Рыбный Мурман. 1994 г. Апрель.
К 50-летию Победы на Севере № 16 (4512) 22 - 28 апреля 1994 года “Тирпиц“ - один из наиболее мощных линкоров фашистской Гер мании. Построен в Вильгельмсхафе- не, вступил в строй в 1941 году. Водоизмещение 52600 тонн, скорость до 30 узлов (55 ,5 км /ч а с ) . Вооруже ние восемь - 381-мм, 16 - 105-мм и 16 - 37-мм орудий, 12 - 20-мм авто матов, 2 трехтрубных торпедных ап парата, 4 гидросамолета, экипаж 1600 человек. В 1942-1944 годах лин кор действовал на морских коммуни кациях СССР и его союзников в Норвежском и Баренцевом морях. Как сложилась судьба “Тирпи- ца“? Об этом и пойдет рассказ. Придавая особое значение север ным морским коммуникациям, не мецко-фашистское командование для действий в этом районе создало до вольно крупную группировку военно- морских сил. В начале 1942 года эти силы увеличились за счет переброски в норвежские базы линкора “Тир- пиц“, тяжелых крейсеров “Адмирал Шеер“, “Лютцов“ , “Адмирал Хип- пер“, легкого крейсера “Кельн “. Ко личество подводных лодок возросло до 20, а число самолетов к маю 1942 года достигло 400. Британское адмиралтейство не могло примириться с тем, что Герма ния имеет самый быстроходный и са мый мощный в мире линейный корабль “Тирпиц“ , и стремилось уничтожить его. В начале июля 1942 года немецкая эскадра во главе с “Тирпицем“ и “Адмиралом Шеером“ вышла в море на перехват союзного конвоя PQ-17, следовавшего из Исландии в Совет ский Союз. 5 июля 1942 года в 18.00 “Тирпиц“ был обнаружен севернее острова Ингей и атакован советской подводной лодкой “К-21 “ под коман дованием капитана 2-го ранга Н. А. Лунина. Это был первый удар по “Тирпицу“. После атаки (по разведданным англичан) линкор был поставлен на ремонт. В своих воспоминаниях “На север ных морях “ вице-адмирал Ю. А. Пантелеев, бывший командующий Беломорской военной флотилией, по этому поводу писал: “Этот великан базировался в большом северном фи орде Норвегии, именуемом Альтен- фиорд“. Началась упрямая охота англичан за “Тирпицем“, ибо его пребывание на Севере Норвегии создавало угрозу конвоям, направлявшимся из Англии с военными грузами в наши северные порты Мурманск и Архангельск. Рассматривая последовательно все этапы борьбы с этим фашистским чудовищем, вспоминаешь, какую су щественную помощь оказали англи чанам наш Северный флот и Беломорская флотилия. Прежде все го нужно было установить постоянное наблюдение за “Тирпицем“. Эта за дача оказалась по плечу только ави ации и подводным лодкам Северного флота. Из-за огромного расстояния английская разведывательная авиа ция не могла с аэродромов Велико британии долететь до Альтен-фиорда и вернуться обратно. Это расстояние составляло 6 тысяч километров, са мый же мощный английский развед чик имел тогда дальность полета менее 5 тысяч километров. Поэтому беспрерывную разведку за “Тирпи- цем“ вела морская авиация Северно го флота, а на выходе из Альтен-фиорда его караулили наши подводные лодки. Красноречив такой факт. В сен тябре 1943 года на Север прилетел Авиация Северного флота следила за ремонтом “Тирпица“, и в феврале 1944 года летчики 35-й авиадивизии нанесли по нему бомбовый удар. К апрелю ремонт линкора почти закон чился и он готовился к выходу, но 3 апреля 1944 года и англичане орга низовали мощную воздушную атаку линкора. Пользуясь данными нашей развед ки, бомбардировщики поднимались с авианосцев “Викториес“ и “Фьюри- е с “, а с других трех авианосцев - ис требительная авиация прикрытия. Атака оказалась для “Тирпица“ вне запной. Бомбардировщики, шедшие двумя волнами, спикировали и сбро сили на цель 15 бомб по 500 кг каж дая. Повреждения были, конечно, огромные, но 200-мм палубную бро ню линкора пробить не удалось. Бы ло убито более 200 человек из экипажа корабля, не считая большо го числа раненых. И все же “Тир- пиц“ мог двигаться, хотя требовал опять большого ремонта. В конце месяца и в последующее время англичане нанесли еще не сколько ударов по “Тирпицу“ , но особых результатов не добились, так как немцы усилили свою противовоз душную оборону. Использование же авианосцев требовало слишком боль шого числа кораблей охранения. Тог да решено было организовать “челночную “ операцию четырехмо торных бомбардировщиков “Ланка стер “ , способных нести 6-тонные бомбы. Самолеты должны были взлететь в Шотландии, выйти на Альтен-фи- орд, где стоял “Тирпиц“, нанести по нему бомбовый удар и по согласова нию с советским командованием про извести посадку на аэродроме в районе Архангельска - для заправки горючим и новым бомбовым грузом. После отдыха летчиков бомбардиров щики должны были взлететь с наше го аэродрома, снова выйти на Альтен-фиорд, отбомбиться и произ вести посадку в Шотландии. В связи с резким ухудшением по годы план “челночной операции “ был изменен: английское командование приняло решение нанести удар по “Тирпицу“ с нашего аэродрома из- под Архангельска. 12 сентября 1944 года в районе аэродрома была низкая сплошная облачность, морось. Но вот послышался гул моторов тяжелых че тырехмоторных “Ланкастеров “. Они шли не группой, а разрозненно - по одному, по два. Из тридцати восьми “Ланкастеров “ произвели посадку на аэродроме назначения только двад цать восемь, два транспортных само лета “Либерейтор“ и один фоторазведчик “Москито“. Из-за очень тяжелых метеорологических условий на маршруте десять самоле тов “Ланкастер “, израсходовав все горючее, произвели вынужденные посадки в районе Онеги, Беломорска и на подлете к Архангельску. Семь самолетов произвели вынужденные посадки без повреждений. Никто из летного состава не пострадал. 13 сен тября все летные экипажи были бла гополучно доставлены на аэродром посадки. Для эвакуации одного из английских экипажей на место вы нужденной посадки пришлось сбра сывать на парашюте проводника. Проводником был капитан Левинсон - начальник парашютно-десантной службы 44-го смешанного авиацион ного полка ВВС Беломорской флоти лии. Он вывел экипаж к реке, откуда самолет МБР-2 доставил англичан на аэродром. Два дня английские летчи ки отдыхали. В это время наши и их техники устраняли неисправности и поломки, заправляли самолеты горю чим и боезапасом. 15 сентября 1944 года двадцать во семь “Ланкастеров “ взлетели с на шего аэродрома и взяли курс на Альтен-фиорд. Они нанесли бомбо вый удар по “Тирпицу“ , сбросив ше стнадцать тяжелых и семьдесят две двухсоткилограммовые бомбы. От прямого попадания 4,5-тонной бомбы “Тирпиц“ был серьезно поврежден. Удачно отбомбившись, все англий ские самолеты благополучно возвра тились на наш аэродром. А с 16 по 28 сентября они поочередно улетели в Англию. Так была проведена эта “челночная операция“. 22 октября англичане повторили налет на “Тирпиц“ со своих аэрод ромов, но безуспешно. К этому вре мени Финляндия уже вышла из войны. Красная Армия продвигалась на запад - в сторону Альтен-фиорда. Боясь, что “Тирпиц“ может быть за хвачен нами с суши, фашисты срочно перевели его в менее защищенную бухту района порта Тромсе, чтобы использовать линкор как плавучую батарею. Корабль был поставлен на мелкое место, вокруг него соорудили специальные насыпи, чтобы он не оп рокинулся. Наша разведка обнару жила его новую стоянку, и мы сообщили об этом союзникам. 12 ноября 1944 года 25 самолетов “Ланкастер “ нанесли удар по “Тир- пицу“. Четыре 6-тонные бомбы упа ли у борта, а две попали в корпус корабля. Одна из артиллерийских башен линкора взлетела на воздух, в погребе взорвался боезапас, весь ле вый борт был вдавлен внутрь, через пробоины хлынула вода. “Тирпиц“ перевернулся и затонул, похоронив в своих недрах 1200 человек. Премьер-министр Великобрита нии У. Черчилль в тот же день при слал И. В. Сталину телеграмму, в которой сообщил: “Бомбардировщики Королевских воздушных сил потопи ли “Тирпиц“. Давайте порадуемся этому вместе “. В ответ последовало наше позд равление. Англичане были бесконеч но рады этой победе и тогда не отрицали нашей помощи. Но теперь многое забыто. Сегодня английские историки старательно замалчивают участие нашей авиации в операции по уничтожению “Тирпица“. Владимир ГУСЕВ, ветеран КСФ, бывший воздушный стрелок. НА СНИМКЕ: поверженный “ Тир- пиц“. 1944 г. В таком положении его и зафик сировал на фотопленку один из лет чиков-разведчиков 118-го разведывательного авиационного полка ВВС Северного флота млад ший лейтенант Георгий ЛЕОНОВ. один из лучших отрядов разведчиков Королевского воздушного флота Анг лии, имея задачу произвести аэрофо тосъемки Альтен-фиорда, в котором укрывались немецкие линкоры “Тир- пиц“ и “Шарнгорст“. Англичане не сколько дней летали над Альтен-фиордом, но так и не сумели выполнить задание. И тогда вылетел один из лучших летчиков-разведчи- ков 118-го разведывательного авиа ционного полка Л. И. Елькин (впос ледствии Герой Советского Сою за). Спустя пять часов он приземлился на своем аэродроме. Фотографии, кото рые он доставил, четко запечатлели военно-морскую базу Альта и в ней крупные боевые корабли “Тирпиц“ и “Шарнгорст“. Произвести такие снимки можно было только на малой высоте. И Елькин пошел на бреющий полет. Его фотокамеры запечатлели даже вспышки залпов на палубах линкоров. Когда англичанам переда ли фотоснимки Елькина, их недоуме ние - сменилось восхищением. Они признали, что советский воздушный разведчик совершил невозможное. Наша флотская авиация выявила систему охранения линкора с моря и воздуха. Все разведданные передава лись англичанам. В 1943 году анг лийское командование решило атаковать “Тирпиц“ малыми подвод ными лодками (их водоизмещение 30 тонн, длина чуть больше 14 метров, диаметр - 2 метра, экипаж таких “мини-лодок “ состоял из четырех че ловек) . Два контейнерных заряда ве сом около 2 тонн казСдый, с часовым механизмом, нужно было скрытно подвести под “брюхо“ линкора. В сентябре 1943 года наша развед ка еще раз уточнила местопребыва ние “Тирпица“ в южной части Альтен-фиорда, под высоким бере гом, со всех сторон защищенным бо нами и противоторпедными сетями. С воздуха его прикрывала мощная з е нитная артиллерия, окружавшая фи орд. Большие английские подводные лодки вышли в море, имея на букси ре шесть “сверхмалых “ подводных лодок. “Мини-лодки “ попали в шторм, и две из них погибли. Четыре лодки подошли к фиорду и в ночь на 20 сентября 1943 года начали само стоятельно форсировать его. 22 сен тября в 8 часов 12 минут произошел сильнейший взрыв. Линкор принял 500 тонн воды, все три турбины были повреждены, погас свет, рули не ра ботали. Корабль вышел из строя ми нимум на полгода. Начался срочный ремонт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz