Рыбный Мурман. 1993 г. Январь.
4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 1января_1993_года ДВЕНАДЦАТЬ НОВОГОДНИЕ ДОЛИНА Анатолий Дмитриевич, капитан РТМК-с “Павел Кута- хов” тралового флота. - Думаю, со мной согласятся многие капитаны в том, что каж дый рейс в чем-то и обычный, и своеобразный. В каждом - свои события и происшествия, в каж дом меняются порты и люди, лишь одно остается неизменным - наша работа и рыба, которую до бываем. Поэтому даже трудно что-либо выделить, заслуживаю щее внимания. Кажется, что все рейсы по прошествии времени слились в один непрерывный, в котором, кроме вахт, подвахт и рыбы, ничего нет. Рядовым морякам в этом пла не легче, пришли в инпорт и - на берег, себя показать, на людей, как говорится, поглазеть. Поэтому и впечатлений у них всегда боль ше, чем у того же капитана, для которого любой заход связан лишь с дополнительными хлопота ми и заботами, а берег турецкий или африканский он зачастую ви дит только из иллюминатора. Однако хочу поделиться неко торыми своими наблюдениями и размышлениями о встречах, на пример. с югославами, тем более что в то время, а было это в нача ле 80-х годов, довелось провести в Югославии аж целых девять ме сяцев в ремонте. Так что об этом могу говорить не понаслышке. В те времена это была удиви тельная страна с прекрасным кли матом. с благожелательными людьми, с благосостоянием на порядок выше нашего. Мне повез ло, я застал все времена года в Югославии и скажу, что благосло веннее края не видел, хотя и сам южанин. Но природа природой, а глав ное все-таки везде люди. Сразу отмечу, югославы - работящие, умелые и добросовестные труже ники. О том. насколько они каче ственно произвели нам ремонт, говорит хотя бы такой факт, что после него наш пароход прорабо тал благополучно целых пять лет практически без ремонтов. Еще одно замечательное ка чество - это их доброта и отзыв чивость. В этом югославы чем-то напоминают нас. Да и ничего уди вительного нет. ведь мы по про исхождению одного славянского корня. Вот я много раз бывал за границей, встречался со многими людьми. Но все эти встречи про ходили обычно или в офисе, или в ресторане. Чтобы домой кто пригласил в гости - ни боже мой! А югославы в этом плане тоже чем-то похожи на нас. Бывал я во многих семьях и. честное слово, радовался за их счастливую жизнь и. что греха таить, мечтал о том, чтобы и мы когда-либо стали жить так же. Сегодня мне больно ежеднев но видеть по ТВ то, что происхо дит в этой замечательной стране. Неужели нельзя жить нормально, как добрые соседи, неужели и нас захлестнет эта никому не нуж ная вражда?.. Поэтому я и хочу пожелать, чтобы в наступившем году в на шей России было больше поряд ка. Без него никакого продвижения вперед не видать. А как, черт возь ми. хочется пожить прилично! Хотя бы как югославы в начале 80-х. ЯНЧЕВ Константин Георгиевич, капитан МТР “Коралловый” уп равления “Севрыбхолод- флот л - Хорошо помню, как в про шлом году 31 декабря в 22 часа пришли в порт. Настроение у всех было замечательное. Еще бы, до Нового года оставалось два часа, а мы уже у родного порога. Кста ти, успели оформить приход и с первым ударом курантов, возве щавших о наступлении 1992 года, уже были в кругу родных за праз дничным столом. Дома все ждали, и я в первый раз прямо в форме уселся за стол. А ведь поначалу не верилось, что успеем. У Нордкапа прихватил такой ураган, что около шестнад цати часов штормовали и не чаяли прийти в Мурманск вовремя. Но успели. И это запомнилось. Все- таки не зря говорят, что удача - родная сестра моряка. Именно поэтому сегодня хочу пожелать всем мурманчанам, ходящим в море, удачи. С ней, уверен, ника кой рыбак нигде не пропадет. И еще. Раз уж представилась такая возможность, скажу вот о чем. Сейчас моряками практически никто не занимается. Хочу поже лать “Рыбному Мурману" больше уделять внимания рыбакам, ведь нас 35 тысяч. Быть может, стоит вернуться к идее создания благо творительного рыбацкого фонда, потому что на профсоюз сегодня надежд мало, он сам сидит без средств. А подобный фонд, но только совершенно без всяких от числений в карман государства, мог бы оказывать помощь многим, попавшим в беду по разным при чинам. Средства в этот фонд рыба ки сами будут отчислять, хорошо зная, что помощь может понадо биться любому. Но еще раз повторю, это не должна быть какая-то политизиро ванная организация, а своеобраз ная “чёрная" касса рыбаков. Иначе нам не выжить. Надо про сто помнить, что чужого горя не бывает. сожалению, не замечаю. - чтобы мы учились работать. Как присут ствовали на рабочих местах в про шлые годы, так до сих пор и присутствуем. Еще очень больно видеть раз гул ликеро-водочного изобилия. На мой взгляд, это не дело. Я не отношусь к ярым трезвенникам, но всему же есть предел. Когда торгуют спиртным чуть ли не на борту, становится страшно. А так. конечно, чувствуется, что год в некотором роде был пе реломным. Старые связи, как го ворится, разрушились, к новым мы еще не адаптировались. И. види мо, это не скоро еще произойдет, потому что я не понимаю полити ков. которые говорят, что к осени или через три месяца что-то из менится в лучшую сторону, мол, я приду, и сразу благосостояние народа поднимется. Не верю я в это! Надо прямо говорить о том, что трудно и будет еще труднее. Хотя и есть некоторые подвижки в том, что люди стали меньше си деть на месте, многие ищут вто рую работу, подрабатывают. Значит, жизнь заставляет их уже по-другому относиться ко многим вещам. И именно это обнадежи вает, а не обещания политиков манны небесной. Лично мои постоянные враги - это отделы труда и заработной платы. Мне кажется, нельзя плани ровать работу рыбаку, за нее про сто надо платить. И не крохи, как сейчас, а то, что он по-настоящему заработал. Тогда человек и рабо тать будет совершенно по-друго- му, с той отдачей, которая и нужна сегодня. Поэтому-то я и смотрю с оп тимизмом в будущее. Хорошо знаю, что кроме рынка другого регулятора у нас быть не должно. Дай Бог, чтобы рынок в наступив шем году завоевал новые пози ции, а рыбаки стали бы жить лучше. ВИНОГРАДОВ Павел Ва сильевич, семь лет ходил капи таном в “Севрыбхолодфлоте", воз главлял службу безопас ности мореплавания на бас сейне, работал главным государственным инспекто ром по безопасности море плавания, закончил факультет руководителей госпредприя тий Академии народного хо зяйства. Ныне - зам. генерального директора НПО “Севрыбпромразведка”. - Шли в тропиках. Черная юж ная ночь. Вахтенный матрос стоит на мостике и смотрит вперед. Вдруг из-за его спины выползает черная мохнатая лапа в огромной перчатке и ложится на иллюмина тор. Затем мгновенно исчезает. Матрос сначала присел от страха, потом оглянулся - никого нет. По шел в штурманскую рубку. Там темно, только над столом подсвет ка. Штурмана нет. Иллюминатор открыт. И вдруг в проеме иллюми натора мелькает мохнатое чудови ще и слышатся крики вахтенного штурмана: “Ой-ой, черт меня ду шит!". Через некоторое время штурман приходит на мостик. Короче говоря, команду зали хорадило: черт живет на судне! По пять человек сопровождали вахтенного, двери, иллюминаторы наглухо задраивали. А потом раскрылось: сам вто рой штурман дурачил всех. Надел вывернутую шуоу, перчатку... А раз под Новый 1981 год мы вышли из Африки. У нас был от личный ансамбль, заранее подго товили концертную программу. И вот новогодняя ночь. Накрыты сто лы. вино, торты - все как у людЪй. Пять женщин у нас работали, так сидят красивые, нарядные. Идет концерт. И вдруг объяв ляют: “ Цыганский танец . Выходят цыган с цыганкой, танцуют - залю буешься. Его-то мы сразу узнали - помполит наш. А знойную кра савицу... Откуда? Может, из Аф рики прихватили с собой? Заволновался экипаж: уж больно хороша цыганочка! И только к кон цу вечера вычислили: четвертый штурман был цыганочкой! ШИНКАРУК Николай Львович три дня тому назад отметил тридцатилетие ра боты в Мурманском траловом флоте. Человек он автори тетный, промысловик, что на зывается, от бога. - Я скептик и к разного рода чудесам отношусь весьма про хладно. Тем не менее в морской жизни происходят порой вещи, которые ни я, ни мои коллеги объ яснить не могут. Скажем, о Бермудском треу гольнике уже столько всего напи сано. А с нами произошло вот что. Идем. Море - никогда такого не видел - зеркало, даже траулер от ражается в нем. Но на весь эки паж напал такой необъяснимый панический страх, все ходят слов но наэлектризованные. Желание куда-то бежать, что-то сделать не медленно... А вокруг - зеркальная гладь моря и абсолютная тишина, ощущение нереальности, страха, непонятной энергии... И только дошли до пролива Мона, все ис чезло: ветер, волны, и необъясни мые наши ощущения пропали. Но это еще не все. Когда мы вошли в Бермудский треугольник, вдруг “полетел двигатель. Как по том выяснилось, причина - непо ладки конструктивные, не по вине экипажа. Но ведь случилось-то не раньше и не позже! Совпадение? Ощущения безысходности я никогда не испытывал, в любой критической ситуации доверял ся... Ну, наверное, каждый капи тан знает это состояние, когда мучительно ищешь выход и вдруг ясно, отчетливо, словно кто-то подсказывает, понимаешь, как на до поступить. Не поверишь этому “внутреннему голосу", послуша ешь чьего-либо совета, точно - поступишь неправильно. Однажды в два часа ночи я после вахты прилег на диване. На мостике остался старпом, опытный моряк. А был сплошной густой ту ман, даже бака не видно. И вдруг будто кто меня толкнул: “ Встань и поднимись на мостик". Срываюсь, бегу. Идет подъем трала. Спра шиваю старпома: “ Суда оядом есть?" - “Только что одно было и куда-то исчезло". Трал подняли и дали ход. Я - старпому: “ Зачем ты ход даешь? Ты же знаешь, где-то судно". Машину на “ стоп" и - за дний ход. И слышим гудок: бук вально в нескольких метрах от но са нашего траулера борт того, “ пропавшего" парохода. Прошли, и тут уж у меня коленки задрожа ли... Опоздай я хоть на минуту!.. Как назвать это? Предчувст вие беды? Интуиция? Капитан ский опыт? Голос Высшего разума? Не знаю. Моряки в таких случаях говорят: “ Бог спас . Бывает, сутками голову лома ешь: где же рыба? Особенно в Тихом океане, где на поиски можно “бежать" не одну неделю. А ведь это такие потери! И часто случается, что вдруг подсознание диктует: иди туда. Раз в Тихом океане так и слу чилось. Сутки, вторые, третьи - рыбы нет. И я, повинуясь “внут реннему голосу", повел траулер на Дальний Запад. “ Бежали во семь суток. Риск, конечно, огром ный. На девятые сутки ставим трал - десять тонн отборной став риды. И пока подошли к нам дру гие суда, мы два груза взяли! ЩЕРБАТЕНКО Николай Васильевич, капитан-тралф- лотовец, который в течение восьми месяцев возглавлял советско-ангольский экипаж. - Приближался Новый 1992 год. Мы - у берегов Анголы. Нас. рус ских, всего семеро, и 15 человек - ангольцев. Елок, конечно, нет. Но. оказалось, шофер в советском представительстве - наш земляк, и он привез на всю Луанду семь ки парисов. Один из них - мне на суд но. Хоть и не елка, но запах чем-то похожий на хвойный, ближе к мож жевельнику. Украсили мы эту “елочку" чем смогли, вплоть до пробок от шампанского. Зато к нам на елку пришли все советские мо ряки с шести судов, стоявших в Лу анде. Встречали Новый год сначала “по Москве", потом по ме стному времени под фейерверки и свист пуль. Оружия-то у них много, вот и резвятся - палят в воздух... Вообще работа там была очень любопытна с точки зрения капита на. Вот. например, заход в порт Сойя. Около семи километров надо пройти по реке Конго, потом по ла гунам. Карт, естественно, никаких, лоцманов там не существует. Эхо лот показывает, что под тобой глу бина... нулевая. Оказывается, идти не просто можно, а еще и со ско ростью до шести узлов. Входишь в порт. Он считается морским, а вода пресная. И, что интересно, водо росли. которыми в тропических во дах обрастают борта судна, на стоянке изчезают за два дня: рыбы съедают. Порт расположен среди джун глей. Стоишь и любуешься экзоти кой, слушаешь писк и крик разных птиц. Городок типа наших Миньки но или Абраммыса. В разные порты Анголы при ходилось заходить. В один иду - куда же пароход ставить? Вместо ооычных причалов, забитые сваи, «запросить некого. Смотрю, рыба ки на лодках в море выходят. Опросил у них. Проводили к од ному из причалов - ширина его метров восемь, а парохода - 36. Два конца закрепили за причал, два конца за берег. Хорошо, что там нет ни ветров, ни течений. Приходит капитан порта, го- KOBAJIEB Анатолий Иванович, капитанТР “По лярный Круг” управления “Севрыбхолодфлот”. - Если говорить об ушедшем годе, то я его прожил с некоторой болью в душе. Быть может, пото му, что я - продукт старой эпохи, так называемого застоя, а может, и оттого, что мы восьмой год топ чемся на месте с этой перестрой кой. Самое страшное, чего я. к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz