Рыбный Мурман. 1993 г. Сентябрь.

«РЫБНЫЙ МУРМАН» с 3 по 9 сентября 1993 года Экономический компас 5 стр. Рыбнаяотрасль:СПАДПРОДОЛЖАЕТСЯ * В Комитете Российской Федерации по рыболовству В конце июля состоялось заседание коллегии Ко­ митета Российской Федерации по рыболовству, рас­ смотревшей. итоги работы отрасли за первое полугодие 1993 года и определившей задачи на последующие шесть месяцев. В ходе обсуждения основного вопроса было отме­ чено, что переход российской экономики на рыночные отношения, коренные преобразования в народном хо­ зяйстве неоднозначно сказались на работе предприя­ тий. Позитивно влияет на развитие рыночных отношений идущий в отрасли процесс приватизации, создание но­ вых малых и совместных предприятий, совершенствова­ ние рыночных механизмов, расширение конкурентной среды, предоставление предприятиям широкои само­ стоятельности. Однако отрасль по-прежнему несет урон из-за раз­ рыва хозяйственных связей между предприятиями, пе­ рестройки банковской системы, кредитной политики, роста взаимной задолженности между предприятиями, либерализации цен и возникающих из-за этого трудно­ стей в обеспечении сырьем и материально-технически­ ми ресурсами, что вызывает общий спад промышленного производства. В рыбной промышленности в первом полугодии на­ блюдался спад добычи рыбы и морепродуктов, сокра­ щение производства товарной пищевои рыбной и технической продукции, резко упало производство кон­ сервов рыбных и муки кормовой. Это вызвано в первую очередь тем, что за 6 месяцев добыча сырца оказалась ниже прогнозных данных на 11,9 процента и соответст­ вующего периода прошлого года - на 13,9 процента. Несмотря на общий спад, следует отметить успеш­ ный промысел минтая в Дальневосточном бассейне. Общии его вылов по всем районам промысла составляет более 70 процентов годовой квоты. Причем в Охотском море годовая квота на вылов минтая уже выбрана. Так­ же выбрана квота на вылов терпуга. Что касается трески и камбалы, то уже добыто этих рыб более 75 процентов квотируемого объема. Подтвердились прогнозы науки по снижению уловов иваси. В сравнении с предшествующими годами с от­ ставанием развивается и лососевая путина. Добыча ло­ сосевых составила пока 7254 тонны, тогда как в прошлом году за это время вылов их составил 14 тысяч тонн, а в 1991 году - 9 тысяч тонн. В Баренцевом море успешно велся зимне-весеннии промысел мойвы, в итоге полностью выбрана квота. На вылов трески квота выбрана более чем наполовину. В Норвежском море полностью выбрана квота по сельди. Добыча путассу составила 90 процентов от квотиру­ емой , а трески - о7 процентов. Вообще следует отметить, что в первом полугодии добыча сырца российскими судами в зонах иностран­ ных государств была более успешной в сравнении с тем же периодом прошлого года. А наиболее успешно в от­ четный период развивался промысел в зонах Норвегии и Намибии, где вылов был увеличен в 2 раза. И нао­ борот, со значительным отставанием шел промысел на Каспии и Балтике. Что касается выпуска товарной пищевой продукции включая консервы, то он оказался ниже прогноза на 9,9 ;ента. 1роизводство консервов тоже снижено на 48,5 про­ цента к соответствующему периоду прошлого года и на 35,4 - к прогнозу. Выработка муки кормовой уменьшена на 11,9 про­ цента к прогнозу и на 22,8 процента - к уровню про­ шлого года. Объем отгрузки пищевой продукции, включая кон­ сервы, по сравнению с фактическими поставками за аналогичный период прошлого года, составил всего 71 процент. Оптовое звено снизило поставки низациям по сравнению с 1992 годом на zy процентов. Низкие темпы поставок обусловлены сокращением объемов государственной поддержки предприятиям, отсутствием экономической заинтересованности пред- приятий-поставщиков в осуществлении поставок в фе­ деральный продовольственный фонд. Комитет Российской Федерации по рыболовству и предприятия отрасли, принимая на себя обязательства по поставкам продукции на госнужды, рассчитывали на получение льготных кредитов. Однако они не были предоставлены ни предприятиям-поставщикам, ни потребителям рыб­ ной продукции. Отрицательно повлиял на выполнение поставок и высокии уровень цен, вызванный удорожа­ нием топливно-энергетических ресурсов, повлекший за собой снижение покупательной способности. По расчетам, во втором полугодии ожидаемое вы­ полнение поставок в федеральный продовольственный фонд останется невысоким, в результате чего выполне­ ние годового задания не превысит 65 процентов. При­ чем темпы поставок рыбной продукции будут находиться в прямой зависимости от роста цен на энер­ гоносители, финансового состояния предприятий-изго- товителей и платежеспособности покупателей. Рыболовецкие колхозы России в первом полугодии 1993 года не смогли полностью обеспечить вылов рыбы и выпуск пищевой продукции на уровне 1992 года, хотя темпы спада по сравнению с прошлым годом снизи­ лись. Комитетом по рыболовству проделана большая ра­ бота по стабилизации финансового положения в отрас­ ли. Предприятия отрасли оформили в 1992 году льготный кредит на пополнение оборотных средств на 12,2 млрд. рублей. В 1993 году выделены кредиты по учетной ставке Центробанка на 9,9 млрд. рублей. До­ полнительно планируется выделить аналогичные креди­ ты еще на сумму 5 млрд. рублей. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 13.08.92 г. “О неотложных “Маяк”. npoLje торгующим орга- i 29 мерах по государственной поддержке рыбного хозяй­ ства Российской Федерации", в начале апреля Минфин России выделил средства на выплату компенсации за­ трат по топливу на 4,4 млрд. рублей. Однако компен­ сация поступила с большой задержкой по времени. Что касается снижения таможенных пошлин, то по этому вопросу, поставленному Роскомрыболовством, было принято положительное решение по экспортной таможенной пошлине на рыбу и морепродукты (за иск­ лючением деликатесной), размер которой уменьшен с 1.01.93 года вдвое. С 1 марта 1993 года отменены им­ портные таможенные пошлины на суда. Получаемые отраслью валютные средства от экс­ порта рыбопродукции (в пределах экспортных квот, вы­ деляемых для предприятий) позволяют обеспечить лишь эксплуатационные расходы флота при работе в от­ дельных районах промысла, включая зоны иностранных государств. Этих средств практически не хватает на пе­ реоборудование, модернизацию производства, ремонт флота, который ранее также финансировался за счет бюджета. Отсутствие финансовых возможностей позво­ ляет обеспечить должный уровень технического состо­ яния флота, что влечет за собой выход из эксплуатации значительного количества единиц. Положение еще более усугубляется введением та­ моженных импортных пошлин и НДС на оборудование, технику и запасные части, которые не производятся на территории России и поставляются на наши предприя­ тия из-за рубежа по контрактам, а также экспортных та­ моженных пошлин на рыбопродукцию при взаимных поставках по контрактам с иностранными фирмами. С января 1993 года налог на добавленную стоимость снижен с 28 до 10 процентов по пищевой рыбопродук­ ции и до 20 процентов по деликатесной и технической продукции. С июня 1992 года пользуются льготами по налогообложению на имущество предприятия, занятые выращиванием, добычей, транспортировкой и перера­ боткой рыбы. Однако рыбная промышленность нуждается в пре­ доставлении льготного налогообложения наравне с дру­ гими отраслями агропромышленного комплекса, а именно - в освобождении от налогообложения 50 про­ центов прибыли, полученной от поставки продукции для государственных нужд: освобождении от налога на пользователей автомобильными дорогами в объеме произведенной товарной продукции для государствен­ ных нужд; полного освобождения предприятий от упла­ ты земельного налога и налога на имущество: освобождения предприятий от налога на прибыль, на­ правляемую на развитие колхозов, совхозов, предпри­ ятий АПК, крестьянских (фермерских) хозяйств. Финансовые трудности привели к сокращению на- учно-исследовательских работ, в связи с чем прогнозы добычи рыбы лишились объективности. Это отрицатель­ но сказывается на результатах работы добывающего флота. По состоянию на 1 июля 1993 года в рыбной отрасли зарегистрировано 194 акционерных общества с ограни­ ченной ответственностью, 11 арендных и 2 частных предприятия. Принимая во внимание то, что в государ­ ственной собственности сохраняются организации, на­ ходящиеся на бюджетном финансировании (органы рыбоохраны, рыборазводные заводы, учебные заведе­ ния), а также научно-исследовательские и проектно­ конструкторские организации, доля акционированных предприятий в отрасли составила порядка 30 процен­ тов. Наиболее высокими темпами идет приватизация баз промыслового флота, судоремонтных предприятий, се- теснастных производств. В настоящее время с участием предприятий и орга­ низаций Комитета Российской Федерации по рыболов­ ству в отрасли создано и работает свыше 90 предприятии с участием иностранного капитала, в том числе более 20 из них созданы рыболовецкими колхо­ зами, кооперативами и частными лицами. В основном совместные предприятия еще не прива­ тизированы. Они осуществляют свою деятельность в со­ ответствии с действующим законодательством как предприятия с иностранным капиталом. Соучредителя­ ми ряда таких предприятий являются фирмы Японии, Англии, Финляндии, Испании, Сингапура. Югославии, Вьетнама, Северной и Южной Кореи и других стран. Основными направлениями их деятельности являются добыча и переработка рыбы и морепродуктов, товарное рыбоводство, марикультура, воспроизводство рыбных запасов, строительство рыбообрабатывающих и рыбо­ разводных заводов и другая деятельность, связанная с обеспечением работы рыбной отрасли. Совместные предприятия решают вопросы переобо­ рудования и модернизации добывающих судов отрас­ ли, закупку промыслового вооружения для развития экологически чистого промысла ярусами, ловушками: трески, кальмара, палтуса, трубача, креветки и глубоко­ водного краба. Практически все совместные предприятия отрасли решили проблемы своих учредителей, оказывая им по­ мощь в расширении и улучшении производства высо­ кокачественной продукции. На 1993 год Комитетом была сформирована и за­ щищена в Министерстве экономики России программа намерений по развитию и строительству за счет Цент­ рализованных капитальных вложений в объеме 25,8 млрд. рублей, в том числе 11,03 млрд. рублей по бе­ реговому строительству и 14,77 млрд. рублей по флоту, из них 4,4 млрд. рублей на строительство и приобрете­ ние патрульных судов и маломерного флота для рыбо­ охраны. По состоянию на 1.07.93 года на финансирование инвестиционной программы выделено бюджетных средств 2,8 млрд. рублей. К сожалению, выделяемые бюджетные средства поступают с большим опозданием и в неполном объеме, в результате чего строительство ведется низкими темпами, нарушающими расчеты за выполненные объемы и поставку технологического обо­ рудования. По итогам пяти месяцев освоение капвложении со­ ставляет 8 млрд. рублей, в том числе по флоту - 5,7 млрд. рублей. Ожидаемое освоение за полугодие - 13,Ь млрд. рублей. В настоящее время по рыбной отрасли оформлен льготный инвестиционный кредит в действующих ценах на 5,11 млрд. рублей на береговое строительство. Учи­ тывая недостаток капитальных вложений для успешного развития отрасли как за счет бюджетных средств, так и за счет льготного кредитования, организациям-заказ- чикам необходимо шире использовать привлечение отечественных и зарубежных инвесторов. Прогноз на второе полугодие 1993 года предусмат­ ривает увеличение по сравнению с тем же периодом прошлого года вылова рыбы на 11,8 процента, произ­ водства консервов - на 26,5, кормовой муки - на 36,9 процента. Прогнозируемый выпуск товарно-пищевой рыбопродукции, включая консервы, будет ниже, чем за соответствующий период прошлого года на 9,6 процен­ та. Выпуск кормовой рыбы (для пушного звероводства) остается на уровне второго полугодия 1992 года. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 13 августа 1992 года “О не­ отложных мерах по государственной поддержке рыбно­ го хозяйства Российской Федерации", а также постановлением правительства Российской Федерации от 16 сентября 1992 года “О разработке Федеральной программы структурной перестройки экономики Рос­ сии", Роскомрыболовством разработан проект Феде- Р альной программы развития рыбного хозяйства оссийской Федерации до 1995 года ("Рыба”). Ее целью является увеличение добычи рыбы и морепро­ дуктов и улучшение снабжения населения рыбопродук­ тами, а также обеспечение разнообразной технической продукцией различных отраслей народного хозяйства. Программа была доработана с учетом мер по выво­ ду отрасли из кризисного состояния при условии ока­ зания определенной государственной поддержки, а также переориентации на максимальное использование собственных резервов, широкое привлечение кредит­ ных и заемных средств.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz