Рыбный Мурман. 1994 г. Август.
Морские были № 31 (4527) 5 - 11 августа 1994 года 5 (Окончание. Нач. в № 29 ; 30). по в о л е волн Проснулся ночью из-за необычной тишины. Молчал главный двигатель. Оказывается, у “сердца корабля“ сразу две поломки: ре 1 улятор оборотов полетел и механизм разворота лопа стей. Потерявшее управление судно гуляет по воле волн. На койке лежа, то на ноги встаешь, упираясь в спасательный жилет, то на голову. Старый мореход боцман Ю. А. Карицкий подкидывает идею: в таких случаях парус надо ставить на кормовой портал, тоща судно носом на волну держаться станет. Паруса такого, ко нечно, нет. А ведь если посмотреть шире, то штормовой кливер мог бы сослужить службу любому траулеру, который во время шторма с помощьюдвигателя выруливает носом на волну, пережидая непогоду. Сколько горит без толку топлива! Кстати, раньше на мойвенных путинах использовали паруса, не нужно было постоянно гонять машину. Ну а пока кораблик наш болтается к волне лагом. Рискованно, но что делать. В машинной команде аврал. Не вдаваясь в технические под робности, скажу, что ремонтная работа настоль ко оказалась сложная, что даже в заводских условиях с ней трудно было бы справиться. Стармех Широкий уже сутки в роое. Слава Богу, на токарном станке ювелирные работы умеет делать. Он по радиотелефону с механи ко-судовой службой консультировался, с суда ми соседними, может, кто уже в подобной передряге бывал, но, увы... Когда сумели зафиксировать передний ход, заднего не было, и капитан вынужден был дви гаться ближе к Мурманску. Готовились сдать запас топлива нуждающимся судам. Все это оз начало срыв рейса. Но на следующие сутки к вечеру стармех доложил: неполадки устранены, можно продолжать промысел. Экипаж вздохнул с облегчением, ведь пред стояло сдавать продукцию в зарубежный порт. Было время, в Норвегии цеха по переработке пустовали из-за нехватки сырья. Теперь рус ские завалили рыбой, рабочие места соседям обеспечили и... цены сбили. - Норвежские друзья жалеют нас, беднень ких, - говорят промысловики, - а шкуру дерут. Сами-то рыбопродукцию втридорога в Америку продают, но может случиться так, что останутся без сырья, если не оудут с русскими сполна расплачиваться. Нынче цена на треску в рублях сравнялись с Й енами в Норвегии. И скоро действительно не удет смысла сдавать туда рыбу. Да уже и сей час суда стараются поставлять продукцию по дальше - в Англию, Исландию, Данию, где продать ее можно выгоднее. РИСК - БЛАГОРОДНОЕ ДЕЛО Из норвежской экономической зоны нам все- V_____________________ таки пришлось уйти. Для экспортной продукции ассортимент рыбы не тот, да и надоело ее по крохам черпать. Тем более что, выйдя из Мур манска, колхозный траулер “Оксино" на восто ке обнаружил рыоу. Бежать туда далеко, конечно, но риск - дело благородное. В пути снова регулятор оборотов из строя вышел - летят вспоминать об этом... Выгружали судно своими силами. Для зарубежных фирм это выгодно. Их докеры работают по о часов в сутки, в трюмах ма ленькие автокары используют, тачки. На ши моряки руками корооа кидают, вламывают по 12 часов в сутки. А платят им за выгрузку гораздо меньше. Но, как гово рится, и то хлеб, да еще с маслом. Выгрузились за два дня. К тому времени и зарплату выдали. А на доллары можно и приличную машину купить. Молодые моря ки приобрели тринадцать автомобилей, ос тальные уже имеют “Мерседесы". Рефмеханик Александр Снегирев рань ше на судах “Севрыбхолодфлота“ ходил: Перу, Аргентина, Куба, Африка. - Даже эти красивые походы не перекры вают ту валюту, что получаешь здесь, - рассказывает он. - За первый рейс в Рыбак- колхозсоюзе тысячу долларов жене принес. Вдва с половиной раза здесь больше платят. Молодой матрос Роман Тихонов тоже до волен: - А что, все себе могу позволить, любые тряпки купить. Магнитофон, телек, видик уже есть. Сейчас вот машину купил, папе подарю. “ Конечно, все это не даром дается. На обработке рыбы намашешься головору- бом, придешь на обед, а пальцы так свело,, что ложку держать не можешь. Но зато зна- i ешь, за что уродуешься... Из Абердина бежали с попутным ветром. Был короткий заход в Норвегию. Но вот, наконец, и Мурманск - порт, родней кото рого и нет. Эрнст ЗЕЛЕНИН, собкор “РМ“ по Архангельску. На снимке: II штурман СРТМ- 1606 “ Коткино “ Дима Бурков. Фото автора. ва, теперь ведь вообще никто за их качеством не смотрит. Сюда бы бракоделов, на волю волн! Развалившийся такой подшипник калечит и другие детали. Снова обошлось - судно в боевой готовности. Первый трал в новом районе промысла сразу принес удачу. А вокруг ни одного суденышка, гуляй себе на просторе, выполняй план. В пер вую очередь, конечно, координаты сообщили другу своему - капитану “Койды“ Малыгину. Потом подошли рыбахкалхозсоюзовские “Об нинск “ , “Норильск", “Ивангород“ , “Новохо- перск“. Потянулись траулеры и других флотов, в том числе и норвежские суда, заметно отлича ющиеся и современными очертаниями, и яркой краской. До конца рейса остается месяц. Из управле ния флота пришло “добро“ следовать с грузом в шотландский порт Аоердин. Продолжаем ловить рыбу и в то же время занимаемся покраской судна, на Западе надо не ударить в грязь лицом. А погода мерзкая. Чуть стихнет, мы с боцманом (матросы заняты на рыбофабрике) спешим на палубу, шкрапим, суричим. И опять сталкива емся с проблемами: краски в запасе - кот напла кал, моющими средствами суда тоже обеспечиваются плохо. И тем не менее “Котки но" постепенно принимает божеский вид. В рубке старпом А. М. Пришва и матрос И. Баханец. Включен авторулевой, вахтенные в иллюминатор смотрят. - Всю жизнь за штурвалом мечтал стоять, - шутит Игорь, - а тут он сам крутится! Надо сказать, что навигационными прибора ми рыбаки-колхозники не обижены: спутнико вая аппаратура последней модификации, уникальный локатор, рыбопоисковый прибор величиной с маленький телевизор. Все куплено на доллары, заработанные экипажами. И как памятник отечественной аппаратуре - два по стамента, занимающие треть рубки, под назва нием “Сарган“. У прибора того - сотни кнопок, а когда работает - вокруг шум и копоть. Под стать ему и стационарный локатор “Наяда “ - тоже гроб с музыкой, да еще с двумя шкафами в придачу. ПЛАМЯ ПОСРЕДИ МОРЯ Идем Норвежским морем, оставив за кормой Лофотенские острова. Волны опять лупят по руоке. На горизонте среди беснующейся стихии пылает огненный факел. Здесь начинаются нефтепромысловые районы. В бинокль видны платформы с вышками. Стоят они и в Северном море - могучие сооружения. Так вот почему на мировом рынке спрос на русскую нефть упал! Наконец и Северное море пересекли. Земля. В салоне телевизор уже берет четы ре программы. Кстати, кинофильмы здесь благородные: “Спартак", “Оливер Твист", не то, что у нас в России, когда каждый день на экране грабежи и убийства. В открытом же море телевизор передач не ловит. Един ственное развлечение - “видик “. Одни и те же фильмы по десять раз крутят, пока не удается поменяться с другим судном. Тут тоже на все вкусы: от мультиков до “эроти ки “ с жеребцом. С почтой дело и того хуже. Газеты, пись ма получили в море за прошлый год. Многих адресатов уже и на судне нет. Кого винить? Можно ругать диспетчеров, профком, но не редко и сами моряки маху дают. Во время стоянки могли бы и самостоятельно о почте позаботиться. А уж газет свежих накупить в киосках сам Бог велел. Но вернемся к королевству Великобри тания, куда добралось, наконец, наше скромное суденышко. В утренней туманной дымке среди высотных зданий вырисовыва ются старинные шпили и башни. С лоцма ном идем каналом и швартуемся почти в центре города. Капитан в форме с иголочки и команда при всем параде. Короткие пор товые формальности. По каютам таможен ники не ходили и в рундуки не заглядывали, как у нас. И вот уже второй штурман разда ет паспорта, можно и на берег. Ребята разбежались искать агентство по продаже автомобилей. Иду по Абердину один-одинешенек. Могу свернуть на любую улицу, зайти куда душа пожелает и по-до брому завидую свободе моряков нынешних. В юные годы в Северном морском пароход стве сам по дальним странам ходил. Тогда, чтоб на берег моряков выпустить, помполи- ты формировали группы, назначали ответ ственных, предупреждали о возможных провокациях. Грустно - и смешно теперь ГЛАВА X МЕДИКО-САНИТАРНАЯ СЛУЖБА 153. Медико-санитарная служба обеспечивает охрану здоровья и лечение экипажа, санитарное состояние судна и возглавляется старшим судовым врачом (если в штате более одного врача), судовым врачом или фельдшером. Началь ник службы подчиняется капитану. Служба осуществляет свою деятельность под руководст вом соответствующего лечебно-профилактического учреж дения и санэпидстанции. СУДОВОЙ ВРАЧ 154. Судовой врач несет ответственность за медицинское обеспечение экипажа и санитарное состояние судна. В его ведении находятся помещения медицинского назначения и оборудование, инструментарий и медикаменты. Требования судового врача в части соблюдения лечебных и санитарных правил обязательны для всех находящихся на судне лиц. 155. Обязанности: (01) обеспечивать соблюдение на судне гигиенических и санитарных правил; проводить санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, докладывать капитану о случаях инфекционных и массовых заболеваний; (02) оказывать лечебно-профилактическую медицин скую помощь лицам, находящимся на судне и при неооходи- мости членам экипажей других судов; в сложных случаях диагностики и лечения получать по радио консультации спе циалистов; ежедневно проводить прием больных; (03) осуществлять повседневный контроль за санитарным состоянием судна, хранением провизии и неснижаемого за паса, качеством питьевой воды, медицинской комплектацией спасательных средств; содержать свое заведование в надле жащем порядке и готовности; (04) осуществлять подготовку санитарного актива, обуче ние экипажа способам оказания первой медицинской помо щи, организацию медицинских постов: обеспечивать организацию своевременного прохождения экипажем ме дицинских осмотров и требуемых прививок; (05) обеспечивать своевременное проведение дератиза ции и дезинсекции судна; следить за соблюдением между народных, национальных и местных санитарных правил; (06) заказывать медико-санитарное снабжение, осущест- ять ег нтрог IX ср< (07)] вл о прием, учет и расходование, включая хранение и ко ль выдачи сильнодействующих лекарств и наркотиче ских едств; участвовать в составлении меню, контролировать ка чество продуктов, их калорийность и приготовление пищи; (08) при приходе (отходе) судна в порт осуществлять выполнение санитарных формальностей и карантинных ме роприятий; докладывать старшему помощнику о готовности службы к рейсу. ФЕЛЬДШЕР 156. Обязанности фельдшера определяются старшим су довым врачом (судовым врачом). На судах, где врача нет, его обязанности возлагаются на фельдшера в пределах его компетенции и прав. ГЛАВА XI УЧЕБНО-СУДОВАЯ СЛУЖБА КАПИТАН УЧЕБНОГО СУДНА 157. На капитана учебного судна кроме обязанностей, определенных настоящим Уставом, возлагается общая орга низация учебного процесса; утверждение квалификацион ных документов; руководство разработкой и внедрением новых форм и методов учебного процесса. ПОМОЩНИК КАПИТАНА ПО УЧЕБНОЙ ЧАСТИ 158. Помощник капитана по учебной части является на чальником службы и на него возлагается организация про цесса обучения и воспитания, обеспечение выполнения программы практики. Обязанности: участвовать в разработке учебных планов и контролиро вать их выполнение; обеспечивать надлежащее состояние учебных помещений и оборудования, наличие необходимой документации и пособий; обеспечивать прием, размещение и распределение обучающихся по судовым расписаниям, вахтам, рабочим местам и участкам практики; осуществлять контроль за проведением практики, работой судовых специ алистов, безопасностью практических занятий, успеваемо стью и состоянием дисциплины; вести документацию. РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ 159. Руководитель практики является начальником прак тикантов и несет ответственность за выполнение учебной программы, воспитание и дисциплину практикантов. ПРАКТИКАНТЫ 160. Практиканты обязаны выполнять указания лиц, ответст венных за прохождение практики, распоряжения судовой адми нистрации; выполнять программу практики, участвовать в занятиях, учениях, тренировках, судовых работах и несении вахт. ГЛАВА XII НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПОМОЩНИК КАПИТАНА ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ 161. Помощник капитана по научной работе является на чальником службы и руководит работами научной группы и специалистов. Обязанности: участвовать в разработке рейсового задания; обеспечи вать подготовку и доставку на судно (сдачу по окончании рейса) научного оборудования и снаряжения; организовы вать сбор и обработку научных материалов; оперативно до кладывать о результатах поисков и наблюдений; планировать расположение комплексных океанологических станций, разрезов, полигонов, участков тралений и последо вательность выполнения этапов работы; разрабатывать про мысловые рекомендации для флота; контролировать соблюдение правил рыболовства в отечественных и ино странных зонах; вести установленную документацию. СТАРШИЙ (МЛАДШИЙ) НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК 162. Старший (младший) научный сотрудник обязан: участвовать в разработке программы рейса, комплекто вании службы; готовить заявки на научное оборудование и материалы, осуществлять их получение и сдачу после рейса; производить сбор и обработку научных материалов, разра батывать рекомендации для флота; вести установленную документацию. ГЛАВА Х1П СУДОВАЯ ВАХТА 163. Вахта на судне является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внима ния и непрерывного нахождения на посту или рабочем мес те. Вахта обеспечивает управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль за посещением судна посторонними лицами. 164. Ответственность за организацию вахты возлагается на капитана, а по судовым службам - на начальников служб. Ответственность за надлежащее несение вахты - на лиц, несущих вахту. 165. Вахта должна быть организована таким образом, чтобы усталость лиц, обеспечивающих вахту, не повлияла на эффективность ее несения, чтобы состав первой при отходе судна в рейс и последующих вахт имели достаточный отдых и были способны должным образом выполнять свои обязан ности. 166. В течение вахты помощник капитана, механик (элек тромеханик), радист обязаны вести записи в соответствую щих судовых журналах согласно правилам их ведения. 16/. При возникновении каких-либо сомнений или при необходимости помощи лицо, несущее вахту, обязано не медленно поставить об этом в известность своего начальника по вахте. 168. Никто из вахтенных без разрешения своего началь ника по вахте не имеет права оставлять пост (рабочее место) или передавать кому-либо исполнение своих обязанностей. Я*ЗЙ 1 вдаюмпииаииамаииидивишаанижвиадаиаааваяри ишишпитывицдаисс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz