Рыбный Мурман. 1993 г. Январь.

4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 1января_1993_года ДВЕНАДЦАТЬ НОВОГОДНИЕ ДОЛИНА Анатолий Дмитриевич, капитан РТМК-с “Павел Кута- хов” тралового флота. - Думаю, со мной согласятся многие капитаны в том, что каж­ дый рейс в чем-то и обычный, и своеобразный. В каждом - свои события и происшествия, в каж­ дом меняются порты и люди, лишь одно остается неизменным - наша работа и рыба, которую до­ бываем. Поэтому даже трудно что-либо выделить, заслуживаю­ щее внимания. Кажется, что все рейсы по прошествии времени слились в один непрерывный, в котором, кроме вахт, подвахт и рыбы, ничего нет. Рядовым морякам в этом пла­ не легче, пришли в инпорт и - на берег, себя показать, на людей, как говорится, поглазеть. Поэтому и впечатлений у них всегда боль­ ше, чем у того же капитана, для которого любой заход связан лишь с дополнительными хлопота­ ми и заботами, а берег турецкий или африканский он зачастую ви­ дит только из иллюминатора. Однако хочу поделиться неко­ торыми своими наблюдениями и размышлениями о встречах, на­ пример. с югославами, тем более что в то время, а было это в нача­ ле 80-х годов, довелось провести в Югославии аж целых девять ме­ сяцев в ремонте. Так что об этом могу говорить не понаслышке. В те времена это была удиви­ тельная страна с прекрасным кли­ матом. с благожелательными людьми, с благосостоянием на порядок выше нашего. Мне повез­ ло, я застал все времена года в Югославии и скажу, что благосло­ веннее края не видел, хотя и сам южанин. Но природа природой, а глав­ ное все-таки везде люди. Сразу отмечу, югославы - работящие, умелые и добросовестные труже­ ники. О том. насколько они каче­ ственно произвели нам ремонт, говорит хотя бы такой факт, что после него наш пароход прорабо­ тал благополучно целых пять лет практически без ремонтов. Еще одно замечательное ка­ чество - это их доброта и отзыв­ чивость. В этом югославы чем-то напоминают нас. Да и ничего уди­ вительного нет. ведь мы по про­ исхождению одного славянского корня. Вот я много раз бывал за границей, встречался со многими людьми. Но все эти встречи про­ ходили обычно или в офисе, или в ресторане. Чтобы домой кто пригласил в гости - ни боже мой! А югославы в этом плане тоже чем-то похожи на нас. Бывал я во многих семьях и. честное слово, радовался за их счастливую жизнь и. что греха таить, мечтал о том, чтобы и мы когда-либо стали жить так же. Сегодня мне больно ежеднев­ но видеть по ТВ то, что происхо­ дит в этой замечательной стране. Неужели нельзя жить нормально, как добрые соседи, неужели и нас захлестнет эта никому не нуж­ ная вражда?.. Поэтому я и хочу пожелать, чтобы в наступившем году в на­ шей России было больше поряд­ ка. Без него никакого продвижения вперед не видать. А как, черт возь­ ми. хочется пожить прилично! Хотя бы как югославы в начале 80-х. ЯНЧЕВ Константин Георгиевич, капитан МТР “Коралловый” уп­ равления “Севрыбхолод- флот л - Хорошо помню, как в про­ шлом году 31 декабря в 22 часа пришли в порт. Настроение у всех было замечательное. Еще бы, до Нового года оставалось два часа, а мы уже у родного порога. Кста­ ти, успели оформить приход и с первым ударом курантов, возве­ щавших о наступлении 1992 года, уже были в кругу родных за праз­ дничным столом. Дома все ждали, и я в первый раз прямо в форме уселся за стол. А ведь поначалу не верилось, что успеем. У Нордкапа прихватил такой ураган, что около шестнад­ цати часов штормовали и не чаяли прийти в Мурманск вовремя. Но успели. И это запомнилось. Все- таки не зря говорят, что удача - родная сестра моряка. Именно поэтому сегодня хочу пожелать всем мурманчанам, ходящим в море, удачи. С ней, уверен, ника­ кой рыбак нигде не пропадет. И еще. Раз уж представилась такая возможность, скажу вот о чем. Сейчас моряками практически никто не занимается. Хочу поже­ лать “Рыбному Мурману" больше уделять внимания рыбакам, ведь нас 35 тысяч. Быть может, стоит вернуться к идее создания благо­ творительного рыбацкого фонда, потому что на профсоюз сегодня надежд мало, он сам сидит без средств. А подобный фонд, но только совершенно без всяких от­ числений в карман государства, мог бы оказывать помощь многим, попавшим в беду по разным при­ чинам. Средства в этот фонд рыба­ ки сами будут отчислять, хорошо зная, что помощь может понадо­ биться любому. Но еще раз повторю, это не должна быть какая-то политизиро­ ванная организация, а своеобраз­ ная “чёрная" касса рыбаков. Иначе нам не выжить. Надо про­ сто помнить, что чужого горя не бывает. сожалению, не замечаю. - чтобы мы учились работать. Как присут­ ствовали на рабочих местах в про­ шлые годы, так до сих пор и присутствуем. Еще очень больно видеть раз­ гул ликеро-водочного изобилия. На мой взгляд, это не дело. Я не отношусь к ярым трезвенникам, но всему же есть предел. Когда торгуют спиртным чуть ли не на борту, становится страшно. А так. конечно, чувствуется, что год в некотором роде был пе­ реломным. Старые связи, как го­ ворится, разрушились, к новым мы еще не адаптировались. И. види­ мо, это не скоро еще произойдет, потому что я не понимаю полити­ ков. которые говорят, что к осени или через три месяца что-то из­ менится в лучшую сторону, мол, я приду, и сразу благосостояние народа поднимется. Не верю я в это! Надо прямо говорить о том, что трудно и будет еще труднее. Хотя и есть некоторые подвижки в том, что люди стали меньше си­ деть на месте, многие ищут вто­ рую работу, подрабатывают. Значит, жизнь заставляет их уже по-другому относиться ко многим вещам. И именно это обнадежи­ вает, а не обещания политиков манны небесной. Лично мои постоянные враги - это отделы труда и заработной платы. Мне кажется, нельзя плани­ ровать работу рыбаку, за нее про­ сто надо платить. И не крохи, как сейчас, а то, что он по-настоящему заработал. Тогда человек и рабо­ тать будет совершенно по-друго- му, с той отдачей, которая и нужна сегодня. Поэтому-то я и смотрю с оп­ тимизмом в будущее. Хорошо знаю, что кроме рынка другого регулятора у нас быть не должно. Дай Бог, чтобы рынок в наступив­ шем году завоевал новые пози­ ции, а рыбаки стали бы жить лучше. ВИНОГРАДОВ Павел Ва­ сильевич, семь лет ходил капи­ таном в “Севрыбхолодфлоте", воз главлял службу безопас­ ности мореплавания на бас­ сейне, работал главным государственным инспекто­ ром по безопасности море­ плавания, закончил факультет руководителей госпредприя­ тий Академии народного хо­ зяйства. Ныне - зам. генерального директора НПО “Севрыбпромразведка”. - Шли в тропиках. Черная юж­ ная ночь. Вахтенный матрос стоит на мостике и смотрит вперед. Вдруг из-за его спины выползает черная мохнатая лапа в огромной перчатке и ложится на иллюмина­ тор. Затем мгновенно исчезает. Матрос сначала присел от страха, потом оглянулся - никого нет. По­ шел в штурманскую рубку. Там темно, только над столом подсвет­ ка. Штурмана нет. Иллюминатор открыт. И вдруг в проеме иллюми­ натора мелькает мохнатое чудови­ ще и слышатся крики вахтенного штурмана: “Ой-ой, черт меня ду­ шит!". Через некоторое время штурман приходит на мостик. Короче говоря, команду зали­ хорадило: черт живет на судне! По пять человек сопровождали вахтенного, двери, иллюминаторы наглухо задраивали. А потом раскрылось: сам вто­ рой штурман дурачил всех. Надел вывернутую шуоу, перчатку... А раз под Новый 1981 год мы вышли из Африки. У нас был от­ личный ансамбль, заранее подго­ товили концертную программу. И вот новогодняя ночь. Накрыты сто­ лы. вино, торты - все как у людЪй. Пять женщин у нас работали, так сидят красивые, нарядные. Идет концерт. И вдруг объяв­ ляют: “ Цыганский танец . Выходят цыган с цыганкой, танцуют - залю­ буешься. Его-то мы сразу узнали - помполит наш. А знойную кра­ савицу... Откуда? Может, из Аф­ рики прихватили с собой? Заволновался экипаж: уж больно хороша цыганочка! И только к кон­ цу вечера вычислили: четвертый штурман был цыганочкой! ШИНКАРУК Николай Львович три дня тому назад отметил тридцатилетие ра­ боты в Мурманском траловом флоте. Человек он автори­ тетный, промысловик, что на­ зывается, от бога. - Я скептик и к разного рода чудесам отношусь весьма про­ хладно. Тем не менее в морской жизни происходят порой вещи, которые ни я, ни мои коллеги объ­ яснить не могут. Скажем, о Бермудском треу­ гольнике уже столько всего напи­ сано. А с нами произошло вот что. Идем. Море - никогда такого не видел - зеркало, даже траулер от­ ражается в нем. Но на весь эки­ паж напал такой необъяснимый панический страх, все ходят слов­ но наэлектризованные. Желание куда-то бежать, что-то сделать не­ медленно... А вокруг - зеркальная гладь моря и абсолютная тишина, ощущение нереальности, страха, непонятной энергии... И только дошли до пролива Мона, все ис­ чезло: ветер, волны, и необъясни­ мые наши ощущения пропали. Но это еще не все. Когда мы вошли в Бермудский треугольник, вдруг “полетел двигатель. Как по­ том выяснилось, причина - непо­ ладки конструктивные, не по вине экипажа. Но ведь случилось-то не раньше и не позже! Совпадение? Ощущения безысходности я никогда не испытывал, в любой критической ситуации доверял­ ся... Ну, наверное, каждый капи­ тан знает это состояние, когда мучительно ищешь выход и вдруг ясно, отчетливо, словно кто-то подсказывает, понимаешь, как на­ до поступить. Не поверишь этому “внутреннему голосу", послуша­ ешь чьего-либо совета, точно - поступишь неправильно. Однажды в два часа ночи я после вахты прилег на диване. На мостике остался старпом, опытный моряк. А был сплошной густой ту­ ман, даже бака не видно. И вдруг будто кто меня толкнул: “ Встань и поднимись на мостик". Срываюсь, бегу. Идет подъем трала. Спра­ шиваю старпома: “ Суда оядом есть?" - “Только что одно было и куда-то исчезло". Трал подняли и дали ход. Я - старпому: “ Зачем ты ход даешь? Ты же знаешь, где-то судно". Машину на “ стоп" и - за­ дний ход. И слышим гудок: бук­ вально в нескольких метрах от но­ са нашего траулера борт того, “ пропавшего" парохода. Прошли, и тут уж у меня коленки задрожа­ ли... Опоздай я хоть на минуту!.. Как назвать это? Предчувст­ вие беды? Интуиция? Капитан­ ский опыт? Голос Высшего разума? Не знаю. Моряки в таких случаях говорят: “ Бог спас . Бывает, сутками голову лома­ ешь: где же рыба? Особенно в Тихом океане, где на поиски можно “бежать" не одну неделю. А ведь это такие потери! И часто случается, что вдруг подсознание диктует: иди туда. Раз в Тихом океане так и слу­ чилось. Сутки, вторые, третьи - рыбы нет. И я, повинуясь “внут­ реннему голосу", повел траулер на Дальний Запад. “ Бежали во­ семь суток. Риск, конечно, огром­ ный. На девятые сутки ставим трал - десять тонн отборной став­ риды. И пока подошли к нам дру­ гие суда, мы два груза взяли! ЩЕРБАТЕНКО Николай Васильевич, капитан-тралф- лотовец, который в течение восьми месяцев возглавлял советско-ангольский экипаж. - Приближался Новый 1992 год. Мы - у берегов Анголы. Нас. рус­ ских, всего семеро, и 15 человек - ангольцев. Елок, конечно, нет. Но. оказалось, шофер в советском представительстве - наш земляк, и он привез на всю Луанду семь ки­ парисов. Один из них - мне на суд­ но. Хоть и не елка, но запах чем-то похожий на хвойный, ближе к мож­ жевельнику. Украсили мы эту “елочку" чем смогли, вплоть до пробок от шампанского. Зато к нам на елку пришли все советские мо­ ряки с шести судов, стоявших в Лу­ анде. Встречали Новый год сначала “по Москве", потом по ме­ стному времени под фейерверки и свист пуль. Оружия-то у них много, вот и резвятся - палят в воздух... Вообще работа там была очень любопытна с точки зрения капита­ на. Вот. например, заход в порт Сойя. Около семи километров надо пройти по реке Конго, потом по ла­ гунам. Карт, естественно, никаких, лоцманов там не существует. Эхо­ лот показывает, что под тобой глу­ бина... нулевая. Оказывается, идти не просто можно, а еще и со ско­ ростью до шести узлов. Входишь в порт. Он считается морским, а вода пресная. И, что интересно, водо­ росли. которыми в тропических во­ дах обрастают борта судна, на стоянке изчезают за два дня: рыбы съедают. Порт расположен среди джун­ глей. Стоишь и любуешься экзоти­ кой, слушаешь писк и крик разных птиц. Городок типа наших Миньки­ но или Абраммыса. В разные порты Анголы при­ ходилось заходить. В один иду - куда же пароход ставить? Вместо ооычных причалов, забитые сваи, «запросить некого. Смотрю, рыба­ ки на лодках в море выходят. Опросил у них. Проводили к од­ ному из причалов - ширина его метров восемь, а парохода - 36. Два конца закрепили за причал, два конца за берег. Хорошо, что там нет ни ветров, ни течений. Приходит капитан порта, го- KOBAJIEB Анатолий Иванович, капитанТР “По­ лярный Круг” управления “Севрыбхолодфлот”. - Если говорить об ушедшем годе, то я его прожил с некоторой болью в душе. Быть может, пото­ му, что я - продукт старой эпохи, так называемого застоя, а может, и оттого, что мы восьмой год топ­ чемся на месте с этой перестрой­ кой. Самое страшное, чего я. к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz