Рыбный Мурман. 1993 г. Октябрь.

♦ 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 29 октября-4 ноября 1993 года Завтра - общее собрание акционеров М ы продолжаем рас­ сказывать о пред­ приятиях рыбной отрасли, ставших на путь рыночных от­ ношений, о небольших струк­ турах, имеющих одно, два или чуть больше .судов. Не­ совершенство российских законов, нестабильность об­ щегосударственной эконо­ мики создают немалые трудности для становления и развития этих структур. ♦ * * Сегодня наш рассказ о ТОО “Прометей". Ее руководи­ теля Владимира Петровича Буртового я знаю давно. Еще в те годы, когда моряки бурно обсуждали вопрос быть или не быть профсоюзу плавсостава, капитан-флагман Буртовой на­ ходился в море и держал связь со всеми судами в Мировом океане. К нему стекалась вся информация. Конечно, нет ви­ ны моряков в том, что такой профсоюз был задушен в заро­ дыше. Но Владимир Петрович как тогда, так и в последую­ щие годы постоянно был, что называется, на самом пере­ днем крае борьбы со старыми бюрократическими устоями. В 1987 году еще никто не помышлял о собственном суд­ не, а если кто и подумывал, его быстренько ставили на место. Примерно так и притормозили Владимира Петровича руково­ дители “Мурманрыбпрома", когда он попросил отдать ему судно в аренду с последую­ щим его выкупом: “Посидите пока, ребята". Впрочем, “ребя­ та" в какой-то степени сами были виноваты: идти следова­ ло с серьезными расчетами, экономическим анализом бу­ дущей необычной деятельно­ сти. Только ведь в то время вопросов было куда больше, чем ответов, и чтобы подгото­ вить такие расчеты, требова­ лись определенные знания и время. Через четыре года Влади­ мир Петрович с готовыми рас­ четами в руках просил отдать в аренду два траулера, которые были оборудованы для выпуска рыбного фарша - БМРТ-0007 “Николай Закоркин" и БМРТ- 0005 “Иван Зимаков". Этот продукт тогда особым спросом не пользовался. И Буртовой хотел, пока одно из судов встанет в капитальный ремонт, установить не только филейные линии, но и оборудование для консервного цеха, чтобы де­ лать консервы из печени. Но ничего этого не получилось, у “Мурманрыбпрома" денег не было, а у Буртового и его еди­ номышленников - желанной самостоятельности. И посколь­ ку, как считали в объединении, выпуск фарша невыгоден, то после ремонта судно отправи­ ли в море, чтобы на нем выпу­ скали спинку путассу. Фаршевые линии простаивали. Но “угомонить" Буртового не так-то просто: и вместе со старшим механиком Александ­ ром Анатольевичем Поповым и другими моряками на судне восстановили фаршевые линии, запустили и начали работать. У Владимира Петровича даже есть собственноручно снятый фильм об этом событии, ведь оно, скорей всего, и сыграло решающую роль в приватиза­ ции “семерки". Рейс БМРТ “Николай За­ коркин" закончился в сентябре прошлого года. Пришли в порт с решением общесудовых со­ браний обоих экипажей и под­ писями моряков под ними: создаем акционерное обще­ ство. В него,предполагалось, войдет белковый завод, кото­ рый не может жить без фарша. И опять осечка: “Мурман­ рыбпром" уже подал докумен­ ты на акционирование флота, как теперь “оторвать" от него два судна? Можно было ставить точку - не получилось. Но Буртовой не тот человек, чтобы останавли­ ваться на полпути. Тем более, за ним стояли уже чуть ли не четыре экипажа. Конечно, мож­ но создать товарищество, но для этого надо, чтобы уставной фонд - половина остаточной стоимости двух судов - состав­ лял 4,5 миллиона рублей. Тогда Владимир Петрович обратился к морякам, предложил стать ак­ ционерами. И когда подсчита­ ли суммы, указанные в радиограммах с моря, оказа­ лось: есть 15 миллионов руб­ лей! Но Буртовой еще раньше, не зная и не предполагая тако­ го исхода, рискнул: выпросил в аренду “семерку" и отправил в море уже под “своим флагом". Так и получилось, что “семер­ ка" в аренде с 17 ноября, а “пя­ терка" - с 4 февраля. # * » Давняя мечта капитанов и руководителей флотов о том, чтобы на судах выпускать до­ рогостоящую продукцию, при этом создать безотходное про­ изводство, в “Прометее" пол­ ностью осуществилась. Вернее, вот-вот осуществится. Заключив договор с “Сев- рыбтехцентром", “Прометей" получит оборудование для двух своих траулеров, которое позволит выпускать великолеп­ ный продукт “Печень по-мур- мански". Новая технология даст возможность очищать пе­ чень путассу и изготавливать паштет, в котором рыбий жир остается в связанном виде. И мы, открывая баночку консер­ вов, не будем сливать ценный жир, как это происходит с кон­ сервами “Печень трески нату­ ральная". Оба судна выпускают сури- ми - фарш высоких кондиций. Союз с “Протеином" (бывший белковый завод) позволяет на­ сыщать мурманский рынок “крабовыми палочками". Впро­ чем, можно бы сделать ассор­ тимент продукции намного шире: за рубежом из рыбного фарша выпускают “омаровые шейки", имитированный гребе­ шок и даже “говядину". Кстати, при рождении завода речь об этих продуктах уже шла. И, мо­ жет, недалек тот день, когда “Прометей" вместе с “Протеи­ ном" закупят новые технологии, а мы с вами станем варить борщ из “говядины", выловлен­ ной в море. А что касается безотходно­ го производства на этих судах, то тут все в порядке: то, что не лдет в пищевой продукт, замо­ раживается в качестве корма для звероферм, превращается в муку, технический жир. ♦ ♦ • Иностранцы не раз предла­ гали Владимиру Петровичу со­ здать совместное предприятие. Фарш высоких кондиций интересовал англи­ чан, испанцев, французов. Бур­ товой отказывал, резонно считая, что россияне ничуть не хуже других народов, за что же их лишать тех же “крабовых па­ лочек" или “омаровых шеек"? Здесь нужны продукты, здесь нужны рабочие места. И не за­ втра, а сегодня. “Протеин" работает на фар­ ше, поставляемом судами “Прометея". Коллектив завода - самоучредитель “Прометея", а тот - акционер “Протеина". Сотрудничество на взаимовы­ годных условиях, а не так, как сейчас принято работать: ты мне 100-процентную предопла­ ту, а доходы пополам. Завод получает фарш под выработку готового продукта, вырученные деньги делятся пополам. Все по-честному, без обмана. А по­ тому досужие разговоры, что, мол, “Прометей" наживается за счет завода, беспочвенны. * * * Коммерческая деятель­ ность в “Прометее" не плани­ ровалась и не проводится. Странно, правда? Не совре­ менно как-то... Тем не менее создан фили­ ал товарищества по переработ­ ке сельхозпродукции в Краснодарском крае. Уже вы­ делена земля под строительст­ во завода, закуплено оборудование, заключены до­ говоры с хозяйствами на по­ ставки продукции. И хотя еще завода нет, кое-что оттуда уже поступает в Мурманск. Напри­ мер, к приходу судна с моря прибыл недорогой виноград, следующая машина привезла для моряков капусту, компоты. И, уходя в море, экипажи получают а п я питания в рейсе куда больше всякой всячины, чем в больших флотах. По до­ говорам (по бартеру) поставля­ ются масло “Атланта" и рыбные консервы, копченая рыба, мясо, сахар и т. д. Получили собст­ венные ваера, тросы, полипаке­ ты, сахар для выработки “крабовых палочек", тралы, топ­ ливо. И все это - благодаря до­ говорам. Иначе не выжить. Вот пример: льготный кредит - это 173 процента, не льготный - 225. Только раз Владимир Пет­ рович, скрепя сердце, взял “льготный" кредит. Больше та­ кого желания у него не возни­ кает. Как-нибудь сами. ♦ • # А деньги очень нужны. Не говоря уже о повседневных за­ тратах, они необходимы для строительства завода на юге. А еще - и это куда важней - срочно надо бы строить холо­ дильник на тысячу тонн. Тут бы можно хранить и фарш, и го­ товую продукцию. Пожалуйста, говорят строители и проекти­ ровщики: 520 тысяч долларов стоит оборудование, 70 про­ центов этой суммы - предопла­ та. А ведь потребуются и подъездные пути, и нулевой цикл стройки, и сборка, и... Сколько нужно средств? Но за- иод позарез нужен-. Кто поддержит малую структуру? Кто поможет? * # # Более того, побаиваются в “Прометее" предстоящего со­ брания акционеров “Мурман­ рыбпрома": как бы вообще не отобрали суда. То, что они бы­ ли в составе объединения не­ рентабельны, все давно забыли. А вот сегодняшняя их работа вызывает зависть у мно­ гих. Впрочем, как и жизнь “Прометея". Ведь никому не видны труды и хлопоты коллек­ тива, никого не волнуют бес­ сонные ночи его руководителя. Суда-то прибыльными оказа­ лись, вот те на! Знать, и живут в “Прометее" неплохо, раз в соучредители газеты “Рыбный Мурман" вступили... Да, “Прометей" - соучреди- ^ тель нашей газеты. И это с его стороны не благотворитель­ ность, хотя газета не коммер­ ческая структура, прибыль от нас невелика. Но Буртовой, как всегда, дальновиден. И риско­ ван. И это, думаю, очень здо­ рово. Ну, а что касается благотво­ рительности, решили в "Про­ метее" помочь инвалидам: купили им специальные швей­ ные машины - пусть одеяла шьют да хоть какие-то деньги зарабатывают. А еще решили вступить в Союз рыбопромыш­ ленников Севера. Но опять же не с теми целями, что у боль­ шинства малых структур. Те идут из-за квоты на треску. “Прометею" она не нужна, его суда работают на “сорной" ры­ бе, делая из нее дорогостоя­ щий продукт. Зато выжить малым структурам можно толь­ ко вместе. « * • „ Велик соблазн связать имя греческого титана, подаривше­ го людям огонь, с названием товарищества. Вот, мол, дарят людям... Нет, не дарят. Работа­ ют для людей. И их муки по­ легче прометеевых. Хотя остаются муками. А жаль. Жаль, что нет законов, обе­ регающих бизнесменов-произ- водителей продукции, причем чисто российских предприни­ мателей. Жаль, что “льготный" кредит равен грабежу средь бела дня. Жаль, что налоги... Впрочем, сколько можно об одном и том же! Живи, “Прометей"! Пусть никакой орел не прилетает му­ чить тебя! Инна БЕРЕЗЮК. Н а снимках: Бойков В а ­ лерий Викторович , капитан- директор БМ РТ "Иван ЗимаковП авловицкий Влади­ мир Анатольевич , ком ­ мерческий директор; Буртовой Владимир П етрович, ге- А игральный директор "П ром етея". Фото Александра КОТИНА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz