Рыбный Мурман. 1994 г. Август.
На пути к рынку х э о с )О С Х Х Х Х Х > осхэосх № 33 (4529) 19 - 25 августа 1994 года 5 .S 1 Собрание уполномоченных рыбаков-колхозников ЛОВИМ ХОРОШО, г Эрнст ЗЕЛЕНИН, собкор “РМ“ по Архангельску А ЖИВЕМ ВСЕ ХУЖЕ! Фрагменты из выступлений участников собрания достаточно ясно показы вают ситуацию, в которую попали архангельские рыбаки-колхозники. Древние поморские села на грани вымирания. Конечно, есть вина и самих хозяйств - не сумели правильно воспользоваться самостоятельностью. Но ведь их десятиле тиями отучали от самостоятельности, а потом бросили в водоворот рыночных проблем, с которыми и правитель ственные мужи, ученые не могут справиться... В центре страны разваливаются предприятия. *В глубинке же условия и того хуже. Есть ли у жителей побережья выход? “Есть, - говорят поморы. - Нам от государства ничего не нужно, пусть только хотя бы на год-два от налогов освободят. Сколько же можно село грабить, где люди в социальном развитии и сейчас на уровне тридцатых годов живут? Ведь сотни миллионов от давать приходится незнамо на что! “ * * * На собрании рассмотрен про ект договора объединения с пром- базой флота. По решению уполно моченных в правление АРКО вошли председатели всех колхо зов. Вместо выбывшего капитана С. М. Брянского членом правле ния и первым заместителем Д. М. Волынца избран капитан АИ- 1606 “Коткино“ В. А. Попов (на снимке). Фото автора. Очередное собрание уполномочен ных архангельских рыбаков-колхозни ков проходило гораздо меньшим, против £ прежнего, составом. Теперь, чтобы вы- | лететь с побережья в областной центр (а для большинства поморских сел самолет - единственный вид транспорта), на би леты туда и обратно одному человеку j полмиллиона требуется. В этом, можно сказать, и кроется корень проблем рыболовецких колхо зов. Из-за баснословных авиатарифов ( перестала давать доходы зверобойная вертолетная экспедиция, убыточными стали все колхозные производства. И самое страшное - государство душит налогами, пожалуй, еще круче, чем в сталинские времена. Даже крупней шие индустриальные хозяйства сегод ня в глубоком кризисе. Поэтому и в каждом выступлении уполномоченных р представителей - тревога. В. ИСТОМИН - председатель рыбколхоза “Север“. - Сегодня из 400 членов колхоза у нас только 250 работающих. По внут ренним расчетам с объединением име ем 200 миллионов рублей долга. Кроме | того, 100 миллионов брали к р е д т для проведения зверобойной кампании, чтобы спасти этот традиционный вид промысла. Зарплату не выдавали людям с ап реля. Единственным подспорьем было то, что мужики занимались добычей щ наваги на Канине - жителей села кор мили. Продукты питания и сейчас вы даем колхозникам. В других же регионах наша продукция не пользу ется спросом, и колхозный холодиль ник забит мясом, маслом. У соседей беды те же. Бывшие сель- | скохозяйственные совхозы, преобразо ванные в акционерные общества, % вообще распадаются. По сто голов ско та вырезают, потому что в районе ко- - мандует уже банк. I Где выход для дальнейшего сущест вования? Кстати, в тундре, где дорог и в по мине не было, государство дерет с по моров налоги за пользование... дорогами. Десятки миллионов платим. Но, между прочим, уже три года свои ми силами строим дорогу на Архан гельск. Поможет она и соседнему колхозу “Сояна“ реализовывать про дукцию, завозить снабжение. А люди уже ни во что не верят. За последние три года произошла страш ная деградация населения: пьянство, воровство. И никому, кроме председа теля колхоза, до этого нет дела. М. ШИРОКИЙ - председатель рыбколхоза “Освобождение**. - Крупнейшее хозяйство в Койде, 3 специализированное на зверобойном промысле, - на грани нищеты. Люди | здесь обосновались давно и прочно, на строили дома, нарожали детей и пла нировали жить хорошо... Слава Богу, мы пока не закрыли ни садик, ни школу, ни Дом культуры, ни центов - от флота , другая половина - от добычи морского зверя. Но на сле дующий год на зверобойке придется поставить крест. У нас есть что реализовать. Н ян домская птицеф абрика , например, го това взять 120 тонн ветеринарного жира. Но у них ни копья денег. Сегод ня , пожалуйста , приезж аю т из Кеме рова, из Тольятти , из Липецка: “Д айте нам ш куры “ . Д а , их у нас - готовых, выделанных, пользующихся спросом - 10 тысяч штук. Но покупа тели деньги перечисляют по капле . А ведь еще в прошлом году только за шкуры мы получили чистой прибыли 44 миллиона рублей. Но теперь даже добыча семги становится убыточной. Цены на промысловое вооружение т а кие , что за голову хватаешься. Конечно, кризис надо преодолеть. Ведь на карте Койда появилась в 1513 году, она не должна исчезнуть. В. ПОПОВ - капитан траулера “Коткино“. - Давно известно, что колхозы наши живут в основном за счет своих ф ло тов. но с е т д н я морякам самим стано вится . невнродых. Мне легче , например , в интюрт зайти , чем в Коль ский залив . Чтобы прийти к родному дому с экипажем из 30 человек, надо заплати ть валютой - 30 центов за к аж дую регистровую тонну судна. Меня без оплаты не пустят к причалу рыб ного порта, не разреш ат укрыться у российского (!) берега от шторма! Порт отказался возить таможню - т е перь будем ждать и ее сутки-двое. А за перегрузку рыбы в море на транспорт должны заплати ть пошлину в 132 дол л ара с тонны. То есть деньги тянут с флота во все стороны, и свои - жаднее, чем “ чужи е“ иностранцы. А. МАЛЫГИН - капитан траулера “Койда“. - Стоит задуматься о том, что если колхозы оказались в таком критиче ском состоянии, ни в коей мере нельзя снимать вины с правления “Архрыб- колхозобъединения“ . Специалисты объединения давно перестали прово дить в хозяйствах ревизии. Ведь это надо не для “разоблачений “ , а для ан али за работы, своевременных реко мендаций, организованного маневри рования. Это была бы помощь делом. П ерестала работать ревизионная ко миссия и в аппарате управления . А она могла бы предупредить развал . Ведь за нами люди стоят - надо об этом посто янно помнить. J1. ЛЕБЕДЕВ - начальник Мур манской межколхозной промбазы флота “Архрыбколхозобъединения“. - Говорите, в колхозах безработных мужиков некуда девать? А в море что ж поморы не идут? Ведь сколько лет мы вопрос этот трясем! Надо сокращать в колхозах раздутые подразделения и отправлять парией на свои суда. Ведь сейчас на колхозном флоте колхозни ков и трех процентов не наберется. Н ам приходится по всем закоулкам “шуриков“ собирать. Как тогда со слу чайными людьми вести разговоры о нормальной эксплуатации судов, о бе режности к миллиардным основным фондам ... Если в колхозе работы нет, зарплаты нет - единственное место, где можно заработать , - это ваши же 1 раулеры . Другой больной вопрос - реализация продукции. Рыбу передерживаем ме сяц , два - замораживаем средства. Мо жет , снижать цену - и тогда рыба пойдет большими партиями? Но ден ь ги должны делать деньги. В. НЕЧАЕВ - председатель проф кома флота. - Не знаю ни одного траулера , кото рый бы пришел в порт без плана . А зарплату ни сами моряки, ни их жены получить не могут. Зачастую выдадут аванс в пределах 60 тысяч - и живи как хочешь. Начинаешь разбираться с ад министрацией - всяких объяснений наслушаешься. Например, раньше продавалась рыба в Мурманске, т е перь ее отправляют в Архангельск... Но на претензию моряков “мы вкалы ваем к ак лошади, а денег не получаем “ прямо ответить никто не может. Ф. ВЕРЕЩАГИН - председатель рыбколхоза имени Калинина. - Сейчас траулеры идут в Архан гельск , и надо более качественно орга низовать их выгрузку. Но в конторе рыбой занимается практически один инженер - Т. Ш аратина . Еще и топли вом ведает. Это не дело. А некоторые отделы в аппарате объединения откро венно бездействуют. Н ельзя умолчать о наших “ золотых рыбках“ - приемотранспортных судах. Всю зиму они ремонтируются, но к началу навигации не успевают , еще месяц стоят. А мы тратим на это такие сумасшедшие деньги! Недавно колхоз “З а р я “ доставил в Л оиш ены у на ПТСе груз. Переход в одну сторону всего 12 часов, обратно - столько же, а содрали с хозяйства за эту операцию 6 миллионов. Колхоз от казался от таких “у сл у г“ , грузы стали но бездорожью на грузовике возить. Такого тяжелого экономического положения в колхозах, правильно з а мечено, могло не быть, если бы конт ролировалась и анализировалась их деятельность и объединения. Мы д ав а ли и давали туда деньги, не спраши вая, на какие цели они расходуются. Если бы ревизионная комиссия прове ряла распределение финансов , то се годня некоторые “хозяйственники “ бледно бы выглядели.' В. В О Л О КИ ТИ Н - председатель рыбколхоза “Заря“. - Правление АРКО дискредитиро вало свои функции. Некоторые хозяй ства влачат жалкое существование, щ тогда как некоторые дельцы брали бес контрольно деньги из общей казны. Но на какие цели? Председатели колхозов только случайно узнавали об этих утечках. А теперь в таком богатейшем колхозе, как “Северный рыбак“ , даже не было на билеты денег, чтобы на чальник цеха обработки смог сдать в Казань шкуры. Давайте вспомним, с каких судов мы начинали. С маленьких лодочек. Сейчас у нас траулеры. Рыбу ловим хорошо, а живем хуже и хуже. Я не : верю, что все потеряно. Каждому ру ководителю надо на местах посмот реть, что еще можно сделать для преодоления кризиса. Но и аппарат & объединения должен крутиться. Из от дела добычи, например, к нам ни одно го звонка, ни одной информации. Мы все - сами по себе. А нужна программа нашей общей дальнейшей жизни. Д . ВОЛЫНЕЦ - председатель правления “Архрыбколхозобъедине- ния“. - При реорганизации рыбакколхоз- союза в межколхозное производствен ное объединение ряд положений в Ц уставе были исключены по обоюдному соглашению уполномоченных. Исклю- | чили такую норму, как ревизия колхо- I зов, дескать, это не ваше дело - сами £ разберемся внутри хозяйств. Сегодня, как видим, претензии про тивоположного свойства. Да, ситуация подсказывает, что контроль надо вос становить. Ведь мы с вами пользуемся ресурсами, которые принадлежат не одному колхозу. Они общие. Что касается реализации продук- i ции, то остается признать : наши служ - бы еще . не приспособлены к коммерческой деятельности . Пожа луй ста , предлагайте , как перестроить апп арат правления, выдвигайте кан дидатуры.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz