Рыбный Мурман. 1994 г. Август.
** r № 31 (4527) 5 - 1 1 августа 1994 года “ |—1 — — — — — о с о К 50-летию Победы на Севере 5CDCDCX РТ-76 “Астрахань “ был заложен на Северной верфи Ленинграда. Спущен на воду в январе 1932 года. Прибыл в Мур манск летом 1933-го и начал трудовую жизнь пахаря моря. Экипаж РТ-76 всегда возвращался в порт с полными трюмами. Рыбаки радовались большим уловам, но их мирную жизнь прервала самая кровопро литная в истории человечества война. В то далекое время Северному флоту нужны были как воздух надводные кораб ли. Особенно не хватало для охраны об ширных водных районов минных тральщиков, сторожевых кораблей. Поэто му постановлением правительства Север ному флоту постепенно было передано более восьмидесяти судов. Трудную работу по их переоборудованию и установке воо ружения выполняли мурманские и архан гельские судоремонтные заводы. В конце августа 1941 года РТ-76 был поставлен к причалу завода “Красная куз ница “ в Новой гавани острова Соломбала для переоборудования в военный тральщик. 26 августа на борт корабля прибыл коман дир - лейтенант Антон Александрович По номаренко. Он формировал и обучал экипаж “нового“ ТЩ-65. На корабле ра бочие установили две универсальные пуш ки калибром 45 мм, два зенитных пулемета “Максим 4 и буйковый трал Шульца. 21 октября на ТЩ-65 прибыл новый ко мандир корабля лейтенант Николай Кон стантинович Голубенцев (А. А. Пономаренко убыл в распоряжение штаба Беломорской военной флотилии). Н. К. Голубенцев поднял военно-морской флаг на корабле 13 ноября. Приказом команду ющего Северным флотом ТЩ-65 был включен в 3-й дивизион бригады траления Беломорской военной флотилии. Командир БВФ капитан 1-го ранга Михаил Федоро вич Белов приказал Николаю Голубенцеву протралить фарватеры для союзных конво ев от острова Сосновец до мыса Орловский. Экипаж ТЩ-65 совместно с другими кораблями вышел на траление. Немцы ус пели установить на фарватерах якорные, донные акустические и магнитные мины. Тральщик шел почти все время во льдах. Температура воздуха достигала 25 граду сов мороза. Работали круглосуточно ледо- ‘И. Сталин' и “Ленин 1 колы Тральщикам и ледоколам в тяжелых ледо вых условиях удалось провести в Архан гельск двенадцать транспортов союзных конвоев PQ-4 и PQ-5. 10 декабря в ледовый плен попали эки пажи ТЩ-65, ТЩ-41 и других кораблей охранения. Кораблям выгоднее было про биваться в Иоканыу, а не в Двинскую гу бу. Голубенцев радиограммой в штаб Беломорской флотилии попросил прислать ледокол. С помощью ледокола кораблям удалось выйти на чистую воду севернее мыса Орловский. ТЩ-65 направился в Иоканыу. Тральщики и сторожевые корабли в 1942 году охраняли водный район от мыса Черный до мыса Святой Нос, сопровождали местные конвои с морской пехотой и бое припасами. В зимнюю полярную ночь не мецкие самолеты редко беспокоили корабли на рейде Иоканьги. Но в марте и в апреле, когда день значительно увели чился, немецкие воздушные разведчики появлялись почти каждый день. А за ними последовали и группы бомбардировщиков. 9 апреля 1942 года ТЩ-65 стал на якорь под крутым берегом острова Витте. К его борту подошел ТЩ-41 под командо ванием капитан-лейтенанта А. А. Соснина. Командир отделения сигнальщиков траль щика № 65 старшина 2-й статьи В. Д. Левочкин первым заметил бомбардировщик “Ю- 88 “. Воздушный стервятник внезапно вывалился из-за туч и почти без шума спикировал на корабли. Командир носового орудия старшина 2-й статьи Виноградов успел открыть огонь, но самолет сбросил четыре бомбы. Три из них разорвались под бортом ТЩ-41, а четвертая упала на ко мингс первого трюма этого же корабля, но не взорвалась. Сделав большую вмятину в корпусе, бомба потеряла стабилизатор, подпрыгнула и пронеслась над фальшбор том на палубу ТЩ-65. С ходового мостика Виктор Левочкин увидел, как смертельная болванка раздро била шлюпку и упала за борт на лед. Он прижался к поручням, ожидая оглушитель ного взрыва. Но вокруг стояла тишина. Лейтенант Голубенцев приказал боцману старшине 2-й статьи Ненахову сниматься с якоря. Потом моряки на боевых постах долго обсуждали вопрос “Какое чудо спас ло нас от верной гиоели?“ . 6 мая ТЩ-65 совместно с ТЩ-41 тра лил фарватер у берегов мыса Святой Нос. Ожидался конвой из Архангельска в Мур манск. В трал корабля последовательно по пали три якорных мины. Воздух потрясли сильные взрывы. Лейтенант Голубенцев приказал боцману, минерам, матросам Ануфриеву и Первушину выбирать трал, чтобы заменить резаки с подрывными пат ронами. В это время моряки услышали с запада отдаленный гул моторов. Сигналь- щики Левочкин и Демидов доложили ко мандиру корабля о приближении на высоте 1500 м пяти бомбардировщиков. Н. Голубенцев подал команду: - Обрубить трал. Открыть заградитель ный огонь! Кормовое и носовое орудия начали ин тенсивно стрелять. С ходового мостика ударили зенитные пулеметы “Максим“ . Николай Константинович умело маневри ровал. Он видел, как отрывались бомбы от вражеских самолетов и вовремя подавал команду рулевому старшине 2 -й статьи Фомину. Фашистские стервятники сбросили па корабль шестнадцать бомб. Все они взор вались в воде. Повреждений корпуса ко рабля и раненых моряков не было. Конвой в составе транспортов “Сталинград 4 и “Рошаль 4 прошел благополучно. Более жестокий налет вражеской авиа ции экипаж ТЩ-65 испытал 18 мая на рейде Иоканьги. Бомбардировщики внезап но вылетели из-за сопок двумя группами с севера и востока. ТЩ-65 атаковали шесть “Ю - 88 “ с высоты 500 - 700 метров. Не смотря на то, что ослепительное солнце мешало наводчикам краснофлотцам Жиро ву и Киричеву, они подбили бомбардиров щик. Оставляя за хвостом черный дым, он врезался в ближайшую сопку. Бомбы па дали слева и справа по борту, а также за кормой на расстоянии 1 5 - 2 0 метров. Кор пус корабля вибрировал. Слева по борту лопнули заклепки, шов разошелся, и чеез щель внутрь помещений начала поступать забортная вода. В этом бою на ТЩ-65 было сброшено 24 бомбы, каждая весом 250 килограммов. Командиры и матросы корабля успешно выдержали все мыслимые нагрузки. В начале июня 1942 года экипаж ТЩ- 65 успешно провел транспорты “Уфа44, “Перовская 4 до острова Сосновец. 16 июня ТЩ-65 стоял на рейде Иоканьги, ожидая приказа на выход в мо ре. Как всегда, неожиданно, почти без шу ма, из-за сопок появились четыре бомбардировщика “Ю - 88 “ . Дежурившие у орудий комендоры успели открыть огонь. Брашпиль корабля был под паром, поэтому боцман старшина 2-й статьи Ненахов на чал быстро выбирать якорную цепь. Ко мандир перевел ручку машинного телеграфа в положение “Полный вперед44. Первый бомбардировщик уже пикиро вал на корабль и сбросил четыре бомбы. Одна из них пошла на полубак. Казалось, прямого попадания не избежать! Но руле вой старшина 2-й статьи Фомин успел по ложить руль на левый борт. Бомба ударила в правую скулу корабля, отскочила в воду и там оглушительно взорвалась, подняв высокий столб воды. По правому борту ко рабля, ниже ватерлинии, образовалась рваная пробоина диаметром 30 сантимет ров. В кубрик и носовой трюм хлынула за бортная вода. Началась борьба экипажа за живучесть корабля. К месту пробоины командир корабля направил аварийную партию со старшим техником лейтенантом В. М. Дражнико- вым. Краснофлотцы Киселев, Одинцов и трюмный машинист Ермаков забили дере вянные клинья в разорванный заклепочный шов, поставили дополнительные крепления между переборками главного и резервного трюма. После этого морякам удалось заве сти пластырь. 22 июня 1942 года ТЩ-65 в составе конвоя покинул рейд Иоканьги и направил ся к горлу Белого моря. Через два дня ко рабль пришвартовался к причалу судоремонтного завода “Красная кузница44. Ремонт ТЩ-65 был закончен в августе 1942 года. Экипажу корабля предстояло тралить водный район западнее мыса Ка нин Нос. Там немцы выставили много мин, чтобы нанести поражение союзному конвою PQ-18. С новой боевой задачей экипаж ТЩ-65 справился успешно и вернулся в базу Иоканыу. В начале января 1943 года ТЩ-65 во шел в состав отряда кораблей Новоземель- ской военно-морской базы. В тяжелых ледовых условиях экипаж корабля должен был сопровождать транспорты, следовав шие из Белого моря в Арктику (конвои БА) и обратно из Арктики в Белое море (конвои А Б ) . Борьба с минной опасностью на арктических просторах усилилась. Местные конвои в Белушью губу следо вали через становище Бугрино на острове Колгуев регулярно. ТЩ-65 совместно с другими кораблями встречал суда в горле Белого моря и сопровождал их или до са мой Белушьей губы, или до Карских Ворот. В июне сорок третьего года моряки ТЩ- 65 сопровождали последовательно конвои БА-4, БА-7 и БА-10. В Арктику без по терь были выведены ледоколы “Микоян44, “Красин44, “Каганович44, ледорез “Литке 4 и ледокольный пароход “Монткальм44. В это время юго-восточная часть Баренцева моря очистилась ото льда. Немецкие суб марины, используя благоприятную гидро метеорологическую обстановку, проникли в Карское море. Они применили грозные, не известные североморцам электрические магнитно-акустические торпеды. Противо стояли германским подводным лодкам ти хоходные тральщики и сторожевые корабли, не имеющие специальною проти володочного вооружения и гидроакустиче ских станций. Поэтому от торпедных атак вражеских субмарин гибли в основном мо ряки бывших рыболовных траулеров. 28 июля 1943 года два тральщика, ТЩ- 65 и ТЩ-55, вывели из бухты Бугрино транспорт “Рошаль 4 с ценным грузом и направились к берегам Новой Земли, в Бе лушью губу. На оперативной карте штаба Беломсуской военной флотилии эти три ко рабля были обозначены как конвой БА-12. Погода благоприятствовала переходу. Ви димость была хорошей, дул юго-восточный £ ветер силой 3-4 балла. По согласованному походному ордеру ТЩ-65 занял место в Ш кильватере транспорта “Рошаль44. ТЩ-55 шел головным. Командир этого тральщика капитан-лейтенант Леонид Титович Майст- ренко выполнял обязанности командира конвоя БА-12. На ходовом мостике ТЩ-65 было выставлено три наблюдателя. У ору дий круглосуточно дежурили комендоры. Утром 30 июля конвой приблизился к мысу Лилье. Вдруг наблюдатели увидели справа по борту боевую рубку всплываю щей подводной лодки. Лейтенант Н. Голу бенцев подал команду: - Право на борт! Полный вперед! Идем на таран! Не успел ТЩ-65 сделать и половины поворота, как рубка субмарины исчезла под водой. И в это время в борт корабля ударила торпеда. Сильный взрыв разорвал тральщик на две части. Корабль быстро скрылся под водой, унося с собой старшего механика, кочегаров, машинистов и других моряков. Капитан-лейтенант Л. Т. Майст- ренко с ходового мостика своего тральщика видел погружение ТЩ-65. Но по жестоко му закону конвойной службы он был обя зан сначала спасать транспорт, а потом людей. Поэтому ТЩ-65 атаковал подвод ную лодку глубинными бомбами, потом ка питан-лейтенант Л. Т. Майстренко прика зал спустить на воду спасательную шлюпку. Удалось подобрать четырнадцать моряков, в том числе и контуженного Н. Голубенцева. Три раненых моряка сконча лись уже на палубе ТЩ-55. Их похорони ли на старом кладбище в Белушьей губе. В настоящее время на могиле погибших членов экипажа ТЩ-65 стоит памятник. На плите выбиты имена мужественных мо ряков тральпцща, скрывшихся в морской пучине навечно: лейтенант В. Н. Бутенко, старший тех ник-лейтенант В. М. Дражников, лейте нант медицинской службы М. В. Фомин, старшины 1-й статьи В. Д. Левочкин, Н. М. Кузнецов, А. А. Рыстаков, старшины 2-й статьи Н. С. Федоренков, Н. А. Кисе лев, В. Н. Вешняков, И. Ф. Ермаков, П. А. Осколов, краснофлотцы С. М. Макаров, А. К. Стуков, Н. П. Евпланов, Н. И. Се менов, А. Н. Гуляев, П. К. Пантелеев, И. В. Барышев, Ф. М. Ишенин, И. А. Ануфриев, Е. А. Бессонов, М. Е. Вороб- кин, А. Н. Киселев, Д. А. Ливасов, Г. С. Челбаков. Таков десятилетний путь мирного паха ря моря РТ-76 “Астрахань“ - боевого тральщика Северного флота ТЩ-65. Герои этого рассказа отважно сражались с вра гом, многие в бою отдали свои жизни за Родину. Координаты гибели ТЩ-65: 71 градус 07 минут северной широты и 51 градус 50 минут восточной долготы. Алевтина КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Северного флота. НА СНИМКЕ: боевые друзья (слева направо) капитан-лейтенанты Н. К Голубенцев и Л. Т. Майстренко , спас ший своего товарища 30 июля 1943 года. Фото из фондов музея КСФ. Репродукция А. РАУБЕ. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz