Рыбный Мурман. 1993 г. Январь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» 1 января 1993 года КАПИТАНОВ: ПОСИДЕЛКИ 5 стр. КОСТРА ворит: “ Покажи бумаги". - “ Ка кие?" - “Капитан, дай рыбы!". Вот уж без этого ни одно мероприятие не обходится: просят рыбу, про дукты, лекарства, мазь от комаров (там малярия свирепствует). Ну, мы за рыбу не отвечали. Только запирали трюмы и провизионку. Ведь не сделай мы этого, при шлось бы голодать до следующе го получения продуктов. А базировались в Луанде, сто лице. Выходишь на промысел - карт нет. навигационных средств тоже. Грунты плохие: кораллы, камни. Опасно, конечно, но инте ресно. ГЕОРГИ Виктор Сер геевич, старейший член клуба путешественников и исследователей “По лярный Одиссей”, уча стник первого после первой мировой войны массового паломничест ва россиян к Святой Зем ле. Летом 1992 года вынужденно стал капи таном парусной лодьи Вера - Наша флотилия из трех де ревянных самодельных парусных лодий вышла из Генуи и, пройдя вдоль Испании, остановилась в Кадисе. Именно отсюда и в это же время года стартовал Христо фор Колумб 500 лет назад. И тут у нас произошел “бунт": мореходы из Мариуполя не захотели идти дальше, мол, из-за крепких ветров рейс может затянуться еще на полгода, а дома... А дома у них в то время было очень сложно в политическом смысле. Короче, произошло “ отделение Украины от России", мы отдали ребятам одну из лодий. и они пошли домой. А мне пришлось стать капита ном. Путь наш пролегал от Кадиса до Канарских островов. Дул очень сильный ветер, пришлось убрать паруса. Крен - критический. Мы шли в связке, чтобы не разнесло лодьи в разные стороны, наша “ Вера" служила флагманской “ На дежде" плавучим якорем. И вот подошли к Касабланке. Решили посмотреть древний ма рокканский город Марракеш. Всю ночь ехали на поезде. Приехали. Пошли на базар. А мне и малыши, и взрослые там проходу не дают, пальцем показывают, кричат: “Али- баба!". Дело в том, что у мароккан цев нет бород, а добрый сказочный герой Али-баба - бородатый. Потом надумали мы покатать ся на верблюдах. А в этот день как раз гонки были. Посадили меня на верблюда, пока тот лежал. Потом его хлестнули. Он встал и побе жал. Пылища - ничего не видно. Куда-то этот верблюд прибежал, меня сняли и подарили мне кожа ную шляпу: оказывается, я в этих гонках призовое место занял. Ну а потом мы продолжили путь. Несмотря на штормовой ве тер и полное отсутствие манев ренности у наших судов, мы благополучно дошли до рейда Лас-Пальмаса, где спасательный катер отбуксировал нас к причалу. ФЕДОРОВ Николай Николаевич, почти 30 лет в море, 15 лет ходит капитаном. Кто его не знает в “Мурманрыбпро- ме”! - Помните, было время, когда заставляли учиться? В море тогда учителя ходили. Я был старпомом на БМРТ “Внуково". И у нас была учи тельница по имени Фекла Ивановна, чуть выше стола, зато шириной... Вот пристает она ко мне: “Xow на катере прокатиться. Ну прокати! . Однажды я не выдержал. Де ло было на моей вахте - с 4 до 8 утра. Она опять: “ Прокати!". Гово рю: “ Надевайте спасательный жи лет. каску - все как положено, и садитесь в катер. Сменюсь с вах ты, прокачу". Она оделать и за бралась в катер. А я звоню помполиту, Михаилу Абрамовичу Озоровичу: “Слушай, чего-то наша Фекла с б утра в катере одетая си дит. Что-то с ней не то". Озорович вместе с доктором бегут к катеру: “Фекла Ивановна, что вы тут си дите?". И она: “ Кататься хочу". Ну смеху было! Вообще с Озоровичем инте ресно было. Рыба не ловится день, другой, третий... Помполит собира ет партсобрание. Как обычно - за дачи, планы... И - пожалуйста - рыба, как сумасшедшая, прет в трал. А еще у нас камбузник был. Любили потешаться над ним. Ночью включат магнитофон у него под ухом: “ Иванову подняться к старпому!". Бежит. А старпом спит и встречает “будильничка" ласко вым словом. И вот однажды у него спрятали чемодан и говорят: “Про пали твои вещи, давай пиши рапорт капитану". Иванов пишет, что, мол, два магнитофона, кожаное пальто, джинсы. А в чемодане-то пара тру сов да майка. Капитан собрал об щесудовое собрание, зачитал список “пропавших" вещей. Моря ки полегли с хохота... А когда курсантом был, так од нажды военный парад на трибуне принимал. Идем мы с другом из гостей, часа три или четыре утра. А по проспекту войска маршируют, репетируют праздничный парад. А уже трибуна была построена. Ну. мы на трибуну, ладошки к виску. Откуда ни возьмись - милиция, и за нами. Не догнала... СМИРНОВ Николай Александрович, капитан ПСТ-1313 “Костополь” тралового флота. ре выходим, представители конт роля за движением судов час тенько спрашивают: “ И вы с таким номером, двойной "чертовой дю жиной” , в море выходите?", Я в та ких случаях отвечаю: “Ничего страшного, я на этот номер не жа луюсь". А й в самом деле, чего жало ваться. у нас в экипаже всегда все нормально. Удача нам редко из меняет. К примеру, нынешним ле том ловили такую крупную треску, за один подъем брали по 2 0 тонн. На борт трал с трудом втягивали. Два траления и - в дрейф для уборки рыбы. Правда, и трески нынче было навалом, многие суда- соседи не знали, куда у л о в де вать. Мы же подняли 40 тонн и сразу - в Норвегию. А те, кто с су- дами-приемщиками связаны были, лежали в дрейфе по двое суток в ожидании очереди. Вот такой был случай нынче. Говори после этого, что 13 - не счастливое число. Никогда не по верю. КОРОТКЕВИЧ Вла димир Владимирович, капитан АО “Мурман- рыбпром”, один из самых молодых капитанов: все го 4 года в этой должно сти. Хотя морской стаж - почти два десятка лет. - Четвертый год хожу на этом судне. Что интересно, когда в мо- - Я еще вторым штурманом был. И почему-то именно я дол жен был ловить рыбу, никто дру гой. Прихожу на вахту, меня ждет распоряжение капитана: поймать 40 тонн рыбы. И раз получилось так: за 15 минут траления поймали свыше 50 тонн. Остановили глав ный двигатель, легли в дрейф, об рабатываем. Через полчаса на мостик звонит капитан: “Я что вам сказал? Почему не выполняете мое приказание?". Я говорю, что, мол, все уже сделано. Он не по верил, прибежал на мостик, как был, в трусах. Убедился. И, спу стившись в каюту, вернулся и при нес на подносе нам с рулевым... ну сами знаете что. А однажды - мы промышляли хека в Канадской зоне - на мелких глубинах решили попробовать ловить. Поставили трал, вроде и показания есть. На чали поднимать трал - глазам не верим: в трале кит. Он головой за шел в трал. Стали поднимать - на слип не помещается. К нашему счастью, он был не живой, а то бы с тралом распрощались. И что ин тересно, кому ни скажем, что кита поймали, никто не верит. Как-то в Дании стояли. Прихо дит ко мне делегация местных кришнаитов. И заявляют: "Вы обе щали прийти к нам с половиной экипажа и принести нашему об ществу большие пожертвования". Я остолбенел: когда? Оказывает ся, один из наших матросов отре комендовался капитаном, наобещал кришнаитам всякой вся чины. Не забыл назвать судно. А мне же неудобно, пришлось идти и отстегивать приличную сумму. А раз шли мы из Канадской зоны в Лиссабон и надумали ку паться в океане (как раз находи лись посередине Атлантики). Выставили вахтенную службу сле дить за тем, чтобы акул не было. Конечно, шутников много, и до то го они докричались “акулы, аку лы", что уже никто не реагировал. И вдруг показалась стая, все их увидели. А штормтрап-то единст венный. Надо было видеть, что творилось на этом трапе и возле него! Жить-то всем хочется! Слава богу, то были не акулы, а крупные тунцы. РУЗОВ Николай Мак симович, капитан под менного экипажа управления “Севрыбхо- лодфлот”. - Помню, я тогда еще в трал- флоте работал, вышли мы в море после, гарантийного ремонта. Эки паж новый, как говорится, “ с иго лочки". Но в ходе рейса выяснилось, что люди в нем подо брались стоящие, как в професси ональном, так и в человеческом смысле. А высветились они с лучшей стороны после случая, о котором и хочу рассказать. Дело было так. Погода была довольно свежая, но рыбалка шла хорошо. И вот в один из дней подняли очередной трал, выбрали рыбу, мастера лова заня лись приведением его в порядок. Мы со вторым механиком после вахты решили почаевничать. И вдруг по громкой связи объявляют: “ Человек за бортом!". Я - на мос тик, механик - в машину. Через несколько минут выяс нили, что при растаскивании меш ка лебедкой соскочил гак и попал в щель на подвесном ролике. Ма стера и так, и сяк, ничего сделать не могут. Тогда один из них гово рит: “Давай-ка я разбегусь, под прыгну. захвачусь за гак и под моим весом он пойдет вниз". Так и сделал. Схватился, де ржится за гак в надежде, что на парник забросит его на “ утку". У того что-то не получилось, и таким образом наш “акробат" оказался за бортом. А дело осложнялось тем, что была ночь и, кроме того, судов в этом районе - пруд пруди, на ступали, если можно так выразить ся, друг другу на пятки. Вот тут-то и сказались все лучшие качества команды “новобранцев". Не буду рассказывать, как шло спасение незадачливого мастера лова, но все, к счастью, закончилось бла гополучно. Вот тогда я, а был в то время лишь вторым штурманом, и понял не на словах, а на деле, что такое морская взаимовыручка, чувство локтя. Так пусть же эти качества никогда не изменяют морякам-се- верянам. ЛЬВОВ Геннадий Васильевич, ходил капитаном в “Мурман- рыбпроме” много лет. Одним из первых на Се верном бассейне взял в аренду БМРТ, оборудо вал его импортной ап паратурой и доказал всем, что старый ко рабль при умелой ра боте и строгом экономическом расчете может оставить далеко позади новейшие суда. Ныне - президент СП “Конвест”. - Загадки природы... Однаж ды мы работали в Канадской зо не. Видимость - нулевая. Тучи лежат на воде. Гроза, но грома не слышно, полнейшая тишина. А молнии слепящие разрываются с угрожающим шипением прямо в море. При абсолютной тишине, в глухой стене тумана это настоль ко необычно и страшно... А раз проходили прямо по центру Бермудского треугольни ка. Закат. Чистейшее небо. Штиль. Но по всей поверхности моря раскиданы непроницаемо черные маленькие тучки. Локатор рисует “ цель". Сначала маневрировали, пы таясь пройти между загадочными тучками. А потом решили: пойдем прямо, будь что будет. И когда вошли в глухую черноту, все мач ты судна засверкали, заискри лись голубоватыми вспышками. Вышли из “тучки" - все нормаль но: тихий вечер, розовый закат, а по морю чернеют маленькие... не знаю, что это. Серьезная профессия - капитан. Очень ответствен ная. Очень психологически сложная. Но ведь каждый из уважаемых наших капитанов не только командир. И, есте ственно, ему, как и всем нам, а может, и больше, чем всем нам, нужны и юмор, и друже ское тепло, и даже такое вот неформальное общение. И разговоры обо всем на свете. Счастья вам, уважаемые капитаны в новом году! Сча стья всем - тем. кто сидел у новогоднего костра, и тем, кто сейчас на судовом мос тике! Рыбацкой удачи, свет лой радости встреч на берегу!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz