Рыбный Мурман. 1993 г. Сентябрь.

Как жить дальше? «РЫБНЫЙ МУРМАН» с 17 по 23 сентября 1993 года Для Встс начала две житейские истории, встречаю как-то знакомого тралфлотовца, и он расска­ зывает, что, мол, отстал от судна, но завтра на холодфло- товском транспорте пойдет в Баренцуху, чтобы пересесть на свой пароход. Пожелал я ему удачного рейса, а недели через Х м I . . л . / к т . л I I _______ m г г ,., п п / . . О * » П л две - ба! - вновь встречаемся на улице. Что случилось? Да топлива, - говорит, - не дают. Ночую дома, а каждое утро звоню в диспетчерскую. Ответ один: отбой до завтра. Так я уж в лес несколько раз успел съездить, грибами запасся, пока вместо моря на берегу околачиваюсь...” История вторая. Через каких-то знакомых знакомых раз­ дается в редакции звонок из одной нашей нефтегазоразве­ дывательной конторы. Просят помочь с заправкой топливом своего научно-исследовательного судна. “ Но при чем здесь редакция газеты?” - спрашиваю. - “ Ну, может, вы хоть как-то посодействуете, а то совсем безвыходное положение” , - от­ вечают. Ради интереса звоню на нефтебазу, то есть в совме­ стное предприятие “Мурман-Ойл” . Там объясняют, что у этих нефтяников свой запас топлива еще имеется, и судно может хоть сейчас идти на бункеровку. Обрадовались мои просители, ящик коньяка обещали в редакцию принести. До сих пор несут... Хотя не в коньяке дело. А в чем? С этим вопросом и я пришел в кабинет дирек­ тора нефтебазы, вепнее, генерального директора СП “Мур- ман-Ойл" Андрея Ивановича Копытова. Пришел рано утром. В 730 по Москве Копытов уже “ сидел” на телефоне, который звонил через каждые две-три минуты. Так в промежутках между звонками мне и удалось получить ответ на свои воп­ рос. - Так сколько топлива на сегодняшний день у нас осталось? - спрашивает Копытов у диспетче­ ра. - Примерно 1400 тонн дизельного. - А почему вчера тралфлоту не лили? - Потом что портофлот не успел: вчера пол­ дня туман был. - А подход железнодорожного состава когда ожидается? - По непроверенным данным, под Лоухами на дороге авария. Будем уточнять. - 1400 тонн - это много или мало. Андрей Иванович? - Это почти ничего. Нефтебаза полупустая. - А почему регулярного подхода нефтепродуктов нет? В этом ваша вина? - Я бы так не сказал. Есть два варианта пополнения за­ пасов. Первый: флоты делают нам предоплату, а мы связы­ ваемся с заводом-производителем и через свои каналы закупаем топливо по приемлемым ценам. Второй вариант: флоты напрямую выходят на продавца. Разница в том, что мы лучше знаем рынок, знаем, насколько тот или иной про­ давец серьезен. Севрыбхолодфлот" год назад перечислил какой-то фирме в Ярославле 350 миллионов рублей, а в ре­ зультате до сих пор ни топлива, ни денег. Хотя флоты, имея рыбу, могут заключать и бартерные сделки. Как, например, Мурманский траловый... - Резерва нефтепродуктов на базе нет. так как у многих флотов огромные задолженности как по оплате дизтоплива, так и наших услуг, - продолжает рассказ А. И. Копытов. - Все свободные деньги идут на пополнение запасов, а мы ведь плюс к тому ведем реконструкцию нефтебазы. - А как было год назад, до создания “ Мурман-Ойла"? - Тогда была такая же напряженная обстановка, но только по другим причинам. Централизованное распределение нефтепродуктов тоже шло неритмично и подчас непредска­ зуемо. Сейчас чисто финансовые затруднения. У коммерче­ ских структур. то есть вчерашних колхозников, отпочковавшихся от больших флотов, компаний. - у них ре­ зерв топлива есть. Они деньги считать умеют, знают, что простой судов смерти подобен. За счет этих предприятий так называемого “малого рыбного бизнеса" мы в основном и кредитуем флоты-монстры. Откровенно говоря, я на свой страх и риск, памятуя об интересах бассейна в целом, рас­ поряжаюсь имеющимся резервом. В феврале текущего года “Севрыба" и сами руководители флотов просили оказывать им помощь, несмотря на задолженность. - А сколько топлива было выдано вчера? - 2060 тонн дизтоплива. - И каким судам? -Трем - Беломорской базы гослова, двум - Мурманского тралфлота, одному - Архангельского рыбакколхозсоюза... Плюс к ним - научно-исследовательскому судну "Голицын" - нефтяников, пароходу фирмы “ Компиксим и еще одной ирмы. взявшей пароход в аренду у “Мурманрыбпрома". сего же мы обслуживаем свыше ста флотов и компаний. ЗВОНОК ИЗ АРХАНГЕЛЬСКОГО РКС: - Почему нам дали 400 тонн, хотя в заявке 600? - Подождите. Сегодня должен подойти состав с топливом. Под Лоухами была авария... - Но ведь у нас на базе числится свое топ­ ливо... - Но раньше его не было, а мы вам отпускали в долг. Еще один звонок, на который Копытов, спо­ койно выслушав раздраженный голос, вежливо от­ вечает: - Ну чем я могу помочь? Пока с топливом на­ пряженка... - Какое же количество топлива будет выдано сегодня? - Планируем отпустить тысячу тонн. Но в течение дня обязательно всплывет еще что-нибудь горящее. - Подходят составы, и бункеровка судов идет практиче­ ски "с колес"? - Да, и так постоянно. Мы держим на контроле все о т грузки в наш адрес. ш т Ш т о U . ..* . Г-^ЛГУРЙТЬ-" - А кому не дадите сегодня топлива? - Мы сейчас почт и не бункеруем суда “Севрыбхо- лодфлота" из-за числящегося за ним огромного долга. И па­ роходы “Севрыбпромразведки". На голодном пайке держим Мурманский тралфлот. который может за день “ съесть весь резерв. - Но ведь тралфлот нынче закупил и хранит на базе свое “ кровное" топливо. - Мне было бы легче всего выполнять чисто диспетчер­ ские функции, руководствуясь сводками. Есть у тралфлота топливо - получи в полном объеме. А у рыбного порта нет - остановим порт? Но ведь тогда встанет на прикол портофлот, и суда того же тралфлота все равно не выйдут на промысел... Сегодня большинство крупных флотов имеют задолжен­ ности и за услуги “ Мурман-Ойлу", вследствии чего СП ис­ пытывает острые материальные затруднения. В результате резко снизились темпы реконструкции нефтебазы, зачастую мы не можем закупить для тех же флотов смазочные мате­ риалы. а ведь в преддверии зимы надо приобретать и то­ почный мазут для котельной, которая обслуживает рыбаков. Ряд флотов, как, например, Мурманский траловый, пред­ лагает рассчитаться за долги топливом. И мы идем навстре­ чу. зная, что флоты сами испытывают острую потребность в деньгах. ЗВОНОК ИЗ “СЕВРЫБХОЛОДФЛОТА": - Нам надо позарез 500 тонн. Предоплата сде­ лана, топливо в пути, забункеруйте сегодня... ЗВОНОК ИЗ БЕЛОМОРСКА: - Почему обижаете карелов? Вчера мы опла­ тили все счета, выставленные “ Мурман-Ойлом"... Голос диспетчера по селекторной связи: - Аварию под Лоухами уже ликвидировали. Десять вагонов сошли с рельсов. В наш адрес идет только флотский мазут . - Вся двусмысленность моего сегодняшнего положения в том, что если раньше при централизованных поставках топ­ лива все хлебали из одной кормушки и при этом роль ру­ ководителя базы в распределении нефтепродуктов хоть как-то была оправдана, то сейчас я имею полное право, да и должен, прекратить этот дележ, перестать латать тришкин кафтан, - продолжает рассказ А. И. Копытов. - Тем флотам и другим коммерческим структурам, которые не заботились о себе заранее и, купив топливо, хранят его на базе, я дол­ жен выдать их собственность по первому требованию. Но. повторюсь, есть и другая сторона медали. Это интересы бас­ сейна. Какая-то. будем говорить, социальная защищенность пока менее приспособленных к рынку больших флотов/ Их надо поддерживать. - И вы. Андрей Иванович, не боитесь брать на себя эти. в общем-то. противозаконные функции, становясь этаким благодетелем для нерадивых хозяйственников? - Я в первую очередь стараюсь вникнуть в их проблемы.' Возьмем “Севрыбпромразведку". Не так давно руководители этого флота пришли ко мне. показали договоры, заключен­ ные с нефтеперерабатывающими заводами на поставку топ­ лива. И я дал команду в долг заправить их суда. А топливо не поступило. Почему? Или промразведка блефанула, или ее /|ействительно надули... la последнем промчасе я напря 1 о мую спросил у флото- ?". Ведь Мурман-Ойлу". водцев: JPe6flTa, а не дурак ли я собственно, никакой выгоды от всего этого перераспреде­ ления топлива между должниками нет. И зачем мне все эти ваши заморочки? Руководители флотов глубокомысленно промолчали, за исключением начальника Мурманского трал­ флота. - Когда же наступит тот прекрасный день, когда все. делая предоплату, спокойно и без обид будут брать на базе свое топливо, не зарясь на чужое? - Когда вступит з силу закон о банкротстве. - А не получится ли так, что по этому закону банкротом в первую очередь объявят “Мурман-Ойл ? - Теоретически возможно. Но если над нефтебазой на­ виснет реальная угроза банкротства, то я просто-напросто прекращу заниматься сегодняшней благотворительностью. Буду вынужден, хотя, думаю, в одиночку никому не выжить. ЗВОНОК ИЗ “СЕВРЫБХОЛОДФЛОТА". после которого Копытов вслух рассуждает: “Десять ты­ сяч тонн дизтоплива им уже выдано в долг. Про­ сят еще. Что делать?" - Так какую же сумму в целом флоты задолжали на се­ годняшний день за топливо? - Примерно 8 миллиардов рублей. - И с невостребованными счетами на эту сумму вы под­ ходите к первой годовщине создания своего предприятия? - Да, 1 октября будет год нашей самостоятельной рабо­ ты. Несмотря ни на что мы сумели доказать, что нефтебаза как была, так и осталась рыбацкой. Все мы. хозяйственники, надеялись, что экономическое положение в стране стабили­ зируется. Еще правительство Гайдара обещало, что инфля­ ция дойдет лишь до какого-то разумного предела, что цены подскочат в несколько, а не в сотни раз. Надеялись на луч­ шее - это верно. Но и работать стали, на мой взгляд, лучше Административного прессинга нынче практически нет Своими действиями мы напрочь отмели опасения, что. мол став коммерческой структурой, нефтебаза, вернее. “Мурман- Ойл". проигнорирует интересы рыбаков. Как раз наоборот мы пытаемся соблюсти интересы не только каждого отдель­ ного флота, а в целом бассейна. Вместе с флотоводцами ищем пути совместного выхода из сложных ситуаций. На­ пример. у нас есть фирмы, которым мы оказываем услуги. Эти фирмы не прочь взять в долгосрочную аренду суда фло- тов-должников. В аренду под кредитование для закупки не­ обходимого для флота количества топлива. Так. “Севрыбхолодфлот" в сентябре сумел в два раза сократить свою задолженность. - А как идет реконструкция нефтебазы? Ведь создание “ Мурман-Ойла". как я понимаю, диктовалось именно воз­ можностью полностью обновить базу... -... и выполнить огромный комплекс работ. Это замена всех трубопроводов и насосов, полный капитальный ремонт сливной эстакады. То есть надо, не прекращая основной ра­ боты. построить рядом альтернативную нефтебазу. Основная же направленность реконструкции - экологическая, когда бу­ дет предусмотрена тройная степень защиты от возможных разливов нефтепродуктов. А на сегодняшний день у нас нет даже автоматической системы пожаротушения. - Реконструкция рассчитана на э лет? - Да. и она уже начата. Ежемесячно мы готовы осваивать до двухсот миллионов рублей. Сейчас идет строительство нового глубоководного пирса. Все упирается в деньги, вер­ нее. в их нехватку, еще вернее - в неплатежеспособность некоторых флотов... - кроме экологического фактора, кроме защиты окружа­ ющей среды, что дает реконструкция? - Примерно в два с половиной раза увеличение “ обора­ чиваемости нефтебазы. - Есть ли в этом нужда? - Есть. Сегодня спрос на наши услуги превышает наши возможности как минимум в три раза. Вместе с реконструк­ цией необходимо и расширение нефтебазы. И здесь мы столкнулись с нежданной проблемой. Дело в том. что Мур­ манский горсовет назначил так называемым независимым экспертом во всех вопросах строительства на территории го­ рода институт “ Мурманскпромпроект". который и выступил в качестве эксперта технико-экономического обоснования проекта реконструкции и расширения нефтебазы. Документ, который этот институт “ родил", очень удивительный. В нем без какой-либо серьезной аргументации сказано, что наша нефтебаза в расширении не нуждается. И предполагается где-нибудь рядом построить новую базу, а старую снести и территорию рекультивировать. Но это практически невоз­ можно. Свои соображения мы направили в областную и го­ родскую администрацию, в Комитет рыбного хозяйства России. Они готовы рассмотреть, но пока результата нет. А это сдерживает серьезную работу по расширению и рекон­ струкции мощностей базы. Да и как можно прервать уже начатое дело, выкинуть на ветер сотни и сотни миллионов рублей? - А как складываются взаимоотношения с железнодо­ рожниками? - И здесь есть проблемы. Грузопоток нефтепродуктов, который согласовывается с руководителями железной доро­ ги. регулируется плохо. Составы распихиваются по проме­ жуточным станциям, а с нас еще требуют дополнительную оплату за так называемое хранение груза на колесах. Будучи монополистами, железнодорожники оказывают серьезное давление, закрывая время от времени приемку нефтепродук­ тов. отправленных в наш адрес. В плане реконструкции и расширения нефтебазы мы пре­ дусматриваем свое участие в развитии подъездных путей, тупиков, в строительстве вторых железнодорожных веток. Ко­ нечно. в разумных пределах. Ну а в целом работа идет, и работа напряженная. Количество перерабатываемых базой физических тонн нефтепродуктов возрастает. А это для нас главный показатель, а не какие-то там рубли, которые можно накрутить за счет ценообразования. Так что курс пытаемся выдерживать. Вместе с флотами. Помогая друг другу в труд­ ные минуты. • * » Не знаю, смог ли я этим разговором с генеральным ди­ ректором СП “ Мурман-Ойл" Андреем Ивановичем Копьгго- вым объяснить своему знакомому тралфлотовцу причины задержки выхода судна на промысел, а суетливым нефтяни­ кам помочь вникнуть в суть проблем с топливообеспечением на Северном бассейне. Как бы там ни было - проблемы есть и будут. Их воз можно сдвинуть лишь общими усилиями. И нефтебазы, и флотов, и города. Без обид и взаимных упре­ ков. В минувший понедельник на совете директоров Се­ верного бассейна был рассмотрен вопрос топливообеспече- ния флотов. Создана координационная группа, в которую вошли представители заинтересованных сторон. Рас­ сматриваются варианты стабильного обеспечения топливом рыбаков и их смежников. Виктор ГЕОРГИ. *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz