Рыбный Мурман. 1993 г. Сентябрь.

ю стр. Актуальное интервью «РЫБНЫЙ МУРМАН» 24 - 30 сентября 1993 года Мы встретились с главой администрации Мурманской области Евгением Борисовичем Комаровым в восемь утра. Эти утренние минуты - единственные в жестком графике его рабочего дня, когда он может просто поговорить. Хотя, разумеется, выражение “ просто поговорить *’ - чисто условное. Ведь то, о чем он говорит, - его работа. И, рассказывая о проблемах, сковавших словно цепями область, он все-таки не теряет оп­ тимизма и уверенности в том, что цепи эти в конце концов удастся разорвать. Он не дает покоя правительству телеграммами, частыми визитами в Москву. А секретарша Черномырдина узнает его голос по телефону еще до того, как он представится, - я сам был тому свидетелем. Мне бы очень хотелось рассказать о Комарове просто как о че­ ловеке. Точнее, как о человеке, на котором помимо наших обычных житейских забот лежит еще и громадная ответственность. Увы... Он считает, что время подобного очерка еще не пришло - множество других, более важных дел. Я встречался с государствен­ ными деятелями разных рангов и уровней - и по положению, и по интеллектуальному багажу. Были, да, к сожалению, есть и профанаторы, и случайные люди, вынесенные на вершины власти, какие-то посты “ волной” событий и сложившихся обстоятельств. Но знаю я и других, для которых Дело, Страна, Народ - не простой звук, не “ инстру­ мент” для пользования при произнесении речей. Как правило, такие люди не употреб­ ляют приведенных мною понятий - они просто работают, делают дело для этой самой страны, для этого самого народа. Хорошо работают. Безоглядно на сплетни, кляузы, на разную клевету, неприкрытое лизоблюдство, готовое в любую секунду обернуться ударом в спину. Но - к делу. 1 она - - Евгений Борисович, в последнее время появился, я бы сказал, повышенный интерес к нашей области со стороны Запада. Или я ошибаюсь? - Действительно так. Визиты иностранных гостей, скажем, из Скандинавских стран, уже стали системой. Но к нам едут на уровне по­ слов. на уровне бизнеса представители и Ан­ глии. и Франции, и Канады, и США. и Южной Кореи... А вот совсем недавно был посол Ав­ стралии. Такой повышенный интерес к нам, конечно, не случаен. Область обладает боль­ шим экономическим потенциалом. Минералы, находящиеся в недрах Кольского полуостро­ ва, имеют постоянный спрос на мировом рын­ ке. Но вся сложность и беда заключаются в том. что любой крупный проект требует и крупных инвестиций, т. е. больших капиталов­ ложений. Западные фирмы в общем-то со­ гласны платить. Но их отпугивает одно: это старая, всем известная наша беда - создав­ шаяся или сложившаяся политическая обста­ новка. Западные инвесторы боятся вкладывать деньги в нашу экономику именно из-за политической нестабильности. Они пря­ мо говорят: “А если грянет 17-й год?" Если сменится политический курс правительства? Если сменится политический курс ВС? Есть ли гарантия, что мы не повернем назад? На словах мы всегда все гарантируем, но... По­ тому-то они неохотно идут на контакт, несмот­ ря на все приезды. Хотя нельзя сказать, что ничего не делается вообще. Много у нас СП. но все это незначительно по масштабам. Нужно создавать большие предприятия, ко­ торые занимались бы производством, именно используя наши возможности. И в первую очередь - минерально-сырьевые, биологиче­ ские ресурсы. Безусловно, бизнесменов вле­ чет к нам еще и то, что город имеет два незамерзающих порта. А это - транспортные пути. т. е. перевалка грузов, доставка их из западных стран в Юго-Восточную Азию, в Дальневосточный регион, в Японию, в Авст- ралию... Но для того чтобы развивать порто­ вое хозяйство, и не только мурманское, но и новые порты... - А ч т о значит иновые порты*1? Где? - Бывшие военно-морские базы. Но здесь есть одно слабое, узкое место. Для того что­ бы начать перевозку грузов, прежде нужно осуществить реконструкцию железной доро­ ги на участке Карелии - порядка шестисот ки­ лометров. где нет вторых путей и дорога не электрифицирована. Потому, если пойдет сю­ да и отсюда поток грузов, мы просто физи­ чески сегодня не в состоянии их перевезти. Таким образом, прежде чем браться по-на­ стоящему за порты, нужно вначале решить вопрос с дорогой. - Ну а ч т о - т о в связи с э т и м "высвечи- вается ” ? - Если говорить о реконструкции желез­ ной дороги - пока ничего. Если говорить о порте, то здесь кое-что все-таки делается. 28 миллионов американских долларов выделено на реконструкцию установки перегрузки апа­ титового концентрата на суда. Новая установ­ ка позволит отгружать не только апатит на экспорт, но и минеральные удобрения. За­ ключен контракт с финской фирмой. Финны будут поставлять оборудование, обеспечива­ ющее совершенную экологическую чистоту, без малейшей угрозы загрязнения окружаю­ щей среды. - 28 миллионов долларов - солидная сум­ ма. Или часть ее х о т я бы предполагается “погасить” апатитом? - Нет. Работы финансирует Росагрохим. Валюту будут переводить заводы, перераба­ тывающие минеральные удобрения. - Евгений Борисович, давайте теперь по­ говорим о ваших прямых обращениях в пра­ вительство. На какой они предмет? - У нас сейчас очень сложная экономиче­ ская ситуация. На сегодняшний день практи­ чески остановлен Ловозерский горно-обогатительный комбинат. - Почему? - Нет рынка сбыта. Комбинат свою про­ дукцию всегда в основном реализовывал в Эстонию и на Урал, в Соликамск. - А ч то произошло теперь? - С Эстонией отношения разорваны пол­ ностью. А соликамский завод пошел по более выгодному для них пути. Кстати, во вред эко­ номике России и нашему предприятию. Они нашу продукцию перерабатывают и продают той же Эстонии, то есть за границу. Комбинат оказался в жутком положении. Сейчас нужно срочно изыскивать средства для реконструк­ ции производства, с тем чтобы иметь возмож­ ность получать новые виды продукции, пользующейся спросом. Для этого необходим кредит в 20 миллионов долларов. И тогда в очень короткие сроки можно осуществить ре­ конструкцию и начать производить новую продукцию. Мы с директором комбината вы­ езжали в Москву, были в правительстве. Встречались с первым вице-премьером Сы- сковцом. К нам отнеслись с пониманием. Сы- сковец дал соответствующие поручения, получены положительные заключения мини­ стерств и ведомств. Но Минфин не хочет вы­ делять нам этот кредит. - И чем мотивируется отказ? - Нет средств - весь разговор. А мы ведь не Христа ради просим - на 5 лет. с возвра­ том. Далее. Крайне сложное положение в объединении “Апатит". В свое время комби­ нат производил 20 миллионов тонн концент­ рата. Программа следующего года - 6 миллионов. За этим сразу же встает социаль­ ная проблема. Пойдут сокращения, причем сокращения громаднейшие. Только на первом этапе потеряют работу более 3-х тысяч чело­ век. - Что, опять н е т спроса? - Сейчас вопрос стоит таким образом: а нужно ли вообще это предприятие? Нужен апатит стране или не нужен? - Даже та к? - Именно так. И необходимо, чтобы пра­ вительство дало ответ. Не нужно это пред­ приятие - так честно и откровенно скажите, что оно не нужно России. И тогда мы будем искать другие пути, иные рынки сбыта в дру­ гих странах. Будем работать на Запад, на Во­ сток. Во всем мире спрос на этот концентрат огромен, он нужен всем. Но ведь он нужен и России! Это же очевидно. Получать урожаи, неважно чего - зерновых культур, овощей, без фосфорных удобрений невозможно. А сегод­ ня наше сельское хозяйство идет по пороч­ ному пути - пути эксплуатации земли. А за этим последует неминуемое наказание - ис­ тощение почв. И если мы сегодня говорим, что собрали рекордный урожай, то завтра, ес­ ли не кормить, не подпитывать землю. - этих урожаев просто не будет. Мировые страны, передовые в аграрном отношении, вносят по 5*ХН>00 центнеров на гектар. Мы в среднем по России - 14-15. А в следующем году будет и того меньше. И можете себе представить, какие нас ждут урожаи, если мы лишим зем­ лю минеральных и фосфорных удобрений. Коллектив комбината намерен объявить заба­ стовку в знак протеста против подобной бес­ хозяйственности... - Знаете, Евгений Борисович, я, со своей стороны, назвал бы это резче, старым, из 37-го года, словом - все это где-то на грани явного вредительства. Но это мои эмоции. - Забастовка проводится еще и потому, что у коллектива комбината вызывает удивле­ ние. мягко говоря, непонимание этой пробле­ мы. - На самом верху? - Да. на самом верху. А между тем резко возросла стоимость транспортного тарифа. Фактически она уже подошла к стоимости са­ мого концентрата. Мы продаем концентрат по 14 тысяч рублей за тонну - примерно такова \а стоимость его транспортировки. И перера­ батывающим предприятиям, таким образом, с учетом транспортных расходов, приходится платить две цены за тонну. Естественно, все это ведет к увеличению себестоимости тонны удобрений. Сельские хозяйственники, даже если кто-то и очень хочет, просто не в состо­ янии его покупать. И вот. как говорится, круг замкнулся. - Но какой-то выход должен быть? - Он есть. Я уже был в связи с этим не­ однократно и у Черномырдина, и в Минфине, и в Министерстве экономики. Там все всё по­ нимают, соглашаются, что да, необходимо оказывать помощь. А на деле... К слову сказать, это предприятие не по­ вышает цены на свою продукцию, потому что повышать бессмысленно - у них вообще пе­ рестанут покупать концентрат. А выход такой: правительству, государству необходимо осоз­ нанно пойти на субвенции и дотации произ­ водства апатита. Это единственное у нас предприятие по выработке апатитового кон­ центрата. оно монополист в России. И госу­ дарство должно однозначно идти по этому пути. Если нет, тогда так же однозначно нуж­ но сказать: вы не нужны. Но зачем же мучить людей? Не нужны - дайте возможность за­ ключать долгосрочные договоры с западными партнерами. А не как сейчас - на год-два. На Западе ведь работают только на долгосроч­ ной основе. - А что мешает сейчас заключить такие договоры? /и л “ Т О r j d - У нас ведь, как бывает? Если на этот год разрешили, на следующий - однозначно за­ претят. Но так с западным партнером рабо­ тать нельзя. Должны быть гарантии. А гарантия - долгосрочный договор, где будет сказано, что в течение 20 - 25 лет мы будем поставлять, условно, миллион тонн концентра­ та. Вот в этом случае с нами будут работать. - А на э т о “добро" должно дать прави­ тельство? - Совершенно верно. А оно - как собака на сене: ни себе, ни людям, не разрешают заключать сделку. Но ведь мы же вам не нуж­ ны! Так разрешите нам самостоятельные дей­ ствия. Сырье нужно, концентрат нужен во всем мире, и предприятие будет жить не ху­ же. а скорее всего лучше, чем живет сегодня, и люди смогут успешно решать все свои со­ циальные проблемы. - Но за то Россия будет ж и т ь хуже... - Да, Россия будет жить хуже. Это нужно сказать однозначно. А чтсбы Россия жила хо­ рошо, нужны финансовые вливания. Этого не происходит. А само предприятие, повторяю, не в состоянии выжить. - Я знаю, ч т о вчера у вас должен был состояться разговор с Черномырдиным. - Я раз десять ему звонил, он целый день был у Президента. Сегодня буду звонить сно­ ва. Да вот давайте прямо сейчас... И Комаров, подняв трубку телефона, уже через пару минут разговаривал с секретар­ шей премьера. Черномырдина опять не ока­ залось на месте. - А о чем будете говорить, Евгений Бо­ рисович? - Да вот о том же самом, о чем мы гово­ рим с вами. В очередной раз буду убеждать его, что все эти вопросы требуют незамедли­ тельного разрешения. А ведь есть еще и про­ блема Кольской атомной станции. На сегодняшний день вся система, не только "Колэнерго". но и Карельская система, и цен­ тральные сети, задолжали станции около 14 миллиардов рублей. Они не в состоянии ку­ пить топливо, они не выплачивают заработную плату. И коллектив принял решение - начать забастовку. - И т у т забастовка! - Совершенно верно. Клубок! Они хотят оставить в работе два-три реактора. - А ч то э т о в переводе на понятный на­ селению язык? - Мы сразу же вводим режим экономии электроэнергии. Должны отключиться мощно­ сти либо комбината “ Печенганикель". либо “Североникель", либо наших горнорудных предприятий. Тот же Апатитский комбинат. Ковдорский, Оленегорский. И так далее. Вче­ ра провели совещание с руководством ком­ бинатов “Североникель" и “Печенганикель". Они самые крупные должники системе: в об­ щей сложности должны 6 миллиардов рублей за электроэнергию. Договорились, что до конца недели либо в начале следующей эта сумма будет выплачена “ Колэнерго". А “ Колэнерго", в свою очередь, рассчитается с Кольской атомной станцией. Но это не решает проблемы в целом, то есть предприятия Мур­ манской области рассчитаются, а вот Карелия и центральные сети - проблематично. Потому скорее всего будет принято решение об от­ ключении Карелии и вообще о прекращении подачи электроэнергии за пределы области. Кольская атомная включена в европейскую систему энергообеспечения, потому резуль­ тат этого решения - сами понимаете... - Миллиардные потери. - Конечно. Я вам сейчас зачитаю теле­ грамму. которая пришла с Кольской атомной: “С 20 сентября 1993 года будет снижаться на­ грузка. Снижение нагрузки планируется до 70 мегаватт. В работе будет находиться не более трех блоков". * * • Вот такой состоялся у нас разговор с гла­ вой Мурманской администрации. (Я умыш­ ленно не касался рыбацких болячек - о них читатели “ РМ" и без того хорошо знают.) Ко­ нечно. разговор не закончен, и проблемы, о которых шла речь, в большинстве своем, ра­ зумеется. не могут быть решены на областном уровне. Даже если удастся убедить людей повременить бастовать, главные вопросы ос­ танутся открытыми, пока правительство нако­ нец не соблаговолит обратить свой взор в нашу сторону. И потому я уже договорился с редакцией центральной, весьма уважаемой и авторитетной во всем мире газетой, что этот материал в несколько расширенном виде бу­ дет там опубликован. Что ж. подождем. Мо­ жет быть, кому-то и станет совестно перед миром за происходящее на Кольской земле. Беседовал Александр ШЕБЕКО, обозреватель “ РМ” . i jp 'o r 't

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz