ВЕРТ-МИЛЛЕР референт ТЕЛЕФОНЫРЕДАКЦИИ: 55-32-19,55-32-29, 55-29-98 . Телефакс 55-29-59 . АДРЕС РЕДАКЦИИ: 183012 , г. Мурманск , ул. Папанина, 17, Наш р/счет № 609173 в K F ‘Мурман “ г. Мурманска. Корсчет 700161503. МФО 221016. Индекс подписки 52832. Выходит еженедельно, по пятницам. Средний тираж 20000 экз. Подписано в печать 8 декабря 1994 г. в 13.00. Цена в розницу 700 руб. Адрес издательства: Мурманское издательско- полиграфическое предприятие “Север" Комитета Российской Федерации по печати. 183038, г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. Газета издается при I содействии АООТ “Мурман - I ский траловый флот “ I “ Мурманръюпром “, “Севрыб- I холодфлот“, иКарелрыбфлот“, I управления “Севрыб- I промразведка “ ТОО “Се- I верная коронаи, “Союз I рыбопромышленников Се - | вера“, корпорации “Крамдс - I центр“. ЫЕНЫИ УРМАН НЫРЯЛЬЩИК НАШЕЛ ПОРТ ПОД НОСОМ У ЖИТЕЛЕЙ СТОКГОЛЬМА - Просто невероятно, что никто до сих пор не обнаружил эти суда, лежащие так близко к берегу и так неглубоко, - заметил ныряльщик Енни Сундквист из поисковой фирмы “Октопус Дюк АВ“. - Дело, видимо, *в том, что дно в этих местах илистое, а вода мутная, так что видимость плохая... 20 лет Енни Сундквист ищет древности на морском дне. И вот под самым носом у жителей пригорода Стокголь­ ма - Накки обнаружил остат­ ки восьми древних датских судов. Они покоятся на глу­ бине десять метров у берега одного из проливов, ведущих к столице. Очевидно, в этом месте находился средневеко­ вый датский порт. В датской лоции XIY века, в которой были собраны опи­ сания многочисленных фарва­ теров в Балтийском море, сохранилось название “ма­ ленькая Швеция” . Именно так, возможно, называлось тогда небольшое поселение рядом с портом. Там датчане, видимо, укрывались от непо­ годы и нападений шведов. Во времена распада Каль­ марской унии, объединявшей в 1397-1523 годах Данию и Норвегию с Исландией и Швецию с Финляндией под властью датских королей, датчане не раз осаждали не­ покорный Стокгольм. В 1520 году Кристиану Второму все же удалось захватить этот го­ род, после чего там была уст­ роена кровавая баня. В тех боевых действиях важную роль могла играть и “малень­ кая Швеция “. Отталкиваясь от старой датской лоции, Енни Сундк­ вист и его коллеги начали ис­ кать это поселение сначала на карте, то есть определять место, где оно могло бы нахо­ диться. - Работа подводных архео­ логов, - говорит Енни Сундк­ вист, - часто начинается с детективных поисков в ста­ рых манускриптах или на древних картах, которые мо­ гут дать толчок к размышле­ ниям и догадкам. После этого мы приступаем к обследова­ нию дна... После долгих споров ны­ ряльщики сошлись на том, что “маленькая Швеция” могла находиться на 6epeiy небольшого залива рядом с крошечным островком, кото- Ш й ныне носит название ведский холм. Они спусти­ лись там под воду и вскоре действительно обнаружили остов древнего судна. Потом еще семь! Самое крупное бы­ ло, видимо, длиной 50 метров и водоизмещением в две ты­ сячи тонн. Однако Енни Сундквист убежден, что этими находка­ ми дело не ограничится. В том месте должны быть ос­ татки по крайней мере еще десяти судов. Руководитель ныряльщи­ ков предполагает, что датские суда были потоплены шведа­ ми во время нападений на по­ селения датчан. - Я уверен почти на сто процентов, - говорит Енни Сундквист, - что мы открыли средневековый порт. Это под­ тверждается археологически­ ми раскопками на берегу, где удалось найти остатки хар­ чевни, складов и, возможно, увеселительного притона... Три года назад Енни Сун- дквисту и его коллегам дове­ лось сделать громкое подводное открытие: на дне пролива в стокгольмских шхерах они обнаружили остов флагманского корабля швед­ ского флота “Любека Сван“ ( “Лебедь Любека”) , на бор­ ту которого датский король Кристиан Второй был вынуж­ ден подписать в 1523 году акт о капитуляции, означавший развал Кальмарской унии и независимость Швеции. По­ зже, попав в сильный шторм, это судно затонуло. И вот теперь Енни Сундк­ вист со своей командой ны­ ряльщиков сделал новую важную находку на дне, кото­ рая относится к тем годам. “Дагенс нюхетер“. Стокгольм. ТРАУЛЕР ВЕРНУЛСЯ В ПОРТ БЕЗ КАПИТАНА, но информация об этом секретна Спектр преступных действий граждан все время расширяется. Одна из послед­ них криминальных новинок - выбрасывание капитанов рыболовецких траулеров в волны Мирового океана. По всей видимости, подобная судьба постигла капита­ на супертраулера “Новобатайск“ - 53-летнего Георгия Милеева. По одной из версий, супертраулер вернул­ ся из Новой Зеландии в порт Находка без ка­ питана, и, естественно, такой пропажей заинтересовались сотрудники водного отдела портовой милиции. По словам начальника от­ дела полковника Анатолия Баранова, на борту траулера была крупная сумма валюты, что и могло толкнуть членов экипажа на преступле­ ние. По подозрению в совершении убийства капитана арестованы второй и третий его по­ мощники. Вопросы возникли самые простые: что именно за валюта была на борту траулера, заходил ли он в какие-либо порты по пути из Новой Зеландии в Находку, на что могли рас­ считывать преступники, спокойно возвраща­ ясь в родной порт без капитана?.. В Комитете по рыболовству сообщили, что главным специалистом по ответам на такие наивные вопросы является начальник управ­ ления мореплавания портов и охраны труда Андрей Козлов. - А вы не знаете, кому принадлежит суд­ но? - спросил Андрей Александрович и, получив отрицательный ответ, обещал выяс­ нить подробности. Однако последующее общение с главным начальником по охране труда рыбаков оказа­ лось столь же “продуктивным . Сообщив, что это какая-то уголовщина, он порекомендовал обратиться в местные органы. - Часто ли случалось, что супертраулеры возвращались в порты без капитанов? - Люди пропадали часто, но капитан исчез впервые, - коротко заключил он, давая по­ нять, что разговор окончен. Более конкретно ответила начальник пресс-службы Комитета Ирина Юрьевна Еф­ ремова. После недолгих переговоров с опера­ тивным дежурным она сообщила, что вроде бы такой факт имел место, и, кажется, этим за­ нимается ФСК. Супертраулер же, по-видимо­ му, принадлежит акционерному обществу “Дальрыба“ , и посоветовала обратиться в эти две организации. С начальником Центра общественных свя­ зей ФСК Александром Георгиевичем Михай­ ловым общались при посредничестве человека, представившегося как “приемная Центра общественных связей “ . Выступая в качестве медиума, он сообщил, что такой ин- не обладает, онтакт с представителями “Дальрыбы“ России еще более запутал ситуацию. Дежур­ ная акционерного общества сообщила, что знает обо всем понаслышке, и траулер при­ надлежит вовсе не им, а акционерному обще­ ству “Бамор“ , и посоветовала связаться с этой инстанцией. Правда, добавила: “Зачем им надо говорить что-то корреспонденту из Москвы? Тем более что поговаривают о ка­ кой-то контрабанде “ , - сообщила сердоболь­ ная женщина. Все попытки дозвониться до “Бамора“ ус­ пехом не увенчались. Впрочем, как и общение с местными органами. “У вас что, своих про­ блем нет? - сказал забывший представиться тайск“ был (?) достоверно. “ Известия “. илеев. Вот это - ШВЕДЫ “ Р Е Ж У Т “ БАЛТИКУ В Швеции возник свой проект “покоре­ ния природы". Инженер Альф Юханссон, долгие годы работавший на стройках швед­ ского концерна “Нитро Нобель“ в разных странах, предложил перегородить мощной дамбой Ботнический залив и превратить его северную часть (примерно одну треть залива) в огромное Ботническое озеро. По мысли инженера, это принесет колоссаль­ ную выгоду двум прибрежным странам - Швеции и Финляндии. Дамба отсечет озеро от солонова­ тых балтийских вод, а впадающие в северную часть Ботнического залива реки (их более 60) через несколько лет сделают его пресноводным. В мире, в частности на Ближнем Востоке, все острее ощущается дефицит питьевой воды, поэ­ тому водные ресурсы Ботнического озера можно будет выгодно продавать. Альф Юханссон под­ считал, что в год Швеция и Финляндия будут способны экспортировать 100-200 миллиардов кубометров пресной воды, что принесет им около 40 миллиардов долларов. “Технически этот план вполне можно реали- зовать“ , - утверждает Альф Юханссон. Он счи­ тает, что дамбу следует построить в самом узком месте Ботнического залива - между прибрежны­ ми городами Умео в Швеции и Васа в Финлян­ дии. Протяженность дамбы там составит 60 километров, для ее строительства можно исполь­ зовать пустую породу, которую выбрасывают на поверхность шахты Севера Швеции. Эту дамбу будет выгодно использовать и для других целей, например проложить по ней же­ лезную дорогу и автотрассу, а также установить 800 ветроэлектростанций, которые способны дать столько же энергии, сколько сегодня произ­ водят все атомные электростанции Швеции. Воду же из озера, по замыслу Альфа Юхан- ссона, будут экспортировать самым дешевым способом - помещать ее в огромные пластиковые мешки и буксировать по морям и океанам. Для прохода судов в дамбе планируется построить шлюзы. Как же отнес­ лись на Севере Ев­ ропы к этой затее? Как к чистой фан­ тазии? Не похоже. Стокгольмская га­ зета “Экспрессен“ сообщает, что пла­ ном Альфа Юханс- сона “всерьез заинтересовались местные власти се­ верных провинций Швеции и Финлян­ дии", что он пол­ учает поддержку в шведской Научно­ инженерной акаде­ мии. Хельсинки. ЛОВИ РЫБКУ, НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА На дне моря у Лофотен­ ских островов, находящихся у побережья заполярной Норвегии, построены два экспериментальных “рыбьих городка*. Ученые универси­ тета города Тромсе считают, что их идея позволит облег­ чить опасную профессию ры­ баков. Подводные “города14 возве­ дены на глубине 40 метров. Они состоят из бетонных по­ строек высотой до семи метров и весом по 60 тонн каждая с многочисленными окнами в стенах. В стенах рыбьих домов, ут­ верждают ихтиологи, собира'ет- ся планктон и другие мелкие морские организмы, которыми питается рыба. Обилие корма привлекает косяки трески, пикши, сайды и других про­ мысловых рыб. Тралами здесь, конечно, ни­ чего не поймать, поэтому оудут применяться, как говорит руко- Арне Твейт, водитель проекта верши особой конструкции, опускаемые с борта рыооловно- го судна. Неплохо работают и обычные крючки. Норвежские рыбаки пока не очень верят в эффективность затеи, несмотря на то, что вла­ сти выделили на ее реализа­ цию 2,5 миллиона крон (примерно 300 тысяч долла­ ров) . А вот у их коллег в Да­ нии проект, осуществляемый у Лофотенских островов, вызвал интерес. Датчане тоже хотят построить “рыбьи городки“ у берегов своей страны. Хельсинки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz