Рыбный Мурман. 1994 г. Август.
№ 32 {4528} 12 - 18 августа 1994 года К 50-летию Победы на Севере эо о о о о о о о о о с ФРОНТОВОММОРЕ (Рассказывает архивный документ) Встречая 50-ю годовщину Победы в За полярье, ветеранам-рыбакам Мурмана есть что вспомнить: на фронтах и в тылу, на берегу и в море приближали они этот долгожданный день. С первых дней войны часть судов Глав- севрыбпрома вошла в состав транспортного отряда по обеспечению перевозок войск и воинских грузов 14-й армии. Мурманский траловый флот передал Северному флоту 46 из 63-х имевшихся траулеров. Но уже с августа 1941 года оставшиеся суда начали промысел в водах Баренцева моря. Работали, не пользуясь радио, не имея поисковых судов, в условиях жесто чайших штормов, полярной НОЧИ, почти без света, подвергаясь постоянной опасно сти нападения фашистов. В марте 1942 года на базе управления тралового флота, Морзверрыбпрома, при емотранспортной конторы, трех моторно рыболовных станций и ряда других предприятий была создана Мурманская база военизированного тралового флота. Началось вооружение судов базы, обу чение рыбаков военным специальностям. Кроме промысловой работы моряк должен был знать военное дело, быть готовым к встрече с противником, так как траулеры работали в зоне боевых действий. Работая и сражаясь, тралфлотовцы до были в военные месяцы 1941 года 50,6 тыс. центнеров, в 1942 году - 90,7, в 1943 году - 327,8, в 1944 году - 634,4 тыс. цен тнеров рыбы. Мурманской рыбой снабжались бойцы Карельского и Ленинградского фронтов, моряки Северного флота, население бло кадного Ленинграда и нашей области. Какой ценой добывалась эта рыба, ка кую работу выполнил для фронта малый промысловый флот? Такие сведения пред ставила Мурманская база военизированно го тралового флота в Наркомат рыбной промышленности СССР в сентябре 1943 года. Полистаем этот архивный документ. В 1941 году РТ-67, находясь на перехо де в районе мыса Гавриловский, был ата кован и поврежден артогнем миноносца противника, имел повреждения и затонул. Из личного состава никто не спасся. РТ- 68 в районе Харловских островов был тор педирован неприятельской подводной лодкой. Имея повреждения, затонул. Часть экипажа и командир РТ спаслись, подо браны нашими кораблями. В 1942 году, 1 апреля, РТ-1 на промыс ле был атакован самолетом противника “Ю- 88 “, который с высоты 800 метров сбросил две бомбы, упавшие в 30 метрах от борта РТ. Повреждений и потерь в лю дях не было. 2 апреля РТ-17 был атакован двумя са молетами противника “Ю - 88 “ , с пикиро вания сбросившими одну бомбу. 8 апреля РТ-14 был атакован также двумя “юнкер- сами“ , которые с высоты 1000 метров сбросили четыре бомбы. Повреждений и потерь в людях на этих траулерах не бы ло. 22 апреля посыльное судно “Глобус “ при выполнении задания по перевозке гру за на фронт в бухте Озерко было обстре ляно с берега батареей противника. Имел повреждения корпуса. 12 мая РТ-14 на промысле снова под вергся нападению самолетов противника, бомба упала в 10 - 15 метрах от борта РТ. От сотрясения был расколот распредели тельный щит динамо-машины. Потерь в людях не было. Еще серьезнее выпало испытание эки пажу РТ-23: 30 мая на промысле его ата ковали пять самолетов противника с высоты 1500 метров. Экипаж РТ открыл огонь из пулеметов и винтовок. Самолеты отвернули, не сбросив бомб. 18 сентября 1942 года, о чем рассказы вает документ, на промысле были атакова ны с воздуха сразу четыре траулера: РТ-57, 22, 17 и 42. К счастью, поврежде ний и потерь в людях не было, хотя бомбы падали, подчас сериями, недалеко от судов. Экипажи потерь не имели. 18 ноября РТ-17, находясь на промысле у мыса Канин Нос, был атакован дважды: в 11-50 и в 15 часов. Рыбаки не растерялись: открыв огонь из 45-мм орудия, они вынуди ли “юнкерсов“ сбросить бомбы не прицель но. Тралфлотовцы не только мастерски про мышляли в тяжелейших условиях фронтово го моря (без освещения палуб, при неработающих маяках и без радиосвязи), но и научились отбивать атаки воздушных пи ратов. Но, к сожалению, потерь избежать не удалось. Так, в марте, находясь на про мысле, погиб РТ-19. Место и причина гибе ли не известны. Из личного состава никто не спасся. 4 апреля РТ-103, промышляя в Мотовском заливе у мыса Шарапов, был атакован четырьмя самолетами противника “Ю- 88 “. Было сброшено шесть бомб. От прямого попадания РТ-103 затонул. Спас лось 18 человек. 31 декабря вел промысел также в Мотов ском заливе, между мысами Конев и Шара пов, РТ-14. Его атаковали два самолета противника “Me-110“ , обстрелявших РТ из пулеметов, были ранены два человека: мат рос Панков и кочегар Кнестяпин. РТ вы брал трал, сдав в Новом Кильдине раненых в госпиталь, продолжал промысел, вел его до конца рейса. В 1943 году во фронтовом море лов не прекращался, хотя угроза нападения фаши стских самолетов и подлодок сохранялась. Так, 5 февраля РТ-37, находясь с тралом за бортом, был атакован двумя самолетами противника, сбросившими две бомбы. Они упали в 80 метрах прямо по носу РТ. Одна не взорвалась. Спустя некоторое время тра улер был снова атакован, на этот раз че тырьмя самолетами противника, которые сбросили семь бомб, упавших далеко от борта РТ. В отчете отражено боевое соприкоснове ние с боевыми средствами противника (та ков официальный язык документа) и малых судов. Еще в июле 1941 года мотобот “Зе нит “ в губе Эйна был дважды атакован с воздуха - на него было сброшено 20 бомб. Но бот уцелел и позже был отремонтирован. Бот “Вайда “ при выполнении специаль ного задания в Мотовском заливе на травер зе губы Ура с 9 час. 15 мин. до 9 час. 20 мин. 17 февраля 1943 года подвергался ата кам вражеской авиации. Самолеты сделали несколько заходов, стреляя из пушек и пу леметов. Убит боец воинской части, нахо дившийся на боте в качестве пассажира, и тяжело ранен штурман Сажин, впоследст вии скончавшийся. Палуба, надстройки и шлюпка оказались в нескольких местах пробитыми. И на другой день бот “Вайда “ на травер зе Титовки (Мотовский залив) подвергся артобстрелу неприятельской батареи с бе рега, имел повреждения двигателя и не сколько пробоин в борту. Потерь в людях не было. Надо отметить, что и малые суда были вооружены. Так, мотобот “Лебедь“ имел пулемет “Льюис44, один “Максим 4 и три “Томпсона44. Следуя из бухты Озерко в Мурманск 26 мая 1943 года, на траверзе маяка Городецкий бот был атакован во семью неприятельскими самолетами. Само леты сбросили бомбы, но бот попаданий и повреждений не имел, после чего этими же самолетами был обстрелян пушечно-пуле метным огнем. На этот раз было выведено из строя рулевое управление, левый борт выше ватерлинии имел несколько больших и малых пробоин, рулевая рубка, палуба, шлюпка и надстройка также имели пробои ны. Потери в людях: убиты матрос Сизю- хин, стоявший у руля, и боец из команды ПВО, перевозимой “Лебедем44; ранено семь человек: старший штурман Кедарев, боцман Беляков и пять человек из команды ПВО. Мотобот прибыл в Мурманск своим ходом. Вооружение на “Лебеде “ оказалось неисп равным: пулеметы имели задержки во время всей стрельбы. Были и потери малых судов. Так, мото бот “Щука 4 при выполнении специального задания 17 апреля 1943 года на пути в губу Вичаны пропал без вести (с командой четы ре человека). А 26 июня того же года мотобот “Сне ток 4 при выполнении задания подвергся сильной бомбежке и позже затонул в районе мыса Городецкий в 50 метрах от берега на глубине 1 5 - 2 0 метров. Были и другие потери. Но это не остано вило моряков - и на “малышах 4 они при ближали День Победы. Е. ФЕДОРОВА, главный археограф Госархива Мур манской области. • Наш календарь: к 80-летию П. С. Кутахова ГЕРОЙ ЗАПОЛЯРНОГО НЕБА Имя Павла Степановича Ку тахова хорошо помнят ветераны Мурманска, участники обороны Советского Заполярья в годы Ве ликой Отечественной войны. Этот храбрый летчик со своими боевыми товарищами прикрывал областной центр от налетов вра жеской авиации, наносил удары по фашистским аэродромам в районе Петсамо (Печенги), бое вым позициям егерей на Запад ной Лице. 16 августа ему исполнилось бы 80. Много славных дел совершил в своей жизни этот человек. Но глав ное из них, пожалуй, его участие в обороне Советского Заполярья. Войну он встретил уже обстрелян ным воином - Павел Степанович участвовал в советско-финлянд ском конфликте 1939-40 гг. Но та зимняя “странная 4 война хоть и была испытанием на воинскую зрелость, не могла сравниться с начавшейся: с первых дней было жарко на земле и в воздухе. Гит- леровская авиация в первый пе риод войны имела явное превосходство в численности, в скорости и вооружении. Враг был не только силен, но и коварен. Тем значительнее победы со ветских летчиков уже в первых воздушных боях, которые вскоре стали групповыми. Мастер “сво бодной охоты“ , Павел Степано вич умел организовать бой с воздушными пиратами так, что бы и при меньшем, чем у врага, числе машин одержать победу. Как тут не вспомнишь А. В. Су- иорпид: "Н е числом, :\ ум ень ем!**, **Сам погибай, а товарища выручай! “ . Победа в воздухе обеспечива лась кропотливой учебой на земле. “По косточкам 4 разбирались итоги боевых схваток, учитывались как приемы летчиков врага, так и своих товарищей. Накапливался опыт, росло мастерство, а вместе с ним - и количество сбитых фашистских самолетов. Командир 19-го гвардейского авиаполка майор П. С. Кутахов сознавал ответственность за обо рону главного объекта - города и порта Мурманск. И не раз гитле ровские бомбардировщики сбра сывали свой смертоносный груз, не долетев до цели, - их вынуж дали к этому краснозвездные ист ребители. И среди них неизменно отличался комполка. 1 мая 1943 года Павлу Степановичу было присвоено звание Героя Советско го Союза. ...Главный маршал авиации, •заместитель министра обороны СССР, Главнокомандующий Во- енно-Воздушными Силами стра ны, дважды Герой Советского Союза - таким сохранится в на шей памяти образ смелого защит ника неба Заполярья П. С. Кутахова (1914 - 1985). Б. ПАВЛОВ. На снимках: П. С. Кутахов перед боевьш вылетом; сбитая в р а й о н е Мурманска м аш ина в р а га . Фото военных лет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz