Рыбный Мурман. 1994 г. Август.

№ 32 {4528} 12 - 18 августа 1994 года К 50-летию Победы на Севере эо о о о о о о о о о с ФРОНТОВОММОРЕ (Рассказывает архивный документ) Встречая 50-ю годовщину Победы в За­ полярье, ветеранам-рыбакам Мурмана есть что вспомнить: на фронтах и в тылу, на берегу и в море приближали они этот долгожданный день. С первых дней войны часть судов Глав- севрыбпрома вошла в состав транспортного отряда по обеспечению перевозок войск и воинских грузов 14-й армии. Мурманский траловый флот передал Северному флоту 46 из 63-х имевшихся траулеров. Но уже с августа 1941 года оставшиеся суда начали промысел в водах Баренцева моря. Работали, не пользуясь радио, не имея поисковых судов, в условиях жесто­ чайших штормов, полярной НОЧИ, почти без света, подвергаясь постоянной опасно­ сти нападения фашистов. В марте 1942 года на базе управления тралового флота, Морзверрыбпрома, при­ емотранспортной конторы, трех моторно­ рыболовных станций и ряда других предприятий была создана Мурманская база военизированного тралового флота. Началось вооружение судов базы, обу­ чение рыбаков военным специальностям. Кроме промысловой работы моряк должен был знать военное дело, быть готовым к встрече с противником, так как траулеры работали в зоне боевых действий. Работая и сражаясь, тралфлотовцы до­ были в военные месяцы 1941 года 50,6 тыс. центнеров, в 1942 году - 90,7, в 1943 году - 327,8, в 1944 году - 634,4 тыс. цен­ тнеров рыбы. Мурманской рыбой снабжались бойцы Карельского и Ленинградского фронтов, моряки Северного флота, население бло­ кадного Ленинграда и нашей области. Какой ценой добывалась эта рыба, ка­ кую работу выполнил для фронта малый промысловый флот? Такие сведения пред­ ставила Мурманская база военизированно­ го тралового флота в Наркомат рыбной промышленности СССР в сентябре 1943 года. Полистаем этот архивный документ. В 1941 году РТ-67, находясь на перехо­ де в районе мыса Гавриловский, был ата­ кован и поврежден артогнем миноносца противника, имел повреждения и затонул. Из личного состава никто не спасся. РТ- 68 в районе Харловских островов был тор­ педирован неприятельской подводной лодкой. Имея повреждения, затонул. Часть экипажа и командир РТ спаслись, подо­ браны нашими кораблями. В 1942 году, 1 апреля, РТ-1 на промыс­ ле был атакован самолетом противника “Ю- 88 “, который с высоты 800 метров сбросил две бомбы, упавшие в 30 метрах от борта РТ. Повреждений и потерь в лю­ дях не было. 2 апреля РТ-17 был атакован двумя са­ молетами противника “Ю - 88 “ , с пикиро­ вания сбросившими одну бомбу. 8 апреля РТ-14 был атакован также двумя “юнкер- сами“ , которые с высоты 1000 метров сбросили четыре бомбы. Повреждений и потерь в людях на этих траулерах не бы­ ло. 22 апреля посыльное судно “Глобус “ при выполнении задания по перевозке гру­ за на фронт в бухте Озерко было обстре­ ляно с берега батареей противника. Имел повреждения корпуса. 12 мая РТ-14 на промысле снова под­ вергся нападению самолетов противника, бомба упала в 10 - 15 метрах от борта РТ. От сотрясения был расколот распредели­ тельный щит динамо-машины. Потерь в людях не было. Еще серьезнее выпало испытание эки­ пажу РТ-23: 30 мая на промысле его ата­ ковали пять самолетов противника с высоты 1500 метров. Экипаж РТ открыл огонь из пулеметов и винтовок. Самолеты отвернули, не сбросив бомб. 18 сентября 1942 года, о чем рассказы­ вает документ, на промысле были атакова­ ны с воздуха сразу четыре траулера: РТ-57, 22, 17 и 42. К счастью, поврежде­ ний и потерь в людях не было, хотя бомбы падали, подчас сериями, недалеко от судов. Экипажи потерь не имели. 18 ноября РТ-17, находясь на промысле у мыса Канин Нос, был атакован дважды: в 11-50 и в 15 часов. Рыбаки не растерялись: открыв огонь из 45-мм орудия, они вынуди­ ли “юнкерсов“ сбросить бомбы не прицель­ но. Тралфлотовцы не только мастерски про­ мышляли в тяжелейших условиях фронтово­ го моря (без освещения палуб, при неработающих маяках и без радиосвязи), но и научились отбивать атаки воздушных пи­ ратов. Но, к сожалению, потерь избежать не удалось. Так, в марте, находясь на про­ мысле, погиб РТ-19. Место и причина гибе­ ли не известны. Из личного состава никто не спасся. 4 апреля РТ-103, промышляя в Мотовском заливе у мыса Шарапов, был атакован четырьмя самолетами противника “Ю- 88 “. Было сброшено шесть бомб. От прямого попадания РТ-103 затонул. Спас­ лось 18 человек. 31 декабря вел промысел также в Мотов­ ском заливе, между мысами Конев и Шара­ пов, РТ-14. Его атаковали два самолета противника “Me-110“ , обстрелявших РТ из пулеметов, были ранены два человека: мат­ рос Панков и кочегар Кнестяпин. РТ вы­ брал трал, сдав в Новом Кильдине раненых в госпиталь, продолжал промысел, вел его до конца рейса. В 1943 году во фронтовом море лов не прекращался, хотя угроза нападения фаши­ стских самолетов и подлодок сохранялась. Так, 5 февраля РТ-37, находясь с тралом за бортом, был атакован двумя самолетами противника, сбросившими две бомбы. Они упали в 80 метрах прямо по носу РТ. Одна не взорвалась. Спустя некоторое время тра­ улер был снова атакован, на этот раз че­ тырьмя самолетами противника, которые сбросили семь бомб, упавших далеко от борта РТ. В отчете отражено боевое соприкоснове­ ние с боевыми средствами противника (та­ ков официальный язык документа) и малых судов. Еще в июле 1941 года мотобот “Зе­ нит “ в губе Эйна был дважды атакован с воздуха - на него было сброшено 20 бомб. Но бот уцелел и позже был отремонтирован. Бот “Вайда “ при выполнении специаль­ ного задания в Мотовском заливе на травер­ зе губы Ура с 9 час. 15 мин. до 9 час. 20 мин. 17 февраля 1943 года подвергался ата­ кам вражеской авиации. Самолеты сделали несколько заходов, стреляя из пушек и пу­ леметов. Убит боец воинской части, нахо­ дившийся на боте в качестве пассажира, и тяжело ранен штурман Сажин, впоследст­ вии скончавшийся. Палуба, надстройки и шлюпка оказались в нескольких местах пробитыми. И на другой день бот “Вайда “ на травер­ зе Титовки (Мотовский залив) подвергся артобстрелу неприятельской батареи с бе­ рега, имел повреждения двигателя и не­ сколько пробоин в борту. Потерь в людях не было. Надо отметить, что и малые суда были вооружены. Так, мотобот “Лебедь“ имел пулемет “Льюис44, один “Максим 4 и три “Томпсона44. Следуя из бухты Озерко в Мурманск 26 мая 1943 года, на траверзе маяка Городецкий бот был атакован во­ семью неприятельскими самолетами. Само­ леты сбросили бомбы, но бот попаданий и повреждений не имел, после чего этими же самолетами был обстрелян пушечно-пуле­ метным огнем. На этот раз было выведено из строя рулевое управление, левый борт выше ватерлинии имел несколько больших и малых пробоин, рулевая рубка, палуба, шлюпка и надстройка также имели пробои­ ны. Потери в людях: убиты матрос Сизю- хин, стоявший у руля, и боец из команды ПВО, перевозимой “Лебедем44; ранено семь человек: старший штурман Кедарев, боцман Беляков и пять человек из команды ПВО. Мотобот прибыл в Мурманск своим ходом. Вооружение на “Лебеде “ оказалось неисп­ равным: пулеметы имели задержки во время всей стрельбы. Были и потери малых судов. Так, мото­ бот “Щука 4 при выполнении специального задания 17 апреля 1943 года на пути в губу Вичаны пропал без вести (с командой четы­ ре человека). А 26 июня того же года мотобот “Сне­ ток 4 при выполнении задания подвергся сильной бомбежке и позже затонул в районе мыса Городецкий в 50 метрах от берега на глубине 1 5 - 2 0 метров. Были и другие потери. Но это не остано­ вило моряков - и на “малышах 4 они при­ ближали День Победы. Е. ФЕДОРОВА, главный археограф Госархива Мур­ манской области. • Наш календарь: к 80-летию П. С. Кутахова ГЕРОЙ ЗАПОЛЯРНОГО НЕБА Имя Павла Степановича Ку­ тахова хорошо помнят ветераны Мурманска, участники обороны Советского Заполярья в годы Ве­ ликой Отечественной войны. Этот храбрый летчик со своими боевыми товарищами прикрывал областной центр от налетов вра­ жеской авиации, наносил удары по фашистским аэродромам в районе Петсамо (Печенги), бое­ вым позициям егерей на Запад­ ной Лице. 16 августа ему исполнилось бы 80. Много славных дел совершил в своей жизни этот человек. Но глав­ ное из них, пожалуй, его участие в обороне Советского Заполярья. Войну он встретил уже обстрелян­ ным воином - Павел Степанович участвовал в советско-финлянд­ ском конфликте 1939-40 гг. Но та зимняя “странная 4 война хоть и была испытанием на воинскую зрелость, не могла сравниться с начавшейся: с первых дней было жарко на земле и в воздухе. Гит- леровская авиация в первый пе­ риод войны имела явное превосходство в численности, в скорости и вооружении. Враг был не только силен, но и коварен. Тем значительнее победы со­ ветских летчиков уже в первых воздушных боях, которые вскоре стали групповыми. Мастер “сво­ бодной охоты“ , Павел Степано­ вич умел организовать бой с воздушными пиратами так, что­ бы и при меньшем, чем у врага, числе машин одержать победу. Как тут не вспомнишь А. В. Су- иорпид: "Н е числом, :\ ум ень­ ем!**, **Сам погибай, а товарища выручай! “ . Победа в воздухе обеспечива­ лась кропотливой учебой на земле. “По косточкам 4 разбирались итоги боевых схваток, учитывались как приемы летчиков врага, так и своих товарищей. Накапливался опыт, росло мастерство, а вместе с ним - и количество сбитых фашистских самолетов. Командир 19-го гвардейского авиаполка майор П. С. Кутахов сознавал ответственность за обо­ рону главного объекта - города и порта Мурманск. И не раз гитле­ ровские бомбардировщики сбра­ сывали свой смертоносный груз, не долетев до цели, - их вынуж­ дали к этому краснозвездные ист­ ребители. И среди них неизменно отличался комполка. 1 мая 1943 года Павлу Степановичу было присвоено звание Героя Советско­ го Союза. ...Главный маршал авиации, •заместитель министра обороны СССР, Главнокомандующий Во- енно-Воздушными Силами стра­ ны, дважды Герой Советского Союза - таким сохранится в на­ шей памяти образ смелого защит­ ника неба Заполярья П. С. Кутахова (1914 - 1985). Б. ПАВЛОВ. На снимках: П. С. Кутахов перед боевьш вылетом; сбитая в р а й о н е Мурманска м аш ина в р а га . Фото военных лет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz