Рыбный Мурман. 1993 г. Январь.

12 стр. РЕЗОНАНС «РЫБНЫЙ МУРМАН» 8 января 1993 года В газете “ Рыбный Мур­ ман", [Ф 8 и № 9 (фев­ раль 1992 г.) были опубликованы статьи “ Полеты во сне и наяву" и “ Кому - память, кому - слава, кому - доллары". Авторы статей В. Кузнецов и Ю. Колосов представили дело так, будто корыстный злоумыш­ ленник, для которого нет ничего святого, В. Ф. Марарица, он же директор социологического центра “ Разум", он же депутат областного Совета, вместо того чтобы заниматься социологией, вовсю торгует остатками само­ летов времен войны, торопливо набивая карманы “зелененьки­ ми". При этом кощунственно продает их под видом лома, почти за бесценок, да еще и спекулирует на проблемах здра ­ воохранения, которому он вроде бы что-то "отстегивает" из своих оттопыренных карманов. И весь этот самолетный беспредел - с благословения областных вла­ стей. Вероятно, разочарую многих, но в действительности все ина­ че. Прежде всего несколько слов для читателей, большинст­ во которых далеки от судьбы авиационной техники времен второй мировой войны. Дело в том. что она давно интересует . коллекционеров за рубежом и оценивается ими в значительных суммах в СКВ. Сотни “ястреб­ ков", “юнкерсов", “харикейнов" и др. самолетов ржавеют в боло­ тах Заполярья. Единицы восста­ новлены и стали экспонатами музеев, монументами, десятки вывезены предприимчивыми москвичами и ленинградцами и проданы за рубеж. Ясно, что об­ ласть от таких сделок ничего не получила. Нельзя было даже на­ казать кого-то за бесконтроль­ ное растаскивание самолетов, так как в правовом отношении они были ничьи, так же, как, на­ пример, грибы в лесу. Подобная практика продол­ жается и сегодня.. Например, малое предприятие "Сфера" (п. Мурмаши) в конце прошлого го ­ да незаконно продало остатки самолета "харикейн" совместно­ му предприятию “Милена" (Мо­ сковская обл.). Предприятие “ Интеравиа" (г. Москва), ранее именовавшееся “Мир", в тече­ ние последних лет вывезло са­ молеты в п. Сафоново под обещание часть из них отрестав­ рировать и возвратить. Но на се­ годня нет ни возвращенных самолетов, ни денег за них. Поскольку факты бесконт­ рольного вывоза остались без внимания прессы и прокуратуры, группа депутатов областного Совета, и автор этих строк в том числе, решили попытаться защи­ тить интересы области. В связи с этим президиум областного Совета, рассмотрев предложе­ ния депутатов, поручил МСНИЦ “ Разум" отработать на практике механизм реализации остатков самолетов. После чего област­ ной Совет заключил с МСНИЦ “Разум" договор, в котором по­ ручил центру реализовать остат­ ки самолетов. При этом прибыль от реализации должна делиться в соотношении: 75% - в бюджет области, 25% - МСНИЦ "Разум". Чтобы средства, идущие в бюджет области, не раствори­ лись бы там бесследно, “ Разум" оговорил условие: валюта долж ­ на расходоваться только на ме- доборудование для областной больницы, детских больниц и от­ делений. С другой стороны, "Ра­ зум" обязался направлять полученную прибыль на разви­ тие социологической службы, т. е. на приобретение необходимо­ го оборудования. На основании этого договора МСНИЦ “ Разум" продал остатки двух самолетов (английский “Хэмпден" и наш ИЛ-2) канадской фирме “ Клас­ сика в авиации" с соблюдением всех существующих законов. Да и невозможно их было обойти, так как в ходе реализации мы пользовались услугами многих авторитетных организаций Кольской ассоциации делового сотрудничества, Мурманского морского пароходства, таможни, автотранспортных предприятий, авиаотряда и многих других. Вы­ рученная от продажи сумма - 2 2 тысячи долларов - была распре­ делена в соответствии с догово­ ром. На днях уже поступила часть медоборудования для об­ ластной больницы, закупленного в Финляндии. Деятельность "Разума" одобрили и областной Совет, и облисполком. Было предложено расширить программу реализа­ ции самолетов за рубеж в 1992 году, что ориентировочно дает в бюджет области 200 - 250 тысяч долларов. Так дело обстоит в действи­ тельности. В. Кузнецов получил от меня еще более исчерпываю­ щую информацию, и не только устную. Были показаны до ку ­ менты, подтверждающие закон­ ность деятельности “ Разума". Но, видно, все это показалось тривиально В. Кузнецову и примкнувшему к нему во второй публикации Ю. Колосову, кото­ рый не только не задал ни од ­ ного вопроса, а даже не встречался со мной. Авторы статей обвиняют МСНИЦ "Разум" в торговле ре­ ликвиями боевой славы. Но уве­ рен, и они согласятся со мной, что место реликвиям - в музее, а не в болоте. Для того чтобы вытащить и восстановить до му­ зейного состояния всего лишь один самолет, требуются десят­ ки миллионов рублей. Ясно, что таких средств нет. Практически единственным источником для их получения может стать про­ дажа серийных экземпляров ос­ татков отечественной и зарубежной авиатехники, число которых на территории Мурман­ ской области измеряется сотня­ ми. Не вижу ничего аморального в том, что мы предполагаем про­ дать за рубеж не только остатки английских, немецких, но и со­ ветских самолетов. Что плохого в том, если посетители авиаци­ онного музея в Канаде увидят наш ИЛ-2, защищавший небо Заполярья. "Разум" обвинили в том, что сделка с канадской фирмой “ Классика в авиации" состоя­ лась в нарушение “ существую­ щего всероссийского запрета". Но это вымысел, запрета на вы­ воз остатков самолетов не суще­ ствует. Несостоятельны также утверждения о том, что нами иг­ норируется решение облиспол­ кома от 14.02.90 г. о запрете вывоза остатков самолетов с территории области без согла­ сования с местными властями. Соответствующие разрешения на вывоз самолетов были нами получены. Еще один вымысел заключа­ ется в том, что “ Разум" якобы “тайком получил от областных властей монопольное право торговать реликвиями". Но если обсуждение вопроса и принятие решения на президиуме област­ ного Совета и на заседании об­ лисполкома означает “ получить разрешение тайком", то какой должна быть альтернатива? Нет также оснований утвер­ ждать, что полученное нами право - монопольное: оно есть у любой организации, которая мо­ жет организовать и провести по­ иск, транспортировку и продажу остатков самолетов, с обяза­ тельными отчислениями с при­ были в бюджет области. В. Кузнецов пишет: “Об экспорте самолетов был проинформиро­ ван вице-президент А. Руцкой". Правильнее было бы сказать, что А. Руцкой был дезинформи­ рован теми, кто годами бескон­ трольно растаскивал остатки самолетов из нашей области, а теперь столкнулся с препятстви­ ем. Дело в том, что по инициа­ тиве “ Разума" сессия областно­ го Совета осенью 1991 года приняла решение об объявлении остатков авиационной техники достоянием населения области. Это значительно осложнило де ­ ятельность многочисленных МП и СП, распоряжавшихся остатка­ ми самолетов в нашей области, как своей собственностью. Д е з ­ информация была организована Руцкому через бывший КГБ СССР высокопоставленными от­ ставниками, которые работают сегодня в тех самых МП и СП. В ответ на запрос вице-прези­ дента бывший председатель об­ лисполкома А. Малинин и представитель Президента И. Меньшиков дали разъяснение о том. на основе каких норматив­ ных документов и как проводит­ ся работа по предотвращению бесконтрольного вывоза из об­ ласти самолетов времен войны. Судя по тому, что новых за­ просов не последовало, ответ удовлетворил А. Руцкого. Но не удовлетворил В. Кузнецова. Он пишет: "И. Меньшиков и А. Ма­ линин честно признались в том. что самолеты вывозились под видом лома". Искатели сенса­ ций опять все поставили с ног на голову. Никому ни в чем не надо было признаваться, потому что никто ничего не скрывал "под видом". Не думаю, что Ю. Колосов и В. Кузнецов столь на­ ивны. что не знают о существо­ вании таможенной службы, которая как раз и занимается тем. чтобы “под видом" ничего не вывозилось. Поскольку вывоз остатков самолетов не имел прецедентов на нашей таможне, депутаты об­ ратились за консультацией в бывшее Министерство внешне­ экономических связей, где нам разъяснили, что в Едином коди ­ фикаторе экспортной продукции такой рубрики - остатки военной техники - нет, и рекомендовали именовать наш товар ломом цветных металлов. Мурманская таможня согласилась с этими рекомендациями. Нас обвиняют в том, что мы продешевили, продавая ржавев­ шие в лесу самолеты. Но где доказательства этого? Ведь это непрофессионально - высказы­ вать подозрения, ничем их не обосновывая. Также не соответ­ ствует действительности утвер­ ждение, что мы продаем сырье по дешевке и что “ Разуму" про­ сто некогда да и незачем зани­ маться доводкой товара до высоких кондиций. Напротив, по инициативе "Разума" подписан контракт о восстановлении са­ молета ИЛ-2, который вернется в Мурманскую область. Прора­ батывается вопрос об использо­ вании ремонтной базы Северного флота для восстанов­ ления самолетов у нас в обла­ сти. Вымысел также и то, что на­ ми якобы получена предвари­ тельная оплата в 2 0 тысяч долларов за еще один продан­ ный самолет, и то, что планиру­ ется проведение самолетного аукциона в п. Мурмаши. Нет оснований упрекать нас в том, что "Разум" не занимается своими прямыми обязанностя­ ми: нами выполняется большая программа социологических и психологических исследований для народного образования. Расценки, по которым мы выпол­ няем эти работы, а они значи­ тельно ниже, чем у наших коллег, например, из Москвы, не позволяют получить средства на развитие материальной базы центра. Поэтому коммерческая деятельность необходима "Ра­ зуму" ни для того, чтобы набить карманы "зелененькими", а для того, чтобы в Мурманске был хо­ рошо оснащенный исследова­ тельский центр. Замечу, кстати, что "Разум" возник в 1989 году практически на пустом месте, в отличие от многочисленных МП и СП, организованных на так на­ зываемые комсомольские и пар­ тийные деньги. Единственным светлым пят­ ном в статьях было упоминание об энтузиастах из Ревды, вос­ становивших один “харикейн". Правда, здесь же авторы статьи принялись в черносотенном д у ­ хе угрожать тем, кто посмел бы предложить умельцам "зеле­ ненькие" за восстановленный самолет. Зря беспокоятся В. Кузнецов и Ю. Колосов. Вряд ли кто-то предложит доллары за этот макет. Зарубежные фирмы предпочитают восстанавливать самолеты из обломков, приме­ няя высокие технологии, которых в Ревде и в области, увы, нет. Но сотрудничество с ревдин- скими энтузиастами мы нала­ дим непременно. Старых самолетов вокруг Ревды много, проблем в поселке еще больше, а денег в бюджете не хватает. Почему не помочь поселку, на­ пример. построить еще одну школу, чтобы дети не учились в три смены? Хотя, если следо ­ вать логике авторов, предпочти­ тельнее обставить весь поселок остатками старых самолетов. . Перечень вымыслов можно было бы продолжить. Их число в двух небольших по размеру статьях наводит на мысль, что Ю. Колосов и В. Кузнецов и не собирались выполнять свой профессиональный долг - объ­ ективно исследовать ситуацию. Однако я не думаю, что коррес­ понденты выполняли заказ тех, кому выгодно сорвать совмест­ ную программу областного Со­ вета и МСНИЦ “ Разум" и лишить область солидной д о ­ бавки в бюджет. Эти люди, я имею в виду тех. кто десятиле­ тиями наживался на бесконт­ рольно вывозимых самолетах из нашей области и кому на руку такие публикации, имеют до ­ статочные средства, чтобы к у ­ пить лучших профессионалов, которых опровергать будет не так легко, как В. Кузнецова и Ю. Колосова. В. МАРАРИЦА, депутат областного Совета народных депутатов , дирек­ тор МСНИЦ “Разум". ОТ РЕДАКЦИИ. После публикаций “Полеты во сне и наяву ”, “Кому - па­ мять, кому - слава, кому - до ллары ” “Рыбный Мур­ м а н ” опубликовал еще ряд материалов Ю. Колосова и В. Кузнецова о деятель­ ности МСНИЦ “Разум ”, связанной с вывозом и продажей авиационной техники времен второй мировой войны. И только сейчас - позицию к о л л ек ­ тива “Разума ” по поводу двух первых публикаций (читатели , видимо, обра­ т или внимание на дату под материалом ). Мы приносим извине­ ния коллективу МСНИЦ “Разум” и желаем дальней­ ших успехов в поиске, ре ­ ставрации и продаже техники времен второй мировой войны, если все это действительно в ин­ тересах населения об ла ­ сти. Сегодня Ю. Колосов и В. Кузнецов уже не рабо ­ тают в редакции ежене­ дельника “Рыбный М урман ”. Медицинская ап­ паратура , за к у п а н н а я на валюту от реализации этой техники , передана областной больнице. По­ надобилось несколько су­ дебных разбирательств в Октябрьском, областном народных судах, депутат­ ских и других проверок для того , чтобы возобладала точка зрения коллектива МСНИЦ “Разум ”. Мы со ­ жалеем о том, что для этого пришлось ко ллек ­ тивам редакции и “Разу­ м а ” пройти этот долгий путь. Вместе с тем в ходе всех этих разбира­ тельств, анализа почты в редакцию мы приш ли к вы­ воду, что бесконтрольный вывоз техники продолжа­ ется до сих пор. Поэтому мы, вероятно , продолжим эту тему на страницах еженедельника. И ПАМЯТЬ, И СЛАВА, И ДОЛЛАРЫ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz