Рыбный Мурман. 1994 г. Апрель.
Политабзац X X X рс, j , д , д , л X ^ O C X X IX ^ C X IX T ^X I ^X IL X IX IX № 16 (4512) 22 - 28 апреля 1994 года J Q O ШАНС НЕ БЫЛ УПУЩЕН, НО УРОКИ НАДО ИЗВЛЕЧЬ Реформы, осуществлявшиеся командой Гайдара, подвергаются острой критике не только со стороны консервативных политических сил, но и со стороны представителей либеральных экономических и политических взгля дов. Основной пафос их критики связан с тем, что реформы были нелибе ральными, бюрократическими, отягощенными гипертрофированным государственным регулированием. Объективно говоря, со многим в этой критике необходимо согласиться. Да, дей ствительно, государственное регулирова- N ние остается невероятно громоздким, неэффективным, коррумпированным. Да, действительно, либерализм в словах дале ко не всегда соответствовал либерализму в действиях. Да, действительно, объявлен ная поначалу “жесткая “ денежная и фи- Щ нансовая политика в силу целого ряда Щ обстоятельств обернулась через восемь месяцев инфляционным взрывом. Да, дей ствительно, осуществляемая программа приватизации наверняка не является наи- ' более оптимальной с точки зрения эконо мической эффективности. Однако вместе с тем нельзя закрывать : глаза на то, откуда, из какого общества | мы вышли, каким политическим, экономи ческим, идеологическим, профессиональ ным, психологическим грузом мы все отягощены, какое сопротивление было ока- 3 зано и продолжает оказываться реформам, какую политическую “поддержку “ рефор маторскому правительству оказывал быв- : ший Верховный Совет, что вообще можно было сделать в реальных условиях ожесто ченной политической борьбы. Политиче ских деятелей оценивают не только и не I столько по тому, что они могли бы сделать и не сделали (в этом случае мы, как пра- f вило, исходим из своего собственного no il нимания, что нужно делать), но главным II образом по тому, что они на самом деле сделали. И как бы критически мы ни были по отношению к Гайдару и его команде, но \ нельзя не видеть, что именно благодаря i “пинку Гайдара“ Россия уже сейчас, всего I через два с небольшим года после начала < реформ, радикально изменилась. Это Гайдар после шести лет бесплод- J ных, бестолковых разговоров о реформах | | наконец-то их действительно начал. Это Гайдар спас страну от реальной уг- 1 розы голода в столицах и крупнейших ин- щ дустриальных центрах страны зимой I 1991-1992 гг. Это Гайдар “ввел“ в России рынок, ос вободив цены и хозяйственные связи пред- Л приятий, дав им возможность и заставив их начать процесс настоящей адаптации к ] рыночным условиям. Это благодаря Гайдару Россия за корот кий срок превратилась из тотального фи- | | нансового банкрота в страну, чьи только официальные резервы достигли несколь ких миллиардов долларов. Это благодаря реформам Гайдара вме сто чудовищно запутанной и коррумпиро- j ванной системы из тысяч ; дифференцированных валютных коэффи циентов мы имеем наконец цивилизован ную систему внешних экономических связей, базирующихся на едином валют ном курсе, и потому начали эффективно интегрироваться в мировой рынок, спустя шесть десятилетий вновь открывшийся для миллионов наших соотечественников. Это благодаря реформам Гайдара уро вень жизни населения, падение которого в январе 1992 года было обусловлено без- ; дарной страусиной политикой предыдущих правительств, начинает постепенно вос станавливаться. Это благодаря реформам Гайдара сознание нашего народа все быстрее и энергичнее расстается с насле дием “совковости“ и все более при ближается к цивилизованным стандартам. Мы все больше становимся гражданами мира, и это тоже заслуга Гайдара. Не видеть того, что Гайдар и другие ре форматоры сделали за два последних года, может лишь тот, кто не хочет видеть оче видного. Вместе с тем следует признать, что российские реформы не были вполне ра дикальными, вполне либеральными, до конца последовательными. Да, они оказа лись во многом половинчатыми, компро миссными, популистскими. Да, увы, у нас не было шоковой терапии. Да, увы, денеж ная политика была совсем не жесткой. Да, внутренняя и внешняя либерализация не была доведена до конца. Да, правительство пошло на слишком большие компромиссы с промышленным и аграрным лобби. Да, были совершены крупные кадровые ошиб ки. И именно эти компромиссы и эти ошибки в конечном счете стали главными причинами и первой, и второй отставки первого реформатора России. Но именно в этом и состоит и личная драма Гайдара, и национальная трагедия России. Страна даже в лице своих лучших представителей еще не вполне дозрела до настоящего либерализма. Да и мудрено было бы ожидать по-настоящему либе ральной политики в стране, экономика ко торой 70 лет была скована административными путами, а националь ное сознание отравлено сладкой ложью со циалистической идеологии. По отношению к Гайдару мы сталкива емся с явными рецидивами тоталитарного сознания. Инфантилизм массового созна ния проявляется в том, что героизация и идеализация нашего избранника в глазах толпы требует от него только правильных слов и верных действий. Как безгранична вера в нашего избранника вначале, так и бесконечно наше разочарование впослед ствии. Мы еще не научились относиться к людям так, какими они на самом деле яв ляются, а не такими, какими мы их хотели бы видеть. Но Гайдара надо оценивать и по тому, что было до него и что стало после него. Да, можно критиковать Гайдара за излиш нюю медлительность. Но каких слов тогда должны быть удостоены предыдущие пра вительства, даже не приступившие к ре формам, и последующие, повернувшиеся по сути дела к полномасштабной бюрокра тической реставрации, к откровенному массированному лоббизму? Конечно, нуж но различать медленные и быстрые рефор мы, более либеральные и менее либеральные. Но тогда тем более не сле дует путать реформы, пусть и медленные и непоследовательные, с отсутствием ре форм, с контрреформами, с администра тивно-бюрократическим реваншем. Дело не в том, чтобы, отстаивая собст венную точку зрения и полагая ее един ственно верной, разбрасываться хлесткими фразами в адрес тех, кто хотя и допускал ошибки, но сделал невероятно много для России. Дело в том, чтобы, отринув лич ные амбиции, извлечь все необходимые уроки из двух уникальных лет российских реформ, понять и осознать достигнутые удачи и совершенные ошибки и, объединяя усилия всех реформаторов, использовать будущий шанс, который неизбежно при дет, сделать следующий этап реформ го раздо более результативным. А. ИЛЛАРИОНОВ, экономист. ™ гоР Тимурович, сегодня в прессе *-^активно обсуждаются неожидан ные действия Сергея Шахрая, проголосо вавшего в Думе за политическую амнистию. Выдвигаются самые разные версии. Некоторые даже предполагают, что есть какой-то тайный сговор с Пре зидентом, который предпочел бы, чтобы расследование не ставило всех точек над “ / “ . Другие, наоборот, видят закулисную договоренность с руководством Думьи Не случайно главой ее администрации по ставлен человек Шахрая - Андрей Войков. Ваши соображения? - Конечно, всегда есть соблазн пред ставить власть хитрой, коварной, дально видной, но чаще всего это не соответствует действительности. Я не верю в сложные политические комбинации вообще и уж точно не жду их от нынешней исполни тельной власти. Я знаю, она так не рабо тает. Политика устроена, как правило, проще, жестче. Такие многоходовые ком бинации опровергаются грубым течением жизни уже на самых первых стадиях. В этой связи я совершенно не верю в схемы, где была бы тонкая интрига Президента. Позиция Шахрая для меня тоже была не ожиданна. Такого поворота, честно говоря, я не предвидел, скажу только, что версию неразумения “ах мы не ведали, ах мы не знали “ - я полностью отвергаю. Это до статочно умные люди, чтобы и знать, и ве дать. В чем же дело? Гипотеза, которую я выстраиваю для себя, такова: сработал страшный соблазн центризма. Центризма как пропуска во власть. В политике суще ствуют, на мой взгляд, две совершенно Проявляется хамство. Ну и масса, масса всего прочего. Раньше человек был вели кий, его все любили, ему все говорили, какой он умный, как ценно его мнение, как все хотят с ним дружить... И вдруг выясняется, что все это не так, что он ка кой-то странный недоумок. И вообще, что он тут делал? Шел от ошибки к ошибке? И почему он до сих пор сидел на этом ме сте? Надо еще разобраться... - Нагрубят, припомнят завлабов, от ко торых', дескать, тряслась вся страна. - Я очень сожалею, что Виктор Степа нович Черномырдин не поделился своими соображениями по поводу завлабов и пре мьеров в то время, когда он работал под моим началом. Мне помнится, он был очень вежлив, на редкость вежлив, я бы сказал, до приторности. Может быть, он просто не знает, что один из принципов, принятых в культурном обществе, состоит в том, что уровень вежливости не зависит от того, является ли человек твоим на чальником или нет... Так вот, многие из тех, кто сегодня у власти, понимают, что их ждет, когда они власть оставят. И ко го-то это страшно пугает. И тогда они го товы уцепиться за свое местечко, придумывая себе любые оправдания, по чему они не уходят. Политика поменялась, все поменялось, а они все равно должны при этом присутствовать. - Вы говорите о верхних этажах вла сти? - Совсем необязательно. Власть при влекает далеко не только ее помпезными формами. Сама причастность к власти - это уже огромный соблазн. Множество са мых разных людей просят, чтобы их вклю- С Егором ГАЙДАРОМ беседует обозреватель "Литературной газеты Александр БОРИН гг разные стратегии. Первая: у тебя есть свои убеждения, представления, что нуж но стране. Ты их отстаиваешь, за них бо решься. Если не смог отстоять их, находясь у власти, - действуешь в оппо зиции. На это могут уйти годы, может быть, десятилетия. Эта стратегия полити ки - от идеи, от мировоззрения. Вторая стратегия: политика как искусство пребы вания у власти. Она предполагает возмож ность очень гибко реагировать на меняющиеся политические волны, пере скакивать с одной на другую, существенно менять собственные представления и ори ентиры. Здесь обязательно требуется до казывать, что ты самый большой центрист, готов сотрудничать со всеми. И если при шел ты с одной определенной стороны, чтобы доказать, что ты центрист, надо, ес тественно, дружить с представителями стороны противоположной, протягивать им руку, демонстрировать свою лояльность. Говоря предельно просто, здесь именно, я думаю, основа политического дрейфа Сер гея Шахрая и многих бывших демократов. - Но человек скажет вам: “Я никого не предал, просто изменились мои принципи альные установки, мое отношение к делу". - О, тут притвориться трудно. Сразу видно, кому важнее всего дело, а кому до ужаса страшно, безумно болезненно поте рять весь тот барабанный бой, который со путствует власти. Власть ведь страшно затягивает. Она делает человека необык новенно уязвимым. Перспектива стать вдруг просто нормальным частным лицом дико пугает. Я видел такое в людях, ко торые, как мне казалось, этому абсолютно не подвержены. - Когда вы подали в отставку, вы что- нибудь похожее испытали? - Нет, не испытал ничего похожего ни в коей мере. Хотя я прекрасно понимаю это чувство. То есть я вижу те маленькие фрагментики, из которых такое чувство складывается. Меняется отношение людей к тебе. Возникают бесконечные проблемы. чили в какую-нибудь комиссию. Сама до- пущенность в коридоры власти, возмож ность прийти и участвовать в процессе принятия решения, которое будет, не ис ключено, совсем не таким, как ты хочешь, - соблазн. Вот ты был при этом, может быть, ты даже высказал что-то не совсем соответствующее тому, что говорил на чальник, а начальник кивнул, подумал и сделал по-своему - но все равно соблазн. Прекрасно сознаешь, что выполняешь роль демократической ширмы при номен клатуре, а отказаться не в силах. Я знаю прекрасных людей, которые от этого не от казывались. А потому, если начальник хо чет окружить себя такой камарильей из бывших демократов, то найти нужных лю дей совсем нетрудно. Может быть, не са мых первых, не самых отважных, не самых умных, а просто с каким-то демократиче ским прошлым. - Пока демократы ссорятся друг с дру гом, предают друг друга, реальная власть остается в руках аппарата, чиновников. - Конечно! Тут бывают такие фанта стические мастера! Я вам один пример приведу. В сентябре я принял приглаше ние снова работать в правительстве. Бук вально через несколько дней - на заседании идут текущие вопросы - вдруг совершенно неожиданно, как черт из ко робочки, вносится записка министра фи нансов Федорова по реорганизации правительства. Записка давняя, то ли июльская, то ли августовская, когда я еще не работал. Суть записки состоит в том, что Министерство экономики надо упраз днить, а все эти функции, за которые я отвечаю, сконцентрировать в Министерст ве финансов. Замечательный пробный ша рик. После этого предполагается, что я немедленно вцепляюсь в глотку Федорову, начинаю страшным образом драть его, а (О к онч ани е на 12-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz