Рыбный Мурман. 1993 г. Сентябрь.

г «РЫБНЫЙ МУРМАН» с 10 по 16 сетября 1993 года Экономический КОМПаС _5-С-_ Померкло былое величие “Севрыбы”. Еще недав­ но ее знали не только во всем Советском Союзе , но и почти во всех странах планеты. Славилась “Сев- рыба" огромным флотом, современными траулера­ ми, разнообразной рыбопродукцией, научными специа. 1 истами... Были крепкие связи внутри стра­ ны и со странами ближнего зарубежья. Перестройка в отечестве не миновала и рыбную отрасль. Но это были еще цветочки , ягодки пожи­ наем сегодня, когда якобы воцаряется рынок , когда все предприятия заявили о собственном суверени­ тете. Жажда “свободы ”, по.той хозяйственной не­ зависимости сплошь и рядом торжествовала над здравым смыслом и экономическим расчетом К че­ му пришла “ Севрыба ”, какие “ягодки ” созрели на ни­ ве самостийности? Думаю, никто не смог бы лучше проанализировать ситуацию, чем директор по эко­ номике АО “Севрыба" Галина Сергеевна ПОДОБЕ­ ДОВА. С ней мы встретились в нача. 1 е сентября когда еще не были подсчитаны итоги работы “Сев- рыбы ” за восемь месяцев и основывался анализ на результатах семи месяцев нынешнего года. Ж Ж Ж - Теория управления гласит, что никакая система не может работать без связей: горизонтальных, верти- ' кальных. То, что мы отвергаем это, - абсурд. Результат этой ситуации - кризис. Посмотрите: идет спад произ­ водства Вот итоги: за семь месяцев вылов рыбы ниже уровня прошлого года на 162 тысячи тонн, или на 22 процента Соответственно намного меньше изготовле­ но пищевой продукции, а консервов меньше на 39 мил­ лионов условных банок, то есть на 44 процента Те же проценты спада характеризуют выпуск рыбной муки, которая так нужна для корма птицефабрикам и рыбо­ разводным заводам. Казалось бы, те же суда, те же люди, то же море, условия... У слоеия не те. Самое главное - отпуск цен. Особенно - на топливо. Извест­ но, что для выпуска тонны рыбопродукции требуется тонна топлива Если раньше его цена в себестоимости продукции составляла 6 процентов, то теперь - от 30 до 45 процентов (в зависимости от района промысла и типа судна). Прибавьте сюда другие накрутки, хотя бы налог на добавленную стоимость, наши северные над­ бавки - цена рыбопродукции получается такая, что ее никто не хочет покупать. Снизить цену - работать себе в убыток. В условиях рынка это означает банкротство. Датее. Мы потеряли районы промысла в Тихом океане и других отдаленных районах Мирового океана А это 500 - 800 тысяч тонн рыбы в год. Восполнить эти объемы в северных морях невозможно. Итак, пресс на рыболовные зоны России только за прошлый год возрос на 25 процентов. Далее. Мы лишили научные учреждения источника существования. Решили было перечислять 1,5 процен­ та во внебюджетный фонд для науки. Но оказалось, предприятиям невыгодно включать эти 1,5 процента в себестоимость продукции, увеличивая тем самым за­ траты. В результате “ Севрыбпромраззедка" стала до­ бывающим флотом, сократились ‘Типрорыбфлот” , “ Комплексные системы” ... И вот яркий пример: *Сев- рыбхолодфлот” до сих пор не оплатил “ Комплексным системам" стоимость договорных работ, а в качестве оплаты предла~ает... сельдь - реализуйте, мол, сами. Корабли стоят, никто селедку не берет из-за цены. 7а- v кой вот расчет “натурой Ч А без науки мы потеряем влияние на мировом рынке, нас быстгенько вытеснят отовсюду. И попытки такие уже есть. Теперь о рыбообработке. Бывший могучий рыбо­ комбинат разбился на семь предприятий. Кому от это- "Севрыба": ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ? го стало легче? Не знаю. Некоторые из них, бывших заводов, даже не считают нужным отчитываться, хотя это записано в уставе АО. Вероятно, из-за катастрофы с бухгалтерами. Ведь специалисты высокого класса, работавшие в централизованной бухгалтерии комбина­ та, ушли в основном в коммерческие структуры. Те, кто работал на заводах, не обладают достаточным опытом составления отчетов в полном объеме. И, наконец, еше одна беда: не хватает судов на промысле. Ежедневно (!) 35 - 40 судов не работают. Главная причина - ожидание топлива За полугодие простои составили 957 судо-суток плюс 288 - в июле. И это - только в море. Почему ждали топливо? Не было кредитов. Рыбная отрасль живет за счет заемных средств: сначала надо купить топливо, снабжение, выпустить траулер в море. И пока пройдет реализация продукции, как говорится, много воды утечет. Разрушили систему сбыта, превратив “ Севрыб- сбыт” в посредника, которому' искать рынки вовсе не обязательно: флот диктует, кому и сколько отгрузить. Прекратилась коносаментная оплата Раньше “ Сев- рыбсбыт” платил за продукцию, перегруженную на транспортный рефрижератор. Сейчас этого нет, и обо­ рот денег на флоте увеличился втрое. Мы поэтому требуем предоплату за продукцию. Но, как ни странно, поперек дороги встает малый совет облсовета Он убеждает население области, что рыбы нет потому лишь, что “ Севрыба” не заключает дого­ воры. Да рыбы полно - берите, но платите. Суть же в том, что малый совет хочет иметь продукцию в реги­ ональном фонде, да еше по фиксированным ценам (их давно не существует), и распоряжаться ею по своему усмотрению. Да еще требуют, чтобы “ Севрыба” вы­ платила области 4,5 миллиона долларов (!) за то, что малые структуры получили квоту' на треску'. Мы триж­ ды “ заворачивали” им договор, объясняя, что у малого совета нет правовой основы для таких требований. Возврашаясь к топливной проблеме, скажу', что мы постоянно пишем письма правительству, пользуясь приездом сюда С. Шахрая, В. Черномырдина, обраща­ лись к ним лично. Объясняем, что без государствен­ ной поддержки рыбная отрасль не может существовать. На письмах - резолюции: “ Минфину, Минэкономики... разобраться... принять меры” . Те, в свою очередь, шлют отписки, мол, в бюджете денег нет. Мы очень просили предоставить флотам льготное кредитование. Помните, в прошлом году обещали нам дотировать 30 процентов стоимости топлива Потом сказали, что будут покрываться только тс 30 процен­ тов топлива, которые расходуются на выпуск продук­ ции для федеральных нужд (Минобороны, МВД, больницы и т. п.). Мы эти обязательные поставки вы­ полнили. А денег нет. В мае получили за первый квар­ тал, сейчас кончается третий квартал, а за второй еще денег нет. Нельзя же давать дотации “ после того как” ! Мы же вынуждены брать кредиты под 170 процентов - вдумайтесь - и эта цена (тройная) ложится на сто­ имость рыбы. Ну хоть бы половину обещанных денег до начала квартала! Я уже не говорю о судоремонте. Сейчас флотам выгодней поставить старое судно на отстой, чем ре­ монтировать его. А новое нынче стоит столько, что просто не по силам: среднетогшажное, например, 2,2 миллиарда рублей. Все нынче надо закупать за валю­ ту, а раз нет государственной помоши в этом, значит, нужно валюту заработать, то есть продать на Запад рыбу, то есть отнять ее у населения. Специалисты произвели расчеты и вычислили пер­ спективу жизнедеятельности бассейна до 2000 года Так вот, при сложившейся тенденции и финансовом положении флот резко сократится, останется пример­ но 110 судов, из них только 40 - крупнотоннажных. Добыча рыбы будет составлять около 890 'тысяч тошг, причем использовано будет лишь 40 процентов воз­ можного сырья в Северной Атлантике. И еше. Просчитало, что собственных средств нам хватит на воспроизводство лишь в объеме 10 процен­ тов от потребности. Хотя, если смотреть на деньги, то получается: мы произвели товарной продукции (в дей­ ствующих ценах) за семь месяцев аж на 175 миллиар­ дов рублей, то есть в 10,5 раза больше прошлогоднего уровня. И это при обшем спаде производства! Это же нонсенс в экономике. Денег много, рыбы мало. А если еше, не дай Бог, начнется “ вoйнa’, терри­ торий, Мурманская область останется ни с чем. Ведь тогда придется делить Баренцево море не только меж­ ду Россией и Норвегией, но и между Мурманском, Ар­ хангельском, Карелией. Жажда независимости, свободы, жажда разделять и властвовать привели уже к плачевным результатам. И что еше там впереди?.. Записала M ima БЕ Р Е ЗЮ К

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz