Рыбный Мурман. 1993 г. Сентябрь.
ю стр. Актуальное интервью «РЫБНЫЙ МУРМАН» 24 - 30 сентября 1993 года Мы встретились с главой администрации Мурманской области Евгением Борисовичем Комаровым в восемь утра. Эти утренние минуты - единственные в жестком графике его рабочего дня, когда он может просто поговорить. Хотя, разумеется, выражение “ просто поговорить *’ - чисто условное. Ведь то, о чем он говорит, - его работа. И, рассказывая о проблемах, сковавших словно цепями область, он все-таки не теряет оп тимизма и уверенности в том, что цепи эти в конце концов удастся разорвать. Он не дает покоя правительству телеграммами, частыми визитами в Москву. А секретарша Черномырдина узнает его голос по телефону еще до того, как он представится, - я сам был тому свидетелем. Мне бы очень хотелось рассказать о Комарове просто как о че ловеке. Точнее, как о человеке, на котором помимо наших обычных житейских забот лежит еще и громадная ответственность. Увы... Он считает, что время подобного очерка еще не пришло - множество других, более важных дел. Я встречался с государствен ными деятелями разных рангов и уровней - и по положению, и по интеллектуальному багажу. Были, да, к сожалению, есть и профанаторы, и случайные люди, вынесенные на вершины власти, какие-то посты “ волной” событий и сложившихся обстоятельств. Но знаю я и других, для которых Дело, Страна, Народ - не простой звук, не “ инстру мент” для пользования при произнесении речей. Как правило, такие люди не употреб ляют приведенных мною понятий - они просто работают, делают дело для этой самой страны, для этого самого народа. Хорошо работают. Безоглядно на сплетни, кляузы, на разную клевету, неприкрытое лизоблюдство, готовое в любую секунду обернуться ударом в спину. Но - к делу. 1 она - - Евгений Борисович, в последнее время появился, я бы сказал, повышенный интерес к нашей области со стороны Запада. Или я ошибаюсь? - Действительно так. Визиты иностранных гостей, скажем, из Скандинавских стран, уже стали системой. Но к нам едут на уровне по слов. на уровне бизнеса представители и Ан глии. и Франции, и Канады, и США. и Южной Кореи... А вот совсем недавно был посол Ав стралии. Такой повышенный интерес к нам, конечно, не случаен. Область обладает боль шим экономическим потенциалом. Минералы, находящиеся в недрах Кольского полуостро ва, имеют постоянный спрос на мировом рын ке. Но вся сложность и беда заключаются в том. что любой крупный проект требует и крупных инвестиций, т. е. больших капиталов ложений. Западные фирмы в общем-то со гласны платить. Но их отпугивает одно: это старая, всем известная наша беда - создав шаяся или сложившаяся политическая обста новка. Западные инвесторы боятся вкладывать деньги в нашу экономику именно из-за политической нестабильности. Они пря мо говорят: “А если грянет 17-й год?" Если сменится политический курс правительства? Если сменится политический курс ВС? Есть ли гарантия, что мы не повернем назад? На словах мы всегда все гарантируем, но... По тому-то они неохотно идут на контакт, несмот ря на все приезды. Хотя нельзя сказать, что ничего не делается вообще. Много у нас СП. но все это незначительно по масштабам. Нужно создавать большие предприятия, ко торые занимались бы производством, именно используя наши возможности. И в первую очередь - минерально-сырьевые, биологиче ские ресурсы. Безусловно, бизнесменов вле чет к нам еще и то, что город имеет два незамерзающих порта. А это - транспортные пути. т. е. перевалка грузов, доставка их из западных стран в Юго-Восточную Азию, в Дальневосточный регион, в Японию, в Авст- ралию... Но для того чтобы развивать порто вое хозяйство, и не только мурманское, но и новые порты... - А ч т о значит иновые порты*1? Где? - Бывшие военно-морские базы. Но здесь есть одно слабое, узкое место. Для того что бы начать перевозку грузов, прежде нужно осуществить реконструкцию железной доро ги на участке Карелии - порядка шестисот ки лометров. где нет вторых путей и дорога не электрифицирована. Потому, если пойдет сю да и отсюда поток грузов, мы просто физи чески сегодня не в состоянии их перевезти. Таким образом, прежде чем браться по-на стоящему за порты, нужно вначале решить вопрос с дорогой. - Ну а ч т о - т о в связи с э т и м "высвечи- вается ” ? - Если говорить о реконструкции желез ной дороги - пока ничего. Если говорить о порте, то здесь кое-что все-таки делается. 28 миллионов американских долларов выделено на реконструкцию установки перегрузки апа титового концентрата на суда. Новая установ ка позволит отгружать не только апатит на экспорт, но и минеральные удобрения. За ключен контракт с финской фирмой. Финны будут поставлять оборудование, обеспечива ющее совершенную экологическую чистоту, без малейшей угрозы загрязнения окружаю щей среды. - 28 миллионов долларов - солидная сум ма. Или часть ее х о т я бы предполагается “погасить” апатитом? - Нет. Работы финансирует Росагрохим. Валюту будут переводить заводы, перераба тывающие минеральные удобрения. - Евгений Борисович, давайте теперь по говорим о ваших прямых обращениях в пра вительство. На какой они предмет? - У нас сейчас очень сложная экономиче ская ситуация. На сегодняшний день практи чески остановлен Ловозерский горно-обогатительный комбинат. - Почему? - Нет рынка сбыта. Комбинат свою про дукцию всегда в основном реализовывал в Эстонию и на Урал, в Соликамск. - А ч то произошло теперь? - С Эстонией отношения разорваны пол ностью. А соликамский завод пошел по более выгодному для них пути. Кстати, во вред эко номике России и нашему предприятию. Они нашу продукцию перерабатывают и продают той же Эстонии, то есть за границу. Комбинат оказался в жутком положении. Сейчас нужно срочно изыскивать средства для реконструк ции производства, с тем чтобы иметь возмож ность получать новые виды продукции, пользующейся спросом. Для этого необходим кредит в 20 миллионов долларов. И тогда в очень короткие сроки можно осуществить ре конструкцию и начать производить новую продукцию. Мы с директором комбината вы езжали в Москву, были в правительстве. Встречались с первым вице-премьером Сы- сковцом. К нам отнеслись с пониманием. Сы- сковец дал соответствующие поручения, получены положительные заключения мини стерств и ведомств. Но Минфин не хочет вы делять нам этот кредит. - И чем мотивируется отказ? - Нет средств - весь разговор. А мы ведь не Христа ради просим - на 5 лет. с возвра том. Далее. Крайне сложное положение в объединении “Апатит". В свое время комби нат производил 20 миллионов тонн концент рата. Программа следующего года - 6 миллионов. За этим сразу же встает социаль ная проблема. Пойдут сокращения, причем сокращения громаднейшие. Только на первом этапе потеряют работу более 3-х тысяч чело век. - Что, опять н е т спроса? - Сейчас вопрос стоит таким образом: а нужно ли вообще это предприятие? Нужен апатит стране или не нужен? - Даже та к? - Именно так. И необходимо, чтобы пра вительство дало ответ. Не нужно это пред приятие - так честно и откровенно скажите, что оно не нужно России. И тогда мы будем искать другие пути, иные рынки сбыта в дру гих странах. Будем работать на Запад, на Во сток. Во всем мире спрос на этот концентрат огромен, он нужен всем. Но ведь он нужен и России! Это же очевидно. Получать урожаи, неважно чего - зерновых культур, овощей, без фосфорных удобрений невозможно. А сегод ня наше сельское хозяйство идет по пороч ному пути - пути эксплуатации земли. А за этим последует неминуемое наказание - ис тощение почв. И если мы сегодня говорим, что собрали рекордный урожай, то завтра, ес ли не кормить, не подпитывать землю. - этих урожаев просто не будет. Мировые страны, передовые в аграрном отношении, вносят по 5*ХН>00 центнеров на гектар. Мы в среднем по России - 14-15. А в следующем году будет и того меньше. И можете себе представить, какие нас ждут урожаи, если мы лишим зем лю минеральных и фосфорных удобрений. Коллектив комбината намерен объявить заба стовку в знак протеста против подобной бес хозяйственности... - Знаете, Евгений Борисович, я, со своей стороны, назвал бы это резче, старым, из 37-го года, словом - все это где-то на грани явного вредительства. Но это мои эмоции. - Забастовка проводится еще и потому, что у коллектива комбината вызывает удивле ние. мягко говоря, непонимание этой пробле мы. - На самом верху? - Да. на самом верху. А между тем резко возросла стоимость транспортного тарифа. Фактически она уже подошла к стоимости са мого концентрата. Мы продаем концентрат по 14 тысяч рублей за тонну - примерно такова \а стоимость его транспортировки. И перера батывающим предприятиям, таким образом, с учетом транспортных расходов, приходится платить две цены за тонну. Естественно, все это ведет к увеличению себестоимости тонны удобрений. Сельские хозяйственники, даже если кто-то и очень хочет, просто не в состо янии его покупать. И вот. как говорится, круг замкнулся. - Но какой-то выход должен быть? - Он есть. Я уже был в связи с этим не однократно и у Черномырдина, и в Минфине, и в Министерстве экономики. Там все всё по нимают, соглашаются, что да, необходимо оказывать помощь. А на деле... К слову сказать, это предприятие не по вышает цены на свою продукцию, потому что повышать бессмысленно - у них вообще пе рестанут покупать концентрат. А выход такой: правительству, государству необходимо осоз нанно пойти на субвенции и дотации произ водства апатита. Это единственное у нас предприятие по выработке апатитового кон центрата. оно монополист в России. И госу дарство должно однозначно идти по этому пути. Если нет, тогда так же однозначно нуж но сказать: вы не нужны. Но зачем же мучить людей? Не нужны - дайте возможность за ключать долгосрочные договоры с западными партнерами. А не как сейчас - на год-два. На Западе ведь работают только на долгосроч ной основе. - А что мешает сейчас заключить такие договоры? /и л “ Т О r j d - У нас ведь, как бывает? Если на этот год разрешили, на следующий - однозначно за претят. Но так с западным партнером рабо тать нельзя. Должны быть гарантии. А гарантия - долгосрочный договор, где будет сказано, что в течение 20 - 25 лет мы будем поставлять, условно, миллион тонн концентра та. Вот в этом случае с нами будут работать. - А на э т о “добро" должно дать прави тельство? - Совершенно верно. А оно - как собака на сене: ни себе, ни людям, не разрешают заключать сделку. Но ведь мы же вам не нуж ны! Так разрешите нам самостоятельные дей ствия. Сырье нужно, концентрат нужен во всем мире, и предприятие будет жить не ху же. а скорее всего лучше, чем живет сегодня, и люди смогут успешно решать все свои со циальные проблемы. - Но за то Россия будет ж и т ь хуже... - Да, Россия будет жить хуже. Это нужно сказать однозначно. А чтсбы Россия жила хо рошо, нужны финансовые вливания. Этого не происходит. А само предприятие, повторяю, не в состоянии выжить. - Я знаю, ч т о вчера у вас должен был состояться разговор с Черномырдиным. - Я раз десять ему звонил, он целый день был у Президента. Сегодня буду звонить сно ва. Да вот давайте прямо сейчас... И Комаров, подняв трубку телефона, уже через пару минут разговаривал с секретар шей премьера. Черномырдина опять не ока залось на месте. - А о чем будете говорить, Евгений Бо рисович? - Да вот о том же самом, о чем мы гово рим с вами. В очередной раз буду убеждать его, что все эти вопросы требуют незамедли тельного разрешения. А ведь есть еще и про блема Кольской атомной станции. На сегодняшний день вся система, не только "Колэнерго". но и Карельская система, и цен тральные сети, задолжали станции около 14 миллиардов рублей. Они не в состоянии ку пить топливо, они не выплачивают заработную плату. И коллектив принял решение - начать забастовку. - И т у т забастовка! - Совершенно верно. Клубок! Они хотят оставить в работе два-три реактора. - А ч то э т о в переводе на понятный на селению язык? - Мы сразу же вводим режим экономии электроэнергии. Должны отключиться мощно сти либо комбината “ Печенганикель". либо “Североникель", либо наших горнорудных предприятий. Тот же Апатитский комбинат. Ковдорский, Оленегорский. И так далее. Вче ра провели совещание с руководством ком бинатов “Североникель" и “Печенганикель". Они самые крупные должники системе: в об щей сложности должны 6 миллиардов рублей за электроэнергию. Договорились, что до конца недели либо в начале следующей эта сумма будет выплачена “ Колэнерго". А “ Колэнерго", в свою очередь, рассчитается с Кольской атомной станцией. Но это не решает проблемы в целом, то есть предприятия Мур манской области рассчитаются, а вот Карелия и центральные сети - проблематично. Потому скорее всего будет принято решение об от ключении Карелии и вообще о прекращении подачи электроэнергии за пределы области. Кольская атомная включена в европейскую систему энергообеспечения, потому резуль тат этого решения - сами понимаете... - Миллиардные потери. - Конечно. Я вам сейчас зачитаю теле грамму. которая пришла с Кольской атомной: “С 20 сентября 1993 года будет снижаться на грузка. Снижение нагрузки планируется до 70 мегаватт. В работе будет находиться не более трех блоков". * * • Вот такой состоялся у нас разговор с гла вой Мурманской администрации. (Я умыш ленно не касался рыбацких болячек - о них читатели “ РМ" и без того хорошо знают.) Ко нечно. разговор не закончен, и проблемы, о которых шла речь, в большинстве своем, ра зумеется. не могут быть решены на областном уровне. Даже если удастся убедить людей повременить бастовать, главные вопросы ос танутся открытыми, пока правительство нако нец не соблаговолит обратить свой взор в нашу сторону. И потому я уже договорился с редакцией центральной, весьма уважаемой и авторитетной во всем мире газетой, что этот материал в несколько расширенном виде бу дет там опубликован. Что ж. подождем. Мо жет быть, кому-то и станет совестно перед миром за происходящее на Кольской земле. Беседовал Александр ШЕБЕКО, обозреватель “ РМ” . i jp 'o r 't
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz