Рыбный Мурман. 1994 г. Декабрь.
Морской дайджест № 49 J4545) 9 - 15 декабря 1994 года Г Газета зарегистрирована в Министерстве печати и информации Российской Федерации. Per. №0110765. УЧРЕДИТЕЛЬ: редакция газеты ’'Рыбный Мурман". Главный редактор Виктор ГЕОРГИ Заместитель пивного редактора Сергей МИРОНОВ Ответственный секретарь Ольга МИЛЮТИНА Заместители ответсекретара Валентина КУЗЯКИНА Любовь ЛЕБЕДЕВА Обозреватели: Сергей АРХИПОВ культура, экплошя Инна БЕРЕЗЮК экономика \ Владимир КИКИНОВ рынок и бизнес Заведующие отделами: Павел БЫСТРОУМОВ письма н статистика Корреспонденты Вероника ПРВДЕИНА Владимир СТУДЕНЕЦ Андрей ПРОНИН, фотокорреспондент Собственные корреспонденты: Валерий ПЕТРОВ г. Москва (116-65-43) Геннадии ЮДЕНКО г. Санкт-Петербург (585-89-67) Александр ТРУБИН г. Петрозаводск (7-30-08) Эрнст ЗЕЛЕНИН г. Архангельск (43-80-92) Енокентнй ТЕРЗЯН г. Харьков (63-22-36) г. Гудауты (Абхазия, 34-96) Александр БРЫСОВ г. Кандалакша (3-39-16) • • * Елена ЛЕПИХОВА главный бухгалтер Анна ДЯКИНА технический редактор Людмила МИЛАНОВА Оксана КУЗЯКИНА операторы компьютерного набора Ирина ВЕРТ-МИЛЛЕР референт ТЕЛЕФОНЫРЕДАКЦИИ: 55-32-19,55-32-29, 55-29-98 . Телефакс 55-29-59 . АДРЕС РЕДАКЦИИ: 183012 , г. Мурманск , ул. Папанина, 17, Наш р/счет № 609173 в K F ‘Мурман “ г. Мурманска. Корсчет 700161503. МФО 221016. Индекс подписки 52832. Выходит еженедельно, по пятницам. Средний тираж 20000 экз. Подписано в печать 8 декабря 1994 г. в 13.00. Цена в розницу 700 руб. Адрес издательства: Мурманское издательско- полиграфическое предприятие “Север" Комитета Российской Федерации по печати. 183038, г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. Газета издается при I содействии АООТ “Мурман - I ский траловый флот “ I “ Мурманръюпром “, “Севрыб- I холодфлот“, иКарелрыбфлот“, I управления “Севрыб- I промразведка “ ТОО “Се- I верная коронаи, “Союз I рыбопромышленников Се - | вера“, корпорации “Крамдс - I центр“. ЫЕНЫИ УРМАН НЫРЯЛЬЩИК НАШЕЛ ПОРТ ПОД НОСОМ У ЖИТЕЛЕЙ СТОКГОЛЬМА - Просто невероятно, что никто до сих пор не обнаружил эти суда, лежащие так близко к берегу и так неглубоко, - заметил ныряльщик Енни Сундквист из поисковой фирмы “Октопус Дюк АВ“. - Дело, видимо, *в том, что дно в этих местах илистое, а вода мутная, так что видимость плохая... 20 лет Енни Сундквист ищет древности на морском дне. И вот под самым носом у жителей пригорода Стокголь ма - Накки обнаружил остат ки восьми древних датских судов. Они покоятся на глу бине десять метров у берега одного из проливов, ведущих к столице. Очевидно, в этом месте находился средневеко вый датский порт. В датской лоции XIY века, в которой были собраны опи сания многочисленных фарва теров в Балтийском море, сохранилось название “ма ленькая Швеция” . Именно так, возможно, называлось тогда небольшое поселение рядом с портом. Там датчане, видимо, укрывались от непо годы и нападений шведов. Во времена распада Каль марской унии, объединявшей в 1397-1523 годах Данию и Норвегию с Исландией и Швецию с Финляндией под властью датских королей, датчане не раз осаждали не покорный Стокгольм. В 1520 году Кристиану Второму все же удалось захватить этот го род, после чего там была уст роена кровавая баня. В тех боевых действиях важную роль могла играть и “малень кая Швеция “. Отталкиваясь от старой датской лоции, Енни Сундк вист и его коллеги начали ис кать это поселение сначала на карте, то есть определять место, где оно могло бы нахо диться. - Работа подводных архео логов, - говорит Енни Сундк вист, - часто начинается с детективных поисков в ста рых манускриптах или на древних картах, которые мо гут дать толчок к размышле ниям и догадкам. После этого мы приступаем к обследова нию дна... После долгих споров ны ряльщики сошлись на том, что “маленькая Швеция” могла находиться на 6epeiy небольшого залива рядом с крошечным островком, кото- Ш й ныне носит название ведский холм. Они спусти лись там под воду и вскоре действительно обнаружили остов древнего судна. Потом еще семь! Самое крупное бы ло, видимо, длиной 50 метров и водоизмещением в две ты сячи тонн. Однако Енни Сундквист убежден, что этими находка ми дело не ограничится. В том месте должны быть ос татки по крайней мере еще десяти судов. Руководитель ныряльщи ков предполагает, что датские суда были потоплены шведа ми во время нападений на по селения датчан. - Я уверен почти на сто процентов, - говорит Енни Сундквист, - что мы открыли средневековый порт. Это под тверждается археологически ми раскопками на берегу, где удалось найти остатки хар чевни, складов и, возможно, увеселительного притона... Три года назад Енни Сун- дквисту и его коллегам дове лось сделать громкое подводное открытие: на дне пролива в стокгольмских шхерах они обнаружили остов флагманского корабля швед ского флота “Любека Сван“ ( “Лебедь Любека”) , на бор ту которого датский король Кристиан Второй был вынуж ден подписать в 1523 году акт о капитуляции, означавший развал Кальмарской унии и независимость Швеции. По зже, попав в сильный шторм, это судно затонуло. И вот теперь Енни Сундк вист со своей командой ны ряльщиков сделал новую важную находку на дне, кото рая относится к тем годам. “Дагенс нюхетер“. Стокгольм. ТРАУЛЕР ВЕРНУЛСЯ В ПОРТ БЕЗ КАПИТАНА, но информация об этом секретна Спектр преступных действий граждан все время расширяется. Одна из послед них криминальных новинок - выбрасывание капитанов рыболовецких траулеров в волны Мирового океана. По всей видимости, подобная судьба постигла капита на супертраулера “Новобатайск“ - 53-летнего Георгия Милеева. По одной из версий, супертраулер вернул ся из Новой Зеландии в порт Находка без ка питана, и, естественно, такой пропажей заинтересовались сотрудники водного отдела портовой милиции. По словам начальника от дела полковника Анатолия Баранова, на борту траулера была крупная сумма валюты, что и могло толкнуть членов экипажа на преступле ние. По подозрению в совершении убийства капитана арестованы второй и третий его по мощники. Вопросы возникли самые простые: что именно за валюта была на борту траулера, заходил ли он в какие-либо порты по пути из Новой Зеландии в Находку, на что могли рас считывать преступники, спокойно возвраща ясь в родной порт без капитана?.. В Комитете по рыболовству сообщили, что главным специалистом по ответам на такие наивные вопросы является начальник управ ления мореплавания портов и охраны труда Андрей Козлов. - А вы не знаете, кому принадлежит суд но? - спросил Андрей Александрович и, получив отрицательный ответ, обещал выяс нить подробности. Однако последующее общение с главным начальником по охране труда рыбаков оказа лось столь же “продуктивным . Сообщив, что это какая-то уголовщина, он порекомендовал обратиться в местные органы. - Часто ли случалось, что супертраулеры возвращались в порты без капитанов? - Люди пропадали часто, но капитан исчез впервые, - коротко заключил он, давая по нять, что разговор окончен. Более конкретно ответила начальник пресс-службы Комитета Ирина Юрьевна Еф ремова. После недолгих переговоров с опера тивным дежурным она сообщила, что вроде бы такой факт имел место, и, кажется, этим за нимается ФСК. Супертраулер же, по-видимо му, принадлежит акционерному обществу “Дальрыба“ , и посоветовала обратиться в эти две организации. С начальником Центра общественных свя зей ФСК Александром Георгиевичем Михай ловым общались при посредничестве человека, представившегося как “приемная Центра общественных связей “ . Выступая в качестве медиума, он сообщил, что такой ин- не обладает, онтакт с представителями “Дальрыбы“ России еще более запутал ситуацию. Дежур ная акционерного общества сообщила, что знает обо всем понаслышке, и траулер при надлежит вовсе не им, а акционерному обще ству “Бамор“ , и посоветовала связаться с этой инстанцией. Правда, добавила: “Зачем им надо говорить что-то корреспонденту из Москвы? Тем более что поговаривают о ка кой-то контрабанде “ , - сообщила сердоболь ная женщина. Все попытки дозвониться до “Бамора“ ус пехом не увенчались. Впрочем, как и общение с местными органами. “У вас что, своих про блем нет? - сказал забывший представиться тайск“ был (?) достоверно. “ Известия “. илеев. Вот это - ШВЕДЫ “ Р Е Ж У Т “ БАЛТИКУ В Швеции возник свой проект “покоре ния природы". Инженер Альф Юханссон, долгие годы работавший на стройках швед ского концерна “Нитро Нобель“ в разных странах, предложил перегородить мощной дамбой Ботнический залив и превратить его северную часть (примерно одну треть залива) в огромное Ботническое озеро. По мысли инженера, это принесет колоссаль ную выгоду двум прибрежным странам - Швеции и Финляндии. Дамба отсечет озеро от солонова тых балтийских вод, а впадающие в северную часть Ботнического залива реки (их более 60) через несколько лет сделают его пресноводным. В мире, в частности на Ближнем Востоке, все острее ощущается дефицит питьевой воды, поэ тому водные ресурсы Ботнического озера можно будет выгодно продавать. Альф Юханссон под считал, что в год Швеция и Финляндия будут способны экспортировать 100-200 миллиардов кубометров пресной воды, что принесет им около 40 миллиардов долларов. “Технически этот план вполне можно реали- зовать“ , - утверждает Альф Юханссон. Он счи тает, что дамбу следует построить в самом узком месте Ботнического залива - между прибрежны ми городами Умео в Швеции и Васа в Финлян дии. Протяженность дамбы там составит 60 километров, для ее строительства можно исполь зовать пустую породу, которую выбрасывают на поверхность шахты Севера Швеции. Эту дамбу будет выгодно использовать и для других целей, например проложить по ней же лезную дорогу и автотрассу, а также установить 800 ветроэлектростанций, которые способны дать столько же энергии, сколько сегодня произ водят все атомные электростанции Швеции. Воду же из озера, по замыслу Альфа Юхан- ссона, будут экспортировать самым дешевым способом - помещать ее в огромные пластиковые мешки и буксировать по морям и океанам. Для прохода судов в дамбе планируется построить шлюзы. Как же отнес лись на Севере Ев ропы к этой затее? Как к чистой фан тазии? Не похоже. Стокгольмская га зета “Экспрессен“ сообщает, что пла ном Альфа Юханс- сона “всерьез заинтересовались местные власти се верных провинций Швеции и Финлян дии", что он пол учает поддержку в шведской Научно инженерной акаде мии. Хельсинки. ЛОВИ РЫБКУ, НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА На дне моря у Лофотен ских островов, находящихся у побережья заполярной Норвегии, построены два экспериментальных “рыбьих городка*. Ученые универси тета города Тромсе считают, что их идея позволит облег чить опасную профессию ры баков. Подводные “города14 возве дены на глубине 40 метров. Они состоят из бетонных по строек высотой до семи метров и весом по 60 тонн каждая с многочисленными окнами в стенах. В стенах рыбьих домов, ут верждают ихтиологи, собира'ет- ся планктон и другие мелкие морские организмы, которыми питается рыба. Обилие корма привлекает косяки трески, пикши, сайды и других про мысловых рыб. Тралами здесь, конечно, ни чего не поймать, поэтому оудут применяться, как говорит руко- Арне Твейт, водитель проекта верши особой конструкции, опускаемые с борта рыооловно- го судна. Неплохо работают и обычные крючки. Норвежские рыбаки пока не очень верят в эффективность затеи, несмотря на то, что вла сти выделили на ее реализа цию 2,5 миллиона крон (примерно 300 тысяч долла ров) . А вот у их коллег в Да нии проект, осуществляемый у Лофотенских островов, вызвал интерес. Датчане тоже хотят построить “рыбьи городки“ у берегов своей страны. Хельсинки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz