Рыбный Мурман. 1994 г. Август.

** r № 31 (4527) 5 - 1 1 августа 1994 года “ |—1 — — — — — о с о К 50-летию Победы на Севере 5CDCDCX РТ-76 “Астрахань “ был заложен на Северной верфи Ленинграда. Спущен на воду в январе 1932 года. Прибыл в Мур­ манск летом 1933-го и начал трудовую жизнь пахаря моря. Экипаж РТ-76 всегда возвращался в порт с полными трюмами. Рыбаки радовались большим уловам, но их мирную жизнь прервала самая кровопро­ литная в истории человечества война. В то далекое время Северному флоту нужны были как воздух надводные кораб­ ли. Особенно не хватало для охраны об­ ширных водных районов минных тральщиков, сторожевых кораблей. Поэто­ му постановлением правительства Север­ ному флоту постепенно было передано более восьмидесяти судов. Трудную работу по их переоборудованию и установке воо­ ружения выполняли мурманские и архан­ гельские судоремонтные заводы. В конце августа 1941 года РТ-76 был поставлен к причалу завода “Красная куз­ ница “ в Новой гавани острова Соломбала для переоборудования в военный тральщик. 26 августа на борт корабля прибыл коман­ дир - лейтенант Антон Александрович По­ номаренко. Он формировал и обучал экипаж “нового“ ТЩ-65. На корабле ра­ бочие установили две универсальные пуш­ ки калибром 45 мм, два зенитных пулемета “Максим 4 и буйковый трал Шульца. 21 октября на ТЩ-65 прибыл новый ко­ мандир корабля лейтенант Николай Кон­ стантинович Голубенцев (А. А. Пономаренко убыл в распоряжение штаба Беломорской военной флотилии). Н. К. Голубенцев поднял военно-морской флаг на корабле 13 ноября. Приказом команду­ ющего Северным флотом ТЩ-65 был включен в 3-й дивизион бригады траления Беломорской военной флотилии. Командир БВФ капитан 1-го ранга Михаил Федоро­ вич Белов приказал Николаю Голубенцеву протралить фарватеры для союзных конво­ ев от острова Сосновец до мыса Орловский. Экипаж ТЩ-65 совместно с другими кораблями вышел на траление. Немцы ус­ пели установить на фарватерах якорные, донные акустические и магнитные мины. Тральщик шел почти все время во льдах. Температура воздуха достигала 25 граду­ сов мороза. Работали круглосуточно ледо- ‘И. Сталин' и “Ленин 1 колы Тральщикам и ледоколам в тяжелых ледо­ вых условиях удалось провести в Архан­ гельск двенадцать транспортов союзных конвоев PQ-4 и PQ-5. 10 декабря в ледовый плен попали эки­ пажи ТЩ-65, ТЩ-41 и других кораблей охранения. Кораблям выгоднее было про­ биваться в Иоканыу, а не в Двинскую гу­ бу. Голубенцев радиограммой в штаб Беломорской флотилии попросил прислать ледокол. С помощью ледокола кораблям удалось выйти на чистую воду севернее мыса Орловский. ТЩ-65 направился в Иоканыу. Тральщики и сторожевые корабли в 1942 году охраняли водный район от мыса Черный до мыса Святой Нос, сопровождали местные конвои с морской пехотой и бое­ припасами. В зимнюю полярную ночь не­ мецкие самолеты редко беспокоили корабли на рейде Иоканьги. Но в марте и в апреле, когда день значительно увели­ чился, немецкие воздушные разведчики появлялись почти каждый день. А за ними последовали и группы бомбардировщиков. 9 апреля 1942 года ТЩ-65 стал на якорь под крутым берегом острова Витте. К его борту подошел ТЩ-41 под командо­ ванием капитан-лейтенанта А. А. Соснина. Командир отделения сигнальщиков траль­ щика № 65 старшина 2-й статьи В. Д. Левочкин первым заметил бомбардировщик “Ю- 88 “. Воздушный стервятник внезапно вывалился из-за туч и почти без шума спикировал на корабли. Командир носового орудия старшина 2-й статьи Виноградов успел открыть огонь, но самолет сбросил четыре бомбы. Три из них разорвались под бортом ТЩ-41, а четвертая упала на ко­ мингс первого трюма этого же корабля, но не взорвалась. Сделав большую вмятину в корпусе, бомба потеряла стабилизатор, подпрыгнула и пронеслась над фальшбор­ том на палубу ТЩ-65. С ходового мостика Виктор Левочкин увидел, как смертельная болванка раздро­ била шлюпку и упала за борт на лед. Он прижался к поручням, ожидая оглушитель­ ного взрыва. Но вокруг стояла тишина. Лейтенант Голубенцев приказал боцману старшине 2-й статьи Ненахову сниматься с якоря. Потом моряки на боевых постах долго обсуждали вопрос “Какое чудо спас­ ло нас от верной гиоели?“ . 6 мая ТЩ-65 совместно с ТЩ-41 тра­ лил фарватер у берегов мыса Святой Нос. Ожидался конвой из Архангельска в Мур­ манск. В трал корабля последовательно по­ пали три якорных мины. Воздух потрясли сильные взрывы. Лейтенант Голубенцев приказал боцману, минерам, матросам Ануфриеву и Первушину выбирать трал, чтобы заменить резаки с подрывными пат­ ронами. В это время моряки услышали с запада отдаленный гул моторов. Сигналь- щики Левочкин и Демидов доложили ко­ мандиру корабля о приближении на высоте 1500 м пяти бомбардировщиков. Н. Голубенцев подал команду: - Обрубить трал. Открыть заградитель­ ный огонь! Кормовое и носовое орудия начали ин­ тенсивно стрелять. С ходового мостика ударили зенитные пулеметы “Максим“ . Николай Константинович умело маневри­ ровал. Он видел, как отрывались бомбы от вражеских самолетов и вовремя подавал команду рулевому старшине 2 -й статьи Фомину. Фашистские стервятники сбросили па корабль шестнадцать бомб. Все они взор­ вались в воде. Повреждений корпуса ко­ рабля и раненых моряков не было. Конвой в составе транспортов “Сталинград 4 и “Рошаль 4 прошел благополучно. Более жестокий налет вражеской авиа­ ции экипаж ТЩ-65 испытал 18 мая на рейде Иоканьги. Бомбардировщики внезап­ но вылетели из-за сопок двумя группами с севера и востока. ТЩ-65 атаковали шесть “Ю - 88 “ с высоты 500 - 700 метров. Не­ смотря на то, что ослепительное солнце мешало наводчикам краснофлотцам Жиро­ ву и Киричеву, они подбили бомбардиров­ щик. Оставляя за хвостом черный дым, он врезался в ближайшую сопку. Бомбы па­ дали слева и справа по борту, а также за кормой на расстоянии 1 5 - 2 0 метров. Кор­ пус корабля вибрировал. Слева по борту лопнули заклепки, шов разошелся, и чеез щель внутрь помещений начала поступать забортная вода. В этом бою на ТЩ-65 было сброшено 24 бомбы, каждая весом 250 килограммов. Командиры и матросы корабля успешно выдержали все мыслимые нагрузки. В начале июня 1942 года экипаж ТЩ- 65 успешно провел транспорты “Уфа44, “Перовская 4 до острова Сосновец. 16 июня ТЩ-65 стоял на рейде Иоканьги, ожидая приказа на выход в мо­ ре. Как всегда, неожиданно, почти без шу­ ма, из-за сопок появились четыре бомбардировщика “Ю - 88 “ . Дежурившие у орудий комендоры успели открыть огонь. Брашпиль корабля был под паром, поэтому боцман старшина 2-й статьи Ненахов на­ чал быстро выбирать якорную цепь. Ко­ мандир перевел ручку машинного телеграфа в положение “Полный вперед44. Первый бомбардировщик уже пикиро­ вал на корабль и сбросил четыре бомбы. Одна из них пошла на полубак. Казалось, прямого попадания не избежать! Но руле­ вой старшина 2-й статьи Фомин успел по­ ложить руль на левый борт. Бомба ударила в правую скулу корабля, отскочила в воду и там оглушительно взорвалась, подняв высокий столб воды. По правому борту ко­ рабля, ниже ватерлинии, образовалась рваная пробоина диаметром 30 сантимет­ ров. В кубрик и носовой трюм хлынула за­ бортная вода. Началась борьба экипажа за живучесть корабля. К месту пробоины командир корабля направил аварийную партию со старшим техником лейтенантом В. М. Дражнико- вым. Краснофлотцы Киселев, Одинцов и трюмный машинист Ермаков забили дере­ вянные клинья в разорванный заклепочный шов, поставили дополнительные крепления между переборками главного и резервного трюма. После этого морякам удалось заве­ сти пластырь. 22 июня 1942 года ТЩ-65 в составе конвоя покинул рейд Иоканьги и направил­ ся к горлу Белого моря. Через два дня ко­ рабль пришвартовался к причалу судоремонтного завода “Красная кузница44. Ремонт ТЩ-65 был закончен в августе 1942 года. Экипажу корабля предстояло тралить водный район западнее мыса Ка­ нин Нос. Там немцы выставили много мин, чтобы нанести поражение союзному конвою PQ-18. С новой боевой задачей экипаж ТЩ-65 справился успешно и вернулся в базу Иоканыу. В начале января 1943 года ТЩ-65 во­ шел в состав отряда кораблей Новоземель- ской военно-морской базы. В тяжелых ледовых условиях экипаж корабля должен был сопровождать транспорты, следовав­ шие из Белого моря в Арктику (конвои БА) и обратно из Арктики в Белое море (конвои А Б ) . Борьба с минной опасностью на арктических просторах усилилась. Местные конвои в Белушью губу следо­ вали через становище Бугрино на острове Колгуев регулярно. ТЩ-65 совместно с другими кораблями встречал суда в горле Белого моря и сопровождал их или до са­ мой Белушьей губы, или до Карских Ворот. В июне сорок третьего года моряки ТЩ- 65 сопровождали последовательно конвои БА-4, БА-7 и БА-10. В Арктику без по­ терь были выведены ледоколы “Микоян44, “Красин44, “Каганович44, ледорез “Литке 4 и ледокольный пароход “Монткальм44. В это время юго-восточная часть Баренцева моря очистилась ото льда. Немецкие суб­ марины, используя благоприятную гидро­ метеорологическую обстановку, проникли в Карское море. Они применили грозные, не­ известные североморцам электрические магнитно-акустические торпеды. Противо­ стояли германским подводным лодкам ти­ хоходные тральщики и сторожевые корабли, не имеющие специальною проти­ володочного вооружения и гидроакустиче­ ских станций. Поэтому от торпедных атак вражеских субмарин гибли в основном мо­ ряки бывших рыболовных траулеров. 28 июля 1943 года два тральщика, ТЩ- 65 и ТЩ-55, вывели из бухты Бугрино транспорт “Рошаль 4 с ценным грузом и направились к берегам Новой Земли, в Бе­ лушью губу. На оперативной карте штаба Беломсуской военной флотилии эти три ко­ рабля были обозначены как конвой БА-12. Погода благоприятствовала переходу. Ви­ димость была хорошей, дул юго-восточный £ ветер силой 3-4 балла. По согласованному походному ордеру ТЩ-65 занял место в Ш кильватере транспорта “Рошаль44. ТЩ-55 шел головным. Командир этого тральщика капитан-лейтенант Леонид Титович Майст- ренко выполнял обязанности командира конвоя БА-12. На ходовом мостике ТЩ-65 было выставлено три наблюдателя. У ору­ дий круглосуточно дежурили комендоры. Утром 30 июля конвой приблизился к мысу Лилье. Вдруг наблюдатели увидели справа по борту боевую рубку всплываю­ щей подводной лодки. Лейтенант Н. Голу­ бенцев подал команду: - Право на борт! Полный вперед! Идем на таран! Не успел ТЩ-65 сделать и половины поворота, как рубка субмарины исчезла под водой. И в это время в борт корабля ударила торпеда. Сильный взрыв разорвал тральщик на две части. Корабль быстро скрылся под водой, унося с собой старшего механика, кочегаров, машинистов и других моряков. Капитан-лейтенант Л. Т. Майст- ренко с ходового мостика своего тральщика видел погружение ТЩ-65. Но по жестоко­ му закону конвойной службы он был обя­ зан сначала спасать транспорт, а потом людей. Поэтому ТЩ-65 атаковал подвод­ ную лодку глубинными бомбами, потом ка­ питан-лейтенант Л. Т. Майстренко прика­ зал спустить на воду спасательную шлюпку. Удалось подобрать четырнадцать моряков, в том числе и контуженного Н. Голубенцева. Три раненых моряка сконча­ лись уже на палубе ТЩ-55. Их похорони­ ли на старом кладбище в Белушьей губе. В настоящее время на могиле погибших членов экипажа ТЩ-65 стоит памятник. На плите выбиты имена мужественных мо­ ряков тральпцща, скрывшихся в морской пучине навечно: лейтенант В. Н. Бутенко, старший тех­ ник-лейтенант В. М. Дражников, лейте­ нант медицинской службы М. В. Фомин, старшины 1-й статьи В. Д. Левочкин, Н. М. Кузнецов, А. А. Рыстаков, старшины 2-й статьи Н. С. Федоренков, Н. А. Кисе­ лев, В. Н. Вешняков, И. Ф. Ермаков, П. А. Осколов, краснофлотцы С. М. Макаров, А. К. Стуков, Н. П. Евпланов, Н. И. Се­ менов, А. Н. Гуляев, П. К. Пантелеев, И. В. Барышев, Ф. М. Ишенин, И. А. Ануфриев, Е. А. Бессонов, М. Е. Вороб- кин, А. Н. Киселев, Д. А. Ливасов, Г. С. Челбаков. Таков десятилетний путь мирного паха­ ря моря РТ-76 “Астрахань“ - боевого тральщика Северного флота ТЩ-65. Герои этого рассказа отважно сражались с вра­ гом, многие в бою отдали свои жизни за Родину. Координаты гибели ТЩ-65: 71 градус 07 минут северной широты и 51 градус 50 минут восточной долготы. Алевтина КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Северного флота. НА СНИМКЕ: боевые друзья (слева направо) капитан-лейтенанты Н. К Голубенцев и Л. Т. Майстренко , спас­ ший своего товарища 30 июля 1943 года. Фото из фондов музея КСФ. Репродукция А. РАУБЕ. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz