Рыбный Мурман. 1993 г. Октябрь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» 15-21 октября 1993 года Седмица 13 стр. * Храм и политика * Храм и пресса Q дин бывший офицер во енной авиации зовет на бойнюf штурм и кровь. Дру гой-напоминает: “Неубий!” C K F M Ж Е Б О Г ? Как мурманские священники восприняли трагические события, происшедшие 3-4 октября в Мос кве, в России? Каково вообще от ношение церкви к политике? Своими мыслями об этом поде лился с “ Рыбным Мурманом" свя щенник мурманского Свято-Никольского храма отец Игорь. Но сначала представим его нашим читателям. Отец Игорь в свое время за кончил военное училище, служил офицером в авиации, в том числе и в Североморске. По состоянию здоровья покинул службу. Когда это стало возможным, посвятил себя духовной жизни. Читал, учил ся, постигал слово Божье. Был ру коположен к службе дьяконом, позже стал священником Свято- Никольского храма. - Моя мечта, мой идеал обще ственного устройства - это чтобы у каждого человека и тем более го сударственного деятеля был свой духовник, без совета с которым невозможно было бы принимать решения, судьбоносные для наро да или какой-либо части населе ния. Ведь как раньше начинались царские указы: “Милостью Бо- жией повелеваю..." - государь ста вил себя как бы в положение инструмента, рупора провидения Божьего. Потому что его решение одобрила Церковь, оно осенено духовностью. Без духовности не возможен русский человек. Духо вен даже русский пьяница, как ни кощунственно это звучит. Какой- нибудь иноземный пропойца мо жет преспокойно напиваться один: практично и прагматично пьет да ест. и никто ему за трапезой не ну жен, ни в каких собутыльниках он не нуждается. А наш. выпив ста кан, ищет с кем бы поговорить, ко му излить душу. И в этом тоже одна из граней загадочности рус ской души. В этом - зачатки ду ховности. Уж не говоря о высших ее проявлениях. Искать поддерж ки .и совета, искать их у Бога, ис кать его благословения - это тоже исконная потребность российского человека. И я мечтаю о возвраще нии того времени, когда государ ственному мужу, будь он губернатором или главой отечест ва, нужен был духовник для совета и беседы по душам в ответствен ных поступках. Тогда невозможно было бы первым людям государст ва, политикам принимать страш ные. антинародные решения. Именно вследствие бездуховно сти политик превращается в политикана и терпит неизбежный крах. - В обыденном сознании ут вердилось мнение, что церковь да лека от политики, что священники не читают газет ине следят по телевидению илирадио за политическими катаклизмами. Но ведь это, наверное, не так? - И читаем, и смотрим, и сле дим. Священник, как говорится, человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Как' же мы можем ра деть о пастве и наставлять ее. ес ли не знаем ее мирских забот и переживаний? Но, с другой сторо ны. церковь не может, не должна участвовать в политике. Говорят: политика - это искусство. Раз ис кусство, значит, лицедейство, ина че говоря, театр. А всякое лицедейство противно церкви. В нормальном обществе политика служит человеку, она призвана на илучшим образом устроить жизнь людей, той же цели следует па раллельно и церковь. В нашем же переходном этапе развития обще ства политика принимает какие-то извращенные формы: не она об служивает человека, а человек по рабощен политикой. Политиканы призывают людские массы слу жить политике. Церковь учит: лю ди следуют за своим пастырем, подобно овечкам (в лучшем, биб лейском смысле слова - как некая общность, ведомая поводырем, здравым смыслом, провидением). И пастырь ведет их к свету, к пра вильной. праведной жизни. У нас же который уже раз получается на оборот: люди уподоблены бара нам. которых ведут на бойню, на гибель. f, - Но разве не пошли они под выстрелы, когда иПрезидент при звал москвичей на помощь, на за щиту Моссовета? - Значит, за Президентом - правда, коль большинство народа верит ему и идет за ним. даже и под пули. Значит, его политика служит людям, раз они готовы за щищать ее от тех, кто зовет на кровь. И если уж говорить о конк ретных политиках, то Руцкой разоб лачил себя перед всеми как в высшей степени лицедействующий человек. Он красноречив, уверенно и напористо общается с аудито рией. если нужно, и в церкви кре стится, и лозунги его благовидны - защитить угнетенных. Но когда правой рукой он крестится за лю дей, то левой раздает тайком ору жие и посылает их на смерть, себе же ища гарантий на сохранение жизни. Но и к крови людской цер ковь относится по-своему. С одной стороны - кровь, напрасно проли тая на мостовой, с другой - очере- и на сдачу крови пострадавшим, ак вот церковь - за эту жертвен ную кровь. А зачинщиков крово пролития в Москве, призывавших взять оружие и стрелять по без оружным соотечественникам, цер ковь предала анафеме. Чтобы не допустить подобных массовых бес порядков. мы призываем свою па ству: не слушайте враждующих, исполняйте свой долг, добывайте себе хлеб и берегите ближних, как учит Господь. - Значит ли такая позиция, что церковь лишь всамые опасные дни подала свойголос врупор пол итики, а во время более илименее мирного ее течения останется к нейбезучастна? - Мы внимательно будем сле дить. как и прежде, за ходом со бытий в стране. Но непосредственно участвовать в политических страстях и лицедей стве церковь не может. Наша по зиция - позитивный нейтралитет. • • * Но вернемся к незаурядной личности священника. Путь из во енного офицерства к служению церкви кажется нам неординарным и странным. Но так ли он необы чен? Отец Игорь так не считает: “ Все приходят в храм из мирской жизни, будь то поступающий в ду ховную семинарию юноша, с де тства верующий в Бога и приученный к церкви, или разоча ровавшийся и раскаявшийся в мир ской суете взрослый человек". В храме корреспондент встретил подростков, старший из которых учится в 11 классе, они помогают вести службу. Помогают не за пла ту, а из духовной потребности, кто- то хотел бы учиться в духовной семинарии, осознавая свое при звание. Чем привлекает их служба в храме? Обыватель скажет: день ги. Но заработок священника нын че весьма невелик, он едва покрывает пресловутую потреби тельскую корзину, ведь служите лей церкви содержат на деньги прихода, государство не платит им ничего. Так что влечет их к службе не меркантильный интерес, а нечто малопонятное и далекое для досу жей сообразительности. В это хо чется верить. И этим объясняется, почему священников мало, их вез де не хватает (просят Ковда, Ков- дор, Печенга. Терский берег... - но нет даже дьяконов). - А ведь раньше, до револю ции, славилась множеством и кра сотой храмов наша земля. Потому что строили их на благо отчизне и себе на славу богатые купцы. Их имена по сию пору с благодарно стью помнит Россия. Это не упрек нынешним купцам, нет - они еще не так богаты, чтобы быть щедры ми, способными на широкую жер твенность и благородство. Они еще только собирают богатства матери альные и духовные. С возрождени ем собственности возродится и личность, а с нею потребность в духовном строительстве. Хочется верить в это вместе с та кими наставниками нашими, как отец Игорь. Ради этого хочется жить. * Помоги! МОЛИТВЫ Првфвовия аВ и п ц е л в н и и I wByei алкоголиков Самой пьяной страной всегда считалась Франция, где и са мыйзаурядный обед не обходится без столового вина. По молве, и Русь “славилась” склонностью к зелию, однако до советского образа жизни арифметика никогда не ставила ее в первые ряды стран-пьяниц. А теперь вот сподобились: заняли-таки второе после французов место по количеству употребляемого алкого ля. А самое страшное -качество выпиваемого нами спиртного. Иной горец с детства до глубокой старости пьет свои вина, а не становится больным, потому что вина так приготовлены, что пагубы организму не несут. Наши же напиточки, да и мно гие, сплавляемые нам из-за рубежа , - это кратчайший путь к отравлению и алкогольному плену. Стать алкоголиком легко, а вот вылечиться трудно, иногда невозможно, даже с помощью кудесников о т Довженко. Искреннее раскаяние, страстное же лание избавиться о т тяжкого ярма алкоголизма и вера в свои силы, а также и помощь родных, близких -верное орудие против коварства “зеленого змия ” . Наверняка поможет вам и молитва, как помогала нашим предкам в старину. Молитесь за себя, мо литесь за своего близкого, попавшего в беду, молитесь -и будет дано вам. 1. МОЛИТВА СВ. ВОНИФАТИЮ МИЛОСТИВОМУ О, всесвятой Вонифатий, милостивый раб М ило се рдн о го Владыки! Услышь прибе га ющих к тебе, одержимых пагубным пристратием к вино - питию и, как в своей земной ж и зни ты нико гда не отказы вал в помощи просящим тебя, так и теперь избавь этих не счастных (имена). Некогда , богомудрый отец, град побил твой вино г- радник, ты же , воздав благо дарение Богу, велел немногие сохранившиеся грозды поло жить в точило и позвать ни щих. Затем, взяв новое вино, ты разлил его по каплям во все сосуды , бывшие в еп и с ко - пии, и ьог, исполняющий мо литву милостивых, совершил преславное чудо: вино в точи ло умножилось и нищие на полнили свои сосуды . О, святитель Божий ! Как по твоей молитве умножилось вино для нуж д церкви и для пользы бедных и убогих, так ты, бла женный , уменьши его теперь там, где оно приносит вред, избавь от пристрастия к нему предающихся постыдной страсти винопития (имена), исцели их от тяж ко го недуга, освободи от бесовского и с к у шения, утверди их, слабых, дай им, немощным, крепость и силу благоуспешно перене сти это искуш ение , возврати их к здоровой , трезвой жизни , направь их на путь труда , вло ж и в них стремление к трезво сти и духовной бодрости. Помоги им, у го д н и к ьож ий Вонифатий, когда ж аж да вина станет жечь их гортань, ун и ч тожь их пагубное желание , о с вежи их уста небесною прохладою , просвети их очи, поставь их ноги на скале веры и надежды , чтобы, оставив свое душ евное пристрастие, влекущее за собою отлучение от Небесного Царства, они ут вердились в благочестии, удостоились непостыдной мирной кончины и в вечном свете бесконечно го Царства Славы достойно прославляли Господа нашего Иисуса Х ри ста с Безначальным Его Отцом и с Пресвятым и Ж ивотворя щим Д ухом во веки веков. АМИНЬ . 2. МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ МОИСЕЮ МУРИНУ О, великая сила покаяния! О, неизмеримая глубина м и лосердия ьож ия ! Ты, препо добный МОИСЕЙ , был прежде разбойником , но по том ужаснулся своих грехов, воскорбел о них и в раскаянии пришел в монастырь и там в великом плаче о своих безза кониях и в трудных подвигах проводил свои дни до кончи ны и удостоился Христовой благодати прощения и дара чудотворения. О, преподобный, ты от тяж ких грехов дости г пречудных добродетелей , помоги и моля щимся тебе рабам (имена), влекомым в погибель оттого, что предаются безмерному, вредном у для душ и и тела употреблению вина. Склони на них свой милостивый взор, не отклони и не презри их, но внемли им, прибегающим к тебе. Моли, святой МОИСЕЙ , Владыку Христа, чтобы не от верг их Он, Милосердный , и да не возрадуется диавол их погибели , но да пощадит Гос подь этих бессильных и не счастных (имена), которыми овладела пагубная страсть пьянства, ведь мы все Божьи создания и искуплены Пречи стою Кровью Сына Его. Ус лышь wx e , преподобный МОИСЕЙ , их молитву, отгони от них диавола, даруй им силу победить их страсть, помоги им, простри твою руку, выведи их на путь добра, освободи их от рабства страстей и избавь их от винопития, чтобы они, обновленные, в трезвении и светлом уме, возлюбили воз держание и благочестие и вечно прославляли Всеблагого Бога, всегда спасающего Свои создания . АМИНЬ . 3. МОЛИТВА ОТ ПЬЯНСТВА ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО Господи , призри милости во на раба Твоего (имя), прельщенного лестью чрева и плотского веселья. Даруй ему (имя) познать сладость во з держания в посте и происте кающих от него плодов Духа. АМИНЬ . мужввтва Мурманские священники в ли це о. Михаила, настоятеля Свято- Никольского храма, о. Игоря и других считают, что после москов ских событий авторитет журнали стов очень вырос в глазах общественности. Всему миру они показали, что за право людей ГшН ям и под автоматами работники студии “Останкино", погибли от рук штурмовиков несколько рос сийских и зарубежных корреспон дентов. Они показали себя людьми мужественными, предан ными профессии. Недаром ору жейные стволы душителей свободы были направлены в пер вую очередь против прессы. Не случайно и то, что пресса выдержала и этот штурм. В лице одного журналиста “ РМ" мурманские священники благословили на правдивость и неподкупность всех журналистов Мурмана. "Крыша" m"team брат Как все мы хорошо знаем, 24 ноября - конец света. Так утверж дают сомнительного вида “братья", блуждающие по городам и весям в простынях поверх одеж ды и призывающие людей отречь ся от всех храмов и верить только им. В каждом городе любой ре спублики, на каждой улице каж дый дом и забор заклеены листовками "белых" братьев и портретами женщины, самозванно называющей себя "матерью Хри ста". Были эти братья и в Мурман ске не раз, хулили православие в наших )фамах. Зашли они недавно в редакцию нашей газеты с тре бованием опубликовать призыв: поезжайте, мол, в Киев (совсем как у Паниковского) и сами уви дите живую богиню. В ответ на от каз редактора псевдо-христианин воздел свои нечистые простыни и “ проклял" “ Рыбный Мурман". отче го фарс стал еще смешнее и про тивнее. Казалось бы, кто может серьезно воспринимать этих опо зоривших себя витийствующих авантюристов “от Шамбалы ? Од нако воспринимают! В другой мурманской попу лярной газете тут же появляется крупным шрифтом "Проложите Путь Своему Господу МаЬии Дэви Христос! Исполняются Писания!" и так далее, с датами и местами "чудесных" сборищ и светопре ставлений. Раньше это называлось “ нажить трояк на слитом пиве", сейчас, по-видимому, бизнес. Бизнес на нечистом промысле од них и легковерии других. Страницу подготовил Сергей АРХИПОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz