Рыбный Мурман. 1993 г. Январь.

4 СТР- РЫНОК : воспоминания О будущем «РЫБНЫЙ МУРМАН» 29 января 1993 года * Перспектива Северного бассейна - Владимир Петрович , зачем Северному бассейну новые заботы , ведь прибрежный про­ мысел , наверное , деля непростое? - Прибрежный лов сегодня необходим. На­ чнем с того, что дорогостоящее топливо увели­ чивает цену рыбы. Большое судно - траулер - большие расходы топлива. Стало быть, используя на прибрежном промысле небольшие суда, мы таким образом снижаем стоимость рыбы. - Конечно. Не надо сжигать т опливо на дальних переходах, на многодневный поиск, на сами траления. Так, может, вообще отка­ жемся от больших судов? - Нет, необходимо сохранить и активные ви­ ды промысла - траловый, кошельковый. Некото­ рые ученые полагают, что с помощью пассивных орудий лова - яруса, сетей, ставных неводов - мы сможем добывать до 210 тысяч тонн рыбы. Я не согласен с ними, думаю, вылов составит око- с фирмами, которые могут стать нашими партне­ рами. Конечно, программа обширная, на ее осуще­ ствление потребуется не один год. - Так, может , лучш е заказать сейчас н о ­ вые суда на верфях России и СНГ? - Заказать-то можно, да не все судовладель­ цы располагают необходимыми суммами. - Владимир Петрович, насколько я знаю, добыча беспозвоночных, в частности , мор ­ ских ежей, ведется водолазами . - Да, есть и такой способ, но будем исполь­ зовать ставные ловушки. Конструкция их извест­ на, а изготовить может любой механический завод. - Конверсия нам не поможет? - Нет. - Мы еще не касались вопроса о марикуль- туре. с дедовским опытом- В XXI ВЕК О проблемах возрождения прибрежного промысла рыбы нашему коррес понденту рассказывает заместитель директора по производству АО “Севры ба” В. П. TOPOXOB. ло 30 тысяч тонн. Но, согласитесь, и это - весо­ мая прибавка. Хотя, видимо, даже эта цифра в первые годы нереальна. - Иными словами , мы возвращаемся в 30-е годы. - Да, но на качественно новом уровне. На­ пример, ярус сегодняшний (фирмы "Мустад") не сравнить с тем, которым работали тогда поморы: ныне это - сложное компьютеризированное ав­ томатическое оборудование. Более механизиро­ ван теперь и сетной лов. - Но ведь уже сейчас ярусным ловом зани­ маются многие. - В Беломорской базе гослова, “Севрыбпром- разведке", мурманские и архангельские рыбаки- колхозники. Но, переоборудуя суда под ярус, ру­ ководители флотов рассчитывали промышлять в дальних районах. Например, суда "Севрыбпром- разведки" вели лов клыкача в АЧА, причем весь­ ма успешно. Но там квота небольшая, держать возле Антарктики много судов в нынешних усло­ виях невыгодно. - Так надо перевести их в Баренцево море. - Ну, это дилетантский подход. Нужны спе­ циально оборудованные суда для работы у на­ ших берегов... - Суда дорогие? - Будут использоваться мотоботы, которые не могут уходить далеко от берегов, сейнеры, др у ­ гие маломерные суда. Я еще не сказал, что выход на качественно новый уровень прибрежного промысла включает в себя добычу беспозвоночных, морских ежей, голотурий - те и другие являются ценнейшим сырьем для фармацевтической промышленности, морского гребешка, а также морских водорос­ лей. Добыча гребешка ведется и сейчас, но это - активный промысел. А если мы всерьез трево­ жимся об экологии Баренцева моря, то должны отдать предпочтение пассивным орудиям лова. - Значит, потребуется перерабатываю­ щая база? - В принципе-то она есть, но опять же, каков ее уровень? Поэтому уже сейчас существует долгосрочная программа развития прибрежного промысла на уровне межправительственных со­ глашений между Россией и Норвегией. Мы со­ бираемся активно внедрять норвежские методы, предполагаем, что будут работать российско- норвежские экипажи. Первый из них уже ском­ плектован. Ведем предварительные переговоры - Здесь мы очень далеко отстали от соседей. Например, в Норвегии выращивается столько рыбы, что даже возникают проблемы с ее сбы­ том. Только семги там выращивают более 120 ты­ сяч тонн. У нас сейчас за искусственное разведение рыбы в садках, выращивание ламинарий взялись коммерческие структуры, дело сдвинулось с мертвой точки. - Владимир Петрович, как вы думаете, прибрежный промысел поможет возродить поморские села? - Вряд ли. Для возрождения прибрежных сел нужна специальная программа и огромные фи­ нансовые затраты. Может, развитие прибрежного промысла задержит процесс распада этих сел. А базироваться суда будут в традиционных пор­ тах. например в Териберке. - Всеми вопросами и проблемами при­ брежного промысла занимаются специали­ сты “ Севрыбы”? - Занимаются все или почти все предприятия Северного бассейна. “Севрыба" осуществляет организационную, координационную работу, вместе с ПИНРО ведет переговоры с Норвегией и т.д. - Итак, прибрежный промысел - это... - Экологически чистый промысел. Это - при­ бавка рыбопродукции. Это - получение высоко­ ценной продукции. Это - экономия энергоресурсов. Это - новый качественный уро­ вень промысла и обработки рыбы. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. ОТ РЕДАКЦИИ. О необходимости возрождения прибрежного промысла рыбы говорится уже не первый год. Но лишь в последнее время появились реальные предпосылки, чтобы от слов перейти к делу. В частности , хозрасчетной внешнеторговой ф и р ­ мой “Морской сервис” осуществляется комплек­ сная программа строительства универсальных судов, способных эфф ективно работать в усло­ виях изменчивой промысловой обстановки. Со­ вершенствуются орудия прибрежного лова, крепнут взаимовыгодные экономические связи между предприятиями и организациями различ­ ных форм собственности , способными находить и вести промысел и переработку морепродуктов. О конкретных шагах в данном направлении ре­ дакция планирует рассказать в следующих но­ мерах газеты . * Морская быль ПОМОГЛИ ПИРАТЫ Наш ремонтно-подмен­ ный экипаж прилетел на Ка­ нарские острова, где в портовом городе Санта-Крус за пять месяцев нам пред­ стояло произвести ремонт и докование восьми карель­ ских рыбопромысловых су ­ дов. От зари до зари труди­ лись наши механики, ремон­ тируя главный двигатель и вспомогательные механиз­ мы. Не отставала от них и па­ лубная команда, производя покраску мачт, ходовой руб­ ки и надводной части корпу­ са судна. Нам оставалось лишь произвести докование судна и передать его штат­ ному экипажу, который в это время находился на отдыхе. И надо же было случить­ ся, что именно тогда заба­ стовали местные докеры, а через сутки волна забасто­ вок докатилась и до судо ­ верфи. Мы оказались почти в безвыходном положении. В силу сложившихся обстоя­ тельств нам предстояло ока­ заться в роли штрейкбрехеров и провести докование судов на местной судоверфи или же свернуть свою деятельность и улететь на Родину. Прошли сутки, вторые... И когда казалось, что все пропало, на борт судна с бе­ рега прибыл капитан и на штурманский стол молча по­ ложил старую морскую карту времен пиратской вольницы. Оказалось, что он посетил базар и случайно нашел вы­ полненную на пергаменте довольно потрепанную карту. Ценность ее была для нас велика. Дело в том, что на этом отдаленном от морских дорог острове, в небольшом порту Аресифе была распо­ ложена частная фирма, кото­ рая брала за докование судна ровно вдвое меньше, чем в Санта-Крусе. Воору­ жившись словарями, мы бук­ вально за пару часов перевели с испанского все текстовые пояснения, изучи­ ли очертания берега и изви­ листого залива, а также глубины как в самом порту, так и на подходах к нему со стороны океана. На рассвете следующих суток мы подошли к порту Аресифе и, соблюдая все меры предосторожности, на самом малом ходу, по створ­ ным знакам начали движе­ ние в незнакомый нам порт. Вскоре из-за лобастого мыс­ ка бойко выбежал нам на­ встречу портовый катер. В считанные минуты он при­ близился к нам, развернулся на фарватере и "с той же по­ спешностью направился в порт, тем самым приглашая нас следовать за ним. Этот работяга-катер поразил сво­ им видом: его палуба была покрыта слоем птичьего по­ мета, а ржавых бортов, уве­ рен, давно не касалась кисть маляра. В небольшой лагуне, едва успев погасить инерцию хо­ да. мы приняли на борт д е ­ сант говорливых испанских швартовщиков, которые при помощи быстро заведенных на берег стальных тросов по­ ставили наш траулер на киль­ блоки и тут же начали доковой лебедкой поднимать его на слип. Одним словом, не успел выкурить очередную сигарету - и я, как старший помощник капитана, был при­ глашен мастером дока осмот­ реть подводную часть корпуса. Своим пескоструй­ ным аппаратом испанцы на моих глазах творили чудеса - буквально за полчаса очисти­ ли до блеска всю подводную поверхность корпуса. Не у с ­ певая удивляться быстроте и высокому качеству работы, еще больше я был поражен, узнав, что весь штат этого ча­ стного предприятия состоит из двенадцати человек, не считая овчарки хозяина, кото­ рая была нашей частой го с ­ тьей. Правда, на полставки здесь же работала миловид­ ная испанка, выполнявшая обязанности секретаря. Ради справедливости следует заметить, что испан­ цы полностью пренебрегали техникой безопасности, рабо­ тая на высоте без всякого ог­ раждения. Без поручней оказался и прислоненный к борту нашего судна стальной трап. Неподалеку от слипа сво­ ими башнями возвышался старинный форт. медные мортиры которого по-прежне- му были направлены в сторо­ ну океана. У стен крепости виднелись припаркованные легковые автомашины. Там предприимчивые испанцы у с ­ троили ресторан. Весь вечер призывно неслась музыка, словно приглашая нас к себе в гости. Для полной ясности кар­ тины скажу, что таким обра­ зом мы сделали докование всех восьми траулеров, за­ паслись топливом, водой, всеми судовыми припасами, не говоря уж о том. что на промысловой площадке каж ­ дого судна возвышался деся­ титонный кошельковый невод. Никто из работников слипа не потребовал от нас заполнить многочисленные акты, не надо нам было перед докованием участвовать в за­ седаниях, писать расписки, давать пояснения и выпол­ нять еще добрый десяток формальностей, которые про­ должают существовать на на­ ших мурманских судоремонтных предприяти­ ях. Так десять лет назад мы получили предметный урок работы предприятия в усло ­ виях рыночных отношений, а для флота сумели сэкономить сотни тысяч испанских песет. Владимир БАБУРО, председатель совета ве­ теранов ББГЛ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz