Рыбный Мурман. 1994 г. Август.
№ 34 (4530) 26 августа - 1 сентября 1994 года Приватизация ■имн шшшж АО “СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ Юрий Владимирович Домб ровский сейчас исполняет обя занности заместителя гене рального директора АО “Севрыбхолодфлот". Ему боль ше чем кому бы то ни было на флоте ,кроме9разумеется, самого “генерала"9приходит ся решать нерешаемые проблемы выживания предприя тия, бывшего мощного, а ныне ... Впрочем, обо всем по порядку . - Юрий Владимирович, если бы два года тому назад у ваше го флота было право выбора - приватизироваться или остаться госпредприятием - вы бы все равно решили акционировать его? - Альтернативы тогда не бы ло, если не считать выбора ва риантов. Конечно, сомнения бы ли. Хотя, как и всякое серьез ное дело, приватизация имеет и минусы, и плюсы. Самый глав ный плюс - большая самостоя тельность. - А что это такое? Ведь гос предприятия , мне кажется, тоже свободны от указов и приказов вышестоящих органов? - Меньше контролируют нас, наверное, это я имел в виду. Мы теперь не обязаны руку под ко зырек, а ведем переговоры на равных, будь то Комитет по ры боловству, департамент или кто другой. Да - да, нет - нет, до свиданья. - Юрий Владимирович, идя к вам, встретила знакомую, работ ницу “Севрыбхолодфлота". Чуть не плачет: надо уезжать в от пуск, а денег никак не получить. - Да, это самая главная наша беда. Несмотря на все наши усилия задолженность по зарплате четыре миллиарда рублей. Причина - взаимные неплатежи. Это боль не только нашего флота - по всей стране такое творится. - Сколько должны вам? - Не хочется даже называть цифру. Это не один и не пять миллиардов, гораздо больше. Впрочем, платежный баланс у нас положительный, правда, без налоговых проблем: отчислений в бюджет и уже накрученных на них штрафов за несвоевремен ную выплату. А что касается самой работы - что изменилось после приватизации? Как рабо тали, так и работаем. - А результаты? - Давайте уточним, что мы по нимаем под словом wрезультатм. Обычно считают, что это - при быль. Чем она выше, тем лучше. Но ведь чем больше прибыль, тем АО “КАРЕЛРЫБФЛОТ “ В ПЛЕНУ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ больше сумма налога. Прибыль - это не наличие денег на расчетном счете, это излишек денег в оборо те. А именно в обороте и состоит сила предприятия. Как вы будете относиться к фирме, у которой 11 миллиардов рублей доход, 10 - за траты, а у другой два миллиарда - доход, один - затраты? Там и здесь прибыль составляет милли ард. Но ясно, что у первой фирмы больший оборот, это более мощное предприятие. А знаете, что в ФРГ за очень большую прибыль фи нансового директора увольняют с работы? Если небольшой убыток, то выясняют причины и помогают найти пути выхода из ситуации. Более того, во многих странах ми ра государство облагает налогом не оборот, а прибыль. А это озна- В труднейшем положении оказались рыбные фло ты в Мурманской области в связи с внедряемой си стемой приватизации. Строить с размахом в расчете на перспективу - эта былая установка свыше сегодня стала обузой. К примеру, самый молодой флот на Кольском Севере, акционерное общество открытого типа “Карелрыбфлот", в настоящее время признает себя неплатежеспособным. - Зарплату платить нечем, - заявил в беседе его генеральный директор Борис Григорьевич Житний. - Сегодня у нас два миллиарда задолжен ности по зарплате и шесть миллиардов долга по бюджету. Ведем рентабельный промысел только в Баренцевом море. Поэтому флот и затраченные средства не окупаются. Только за семь месяцев этого года наметился спад объема производства от тридцати до сорока процентов по разным видам де ятельности. - И все же вы находите нужное решение про блемы? - Ситуация не отличается от состояния дел на других флотах. А из проблем главная - это вопрос, как избавиться от флота? Большие ремонты на су дах проводить не можем - нет средств, а продать липшее нет возможности. Кому нужны сегодня на ши суда? - Этой весной многие предприятия Мурманска провели частичное сокращение рабочих мест. Цель была не только избавиться от лишнего скопления народа в узких местах производства, но и ради концентрации рабочих усилий. Будет ли у вас со кращение кадров в “ Карелрыбфлоте“? - Как я уже сказал, по зарплате у нас большая задолженность. Моряк вынужден искать работу на берегу, так как в море вышел - зарплаты все равно нет. А между тем дорожает все - не только треска или пикша. Неуклонно дорожает хлеб, а это инди катор всех ценообразований. Плановых сокраще ний рабочей силы у нас не было и, возможно, не будет. Люди уходят сами. - Очень мрачная картина. Выхода из нее нет, а налоговая политика в то же время требует пла тежей... - Да, это действительно так, но именно изме нения налоговой политики мы и ждем. Анатолий БРЫЖЕВСКИЙ. чает: не держи деньги, вклады вай их в производство, его рас ширение. Или благотворитель ность. - Кстати, как у вас дела с на логовой инспекцией? - Не хотелось бы касаться этой темы. Скажу лишь, что “Севрыбхолодфлоту“ дана от срочка платежей до 29 сентября. Убежден, что налоговая инспек ция отнеслась к нашему флоту особенно жестко. Кроме того, очень важно, что налоговая инс пекция проверяла и другие фло ты, и ситуация та же самая, что и у нас. И это должно насторо жить власти и привести их к выводу: надо менять законы. Ни один флот не выдержит таких штрафов. Это - гибель. - А что же дает вам отсроч ка? - Надежду на разум прави тельства. И возможность пла тить людям зарплату, пока не заблокирован счет. - Насколько я знаю, у вас со здавалась холдинговая компа ния. Как сейчас? - До конца еще не довели, но уже созданы отдельные структу ры. Проводили деловые игры. И, может, завершили бы начатое, но из-за невыплаты зарплаты от нас уходят самые лучшие специ алисты. А что можно создать без таких умов? Есть, конечно, и другие причины. - Вы сказали, что некоторые структуры созданы. Да. Например фирма “Траст44, которая занимается управлением работой транспорт ного флота. Создана и фирма “Аква-М“ - там производствен ный флот. Мы же и переобору дуем суда, и новые покупаем для прибрежного промысла. - А учебных судов у вас уже нет? - Нет. - Что же будет делать кол ледж? - Это уже не наша проблема. Впрочем, мы не отказываем в практике курсантам, но - на до говорных началах. - Юрий Владимирович, ваше АО, став собственником, стало избавляться от флота. Ваша точка зрения на этот процесс? - Вы имеете в виду плавба зы? Они слишком старые, самая молодая - “Арктика", которой 20 лет. Чтобы ее отремонтиро вать, нужны колоссальные за траты. Окупаемость - 6-7 лет. А нормативный срок эксплуатации - 24 года. Какой смысл? Что ка сается транспортов, то мы нахо дим покупателей на них. К со жалению, оставшиеся приходит ся отдавать во фрахт, то есть использовать не для вывоза ры бопродукции. В качестве приме ра: вон стоят три больших ТР, совершенно готовые к работе, а разместить их негде. - Вернемся к приватизации. Значит, став собственниками... - ... вряд ли кто ощутил себя в этом качестве. И вовсе не из- за проблем на флоте: разве у западных собственников их нет? Просто чувство собственника нужно воспитывать, как чувство крестьянина: мой дом, моя усадьба, дремать некогда - надо вскопать, отремонтировать и так далее. А мы, я это по себе чув ствую, работаем, как и раньше. - У вас все акции реализова ны? - В фонде имущества оста лось 6,9 процента, 29 процентов продано на аукционе, в основном нашим смежникам. - Скажите, Юрий Владимиро вич, если бы вам сейчас вернули все долги, вы рассчитались бы с налогами? - Нет, верней, не сразу, по скольку очень велики штрафы. Я уже говорил: нужен закон в масштабах страны, по которому можно было либо уменьшить на логи, либо часть их простить. Ведь если бы мы одни оказались в такой ситуации, следовало бы нам сказать: “Ребята, вы плохо работаете, освободите кресло“ . Но эта проблема у всех. Причем налогов по количеству немного, но какие! С рубля отбирается 94 копейки. Да к тому же, посколь ку из-за неплатежей мы не мо жем своевременно перечислить деньги, накручиваются огромные штрафы. - Стало быть, дела у вас со всем плохие? - Нет конечно. Мы хорошо сработали в первом полугодии, а что толку? Медленный оборот денег, налоги, неплатежи, высо кие таможенные пошлины - все это вынуждает нас сокращать производство. Хотя рыба дает больше денег, чем услуги. А что делать? Производство - слож ный, длительный процесс, тре бующий больших затрат. Вот мы отдали на реализацию рыбу в мае, деньги же только на днях начали поступать. А услуги - деньги сразу. - Ну раз такое дело, да еще списание судов, значит, у вас огромное количество сокращен ных? - Немалое. В 1992 году чис ленность работников флота со ставляла свыше 10 тысяч чело век. Сейчас - чуть больше шес ти тысяч. Раньше “Севрыбхо лодфлот “ был престижной орга низацией, трудно было устро иться на работу к нам. А сейчас люди уходят даже на меньшую зарплату, лишь бы получать ее вовремя. - А ваши акционеры ждали дивидендов... - За первый год (было при нято такое решение на собрании акционеров) дивиденды не вы плачивали. А в этом году реши ли: раз есть прибыль около пяти миллиардов рублей, выплатить дивиденды в размере 200 про центов. Немного, конечно, но в мире считается: если предприя тие имеет небольшую рента бельность при огромном обороте, дивиденды не должны быть вы сокими. - У вас рентабельность невы сока? - Знаете, на деловых играх нам задали интересный вопрос: какой уровень рентабельности у магната германской промышлен ности - концерна “Мерседес- Бенц44? Кто-то из наших говорит - 50, кто-то - 30. Оказывается, всего три процента. - Итак, Юрий Владимирович, если бы вернуться в 1992 год, вы бы снова выбрали привати зацию? - Скорее всего - да. Больше - да, чем - нет. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. На снимке: Ю. В. ДОМБРОВСКИЙ. Фото Андрея ПРОНИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz