Рыбный Мурман. 1994 г. Август.

Из истории ПИНРО Q C Q O Q C C O Q C O C 1 Х ^ Х 1 Х 1 Ж 1 Х 1 Х Х Э С № 31 (4527) 5 - 11 августа 1994 года i t D O O V//.M*VAV Х-ул*. хух - хх :-.-.-.-::х-х-х-х-х- .y.*. 7 C^i%V.V•V/.V«V,V.,iVWV •• ^ЛУЛ'Л^.УА'Л'Л /Л* '. Ш /& f e М Ш В i i - ЙЙЙ&ЯЙ J.yAV ■ I б;::::::- v№? ’.v/v/. хШ: ИШШйгл в ! B прошлом и нынешнем году “Рыбный Мурман мпознакомил читателей с судьбами замечательных ученых, имена которых впи­ саны в историю Полярного научно-исследо- вательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО). В еженедельнике были опубликованы очерки о М. П. Сомове, Н. А. Маслове, К. Г. Кон­ стантинове и Т. С. Бергер. Сегодняшний рассказ еще об одном ис­ следователе северных морей - Олеге Нико­ лаевиче КИСЕЛЕВЕ. Впервые он побывал в Заполярье будучи студентом географического факультета Ка­ занского университета. Приехал на Север в качестве (кого бы вы думали?) экскурсан­ та! Мог ли О. Н. Киселев тогда предполо­ жить, что свяжет с этим краем всю свою жизнь? Вряд ли... А основательно переехал сюда в 1936 году. ПИНРО располагался на первом этаже рыбопромышленного техникума (сейчас здесь морской колледж). Застал молодой со­ трудник Полярного института и знаменитое научно-исследовательское судно “Персей “ (первое в СССР!), ходил на нем в экспеди­ ции, набирался научного и житейского опы­ та. Участвовал и в авиаразведке, которую еще перед войной стали использовать дня обнаружения рыбных косяков. С самого начала О. Н. Киселева > других ученых интересовал вопрос: какими спосо­ бами можно разведать скопления промысло­ вых рыб, исследовать морское дно? Очевидно, на помощь человеку должна прийти гидроакустика. В книге “Под семизвездным синим фла­ гом“ говорится, что в 1939 году, когда на “Персее “ появился английский эхолот MS-12 фирмы Хьюза, ученые ПИНРО И. Г. Юданов и О. Н. Киселев попробовали ис­ пользовать этот прибор для поиска рыбы. Но эхолот смог обнаруживать лишь очень плот­ ные косяки трески... Вте же годы О. Н. Киселев пишет первые научные отчеты, составляет батиметриче­ ские и грунтовые карты. Его статьи, затра­ гивающие вопрос о применении эхолота для изучения рельефа дна Баренцева моря, пуб­ ликуются в журнале “Природа". Великую Отечественную войну Олег Николаевич встретил в море. Об этом он вспоминал так: “ ...15 июня 1941 года насту­ пил большой для меня день - выход в море экспедиции на “Персее “ под моим руковод­ ством. Задача - изучение рельефа дна с помощью эхолота и разведка сельди в при­ брежных районах Баренцева моря. Вечером 21 июня судно дрейфовало в 60 милях к северу от острова Харлов. Рано утром мы увидели неизвестную подводную лодку, ко­ торая быстро исчезла. У нас возникло тре­ вожное чувство, оно усилилось, когда на горизонте появились корабли. И вот мы уз­ наем страшную весть о войне. По распоря­ жению из Мурманска следуем к острову Кильдин, где уже собралось больше двух десятков судов. Здесь мы подверглись пер­ вому воздушному налету фашистской авиа­ ции. На другой день “Персей“ в составе каравана направился в губу Сайда, там на­ учные сотрудники были сняты с корабля и отправлены в Мурманск “. О. Н. Киселев - участник обороны Совет­ ского Заполярья. В течение двух фронтовых лет - с 1942-гс по 1944-й - он служил в береговой артиллерии Северного флота. Серьезным и вдумчивым исследователем проявил себя О. Н. Киселев в послевоенное время. В 1949 году он защитил кандидат­ скую диссертацию на тему “Рельеф и грун­ ты новоземельского мелководья". Вско> Олег Николаевич возглавил лабораторию техники подводных исследований (новых методов разведки рыбы), которой руководил до самой своей смерти в феврале 1978 года. С 50-х годов для научных целей ученые ПИНРО стали применять специальный под­ водный аппарат. Сначала это был гидростат ГКС- 6 , совершивший с б<рта корабля “Пер­ сей 11 “ около 180 погр> ^ений на глубины до 100 метров. Затем его сменила подводная лодка “Северянка“. А в 1960 году при ак­ тивном участии О. Н. Киселева был создан глубоководный гидростат “Север- I “ , спо­ собный погружаться на глубины до 600 мет­ ров. Для тех лет это конечно же достижение! В начале 70-х годов на смену “Северу-I “ пришел “Север-П“. Это был уже автоном­ ный подводный аппарат - мини-подлодка, способная погружаться до глубин 2000 мет­ ров с экипажем из двух пилотов и трех исследователей на борту. “Север- 11 “ поме­ щался на специальном судне-носителе I “Одиссей“ . Первые испытания прошли в 1971 году под руководством О. Н. Киселева на Черном море. А позже уже его учениками и последователями были проведены с по­ мощью “Севера-И“ комплексные исследо­ вания запасов глубоководных рыб на банках Срединно-Атлантического хребта. Являясь руководителем многих экспеди­ ций в царство Нептуна, О. Н. Киселев рас­ сказывал о них читателям “Рыбного Мурмана“ , издал в Ленинграде в 1970 году интересную книгу - “В гидростате “Се­ вер-Iм. Читая ее, понимаешь, что настоящий морской исследователь должен обладать многими качествами. Например, иметь крепкое здоровье, быть своего рода универ­ салом и в нужный момент уметь быстро ори­ ентироваться... » Передо мной справка об ученом: “Кисе­ лев Олег Николаевич. Кандидат географи­ ческих наук. Один из первых исследователей, начавших изучать жизнь моря из подводных аппаратов. Инициатор применения эхолотов для изучения донного рельефа и поиска рыбы. Под его руководст­ вом были разработаны инструментальные методы оценки численности промысловых рыб, фотограмметрические и визуальные методы определения плотности скоплений, способ подледного поиска рыбы эхолотом... Автор 90 научных работ“. Всего несколько строчек, за которыми систематические исследования, победы и неудачи, радости и огорчения... “Как-то ры­ баки, - писал журналист Е. Бройдо, - обра­ тились в Полярный институт с вопросом, почему сети бывают пустыми, когда гидро­ акустические приборы показывают скопле­ ния рыбы? Чтобы ответить на этот вопрос, О. Н. Киселев и его коллеги совершили де­ сятки погружений в районах сельдяного про­ мысла в Норвежском море. Оказалось, что дезинформирующие записи на эхолоте обя­ заны своим появлением малькам, медузам, гребневикам и другим непромысловым оби­ тателям моря, но не рыбам. Удалось уточ­ нить, на какие записи эхолота должны обращать внимание на судах“. Те, кто знал О. Н. Киселева, говорили: “Олег Николаевич совсем не “сухарь “. Он общительный и веселый человек, прекрас­ ный собеседник, большой любитель музы­ ки “. В свое время ему довелось возглавлять комсомольскую и партийную организации ПИНРО, руководить на общественных на­ чалах Мурманским филиалом Географиче­ ского общества СССР. ...От центральных ворот городского клад­ бища, что за Мурманском, широкая лестни­ ца с белыми пилонами по краям приводит к тому месту, где похоронены Герои Социали­ стического Труда, почетные граждане горо­ да, известные врачи, журналисты, прославленные капитаны, ученые... Отсюда открывается живописный вид на Тулому. На могиле Олега Николаевича Киселева памят­ ник строгий и скромный. Впрочем, как и жизнь этого человека, посвященная науке. Павел ФЕДОРОВ, молодой краевед. г. Мурманск. (08) при плавании вблизи территориальных вод, запрет­ ных районов, экономических зон контролировать местонахож­ дение судна во избежание нарушений границ и заноса орудий лова в эти районы; (09) следить за надежностью крепления палубного груза и судового оборудования; (10) при ухудшении видимости или подходе к району с ограниченной видимостью немедленно известить капитана, одновременно перейти на ручное управление рулем, устано­ вить безопасную скорость, начать подачу туманных сигналов, выставить впередсмотрящего, включить РЛС, УКВ и сиг­ нально-отличительные огни, предупредить машину, сверить часы машины и мостика, сделать отметку на курсографе и обсервацию; (11) при плавании с лоцманом на борту контролировать место судна и его движение; при сомнениях в действиях лоц­ мана известить капитана и до его появления принять необхо­ димые меры; (12) не реже раза за вахту проверять переход с автома­ тического управления рулем на ручное. 178. При ведении промысла: (01) обеспечивать заданный режим работы и осуществ­ лять по указанию капитана промысловое судовождение и ма­ неврирование; (02) следить за промысловой обстановкой, работой ору­ дий лова; (03) не допускать усложнения навигационной обстановки при маневрировании с орудиями лова; учитывать воздействие побочных сил, возникающих при рыбопромысловых операци­ ях; (04) обеспечивать безопасность работ; вести установлен­ ную промысловую документацию (планшет, журнал). 179. При заступлении на стояночную вахту: (01) получить сведения, касающиеся состояния судна, окружающей обстановки, глубины, осадки, состояния швар­ тов, положения якорей и количества вытравленной якорь-це­ пи, особенностей стоянки, связанных с безопасностью и деятельностью судна; балластировки судна, распределения судовых запасов, воды, топлива по танкам и цистернам, по­ следних замеров в льялах и сточных колодцах; назначенного времени изменения деятельности судна, готовности энергети­ ческой установки, наличия снабжения и промвооружения; принятых мер по предупреждению загрязнения морской сре­ ды; состояния противопожарных средств, проводимых судовых и ремонтных работ и обеспечения их безопасности; разгерме­ тизации судна; сигналов и огней, выставленных на судне; ха­ рактера, количества и размещения погруженного или остав­ шегося на борту груза; выполнения местных и портовых пра­ вил, способов связи с берегом и портом на случай аварии или оказания помощи; наличия плавсредств у борта и отсутствия своих плавсредств; наличия на борту экипажа и посторонних лиц; распоряжений капитана по вахте; (02) ознакомиться с составом вахты и провести инструк­ таж; сделать запись о приеме вахты в судово’м журнале. 180. На стояночной вахте: (01) обеспечить постоянное наблюдение за состоянием и креплением швартовов, трапов, кранцев, якорь-цепи; осад­ кой, креном, дифферентом, уровнем воды в льялах и колод­ цах; состоянием погоды и моря; оборудованием трапа и сходен; ходом грузовых операций, открытием и закрытием трюмов, горловин, иллюминаторов, палубных и бортовых от­ верстий; своевременным выставлением сигналов и огней; вы­ полнением правил пожарной безопасности, безопасностью работ; (02) совершать регулярные обходы жилых и служебных помещений; контролировать несение судовой вахты; (03) обеспечивать швартовку судов и плавсредств к бор­ ту; безопасность судна и людей при проворачивании винтов; наблюдение за исправностью шлангов, кабелей и трубопро­ водов при приеме пара и электроэнергии с берега; (04) знать порядок вызова аварийно-спасательных команд порта; состояние остойчивости судна и методы ее поддержа­ ния в аварийных случаях; (05) в случае аварийной обстановки объявить тревогу, известить капитана и возглавить борьбу за живучесть; при необходимости обратиться за помощью к портовым властям и другим судам; оказывать помощь судам и людям, терпящим бедствие. 181. При стоянке на якоре: (01) систематически контролировать место судна, пелен­ ги и дистанции до береговых ориентиров; при обнаружении дрейфа принимать меры и известить капитана; контролиро­ вать установленную готовность энергетической установки; (02) следить за метеорологическими условиями, прилива­ ми и отливами, состоянием моря, ледовой обстановкой; при ухудшении видимости, погоды известить капитана, усилить наблюдение за окружающей обстановкой, включить РЛС и подавать сигналы согласно МППСС-72; (03) делать обходы по верхней палубе, проверять якорное устройство, положение якорей и натяжение якорь-цепей; (04) обеспечить постоянное прослушивание УКВ-радио- станции. ВАХТЕННЫЙ МАТРОС-РУЛЕВОЙ 182. Вахтенный матрос-рулевой подчиняется вахтенному помощнику. Он обязан: принять от сдающего курс по компасу и громко повторить его; удерживать судно на заданном курсе; команды перед ис­ полнением дублировать голосом; переходить с автоматическо­ го управления рулем на ручное и обратно, а также на аварийное управление; знать назначение огней и знаков на судах; докладывать о неисправностях компаса и рулевого ус­ тройства. ВАХТЕННЫЙ МАТРОС-ВПЕРЕДСМОТРЯЩИЙ 183. Вахтенный матрос-впередсмотрящий подчиняется вахтенному помощнику. Он обязан: неотлучно находиться на указанном месте и вести визу­ альное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой, водной поверхностью и горизонтом; следить за световыми и звуковыми сигналами и немедленно докладывать о них с ука­ занием направления; знать назначение огней и знаков на су­ дах. ВАХТЕННЫЙ МАТРОС 184. Вахтенный матрос подчиняется вахтенному помощни­ ку. При стоянке судна на якоре или швартовых обязан: при заступлении на вахту ознакомиться с распоряжения­ ми по вахте; находиться в указанном месте; следить за поло­ жением и натяжением якорь-цепи, швартовых, кранцев, трапов; производить подъем знаков и включение якорных ог­ ней; швартовать (отшвартовывать) плавсредства к борту; следить за наличием противокрысиных щитов; при пожаре, других аварийных случаях принять возможные меры, доло­ жить вахтенному помощнику и действовать по его указанию; докладывать о загрязнении морской среды, других изменени­ ях окружающей обстановки; следить за чистотой и порядком на верхней палубе. ВАХТЕННЫЙ МАТРОС У ТРАПА 185. Вахтенный матрос у трапа подчиняется вахтенному помощнику. Он обязан: неотлучно находиться на посту; задерживать посторонних до вызова вахтенного помощника; следить за оборудованием и освещением трапа; докладывать о всех изменениях окружа­ ющей обстановки, аварийных случаях, загрязнении морской среды, обрыве швартовых, погодных условий, изменении кре­ на и дифферента, других случаях, связанных с безопасно­ стью стоянки; обеспечивать безопасный переход людей по трапу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz