Рыбный Мурман. 1994 г. Август.
На пути к рынку № 34 (4530) 26 августа -*1 сентября 1994 года Не надо ля-ля • Сотрудничество ИЗ ПЛИМУТА - В КАНДАЛАКШУ Идет комплексное изучение Кандалакшско го залива. Богатейший фенологический и дру гой материал собран научными работниками Кандалакшского государственного заповедни ка. Ведут обширные исследования также со трудники, студенты МГУ, Санкт-Петербургского зоологического инсти тута и других научных учреждений. Неожиданная помощь пришла и из-за рубе жа. К комплексному изучению Кандалакшско го залива подключились англичане. Нынче здесь работали гидрографы Плимутской мор ской лаборатории (Великобритания). Собран ный материал после обработки будет представлен российской стороне. Александр БРЫСОВ, собкор “РМ“. к о м м е р ч е с к о й т а й н о й НЕ ЯВЛЯЕТСЯ! “Коммерческая тайна это понятие до вольно прочно вошло в нашу жизнь и, ка жется, уже приобрело тот статус, который обеспечивает бережное и почтительное от ношение. Все же необходимо знать, что сущест вует специальный перечень сведений, ко торые не могут составлять коммерческую тайну. Он был утвержден постановлением правительства России и обнародован “Рос сийской газетой “. Нельзя делать тайну из учредительных документов (скажем, решение о создании предприятия или договор учредителей). К уставу это относится тоже. Запрещено прятать регистрационные заявления, лицензии, патенты - то есть документы, которые дают право занимать ся предпринимательской деятельностью. Не могут составлять коммерческую тайну сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной де ятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему. Не могут быть секретом документы о платежеспособности, сведения о численно сти, составе работающих, их заработной плате и условиях труда. Если у вас в нали чии есть свободные рабочие места, то скры вать это правительство не разрешило, как, впрочем, и документы об уплате налогов и обязательных платежах. Следующий пункт, как надо понимать, рассчитан на очень честных предпринима телей. Запрещено делать коммерческую тайну из сведений о загрязнении окружа ющей среды, нарушении антимонопольно го законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, и вообще о всех нарушениях российских законов и размерах причинен ного при этом ущерба. Если должностные лица предприятия участвуют в кооперативах, малых пред приятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях, да и в других организациях, занимающихся предприни мательской деятельностью, то сокрытие данного факта тоже будет незаконным. Кроме того, государственным и муници пальным предприятиям, как в процессе их приватизации, так и до нее, нельзя отно сить к коммерческой тайне данные о раз мерах имущества предприятия и его денежных средствах, о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий. Тот же самый запрет на секреты дейст вует, когда речь идет о кредитных, торг овых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из российского законодатель ства и заключенных договоров, о договорах с кооперативными, иными негосударствен ными предприятиями, творческими и вре менными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами. Все вышеперечисленное обязано быть представлено по требованию не только, скажем, контролирующих и правоохрани тельных органов, но и трудового коллекти ва предприятия. В постановлении есть, правда, оговорка о том, что егодействие не распространяется на сведения, относимые к коммерческой тайне в соответствии с международными договорами, а также на сведения, которые составляют государственную тайну. По следнее, однако, как показывают происхо дящие сегодня события, нуждается в уточнении. лов, В. А. Попов, В. М. Бондаренко, А. В. Антуфьев и многие дру гие старшие специалисты, имея богатейший опыт, передают его молодежи, с флота на флот не бегают. - Тем не менее текучесть кадров и на ваших судах стала уже заметной. И номинальные хозяева траулеров - жители помор ских сел, отсиживаются дома. - Да, когда я пришел на флот, на моем первом судне вольно наемных было только три человека, остальные - колхозники. Сей час на "Обнинске" ни одного доморощенного помора нет. Беда в том, что суда сейчас обезличены. Было время, с приходом в порт команду встречал председатель колхоза или его представитель, говорили о нуждах, заботах. Они знали проблемы моряков, а мы знали все о колхозах и шли друг другу навстречу. Сейчас известно, что в колхозе "Север", которому принадлежит "Обнинск", мужики не обеспечиваются работой, четыре месяца без зарплаты сидят. А в экипаже моряки - наемные из СНГ - за рабатывают большие деньги, валюту. Автомобили покупают, дома строят на юге, у себя на родине. - Леонид Александрович, какие еще проблемы волнуют вас? - Дело в том, что за полугодие мы уже выбрали большую часть квоты. Пройдет еще немного времени, и суда, возможно, на при кол встанут. В каком финансовом положении тогда флот окажется, а вслед за ним - колхозы? - Я слышал рассуждения моряков, что в зимние штормы траулеры лучше в порту держать на отстое, а выходить на промысел только в благоприятное время. Действительно, наши моряки привыкли брать рыбу любой ценой. Но теперь жизнь заставляет напрасно не жечь топливо, механизмы тоже вхолостую гонять нет смысла. - Это резонное рассуждение. Дело в том, что зимой в месяц бывает до 15 штормовых суток. Судно гробится, а экипажу идет зарплата. Последние два осенне-зимних периода были очень тя желыми. Наши суда не какие-то гиганты, чтобы их не трепало. Они практически не ловили, а если и работали, то, мягко говоря, с на рушением правил. Конечно, руководителям флота над этим стоит подумать. Беседу вел Эрнст ЗЕЛЕНИН, собкор “РМ“. С капитаном СРТМ "Обнинск" Л. А. Каркавцевым не так давно мы встречались в море заочно: каждый день его голос звучал в эфире на промысловых советах. Леонид Александрович руково дил группой судов архангельских рыбаков-колхозников. А недавно "Обнинск" пришел в Архангельск. Траулер уже ста ренький, а в родном порту впервые. Как тут было не поговорить с капитаном. - Леонид Александрович, "Обнинск1 много лет как-то вы падал из поля зрения поморской прессы. Работал плохо или часто стоял в ремонте? - Вообще-то судно работало нормально. Насколько я знаю, у него не было случая невыполнения рейсового задания. Может быть, в больших передовиках не числился, но и отстающим никог да не был. На траулере ходили способные капитаны: В. А. Печов, В. А . Налетов. Наконец, судно год с лишним отстояло в ремонте, перед введением в класс Регистра. И я принял его в октябре про шлого года. - Но как капитан-флагман вы могли попросить судно но вое? - А кто на "Обнинске" работать будет? Я не выбираю - куда направят, туда и иду... Траулер, конечно, старый, его купили у "Мурманрыбпрома" в 1979 году, а построили в 76-м. - Интересно, каково сейчас его техническое состояние, ведь в таком возрасте кораблю скоро и "на гвозди" пора. - Машинная команда у нас крепкая. Сразу хочу сказать спасибо стармеху В. Т. Назарову, второму механику В. И. Григорьеву, мо тористу А. И. Гладышеву. Только благодаря им судно работает без сбоя, без больших ремонтов. Главный двигатель, правда, старый, мощность всего тысяча сил. - А капитан судно бережет? - Да. По крайней мере лично я стараюсь эксплуатировать его без перегруза, в щадящем режиме. Тем не менее мы способны морозить по 25 тонн рыбы в сутки. - Перед приходом в Архангельск, наверное, старались особенно? - Дело в том, что до этого у нас в Мурманске был небольшой К емонт. К сожалению, в то время, когда отменно ловилась рыба, моменту выхода "Обнинска" в море районы, где шел интенсив ный промысел, уже были закрыты. - И тем не менее экипаж с рейсовым заданием справил ся? - По плану мы должны были изготовить 81 тонну продукции, а сделали 193 тонны, то есть выполнение более чем на 200 процен тов. - Кстати, о закрытых районах. Как известно, делается это для сохранения рыбных запасов. Когда я находился в море, то узнал, что некоторые траулеры, имея на борту научного сотрудника, получают "добро" на вход в эти районы и рабо тают там в промысловом режиме. - Мое мнение, как моряка со стажем, однозначное. Считаю, что закрытие районов для сохранения ресурсов - явление нормальное. Это, может быть, надо было делать намного раньше, чтобы в Ба ренцевом море что-то осталось нашим детям, и, поскольку сам дедушка, хочу надеяться, что и нашим внукам. Действия норвежской стороны и наших рыбоохранных органов считаю правильными. Но я не могу понять, почему траулерам не которых организаций позволяют работать в этих закрытых зонах. ^ Причем, якобы в научных целях. Я знаю, что такое научные работы в море: ходил с учеными промразведки, опредепяюшими перс пективы промысла, - деятельность тоже для будущего. Но когда в одном квадрате (а квадрат - это 10x10 миль), где много рыбы, работают 5-6 научных судов, и не день-два, а месяц, я считаю, это - узаконенное браконьерство. - Леонид Александрович, теперь к вам вопрос как капи- тану-флагману. Вы руководите группой судов, и вам виднее, как работают архангельские рыоаки-колхозники. - По сравнению с другими флотами наши моряки хуже не ра ботали никогда, и сейчас держат свою марку. Старые кадры, и прежде всего капитаны А. В. Малыгин, С . В. Нечаев, Л. Н. Вербо- . I A A w Л Актуальное интервью На снимк<& капитан Л. А. Каркавцев у борта “Обнинска"; перекур... без курева; стармех СРТМ “Коткино* В. А. Широкий. Фото автора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz