Рыбный Мурман. 1994 г. Август.

№ 34 (4530) 26 августа - 1 сентября 1994 года Приватизация ■имн шшшж АО “СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ Юрий Владимирович Домб­ ровский сейчас исполняет обя­ занности заместителя гене­ рального директора АО “Севрыбхолодфлот". Ему боль­ ше чем кому бы то ни было на флоте ,кроме9разумеется, самого “генерала"9приходит­ ся решать нерешаемые проблемы выживания предприя­ тия, бывшего мощного, а ныне ... Впрочем, обо всем по порядку . - Юрий Владимирович, если бы два года тому назад у ваше­ го флота было право выбора - приватизироваться или остаться госпредприятием - вы бы все равно решили акционировать его? - Альтернативы тогда не бы­ ло, если не считать выбора ва­ риантов. Конечно, сомнения бы­ ли. Хотя, как и всякое серьез­ ное дело, приватизация имеет и минусы, и плюсы. Самый глав­ ный плюс - большая самостоя­ тельность. - А что это такое? Ведь гос­ предприятия , мне кажется, тоже свободны от указов и приказов вышестоящих органов? - Меньше контролируют нас, наверное, это я имел в виду. Мы теперь не обязаны руку под ко­ зырек, а ведем переговоры на равных, будь то Комитет по ры­ боловству, департамент или кто другой. Да - да, нет - нет, до свиданья. - Юрий Владимирович, идя к вам, встретила знакомую, работ­ ницу “Севрыбхолодфлота". Чуть не плачет: надо уезжать в от­ пуск, а денег никак не получить. - Да, это самая главная наша беда. Несмотря на все наши усилия задолженность по зарплате четыре миллиарда рублей. Причина - взаимные неплатежи. Это боль не только нашего флота - по всей стране такое творится. - Сколько должны вам? - Не хочется даже называть цифру. Это не один и не пять миллиардов, гораздо больше. Впрочем, платежный баланс у нас положительный, правда, без налоговых проблем: отчислений в бюджет и уже накрученных на них штрафов за несвоевремен­ ную выплату. А что касается самой работы - что изменилось после приватизации? Как рабо­ тали, так и работаем. - А результаты? - Давайте уточним, что мы по­ нимаем под словом wрезультатм. Обычно считают, что это - при­ быль. Чем она выше, тем лучше. Но ведь чем больше прибыль, тем АО “КАРЕЛРЫБФЛОТ “ В ПЛЕНУ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ больше сумма налога. Прибыль - это не наличие денег на расчетном счете, это излишек денег в оборо­ те. А именно в обороте и состоит сила предприятия. Как вы будете относиться к фирме, у которой 11 миллиардов рублей доход, 10 - за­ траты, а у другой два миллиарда - доход, один - затраты? Там и здесь прибыль составляет милли­ ард. Но ясно, что у первой фирмы больший оборот, это более мощное предприятие. А знаете, что в ФРГ за очень большую прибыль фи­ нансового директора увольняют с работы? Если небольшой убыток, то выясняют причины и помогают найти пути выхода из ситуации. Более того, во многих странах ми­ ра государство облагает налогом не оборот, а прибыль. А это озна- В труднейшем положении оказались рыбные фло­ ты в Мурманской области в связи с внедряемой си­ стемой приватизации. Строить с размахом в расчете на перспективу - эта былая установка свыше сегодня стала обузой. К примеру, самый молодой флот на Кольском Севере, акционерное общество открытого типа “Карелрыбфлот", в настоящее время признает себя неплатежеспособным. - Зарплату платить нечем, - заявил в беседе его генеральный директор Борис Григорьевич Житний. - Сегодня у нас два миллиарда задолжен­ ности по зарплате и шесть миллиардов долга по бюджету. Ведем рентабельный промысел только в Баренцевом море. Поэтому флот и затраченные средства не окупаются. Только за семь месяцев этого года наметился спад объема производства от тридцати до сорока процентов по разным видам де­ ятельности. - И все же вы находите нужное решение про­ блемы? - Ситуация не отличается от состояния дел на других флотах. А из проблем главная - это вопрос, как избавиться от флота? Большие ремонты на су­ дах проводить не можем - нет средств, а продать липшее нет возможности. Кому нужны сегодня на­ ши суда? - Этой весной многие предприятия Мурманска провели частичное сокращение рабочих мест. Цель была не только избавиться от лишнего скопления народа в узких местах производства, но и ради концентрации рабочих усилий. Будет ли у вас со­ кращение кадров в “ Карелрыбфлоте“? - Как я уже сказал, по зарплате у нас большая задолженность. Моряк вынужден искать работу на берегу, так как в море вышел - зарплаты все равно нет. А между тем дорожает все - не только треска или пикша. Неуклонно дорожает хлеб, а это инди­ катор всех ценообразований. Плановых сокраще­ ний рабочей силы у нас не было и, возможно, не будет. Люди уходят сами. - Очень мрачная картина. Выхода из нее нет, а налоговая политика в то же время требует пла­ тежей... - Да, это действительно так, но именно изме­ нения налоговой политики мы и ждем. Анатолий БРЫЖЕВСКИЙ. чает: не держи деньги, вклады­ вай их в производство, его рас­ ширение. Или благотворитель­ ность. - Кстати, как у вас дела с на­ логовой инспекцией? - Не хотелось бы касаться этой темы. Скажу лишь, что “Севрыбхолодфлоту“ дана от­ срочка платежей до 29 сентября. Убежден, что налоговая инспек­ ция отнеслась к нашему флоту особенно жестко. Кроме того, очень важно, что налоговая инс­ пекция проверяла и другие фло­ ты, и ситуация та же самая, что и у нас. И это должно насторо­ жить власти и привести их к выводу: надо менять законы. Ни один флот не выдержит таких штрафов. Это - гибель. - А что же дает вам отсроч­ ка? - Надежду на разум прави­ тельства. И возможность пла­ тить людям зарплату, пока не заблокирован счет. - Насколько я знаю, у вас со­ здавалась холдинговая компа­ ния. Как сейчас? - До конца еще не довели, но уже созданы отдельные структу­ ры. Проводили деловые игры. И, может, завершили бы начатое, но из-за невыплаты зарплаты от нас уходят самые лучшие специ­ алисты. А что можно создать без таких умов? Есть, конечно, и другие причины. - Вы сказали, что некоторые структуры созданы. Да. Например фирма “Траст44, которая занимается управлением работой транспорт­ ного флота. Создана и фирма “Аква-М“ - там производствен­ ный флот. Мы же и переобору­ дуем суда, и новые покупаем для прибрежного промысла. - А учебных судов у вас уже нет? - Нет. - Что же будет делать кол­ ледж? - Это уже не наша проблема. Впрочем, мы не отказываем в практике курсантам, но - на до­ говорных началах. - Юрий Владимирович, ваше АО, став собственником, стало избавляться от флота. Ваша точка зрения на этот процесс? - Вы имеете в виду плавба­ зы? Они слишком старые, самая молодая - “Арктика", которой 20 лет. Чтобы ее отремонтиро­ вать, нужны колоссальные за­ траты. Окупаемость - 6-7 лет. А нормативный срок эксплуатации - 24 года. Какой смысл? Что ка­ сается транспортов, то мы нахо­ дим покупателей на них. К со­ жалению, оставшиеся приходит­ ся отдавать во фрахт, то есть использовать не для вывоза ры­ бопродукции. В качестве приме­ ра: вон стоят три больших ТР, совершенно готовые к работе, а разместить их негде. - Вернемся к приватизации. Значит, став собственниками... - ... вряд ли кто ощутил себя в этом качестве. И вовсе не из- за проблем на флоте: разве у западных собственников их нет? Просто чувство собственника нужно воспитывать, как чувство крестьянина: мой дом, моя усадьба, дремать некогда - надо вскопать, отремонтировать и так далее. А мы, я это по себе чув­ ствую, работаем, как и раньше. - У вас все акции реализова­ ны? - В фонде имущества оста­ лось 6,9 процента, 29 процентов продано на аукционе, в основном нашим смежникам. - Скажите, Юрий Владимиро­ вич, если бы вам сейчас вернули все долги, вы рассчитались бы с налогами? - Нет, верней, не сразу, по­ скольку очень велики штрафы. Я уже говорил: нужен закон в масштабах страны, по которому можно было либо уменьшить на­ логи, либо часть их простить. Ведь если бы мы одни оказались в такой ситуации, следовало бы нам сказать: “Ребята, вы плохо работаете, освободите кресло“ . Но эта проблема у всех. Причем налогов по количеству немного, но какие! С рубля отбирается 94 копейки. Да к тому же, посколь­ ку из-за неплатежей мы не мо­ жем своевременно перечислить деньги, накручиваются огромные штрафы. - Стало быть, дела у вас со­ всем плохие? - Нет конечно. Мы хорошо сработали в первом полугодии, а что толку? Медленный оборот денег, налоги, неплатежи, высо­ кие таможенные пошлины - все это вынуждает нас сокращать производство. Хотя рыба дает больше денег, чем услуги. А что делать? Производство - слож­ ный, длительный процесс, тре­ бующий больших затрат. Вот мы отдали на реализацию рыбу в мае, деньги же только на днях начали поступать. А услуги - деньги сразу. - Ну раз такое дело, да еще списание судов, значит, у вас огромное количество сокращен­ ных? - Немалое. В 1992 году чис­ ленность работников флота со­ ставляла свыше 10 тысяч чело­ век. Сейчас - чуть больше шес­ ти тысяч. Раньше “Севрыбхо­ лодфлот “ был престижной орга­ низацией, трудно было устро­ иться на работу к нам. А сейчас люди уходят даже на меньшую зарплату, лишь бы получать ее вовремя. - А ваши акционеры ждали дивидендов... - За первый год (было при­ нято такое решение на собрании акционеров) дивиденды не вы­ плачивали. А в этом году реши­ ли: раз есть прибыль около пяти миллиардов рублей, выплатить дивиденды в размере 200 про­ центов. Немного, конечно, но в мире считается: если предприя­ тие имеет небольшую рента­ бельность при огромном обороте, дивиденды не должны быть вы­ сокими. - У вас рентабельность невы­ сока? - Знаете, на деловых играх нам задали интересный вопрос: какой уровень рентабельности у магната германской промышлен­ ности - концерна “Мерседес- Бенц44? Кто-то из наших говорит - 50, кто-то - 30. Оказывается, всего три процента. - Итак, Юрий Владимирович, если бы вернуться в 1992 год, вы бы снова выбрали привати­ зацию? - Скорее всего - да. Больше - да, чем - нет. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. На снимке: Ю. В. ДОМБРОВСКИЙ. Фото Андрея ПРОНИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz