Рыбный Мурман. 1993 г. Январь.
12 стр. РЕЗОНАНС «РЫБНЫЙ МУРМАН» 8 января 1993 года В газете “ Рыбный Мур ман", [Ф 8 и № 9 (фев раль 1992 г.) были опубликованы статьи “ Полеты во сне и наяву" и “ Кому - память, кому - слава, кому - доллары". Авторы статей В. Кузнецов и Ю. Колосов представили дело так, будто корыстный злоумыш ленник, для которого нет ничего святого, В. Ф. Марарица, он же директор социологического центра “ Разум", он же депутат областного Совета, вместо того чтобы заниматься социологией, вовсю торгует остатками само летов времен войны, торопливо набивая карманы “зелененьки ми". При этом кощунственно продает их под видом лома, почти за бесценок, да еще и спекулирует на проблемах здра воохранения, которому он вроде бы что-то "отстегивает" из своих оттопыренных карманов. И весь этот самолетный беспредел - с благословения областных вла стей. Вероятно, разочарую многих, но в действительности все ина че. Прежде всего несколько слов для читателей, большинст во которых далеки от судьбы авиационной техники времен второй мировой войны. Дело в том. что она давно интересует . коллекционеров за рубежом и оценивается ими в значительных суммах в СКВ. Сотни “ястреб ков", “юнкерсов", “харикейнов" и др. самолетов ржавеют в боло тах Заполярья. Единицы восста новлены и стали экспонатами музеев, монументами, десятки вывезены предприимчивыми москвичами и ленинградцами и проданы за рубеж. Ясно, что об ласть от таких сделок ничего не получила. Нельзя было даже на казать кого-то за бесконтроль ное растаскивание самолетов, так как в правовом отношении они были ничьи, так же, как, на пример, грибы в лесу. Подобная практика продол жается и сегодня.. Например, малое предприятие "Сфера" (п. Мурмаши) в конце прошлого го да незаконно продало остатки самолета "харикейн" совместно му предприятию “Милена" (Мо сковская обл.). Предприятие “ Интеравиа" (г. Москва), ранее именовавшееся “Мир", в тече ние последних лет вывезло са молеты в п. Сафоново под обещание часть из них отрестав рировать и возвратить. Но на се годня нет ни возвращенных самолетов, ни денег за них. Поскольку факты бесконт рольного вывоза остались без внимания прессы и прокуратуры, группа депутатов областного Совета, и автор этих строк в том числе, решили попытаться защи тить интересы области. В связи с этим президиум областного Совета, рассмотрев предложе ния депутатов, поручил МСНИЦ “ Разум" отработать на практике механизм реализации остатков самолетов. После чего област ной Совет заключил с МСНИЦ “Разум" договор, в котором по ручил центру реализовать остат ки самолетов. При этом прибыль от реализации должна делиться в соотношении: 75% - в бюджет области, 25% - МСНИЦ "Разум". Чтобы средства, идущие в бюджет области, не раствори лись бы там бесследно, “ Разум" оговорил условие: валюта долж на расходоваться только на ме- доборудование для областной больницы, детских больниц и от делений. С другой стороны, "Ра зум" обязался направлять полученную прибыль на разви тие социологической службы, т. е. на приобретение необходимо го оборудования. На основании этого договора МСНИЦ “ Разум" продал остатки двух самолетов (английский “Хэмпден" и наш ИЛ-2) канадской фирме “ Клас сика в авиации" с соблюдением всех существующих законов. Да и невозможно их было обойти, так как в ходе реализации мы пользовались услугами многих авторитетных организаций Кольской ассоциации делового сотрудничества, Мурманского морского пароходства, таможни, автотранспортных предприятий, авиаотряда и многих других. Вы рученная от продажи сумма - 2 2 тысячи долларов - была распре делена в соответствии с догово ром. На днях уже поступила часть медоборудования для об ластной больницы, закупленного в Финляндии. Деятельность "Разума" одобрили и областной Совет, и облисполком. Было предложено расширить программу реализа ции самолетов за рубеж в 1992 году, что ориентировочно дает в бюджет области 200 - 250 тысяч долларов. Так дело обстоит в действи тельности. В. Кузнецов получил от меня еще более исчерпываю щую информацию, и не только устную. Были показаны до ку менты, подтверждающие закон ность деятельности “ Разума". Но, видно, все это показалось тривиально В. Кузнецову и примкнувшему к нему во второй публикации Ю. Колосову, кото рый не только не задал ни од ного вопроса, а даже не встречался со мной. Авторы статей обвиняют МСНИЦ "Разум" в торговле ре ликвиями боевой славы. Но уве рен, и они согласятся со мной, что место реликвиям - в музее, а не в болоте. Для того чтобы вытащить и восстановить до му зейного состояния всего лишь один самолет, требуются десят ки миллионов рублей. Ясно, что таких средств нет. Практически единственным источником для их получения может стать про дажа серийных экземпляров ос татков отечественной и зарубежной авиатехники, число которых на территории Мурман ской области измеряется сотня ми. Не вижу ничего аморального в том, что мы предполагаем про дать за рубеж не только остатки английских, немецких, но и со ветских самолетов. Что плохого в том, если посетители авиаци онного музея в Канаде увидят наш ИЛ-2, защищавший небо Заполярья. "Разум" обвинили в том, что сделка с канадской фирмой “ Классика в авиации" состоя лась в нарушение “ существую щего всероссийского запрета". Но это вымысел, запрета на вы воз остатков самолетов не суще ствует. Несостоятельны также утверждения о том, что нами иг норируется решение облиспол кома от 14.02.90 г. о запрете вывоза остатков самолетов с территории области без согла сования с местными властями. Соответствующие разрешения на вывоз самолетов были нами получены. Еще один вымысел заключа ется в том, что “ Разум" якобы “тайком получил от областных властей монопольное право торговать реликвиями". Но если обсуждение вопроса и принятие решения на президиуме област ного Совета и на заседании об лисполкома означает “ получить разрешение тайком", то какой должна быть альтернатива? Нет также оснований утвер ждать, что полученное нами право - монопольное: оно есть у любой организации, которая мо жет организовать и провести по иск, транспортировку и продажу остатков самолетов, с обяза тельными отчислениями с при были в бюджет области. В. Кузнецов пишет: “Об экспорте самолетов был проинформиро ван вице-президент А. Руцкой". Правильнее было бы сказать, что А. Руцкой был дезинформи рован теми, кто годами бескон трольно растаскивал остатки самолетов из нашей области, а теперь столкнулся с препятстви ем. Дело в том, что по инициа тиве “ Разума" сессия областно го Совета осенью 1991 года приняла решение об объявлении остатков авиационной техники достоянием населения области. Это значительно осложнило де ятельность многочисленных МП и СП, распоряжавшихся остатка ми самолетов в нашей области, как своей собственностью. Д е з информация была организована Руцкому через бывший КГБ СССР высокопоставленными от ставниками, которые работают сегодня в тех самых МП и СП. В ответ на запрос вице-прези дента бывший председатель об лисполкома А. Малинин и представитель Президента И. Меньшиков дали разъяснение о том. на основе каких норматив ных документов и как проводит ся работа по предотвращению бесконтрольного вывоза из об ласти самолетов времен войны. Судя по тому, что новых за просов не последовало, ответ удовлетворил А. Руцкого. Но не удовлетворил В. Кузнецова. Он пишет: "И. Меньшиков и А. Ма линин честно признались в том. что самолеты вывозились под видом лома". Искатели сенса ций опять все поставили с ног на голову. Никому ни в чем не надо было признаваться, потому что никто ничего не скрывал "под видом". Не думаю, что Ю. Колосов и В. Кузнецов столь на ивны. что не знают о существо вании таможенной службы, которая как раз и занимается тем. чтобы “под видом" ничего не вывозилось. Поскольку вывоз остатков самолетов не имел прецедентов на нашей таможне, депутаты об ратились за консультацией в бывшее Министерство внешне экономических связей, где нам разъяснили, что в Едином коди фикаторе экспортной продукции такой рубрики - остатки военной техники - нет, и рекомендовали именовать наш товар ломом цветных металлов. Мурманская таможня согласилась с этими рекомендациями. Нас обвиняют в том, что мы продешевили, продавая ржавев шие в лесу самолеты. Но где доказательства этого? Ведь это непрофессионально - высказы вать подозрения, ничем их не обосновывая. Также не соответ ствует действительности утвер ждение, что мы продаем сырье по дешевке и что “ Разуму" про сто некогда да и незачем зани маться доводкой товара до высоких кондиций. Напротив, по инициативе "Разума" подписан контракт о восстановлении са молета ИЛ-2, который вернется в Мурманскую область. Прора батывается вопрос об использо вании ремонтной базы Северного флота для восстанов ления самолетов у нас в обла сти. Вымысел также и то, что на ми якобы получена предвари тельная оплата в 2 0 тысяч долларов за еще один продан ный самолет, и то, что планиру ется проведение самолетного аукциона в п. Мурмаши. Нет оснований упрекать нас в том, что "Разум" не занимается своими прямыми обязанностя ми: нами выполняется большая программа социологических и психологических исследований для народного образования. Расценки, по которым мы выпол няем эти работы, а они значи тельно ниже, чем у наших коллег, например, из Москвы, не позволяют получить средства на развитие материальной базы центра. Поэтому коммерческая деятельность необходима "Ра зуму" ни для того, чтобы набить карманы "зелененькими", а для того, чтобы в Мурманске был хо рошо оснащенный исследова тельский центр. Замечу, кстати, что "Разум" возник в 1989 году практически на пустом месте, в отличие от многочисленных МП и СП, организованных на так на зываемые комсомольские и пар тийные деньги. Единственным светлым пят ном в статьях было упоминание об энтузиастах из Ревды, вос становивших один “харикейн". Правда, здесь же авторы статьи принялись в черносотенном д у хе угрожать тем, кто посмел бы предложить умельцам "зеле ненькие" за восстановленный самолет. Зря беспокоятся В. Кузнецов и Ю. Колосов. Вряд ли кто-то предложит доллары за этот макет. Зарубежные фирмы предпочитают восстанавливать самолеты из обломков, приме няя высокие технологии, которых в Ревде и в области, увы, нет. Но сотрудничество с ревдин- скими энтузиастами мы нала дим непременно. Старых самолетов вокруг Ревды много, проблем в поселке еще больше, а денег в бюджете не хватает. Почему не помочь поселку, на пример. построить еще одну школу, чтобы дети не учились в три смены? Хотя, если следо вать логике авторов, предпочти тельнее обставить весь поселок остатками старых самолетов. . Перечень вымыслов можно было бы продолжить. Их число в двух небольших по размеру статьях наводит на мысль, что Ю. Колосов и В. Кузнецов и не собирались выполнять свой профессиональный долг - объ ективно исследовать ситуацию. Однако я не думаю, что коррес понденты выполняли заказ тех, кому выгодно сорвать совмест ную программу областного Со вета и МСНИЦ “ Разум" и лишить область солидной д о бавки в бюджет. Эти люди, я имею в виду тех. кто десятиле тиями наживался на бесконт рольно вывозимых самолетах из нашей области и кому на руку такие публикации, имеют до статочные средства, чтобы к у пить лучших профессионалов, которых опровергать будет не так легко, как В. Кузнецова и Ю. Колосова. В. МАРАРИЦА, депутат областного Совета народных депутатов , дирек тор МСНИЦ “Разум". ОТ РЕДАКЦИИ. После публикаций “Полеты во сне и наяву ”, “Кому - па мять, кому - слава, кому - до ллары ” “Рыбный Мур м а н ” опубликовал еще ряд материалов Ю. Колосова и В. Кузнецова о деятель ности МСНИЦ “Разум ”, связанной с вывозом и продажей авиационной техники времен второй мировой войны. И только сейчас - позицию к о л л ек тива “Разума ” по поводу двух первых публикаций (читатели , видимо, обра т или внимание на дату под материалом ). Мы приносим извине ния коллективу МСНИЦ “Разум” и желаем дальней ших успехов в поиске, ре ставрации и продаже техники времен второй мировой войны, если все это действительно в ин тересах населения об ла сти. Сегодня Ю. Колосов и В. Кузнецов уже не рабо тают в редакции ежене дельника “Рыбный М урман ”. Медицинская ап паратура , за к у п а н н а я на валюту от реализации этой техники , передана областной больнице. По надобилось несколько су дебных разбирательств в Октябрьском, областном народных судах, депутат ских и других проверок для того , чтобы возобладала точка зрения коллектива МСНИЦ “Разум ”. Мы со жалеем о том, что для этого пришлось ко ллек тивам редакции и “Разу м а ” пройти этот долгий путь. Вместе с тем в ходе всех этих разбира тельств, анализа почты в редакцию мы приш ли к вы воду, что бесконтрольный вывоз техники продолжа ется до сих пор. Поэтому мы, вероятно , продолжим эту тему на страницах еженедельника. И ПАМЯТЬ, И СЛАВА, И ДОЛЛАРЫ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz