Рыбный Мурман. 1994 г. Август.

На пути к рынку № 34 (4530) 26 августа -*1 сентября 1994 года Не надо ля-ля • Сотрудничество ИЗ ПЛИМУТА - В КАНДАЛАКШУ Идет комплексное изучение Кандалакшско­ го залива. Богатейший фенологический и дру­ гой материал собран научными работниками Кандалакшского государственного заповедни­ ка. Ведут обширные исследования также со­ трудники, студенты МГУ, Санкт-Петербургского зоологического инсти­ тута и других научных учреждений. Неожиданная помощь пришла и из-за рубе­ жа. К комплексному изучению Кандалакшско­ го залива подключились англичане. Нынче здесь работали гидрографы Плимутской мор­ ской лаборатории (Великобритания). Собран­ ный материал после обработки будет представлен российской стороне. Александр БРЫСОВ, собкор “РМ“. к о м м е р ч е с к о й т а й н о й НЕ ЯВЛЯЕТСЯ! “Коммерческая тайна это понятие до­ вольно прочно вошло в нашу жизнь и, ка­ жется, уже приобрело тот статус, который обеспечивает бережное и почтительное от­ ношение. Все же необходимо знать, что сущест­ вует специальный перечень сведений, ко­ торые не могут составлять коммерческую тайну. Он был утвержден постановлением правительства России и обнародован “Рос­ сийской газетой “. Нельзя делать тайну из учредительных документов (скажем, решение о создании предприятия или договор учредителей). К уставу это относится тоже. Запрещено прятать регистрационные заявления, лицензии, патенты - то есть документы, которые дают право занимать­ ся предпринимательской деятельностью. Не могут составлять коммерческую тайну сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной де­ ятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему. Не могут быть секретом документы о платежеспособности, сведения о численно­ сти, составе работающих, их заработной плате и условиях труда. Если у вас в нали­ чии есть свободные рабочие места, то скры­ вать это правительство не разрешило, как, впрочем, и документы об уплате налогов и обязательных платежах. Следующий пункт, как надо понимать, рассчитан на очень честных предпринима­ телей. Запрещено делать коммерческую тайну из сведений о загрязнении окружа­ ющей среды, нарушении антимонопольно­ го законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, и вообще о всех нарушениях российских законов и размерах причинен­ ного при этом ущерба. Если должностные лица предприятия участвуют в кооперативах, малых пред­ приятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях, да и в других организациях, занимающихся предприни­ мательской деятельностью, то сокрытие данного факта тоже будет незаконным. Кроме того, государственным и муници­ пальным предприятиям, как в процессе их приватизации, так и до нее, нельзя отно­ сить к коммерческой тайне данные о раз­ мерах имущества предприятия и его денежных средствах, о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий. Тот же самый запрет на секреты дейст­ вует, когда речь идет о кредитных, торг­ овых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из российского законодатель­ ства и заключенных договоров, о договорах с кооперативными, иными негосударствен­ ными предприятиями, творческими и вре­ менными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами. Все вышеперечисленное обязано быть представлено по требованию не только, скажем, контролирующих и правоохрани­ тельных органов, но и трудового коллекти­ ва предприятия. В постановлении есть, правда, оговорка о том, что егодействие не распространяется на сведения, относимые к коммерческой тайне в соответствии с международными договорами, а также на сведения, которые составляют государственную тайну. По­ следнее, однако, как показывают происхо­ дящие сегодня события, нуждается в уточнении. лов, В. А. Попов, В. М. Бондаренко, А. В. Антуфьев и многие дру­ гие старшие специалисты, имея богатейший опыт, передают его молодежи, с флота на флот не бегают. - Тем не менее текучесть кадров и на ваших судах стала уже заметной. И номинальные хозяева траулеров - жители помор­ ских сел, отсиживаются дома. - Да, когда я пришел на флот, на моем первом судне вольно­ наемных было только три человека, остальные - колхозники. Сей­ час на "Обнинске" ни одного доморощенного помора нет. Беда в том, что суда сейчас обезличены. Было время, с приходом в порт команду встречал председатель колхоза или его представитель, говорили о нуждах, заботах. Они знали проблемы моряков, а мы знали все о колхозах и шли друг другу навстречу. Сейчас известно, что в колхозе "Север", которому принадлежит "Обнинск", мужики не обеспечиваются работой, четыре месяца без зарплаты сидят. А в экипаже моряки - наемные из СНГ - за­ рабатывают большие деньги, валюту. Автомобили покупают, дома строят на юге, у себя на родине. - Леонид Александрович, какие еще проблемы волнуют вас? - Дело в том, что за полугодие мы уже выбрали большую часть квоты. Пройдет еще немного времени, и суда, возможно, на при­ кол встанут. В каком финансовом положении тогда флот окажется, а вслед за ним - колхозы? - Я слышал рассуждения моряков, что в зимние штормы траулеры лучше в порту держать на отстое, а выходить на промысел только в благоприятное время. Действительно, наши моряки привыкли брать рыбу любой ценой. Но теперь жизнь заставляет напрасно не жечь топливо, механизмы тоже вхолостую гонять нет смысла. - Это резонное рассуждение. Дело в том, что зимой в месяц бывает до 15 штормовых суток. Судно гробится, а экипажу идет зарплата. Последние два осенне-зимних периода были очень тя­ желыми. Наши суда не какие-то гиганты, чтобы их не трепало. Они практически не ловили, а если и работали, то, мягко говоря, с на­ рушением правил. Конечно, руководителям флота над этим стоит подумать. Беседу вел Эрнст ЗЕЛЕНИН, собкор “РМ“. С капитаном СРТМ "Обнинск" Л. А. Каркавцевым не так давно мы встречались в море заочно: каждый день его голос звучал в эфире на промысловых советах. Леонид Александрович руково­ дил группой судов архангельских рыбаков-колхозников. А недавно "Обнинск" пришел в Архангельск. Траулер уже ста­ ренький, а в родном порту впервые. Как тут было не поговорить с капитаном. - Леонид Александрович, "Обнинск1 много лет как-то вы­ падал из поля зрения поморской прессы. Работал плохо или часто стоял в ремонте? - Вообще-то судно работало нормально. Насколько я знаю, у него не было случая невыполнения рейсового задания. Может быть, в больших передовиках не числился, но и отстающим никог­ да не был. На траулере ходили способные капитаны: В. А. Печов, В. А . Налетов. Наконец, судно год с лишним отстояло в ремонте, перед введением в класс Регистра. И я принял его в октябре про­ шлого года. - Но как капитан-флагман вы могли попросить судно но­ вое? - А кто на "Обнинске" работать будет? Я не выбираю - куда направят, туда и иду... Траулер, конечно, старый, его купили у "Мурманрыбпрома" в 1979 году, а построили в 76-м. - Интересно, каково сейчас его техническое состояние, ведь в таком возрасте кораблю скоро и "на гвозди" пора. - Машинная команда у нас крепкая. Сразу хочу сказать спасибо стармеху В. Т. Назарову, второму механику В. И. Григорьеву, мо­ тористу А. И. Гладышеву. Только благодаря им судно работает без сбоя, без больших ремонтов. Главный двигатель, правда, старый, мощность всего тысяча сил. - А капитан судно бережет? - Да. По крайней мере лично я стараюсь эксплуатировать его без перегруза, в щадящем режиме. Тем не менее мы способны морозить по 25 тонн рыбы в сутки. - Перед приходом в Архангельск, наверное, старались особенно? - Дело в том, что до этого у нас в Мурманске был небольшой К емонт. К сожалению, в то время, когда отменно ловилась рыба, моменту выхода "Обнинска" в море районы, где шел интенсив­ ный промысел, уже были закрыты. - И тем не менее экипаж с рейсовым заданием справил­ ся? - По плану мы должны были изготовить 81 тонну продукции, а сделали 193 тонны, то есть выполнение более чем на 200 процен­ тов. - Кстати, о закрытых районах. Как известно, делается это для сохранения рыбных запасов. Когда я находился в море, то узнал, что некоторые траулеры, имея на борту научного сотрудника, получают "добро" на вход в эти районы и рабо ­ тают там в промысловом режиме. - Мое мнение, как моряка со стажем, однозначное. Считаю, что закрытие районов для сохранения ресурсов - явление нормальное. Это, может быть, надо было делать намного раньше, чтобы в Ба­ ренцевом море что-то осталось нашим детям, и, поскольку сам дедушка, хочу надеяться, что и нашим внукам. Действия норвежской стороны и наших рыбоохранных органов считаю правильными. Но я не могу понять, почему траулерам не­ которых организаций позволяют работать в этих закрытых зонах. ^ Причем, якобы в научных целях. Я знаю, что такое научные работы в море: ходил с учеными промразведки, опредепяюшими перс­ пективы промысла, - деятельность тоже для будущего. Но когда в одном квадрате (а квадрат - это 10x10 миль), где много рыбы, работают 5-6 научных судов, и не день-два, а месяц, я считаю, это - узаконенное браконьерство. - Леонид Александрович, теперь к вам вопрос как капи- тану-флагману. Вы руководите группой судов, и вам виднее, как работают архангельские рыоаки-колхозники. - По сравнению с другими флотами наши моряки хуже не ра­ ботали никогда, и сейчас держат свою марку. Старые кадры, и прежде всего капитаны А. В. Малыгин, С . В. Нечаев, Л. Н. Вербо- . I A A w Л Актуальное интервью На снимк<& капитан Л. А. Каркавцев у борта “Обнинска"; перекур... без курева; стармех СРТМ “Коткино* В. А. Широкий. Фото автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz