Рыбный Мурман. 1993 г. Сентябрь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» с 3 по 9 сентября 1993 года Экономический компас 5 стр. Рыбнаяотрасль:СПАДПРОДОЛЖАЕТСЯ * В Комитете Российской Федерации по рыболовству В конце июля состоялось заседание коллегии Ко митета Российской Федерации по рыболовству, рас смотревшей. итоги работы отрасли за первое полугодие 1993 года и определившей задачи на последующие шесть месяцев. В ходе обсуждения основного вопроса было отме чено, что переход российской экономики на рыночные отношения, коренные преобразования в народном хо зяйстве неоднозначно сказались на работе предприя тий. Позитивно влияет на развитие рыночных отношений идущий в отрасли процесс приватизации, создание но вых малых и совместных предприятий, совершенствова ние рыночных механизмов, расширение конкурентной среды, предоставление предприятиям широкои само стоятельности. Однако отрасль по-прежнему несет урон из-за раз рыва хозяйственных связей между предприятиями, пе рестройки банковской системы, кредитной политики, роста взаимной задолженности между предприятиями, либерализации цен и возникающих из-за этого трудно стей в обеспечении сырьем и материально-технически ми ресурсами, что вызывает общий спад промышленного производства. В рыбной промышленности в первом полугодии на блюдался спад добычи рыбы и морепродуктов, сокра щение производства товарной пищевои рыбной и технической продукции, резко упало производство кон сервов рыбных и муки кормовой. Это вызвано в первую очередь тем, что за 6 месяцев добыча сырца оказалась ниже прогнозных данных на 11,9 процента и соответст вующего периода прошлого года - на 13,9 процента. Несмотря на общий спад, следует отметить успеш ный промысел минтая в Дальневосточном бассейне. Общии его вылов по всем районам промысла составляет более 70 процентов годовой квоты. Причем в Охотском море годовая квота на вылов минтая уже выбрана. Так же выбрана квота на вылов терпуга. Что касается трески и камбалы, то уже добыто этих рыб более 75 процентов квотируемого объема. Подтвердились прогнозы науки по снижению уловов иваси. В сравнении с предшествующими годами с от ставанием развивается и лососевая путина. Добыча ло сосевых составила пока 7254 тонны, тогда как в прошлом году за это время вылов их составил 14 тысяч тонн, а в 1991 году - 9 тысяч тонн. В Баренцевом море успешно велся зимне-весеннии промысел мойвы, в итоге полностью выбрана квота. На вылов трески квота выбрана более чем наполовину. В Норвежском море полностью выбрана квота по сельди. Добыча путассу составила 90 процентов от квотиру емой , а трески - о7 процентов. Вообще следует отметить, что в первом полугодии добыча сырца российскими судами в зонах иностран ных государств была более успешной в сравнении с тем же периодом прошлого года. А наиболее успешно в от четный период развивался промысел в зонах Норвегии и Намибии, где вылов был увеличен в 2 раза. И нао борот, со значительным отставанием шел промысел на Каспии и Балтике. Что касается выпуска товарной пищевой продукции включая консервы, то он оказался ниже прогноза на 9,9 ;ента. 1роизводство консервов тоже снижено на 48,5 про цента к соответствующему периоду прошлого года и на 35,4 - к прогнозу. Выработка муки кормовой уменьшена на 11,9 про цента к прогнозу и на 22,8 процента - к уровню про шлого года. Объем отгрузки пищевой продукции, включая кон сервы, по сравнению с фактическими поставками за аналогичный период прошлого года, составил всего 71 процент. Оптовое звено снизило поставки низациям по сравнению с 1992 годом на zy процентов. Низкие темпы поставок обусловлены сокращением объемов государственной поддержки предприятиям, отсутствием экономической заинтересованности пред- приятий-поставщиков в осуществлении поставок в фе деральный продовольственный фонд. Комитет Российской Федерации по рыболовству и предприятия отрасли, принимая на себя обязательства по поставкам продукции на госнужды, рассчитывали на получение льготных кредитов. Однако они не были предоставлены ни предприятиям-поставщикам, ни потребителям рыб ной продукции. Отрицательно повлиял на выполнение поставок и высокии уровень цен, вызванный удорожа нием топливно-энергетических ресурсов, повлекший за собой снижение покупательной способности. По расчетам, во втором полугодии ожидаемое вы полнение поставок в федеральный продовольственный фонд останется невысоким, в результате чего выполне ние годового задания не превысит 65 процентов. При чем темпы поставок рыбной продукции будут находиться в прямой зависимости от роста цен на энер гоносители, финансового состояния предприятий-изго- товителей и платежеспособности покупателей. Рыболовецкие колхозы России в первом полугодии 1993 года не смогли полностью обеспечить вылов рыбы и выпуск пищевой продукции на уровне 1992 года, хотя темпы спада по сравнению с прошлым годом снизи лись. Комитетом по рыболовству проделана большая ра бота по стабилизации финансового положения в отрас ли. Предприятия отрасли оформили в 1992 году льготный кредит на пополнение оборотных средств на 12,2 млрд. рублей. В 1993 году выделены кредиты по учетной ставке Центробанка на 9,9 млрд. рублей. До полнительно планируется выделить аналогичные креди ты еще на сумму 5 млрд. рублей. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 13.08.92 г. “О неотложных “Маяк”. npoLje торгующим орга- i 29 мерах по государственной поддержке рыбного хозяй ства Российской Федерации", в начале апреля Минфин России выделил средства на выплату компенсации за трат по топливу на 4,4 млрд. рублей. Однако компен сация поступила с большой задержкой по времени. Что касается снижения таможенных пошлин, то по этому вопросу, поставленному Роскомрыболовством, было принято положительное решение по экспортной таможенной пошлине на рыбу и морепродукты (за иск лючением деликатесной), размер которой уменьшен с 1.01.93 года вдвое. С 1 марта 1993 года отменены им портные таможенные пошлины на суда. Получаемые отраслью валютные средства от экс порта рыбопродукции (в пределах экспортных квот, вы деляемых для предприятий) позволяют обеспечить лишь эксплуатационные расходы флота при работе в от дельных районах промысла, включая зоны иностранных государств. Этих средств практически не хватает на пе реоборудование, модернизацию производства, ремонт флота, который ранее также финансировался за счет бюджета. Отсутствие финансовых возможностей позво ляет обеспечить должный уровень технического состо яния флота, что влечет за собой выход из эксплуатации значительного количества единиц. Положение еще более усугубляется введением та моженных импортных пошлин и НДС на оборудование, технику и запасные части, которые не производятся на территории России и поставляются на наши предприя тия из-за рубежа по контрактам, а также экспортных та моженных пошлин на рыбопродукцию при взаимных поставках по контрактам с иностранными фирмами. С января 1993 года налог на добавленную стоимость снижен с 28 до 10 процентов по пищевой рыбопродук ции и до 20 процентов по деликатесной и технической продукции. С июня 1992 года пользуются льготами по налогообложению на имущество предприятия, занятые выращиванием, добычей, транспортировкой и перера боткой рыбы. Однако рыбная промышленность нуждается в пре доставлении льготного налогообложения наравне с дру гими отраслями агропромышленного комплекса, а именно - в освобождении от налогообложения 50 про центов прибыли, полученной от поставки продукции для государственных нужд: освобождении от налога на пользователей автомобильными дорогами в объеме произведенной товарной продукции для государствен ных нужд; полного освобождения предприятий от упла ты земельного налога и налога на имущество: освобождения предприятий от налога на прибыль, на правляемую на развитие колхозов, совхозов, предпри ятий АПК, крестьянских (фермерских) хозяйств. Финансовые трудности привели к сокращению на- учно-исследовательских работ, в связи с чем прогнозы добычи рыбы лишились объективности. Это отрицатель но сказывается на результатах работы добывающего флота. По состоянию на 1 июля 1993 года в рыбной отрасли зарегистрировано 194 акционерных общества с ограни ченной ответственностью, 11 арендных и 2 частных предприятия. Принимая во внимание то, что в государ ственной собственности сохраняются организации, на ходящиеся на бюджетном финансировании (органы рыбоохраны, рыборазводные заводы, учебные заведе ния), а также научно-исследовательские и проектно конструкторские организации, доля акционированных предприятий в отрасли составила порядка 30 процен тов. Наиболее высокими темпами идет приватизация баз промыслового флота, судоремонтных предприятий, се- теснастных производств. В настоящее время с участием предприятий и орга низаций Комитета Российской Федерации по рыболов ству в отрасли создано и работает свыше 90 предприятии с участием иностранного капитала, в том числе более 20 из них созданы рыболовецкими колхо зами, кооперативами и частными лицами. В основном совместные предприятия еще не прива тизированы. Они осуществляют свою деятельность в со ответствии с действующим законодательством как предприятия с иностранным капиталом. Соучредителя ми ряда таких предприятий являются фирмы Японии, Англии, Финляндии, Испании, Сингапура. Югославии, Вьетнама, Северной и Южной Кореи и других стран. Основными направлениями их деятельности являются добыча и переработка рыбы и морепродуктов, товарное рыбоводство, марикультура, воспроизводство рыбных запасов, строительство рыбообрабатывающих и рыбо разводных заводов и другая деятельность, связанная с обеспечением работы рыбной отрасли. Совместные предприятия решают вопросы переобо рудования и модернизации добывающих судов отрас ли, закупку промыслового вооружения для развития экологически чистого промысла ярусами, ловушками: трески, кальмара, палтуса, трубача, креветки и глубоко водного краба. Практически все совместные предприятия отрасли решили проблемы своих учредителей, оказывая им по мощь в расширении и улучшении производства высо кокачественной продукции. На 1993 год Комитетом была сформирована и за щищена в Министерстве экономики России программа намерений по развитию и строительству за счет Цент рализованных капитальных вложений в объеме 25,8 млрд. рублей, в том числе 11,03 млрд. рублей по бе реговому строительству и 14,77 млрд. рублей по флоту, из них 4,4 млрд. рублей на строительство и приобрете ние патрульных судов и маломерного флота для рыбо охраны. По состоянию на 1.07.93 года на финансирование инвестиционной программы выделено бюджетных средств 2,8 млрд. рублей. К сожалению, выделяемые бюджетные средства поступают с большим опозданием и в неполном объеме, в результате чего строительство ведется низкими темпами, нарушающими расчеты за выполненные объемы и поставку технологического обо рудования. По итогам пяти месяцев освоение капвложении со ставляет 8 млрд. рублей, в том числе по флоту - 5,7 млрд. рублей. Ожидаемое освоение за полугодие - 13,Ь млрд. рублей. В настоящее время по рыбной отрасли оформлен льготный инвестиционный кредит в действующих ценах на 5,11 млрд. рублей на береговое строительство. Учи тывая недостаток капитальных вложений для успешного развития отрасли как за счет бюджетных средств, так и за счет льготного кредитования, организациям-заказ- чикам необходимо шире использовать привлечение отечественных и зарубежных инвесторов. Прогноз на второе полугодие 1993 года предусмат ривает увеличение по сравнению с тем же периодом прошлого года вылова рыбы на 11,8 процента, произ водства консервов - на 26,5, кормовой муки - на 36,9 процента. Прогнозируемый выпуск товарно-пищевой рыбопродукции, включая консервы, будет ниже, чем за соответствующий период прошлого года на 9,6 процен та. Выпуск кормовой рыбы (для пушного звероводства) остается на уровне второго полугодия 1992 года. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 13 августа 1992 года “О не отложных мерах по государственной поддержке рыбно го хозяйства Российской Федерации", а также постановлением правительства Российской Федерации от 16 сентября 1992 года “О разработке Федеральной программы структурной перестройки экономики Рос сии", Роскомрыболовством разработан проект Феде- Р альной программы развития рыбного хозяйства оссийской Федерации до 1995 года ("Рыба”). Ее целью является увеличение добычи рыбы и морепро дуктов и улучшение снабжения населения рыбопродук тами, а также обеспечение разнообразной технической продукцией различных отраслей народного хозяйства. Программа была доработана с учетом мер по выво ду отрасли из кризисного состояния при условии ока зания определенной государственной поддержки, а также переориентации на максимальное использование собственных резервов, широкое привлечение кредит ных и заемных средств.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz