Рыбный Мурман. 1993 г. Октябрь.
Г4 г .а. — «РЫБНЫЙ МУРМАН» 22 -28 октября 1993 года I I олитика гр О самых острых политических проблемах наш их дней беседа обозревателя “РМ" Татьяны К О Ж У - ХОВОЙ с доцентом кафедры исто рии М урманско го педагогического института Юрием Александровичем ТРОШИНЫМ . - Юрий Александрович, начнем с событий, имевших место вМо- скее 3-4 октября. ПыхЫ) из кон ституционного кризиса, сопровождавшийся трагически ми обстоятельствами, навер няка еще долго будет изучаться и анализироваться историками, публицистами, политологами. Какова ваша человеческая и про фессиональная оценка октябрь ского мятежа? - К сожалению , случилось то, что я и предполагал - худш ее И суть происш едш е го не в том, что к а к и е - то конкретные политики не смогли договориться. Речь шла о принци пиальных вещах: пойдут реформы дальш е или будет восстановлена прежняя , социалистическая система. И я не представляю , какой здесь возможен компромисс. Ведь вся д е ятельность Верховного Совета была направлена на то, чтобы прекратить реформы, скомпрометировать их в глазах народа. И ВС. увы. находил п о д д е рж ку у многих людей и "удачно ' этим пользовался История свидетельствует, что режим такого плана, ка к комм уни стический. ни ко гда просто так не уходил То. что произошло в августе 9 1 - г о , повергло нас в состояние эйфории - мол, ка к легко, безбо лезненно удалось перейти от тота литаризма к демократической системе. Но так не бывает Потен циал старой системы очень велик в обществе. И этот потенциал был умело использован Верховным Со ветом. - Мыскажу не свою точку зре ния, а тех, кт о сегодня задается вопросом: если понадобилось применение силы для сохранения демократии, т о правы ли в дан ном случае те, кт о выступает о т лица демократии? Ведь и вы тоже обмолвились, чт о у ВС бы ло много сторонников в народе в т о время, как критика в адрес Президента иего команды звуча ла со всех сторон. - Дело в том, что критика в а д рес правительства и Президента исходила от нескольких основных сил. Первая - это элементы общ е ства. связанные с бывшей номенк латурой. К ним относилась большая часть советов. Были и силы, объек тивно понимавшие, что по мере развития реформ у них нет б уд у щего. Это структуры экономическо го уклада - колхозы, совхозы, значительная часть в о е н н о -п р о - мышленного комплекса, крупны х нерентабельных предприятий, под леж ащ их закрытию. А та кж е значи тельная часть населения, испы тывающая трудности ка к объ ективного характера, так и в ре зультате ошибок правительства. Была в народе и чисто эмоцио нальная реакция на общественные потрясения - кр а х СССР, крушение коммунистической идеологии. Лю дей нетрудно понять>*кто-то многое % потерял, у к о го - т о наступил полный улицах города, сумбур в душе, появилась н е у в е - Да, можно говорить о слабости ренность в будущем . К таким ч у в - исполнительной власти, в ту ночь ствам очень легко аппелировать, мы воочию увидели, что власть чем и занимался Верховный Совет, действительно была очень зыбка Сы грал свою роль и спор м еж д у Теперь выясняется, что мятежники экономистами - чисто п р оф е сси о - располагали реальной во зм ож но - нальный. Когда видные экономисты стью захватить Останкино и выйти в начали критиковать Гайдара. Это в эфир. И что бы после этого п о с л е - о бщ ем -то нормально. Но в нашем довало - нетрудно представить. То обществе, где раньш е не принято ж е касается и ситуации с войсками, было критиковать правительство, которые все шли и шли и так долго это усиливало впечатление, что не подходили... То есть все висело правительство “ведет страну не т у - на волоске д а ” И наконец, была ещ е одна Группа критиков - И З числа с т о р о н - - Вы, наверное, заметили, что НИКОВ реформ. Но ОНИ выступали я намеренно задаю вам вопросы и больше И З политического расчета высказываю суждения как бы о т на будущее . Такую позицию, В ч а с - лица оппонентов Президента. тности, занял Явлинский. (Правда, в В от и еще ск)на тема, которая реш ающ ий момент, 3 октября, он усиленно муссируется, в том четко высказался в по д д е рж ку числе и на уровне бытовых разго- зя Конечно, есть опасность, ч^о парламент может оказаться ко н сервативнее Верховного Совета Ведь в разны х регионах разные настроения Я с у ж у хотя бы по Тамбовской области недавно побывзп. Там восприятие октябрь ских событий во многом отличается от мнения бопьш инстсз москвичей. Но я убежден : выборы необходимы и на них надо пойти Этого требуют интересы развития демократии В противном случае нас ж де т д и к та тура. Человеческая природа такова что никакая , д аж е самая светлая личность не гарантирована от трансформации, если ей дозеригь неограниченную власть Сама логи ка такой ситуации толкает личность в русло диктаторско го правления многом схож и с нашими. П р о м ы ш - годнее и прощ е было бы раздавать ленность подлежала полной р е к о н - народу приятные обещания - п о - струкции. началась колоссальная высить зарплату, снизить цены и пр безработица, да еще 10 миллионов Но он говорит о необходимости эмигрантов вернулись. Д е м о кр а ти - обуздания инфляции, чего н е в о з - ческих сил практически не было, и можно добиться без тех самых ж е - конституцию Японии фактически стких мер. Выход из э^ого навязали американцы . Реформы противоречия демократии нужно проводились в условиях ам ери кан - искать очень осторожно. И -»ут м н о - ской оккупации . Аналогичная с и т у а - гое будет зависеть от б уд ущ ей Г о - ция складывалась и в Западной сударственной думы. Германии после войны Преобразования, которые н е и з - ■ Между тем, пессимиаг.иче бежны при переходе к рыночной ских прогнозов относительно системе, - ОНИ очень болезненны и будущего парламента уже поле.' тут ничего не поделаешь. М ожно чем doc •паточно. смягчить, но полностью избежать - невозможно. Я не виж у в истории ни - Мало того, бытует мнение ч ю одной страны, ко гда подобные п р е - Россия вообще не готова к д е м о к - образования совершались бы д е - ратии. что нужны еще годы и с т о - мократическим путем, летия, но вряд ли они нам исключительно с опорой на в с е н а - отпущены историей Медлить н е л ь - Президента.) Внесли свою лепту в критику правительства и многие политиче ские партии, которые после августа 9 1 - г о года занялись выяснением отношений. В целом все это негативно отра зилось на состоянии общественного сознания, тем более что немало претензий можно было предъявить Президенту и его команде. - Несмотря на очевидную необ ходимость применения военной силы во время погромов в столи це, противники Президента про должают твердить, что эт о свидетельствует, якобы, о сла бости “режима Ельцина ” и у т верждают, что опора на армию говорит прежде всего о непопу лярности политики правитель ства в народе. - Я считаю, что трагедия 3 - 4 октября свидетельствует только о прошлых кр упны х просчетах П р е зидента, исполнительной власти. А именно: жесткие меры администра тивного характера надо было при менять гораздо раньше, в самом начале пресекая противоправные действия экстремистов. Что ж е к а сается конкретной ситуации 3 - 4 октября, то я не представляю себе, в какой другой стране правительст во не пошло бы на применение си лы против вооруженных банд на воров: исторические параллели между роспуском ВС и разгоном Учредительного собрания боль шевиками в 18-м году, кровавое воскресенье в Петербурге в 1905 году и штурм Белого дома в М о скве, большевистская диктату ра 17-го года и “ демократическая " наших дней. Справедливы ли эти аналогии? - Если у ж вспоминать о крова вом воскресенье 1905 года, то там имели место совершенно дру гие общественные процессы Что же касается параллели м еж д у ра з го ном Государственной думы и рос пуском Верховного Совета, то надо пр еж де всего отдавать себе ясный отчет в том, что Верховный Совет парламентом в полном смысле этого слова не был. И не только потому, что там оказались “не те люди". Д е л о -т о в том, что ВС всенародно не избирался, его избрал съезд А он. м еж д у тем, претендовал на всю власть, а не только на законода тельную, что и привело к глубокому конституционному кризису. Я считаю, что сегодня более уместны дру гие параллели. У всех на сл уху примеры послевоенной Германии и Японии. Скажем , в Япо нии до 1945 года режим во многом был слепком советского режима И те потрясения, которые пережила эта страна после 4 5 - г о года, во родную поддерж ку . - А как же тогда пример, ска жем, Польши? - Там проблемы не достигали таких масштабов, ка к у нас. Но и то - усиление исполнительной власти уж е наметилось, хотя Валенса стремится оставаться демократич ным. Путь Польши вызывает у в а жение. однако не надо упускать из виду очевидный крен влево, кото рый имеет место в Польше после последних выборов. Для нас. в на шей стране подобный крен может обернуться возвратом к тоталита ризму. - Выходит, демократия в Рос сии невозможна без жестких мер? - Демократия включает в себя противоречие м еж д у тем. что на д лежит сделать и каким путем это делзть Политическое решение в условиях демократии имеет массу сложных аспектов, в которых дале ко не каж ды й гражданин может разобраться. Поэтому, кстати, у политиков так велико искушение использовать популистские меры с раздачей всевозможных обещаний. Политик-проф ессионал часто о ка зывается перед тяжелым выбором м еж д у популизмом и трезвым р а с четом. Скажем, теперь, накануне выборов, Гайдару политически в ы - - В мае этого года мы совместно с М урманскими политическими па р тиями организовали м еж д ун а р о д ную конференцию с участием западны х политологов - теоретиков и поактиков. И вот ка к раз тогда мы получили представление, считаю, что достаточно сильное, о том. что представляют из себя наши полити ческие партии. Профессор Петер Ш ул ь ц е представитель фонда им Ф ридриха Эберта в Москве (Герма ния) вы сказал довольно обидное суждение "К сожалению - сказан он, - большинство российских пар тий пока ещ е в значительной мере лишь плод фантазий и амбиций их политических лидеров ' Но у него были серьезные основания прийти к такому выводу. Петер Ш ул ь ц е уж е несколько месяцев постоянно живет в Москве, ездит по регионам, имеет непосредственные контакты с ра з личными политическими партиями. Я очень спасаюсь, что борьба амбиций политических лидеров на кануне выборов произведет на из бирателей не самое лучшее впечатление. В таких моментах не обходима консолидация в рам ках крупны х блоков, чтобы избиратель мог разобраться, кто от ко го высту пает и чего ожидать от кандидата. С другой стороны, избирателям надо привыкать к тому, что будет много партий Политического един ства в д ухе КПСС больше нет и не будет. И это нормально • Как вы думаете. < пособт.! tu сучуеспшуюишс \нас в области политические пирниш а движе ния активно влиять на исм*) вы боров?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz