Рыбный Мурман. 1993 г. Сентябрь.

«РЫБНЫЙ МУРМАН» с 17 по 23 сентября 1993 года Экономический компас В прошлом номере “ РМ” директор по экономике АО “ Севрыба” Г. С. Под- обедова рассказывала о положении дел на бассейне. Вывод из ее выступления: ситуация крайне тяжелая, если не ска­ зать - безысходная. Разумеется, в таком же состоянии находятся все АО, входя­ щие в “ Севрыбу” , хотя, конечно, кто-то живет чуть лучше, а кому-то совсем не­ вмоготу. Мурманский траловый флот - жем­ чужина в короне “ Севрыбы” . Как он се­ бя чувствует в нынешних условиях? Генеральный директор АО “ Мурман­ ский траловый флот” Ю . Б. ПРУТКОВ и его заместитель по экономике Ю . А. ЗИНЬКОВ ответили на вопросы нашего корреспондента. КОРР. Юрий Борисович, вроде бы смена собственности - акционирование - должна работать на благо предприятия. Я так понимаю, ваше нынешнее состоя­ ние процветанием не назовешь? Ю .Б. Конечно нет. Более того, флот сегодня поставлен в такие усло­ вия, что его существование становится бессмысленным. И напрашивается единственный выход - сворачивать его деятельность. Финансовая политика, налоги, которые начисто съедают прибыль, - какое уж там процветание! А ведь Мурманский траловый флот - одно из нескольких предприятий Рос­ сии, которые не только не допустили спада производства в прошлом году, а даже увеличили выпуск пищевой всего лишь на пять тысяч тонн (в сравнении с прошлым годом), и то только потому, что в районе Шотландии сельдь вдруг залегла на грунт, и мы не смогли взять нужное количество сырья. Хотя уже и этот пробел компенсирован. Но финан­ совая система в России такова, что чем лучше мы будем работать, тем быстрей окажемся у печального финиша. КОРР. Но вы же, наверное, не си­ дите сложа руки . Видимо, вместе с заместителями и соответствующими службами ищете какие -то ходы-вы­ ходы из этой ситуации. Иначе - что останется? Уход в коммерческие структуры? Ю . Б. Радикального, я подчеркиваю - радикального, решения мы пока не на­ шли. Раз необъективно сформированы законы, то вроде бы и выхода нет. Не скрою, приглашений у меня масса. Но так поступить ни я, ни мои замы не мо­ гут. Бросить флот в такое время... Тем более без тралфлота, “Мурманрыбпро- ма” самим коммерческим структурам не выжить. Это касается и организации промысла, и информации, и так далее. Пока большие флоты тащат эту телегу, то, прилепившись, гораздо легче жить “ малышам” . К сожалению, не все это понимают. А выход, я считаю, - как можно дольше продержаться на плаву. Если ситуация в дальнейшем не изменится, то ни одно наше предприятие не выжи­ вет. КОРР. Правительство прозреет? Или на что другое вы рассчитываете? Ю . Б. Все мы знаем, что в самые кризисные времена в нашей истории упор делался на рыбную отрасль. Вспомним декрет Ленина, вспомним Ве­ ликую Отечественную. Разве не так? И сейчас, когда сельское хозяйство в тя­ желейшем положении, когда надо за­ полнять прилавки, как можно не помогать отрасли, которая дает 20 про­ центов белка, не вкладывая в его “ со­ здание” никаких капиталов? Мы же ничего не просим, кроме уменьшения непосильных поборов - иначе эти нало­ ги и кредиты не назовешь. И все. Флот будет плодотворно работать. В прошлом году мы отправили в Россию 237 тысяч тонн. Не снижаем по­ ставки и в этом году. Мы ожидали, что будет трудно, го­ товили определенные мероприятия. Но ни в каком кошмарном сне не могли предугадать, что на столько подорожа­ ет топливо или такими станут процен­ тные ставки кредитов. КОРР. И сколько же сегодня стоит тонна топлива? Ю . Б. Только что цена была 130 ты­ сяч рублей, и вот уже 150 тысяч... Каж ­ дую неделю цены растут. Повышения стоимости топлива мы ждали, хотя и не до таких размеров. По­ этому подготовили к списанию не­ сколько судов. Хотя будь государственные деятели подальновид­ ней, эти траулеры еще вполне можно было эксплуатировать. Но - видите спи­ сок? - эти суда мы продаем, сдаем, то есть выводим из эксплуатации. Ю . А. Я добавлю к сказанному: сей- рят, скоро эта цифра удвоится. Я не знаю, как в этих условиях строить в бы­ лых объемах. Садики мы сохранили, турбазу нашу - тоже. ДМО, к сожалению, мы потеря­ ли: после акционирования ДМО стал самостоятельной организацией, правда, с нашей долей. То есть “ Меридиан” - обычная гостиница. Ю . А- Главное сегодня - обеспечить людям зарплату. И это мы пока еще, слава Богу, делаем, она у нас не ниже, чем у других, я не имею в виду коммер­ ческие структуры. Сейчас модно ссылаться на запад­ ные страны. Но ведь далеко не во всех фирмах заботятся о социальных про­ блемах работника. Хозяин платит зарп­ лату, а работник сам решает, покупать квартиру или ехать в Ниццу. Ю . Б. У наших людей другая пси­ хология: они привыкли, что им все да­ дут. Приходят и требуют, меня ругают последними словами. И если даже по­ высить зарплату в несколько раз, чисто психологически люди не готовы к са­ мостоятельному решению своих про­ блем. Впрочем, мы уже продумывали вариант: все жилье - у районной адми­ нистрации - иди и покупай. Но опять же правильно ли это? В Японии, напри- Щ ш л о в ш ф м н п : С Ж И З Н Ь петлей на час для ремонта судов требуются такие средства, что нам просто не осилить этого. КОРР. Так, может, вообще взять и раздать в аренду или продать все суда? Ю . Б. Если мы хотим уничтожить флот, то можно это сделать. Но, по­ смотрите, на каком объекте работают малые структуры? Ответ прост - треска. Причем если поначалу было много же­ лающих взять в аренду ПСТ или СТМ, то сейчас капитаны не хотят даже слы­ шать о таких предложениях. Никто се­ годня не сможет работать в отдаленных районах и даже здесь, поближе. Эконо­ мика не терпит авантюризма, давно подсчитано, что нерентабельная работа в одном районе двух-трех судов может быть весьма успешной, если там рабо­ тает группа. Это связано и с вывозом продукции, и с доставкой топлива... Ю . А. И с научными прогнозами, и оперативной разведкой. Просто выско­ чил, схватил - так долго не протянешь. КОРР. Отвлечемся от экономики. Какова, на ваш взгляд, роль профсоюза сегодня? Ю . Б. Я полагаю, что отменять, раз­ рушать что-либо сегодня не время. В любой ситуации должно быть нечто вроде оппозиции, если не профсоюз, то что-то другое. Главное, какой именно профсоюз нам нужен: я считаю - тот, который бы мог идти на компромисс в пользу трудового коллектива, а не тот,* который озабочен выяснением, кто главней и у кого шире кресло. КОРР. Продолжим, Юрий Борисо­ вич, тему защиты интересов работников флота. Ю . Б. Тралфлот не сбросил с себя ни одной социальной проблемы. Другое дело, что мы по причинам, о которых я уже говорил, вынуждены сворачивать многое из планируемого ранее. Это и жилье - его меньше будет. А что де­ лать, если сейчас квадратный метр жилья стоит 220 тысяч рублей, а, гово­ мер, фирма дает все. И как мне посту­ пить, если уравняются права человека, который 20 лет в тралфлоте, и у того, кто приехал заработать “ на козу” , отра­ ботал пару лет? Ю . А Я считаю, безвыходных ситу­ аций не бывает. Но ясно одно: самим нам сегодня из того положения, в кото­ рое нас загнали, не выйти. И если ситу­ ация в целом в стране не будет меняться, то такие большие организа­ ции, на которых держалось и держится государство, естественно, будут разва­ ливаться. Все коммерческие структу­ ры сегодня в основном держатся на торговле, мало кто чего производит. А мы не допустили сворачивания произ­ водства. Это очень важно. И те, кто нас душит, должны понять это. Вспомните указ 1985 года: все, с за­ втрашнего утра все - трезвенники. Тогда вырубали виноградники, лелеянные не одну сотню лет. А что в итоге? Возвра­ щаемся... КОРР. То есть вы надеетесь, что политика в стране изменится? Ю . А. В правительстве все время твердят, что будут они отслеживать те производства, которые не снижают объ­ емов. Где этот контроль? Где обещан­ ная помощь? Ю . Б. Если мы оставим на флоте только рентабельные суда: группу ПСТ, СТМ и “ Моонзундов” , то проблем у флота не будет, и мы сможем уверенно конкурировать на мировом рынке. Но опять же - если государственная пол­ итика позволит: имею в виду таможен­ ные пошлины, экспортные лицензии и т. Д. КОРР. Но, однако же, бывает, что, например, ПСТ, рентабельное судно, как вы его назвали, очень долго стоит на рейде в ожидании топлива. Почему? Ю . Б. Избирательная политика, ко­ нечно, существует. Бывает, приходится жертвовать интересами судна ради ин­ тересов флота. Например, идет корабль на ремонт в Германию, контракт подпи­ сан. Что делать? Отправлять. Легли в дрейф суда, работающие по контракту у Канады. Немедленно отправлять суд­ но для приемки продукции или снабже­ ния топливом. Ведь проблема в чем? Траловый флот - единственный, кто, начиная с июля, обеспечил предпостав- ки топлива на “Мурман-Ойл” . Нашего топлива там даже в августе было около 10 тысяч тонн. Однако этим топливом снабжают кого угодно, нашим же судам приходится простаивать. КОРР. Остается вам построить соб­ ственную нефтебазу... Ю. Б. Да. Заиметь собственный ры­ бокомбинат, купить четыре транспорта, два танкера, построить несколько при­ чалов, выкупить здание, в котором си­ дим... ‘ А у нас к сентябрю дефицит бюд­ жета составил пять миллиардов руб­ лей! КОРР. А как обстоят дела на внеш­ нем рынке? Ю . Б. Неорганизованность внешне­ экономической деятельности привела к тому, что цены на основную рыбопро­ дукцию упали вдвое. Поэтому увеличе­ ние квоты на вылов не дало нам какого-то заметного результата. Ловим- то больше, а валюта, по сути, та же. Что касается работы в Канадской зо­ не, то мы решаем там две задачи: обес­ печиваем занятость экипажей и сохраняем наше присутствие в том рай­ оне. Но прибыли там не имеем, по­ скольку цены на палтус намного ниже Ю . Зиньков. европейских. Вот пример влияния пра­ вительства на экономику: всем, кто ра­ ботает по контрактам, поставлено условие, чтобы выловленный палтус поступал только на заводы Канады, ко­ торые остались без работы из-за мора­ тория на тресковые. КОРР. Раньше ЦВА была одним из основных районов. Ю. Б. Сейчас ловим на довольно тя­ желых условиях контракта в районе Мавритании. Работаем в районе Нами­ бии.' Но район отдаленный, и из при­ быльного он превращается в убыточный. Тяжело. Из-за потери об­ щебассейнового принципа - транспорта, доставки топлива и т. п. - там выйти на плюс стало очень сложно. КОРР. Как поживают “ Моонзунды” ? Ю . Б. Они сейчас работают на при­ емку. Сами не ловят, поставляют про­ дукцию на российский рынок. Ю . А. Раньше мы говорили: дайте нам свободу, не мешайте нам работать. Сейчас вроде свобода есть. Но ее нет, формально мы самостоятельны, но уп­ равлять производством так, как мы бы хотели, не можем. Получается, мы опять зависимы... Может, вместе с пра­ вительством нам всем надо еще дорасти до понимания законов экономики. Ведь и в правительстве люди не с Луны сва­ лились... Ю . Б. Я бы хотел, чтобы моряки тралфлота, читая это интервью, не вос­ принимали его очень пессимистично. Надо всем приложить максимум уси­ лий, чтобы флот выжил в этих экстре­ мальных условиях. Все равно выход-то найдется. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК * Ю . Прутков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz