Рыбный Мурман. 1994 г. Август.

Былое и думы № 32 (4528) 12 - 18 августа 1994 года Часть 1 V Зима в Уругвае оказалась суровой. То и дело налетали шквалы из Антарктики, приносили ливневые дожди. Во время за­ тишья над судами в порту висела пронизы­ вающая морось, мешала палубным работам. То ли из-за погоды, похожей на осень в Мурманске, или подтачивающих душу про­ тиворечий времени с накалом политиче­ ских страстей в родной матушке-России с беспощадным самоизбиением, но состояние было депрессивное. Выручала работа. По ходу ремонта возникали такие ребусы, что и спать было некогда. Хорошо, что с людьми ремон­ тно-подменной команды (РПК) -------- повезло. Начальник отдела кад­ ров Николай Николаевич Стрел­ ков прислушался к просьбе капитана и помог подобрать в экипаж трудяг и порядочных ре­ бят. Не знаю, чем бы закончился ремонт, но всегда рядом были матросы Геннадий Карпук, Анд­ рей Герасимов, Петр Павленко - славные наследники моряков па­ русного флота, благородные и бесстрашные, и командиры - уникальные специалисты, про­ шедшие школу сельдяного фло­ та: начальник радиостанции Олег Калинин, электрорадиона­ вигатор Анатолий Ветров, теоре­ тик и глубокий знаток корабельных дел инженер Вик­ тор Аглодин. Все они не счита­ лись с личным временем, не ныли о низкой зарплате, а до­ бротно и честно делали нескон­ чаемую работу. Как шутил Виктор Аглодин, если у кольца нет конца, то и ремонт траулера бесконечен. Его можно только прервать, но, как на барском дворе, закончить работы невоз­ можно. Старпом Игорь Выговский и боцман Анатолий Андеещев не унывали, чихнули на погоду и времени даром не теряли - орга­ низовали покраску судовых по­ мещений и столярно-плотницкие дела в каютах. Для капитана старпом что младший брат - учить его надо, а верить, как себе. Последнее время на старпомов мне не вез­ ло. И вдруг такая удача - улыб­ чивый, интеллигентный, спокойный, доброжелательный Игорь Выговский вел уверенно судовые дела, а их у старпома не перечесть - от трапично-пра- чечно-камбузных - до админист­ ративных. Игорь напоминал мне своей надежностью, преданностью штурманскому братству молодо­ го Александра Ивановича Кух- тина, когда в начале моей капитанской карьеры он был на БМРТ “30-летие Побе­ ды“ старпомом. Надо же, время как пролетело! Прокру­ чиваешь в памяти ленту прошлого - у каж­ дого на море своя судьба. Одному везет - несколько десятков лет отморячит без осо­ бых приключений, а у другого каждый метр на берегу и на море дается с надры­ вом, на пределе возможностей. Так вот о Кухтине... Попали мы тогда с ним в ситуацию: главный двигатель нахо­ дился в аварийном состоянии, ремонт для машинной команды оказался сложным, за­ нял четырнадцать суток. Как обычно, беда одна не приходит: шторм нагрянул, начало дрейфовать судно на канадский берег. За­ просили мы помощь, но буксиры морские находились в Сент-Джонсе, двое суток им до нас следовать. Ближе, на расстоянии ста двадцати миль от наших *»координат, штормовал БМРТ “Сулой“ , командовал которым Клавдий Валерьянович Ардеев, но идти ему по направлению к нам при вол­ нении шесть-семь баллов - не разгонишь­ ся! Вышли мы на радиосвязь с Ардеевым. Праздничный день - седьмое ноября, в эфире музыка мешает разговору. Нам не до музыки, качка жуткая - крен доходит до сорока пяти градусов. У нас своя музыка: в снастях дьяволы поют. Клавдий Валерьянович кричит: “Ива­ ныч, держись, волны режем, труба крас­ ная, готовь брагу!“ . Старпом рядом стоит, слушает, не пони­ мает: какую брагу, он что, хватанул в честь праздника? Я сначала тоже не врубился, потом по­ нял, что Ардеев говорит о надежном при­ способлении для буксира. Готовились к самому худшему, потому что по расчетам “Сулой “ не успевал по­ дойти до того, как “30-летие Победы 4 сдрейфует к берегу... Александр Кухтин показал себя про­ фессионалом. Он спокойно, уверенно руко- промышлять на такой рыбе, как палтус, в районе Лабрадора непросто. Уже в Мурманске дружно всем экипа­ жем отметили благополучное завершение рейса в ресторане “Встреч44. Неожиданно в разгар веселья кто-то безобидно пошутил относительно достоинств капитана. Что по­ сле этого произошло! Старпом чуть стуль­ ями кидаться не начал, защищая капитана. Смешно и грешно. До сих пор стоит эта сцена перед глазами. Но время сейчас другое, и люди меня­ ются на глазах. Правда, я верю, что друж­ ба, возникающая на пике особых ситуаций, когда рядом дышала смерть, не предается. Вот такие думы навеяла эта скверная АО водил аварийной командой, успокаивал нервных. Конечно, командиры напрягали свои извилины, чтобы выиграть время, - поставили из брезента косой парус для из­ менения направления дрейфа и уменьше­ ния волнового крена, приготовили глубоководный якорь. Профессионалом в морском деле специ­ алист становится только благодаря практи­ ке, пройдя через испытания, экстремальные ситуации. Никакой сверх- гениальный человек никогда не может стать капитаном сразу после окончания учебного заведения, не пройдя лестницу морской иерархии, выработанной многолет­ ним опытом мореплавания. Бог помог - ветер зашел, и нас понесло вдоль берега на расстоянии восьми миль от скал. Благодаря технической смекалке старшего механика Вячеслава Маслова и героизму машинной команды (в такую качку не прерывали ремонтные работы!) главный двигатель запустили, и помощь БМРТ 4Сулой “ и буксиров не потребова­ лась. Дыхание катастрофы сплотило экипаж. Удача наконец-то повернулась к нам ли­ цом, и мы начали рыбачить с песнями. Удалось у Нептуна вырвать план без вся­ ких корректировок на потерянные для лова сутки ремонта и всяких приключений, а Алексей КОЛЕСОВ, капитан “Севрыбпромразведка “ погода уже здесь, в Уругвае... * * * В дверь каюты осторожно постучали, и вошел элегантный мужчина невысокого ро­ ста, седоватый, с хитрецой в восточных глазах, в безупречном костюме, при гал­ стуке. - Алексей Иванович, можно? - Пожалуйста, садитесь! - сказал я, пы­ таясь вспомнить, где его видел. - Афанасий Афанасьевич Дон, капитан траулера “Миргород44, пришли сегодня, пришвартовались к соседнему причалу, - представился вошедший, - помните, вы ме­ ня, опального, на работу вторым штурма­ ном принимали, когда работали в конторе главным капитаном? Прошло пять лет. Я, конечно, подробно­ стей не помнил. - Приглашаю вас, Алексей Иванович, на вечер отдыха, поужинаем, судовая пища надоела, поговорим. Вы имеете больше ин­ формации, из Мурманска недавно прилете­ ли. Я быстро оделся и, предупредив старпо­ ма, мы вышли на причал. Моросил дождь. В непромокаемых плащах расхаживали двое полицейских. Неугомонные, так им хочется кого-то поймать! Режим в порту Монтевидео строгий - власти стараются из воздуха выкачать деньги. Это первый признак отсталой стра­ ны, когда существует большое количество налогов и штрафов, раздутые без необхо­ димости властные силовые структуры, а большинство народа живет в нищете. Ма­ ленькая группа населения имеет в таких странах неисчислимые богатства. Порт перегружен рыболовными судами многих стран мира, поэтому в мелководном ковше его акватории, где находились и “Николай Куропаткин 4 с “Миргородом44, траулеры швартуются кормой к причалу с отдачей якоря. - Афанасий Афанасьевич, во-первых, давай разговаривать, как коллеги, прияте­ ли, - без “вы“ . Хорошо? - попросил я До­ на. И тот одобрительно кивнул. - Афанасий, у тебя в порту Монтевидео происшествия были? - Были. Штрафанули за то, что две буханки хлеба несли с нашего же траулера “Макшее- во“ . Он рядом стоял, в двадцати метрах. Повар идет с хлебом по причалу, а “черная таможня 4 тут как тут. Акт составили, и этот хлебушек нам обошелся в двести долларов. Правила здесь варварские - ничего нельзя пе­ реносить с борта на борт без оп­ латы таможенного сбора, а сборы значительные, поэтому лучше купить снабжение, продукты у шипшандлера (агента по снаб­ жению продуктами). - А у меня при заходе в порт Монтевидео после полугодового рейса в Антарктику произошло более серьезное происшествие: во время швартовки под провод­ кой лоцмана и трех буксиров коснулись кормой траулера стенки бетонного причала. По правилам порта касание причала кормой запрещено. Но было именно касание, а не навал, по­ этому причал не повредили. Во время швартовки на прича­ ле находился агент Алехандро, а также дежурный капитан конторы капитана порта. После швартовки лоцман ушел, агент оформил приход судна - никто ничего не сказал о случившемся. Я на всякий случай подстра­ ховался: записал обстоятельства швартовки в судовой журнал, получил рапорты судовых специ­ алистов и свидетелей, сфотогра­ фировал причал, на второй день в нашем консульстве оформил морской протест. Интуиция сра­ ботала четко - через трое суток подкатывает на роскошном ли­ музине к трапу директор агенти- рующей фирмы Писадал и вручает мне акт конторы капи­ тана порта на испанском языке без перевода на русский, в кото­ ром зафиксировано нарушение правил, и счет на сто тысяч дол­ ларов. У меня, представляешь, язык одеревенел от такой нагло­ сти. И началась тяжба. Помогло то, что ра­ ботал раньше главным капитаном, поэтому кое-что соображал в аварийных делах. Когда перевели точно на русский язык счет, оказалось, в него включен капиталь­ ный ремонт пятиметровой линии причала. Кошмар! Пятнадцать суток с утра до вечера при­ шлось бегать по различным инстанциям, исписать сотню листов бумаги, чтобы за­ щитить интересы судна. В налаживании контактов с властями оказали помощь и поддержку консул, агент Алехандро, пред­ ставитель “Соврыбфлота“ в порту Монте­ видео. С трудом удалось попасть на прием к капитану порта. Умный и порядочный оказался человек. Он быстро решил этот запутанный конфликтный вопрос. По его распоряжению, учитывая, что швартовка траулера проходила в сложных метеоусло­ виях под проводкой лоцмана и буксиров порта, штрафные санкции были отменены. Но меня лихорадило до Мурманска! - Это что! - заметил Афанасий. - В моей жизни покруче ситуации были. Сей­ час возьмем такси, доберемся до тихого ка­ бачка, там я и расскажу... (Окончание следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz