Рыбный Мурман. 1993 г. Январь.
4 стр- Международное сотрудничество «ры б ны й м урм а н» 15января_199з_года * На траверзе - Арктика КОНКУРЕНТ СУЭЦКОМУ КАНАЛУ Северный морской путь всегда привлекал пристальное внимание российских морехо дов. Но в последнее время, по сле того как страна лишилась ряда морских портов на Черном и Балтийском морях, интерес и к Мурманску как воротам в Ар ктику, и к самим арктическим морям возрос многократно. Не будем вдаваться в д але кую историю освоения Севмор- иути, вспомним лишь некоторые события, связанные с этой национальной морской ма гистралью России за последние годы. Северный морской путь за одну л епною навигацию был пройден впервые в истории в 1932 году ледокольным парохо дом “А.Сибиряков". Потребова лось ему на это 66 суток. С того времени начали осуществляться ежегодные сквозные транспорт ные рейсы по Севморпути. В 1967 году теплоход “Нововоро- неж " уже дважды за одну нави гацию прошел эту трассу . А в 1989-90 годах в сферу практи ческих интересов Мурманского морского пароходства была включена проблема использова ния Севморпути для перевозки грузов между Европой и Азией. Реализовали эту задачу' тепло ходы усиленного ледового клас са “Т и к си ”, “Архангельск" и “ Кола". Экипаж последнего д а же установил своеобразный ре корд в арктическом мореплавании, пройдя по всей трассе Севморпути за 10 суток и достигнув Японии за 19,5 су ток. Однако, конечно же, без мощного ледокольного флота , который дислоцирован в Мур манске, ни о каких подобных рейсах и речи быть не могло. Только с помощью ледоколов совершены эти сквозные прохо ды транспортных судов через Севморпуть. Следует сказать, что и само наше пароходство , и ледоколь ный ф ло т в последнее время жили довольно трудно. Чем же стал для ледокольщиков уш ед ший в историю год? На этот вопрос я попросил ответить зам естителя началь ника пароходства по л едо кольному ф лоту Николая Ивановича ХВОЩИНСКОГО . - Думаю, что не совсем пра вильно отделять ледокольный флот от всей компании, но тем не менее, если интересует ра бота ледокольщиков, то могу сказать, что с точки зрения вы полнения своих основных задач - обеспечения грузоперевозок в Арктику и зимней навигации, они не изменились. Другое де ло, в каких условиях сейчас проводятся эти работы. Однако повторю, задачи остались прежними, и они решаются д о статочно стабильно. Конечно, общая ситуация в стране коснулась и нас. Она сказалась на увеличении объе ма перевозок. А это. в свою очередь, потянуло за собой са мую главную, ключевую про блему, которая сейчас встала перед ледокольным флотом, - снижение сумм потонного сбо ра. которые мы получаем за проводку судов. И, как следст вие, эта тенденция в прошлом году отчетливо проявилась в отрицательном результате ра боты ледокольного флота. Вторая, не менее важная проблема, стоящая перед на шей судоходной компанией в данное время, - это правильное акционирование предприятия, учитывая, что в соответствии с указом Президента атомный ледокольный флот не подлежит приватизации. А это ни много ни мало, около 50 процентов стоимости наших основных фондов. Но и эта задача реша ема, и. думаю, что мы с ней справимся. Третья проблема переклика ется с первой, то есть с недо статочной экономической эффективностью работы ледо кольного флота в нынешних у с ловиях. Она заключается в том, что мы должны прилагать мак симум усилий по оживлению перевозок в Арктике. Здесь мы просматриваем несколько пу тей. Дело в том, что перевозки наших национальных грузов сейчас не поддаются админи стративному воздействию, как было раньше. Поэтому мы на деемся. что со стабилизацией экономического положения в стране потребность в арктиче ских перевозках будет возра стать. а значит, будут расти и суммы, которые будет получать ледокольный флот за обеспече ние их. Кроме того, я должен под черкнуть, что у нас избыток ле докольного флота, и мы в состоянии обеспечить резкое повышение объемов его рабо ты. Любое оживление работы в Арктике нам только на пользу. Но надеясь на наш нацио нальный рынок, конечно пред принимаем усилия и для привлечения иностранных парт- неров-судовладельцев, желаю щих проводить свои суда Северным морским путем. Жизнь показала, что, несмотря на различные декларации, на материалы в прессе о том, что, как только откроют Севмор путь. все так и бросятся ходить через него, - этого не про изошло. И тому есть объектив ные причины. Арктика - это, прежде всего, неизвестные районы для зарубежных судо владельцев. Кроме того, суще ствует не так уж много судов с номинальным ледовым клас сом. которые могут безбояз ненно ходить во льдах. Но, наверное, самое главное то, что давно сложились традици онные южные пути перевозок грузов, они формировались де сятками, а то и сотнями лет, и не так-то просто поломать сте реотипы в мышлении многих судовладельцев и судоводите лей. Но тем не менее проводки транспортов, в том числе и иностранных, мы считаем од ним из больших резервов на шей работы и делаем все возможное, чтобы Севморпуть теперь, после его открытия для зарубежных судоходных ком паний стал настоящей морской трассой для транспортных с у дов. Тем более, что выгоды пе ревозок грузов через Арктику очевидны по сравнению с ю ж ным вариантом. А любой капи талист. как известно, считает не только монету, но и время. Дополняя Николая Ивано вича, скажу, что, по мнению экспертов шведских паро- ходств, Россия сможет получать сто тысяч долларов за плавание каждого иностранно го судна средних размеров по Северному морскому пути. Вы годно для страны в целом и для Мурманского пароходства в частности? Еще как. Сегодня о широком воз можном использовании Сев морпути в международном судоходстве из Западной Ев ропы на Дальний Восток гово рят все: и политики. и менеджеры, и владельцы судо вых компаний. Многие уже склоняются к тому, что путь че- в плаваниях торговых и пасса жирских судов на Дальний Во сток. Одна из шведских газет со общает в этой связи: ныне торговые суда, выходящие из Швеции, достигают Японии че рез 32 дня, если идут южным вариантом, а по Северному морскому пути это время со кращается почти в два раза. Путь из Европы на Дальний Восток через арктические моря уже стал предметом обсужде ния на международных фору мах. Варианты его использования недавно обсуж дались министрами иностран ных дел стран Северной Европы на недавней встрече на Шпицбергене. А участники кон ференции в норвежском горо де Тронхейм вели даже речь о более конкретных вопросах. Например о том, как помочь плаванию судов по Северному морскому пути, используя со временную спутниковую связь. Думаю, что арктическая ли ния, проложенная по северным морям, принесет еще немало пользы России. Особенно если учесть, что топливо для судов с каждым годом становится все дороже. Как и время. Глав ное - распорядиться выпавшим шансом нам по-хозяйски. Владимир КИКИНОВ . Фото Виктора КОНОНОВА * Далеко нам до немцев ЗА ОПЫТОМ - К ПОБЕЖДЕННЫМ Деловые связи с фирмами европейских стран у архан гельских рыбаков-колхозни- ков становятся все обширнее. Во многих странах бывают траулеры и транспортные с у да, специалисты управления выезжают для переговоров и заключения контрактов. Но на сей раз председатели помор ских хозяйств отправились на учебу в Германию. Такое со бытие в А р х ры б ко л х о зо б ъ е д и - нении произошло впервые. Семинар проходил в Гам бурге. Северяне постигали азы современного бизнеса. Перед ними выступали докто ра наук, говорили о вхожде нии восточной экономики в рынок Запада. И. как предпо лагают немецкие специали сты. чтобы сделать Германию действительно единой, потре буется целое поколение. И это я о стране, которая после страшной войны сумела воск реснуть в короткий срок и за нять в цивилизованном мире одно из ведущих мест. Кста ти, как заметили наши парни, в центре Гамбурга оборудо ван специальный павильон для приема гуманитарной по мощи. Люди несут туда и не сут кто что может. Довольно много было за нятий по рыбной отрасли. Ез дили в Бремен, Любек на предприятия и не переставали удивляться умению немцев вести хозяйство: ухоженные поля - фермеры получают от государства все необходи мое, прекрасные дороги, з ав тобусе не качнет, связывают перефирию с миром. Наши же крестьяне брошены на произвол судьбы. А земля вроде бы та же самая. Та же самая вода, да и рыба тоже. Но совершенно другая жизнь. Полезной ли была поезд ка? Конечно, в один голос го ворят председатели рыболовецких колхозов: “Се вер" - В. Истомин, “Освобож дение" - М. Широкий, “ Сояна" - В. Крапивин, “ Красное зна мя" - Л. Селянинов. эконо мист “ Пеши” А. Спиридонов. Мы поняли, чего стоили (а вернее, ничего не стоили) партийные лозунги и призывы. Во многих поморских селах люди еще живут на уровне 30-х годов. Теперь окно в Ев ропу - лучшая наглядная аги тация. И не только в Европу. На днях с группой бизнесменов вылетели в Сингапур замести тель председателя рыбколхо- за “Освобождение" по коммерческой работе В. Ка линиченко, начальник финот дела Л. Малыгина и юрист Е. Петрунина. А там уже и до Австралии недалеко. Эрн ст ЗЕЛЕНИН , наш соб. корр. г. Архстгельск. рез Арктику составит в недале ком будущем серьезную конкуренцию Суэцкому каналу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz