Рыбный Мурман. 1993 г. Сентябрь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» с З по 9 сентября 1993 года К о м п е т е н т н о е М Н в Н и ё 1 3 се удивительно в нашем переходном обществе, уже от ринувшем бюрократическую утопию, но еще не построившем демократическую реальность. Взять хотя бы такое чудо совре менного российского парламен таризма, как оппозиционное большинство. Коли оно - боль шинство, то почему оно - оппо зиция? Почему не берет на себя ответственность за управление страной в трудную годину ре форм? Чего испугалось тогда, на Шестом съезде, когда нелюбое ему правительство заявило о го товности уйти в отставку? Невооруженным глазом ви ден простой тактический рас чет: неизбежные при переходе к рынку непопулярные меры луч ше предоставить осуществлять другим, а самим выйти на сцену тогда, когда эта черная работа начнет давать плоды, когда мо тор рынка наберет обороты и де ла пойдут лучше. Но есть и другая причина: наша шумливая оппозиция сплочена только страстью отрицания всего ново го, что несет с собой рыночная действительность. Созидатель ную программу нынешняя оппо зиция предложить просто не в состоянии в силу самой своей политической природы. Это по большей части люди вчерашне го дня, глубоко враждебные самой сути реформ. После ог лушительного краха планово распределительной системы, разорившей самую богатую в мире страну, оппозиция пока не смеет открыто требовать возврата к старому и вместо это го изо дня в день повто ряет: мы за реформу, но проводить ее надо не так. А как? Надо усилить государствен ное регулирование, отвечают они и с жаром вопрошают: где вы видели экономику без госу дарственного регулирования? Можно было бы ответить вопро сом на вопрос: а кто, собственно, отвергает государственное регу лирование? Разве Президент и правительство против него? Но оставим политические препира тельства и разберемся в глав ном: что такое государственное регулирование? Какое регули рование и во имя чего нам пред лагают и какое нам нужно? В тех развитых странах, на опыт которых ссылаются но воявленные их поклонники, главный инструмент централи зованного регулирования - став ка процента за кредиты Центрального банка, предостав ляемые коммерческим банкам и фирмам. Когда чрезмерно рас тет безработица, государство старается удешевить кредит, чтобы облегчить предпринима телям создание новых рабочих мест. Когда слишком велика ин фляция, кредит становится до роже, это снимает “ перегрев” экономики. В нормальных усло виях инфляция в 3-5 процентов в год считается чрезмерной, кре дитная ставка в таких случаях может превысить 10 процентов. Случаются горячие дискуссии вокруг решения повысить ставку на доли процента - на четверть или на полпроцента. Того, кто предложил бы отрицательный процент (плата за кредит ниже процента инфляции), сочли бы сумасшедшим. А что у нас? В течение, на пример, первой половины 1992 года ставка процента по креди там Центрального банка России менялась следующим образом: 20 процентов, затем сразу 50, за тем 80, после чего до конца года изменений не было. “Ш аг” изме нений - на 30 пунктов разом - сам по себе говорит о чрезвычайно грубой регулировочной работе. Но поражает другое. Фактиче ский рост цен в 1992 году соста вил 2600 процентов, если считать по розничным, 3400 - по оптовым. В такой ситуации хоть 20, хоть 80, хоть еще вдесятеро больше - все это ярко выражен ный отрицательный процент. Уже в 1993 году новому вице- премьеру Б. Федорову потребо валось три месяца острейших дискуссий с руководством Цен трального банка, чтобы ставка была повышена до 100 процен тов. Между прочим, Федоров на стаивал на повышении ее сразу до 140 процентов, а уровень ин фляции в этом году к декабрю будет измеряться в лучшем слу чае сотнями процентов. Деше вый, а точнее - даровой кредит (как это ни пародоксально), пре вращен в средство спекулятив ной наживы для тех, кому он достается, в источник взяток для тех, кто им распоряжается. А платим за эту “ дешевизну денег” все мы, покупатели - платим по головный налог, именуемый ин фляцией. Дешевый кредит способсг- вуетудешевлению производства и снижению цен, уверяет наша оппозиция, что-то слышавшая о западных учебниках по экономи ке. В принципе это верно, если только не забывать, что такое дешевый кредит в нормальном мире, а не в нашем - пока еще безумном. Если кредитор просит за свои деньги реальных 8 про центов - это дорого, а, скажем, 4 - дешево. Повторяю: реальных. При темпе инфляции,к примеру, 3 процента это будет означать, соответственно, что за предо ставленный доллар вам вернут через год 1 доллар 11 центов (дорого) или 1 доллар 7 центов (дешево). А 1доллар 9центов, то есть реально 6 процентов годо вых, - нормально. Но когда инф ляция составляет 2600 процентов, даже 180-процент ная ставка означает, что предо ставленный рубль за год обернется реально чем-то вроде пятачка. Фактически это безвоз мездный кредит, подарок. В нор мальной экономике в исключительных случаях, тре бующих строгого обоснования, возможны и безвозмездные кре диты. Но при галопирующей ин фляции никакой кредит, даже даровой, стимулов к развитию производства не создаст. Как можно инвестировать в произ водство, окупающееся через го ды, если деньги обесцениваются за несколько недель? Тут оправ дан один путь: вложить капитал в торговлю с быстрым оборотом. Лучше всего - даже без товара, прямо в торговлю валютой. Что и делают у нас, как правило, те, кто заимел свободный капитал. А поскольку кредитная эмиссия исчисляется триллионами руб лей, она становится едва ли не главным мотором инфляции. Реальный процент в таких условиях установить вообще не возможно. Не введешь же про цент 2600 плюс 6. Выбор процентной ставки сейчас дол жен определяться, пожалуй, не столько условиями воспроиз водства, сколько задачей сни зить спрос на кредиты и тем самым затормозить инфляцию. Без этого не решить ни социаль ных, ни производственных задач, да и нормального движения кре дитов при такой инфляции не добиться. Торможение инфля ции - это и есть на сегодня пер вейшая задача государственного регулирования. И если, к приме ру, правительство Гайдара ста вило эту задачу во главу угла, то оно и было на деле проводником такого регулирования, а его оп поненты - противниками госу дарственного регулирования на деле, независимо от лозунгов, которые они выкрикивали. “Легкие” деньги, не обеспе ченные производством товара, текут на рынок в три ручья. Их накачивает парламент, который кроме своей кровной законода тельной функции присвоил себе немалую толику прав исполни тельной власти по текущему уп равлению хозяйством. Их накачивает Центральный банк, который остается в полном под чинении у парламента. Их нака чивает и само правительство - и оно не без греха, не устояло пе ред жестоким лоббистским на жимом, который осуществляется прежде всего через парламент. Парламент, похоже, даже не догадывается, какой мощный инструмент регулирования уже дала в руки государства именно рыночная экономика. И такой действенный рычаг, потенци ально более сильный, чем все приказы всех былых мини стерств, как ставка процента, парламент стремится не столько использовать для дела, сколько злоупотреблять им в популист ских целях. Да продолжает при этом шуметь, что управляемость нарушена и регулирования не хватает. Здесь бегло рассмотрен ме ханизм действия только одного инструмента государственного регулирования, пока плохо ис пользуемого прежде всего по вине тех, кто именует себя пар ламентской оппозицией. Анало гичная картина открылась бы нам, если бы мы рассмотрели по ложение с регулированием цен или, скажем, с государственны ми дотациями предприятия. И эти средства государственного регулирования действительно применяются во многих странах, могут быть полезны и у нас, но если их применять так, как пред лагает оппозиция, они лишь уси лят анархию на пользу спекулянтам и взяточникам. Кпримеру, ни одна подлинно развитая страна не применяет чисто административные запре ты на повышение цен. При таких запретах товар исчезает с при лавка, реальная цена (на черном рынке) немедленно подскакива ет, наживаются спекулянты да бюрократы-взяточники, ответ ственные за распределение то вара и контроль за ценами. Против необоснованного повы шения цен в странах рыночной экономики работает сам рынок, механизм конкуренции (когда ему не мешают). Государство воспрещает и необоснованное занижение цен (демпинг) как орудие монополистов. Применя ется и экономическое регулиро вание, например плата фермерам в СШ А за доброволь ное сокращение посевов, чтобы не было перепроизводства и па дения цен. В Германии государ ство выплачивает дотации для расширения сбыта избыточной продукции сельского хозяйства, чтобы поддержать фермеров. Нам еще надо дожить до их про блем: от избытка продовольст вия не страдаем. Дилемма - за или против го сударственного регулирования при рыночной экономике - на поверку оказывается ложной. Отвергать вообще государст венное регулирование никому не приходит в голову. Укрепление рыночных отношений не умень шает, а увеличивает возможно сти разумного государственного регулирования. Но от такого “ регулирования” , какое у нас практиковалось под видом соци алистического планового хозяй ства, надо бежать как от огня, если хотим выжить. Отто ЛАЦИС, доктор экономических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz