Рыбный Мурман. 1993 г. Январь.

4 стр- Международное сотрудничество «ры б ны й м урм а н» 15января_199з_года * На траверзе - Арктика КОНКУРЕНТ СУЭЦКОМУ КАНАЛУ Северный морской путь всегда привлекал пристальное внимание российских морехо­ дов. Но в последнее время, по­ сле того как страна лишилась ряда морских портов на Черном и Балтийском морях, интерес и к Мурманску как воротам в Ар­ ктику, и к самим арктическим морям возрос многократно. Не будем вдаваться в д але ­ кую историю освоения Севмор- иути, вспомним лишь некоторые события, связанные с этой национальной морской ма­ гистралью России за последние годы. Северный морской путь за одну л епною навигацию был пройден впервые в истории в 1932 году ледокольным парохо­ дом “А.Сибиряков". Потребова­ лось ему на это 66 суток. С того времени начали осуществляться ежегодные сквозные транспорт ­ ные рейсы по Севморпути. В 1967 году теплоход “Нововоро- неж " уже дважды за одну нави­ гацию прошел эту трассу . А в 1989-90 годах в сферу практи ­ ческих интересов Мурманского морского пароходства была включена проблема использова­ ния Севморпути для перевозки грузов между Европой и Азией. Реализовали эту задачу' тепло­ ходы усиленного ледового клас­ са “Т и к си ”, “Архангельск" и “ Кола". Экипаж последнего д а ­ же установил своеобразный ре­ корд в арктическом мореплавании, пройдя по всей трассе Севморпути за 10 суток и достигнув Японии за 19,5 су­ ток. Однако, конечно же, без мощного ледокольного флота , который дислоцирован в Мур­ манске, ни о каких подобных рейсах и речи быть не могло. Только с помощью ледоколов совершены эти сквозные прохо­ ды транспортных судов через Севморпуть. Следует сказать, что и само наше пароходство , и ледоколь­ ный ф ло т в последнее время жили довольно трудно. Чем же стал для ледокольщиков уш ед ­ ший в историю год? На этот вопрос я попросил ответить зам естителя началь­ ника пароходства по л едо ­ кольному ф лоту Николая Ивановича ХВОЩИНСКОГО . - Думаю, что не совсем пра­ вильно отделять ледокольный флот от всей компании, но тем не менее, если интересует ра­ бота ледокольщиков, то могу сказать, что с точки зрения вы­ полнения своих основных задач - обеспечения грузоперевозок в Арктику и зимней навигации, они не изменились. Другое де ­ ло, в каких условиях сейчас проводятся эти работы. Однако повторю, задачи остались прежними, и они решаются д о ­ статочно стабильно. Конечно, общая ситуация в стране коснулась и нас. Она сказалась на увеличении объе­ ма перевозок. А это. в свою очередь, потянуло за собой са­ мую главную, ключевую про­ блему, которая сейчас встала перед ледокольным флотом, - снижение сумм потонного сбо­ ра. которые мы получаем за проводку судов. И, как следст­ вие, эта тенденция в прошлом году отчетливо проявилась в отрицательном результате ра­ боты ледокольного флота. Вторая, не менее важная проблема, стоящая перед на­ шей судоходной компанией в данное время, - это правильное акционирование предприятия, учитывая, что в соответствии с указом Президента атомный ледокольный флот не подлежит приватизации. А это ни много ни мало, около 50 процентов стоимости наших основных фондов. Но и эта задача реша­ ема, и. думаю, что мы с ней справимся. Третья проблема переклика­ ется с первой, то есть с недо­ статочной экономической эффективностью работы ледо­ кольного флота в нынешних у с ­ ловиях. Она заключается в том, что мы должны прилагать мак­ симум усилий по оживлению перевозок в Арктике. Здесь мы просматриваем несколько пу­ тей. Дело в том, что перевозки наших национальных грузов сейчас не поддаются админи­ стративному воздействию, как было раньше. Поэтому мы на­ деемся. что со стабилизацией экономического положения в стране потребность в арктиче­ ских перевозках будет возра­ стать. а значит, будут расти и суммы, которые будет получать ледокольный флот за обеспече­ ние их. Кроме того, я должен под ­ черкнуть, что у нас избыток ле­ докольного флота, и мы в состоянии обеспечить резкое повышение объемов его рабо­ ты. Любое оживление работы в Арктике нам только на пользу. Но надеясь на наш нацио­ нальный рынок, конечно пред­ принимаем усилия и для привлечения иностранных парт- неров-судовладельцев, желаю­ щих проводить свои суда Северным морским путем. Жизнь показала, что, несмотря на различные декларации, на материалы в прессе о том, что, как только откроют Севмор­ путь. все так и бросятся ходить через него, - этого не про­ изошло. И тому есть объектив­ ные причины. Арктика - это, прежде всего, неизвестные районы для зарубежных судо ­ владельцев. Кроме того, суще­ ствует не так уж много судов с номинальным ледовым клас­ сом. которые могут безбояз­ ненно ходить во льдах. Но, наверное, самое главное то, что давно сложились традици­ онные южные пути перевозок грузов, они формировались де ­ сятками, а то и сотнями лет, и не так-то просто поломать сте­ реотипы в мышлении многих судовладельцев и судоводите­ лей. Но тем не менее проводки транспортов, в том числе и иностранных, мы считаем од ­ ним из больших резервов на­ шей работы и делаем все возможное, чтобы Севморпуть теперь, после его открытия для зарубежных судоходных ком ­ паний стал настоящей морской трассой для транспортных с у ­ дов. Тем более, что выгоды пе­ ревозок грузов через Арктику очевидны по сравнению с ю ж ­ ным вариантом. А любой капи­ талист. как известно, считает не только монету, но и время. Дополняя Николая Ивано­ вича, скажу, что, по мнению экспертов шведских паро- ходств, Россия сможет получать сто тысяч долларов за плавание каждого иностранно­ го судна средних размеров по Северному морскому пути. Вы­ годно для страны в целом и для Мурманского пароходства в частности? Еще как. Сегодня о широком воз­ можном использовании Сев­ морпути в международном судоходстве из Западной Ев­ ропы на Дальний Восток гово­ рят все: и политики. и менеджеры, и владельцы судо ­ вых компаний. Многие уже склоняются к тому, что путь че- в плаваниях торговых и пасса­ жирских судов на Дальний Во­ сток. Одна из шведских газет со ­ общает в этой связи: ныне торговые суда, выходящие из Швеции, достигают Японии че­ рез 32 дня, если идут южным вариантом, а по Северному морскому пути это время со ­ кращается почти в два раза. Путь из Европы на Дальний Восток через арктические моря уже стал предметом обсужде ­ ния на международных фору­ мах. Варианты его использования недавно обсуж ­ дались министрами иностран­ ных дел стран Северной Европы на недавней встрече на Шпицбергене. А участники кон­ ференции в норвежском горо­ де Тронхейм вели даже речь о более конкретных вопросах. Например о том, как помочь плаванию судов по Северному морскому пути, используя со ­ временную спутниковую связь. Думаю, что арктическая ли ­ ния, проложенная по северным морям, принесет еще немало пользы России. Особенно если учесть, что топливо для судов с каждым годом становится все дороже. Как и время. Глав­ ное - распорядиться выпавшим шансом нам по-хозяйски. Владимир КИКИНОВ . Фото Виктора КОНОНОВА * Далеко нам до немцев ЗА ОПЫТОМ - К ПОБЕЖДЕННЫМ Деловые связи с фирмами европейских стран у архан­ гельских рыбаков-колхозни- ков становятся все обширнее. Во многих странах бывают траулеры и транспортные с у ­ да, специалисты управления выезжают для переговоров и заключения контрактов. Но на сей раз председатели помор­ ских хозяйств отправились на учебу в Германию. Такое со ­ бытие в А р х ры б ко л х о зо б ъ е д и - нении произошло впервые. Семинар проходил в Гам­ бурге. Северяне постигали азы современного бизнеса. Перед ними выступали докто ­ ра наук, говорили о вхожде ­ нии восточной экономики в рынок Запада. И. как предпо ­ лагают немецкие специали­ сты. чтобы сделать Германию действительно единой, потре­ буется целое поколение. И это я о стране, которая после страшной войны сумела воск ­ реснуть в короткий срок и за ­ нять в цивилизованном мире одно из ведущих мест. Кста­ ти, как заметили наши парни, в центре Гамбурга оборудо ­ ван специальный павильон для приема гуманитарной по ­ мощи. Люди несут туда и не ­ сут кто что может. Довольно много было за ­ нятий по рыбной отрасли. Ез­ дили в Бремен, Любек на предприятия и не переставали удивляться умению немцев вести хозяйство: ухоженные поля - фермеры получают от государства все необходи­ мое, прекрасные дороги, з ав­ тобусе не качнет, связывают перефирию с миром. Наши же крестьяне брошены на произвол судьбы. А земля вроде бы та же самая. Та же самая вода, да и рыба тоже. Но совершенно другая жизнь. Полезной ли была поезд ­ ка? Конечно, в один голос го ­ ворят председатели рыболовецких колхозов: “Се ­ вер" - В. Истомин, “Освобож ­ дение" - М. Широкий, “ Сояна" - В. Крапивин, “ Красное зна ­ мя" - Л. Селянинов. эконо ­ мист “ Пеши” А. Спиридонов. Мы поняли, чего стоили (а вернее, ничего не стоили) партийные лозунги и призывы. Во многих поморских селах люди еще живут на уровне 30-х годов. Теперь окно в Ев­ ропу - лучшая наглядная аги­ тация. И не только в Европу. На днях с группой бизнесменов вылетели в Сингапур замести­ тель председателя рыбколхо- за “Освобождение" по коммерческой работе В. Ка­ линиченко, начальник финот­ дела Л. Малыгина и юрист Е. Петрунина. А там уже и до Австралии недалеко. Эрн ст ЗЕЛЕНИН , наш соб. корр. г. Архстгельск. рез Арктику составит в недале­ ком будущем серьезную конкуренцию Суэцкому каналу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz