Рыбный Мурман. 1993 г. Сентябрь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» с 17 по 23 сентября 1993 года Экономический компас В прошлом номере “ РМ” директор по экономике АО “ Севрыба” Г. С. Под- обедова рассказывала о положении дел на бассейне. Вывод из ее выступления: ситуация крайне тяжелая, если не ска зать - безысходная. Разумеется, в таком же состоянии находятся все АО, входя щие в “ Севрыбу” , хотя, конечно, кто-то живет чуть лучше, а кому-то совсем не вмоготу. Мурманский траловый флот - жем чужина в короне “ Севрыбы” . Как он се бя чувствует в нынешних условиях? Генеральный директор АО “ Мурман ский траловый флот” Ю . Б. ПРУТКОВ и его заместитель по экономике Ю . А. ЗИНЬКОВ ответили на вопросы нашего корреспондента. КОРР. Юрий Борисович, вроде бы смена собственности - акционирование - должна работать на благо предприятия. Я так понимаю, ваше нынешнее состоя ние процветанием не назовешь? Ю .Б. Конечно нет. Более того, флот сегодня поставлен в такие усло вия, что его существование становится бессмысленным. И напрашивается единственный выход - сворачивать его деятельность. Финансовая политика, налоги, которые начисто съедают прибыль, - какое уж там процветание! А ведь Мурманский траловый флот - одно из нескольких предприятий Рос сии, которые не только не допустили спада производства в прошлом году, а даже увеличили выпуск пищевой всего лишь на пять тысяч тонн (в сравнении с прошлым годом), и то только потому, что в районе Шотландии сельдь вдруг залегла на грунт, и мы не смогли взять нужное количество сырья. Хотя уже и этот пробел компенсирован. Но финан совая система в России такова, что чем лучше мы будем работать, тем быстрей окажемся у печального финиша. КОРР. Но вы же, наверное, не си дите сложа руки . Видимо, вместе с заместителями и соответствующими службами ищете какие -то ходы-вы ходы из этой ситуации. Иначе - что останется? Уход в коммерческие структуры? Ю . Б. Радикального, я подчеркиваю - радикального, решения мы пока не на шли. Раз необъективно сформированы законы, то вроде бы и выхода нет. Не скрою, приглашений у меня масса. Но так поступить ни я, ни мои замы не мо гут. Бросить флот в такое время... Тем более без тралфлота, “Мурманрыбпро- ма” самим коммерческим структурам не выжить. Это касается и организации промысла, и информации, и так далее. Пока большие флоты тащат эту телегу, то, прилепившись, гораздо легче жить “ малышам” . К сожалению, не все это понимают. А выход, я считаю, - как можно дольше продержаться на плаву. Если ситуация в дальнейшем не изменится, то ни одно наше предприятие не выжи вет. КОРР. Правительство прозреет? Или на что другое вы рассчитываете? Ю . Б. Все мы знаем, что в самые кризисные времена в нашей истории упор делался на рыбную отрасль. Вспомним декрет Ленина, вспомним Ве ликую Отечественную. Разве не так? И сейчас, когда сельское хозяйство в тя желейшем положении, когда надо за полнять прилавки, как можно не помогать отрасли, которая дает 20 про центов белка, не вкладывая в его “ со здание” никаких капиталов? Мы же ничего не просим, кроме уменьшения непосильных поборов - иначе эти нало ги и кредиты не назовешь. И все. Флот будет плодотворно работать. В прошлом году мы отправили в Россию 237 тысяч тонн. Не снижаем по ставки и в этом году. Мы ожидали, что будет трудно, го товили определенные мероприятия. Но ни в каком кошмарном сне не могли предугадать, что на столько подорожа ет топливо или такими станут процен тные ставки кредитов. КОРР. И сколько же сегодня стоит тонна топлива? Ю . Б. Только что цена была 130 ты сяч рублей, и вот уже 150 тысяч... Каж дую неделю цены растут. Повышения стоимости топлива мы ждали, хотя и не до таких размеров. По этому подготовили к списанию не сколько судов. Хотя будь государственные деятели подальновид ней, эти траулеры еще вполне можно было эксплуатировать. Но - видите спи сок? - эти суда мы продаем, сдаем, то есть выводим из эксплуатации. Ю . А. Я добавлю к сказанному: сей- рят, скоро эта цифра удвоится. Я не знаю, как в этих условиях строить в бы лых объемах. Садики мы сохранили, турбазу нашу - тоже. ДМО, к сожалению, мы потеря ли: после акционирования ДМО стал самостоятельной организацией, правда, с нашей долей. То есть “ Меридиан” - обычная гостиница. Ю . А- Главное сегодня - обеспечить людям зарплату. И это мы пока еще, слава Богу, делаем, она у нас не ниже, чем у других, я не имею в виду коммер ческие структуры. Сейчас модно ссылаться на запад ные страны. Но ведь далеко не во всех фирмах заботятся о социальных про блемах работника. Хозяин платит зарп лату, а работник сам решает, покупать квартиру или ехать в Ниццу. Ю . Б. У наших людей другая пси хология: они привыкли, что им все да дут. Приходят и требуют, меня ругают последними словами. И если даже по высить зарплату в несколько раз, чисто психологически люди не готовы к са мостоятельному решению своих про блем. Впрочем, мы уже продумывали вариант: все жилье - у районной адми нистрации - иди и покупай. Но опять же правильно ли это? В Японии, напри- Щ ш л о в ш ф м н п : С Ж И З Н Ь петлей на час для ремонта судов требуются такие средства, что нам просто не осилить этого. КОРР. Так, может, вообще взять и раздать в аренду или продать все суда? Ю . Б. Если мы хотим уничтожить флот, то можно это сделать. Но, по смотрите, на каком объекте работают малые структуры? Ответ прост - треска. Причем если поначалу было много же лающих взять в аренду ПСТ или СТМ, то сейчас капитаны не хотят даже слы шать о таких предложениях. Никто се годня не сможет работать в отдаленных районах и даже здесь, поближе. Эконо мика не терпит авантюризма, давно подсчитано, что нерентабельная работа в одном районе двух-трех судов может быть весьма успешной, если там рабо тает группа. Это связано и с вывозом продукции, и с доставкой топлива... Ю . А. И с научными прогнозами, и оперативной разведкой. Просто выско чил, схватил - так долго не протянешь. КОРР. Отвлечемся от экономики. Какова, на ваш взгляд, роль профсоюза сегодня? Ю . Б. Я полагаю, что отменять, раз рушать что-либо сегодня не время. В любой ситуации должно быть нечто вроде оппозиции, если не профсоюз, то что-то другое. Главное, какой именно профсоюз нам нужен: я считаю - тот, который бы мог идти на компромисс в пользу трудового коллектива, а не тот,* который озабочен выяснением, кто главней и у кого шире кресло. КОРР. Продолжим, Юрий Борисо вич, тему защиты интересов работников флота. Ю . Б. Тралфлот не сбросил с себя ни одной социальной проблемы. Другое дело, что мы по причинам, о которых я уже говорил, вынуждены сворачивать многое из планируемого ранее. Это и жилье - его меньше будет. А что де лать, если сейчас квадратный метр жилья стоит 220 тысяч рублей, а, гово мер, фирма дает все. И как мне посту пить, если уравняются права человека, который 20 лет в тралфлоте, и у того, кто приехал заработать “ на козу” , отра ботал пару лет? Ю . А Я считаю, безвыходных ситу аций не бывает. Но ясно одно: самим нам сегодня из того положения, в кото рое нас загнали, не выйти. И если ситу ация в целом в стране не будет меняться, то такие большие организа ции, на которых держалось и держится государство, естественно, будут разва ливаться. Все коммерческие структу ры сегодня в основном держатся на торговле, мало кто чего производит. А мы не допустили сворачивания произ водства. Это очень важно. И те, кто нас душит, должны понять это. Вспомните указ 1985 года: все, с за втрашнего утра все - трезвенники. Тогда вырубали виноградники, лелеянные не одну сотню лет. А что в итоге? Возвра щаемся... КОРР. То есть вы надеетесь, что политика в стране изменится? Ю . А. В правительстве все время твердят, что будут они отслеживать те производства, которые не снижают объ емов. Где этот контроль? Где обещан ная помощь? Ю . Б. Если мы оставим на флоте только рентабельные суда: группу ПСТ, СТМ и “ Моонзундов” , то проблем у флота не будет, и мы сможем уверенно конкурировать на мировом рынке. Но опять же - если государственная пол итика позволит: имею в виду таможен ные пошлины, экспортные лицензии и т. Д. КОРР. Но, однако же, бывает, что, например, ПСТ, рентабельное судно, как вы его назвали, очень долго стоит на рейде в ожидании топлива. Почему? Ю . Б. Избирательная политика, ко нечно, существует. Бывает, приходится жертвовать интересами судна ради ин тересов флота. Например, идет корабль на ремонт в Германию, контракт подпи сан. Что делать? Отправлять. Легли в дрейф суда, работающие по контракту у Канады. Немедленно отправлять суд но для приемки продукции или снабже ния топливом. Ведь проблема в чем? Траловый флот - единственный, кто, начиная с июля, обеспечил предпостав- ки топлива на “Мурман-Ойл” . Нашего топлива там даже в августе было около 10 тысяч тонн. Однако этим топливом снабжают кого угодно, нашим же судам приходится простаивать. КОРР. Остается вам построить соб ственную нефтебазу... Ю. Б. Да. Заиметь собственный ры бокомбинат, купить четыре транспорта, два танкера, построить несколько при чалов, выкупить здание, в котором си дим... ‘ А у нас к сентябрю дефицит бюд жета составил пять миллиардов руб лей! КОРР. А как обстоят дела на внеш нем рынке? Ю . Б. Неорганизованность внешне экономической деятельности привела к тому, что цены на основную рыбопро дукцию упали вдвое. Поэтому увеличе ние квоты на вылов не дало нам какого-то заметного результата. Ловим- то больше, а валюта, по сути, та же. Что касается работы в Канадской зо не, то мы решаем там две задачи: обес печиваем занятость экипажей и сохраняем наше присутствие в том рай оне. Но прибыли там не имеем, по скольку цены на палтус намного ниже Ю . Зиньков. европейских. Вот пример влияния пра вительства на экономику: всем, кто ра ботает по контрактам, поставлено условие, чтобы выловленный палтус поступал только на заводы Канады, ко торые остались без работы из-за мора тория на тресковые. КОРР. Раньше ЦВА была одним из основных районов. Ю. Б. Сейчас ловим на довольно тя желых условиях контракта в районе Мавритании. Работаем в районе Нами бии.' Но район отдаленный, и из при быльного он превращается в убыточный. Тяжело. Из-за потери об щебассейнового принципа - транспорта, доставки топлива и т. п. - там выйти на плюс стало очень сложно. КОРР. Как поживают “ Моонзунды” ? Ю . Б. Они сейчас работают на при емку. Сами не ловят, поставляют про дукцию на российский рынок. Ю . А. Раньше мы говорили: дайте нам свободу, не мешайте нам работать. Сейчас вроде свобода есть. Но ее нет, формально мы самостоятельны, но уп равлять производством так, как мы бы хотели, не можем. Получается, мы опять зависимы... Может, вместе с пра вительством нам всем надо еще дорасти до понимания законов экономики. Ведь и в правительстве люди не с Луны сва лились... Ю . Б. Я бы хотел, чтобы моряки тралфлота, читая это интервью, не вос принимали его очень пессимистично. Надо всем приложить максимум уси лий, чтобы флот выжил в этих экстре мальных условиях. Все равно выход-то найдется. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК * Ю . Прутков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz