Рыбный Мурман. 1994 г. Апрель.

№ 17 (4513) 29 апреля - 5 мая 1994 года Экономика и жизнь • РДО в номер КТО ЖЕ ПРАВ! Снова вынуждены обратиться к вам. После месячного стояния у острова Сокот­ ра нами получено топливо, вода и два мешка муки с проходящего судна. Нахо­ дясь в сутках пути от порта Дубай, мы получили РДО от Т._ Азаренко, в которой он требует от капитана аварийной РДО в адрес СМБ “Атрия", стоящей в порту Ду­ бай, чтобы она вышла по этой РДО нам на помощь. Экипаж СМБ “Атрия “ двумя ""днями раньше отказался выходить из пор­ та без выплаты валюты, в чем мы их пол­ ностью поддерживаем. Пока мы стояли месяц без топлива, воды и продуктов, ни­ кто не требовал от нас этой РДО, а когда нам остались сутки до порта Дубай, при­ казом администрации нас вынуждают да­ вать аварийную РДО. Цель понятна: любым путем не допустить прихода СМБ “Мурманрыба“ в порт Дубай. Аварийная РДО по приказу береговой администрации - чистейшая провокация, ставящая своей целью выход из порта СМБ “Атрия “ и на­ чало буксировки СМБ “Мурманрыба“ в порт Новороссийск, что является продле­ нием рейса на неопределенный срок без согласия на то нашего экипажа (как ука­ зывалось ранее, рейс длится с 2 0 апреля 1993 года). Мы оказываемся снова в без­ выходном положении. Продукты кончи­ лись, остался только хлеб максимум на двое суток. Руководство в лице Т. Азарен­ ко сообщило нам, что решение о заходе в порт Дубай будет принято на уровне Ко­ митета по рыболовству. На судне обста­ новка накалена до предела, многие члены экипажа страдают желудочными болями и зубными заболеваниями (врача на судне н е т ) . По нашему мнению, заключенные в тюрьмах пользуются большими правами, чем мы. В связи с этим мы категорически требуем незамедлительного захода в порт Дубай за продуктами, полного расчета в валюте с экипажем и замены экипажа, так как отказываемся от продления рейса. По поводу всего вышеизложенного мы просим вас обратить серьезное внимание общественности, и особенно экипажей мо- ряков-спасателей, находящихся в порту, на все беззакония, творимые руководите­ лями ЭО АСР, или, как он теперь назы­ вается, госфирма “Спасатель", и поддержать нас в наших законных требо­ ваниях. Это не единичный случай, это ус­ тоявшаяся система работы в отряде, заключающаяся в полном попрании всех законов и элементарных прав человека, в игнорировании требований моряков адми­ нистрацией и совершенно бездействую­ щим профсоюзом. Долго ли продлится эта вынужденная голодовка, мы не знаем. Экипаж находится на пределе моральных и физических сил. Может, все-таки вспомнят наши начальники, что мы люди, а не бессловесный скот. Вы - наш последний шанс информиро­ вать общественность о положении дел на наших судах. Продолжаем движение в порт Дубай. Будем стараться постоянно держать вас в курсе всех событий. С уважением - по поручению экипажа СМБ “Мур- . манрыба“ председатель профкома КАБЫФ. ОТ РЕДАКЦИИ. Прошлая радиограм­ ма от этого экипажа пришла не только в редакцию “РМ“ , но и в адрес “Полярной правды “ , корреспондент которой Н. Анто­ нян уже связывалась с заместителем на­ чальника экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ АО “Севры­ ба “ А. И. ПИСАРЕВСКИМ. На ее вопрос о том, что же все-таки происходит, он от­ ветил коротко. - Экипаж “Мурманрыбы“ хочет идти в Арабские Эмираты, в Дубай, а мы дали им заход в Грецию. Так как Греция у мо­ ряков не котируется, на нас обрушился шквал радиограмм. И далее А. И. Писаревский приводит пример с их же судном “Пурга “ , от эки­ пажа которого тоже шли подобные РДО, а затем оно пришло в Мурманск с палубой, заставленной автомашинами, купленными в Дании. Можно было бы согласиться с этим мнением представителя руководства ЭО АСР и поддержать его позицию, если бы не одно “но“ . У меня лично сразу же воз­ никает вполне закономерный вопрос: на какие же все-таки валютные “шиши“ бу­ дут приобретать пресловутые иномарки моряки, если (цитирую по прошлой РДО) “в течение всего рейса, а он длится уже 11 месяцев, команде не было предоставле­ но ни одного дня захода для отдыха, не вы­ плачено ни цента валюты (взамен суточных) “? Словом, проблема и по сей день оста­ ется неразрешенной... Владимир КИКИНОВ. P.S. Не успели мы опубликовать преды­ дущий материал, а в> редакцию посту­ пила очередная радиограмма от моряков, в которой они полностью поддерживают “РМ“ . В нашей “славной“ стране, - пишут они в последней радиограмме, - отработав в море год, мы не имеем даже права про­ сить заработанных денег и замены. В каж­ дый рейс мы выходим, как для биологического эксперимента на выжива­ ние. Создается впечатление, что из нас пытаются вывести новый вид человека - российского моряка, способного не есть, не мыться, не ступать на берег. И что самое главное - все это задаром. • Ах ты, палуба, палуба... ВОЗЛЮБИ ДЕЛО СВОЕ Я пишу эти строки для всех механиков, особенно для старших и главных. Не упоми­ наю фамилий, никого не критикую, не чи­ таю нотаций. Это - разговор, размышления о том, что помогло бы нам в работе, что позволило бы продлить жизнь старых судов. Ведь боль машин - это моя и ваша боль. Почти 34 года я работал на старых паро­ ходах. А РМБ “Северодвинск" и “Рига“ отправил на “вечный покой“ . Все годы ко­ пил знания, опыт. Не допустил ни одной аварии или серьезной поломки механизмов. Может, повезло? Думаю, что нет. Наверное, выручали те самые накопленные знания и опыт, а еще любовь к технике и трудолюбие. Вот и хочу поделиться своими мыслями на эту тему. Впрочем, тема стара как мир. Но если раньше об опыте работы тех или иных кол­ лективов или специалистов можно было прочесть в газетах и что-то главное взять себе на вооружение, то сейчас про это не пишут. Хотя именно в современных услови­ ях особенно нужен такой разговор. Ведь на флотах сейчас очень много ста­ рых, изношенных судов, по многу лет не видевших качественного ремонта. Из-за этого в машинных отделениях часто проис­ ходят поломки, случаются пожары, утечки аммиака из рефустановок. А значит, срыва­ ется промысел, портится продукция, не вов­ ремя доставляется груз в порт назначения. Избежать таких бед на старых судах не­ возможно, а вот свести их к минимуму не­ обходимо. “Грамотный, знающий специалист“ - формулировка из характеристики. А что за ней? Не только знания, полученные в учи­ лище. Тут и практика, опыт, организатор­ ский талант и даже интуиция. У такого механика не остановятся машины, вдруг не­ чаянно не выйдет из строя рулевое управле­ ние. Конечно, большинство - именно такие специалисты. Но ведь есть и обленившиеся, растерявшие, а может, так и не обретшие опыта. На флотах механиков не хватает, и потому избавиться от такого человека слож­ но. Остается ждать: может, совесть в нем заговорит. Вот молодой механик. Как практически использовать то, чему учили его в мореход­ ке? Он может рассчитать балки, валы, не­ сущие конструкции, шестерни, подшипники, шкивы и все прочее. Но как все это увязать с теми же работающими балками, валами и т. д.? Как почувствовать, что все это живое, как понять, чего они “хотят “ в данный момент и чем “недоволь­ ны"? А это достигается практическим опы­ том, тренировкой ума, вниманием и постоянным анализом. И тогда приходит Опыт. Опыт - когда перед мысленным взором встает яркая картина всех работающих ме­ ханизмов и в случае отказа какого-то из них ты знаешь, за что сейчас надо ухватиться. Опыт заставляет тебя посмотреть далеко вперед и трижды оглянуться назад. И ду­ мать, думать, прежде чем дать волю рукам. Опыт - коцца кажется: все, положение безвыходное, ничего сделать невозможно. Но именно опыт и позволяет осуществить невозможное. Ты чувствуешь, как вдруг в распухшей от сотен вариантов голове словно озарение высвечивает тот самый единствен­ ный из этих сотен. И ты уже уверен: он правильный, и за его реализацию немедлен­ но берешься. Дальше уже дело техники и мастерства. Опытный механик не будет метаться по машинному или рефрижераторному отделе­ нию, размахивать руками, кричать на дру­ гих. Он поймет, откуда пришла беда, до какой степени она разрастется, если упу­ стить драгоценные секунды и не принять срочных мер. Работая с разными механиками, я всегда радовался, видя у многих сочетание знаний, опыта и мастерства. К сожалению, ленивый умом не накопит опыта, растеряет знания и будет видеть только сиюминутное. Тонут корабли не только в море, а даже в тихом Кольском заливе... Ну а интуиция, что это такое? Не объяс­ нишь словами, какое-то предвидение, что ли. Оно порой толкает тебя в бок, заставля­ ет немедленно проснуться среди ночи и бе­ гом спускаться в машинное отделение, а там принюхиваться, приглядываться, прислу­ шиваться. Интуиция летом 93-го кинула меня к водомерным стеклам работающего котла, притом главного. И я за стеклами не обнаружил даже признаков воды. Что же делать? Остановить главный котел - сорвать все работы. Вводить в действие - а не хуже ли будет? Ввели тогда котел за считанные минуты и, может, даже вопреки инструкци­ ям. Ну а не глянь я за эти чертовы стекла - не избежать ремонта и огромных-огромных расходов. Известно, что каждый механик должен уметь своими руками выполнить любую ра­ боту с механизмами в своем заведовании. И, конечно, сделать это на совесть. Только нельзя забывать о факторе времени. И об условиях моря. Все это надо увязать в один узел. Трудолюбивый человек достигнет та­ кого совершенства. От молодых механиков, конечно, этого требовать нельзя. Но при повышении разряда надо посмотреть: а ос­ воил ли он свое заведование, а как относил­ ся к делу, а добился ли в нем совершенства? Если да - вперед! Не понаслышке знаю, что механики на судах сейчас работают в невыносимо тяже­ лых условиях. Впрочем, и на берегу не лег­ че. Надо бы отдохнуть, побыть с семьей, но дело требует четкой работы. Надо привлечь нужных специалистов из резерва флота, выискать все возможные варианты ремонта. Конечно, это не исключит всех проблем, но в какой-то степени отдалит встречу с завод­ ским ремонтом. В общем, все, о чем я говорю, не ново. Но это - наша боль. И наша любовь... Юрий ДЕНЬГИН, главный механик АО “Севрыбхолод- флот“. 1 Резонанс КОРМИЛЬЦЕВ ОБИЖАЮТ Письмо за подписью “Экипаж МГ-1363 “Геническ" пришло в редакцию с месячным опоздани­ ем: “скорость" морской почты давно всем известна. Поначалу хотели отправить письмо в архив как анонимное - ни одной фами­ лии в подписи нет. Однако, по­ размыслив, решили поговорить на поднятые там темы. Моряки в рейсе прочитали ин­ тервью генерального директора управления “Севрыбпромразвед- к а“ Г. А. Сторожева “Надеюсь на разум правительства“ ( “РМ“ , 1994, № 7 ). В нем Геннадий Анисимович объясняет причины тяжелого положения флота. А экипаж “Геническа" не хочет вникать в эти премудрости, по­ скольку "нас в это не посвяща­ ют, а раз нам этого знать не положено", то вроде как нас и не касается. Более того, моряки за­ дают и такие вопросы: “Кто дол­ жен все предусмотреть? Какие планы были (строить завод в Уругвае, закупать новые суда, вкладывать средства в коммерче­ ские структуры) ? Но самый актуальный вопрос для экипажа (и это понятно) - зарплата. "“Береговым работни­ кам оклад увеличен с января 1994 года на 90 процентов и вы­ плачивается регулярно, без за­ держек. А нам - лишь на 50 про­ центов, причем члены нашего экипажа последний раз получили деньги за октябрь 1993 г. Экипа­ жу причитается всего лишь 0,7 процента от стоимости тонны вы­ ловленной рыбы, хотя задание по вылову больше, чем на других флотах. А валюта? Ниже, чем в любом другом флоте: всего два доллара в сутки. И, наконец, ку­ да девался магазинчик для плав­ состава? Почему береговые работники имеют свой “спецма­ газин? “ Такие вот безрадостные мысли и вопросы у моряков. Да, еще од­ на цитата: “На приход судна с моря для разговора с моряками за последние два года никто не при­ ходил, кроме комиссий с провер­ ками и накачками, ни из управления, ни из профкома. А не мешало бы послушать мнения и сомнения, вопросы и проблемы, которые нас волнуют... Как ре­ зультат такого равнодушия на­ чальства и родилось это письмо“ . Больно читать эти строки . Неужели не находится у руково­ дителей час-другой для встречи со своими кормильцами? Неуже­ ли ставшая популярной фраза “Не хотите - не работайте, вон сколько желающих “ приобрела принципиальное значение даже для профкома? Чем помочь морякам в это трудное для всех время? Не знаю. Переписывать в газете их вопро­ сы-требования к генеральному директору? Ну что ж... “Просим пересмотреть рас­ ценки на рыбу для экипажа, вве­ сти оплату труда рыбака - 10 процентов от реализации рыбы, сделать оплату в рублях и валюте наравне с другими флотами, пе­ ревести флот на пятидневную ра­ бочую неделю (как в других флотах), произвести индексацию зарплаты за ноябрь-декабрь, “вернуть" магазин для плавсо­ става". Как хотелось бы, чтоб, прочи­ тав эти пожелания экипажа, ру­ ководство флота немедленно все решило. Знаю, так не бывает и так не будет. А вдруг будет?.. Инна БЕРЕЗЮК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz