Рыбный Мурман. 1994 г. Апрель.
4 № 13 (4509) 1 - 7 апреля 1994 года В год Собаки - жизнь собачья МОРЕ - НЕ В РАДОСТЬ “ . . . Иногда я поговариваю, что пора бросить море, и муж всякий раз обещает, что это “ са мый последний р е й с Н о сама- то я хорошо знаю - все это только разговоры, он не может жить без моря. Нет, я пишу не с целью пожаловаться на тради ционные трудности жены-моряч ки. Впрочем, попробую по порядку. И прежде рейсы выпадали не короткие, от 4 до 6 месяцев. Но мы твердо знали, что по оконча нии будет встреча, экипаж вер нется в Мурманск Захотел моряк - через несколько дней опять уйдет в рейс, а устал или что-то случилось дома - мог взять от пуск Последние лет пять мы не видимся с мужьями по году и больше. Заменят экипаж где-ни будь в Новороссийске, и стоит там судно 5-6 месяцев без топли ва, наконец отправляется еще на полгода в рейс... Знают ли сами члены экипажа, когда и где бу дут меняться, сколько стоять без возможности встретиться с семьей и сколько ходить? Но их жены точно об этом нигде уз нать не могут, будто суда стали засекреченными. Особенно после отделения отряда спасателей от иСеврыбхолодфлотаи. В дислока ции иПургаи не упоминается, в справочных от нас отмахивают ся. Я уж не говорю, что наши письма моряки получают, когда... приходят домой. Если хотят вы слать заработанное семье, то выложат тысяч 60 за перевод, то есть, считай, один месяц рейса работают бесплатно. Если возь мешь доверенность на получение каких-то его денег, находишься с ней и наплачешься. Не уверена, что можете чем- то нам помочь, но все же наде юсь. Только прошу фамилию не указывать, чтобы муж не попал под сокращение за естественный запрос жены... М. И. г. Мурманск “ ЩЕЛКАЮТ ЗУБАМИ В прежние годы загранрейсы (с заходом в инпорт) были вож деленной, но редкой перспекти вой. Сейчас проще. Но теперь администрация флотов совсем уж без оглядки нарушает Положе ние о максимальных сроках не прерывного пребывания экипажа в море, ослаблен контроль за со блюдением технологических ре гламентов и требований безопасности труда. Стали более частыми ЧП с пошатнувшейся психикой моряков, порой с самой трагической развязкой на глазах у товарищей. За минувший год 8 моряков Северного бассейна во время рейса покончили счеты с жизнью. По представленному в Комитет по рыболовству РФ ана лизу за 1993 год видно, что пе ребор в 10-60 суток сверх утвержденных сроков длительно сти рейса стал повсеместным яв лением. Так, экипаж т /х “Тереховск 44 “Востоктрансфло- та“ не видел берега 260 суток при максимуме для данного типа судов 165 суток. У экипажа БМРТ “Малая Земля“ возник конфликт с хозяином - “Ново российск рыбпромом“ : рейсовое задание в 153 суток было про длено еще на... 4 месяца. Аргу мент администрации - норматив Минрыбхоза нам не указ, потому что самого министерства уже нет. Приказ МРХ и прежде кон тролировался только по линии профсоюза, но все же контроли ровался. И нарушения, конечно, тоже бывали. В днях. А теперь в месяцах. Некоторые отцы-коман диры для перестраховки заруча ются “согласием “ экипажа. Например, в Находкинской базе рыбфлота у моряков собрали подписи о согласии на продление рейса на 25 суток, это не огра дило от несчастья - самоубийства матроса за двое суток до оконча ния рейса. В рыбацко-чиновных верхах обсуждалась возможность эконо мического регулирования сроков плавания, но здравая инициатива не всем пришлась по вкусу и бы ла отвергнута. Предлагалось рез ко повысить расценки за рыбодобычу в сверхнормативные дни рейса, увеличить суточные, валютные выплаты, предусмат ривать дополнительные дни к от пуску. В этом случае моряки знают, за что именно рискуют здоровьем. А администрация, подсчитывая грядущие “перепла ты44, не станет слишком зары ваться с продлением сроков рейса. В 1991 году в “Севрыбу 4 было представлено любопытней шее социологическое исследова ние В. Кудрявцевой об экологии рыбацкой профессии, с красно речивыми выкладками и дельны ми рекомендациями. Сотни брошюр осели в ОТиЗах, до эки пажей не дошли, автору цинично пояснили, что рыбакам “этого лучше не знать44. Далекий от моря человек мо жет сказать, дескать, 1 0 суток сверх рейса - мизер, не стоит речь вести. Такого могут впечат лить упоминавшиеся 60 суток, 4 месяца и т. п. А мне запомнилось замечание из разговора с ветера ном 44 Карелрыбфлота 44 В. Бабу- ро. - Удивительное дело! Когда экипаж узнает о сроке рейса (любом - месяц или пять меся цев) , у моряков как будто часо вой механизм включается именно на этот срок. Любая за держка потом чревата срывом. Еще если задержка на переходе из-за шторма, то легче. А скажи, что просто так задерживаемся половить, обязательно отрица тельная реакция наступает. По мню, еще в годы “рапортования 44 к красным датам один капитан загорелся идеей задержаться на промысле. “Представляешь, - мечтал он, - будет на три дня длиннее самого длинного рей са!44. И ведь могли в то время по хвалить - наградить за ударный рапорт! Прошлой весной профком трал- флота разбирался с конфликтом буфетчицы Л. Онипко и команди ров БАТ “Алексей Генералов44. Это могло бы послужить темой са мостоятельного разговора, но сегод ня возьму только один штрих из претензий морячки. - На рыбаков в сутки положе но по 35 центов на культпрог- рамму. В целом это все-таки сумма. На собрании старпом за явил: “На эти деньги не разгу ляешься на берегу, давайте лучше видик купим, всему эки пажу удовольствие44. И вот сколько я хожу в море, всегда на культденьги покупаются видики, а на судах все равно торчат ста рые “Рекорды 44 и “Горизонты44. Но новый экипаж опять агитиру ют за видик... Один вопрос - ку да деваются те покупки? Другой - очень тяжело видеть, как каж МЫ УСТАЛИ. Фото В ладим ира НИСЕНБАУМА. дый день (если окажемся на рей де) руководство съезжает на бе рег, а сотни рядовых щелкают зубами на борту, хотя тоже хоте ли бы не столько “разгуляться44, сколько просто почувствовать на несколько часов живую землю под ногами! ТРУД НА ИЗНОС - Совершенно правильный ак цент, - поддержал логику рас- суждений главный технический инспектор труда обкома профсо юза мурманских рыбаков П. Ива ненко. - Почувствовать живую землю под ногами - это не при хоть, а важнейшая для здоровья моряков потребность. Кое-кто ис поведует теорию полной адапта ции моряков к кораблю. Но это кабинетное измышление противо речит практике и научным ис следованиям. У рыбаков огромны психологи ческие перегрузки: тяжелый фи зический труд в условиях ограниченного пространства и не изменного круга общения, эмо ций. Моряк не уходит после вахты домой, к другим людям, к другим впечатлениям. Опреде ленная психологическая статика требует такого напряжения ду шевных сил, что не всякий вы держивает, - срыв может выразиться в скандале, в зло употреблении алкоголем, в по пытке вообще уйти из мира сего. И уже не имеет значения, что по служило толчком - резкий выго вор командира, худой слух о доме или случившаяся не вовремя бо лячка. Но еще более важно, что вся эта моряцкая жизнь проходит в условиях постоянной (не моряку очень сложно представить именно постоянной) качки, шу ма, вибрации, магнитных излуче ний и других вредных факторов. Я познакомился с любопытными исследованиями, из которых при веду только один пример. В над водной атмосфере скорость распространения волн иная, чем над сушей. Так вот человеческий организм менее страдает в собст венно шторм (когда мобилизуют ся ресурсы на активное противостояние стихии), чем в его преддверии. Ультразвуковое воздействие за 2-3 дня до шторма сбивает ритм функций организ ма. Представьте: шторм с востока прошел стороной, просто зацепи ло волнами ультраизлучений. Че рез неделю закрутило западнее и опять стороной... И так изо дня в день организм, даже не осязая настоящего шквала, постоянно в противоречивых вибрациях и лу чевых вихрях. Именно еще поэ тому моряку время от времени жизненно необходимо сходить на берег, на землю, где рожден: что бы все его внутренние системы обрели прирожденную стройность реакций. Как время от времени приходится “лечить 44 компас по сле магнитных перегрузок. Толь ко гораздо сложнее. Но КЗоТ не определяет вари антов конкретной защиты моря ков в данном аспекте. У нас вообще не разрабатывалась эко логия любых профессий, лишь поощрялся труд на износ за оп лату прожиточного минимума. А многолетний анализ самых раз личных ЧП на флоте упорно за ставляет связывать их причины не только с фактическими трудо затратами собственно промысла (траление, шкерка, обслужива ние механизмов судна), но и с длительностью пребывания чело века в специфических диском фортных условиях. За исходную единицу брали размер судна как показатель ус тойчивости, комфортности усло вий труда и отдыха. Для транспортов, плавбаз, супертрау леров максимальный срок пре дусмотрен в 165 суток, для БМРТ - 150, СРТ - 135 и т. д. с оговор ками и исключениями. Но во вся ком случае указывалась обязательность на 80-е, 1 0 0 -е сутки выхода экипажа на “жи вую землю44. Увы, это не всегда соблюдает ся. Кого и что в этом винить? Не брежение государства к здоровью конкретного человека труда? Пе рестройки всех сторон жизни об щества, в которых на многое не хватает сил и средств? Злоупот ребления или безответственность флотских администраторов? Не знание рыбаками собственных прав и неумение защищать их? Ведь благодаря рыбацкому профсоюзу, который защищал и защищает рыбаков, идет процесс улучшения быта тех, кто в море и на берегу. Благодаря председателю обкома профсоюза Ю. В. Макарову, который бьется за права рыбаков, многое меняет ся. А на флотах? И хорошо, что газета внесла в повестку дня эту специфическую проблему. Надо же в круговерти забот о заработ ке, прибыли помнить и о само ценности жизни рыбака! "ПУРГА" ЗАСТРЯЛА А как там все-таки с “Пур гой 44 и спасателями? Действи тельно, экспедиция с января перешла под юрисдикцию АО “Севрыба44. Почти в полном со ставе с прежним руководителем Н. Азаренко “переехала 44 на жи тельство сюда же, на первый этаж управления. Практически отряд остался единственным на все СНГ, как здесь говорят то ли с гордостью, то ли с горькой иро нией. Действительно, пояснили редакции, очень проблематично со сроками рейсов и заходами в ' родной порт. Срочный, хотя и не урочный заказ не передашь ана логичной (увы, распавшейся) службе другого бассейна, тем бо лее не бросишь, коль уж взялся за буксировку... А о местонахож дении судна и какую-то другую ориентировочную информацию можно получить по прежнему те лефону 7-72-60. Экипаж “Пур ги 44 неприятно застрял в Дании, потом ему предложили заказ, но большинство настояло на возвра щении в родной порт. Так что долгожданная встреча - вот она. А на дальнейшее - остается лишь верить, что и здесь дело наконец наладится. * * * А ты как полагаешь, чита тель? Тебе кажется важнее тема заработка на л ю б ы х усло виях? Или требует продолжения разговор о ж и з н и ? Или об архисложном переплетении про блем кошелька и жизни? Публикацию подготовила Ольга ДМИТРИК . Ж S f f g ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz