Рыбный Мурман. 1994 г. Апрель.

4 З О О С № 14 (4510) 8 - 1 4 апреля 1994 года > 0 0 0 0 0 O C X Конфликтная ситуация ВЕРНИТЕ НАС НА РОДИНУ! “Мы, члены экипажа БМРТ “Василий Адонкин“ , принадле­ жащего АООТ “Мурманрыб- пром“ , обращаемся к вам с просьбой о помощи...“ Так начинается обращение моряков траулера к руководству “Мурманрыбпрома“ , админист­ рации области, облсовпрофу, облздравотделу и средствам массовой информации. Кроме того, направлена радиограмма в посольство России в Дании. От имени экипажа письмо подписа­ но капитаном-директором В. В. Бездольным. В обращении излагаются причины, вызвавшие этот “крик души“ . БМРТ “Василий Адонкин“ был передан в аренду ТОО “Тамвик“ в мае прошлого года на 10 месяцев. После ко­ роткого рейса судно встало в ремонт в порту Скале на Фа­ рерских островах. Предполага­ лось, что ремонт займет не более трех месяцев. 2 0 ноября ремонт был закончен, судно подготовлено к рейсу. “Но и сегодня, 14 марта 1994 года, судно и экипаж на­ ходятся в Скале под негласным арестом в связи с тем, что ТОО “Тамвик“ не может или не хо­ чет оплатить верфи сумму ре­ монта. Продолжительность рейса уже составила 260 суток, что превышает все допустимые медицинские и человеческие нормы. Экипаж брошен на про­ извол. Валюта не выплачивает­ ся на протяжении всего рейса, заработная плата в рублях вы­ дается семьям в виде авансов крайне нерегулярно. Экипаж в полном смысле обнищал, нет возможности купить мыло, зуб­ ную пасту, носки, нижнее белье. В связи с тем, что ТОО “Тамвик“ не оплачивает счета зарубежным фирмам, последние вынуждены отказать нам в при­ обретении продуктов питания. Почему мы так долго молча­ ли? До последнего дня директор “Тамвика“ В. В. Купцов убеди­ тельно просил экипаж подо­ ждать и потерпеть, т. к. это временные трудности и вот-вот все решится. Время показало, что все обещания В. В. Купцова - сплошная ложь и обман эки­ пажа. С его стороны абсолютно ничего не делается для измене­ ния ситуации в лучшую сторо­ ну. Просим вас принять участие в нашей судьбе и оказать воз­ действие на ТОО “Тамвик“ по выплате экипажу валюты за период рейса, оплате счетов за ремонт судна и возвращению экипажа на Родину “ . КАК ДЕЛО БЫЛО? Генеральный директор ТОО “Тамвик“ В. В. Купцов и мор­ ской директор В. М. Горохов объяснили мне ситуацию. Дело было так. “Василий Адонкин“ - судно старое. Когда брали его в арен­ ду, знали, что предстоит ре­ монт. Заключили договор с одной инофирмой о том, что она оплачивает ремонт и обеспечи­ вает валютой экипаж, а ее рас­ ходы по окончании ремонта судна будут возмещаться по­ ставками рыбопродукции, то есть предполагалось совместное использование траулера. Однако партнер “Тамвика“ оказался несостоятельным, а проще - непорядочным: отка­ зался от подписанного им же договора. Держать собственную валюту на Западе мы не имеем права. Поэтому сразу начали тальным подтверждением зам. генерального Е. Г. Павлов­ ский) . “СОБАКА ЗАРЫТА4 В МАШИНАХ Год назад у капитана в “Мурманрыбпроме“ оклад был 54 тыс. рублей. С 1 января - вдвое больше. Сколько из этой суммы можно брать аванса? Не­ которые жены (фамилии не хо­ чу называть. - И . Б .) получали по 250-300 тысяч несколько раз. Продуктами экипаж обес­ печивался в ассортименте, счета приходят регулярно каждый ме- б е с к о н е ч н ы й р е й с поиск другого партнера. Поступок же этого господина, с которым мы заключали договор, поставил на­ шу фирму на грань краха. Вдоба­ вок верфь затягивала представление счетов за ремонт. А когда счета поступили в Мур­ манск, оказалось, что их сумма значительно превышает расчет­ ную. Руководство верфи заявило, что пока не будут оплачены все счета, судно будет стоять у при­ чала. С немалыми трудностями нашли нового партнера - крупную датскую фирму. И тут - новая беда: кто-то из управления “Мурманрыбпрома“ “обрадовал “ экипаж радиограммой: аренда судна заканчивается 8 марта, то есть оно становится вроде как бесхозным и судьба его неопреде­ ленна. Иностранный партнер в шоке: ничего себе русские! Здесь руководство “Тамвика“ путем прямо-таки героических усилий и коммерции не только справилось с арендной платой, но и добилось наконец подтвержде­ ния своего права на владение судном (в договоре об аренде это условие фигурировало, но кто же не знает, как выполняются у нас договора!). И тогда “Тамвик“ подтвердил иностранной фирме, что “Василий Адонкин“ отдается ей в бербоут-чартер, вернее в тайм-чартер. Инофирма выплачи­ вает валюту верфи и экипажу, который, в свою очередь, должен “отработать “ определенную сум­ му. Почему было поставлено та­ кое условие? Наглядевшись на все перипетии ремонта, на разно­ го рода заморочки типа непонят­ ной радиограммы, да вдобавок нежданно-негаданно “забастовал “ экипаж, вернее половина его, от­ казываясь выходить в трехне­ дельный рейс, - как должен вести себя иностранный партнер? Есте­ ственно, он считает нужным обес­ печить себе гарантии, что не понесет убытков. ЖЕНЫ А для меня эта история нача­ лась со звонка жены моряка БМРТ “Василий Адонкин“ , кате­ горически отказавшейся назвать свою фамилию. Но она заверила меня, что просит меня помочь от имени нескольких жен моряков. Я пошла в “Тамвик“ , услыша­ ла историю “Василия Адонкина“ , посмотрела документы. Генераль­ ный директор был тогда в коман­ дировке, но управляющий В. С. Топчиев заверил, что на следую­ щей неделе судно выйдет из Ска­ ле, а жены получат в фирме dareidi . в?о _ IDOY AHftiarvfk F 0 R O Y A R F a ro e Isles деньги. Я сообщила обо всем своей телефонной собеседнице. И тут пришел тот факс, кото­ рый я цитировала в начале этого материала. Снова пошла в “Там- вик“ , беседовала с В. В. Купцо­ вым. Снова мне разъяснили ситуацию. И пока я раздумывала, писать обо всем этом или не пи­ сать, мне опять позвонила та женщина: “Мы идем в “Тамвик“ . Да, группа жен. Позвали журна­ листов радио, телевидения, газет. Просим, чтобы и вы...“ Трудно передать словами то, что происходило в фирме 25 мар­ та. Женщины, а их было человек 1 0 - 1 2 , кричали, перебивая друг друга, не слушая никаких объяс­ нений представителей “Тамги- к а“ . Кто-то из них твердил, что их постоянно обманывают и сей­ час тоже врут. Кто-то со слезой в голосе кричал: “Наши мужья го­ лодают, они стали совсем нищи­ ми “ . В общем, шум, гам, ничего не понять. В итоге они ушли, злые, не удовлетворенные объяснениями. Кто-то из них пригрозил фирме прокуратурой. Остались две жен­ щины. Мягко, спокойно стали расспрашивать морского директо­ ра В. М. Горохова о житье-бытье своих мужей. И Виктор Матвеевич им рас­ сказал (ему помогал докумен­ сяц. Вот, пожалуйста, в феврале кроме мяса, кур, печени, яиц и так далее им доставили 36 ба­ нок кофе, манговый чай, свежие помидоры и огурцы. Это голод? Пока была возможность вы­ плачивать экипажу валюту, они ее получали, плюс стивидор­ ские, плюс за вывод камбуза. Многие моряки купили автома­ шины, некоторые по две. Фирма платит валюту моря­ кам в гораздо больших разме­ рах, чем на флотах. Но раз иностранный партнер потребо­ вал выполнения его условий, что же теперь делать? Надо их принять. Долго ждали, осталось чуть-чуть. Предлагали экипажу выле­ теть самолетом - отказались: а как быть с автомобилями? И сейчас вся эта история, весь конфликт из-за того, что идти в рейс надо, оставив машины на берегу. А вдруг туда не вернут­ ся? Но, согласитесь, это их, мо­ ряков, проблемы, а не “Тамви- ка“ . Сейчас судном командует иностранный партнер по зако­ нам своей страны. Разумеется, его не тревожат, никакие личные проблемы экипажа. Не хотят выходить в рейс - выведут на рейд, и стойте хоть 1 0 0 лет без снабжения, без ничего ДОБРОЕ СЛОВО О ДОБРОЙ ФИРМЕ Виктор Владимирович Куп­ цов, отвечая на мои вопросы по конфликтной ситуации, коснул­ ся и целей собственной фирмы. - Главная наша задача - сбить цены в городе на продук­ ты питания, чтобы хоть немного облегчить жизнь мурманчанам. Мы - конкуренты сельскому хо­ зяйству области. Генеральный директор посе­ товал, что у фирмы нет собст­ венного магазина и часто приходится отдавать привезен­ ное на реализацию или посред­ никам, а это означает неизменную “накрутку“ на це­ ну. Дабы осуществить свои до­ брые замыслы, “Тамвик“ ведет продажу с машин или мелким оптом по ценам, чуть не вполо­ вину меньшим, чем в магазинах города. Дорожа честью фирмы, работники “Тамвика“ закупают только высококачественный то­ вар, только с сертификатом Госстандарта России. “Неувя- зочка“ , мягко говоря, с публи­ кацией в одной из наших газет по поводу куриных окорочков, не выдерживает критики. Но речь не о том, а вот о чем: “Тамвик“ продавал их по очень низким ценам, а ветеранам (по спискам) даже и доставлял. Це­ лую машину продуктов и кон­ сервов привез в Дом ребенка совершенно бесплатно, там только в получении расписа­ лись. А скоро за рубежом, но неда­ леко от границы, будет работать купленная “Тамвиком“ фабри­ ка по производству молочной продукции из натурального мо­ лока с длительным сроком хра­ нения. Там будут работать русские. Цены на эту продук­ цию опять же будут очень низ­ кими. Знайте, что самый дешевый сахар, самые недорогие консер­ вы, напитки - это все закуплено и доставлено “Тамвиком“ . КТО ПРАВ, КТО ВИНОВАТ? Наверное, жены моряков, звонившие мне, называвшие ме­ ня “заступницей моряков “ , бу­ дут разочарованы: экипаж я не вернула, руководство “Тамви- ка“ не отдала под суд и т. д. Женщины правы: нельзя так долго держать экипаж вдали от Родины, от дома. Нельзя быть в неведении, когда же... Трудно без мужа. Все понятно. Права и фирма “Тамвик“ хотя бы в том, что делала все возможное, чтобы изменить си­ туацию. Все возможное! Но что поделаешь, если у нас такие законы, запрещающие все и вся. Нельзя валюту, чест­ но заработанную, держать за рубежом. Нельзя женам поехать на свидание (за счет фирмы - так нет средств). Много чего нельзя. Можно понять и моряков. 10 месяцев одни - конечно, психи­ ка не та. И они, звоня домой, “накручивают “ : ложек-мисок нет, того-сего нет. Любящее женское сердце взрывается: как так, любимый страдает от обез­ доленности! Но как бы там ни было, ин­ цидент, похоже, исчерпан. Суд­ но наконец выходит в рейс. Инна БЕРЕЗЮК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz