Рыбный Мурман. 1994 г. Апрель.

К 50-летию Победы на Севере № 16 (4512) 22 - 28 апреля 1994 года “Тирпиц“ - один из наиболее мощных линкоров фашистской Гер­ мании. Построен в Вильгельмсхафе- не, вступил в строй в 1941 году. Водоизмещение 52600 тонн, скорость до 30 узлов (55 ,5 км /ч а с ) . Вооруже­ ние восемь - 381-мм, 16 - 105-мм и 16 - 37-мм орудий, 12 - 20-мм авто­ матов, 2 трехтрубных торпедных ап­ парата, 4 гидросамолета, экипаж 1600 человек. В 1942-1944 годах лин­ кор действовал на морских коммуни­ кациях СССР и его союзников в Норвежском и Баренцевом морях. Как сложилась судьба “Тирпи- ца“? Об этом и пойдет рассказ. Придавая особое значение север­ ным морским коммуникациям, не­ мецко-фашистское командование для действий в этом районе создало до­ вольно крупную группировку военно- морских сил. В начале 1942 года эти силы увеличились за счет переброски в норвежские базы линкора “Тир- пиц“, тяжелых крейсеров “Адмирал Шеер“, “Лютцов“ , “Адмирал Хип- пер“, легкого крейсера “Кельн “. Ко­ личество подводных лодок возросло до 20, а число самолетов к маю 1942 года достигло 400. Британское адмиралтейство не могло примириться с тем, что Герма­ ния имеет самый быстроходный и са­ мый мощный в мире линейный корабль “Тирпиц“ , и стремилось уничтожить его. В начале июля 1942 года немецкая эскадра во главе с “Тирпицем“ и “Адмиралом Шеером“ вышла в море на перехват союзного конвоя PQ-17, следовавшего из Исландии в Совет­ ский Союз. 5 июля 1942 года в 18.00 “Тирпиц“ был обнаружен севернее острова Ингей и атакован советской подводной лодкой “К-21 “ под коман­ дованием капитана 2-го ранга Н. А. Лунина. Это был первый удар по “Тирпицу“. После атаки (по разведданным англичан) линкор был поставлен на ремонт. В своих воспоминаниях “На север­ ных морях “ вице-адмирал Ю. А. Пантелеев, бывший командующий Беломорской военной флотилией, по этому поводу писал: “Этот великан базировался в большом северном фи­ орде Норвегии, именуемом Альтен- фиорд“. Началась упрямая охота англичан за “Тирпицем“, ибо его пребывание на Севере Норвегии создавало угрозу конвоям, направлявшимся из Англии с военными грузами в наши северные порты Мурманск и Архангельск. Рассматривая последовательно все этапы борьбы с этим фашистским чудовищем, вспоминаешь, какую су­ щественную помощь оказали англи­ чанам наш Северный флот и Беломорская флотилия. Прежде все­ го нужно было установить постоянное наблюдение за “Тирпицем“. Эта за ­ дача оказалась по плечу только ави­ ации и подводным лодкам Северного флота. Из-за огромного расстояния английская разведывательная авиа­ ция не могла с аэродромов Велико­ британии долететь до Альтен-фиорда и вернуться обратно. Это расстояние составляло 6 тысяч километров, са­ мый же мощный английский развед­ чик имел тогда дальность полета менее 5 тысяч километров. Поэтому беспрерывную разведку за “Тирпи- цем“ вела морская авиация Северно­ го флота, а на выходе из Альтен-фиорда его караулили наши подводные лодки. Красноречив такой факт. В сен­ тябре 1943 года на Север прилетел Авиация Северного флота следила за ремонтом “Тирпица“, и в феврале 1944 года летчики 35-й авиадивизии нанесли по нему бомбовый удар. К апрелю ремонт линкора почти закон­ чился и он готовился к выходу, но 3 апреля 1944 года и англичане орга­ низовали мощную воздушную атаку линкора. Пользуясь данными нашей развед­ ки, бомбардировщики поднимались с авианосцев “Викториес“ и “Фьюри- е с “, а с других трех авианосцев - ис­ требительная авиация прикрытия. Атака оказалась для “Тирпица“ вне­ запной. Бомбардировщики, шедшие двумя волнами, спикировали и сбро­ сили на цель 15 бомб по 500 кг каж­ дая. Повреждения были, конечно, огромные, но 200-мм палубную бро­ ню линкора пробить не удалось. Бы­ ло убито более 200 человек из экипажа корабля, не считая большо­ го числа раненых. И все же “Тир- пиц“ мог двигаться, хотя требовал опять большого ремонта. В конце месяца и в последующее время англичане нанесли еще не­ сколько ударов по “Тирпицу“ , но особых результатов не добились, так как немцы усилили свою противовоз­ душную оборону. Использование же авианосцев требовало слишком боль­ шого числа кораблей охранения. Тог­ да решено было организовать “челночную “ операцию четырехмо­ торных бомбардировщиков “Ланка­ стер “ , способных нести 6-тонные бомбы. Самолеты должны были взлететь в Шотландии, выйти на Альтен-фи- орд, где стоял “Тирпиц“, нанести по нему бомбовый удар и по согласова­ нию с советским командованием про­ извести посадку на аэродроме в районе Архангельска - для заправки горючим и новым бомбовым грузом. После отдыха летчиков бомбардиров­ щики должны были взлететь с наше­ го аэродрома, снова выйти на Альтен-фиорд, отбомбиться и произ­ вести посадку в Шотландии. В связи с резким ухудшением по­ годы план “челночной операции “ был изменен: английское командование приняло решение нанести удар по “Тирпицу“ с нашего аэродрома из- под Архангельска. 12 сентября 1944 года в районе аэродрома была низкая сплошная облачность, морось. Но вот послышался гул моторов тяжелых че­ тырехмоторных “Ланкастеров “. Они шли не группой, а разрозненно - по одному, по два. Из тридцати восьми “Ланкастеров “ произвели посадку на аэродроме назначения только двад­ цать восемь, два транспортных само­ лета “Либерейтор“ и один фоторазведчик “Москито“. Из-за очень тяжелых метеорологических условий на маршруте десять самоле­ тов “Ланкастер “, израсходовав все горючее, произвели вынужденные посадки в районе Онеги, Беломорска и на подлете к Архангельску. Семь самолетов произвели вынужденные посадки без повреждений. Никто из летного состава не пострадал. 13 сен­ тября все летные экипажи были бла­ гополучно доставлены на аэродром посадки. Для эвакуации одного из английских экипажей на место вы­ нужденной посадки пришлось сбра­ сывать на парашюте проводника. Проводником был капитан Левинсон - начальник парашютно-десантной службы 44-го смешанного авиацион­ ного полка ВВС Беломорской флоти­ лии. Он вывел экипаж к реке, откуда самолет МБР-2 доставил англичан на аэродром. Два дня английские летчи­ ки отдыхали. В это время наши и их техники устраняли неисправности и поломки, заправляли самолеты горю­ чим и боезапасом. 15 сентября 1944 года двадцать во­ семь “Ланкастеров “ взлетели с на­ шего аэродрома и взяли курс на Альтен-фиорд. Они нанесли бомбо­ вый удар по “Тирпицу“ , сбросив ше­ стнадцать тяжелых и семьдесят две двухсоткилограммовые бомбы. От прямого попадания 4,5-тонной бомбы “Тирпиц“ был серьезно поврежден. Удачно отбомбившись, все англий­ ские самолеты благополучно возвра­ тились на наш аэродром. А с 16 по 28 сентября они поочередно улетели в Англию. Так была проведена эта “челночная операция“. 22 октября англичане повторили налет на “Тирпиц“ со своих аэрод­ ромов, но безуспешно. К этому вре­ мени Финляндия уже вышла из войны. Красная Армия продвигалась на запад - в сторону Альтен-фиорда. Боясь, что “Тирпиц“ может быть за­ хвачен нами с суши, фашисты срочно перевели его в менее защищенную бухту района порта Тромсе, чтобы использовать линкор как плавучую батарею. Корабль был поставлен на мелкое место, вокруг него соорудили специальные насыпи, чтобы он не оп­ рокинулся. Наша разведка обнару­ жила его новую стоянку, и мы сообщили об этом союзникам. 12 ноября 1944 года 25 самолетов “Ланкастер “ нанесли удар по “Тир- пицу“. Четыре 6-тонные бомбы упа­ ли у борта, а две попали в корпус корабля. Одна из артиллерийских башен линкора взлетела на воздух, в погребе взорвался боезапас, весь ле­ вый борт был вдавлен внутрь, через пробоины хлынула вода. “Тирпиц“ перевернулся и затонул, похоронив в своих недрах 1200 человек. Премьер-министр Великобрита­ нии У. Черчилль в тот же день при­ слал И. В. Сталину телеграмму, в которой сообщил: “Бомбардировщики Королевских воздушных сил потопи­ ли “Тирпиц“. Давайте порадуемся этому вместе “. В ответ последовало наше позд­ равление. Англичане были бесконеч­ но рады этой победе и тогда не отрицали нашей помощи. Но теперь многое забыто. Сегодня английские историки старательно замалчивают участие нашей авиации в операции по уничтожению “Тирпица“. Владимир ГУСЕВ, ветеран КСФ, бывший воздушный стрелок. НА СНИМКЕ: поверженный “ Тир- пиц“. 1944 г. В таком положении его и зафик­ сировал на фотопленку один из лет­ чиков-разведчиков 118-го разведывательного авиационного полка ВВС Северного флота млад­ ший лейтенант Георгий ЛЕОНОВ. один из лучших отрядов разведчиков Королевского воздушного флота Анг­ лии, имея задачу произвести аэрофо­ тосъемки Альтен-фиорда, в котором укрывались немецкие линкоры “Тир- пиц“ и “Шарнгорст“. Англичане не­ сколько дней летали над Альтен-фиордом, но так и не сумели выполнить задание. И тогда вылетел один из лучших летчиков-разведчи- ков 118-го разведывательного авиа­ ционного полка Л. И. Елькин (впос­ ледствии Герой Советского Сою за). Спустя пять часов он приземлился на своем аэродроме. Фотографии, кото­ рые он доставил, четко запечатлели военно-морскую базу Альта и в ней крупные боевые корабли “Тирпиц“ и “Шарнгорст“. Произвести такие снимки можно было только на малой высоте. И Елькин пошел на бреющий полет. Его фотокамеры запечатлели даже вспышки залпов на палубах линкоров. Когда англичанам переда­ ли фотоснимки Елькина, их недоуме­ ние - сменилось восхищением. Они признали, что советский воздушный разведчик совершил невозможное. Наша флотская авиация выявила систему охранения линкора с моря и воздуха. Все разведданные передава­ лись англичанам. В 1943 году анг­ лийское командование решило атаковать “Тирпиц“ малыми подвод­ ными лодками (их водоизмещение 30 тонн, длина чуть больше 14 метров, диаметр - 2 метра, экипаж таких “мини-лодок “ состоял из четырех че­ ловек) . Два контейнерных заряда ве­ сом около 2 тонн казСдый, с часовым механизмом, нужно было скрытно подвести под “брюхо“ линкора. В сентябре 1943 года наша развед­ ка еще раз уточнила местопребыва­ ние “Тирпица“ в южной части Альтен-фиорда, под высоким бере­ гом, со всех сторон защищенным бо­ нами и противоторпедными сетями. С воздуха его прикрывала мощная з е ­ нитная артиллерия, окружавшая фи­ орд. Большие английские подводные лодки вышли в море, имея на букси­ ре шесть “сверхмалых “ подводных лодок. “Мини-лодки “ попали в шторм, и две из них погибли. Четыре лодки подошли к фиорду и в ночь на 20 сентября 1943 года начали само­ стоятельно форсировать его. 22 сен­ тября в 8 часов 12 минут произошел сильнейший взрыв. Линкор принял 500 тонн воды, все три турбины были повреждены, погас свет, рули не ра­ ботали. Корабль вышел из строя ми­ нимум на полгода. Начался срочный ремонт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz