Рыбный Мурман. 1994 г. Август.
Из истории ПИНРО Q C Q O Q C C O Q C O C 1 Х ^ Х 1 Х 1 Ж 1 Х 1 Х Х Э С № 31 (4527) 5 - 11 августа 1994 года i t D O O V//.M*VAV Х-ул*. хух - хх :-.-.-.-::х-х-х-х-х- .y.*. 7 C^i%V.V•V/.V«V,V.,iVWV •• ^ЛУЛ'Л^.УА'Л'Л /Л* '. Ш /& f e М Ш В i i - ЙЙЙ&ЯЙ J.yAV ■ I б;::::::- v№? ’.v/v/. хШ: ИШШйгл в ! B прошлом и нынешнем году “Рыбный Мурман мпознакомил читателей с судьбами замечательных ученых, имена которых впи саны в историю Полярного научно-исследо- вательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО). В еженедельнике были опубликованы очерки о М. П. Сомове, Н. А. Маслове, К. Г. Кон стантинове и Т. С. Бергер. Сегодняшний рассказ еще об одном ис следователе северных морей - Олеге Нико лаевиче КИСЕЛЕВЕ. Впервые он побывал в Заполярье будучи студентом географического факультета Ка занского университета. Приехал на Север в качестве (кого бы вы думали?) экскурсан та! Мог ли О. Н. Киселев тогда предполо жить, что свяжет с этим краем всю свою жизнь? Вряд ли... А основательно переехал сюда в 1936 году. ПИНРО располагался на первом этаже рыбопромышленного техникума (сейчас здесь морской колледж). Застал молодой со трудник Полярного института и знаменитое научно-исследовательское судно “Персей “ (первое в СССР!), ходил на нем в экспеди ции, набирался научного и житейского опы та. Участвовал и в авиаразведке, которую еще перед войной стали использовать дня обнаружения рыбных косяков. С самого начала О. Н. Киселева > других ученых интересовал вопрос: какими спосо бами можно разведать скопления промысло вых рыб, исследовать морское дно? Очевидно, на помощь человеку должна прийти гидроакустика. В книге “Под семизвездным синим фла гом“ говорится, что в 1939 году, когда на “Персее “ появился английский эхолот MS-12 фирмы Хьюза, ученые ПИНРО И. Г. Юданов и О. Н. Киселев попробовали ис пользовать этот прибор для поиска рыбы. Но эхолот смог обнаруживать лишь очень плот ные косяки трески... Вте же годы О. Н. Киселев пишет первые научные отчеты, составляет батиметриче ские и грунтовые карты. Его статьи, затра гивающие вопрос о применении эхолота для изучения рельефа дна Баренцева моря, пуб ликуются в журнале “Природа". Великую Отечественную войну Олег Николаевич встретил в море. Об этом он вспоминал так: “ ...15 июня 1941 года насту пил большой для меня день - выход в море экспедиции на “Персее “ под моим руковод ством. Задача - изучение рельефа дна с помощью эхолота и разведка сельди в при брежных районах Баренцева моря. Вечером 21 июня судно дрейфовало в 60 милях к северу от острова Харлов. Рано утром мы увидели неизвестную подводную лодку, ко торая быстро исчезла. У нас возникло тре вожное чувство, оно усилилось, когда на горизонте появились корабли. И вот мы уз наем страшную весть о войне. По распоря жению из Мурманска следуем к острову Кильдин, где уже собралось больше двух десятков судов. Здесь мы подверглись пер вому воздушному налету фашистской авиа ции. На другой день “Персей“ в составе каравана направился в губу Сайда, там на учные сотрудники были сняты с корабля и отправлены в Мурманск “. О. Н. Киселев - участник обороны Совет ского Заполярья. В течение двух фронтовых лет - с 1942-гс по 1944-й - он служил в береговой артиллерии Северного флота. Серьезным и вдумчивым исследователем проявил себя О. Н. Киселев в послевоенное время. В 1949 году он защитил кандидат скую диссертацию на тему “Рельеф и грун ты новоземельского мелководья". Вско> Олег Николаевич возглавил лабораторию техники подводных исследований (новых методов разведки рыбы), которой руководил до самой своей смерти в феврале 1978 года. С 50-х годов для научных целей ученые ПИНРО стали применять специальный под водный аппарат. Сначала это был гидростат ГКС- 6 , совершивший с б<рта корабля “Пер сей 11 “ около 180 погр> ^ений на глубины до 100 метров. Затем его сменила подводная лодка “Северянка“. А в 1960 году при ак тивном участии О. Н. Киселева был создан глубоководный гидростат “Север- I “ , спо собный погружаться на глубины до 600 мет ров. Для тех лет это конечно же достижение! В начале 70-х годов на смену “Северу-I “ пришел “Север-П“. Это был уже автоном ный подводный аппарат - мини-подлодка, способная погружаться до глубин 2000 мет ров с экипажем из двух пилотов и трех исследователей на борту. “Север- 11 “ поме щался на специальном судне-носителе I “Одиссей“ . Первые испытания прошли в 1971 году под руководством О. Н. Киселева на Черном море. А позже уже его учениками и последователями были проведены с по мощью “Севера-И“ комплексные исследо вания запасов глубоководных рыб на банках Срединно-Атлантического хребта. Являясь руководителем многих экспеди ций в царство Нептуна, О. Н. Киселев рас сказывал о них читателям “Рыбного Мурмана“ , издал в Ленинграде в 1970 году интересную книгу - “В гидростате “Се вер-Iм. Читая ее, понимаешь, что настоящий морской исследователь должен обладать многими качествами. Например, иметь крепкое здоровье, быть своего рода универ салом и в нужный момент уметь быстро ори ентироваться... » Передо мной справка об ученом: “Кисе лев Олег Николаевич. Кандидат географи ческих наук. Один из первых исследователей, начавших изучать жизнь моря из подводных аппаратов. Инициатор применения эхолотов для изучения донного рельефа и поиска рыбы. Под его руководст вом были разработаны инструментальные методы оценки численности промысловых рыб, фотограмметрические и визуальные методы определения плотности скоплений, способ подледного поиска рыбы эхолотом... Автор 90 научных работ“. Всего несколько строчек, за которыми систематические исследования, победы и неудачи, радости и огорчения... “Как-то ры баки, - писал журналист Е. Бройдо, - обра тились в Полярный институт с вопросом, почему сети бывают пустыми, когда гидро акустические приборы показывают скопле ния рыбы? Чтобы ответить на этот вопрос, О. Н. Киселев и его коллеги совершили де сятки погружений в районах сельдяного про мысла в Норвежском море. Оказалось, что дезинформирующие записи на эхолоте обя заны своим появлением малькам, медузам, гребневикам и другим непромысловым оби тателям моря, но не рыбам. Удалось уточ нить, на какие записи эхолота должны обращать внимание на судах“. Те, кто знал О. Н. Киселева, говорили: “Олег Николаевич совсем не “сухарь “. Он общительный и веселый человек, прекрас ный собеседник, большой любитель музы ки “. В свое время ему довелось возглавлять комсомольскую и партийную организации ПИНРО, руководить на общественных на чалах Мурманским филиалом Географиче ского общества СССР. ...От центральных ворот городского клад бища, что за Мурманском, широкая лестни ца с белыми пилонами по краям приводит к тому месту, где похоронены Герои Социали стического Труда, почетные граждане горо да, известные врачи, журналисты, прославленные капитаны, ученые... Отсюда открывается живописный вид на Тулому. На могиле Олега Николаевича Киселева памят ник строгий и скромный. Впрочем, как и жизнь этого человека, посвященная науке. Павел ФЕДОРОВ, молодой краевед. г. Мурманск. (08) при плавании вблизи территориальных вод, запрет ных районов, экономических зон контролировать местонахож дение судна во избежание нарушений границ и заноса орудий лова в эти районы; (09) следить за надежностью крепления палубного груза и судового оборудования; (10) при ухудшении видимости или подходе к району с ограниченной видимостью немедленно известить капитана, одновременно перейти на ручное управление рулем, устано вить безопасную скорость, начать подачу туманных сигналов, выставить впередсмотрящего, включить РЛС, УКВ и сиг нально-отличительные огни, предупредить машину, сверить часы машины и мостика, сделать отметку на курсографе и обсервацию; (11) при плавании с лоцманом на борту контролировать место судна и его движение; при сомнениях в действиях лоц мана известить капитана и до его появления принять необхо димые меры; (12) не реже раза за вахту проверять переход с автома тического управления рулем на ручное. 178. При ведении промысла: (01) обеспечивать заданный режим работы и осуществ лять по указанию капитана промысловое судовождение и ма неврирование; (02) следить за промысловой обстановкой, работой ору дий лова; (03) не допускать усложнения навигационной обстановки при маневрировании с орудиями лова; учитывать воздействие побочных сил, возникающих при рыбопромысловых операци ях; (04) обеспечивать безопасность работ; вести установлен ную промысловую документацию (планшет, журнал). 179. При заступлении на стояночную вахту: (01) получить сведения, касающиеся состояния судна, окружающей обстановки, глубины, осадки, состояния швар тов, положения якорей и количества вытравленной якорь-це пи, особенностей стоянки, связанных с безопасностью и деятельностью судна; балластировки судна, распределения судовых запасов, воды, топлива по танкам и цистернам, по следних замеров в льялах и сточных колодцах; назначенного времени изменения деятельности судна, готовности энергети ческой установки, наличия снабжения и промвооружения; принятых мер по предупреждению загрязнения морской сре ды; состояния противопожарных средств, проводимых судовых и ремонтных работ и обеспечения их безопасности; разгерме тизации судна; сигналов и огней, выставленных на судне; ха рактера, количества и размещения погруженного или остав шегося на борту груза; выполнения местных и портовых пра вил, способов связи с берегом и портом на случай аварии или оказания помощи; наличия плавсредств у борта и отсутствия своих плавсредств; наличия на борту экипажа и посторонних лиц; распоряжений капитана по вахте; (02) ознакомиться с составом вахты и провести инструк таж; сделать запись о приеме вахты в судово’м журнале. 180. На стояночной вахте: (01) обеспечить постоянное наблюдение за состоянием и креплением швартовов, трапов, кранцев, якорь-цепи; осад кой, креном, дифферентом, уровнем воды в льялах и колод цах; состоянием погоды и моря; оборудованием трапа и сходен; ходом грузовых операций, открытием и закрытием трюмов, горловин, иллюминаторов, палубных и бортовых от верстий; своевременным выставлением сигналов и огней; вы полнением правил пожарной безопасности, безопасностью работ; (02) совершать регулярные обходы жилых и служебных помещений; контролировать несение судовой вахты; (03) обеспечивать швартовку судов и плавсредств к бор ту; безопасность судна и людей при проворачивании винтов; наблюдение за исправностью шлангов, кабелей и трубопро водов при приеме пара и электроэнергии с берега; (04) знать порядок вызова аварийно-спасательных команд порта; состояние остойчивости судна и методы ее поддержа ния в аварийных случаях; (05) в случае аварийной обстановки объявить тревогу, известить капитана и возглавить борьбу за живучесть; при необходимости обратиться за помощью к портовым властям и другим судам; оказывать помощь судам и людям, терпящим бедствие. 181. При стоянке на якоре: (01) систематически контролировать место судна, пелен ги и дистанции до береговых ориентиров; при обнаружении дрейфа принимать меры и известить капитана; контролиро вать установленную готовность энергетической установки; (02) следить за метеорологическими условиями, прилива ми и отливами, состоянием моря, ледовой обстановкой; при ухудшении видимости, погоды известить капитана, усилить наблюдение за окружающей обстановкой, включить РЛС и подавать сигналы согласно МППСС-72; (03) делать обходы по верхней палубе, проверять якорное устройство, положение якорей и натяжение якорь-цепей; (04) обеспечить постоянное прослушивание УКВ-радио- станции. ВАХТЕННЫЙ МАТРОС-РУЛЕВОЙ 182. Вахтенный матрос-рулевой подчиняется вахтенному помощнику. Он обязан: принять от сдающего курс по компасу и громко повторить его; удерживать судно на заданном курсе; команды перед ис полнением дублировать голосом; переходить с автоматическо го управления рулем на ручное и обратно, а также на аварийное управление; знать назначение огней и знаков на судах; докладывать о неисправностях компаса и рулевого ус тройства. ВАХТЕННЫЙ МАТРОС-ВПЕРЕДСМОТРЯЩИЙ 183. Вахтенный матрос-впередсмотрящий подчиняется вахтенному помощнику. Он обязан: неотлучно находиться на указанном месте и вести визу альное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой, водной поверхностью и горизонтом; следить за световыми и звуковыми сигналами и немедленно докладывать о них с ука занием направления; знать назначение огней и знаков на су дах. ВАХТЕННЫЙ МАТРОС 184. Вахтенный матрос подчиняется вахтенному помощни ку. При стоянке судна на якоре или швартовых обязан: при заступлении на вахту ознакомиться с распоряжения ми по вахте; находиться в указанном месте; следить за поло жением и натяжением якорь-цепи, швартовых, кранцев, трапов; производить подъем знаков и включение якорных ог ней; швартовать (отшвартовывать) плавсредства к борту; следить за наличием противокрысиных щитов; при пожаре, других аварийных случаях принять возможные меры, доло жить вахтенному помощнику и действовать по его указанию; докладывать о загрязнении морской среды, других изменени ях окружающей обстановки; следить за чистотой и порядком на верхней палубе. ВАХТЕННЫЙ МАТРОС У ТРАПА 185. Вахтенный матрос у трапа подчиняется вахтенному помощнику. Он обязан: неотлучно находиться на посту; задерживать посторонних до вызова вахтенного помощника; следить за оборудованием и освещением трапа; докладывать о всех изменениях окружа ющей обстановки, аварийных случаях, загрязнении морской среды, обрыве швартовых, погодных условий, изменении кре на и дифферента, других случаях, связанных с безопасно стью стоянки; обеспечивать безопасный переход людей по трапу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz