Рыбный Мурман. 1993 г. Октябрь.
♦ 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 29 октября-4 ноября 1993 года Завтра - общее собрание акционеров М ы продолжаем рас сказывать о пред приятиях рыбной отрасли, ставших на путь рыночных от ношений, о небольших струк турах, имеющих одно, два или чуть больше .судов. Не совершенство российских законов, нестабильность об щегосударственной эконо мики создают немалые трудности для становления и развития этих структур. ♦ * * Сегодня наш рассказ о ТОО “Прометей". Ее руководи теля Владимира Петровича Буртового я знаю давно. Еще в те годы, когда моряки бурно обсуждали вопрос быть или не быть профсоюзу плавсостава, капитан-флагман Буртовой на ходился в море и держал связь со всеми судами в Мировом океане. К нему стекалась вся информация. Конечно, нет ви ны моряков в том, что такой профсоюз был задушен в заро дыше. Но Владимир Петрович как тогда, так и в последую щие годы постоянно был, что называется, на самом пере днем крае борьбы со старыми бюрократическими устоями. В 1987 году еще никто не помышлял о собственном суд не, а если кто и подумывал, его быстренько ставили на место. Примерно так и притормозили Владимира Петровича руково дители “Мурманрыбпрома", когда он попросил отдать ему судно в аренду с последую щим его выкупом: “Посидите пока, ребята". Впрочем, “ребя та" в какой-то степени сами были виноваты: идти следова ло с серьезными расчетами, экономическим анализом бу дущей необычной деятельно сти. Только ведь в то время вопросов было куда больше, чем ответов, и чтобы подгото вить такие расчеты, требова лись определенные знания и время. Через четыре года Влади мир Петрович с готовыми рас четами в руках просил отдать в аренду два траулера, которые были оборудованы для выпуска рыбного фарша - БМРТ-0007 “Николай Закоркин" и БМРТ- 0005 “Иван Зимаков". Этот продукт тогда особым спросом не пользовался. И Буртовой хотел, пока одно из судов встанет в капитальный ремонт, установить не только филейные линии, но и оборудование для консервного цеха, чтобы де лать консервы из печени. Но ничего этого не получилось, у “Мурманрыбпрома" денег не было, а у Буртового и его еди номышленников - желанной самостоятельности. И посколь ку, как считали в объединении, выпуск фарша невыгоден, то после ремонта судно отправи ли в море, чтобы на нем выпу скали спинку путассу. Фаршевые линии простаивали. Но “угомонить" Буртового не так-то просто: и вместе со старшим механиком Александ ром Анатольевичем Поповым и другими моряками на судне восстановили фаршевые линии, запустили и начали работать. У Владимира Петровича даже есть собственноручно снятый фильм об этом событии, ведь оно, скорей всего, и сыграло решающую роль в приватиза ции “семерки". Рейс БМРТ “Николай За коркин" закончился в сентябре прошлого года. Пришли в порт с решением общесудовых со браний обоих экипажей и под писями моряков под ними: создаем акционерное обще ство. В него,предполагалось, войдет белковый завод, кото рый не может жить без фарша. И опять осечка: “Мурман рыбпром" уже подал докумен ты на акционирование флота, как теперь “оторвать" от него два судна? Можно было ставить точку - не получилось. Но Буртовой не тот человек, чтобы останавли ваться на полпути. Тем более, за ним стояли уже чуть ли не четыре экипажа. Конечно, мож но создать товарищество, но для этого надо, чтобы уставной фонд - половина остаточной стоимости двух судов - состав лял 4,5 миллиона рублей. Тогда Владимир Петрович обратился к морякам, предложил стать ак ционерами. И когда подсчита ли суммы, указанные в радиограммах с моря, оказа лось: есть 15 миллионов руб лей! Но Буртовой еще раньше, не зная и не предполагая тако го исхода, рискнул: выпросил в аренду “семерку" и отправил в море уже под “своим флагом". Так и получилось, что “семер ка" в аренде с 17 ноября, а “пя терка" - с 4 февраля. # * » Давняя мечта капитанов и руководителей флотов о том, чтобы на судах выпускать до рогостоящую продукцию, при этом создать безотходное про изводство, в “Прометее" пол ностью осуществилась. Вернее, вот-вот осуществится. Заключив договор с “Сев- рыбтехцентром", “Прометей" получит оборудование для двух своих траулеров, которое позволит выпускать великолеп ный продукт “Печень по-мур- мански". Новая технология даст возможность очищать пе чень путассу и изготавливать паштет, в котором рыбий жир остается в связанном виде. И мы, открывая баночку консер вов, не будем сливать ценный жир, как это происходит с кон сервами “Печень трески нату ральная". Оба судна выпускают сури- ми - фарш высоких кондиций. Союз с “Протеином" (бывший белковый завод) позволяет на сыщать мурманский рынок “крабовыми палочками". Впро чем, можно бы сделать ассор тимент продукции намного шире: за рубежом из рыбного фарша выпускают “омаровые шейки", имитированный гребе шок и даже “говядину". Кстати, при рождении завода речь об этих продуктах уже шла. И, мо жет, недалек тот день, когда “Прометей" вместе с “Протеи ном" закупят новые технологии, а мы с вами станем варить борщ из “говядины", выловлен ной в море. А что касается безотходно го производства на этих судах, то тут все в порядке: то, что не лдет в пищевой продукт, замо раживается в качестве корма для звероферм, превращается в муку, технический жир. ♦ ♦ • Иностранцы не раз предла гали Владимиру Петровичу со здать совместное предприятие. Фарш высоких кондиций интересовал англи чан, испанцев, французов. Бур товой отказывал, резонно считая, что россияне ничуть не хуже других народов, за что же их лишать тех же “крабовых па лочек" или “омаровых шеек"? Здесь нужны продукты, здесь нужны рабочие места. И не за втра, а сегодня. “Протеин" работает на фар ше, поставляемом судами “Прометея". Коллектив завода - самоучредитель “Прометея", а тот - акционер “Протеина". Сотрудничество на взаимовы годных условиях, а не так, как сейчас принято работать: ты мне 100-процентную предопла ту, а доходы пополам. Завод получает фарш под выработку готового продукта, вырученные деньги делятся пополам. Все по-честному, без обмана. А по тому досужие разговоры, что, мол, “Прометей" наживается за счет завода, беспочвенны. * * * Коммерческая деятель ность в “Прометее" не плани ровалась и не проводится. Странно, правда? Не совре менно как-то... Тем не менее создан фили ал товарищества по переработ ке сельхозпродукции в Краснодарском крае. Уже вы делена земля под строительст во завода, закуплено оборудование, заключены до говоры с хозяйствами на по ставки продукции. И хотя еще завода нет, кое-что оттуда уже поступает в Мурманск. Напри мер, к приходу судна с моря прибыл недорогой виноград, следующая машина привезла для моряков капусту, компоты. И, уходя в море, экипажи получают а п я питания в рейсе куда больше всякой всячины, чем в больших флотах. По до говорам (по бартеру) поставля ются масло “Атланта" и рыбные консервы, копченая рыба, мясо, сахар и т. д. Получили собст венные ваера, тросы, полипаке ты, сахар для выработки “крабовых палочек", тралы, топ ливо. И все это - благодаря до говорам. Иначе не выжить. Вот пример: льготный кредит - это 173 процента, не льготный - 225. Только раз Владимир Пет рович, скрепя сердце, взял “льготный" кредит. Больше та кого желания у него не возни кает. Как-нибудь сами. ♦ • # А деньги очень нужны. Не говоря уже о повседневных за тратах, они необходимы для строительства завода на юге. А еще - и это куда важней - срочно надо бы строить холо дильник на тысячу тонн. Тут бы можно хранить и фарш, и го товую продукцию. Пожалуйста, говорят строители и проекти ровщики: 520 тысяч долларов стоит оборудование, 70 про центов этой суммы - предопла та. А ведь потребуются и подъездные пути, и нулевой цикл стройки, и сборка, и... Сколько нужно средств? Но за- иод позарез нужен-. Кто поддержит малую структуру? Кто поможет? * # # Более того, побаиваются в “Прометее" предстоящего со брания акционеров “Мурман рыбпрома": как бы вообще не отобрали суда. То, что они бы ли в составе объединения не рентабельны, все давно забыли. А вот сегодняшняя их работа вызывает зависть у мно гих. Впрочем, как и жизнь “Прометея". Ведь никому не видны труды и хлопоты коллек тива, никого не волнуют бес сонные ночи его руководителя. Суда-то прибыльными оказа лись, вот те на! Знать, и живут в “Прометее" неплохо, раз в соучредители газеты “Рыбный Мурман" вступили... Да, “Прометей" - соучреди- ^ тель нашей газеты. И это с его стороны не благотворитель ность, хотя газета не коммер ческая структура, прибыль от нас невелика. Но Буртовой, как всегда, дальновиден. И риско ван. И это, думаю, очень здо рово. Ну, а что касается благотво рительности, решили в "Про метее" помочь инвалидам: купили им специальные швей ные машины - пусть одеяла шьют да хоть какие-то деньги зарабатывают. А еще решили вступить в Союз рыбопромыш ленников Севера. Но опять же не с теми целями, что у боль шинства малых структур. Те идут из-за квоты на треску. “Прометею" она не нужна, его суда работают на “сорной" ры бе, делая из нее дорогостоя щий продукт. Зато выжить малым структурам можно толь ко вместе. « * • „ Велик соблазн связать имя греческого титана, подаривше го людям огонь, с названием товарищества. Вот, мол, дарят людям... Нет, не дарят. Работа ют для людей. И их муки по легче прометеевых. Хотя остаются муками. А жаль. Жаль, что нет законов, обе регающих бизнесменов-произ- водителей продукции, причем чисто российских предприни мателей. Жаль, что “льготный" кредит равен грабежу средь бела дня. Жаль, что налоги... Впрочем, сколько можно об одном и том же! Живи, “Прометей"! Пусть никакой орел не прилетает му чить тебя! Инна БЕРЕЗЮК. Н а снимках: Бойков В а лерий Викторович , капитан- директор БМ РТ "Иван ЗимаковП авловицкий Влади мир Анатольевич , ком мерческий директор; Буртовой Владимир П етрович, ге- А игральный директор "П ром етея". Фото Александра КОТИНА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz