Рыбный Мурман. 1994 г. Апрель.

4 № 13 (4509) 1 - 7 апреля 1994 года В год Собаки - жизнь собачья МОРЕ - НЕ В РАДОСТЬ “ . . . Иногда я поговариваю, что пора бросить море, и муж всякий раз обещает, что это “ са­ мый последний р е й с Н о сама- то я хорошо знаю - все это только разговоры, он не может жить без моря. Нет, я пишу не с целью пожаловаться на тради­ ционные трудности жены-моряч­ ки. Впрочем, попробую по порядку. И прежде рейсы выпадали не короткие, от 4 до 6 месяцев. Но мы твердо знали, что по оконча­ нии будет встреча, экипаж вер­ нется в Мурманск Захотел моряк - через несколько дней опять уйдет в рейс, а устал или что-то случилось дома - мог взять от­ пуск Последние лет пять мы не видимся с мужьями по году и больше. Заменят экипаж где-ни­ будь в Новороссийске, и стоит там судно 5-6 месяцев без топли­ ва, наконец отправляется еще на полгода в рейс... Знают ли сами члены экипажа, когда и где бу­ дут меняться, сколько стоять без возможности встретиться с семьей и сколько ходить? Но их жены точно об этом нигде уз­ нать не могут, будто суда стали засекреченными. Особенно после отделения отряда спасателей от иСеврыбхолодфлотаи. В дислока­ ции иПургаи не упоминается, в справочных от нас отмахивают­ ся. Я уж не говорю, что наши письма моряки получают, когда... приходят домой. Если хотят вы­ слать заработанное семье, то выложат тысяч 60 за перевод, то есть, считай, один месяц рейса работают бесплатно. Если возь­ мешь доверенность на получение каких-то его денег, находишься с ней и наплачешься. Не уверена, что можете чем- то нам помочь, но все же наде­ юсь. Только прошу фамилию не указывать, чтобы муж не попал под сокращение за естественный запрос жены... М. И. г. Мурманск “ ЩЕЛКАЮТ ЗУБАМИ В прежние годы загранрейсы (с заходом в инпорт) были вож­ деленной, но редкой перспекти­ вой. Сейчас проще. Но теперь администрация флотов совсем уж без оглядки нарушает Положе­ ние о максимальных сроках не­ прерывного пребывания экипажа в море, ослаблен контроль за со­ блюдением технологических ре­ гламентов и требований безопасности труда. Стали более частыми ЧП с пошатнувшейся психикой моряков, порой с самой трагической развязкой на глазах у товарищей. За минувший год 8 моряков Северного бассейна во время рейса покончили счеты с жизнью. По представленному в Комитет по рыболовству РФ ана­ лизу за 1993 год видно, что пе­ ребор в 10-60 суток сверх утвержденных сроков длительно­ сти рейса стал повсеместным яв­ лением. Так, экипаж т /х “Тереховск 44 “Востоктрансфло- та“ не видел берега 260 суток при максимуме для данного типа судов 165 суток. У экипажа БМРТ “Малая Земля“ возник конфликт с хозяином - “Ново­ российск рыбпромом“ : рейсовое задание в 153 суток было про­ длено еще на... 4 месяца. Аргу­ мент администрации - норматив Минрыбхоза нам не указ, потому что самого министерства уже нет. Приказ МРХ и прежде кон­ тролировался только по линии профсоюза, но все же контроли­ ровался. И нарушения, конечно, тоже бывали. В днях. А теперь в месяцах. Некоторые отцы-коман­ диры для перестраховки заруча­ ются “согласием “ экипажа. Например, в Находкинской базе рыбфлота у моряков собрали подписи о согласии на продление рейса на 25 суток, это не огра­ дило от несчастья - самоубийства матроса за двое суток до оконча­ ния рейса. В рыбацко-чиновных верхах обсуждалась возможность эконо­ мического регулирования сроков плавания, но здравая инициатива не всем пришлась по вкусу и бы­ ла отвергнута. Предлагалось рез­ ко повысить расценки за рыбодобычу в сверхнормативные дни рейса, увеличить суточные, валютные выплаты, предусмат­ ривать дополнительные дни к от­ пуску. В этом случае моряки знают, за что именно рискуют здоровьем. А администрация, подсчитывая грядущие “перепла­ ты44, не станет слишком зары­ ваться с продлением сроков рейса. В 1991 году в “Севрыбу 4 было представлено любопытней­ шее социологическое исследова­ ние В. Кудрявцевой об экологии рыбацкой профессии, с красно­ речивыми выкладками и дельны­ ми рекомендациями. Сотни брошюр осели в ОТиЗах, до эки­ пажей не дошли, автору цинично пояснили, что рыбакам “этого лучше не знать44. Далекий от моря человек мо­ жет сказать, дескать, 1 0 суток сверх рейса - мизер, не стоит речь вести. Такого могут впечат­ лить упоминавшиеся 60 суток, 4 месяца и т. п. А мне запомнилось замечание из разговора с ветера­ ном 44 Карелрыбфлота 44 В. Бабу- ро. - Удивительное дело! Когда экипаж узнает о сроке рейса (любом - месяц или пять меся­ цев) , у моряков как будто часо­ вой механизм включается именно на этот срок. Любая за­ держка потом чревата срывом. Еще если задержка на переходе из-за шторма, то легче. А скажи, что просто так задерживаемся половить, обязательно отрица­ тельная реакция наступает. По­ мню, еще в годы “рапортования 44 к красным датам один капитан загорелся идеей задержаться на промысле. “Представляешь, - мечтал он, - будет на три дня длиннее самого длинного рей­ са!44. И ведь могли в то время по­ хвалить - наградить за ударный рапорт! Прошлой весной профком трал- флота разбирался с конфликтом буфетчицы Л. Онипко и команди­ ров БАТ “Алексей Генералов44. Это могло бы послужить темой са­ мостоятельного разговора, но сегод­ ня возьму только один штрих из претензий морячки. - На рыбаков в сутки положе­ но по 35 центов на культпрог- рамму. В целом это все-таки сумма. На собрании старпом за­ явил: “На эти деньги не разгу­ ляешься на берегу, давайте лучше видик купим, всему эки­ пажу удовольствие44. И вот сколько я хожу в море, всегда на культденьги покупаются видики, а на судах все равно торчат ста­ рые “Рекорды 44 и “Горизонты44. Но новый экипаж опять агитиру­ ют за видик... Один вопрос - ку­ да деваются те покупки? Другой - очень тяжело видеть, как каж­ МЫ УСТАЛИ. Фото В ладим ира НИСЕНБАУМА. дый день (если окажемся на рей­ де) руководство съезжает на бе­ рег, а сотни рядовых щелкают зубами на борту, хотя тоже хоте­ ли бы не столько “разгуляться44, сколько просто почувствовать на несколько часов живую землю под ногами! ТРУД НА ИЗНОС - Совершенно правильный ак­ цент, - поддержал логику рас- суждений главный технический инспектор труда обкома профсо­ юза мурманских рыбаков П. Ива­ ненко. - Почувствовать живую землю под ногами - это не при­ хоть, а важнейшая для здоровья моряков потребность. Кое-кто ис­ поведует теорию полной адапта­ ции моряков к кораблю. Но это кабинетное измышление противо­ речит практике и научным ис­ следованиям. У рыбаков огромны психологи­ ческие перегрузки: тяжелый фи­ зический труд в условиях ограниченного пространства и не­ изменного круга общения, эмо­ ций. Моряк не уходит после вахты домой, к другим людям, к другим впечатлениям. Опреде­ ленная психологическая статика требует такого напряжения ду­ шевных сил, что не всякий вы­ держивает, - срыв может выразиться в скандале, в зло­ употреблении алкоголем, в по­ пытке вообще уйти из мира сего. И уже не имеет значения, что по­ служило толчком - резкий выго­ вор командира, худой слух о доме или случившаяся не вовремя бо­ лячка. Но еще более важно, что вся эта моряцкая жизнь проходит в условиях постоянной (не моряку очень сложно представить именно постоянной) качки, шу­ ма, вибрации, магнитных излуче­ ний и других вредных факторов. Я познакомился с любопытными исследованиями, из которых при­ веду только один пример. В над­ водной атмосфере скорость распространения волн иная, чем над сушей. Так вот человеческий организм менее страдает в собст­ венно шторм (когда мобилизуют­ ся ресурсы на активное противостояние стихии), чем в его преддверии. Ультразвуковое воздействие за 2-3 дня до шторма сбивает ритм функций организ­ ма. Представьте: шторм с востока прошел стороной, просто зацепи­ ло волнами ультраизлучений. Че­ рез неделю закрутило западнее и опять стороной... И так изо дня в день организм, даже не осязая настоящего шквала, постоянно в противоречивых вибрациях и лу­ чевых вихрях. Именно еще поэ­ тому моряку время от времени жизненно необходимо сходить на берег, на землю, где рожден: что­ бы все его внутренние системы обрели прирожденную стройность реакций. Как время от времени приходится “лечить 44 компас по­ сле магнитных перегрузок. Толь­ ко гораздо сложнее. Но КЗоТ не определяет вари­ антов конкретной защиты моря­ ков в данном аспекте. У нас вообще не разрабатывалась эко­ логия любых профессий, лишь поощрялся труд на износ за оп­ лату прожиточного минимума. А многолетний анализ самых раз­ личных ЧП на флоте упорно за­ ставляет связывать их причины не только с фактическими трудо­ затратами собственно промысла (траление, шкерка, обслужива­ ние механизмов судна), но и с длительностью пребывания чело­ века в специфических диском­ фортных условиях. За исходную единицу брали размер судна как показатель ус­ тойчивости, комфортности усло­ вий труда и отдыха. Для транспортов, плавбаз, супертрау­ леров максимальный срок пре­ дусмотрен в 165 суток, для БМРТ - 150, СРТ - 135 и т. д. с оговор­ ками и исключениями. Но во вся­ ком случае указывалась обязательность на 80-е, 1 0 0 -е сутки выхода экипажа на “жи­ вую землю44. Увы, это не всегда соблюдает­ ся. Кого и что в этом винить? Не­ брежение государства к здоровью конкретного человека труда? Пе­ рестройки всех сторон жизни об­ щества, в которых на многое не хватает сил и средств? Злоупот­ ребления или безответственность флотских администраторов? Не­ знание рыбаками собственных прав и неумение защищать их? Ведь благодаря рыбацкому профсоюзу, который защищал и защищает рыбаков, идет процесс улучшения быта тех, кто в море и на берегу. Благодаря председателю обкома профсоюза Ю. В. Макарову, который бьется за права рыбаков, многое меняет­ ся. А на флотах? И хорошо, что газета внесла в повестку дня эту специфическую проблему. Надо же в круговерти забот о заработ­ ке, прибыли помнить и о само­ ценности жизни рыбака! "ПУРГА" ЗАСТРЯЛА А как там все-таки с “Пур­ гой 44 и спасателями? Действи­ тельно, экспедиция с января перешла под юрисдикцию АО “Севрыба44. Почти в полном со­ ставе с прежним руководителем Н. Азаренко “переехала 44 на жи­ тельство сюда же, на первый этаж управления. Практически отряд остался единственным на все СНГ, как здесь говорят то ли с гордостью, то ли с горькой иро­ нией. Действительно, пояснили редакции, очень проблематично со сроками рейсов и заходами в ' родной порт. Срочный, хотя и не­ урочный заказ не передашь ана­ логичной (увы, распавшейся) службе другого бассейна, тем бо­ лее не бросишь, коль уж взялся за буксировку... А о местонахож­ дении судна и какую-то другую ориентировочную информацию можно получить по прежнему те­ лефону 7-72-60. Экипаж “Пур­ ги 44 неприятно застрял в Дании, потом ему предложили заказ, но большинство настояло на возвра­ щении в родной порт. Так что долгожданная встреча - вот она. А на дальнейшее - остается лишь верить, что и здесь дело наконец наладится. * * * А ты как полагаешь, чита­ тель? Тебе кажется важнее тема заработка на л ю б ы х усло­ виях? Или требует продолжения разговор о ж и з н и ? Или об архисложном переплетении про­ блем кошелька и жизни? Публикацию подготовила Ольга ДМИТРИК . Ж S f f g ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz