Рыбный Мурман. 1993 г. Январь.
4 СТР- РЫНОК : воспоминания О будущем «РЫБНЫЙ МУРМАН» 29 января 1993 года * Перспектива Северного бассейна - Владимир Петрович , зачем Северному бассейну новые заботы , ведь прибрежный про мысел , наверное , деля непростое? - Прибрежный лов сегодня необходим. На чнем с того, что дорогостоящее топливо увели чивает цену рыбы. Большое судно - траулер - большие расходы топлива. Стало быть, используя на прибрежном промысле небольшие суда, мы таким образом снижаем стоимость рыбы. - Конечно. Не надо сжигать т опливо на дальних переходах, на многодневный поиск, на сами траления. Так, может, вообще отка жемся от больших судов? - Нет, необходимо сохранить и активные ви ды промысла - траловый, кошельковый. Некото рые ученые полагают, что с помощью пассивных орудий лова - яруса, сетей, ставных неводов - мы сможем добывать до 210 тысяч тонн рыбы. Я не согласен с ними, думаю, вылов составит око- с фирмами, которые могут стать нашими партне рами. Конечно, программа обширная, на ее осуще ствление потребуется не один год. - Так, может , лучш е заказать сейчас н о вые суда на верфях России и СНГ? - Заказать-то можно, да не все судовладель цы располагают необходимыми суммами. - Владимир Петрович, насколько я знаю, добыча беспозвоночных, в частности , мор ских ежей, ведется водолазами . - Да, есть и такой способ, но будем исполь зовать ставные ловушки. Конструкция их извест на, а изготовить может любой механический завод. - Конверсия нам не поможет? - Нет. - Мы еще не касались вопроса о марикуль- туре. с дедовским опытом- В XXI ВЕК О проблемах возрождения прибрежного промысла рыбы нашему коррес понденту рассказывает заместитель директора по производству АО “Севры ба” В. П. TOPOXOB. ло 30 тысяч тонн. Но, согласитесь, и это - весо мая прибавка. Хотя, видимо, даже эта цифра в первые годы нереальна. - Иными словами , мы возвращаемся в 30-е годы. - Да, но на качественно новом уровне. На пример, ярус сегодняшний (фирмы "Мустад") не сравнить с тем, которым работали тогда поморы: ныне это - сложное компьютеризированное ав томатическое оборудование. Более механизиро ван теперь и сетной лов. - Но ведь уже сейчас ярусным ловом зани маются многие. - В Беломорской базе гослова, “Севрыбпром- разведке", мурманские и архангельские рыбаки- колхозники. Но, переоборудуя суда под ярус, ру ководители флотов рассчитывали промышлять в дальних районах. Например, суда "Севрыбпром- разведки" вели лов клыкача в АЧА, причем весь ма успешно. Но там квота небольшая, держать возле Антарктики много судов в нынешних усло виях невыгодно. - Так надо перевести их в Баренцево море. - Ну, это дилетантский подход. Нужны спе циально оборудованные суда для работы у на ших берегов... - Суда дорогие? - Будут использоваться мотоботы, которые не могут уходить далеко от берегов, сейнеры, др у гие маломерные суда. Я еще не сказал, что выход на качественно новый уровень прибрежного промысла включает в себя добычу беспозвоночных, морских ежей, голотурий - те и другие являются ценнейшим сырьем для фармацевтической промышленности, морского гребешка, а также морских водорос лей. Добыча гребешка ведется и сейчас, но это - активный промысел. А если мы всерьез трево жимся об экологии Баренцева моря, то должны отдать предпочтение пассивным орудиям лова. - Значит, потребуется перерабатываю щая база? - В принципе-то она есть, но опять же, каков ее уровень? Поэтому уже сейчас существует долгосрочная программа развития прибрежного промысла на уровне межправительственных со глашений между Россией и Норвегией. Мы со бираемся активно внедрять норвежские методы, предполагаем, что будут работать российско- норвежские экипажи. Первый из них уже ском плектован. Ведем предварительные переговоры - Здесь мы очень далеко отстали от соседей. Например, в Норвегии выращивается столько рыбы, что даже возникают проблемы с ее сбы том. Только семги там выращивают более 120 ты сяч тонн. У нас сейчас за искусственное разведение рыбы в садках, выращивание ламинарий взялись коммерческие структуры, дело сдвинулось с мертвой точки. - Владимир Петрович, как вы думаете, прибрежный промысел поможет возродить поморские села? - Вряд ли. Для возрождения прибрежных сел нужна специальная программа и огромные фи нансовые затраты. Может, развитие прибрежного промысла задержит процесс распада этих сел. А базироваться суда будут в традиционных пор тах. например в Териберке. - Всеми вопросами и проблемами при брежного промысла занимаются специали сты “ Севрыбы”? - Занимаются все или почти все предприятия Северного бассейна. “Севрыба" осуществляет организационную, координационную работу, вместе с ПИНРО ведет переговоры с Норвегией и т.д. - Итак, прибрежный промысел - это... - Экологически чистый промысел. Это - при бавка рыбопродукции. Это - получение высоко ценной продукции. Это - экономия энергоресурсов. Это - новый качественный уро вень промысла и обработки рыбы. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. ОТ РЕДАКЦИИ. О необходимости возрождения прибрежного промысла рыбы говорится уже не первый год. Но лишь в последнее время появились реальные предпосылки, чтобы от слов перейти к делу. В частности , хозрасчетной внешнеторговой ф и р мой “Морской сервис” осуществляется комплек сная программа строительства универсальных судов, способных эфф ективно работать в усло виях изменчивой промысловой обстановки. Со вершенствуются орудия прибрежного лова, крепнут взаимовыгодные экономические связи между предприятиями и организациями различ ных форм собственности , способными находить и вести промысел и переработку морепродуктов. О конкретных шагах в данном направлении ре дакция планирует рассказать в следующих но мерах газеты . * Морская быль ПОМОГЛИ ПИРАТЫ Наш ремонтно-подмен ный экипаж прилетел на Ка нарские острова, где в портовом городе Санта-Крус за пять месяцев нам пред стояло произвести ремонт и докование восьми карель ских рыбопромысловых су дов. От зари до зари труди лись наши механики, ремон тируя главный двигатель и вспомогательные механиз мы. Не отставала от них и па лубная команда, производя покраску мачт, ходовой руб ки и надводной части корпу са судна. Нам оставалось лишь произвести докование судна и передать его штат ному экипажу, который в это время находился на отдыхе. И надо же было случить ся, что именно тогда заба стовали местные докеры, а через сутки волна забасто вок докатилась и до судо верфи. Мы оказались почти в безвыходном положении. В силу сложившихся обстоя тельств нам предстояло ока заться в роли штрейкбрехеров и провести докование судов на местной судоверфи или же свернуть свою деятельность и улететь на Родину. Прошли сутки, вторые... И когда казалось, что все пропало, на борт судна с бе рега прибыл капитан и на штурманский стол молча по ложил старую морскую карту времен пиратской вольницы. Оказалось, что он посетил базар и случайно нашел вы полненную на пергаменте довольно потрепанную карту. Ценность ее была для нас велика. Дело в том, что на этом отдаленном от морских дорог острове, в небольшом порту Аресифе была распо ложена частная фирма, кото рая брала за докование судна ровно вдвое меньше, чем в Санта-Крусе. Воору жившись словарями, мы бук вально за пару часов перевели с испанского все текстовые пояснения, изучи ли очертания берега и изви листого залива, а также глубины как в самом порту, так и на подходах к нему со стороны океана. На рассвете следующих суток мы подошли к порту Аресифе и, соблюдая все меры предосторожности, на самом малом ходу, по створ ным знакам начали движе ние в незнакомый нам порт. Вскоре из-за лобастого мыс ка бойко выбежал нам на встречу портовый катер. В считанные минуты он при близился к нам, развернулся на фарватере и "с той же по спешностью направился в порт, тем самым приглашая нас следовать за ним. Этот работяга-катер поразил сво им видом: его палуба была покрыта слоем птичьего по мета, а ржавых бортов, уве рен, давно не касалась кисть маляра. В небольшой лагуне, едва успев погасить инерцию хо да. мы приняли на борт д е сант говорливых испанских швартовщиков, которые при помощи быстро заведенных на берег стальных тросов по ставили наш траулер на киль блоки и тут же начали доковой лебедкой поднимать его на слип. Одним словом, не успел выкурить очередную сигарету - и я, как старший помощник капитана, был при глашен мастером дока осмот реть подводную часть корпуса. Своим пескоструй ным аппаратом испанцы на моих глазах творили чудеса - буквально за полчаса очисти ли до блеска всю подводную поверхность корпуса. Не у с певая удивляться быстроте и высокому качеству работы, еще больше я был поражен, узнав, что весь штат этого ча стного предприятия состоит из двенадцати человек, не считая овчарки хозяина, кото рая была нашей частой го с тьей. Правда, на полставки здесь же работала миловид ная испанка, выполнявшая обязанности секретаря. Ради справедливости следует заметить, что испан цы полностью пренебрегали техникой безопасности, рабо тая на высоте без всякого ог раждения. Без поручней оказался и прислоненный к борту нашего судна стальной трап. Неподалеку от слипа сво ими башнями возвышался старинный форт. медные мортиры которого по-прежне- му были направлены в сторо ну океана. У стен крепости виднелись припаркованные легковые автомашины. Там предприимчивые испанцы у с троили ресторан. Весь вечер призывно неслась музыка, словно приглашая нас к себе в гости. Для полной ясности кар тины скажу, что таким обра зом мы сделали докование всех восьми траулеров, за паслись топливом, водой, всеми судовыми припасами, не говоря уж о том. что на промысловой площадке каж дого судна возвышался деся титонный кошельковый невод. Никто из работников слипа не потребовал от нас заполнить многочисленные акты, не надо нам было перед докованием участвовать в за седаниях, писать расписки, давать пояснения и выпол нять еще добрый десяток формальностей, которые про должают существовать на на ших мурманских судоремонтных предприяти ях. Так десять лет назад мы получили предметный урок работы предприятия в усло виях рыночных отношений, а для флота сумели сэкономить сотни тысяч испанских песет. Владимир БАБУРО, председатель совета ве теранов ББГЛ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz