Рыбный Мурман. 1993 г. Сентябрь.

4 СТР- Экономический компас «РЫБНЫЙ МУРМАН»_24 -3 0 сентября 1993 год а * Позиция ИОСТМЫНЯ ПО ПРОШЛОМУ Транспортный рефрижератор “ Пионер Мурмана” стоял под выгрузкой. Заканчивался последний день пре­ бывания на нем подменного экипажа, завтра придет ос­ новной и начнет готовить судно к отходу на промысел. Из основной команды на борту работали несколько че­ ловек, в их числе и капитан-директор Виктор Николаевич Скачков (на снимке). Предлагаем вашему вниманию монолог В. Н. Скач­ кова, человека на флоте известного, авторитетного. Но - убежденного коммуниста. Что ж, запрета на убежде­ ния нет. И хотя редакция не разделяет многих взглядов автора выступления, все же сочла возможной (или не­ обходимой?) данную публикацию, может быть, она ко­ го-то пригласит к дискуссии? 20 лет я честно работаю в “Севрыбхолодфлоте” на транспортах. Но если раньше я мог свободно говорить правду, отстаивать ее и меня за это уважали, а может, даже и любили, то сейчас приходится правду скрывать. Ибо за это меня уберут не только с флота, но и запрячут туда, откуда очень трудно возвращаться. И я уже не пой­ ду в поисках справедливости в партком или профком, мне просто укажут на дверь, и все. Раньше мы, плохо ли зарабатывая, хорошо ли, жили радостно, уверенные в завтрашнем дне. Уважали Закон, знали его, поскольку долгие годы жили при одном За­ коне. Сейчас меняются и законы, и правила. Это страш­ но. Те, кто не желает работать, говорят мне: - Откуда это требование? Из Устава? Но Устав служ­ бы на судах флота СССР, а СССР нет, значит, нет и Ус­ тава. Поэтому я буду делать что хочу. Мы же в демократическом государстве, а ты - коммунист, застав­ ляешь'нас пахать, а я хочу быть свободным. Хочу - выйду на работу, хочу - выпью, хочу - шапку продам. Я ему объясняю, доказываю, что он должен делать то-то и так-то. А он: - Покажи мне этот закон. Ах, нет его, значит, ты врешь. Привыкли вы,' коммунисты, всем врать, привели страну и нас, моряков, в том числе, в эти дебри! Мы до­ бились свободы и будем жить как хотим. И действительно: хочет - выходит на работу, хочет - нет. Но валюту требует. И питание такое, как раньше. А сейчас цены жуткие, сумма в 250 рублей в день - хлеб с солью да водичкой запить. Ему говоришь: - Нет средств. - Как это нет? Раньше были, а сейчас нет? - Но раньше был СССР, был Устав, который ты не признаешь. Выходит: свобода - отсюда, а питание - оттуда? Это сегодня. А что будет завтра? Кто придет ко мне на судно? Те пацаны, которые сегодня моют машины? Толкутся по подъездам, занимаясь черт-те чем? Почему чаньше нам твердили: ни в коем случае не покупайте ре­ бенку копилку, потому что стоит ему положить туда ко­ пеечку - все, это уже не личность, это раб. И он не будет искать нодую книгу, ему неинтересны детские игры или искусство. Он будет всюду искать деньги, а не найдет - станет воровать. И эта пацанва, которой сейчас 7-12 лет, скоро будет нас с вами защищать? О каком патриотизме можно се­ годня говорить! Все измеряется, все оценивается рублем: кладешь мне рубль в карман - ты человек, не даешь - ты враг. Это же потенциальные предатели! Вот сейчас только и слышишь: приватизация, част­ ная собственность. У меня высшее образование, но я те­ ряюсь, когда надо объяснить человеку, что он, став акционером, вовсе необязательно станет богатым. Ведь он, да и все мы, как работали, так и работаем, четыре руки ни у одного акционера не выросли. Наоборот, стало намного хуже. Люди месяцами бедствуют, не могут получить свою зарплату. Корабли ходят не по 30 и более лет, а 20 лет - все, можно списывать. Потому как некому следить за механизмами, некому ремонтировать, да и не на что. То, что в связи с акционированием влились какие-то деньги на флот, конечно хорошо. Но ведь можно было сделать проще и эффективней: предложили бы людям внести во флотскую кассу денежки, а потом начисляли бы им проценты. И я бы не в банк понес, где фиксиро­ ванные ставки, а в кассу флота, и от каждой зарплаты бы отстегивал. Я был бы заинтересован: чем богаче флот, тем больший процент я получу. И не надо никаких бумаг, только проценты. Причем эти деньги я бы не смог забрать (акции что? - взял да продал), стало быть, я был бы заинтересован работать в этом флоте, а флот не те­ рял бы огромные средства, потраченные на подготовку специалистов, которые сейчас разбегаются. Сменился строй? Сменилась власть, пришли нечест- irue люди, они растаскивают наши богатства. А кто че­ стно работал - ну что ему смена власти? - он так же честно и работает. Вот сейчас очень трудно “ Севрыбхо- лодфлоту” . Но я отлично знаю Альберта Филипповича Леванова. Как производственнику ему нет равных на флоте. У него прекрасный помощник Евгений Борисо­ вич Лишневский. Они могут многое сделать. И делают. Флот покупает суда, занимается промыслом рыбы, при­ обретает магазины, рестораны, чтобы поступали на флот дополнительные средства. Конечно, сейчас очень труд­ но, но ведь это временно. Люди-то остались теми же людьми, я имею в виду тех, кто много лет отдал этому флоту, кто привык работать на совесть. Трудно было всегда. Но сейчас... Мы бьемся на промысле за каждый сэкономленный час, а здесь, в порту, теряем по 10 и бо­ лее суток в ожидании топлива. Великая проблема - снаб­ жение спецодеждой. Нет у людей заинтересованности в том, чтобы сэкономить топливо или емкости трюмов, взять липшие тонны груза на палубу. Только и слы­ шишь: “ А мне за это не платят” . Живут сегодняшним днем: сходил, урвал и - трава не расти. Горько видеть все это. Вот почему такая в душе ностальгия по прошлому. Конечно, я никому не навязываю своих убеждений и не собираюсь кого бы то ни было свергать. Я остаюсь тем, кем был всегда: честным, бескорыстным, с болью в душе за все, ныне происходящее. Виктор СКАЧКОВ, капитан-директор ТР “ Пионер Мурмана” . * Есть идея АУКЦИОН — ЭТО ТАК ПРОСТО Обидно и досадно, что многие воспринимают слово “ рынок” как бесконечные ряды киосков с ино­ странными алкогольными и безалко­ гольными напитками и шоколадками. И лишь немногие ум­ ные головы бьются над тем, чтобы создать в городе подлинный рынок: рыбный аукцион. К этой теме “ РМ” обращался не раз. Но если раньше созданию рыб­ ного рынка в Мурманске мешали не­ преодолимые препятствия, то теперь вроде бы сам бог велел иметь его. Раньше всеми закупками и по­ ставками продуктов питания ведал горпродторг, цены были фиксиро­ ванными, а все магазины, рестораны не имели своих счетов в банке. Сей­ час все иначе. Представьте такую картину. До­ пустим, у причала морского вокзала (центр города, охраняемая террито­ рия) под утро швартуется небольшое судно, и выгружается охлажденная рыба. Подъезжают машины магази­ нов, ресторанов. Встает с молоточ­ ком распорядитель аукциона и объявляют количество и стартовую цену трески (камбалы, креветки, гре­ бешка и т. д.). Цена растет, кто-то забирает продукцию. Прибыль, ос­ тавшаяся у организаторов аукциона после расчета с промысловиками, идет городу. А непроданные остатки рыбы или же рыба с механическими повреждениями продается тут же, в киоске, в розницу домохозяйкам. Все кажется очень просто. Но только кажется. Нужно прежде все­ го разрешение властей города. Конечно, потребуется четкая ор­ ганизация в деятельности аукциона. Ведь к причалам швартуются пасса­ жирские катера. Стало быть, приняв рыбу на причал, надо ее немедленно отвезти оттуда, причал вымыть. Нужно охлаждаемое помещение для складирования рыбы. Нужен навес для аукционной продажи. Но самое главное - нужно жела­ ние властей Мурманска сравнитель­ но легко заработать деньги в городской бюджет. Инна ВОЛКОВА. Рыбацкие новости планеты АМЕРИКАНСКОЕ — НЕ ЗНАЧИТ ОТЛИЧНОЕ Особую тревогу рыбаков Тихоокеан­ ского побережья северных штатов Америки вызывает рост нареканий потребителей на качество рыбопродукции. Претензии ана­ логичного рода, главным образом по пово­ ду лосося, заявлены и японскими импортерами. “За качество рыбы должен отвечать прежде всего рыбак". - считает исследо­ ватель Чарльз Крейпо. ("АП"). лимит НА КРАБОВ Власти штата Аляска распорядились об установлении лимита на вылов крабов у Алеутских островов. До последнего вре­ мени в этом участке Тихого океана про­ мышляло 301 судно, а за десять с небольшим лет добыча сократилась со 130 до 17 миллионов фунтов в путину. ("Оласке коммэршл фишермен"). ДЕПУТАТОВ — В МОРЕ? Рыбаки Аляски имеют вполне опреде­ ленные симпатии и антипатии. Выбороч­ ный опрос, проведенный в штате корреспондентом агентства “Ассошиэйтед ------------------------------------------------------------- £--- -------------------------------- Пресс", показал, что 82 процента рыбаков без всякого нажима намерены участвовать в выборах своего конгрессмена, при этом голоса разделились примерно поровну. Однако на вопрос, взяли бы они его с собой на промысел, и республиканцы, и демократы единодушно ответили: "Ни в коем случае! . Республиканский кандидат Янг, по словам опрошенных, “слишком многословен и отнимает драгоценное время", а кандидат от другой партии “так громогласен, что попрорту отпугнет рыбу". ("Анхоридж дейли ньюс"). ПОЗВОНИ МНЕ, ПОЗВОНИ... Обычный радиотелефон практически бесполезен в штормовую погоду, особен­ но в высоких широтах. Новый вид связи, получивший название “ Мобил линк", по словам специалистов компаний “Фуруно Ю-ЭС-ЭЙ" и “ Рейсион Марии" из Сан- Франциско и Хадсона, “обеспечивает кри­ стально чистую слышимость абонента, где бы он ни находился - на родном берегу, в Гонолулу или даже в Японии". “ Мобил линк" - это спутниковая связь в хорошо из­ вестной системе “ Инмарсат", учитываю­ щая не только расстояние между абонентами, но и погодные условия в рай­ оне промысла, на основе чего делаются необходимые коррекции. Стоимость новой системы пока высока - около 25 тысяч долларов, но разработчи­ ки уверены, что она будет снижаться по мере освоения. (” Оласке коммэршл фишермен").

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz