Рыбный Мурман. 1994 г. Апрель.
12 № 13 (4509) 1- 7 апреля 1994 года Русский православный месяцеслов Имя четвертого месяца года “априлий“ - латинское, от глагола “открывать", то есть оно указывает нам на начало весны. Древние русичи называли апрель “березозолем" и “цветенем“. В апреле-1994 для православных людей продолжается Великий пост, предше ствующий Светлому Христову Воскресению - Пасхе, которая нынче приходится на 1 мая. В данном месяцеслове упоминаются имена далеко не всех святых, чью па мять Церковь чтит в тот или иной день. Названы имена лишь некоторых, тех, о ком есть возможность сообщить небезынтересные для массового читателя све дения. * * * 1/IY - Мучеников Хрисанфа и Дарии. Священномученица Дария в народе называлась Грязною Пролубницею (Порубницею), о ней говорили: “Дарья - засори пролубы (проруби)1*. Такое прозвище дано потому, что при оттепели в речных прорубях, где поили скот и мыли белье, заводилась грязь. 2/IY - Мученицы Фотины (Светланы) самаряныни. Поминовение усопших. Священномученица Фотиния Самарянка у простого народа считалась це лительницею от лихорадки. Иные люди выписывали на листок бумаги тро парь св. Фотинии и давали больному носить этот листок на шее три или девять дней, после чего заставляли его проглотить записку или, сожгя ее на страстной свече, съесть оставшийся пепел. 3/IY - Неделя 3-я Великого поста. 4/IY - Священномученика Василия, пресвитера Анкирского. Св. Василия в народе называли Теплый и Солнечником. Восход в этот день солнца в красных кругах обещал плодородие. 5/IY - Преподобномученика Никона и 199-ти учеников его. 6 /IY - Преподобного Захарии монаха. 7/IY - Благовещение Пресвятой Богородицы. Предки наши говорили, что Благовещенье - самый большой у Бога праз дник, в этот день, как и в Пасху, даже грешников в аду не мучат. Считалось тяжким грехом на Благовещенье браться за какое-либо дело. 8 /IY - Собор Архангела Гавриила. На Украине этот день был известен под названием “благовестник“, так как именно св. архангел Гавриил благовестил Деве Марии зачатие Спасите ля. 9/IY - Мученицы Матроны Солунской. Св. Матрона называлась в народе Настовицею, так как оттаявший днем снег, прихваченный утренним морозцем, позволял ходить по насту. 10/IY - Неделя 4-я Великого поста. 11/IY - Мученика Марка, епископа Арефусийского. 12/IY - Преподобного Иоанна Лествичника. Это имя дано подвижнику Иоанну за сочинение иЛёствицаи, в котором в тридцати главах представлено восхождение к духовному совершенству. Рус ские люди в этот день приготавливали хлебные печенья, которые убирали тестяными перекладинами, называя их попросту лестницами или лесенками. По обычаю печенье это освящалось в церкви. 13/IY - Священномученика Ипатия, епископа Гангрского. Этот чудотворец почитался в народе исцелителем бесплодия. 14/IY - Преподобной Марии Египетской. О ней в народе говорили: “Мария - пустые щи“, давая этим знать, что истощился годовой запас капусты 15/IY - Преподобного Тита чудотворца. 16/IY - Преподобного Никиты исповедника. 17/IY - Неделя 5-я Великого поста. 18/IY - Мученика Феодула чтеца. В народе он слывет под именем Теплого и Ветренника. Простолюдины говорили: мСвятой Федул тепляком подул". 19/IY - Святителя Евтихия, архиепископа Константинопольского. 20/IY - Преподобного Георгия исповедника. 21/IY - Апостолов Иродиона, Руфа и иже с ними. Св. Иродион, попросту Родион, известен под именем Ледолома. О св. Ру- фе крестьяне говорили: “Со дня Руфы земля рушится1, намекая на оттаива ние почвы, которая начинает кормить травы 22/IY - Мученика Евпсихия. 23/IY - Лазарева суббота. Воскрешение православного Лазаря. 24/IY - Неделя 6 -я Великого поста (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим. Священномученика Антипы. Народ почитал его как целителя различных болезней, в первую очередь утешителя зубной боли. Вот одна из молитв св. Антипе: “Моление приношу тебе, помолися о мне грешном ко Господу Богу об отпущении грехов моих, и от неутешимых зубных болезней избави меня молитвами, святе, твоими“. 25/IY - Страстная седмица. Великий Понедельник. Преподобного Василия, епископа Парийского. Простолюдины на Руси говорили: “Василий Парийский землю парит“. 26/IY - Великий Вторник. Мученицы Фомаиды Египетской. Этой угоднице полагается молиться от блудной страсти. Мученица Фо- маида решила лучше умереть, нежели нарушить обязанности супружеской верности. 27/IY - Великая Среда. Святителя Мартина исповедника, папы Римского. Угодник этот известен в народе под именем Лисогона. Оттого, что в этот день лисицы обычно переселялись в новые норы, на них нападала ку риная слепота, и охотники легко брали добычу. 28/IY - Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери. Апостола Пуда. Осматривая пасеки, сельские жители в этот день говорили: “На день свя того Пуда вынимай пчел из-под спуда“. 29/IY - Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Мученицы Ирины. Она слыла у крестьян под именем Рассадницы, так как в этот день хозяй ки сеяли капусту для рассады 30/IY - Великая Суббота. Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого. Русские люди считали его хранителем пчел и называли Зосимой Пчельни ком. БАЗИЛИКА БЛАГОВЕЩЕНИЯ Вдвадцатый год правления императора Ав густа в маленьком галилейском городе Наза рете юная дева услышала слова: “Ты родишь сына и наречешь ему имя Иисус... “ Эту бла гую весть возвестил Деве Марии архангел Гавриил. Это событие мы и празднуем в день Благовещения. Нынешний Назарет - обычный арабский городок, состоящий из небольших белых до мов. расположенных на узких кривых улицах, опоясывающих холмистую возвышенность. Зеленый и пыльный, изнывающий от жары город с мусульманскими мечетями и криками муэдзина. Но именно в галилейском Назарете проходила земная жизнь Спасителя. Этот го род полон святых мест. Главная из них - древ ний грот, в котором, по преданию, жили Иосиф и Мария с Богомладенцем. Над тем гротом сегодня возвышается католическая ба зилика Благовещения, принадлежащая орде ну францисканцев. Во дворе храма, на окружающей его стене, помещены несколько десятков майоликовых досок с молитвой к Бо- жией Матери. Они выполнены на разных язы ках, в том числе на русском и украинском. А на сам святой грот, вернее, на вход в него, можно взглянуть лишь издали - туристов-па- ломников к нему в обычные дни не допускают. На снимке: базилика Благовещения в На зарете. 2 4 \ З О Л О Т Ы Е В О Р О Т А Воскресенье после шестой недели Вели кого поста называется Вербным - это праз дник в память ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ. Тогда народ с пальмовыми ветвями встречал и приветствовал Спаси теля криками “Осанна сыну Давидову! “ , а через несколько дней на тех же улицах беснующаяся толпа орала “Распни его!“ , бросая камни в ведомого на муку крестную Царя Иудейского. Иисус вошел в Иерусалим через Золо тые ворота, которые находятся в восточной стене городского кремля и обращены к Иосафатовой долине и Елеонской горе. При завоевателе Иерусалима халифе Омаре в 636 году Золотые вороты были замурованы. Мусульмане решили таким образом сде лать неудобоисполнимой народную легенду о том, что через эти именно ворота войдет христианский победитель ислама. И по се годняшний день ворота замурованы, и ис лам, как мы видим, находит все больше и больше последователей. На снимках: вход Господень в Иеруса лим (с греческой иконы); Золотые ворота старого Иерусалима. БЛАГОДАТНЫЙ огонь В Великую Субботу перед Пасхой в иерусалимском храме Гроба Господня про ходит церемония обретения благодатного огня. Эта церемония совершается уже на протяжении многих веков. Вот как описы вает ее один из российских паломников XIX века: “Храм освещен несмотря на ясный сол нечный день. Глаза всех устремлены на богато разукрашенную Кувуклию, вход в которую запечатан еще накануне... Там не осталось и следа земного огня; все много численные лампады у Гроба Господня по тушены в ожидании ниспадения огня небесного. Около часа пополудни с большой таин ственностью является патриарх, а с ним масса духовенства... Является армянский патриарх со своим клиром. Около часа продолжается служение у Кувуклии, вок руг которой оба патриарха совершают тро екратный обход. ...Храм уже наполнился странным кри ком, смятением; волнение уже начало все сильнее и сильнее захватывать наэлектри зованную толпу, когда из окошечка Ку вуклии справа показался огонь, который патриарх на пуке свечей выдавал народу... Все бросились к источнику священного ог ня. С быстротой пороховой нитки обежал священный огонь волнующую толпу, и ми нуты через 2-3 уже вся церковь пыла ла... “ Согласно древней традиции, огонь, полученный в Великую Субботу на трид- невном ложе Искупителя, поддерживается в храме целый год. Русские паломники, как и остальные богомольцы, бережно со храняли благодатный огонь и в особых фо нарях вывозили его на родину. Нынче этот огонь в самолете доставляется в Европу и разливается по храмам Запада - эта тра диция в первую очередь католическая. А тот, кто был в Иерусалиме у Гроба Гос подня, видел, наверное, у входа в храм чуть ли не расщепленную надвое, как су хое дерево, мраморную колонну. Говорят, что однажды за грехи людские благодат ный огонь возник не в Кувуклии, а у вхо да, повредив каменные ворота... IJV* Страницу подготовил Виктор ГЕОРГИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz