Рыбный Мурман. 1993 г. Октябрь.

«РЫБНЫЙ МУРМАН» 15-21 октября 1993 года Седмица 13 стр. * Храм и политика * Храм и пресса Q дин бывший офицер во­ енной авиации зовет на бойнюf штурм и кровь. Дру­ гой-напоминает: “Неубий!” C K F M Ж Е Б О Г ? Как мурманские священники восприняли трагические события, происшедшие 3-4 октября в Мос­ кве, в России? Каково вообще от­ ношение церкви к политике? Своими мыслями об этом поде­ лился с “ Рыбным Мурманом" свя­ щенник мурманского Свято-Никольского храма отец Игорь. Но сначала представим его нашим читателям. Отец Игорь в свое время за­ кончил военное училище, служил офицером в авиации, в том числе и в Североморске. По состоянию здоровья покинул службу. Когда это стало возможным, посвятил себя духовной жизни. Читал, учил­ ся, постигал слово Божье. Был ру­ коположен к службе дьяконом, позже стал священником Свято- Никольского храма. - Моя мечта, мой идеал обще­ ственного устройства - это чтобы у каждого человека и тем более го­ сударственного деятеля был свой духовник, без совета с которым невозможно было бы принимать решения, судьбоносные для наро­ да или какой-либо части населе­ ния. Ведь как раньше начинались царские указы: “Милостью Бо- жией повелеваю..." - государь ста­ вил себя как бы в положение инструмента, рупора провидения Божьего. Потому что его решение одобрила Церковь, оно осенено духовностью. Без духовности не­ возможен русский человек. Духо­ вен даже русский пьяница, как ни кощунственно это звучит. Какой- нибудь иноземный пропойца мо­ жет преспокойно напиваться один: практично и прагматично пьет да ест. и никто ему за трапезой не ну­ жен, ни в каких собутыльниках он не нуждается. А наш. выпив ста­ кан, ищет с кем бы поговорить, ко­ му излить душу. И в этом тоже одна из граней загадочности рус­ ской души. В этом - зачатки ду­ ховности. Уж не говоря о высших ее проявлениях. Искать поддерж­ ки .и совета, искать их у Бога, ис­ кать его благословения - это тоже исконная потребность российского человека. И я мечтаю о возвраще­ нии того времени, когда государ­ ственному мужу, будь он губернатором или главой отечест­ ва, нужен был духовник для совета и беседы по душам в ответствен­ ных поступках. Тогда невозможно было бы первым людям государст­ ва, политикам принимать страш­ ные. антинародные решения. Именно вследствие бездуховно­ сти политик превращается в политикана и терпит неизбежный крах. - В обыденном сознании ут­ вердилось мнение, что церковь да­ лека от политики, что священники не читают газет ине следят по телевидению илирадио за политическими катаклизмами. Но ведь это, наверное, не так? - И читаем, и смотрим, и сле­ дим. Священник, как говорится, человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Как' же мы можем ра­ деть о пастве и наставлять ее. ес­ ли не знаем ее мирских забот и переживаний? Но, с другой сторо­ ны. церковь не может, не должна участвовать в политике. Говорят: политика - это искусство. Раз ис­ кусство, значит, лицедейство, ина­ че говоря, театр. А всякое лицедейство противно церкви. В нормальном обществе политика служит человеку, она призвана на­ илучшим образом устроить жизнь людей, той же цели следует па­ раллельно и церковь. В нашем же переходном этапе развития обще­ ства политика принимает какие-то извращенные формы: не она об­ служивает человека, а человек по­ рабощен политикой. Политиканы призывают людские массы слу­ жить политике. Церковь учит: лю­ ди следуют за своим пастырем, подобно овечкам (в лучшем, биб­ лейском смысле слова - как некая общность, ведомая поводырем, здравым смыслом, провидением). И пастырь ведет их к свету, к пра­ вильной. праведной жизни. У нас же который уже раз получается на­ оборот: люди уподоблены бара­ нам. которых ведут на бойню, на гибель. f, - Но разве не пошли они под выстрелы, когда иПрезидент при­ звал москвичей на помощь, на за­ щиту Моссовета? - Значит, за Президентом - правда, коль большинство народа верит ему и идет за ним. даже и под пули. Значит, его политика служит людям, раз они готовы за­ щищать ее от тех, кто зовет на кровь. И если уж говорить о конк­ ретных политиках, то Руцкой разоб­ лачил себя перед всеми как в высшей степени лицедействующий человек. Он красноречив, уверенно и напористо общается с аудито­ рией. если нужно, и в церкви кре­ стится, и лозунги его благовидны - защитить угнетенных. Но когда правой рукой он крестится за лю­ дей, то левой раздает тайком ору­ жие и посылает их на смерть, себе же ища гарантий на сохранение жизни. Но и к крови людской цер­ ковь относится по-своему. С одной стороны - кровь, напрасно проли­ тая на мостовой, с другой - очере- и на сдачу крови пострадавшим, ак вот церковь - за эту жертвен­ ную кровь. А зачинщиков крово­ пролития в Москве, призывавших взять оружие и стрелять по без­ оружным соотечественникам, цер­ ковь предала анафеме. Чтобы не допустить подобных массовых бес­ порядков. мы призываем свою па­ ству: не слушайте враждующих, исполняйте свой долг, добывайте себе хлеб и берегите ближних, как учит Господь. - Значит ли такая позиция, что церковь лишь всамые опасные дни подала свойголос врупор пол­ итики, а во время более илименее мирного ее течения останется к нейбезучастна? - Мы внимательно будем сле­ дить. как и прежде, за ходом со­ бытий в стране. Но непосредственно участвовать в политических страстях и лицедей­ стве церковь не может. Наша по­ зиция - позитивный нейтралитет. • • * Но вернемся к незаурядной личности священника. Путь из во­ енного офицерства к служению церкви кажется нам неординарным и странным. Но так ли он необы­ чен? Отец Игорь так не считает: “ Все приходят в храм из мирской жизни, будь то поступающий в ду­ ховную семинарию юноша, с де­ тства верующий в Бога и приученный к церкви, или разоча­ ровавшийся и раскаявшийся в мир­ ской суете взрослый человек". В храме корреспондент встретил подростков, старший из которых учится в 11 классе, они помогают вести службу. Помогают не за пла­ ту, а из духовной потребности, кто- то хотел бы учиться в духовной семинарии, осознавая свое при­ звание. Чем привлекает их служба в храме? Обыватель скажет: день­ ги. Но заработок священника нын­ че весьма невелик, он едва покрывает пресловутую потреби­ тельскую корзину, ведь служите­ лей церкви содержат на деньги прихода, государство не платит им ничего. Так что влечет их к службе не меркантильный интерес, а нечто малопонятное и далекое для досу­ жей сообразительности. В это хо­ чется верить. И этим объясняется, почему священников мало, их вез­ де не хватает (просят Ковда, Ков- дор, Печенга. Терский берег... - но нет даже дьяконов). - А ведь раньше, до револю­ ции, славилась множеством и кра­ сотой храмов наша земля. Потому что строили их на благо отчизне и себе на славу богатые купцы. Их имена по сию пору с благодарно­ стью помнит Россия. Это не упрек нынешним купцам, нет - они еще не так богаты, чтобы быть щедры­ ми, способными на широкую жер­ твенность и благородство. Они еще только собирают богатства матери­ альные и духовные. С возрождени­ ем собственности возродится и личность, а с нею потребность в духовном строительстве. Хочется верить в это вместе с та­ кими наставниками нашими, как отец Игорь. Ради этого хочется жить. * Помоги! МОЛИТВЫ Првфвовия аВ и п ц е л в н и и I wByei алкоголиков Самой пьяной страной всегда считалась Франция, где и са­ мыйзаурядный обед не обходится без столового вина. По молве, и Русь “славилась” склонностью к зелию, однако до советского образа жизни арифметика никогда не ставила ее в первые ряды стран-пьяниц. А теперь вот сподобились: заняли-таки второе после французов место по количеству употребляемого алкого­ ля. А самое страшное -качество выпиваемого нами спиртного. Иной горец с детства до глубокой старости пьет свои вина, а не становится больным, потому что вина так приготовлены, что пагубы организму не несут. Наши же напиточки, да и мно­ гие, сплавляемые нам из-за рубежа , - это кратчайший путь к отравлению и алкогольному плену. Стать алкоголиком легко, а вот вылечиться трудно, иногда невозможно, даже с помощью кудесников о т Довженко. Искреннее раскаяние, страстное же­ лание избавиться о т тяжкого ярма алкоголизма и вера в свои силы, а также и помощь родных, близких -верное орудие против коварства “зеленого змия ” . Наверняка поможет вам и молитва, как помогала нашим предкам в старину. Молитесь за себя, мо­ литесь за своего близкого, попавшего в беду, молитесь -и будет дано вам. 1. МОЛИТВА СВ. ВОНИФАТИЮ МИЛОСТИВОМУ О, всесвятой Вонифатий, милостивый раб М ило се рдн о ­ го Владыки! Услышь прибе га ­ ющих к тебе, одержимых пагубным пристратием к вино - питию и, как в своей земной ж и зни ты нико гда не отказы ­ вал в помощи просящим тебя, так и теперь избавь этих не ­ счастных (имена). Некогда , богомудрый отец, град побил твой вино г- радник, ты же , воздав благо­ дарение Богу, велел немногие сохранившиеся грозды поло­ жить в точило и позвать ни ­ щих. Затем, взяв новое вино, ты разлил его по каплям во все сосуды , бывшие в еп и с ко - пии, и ьог, исполняющий мо ­ литву милостивых, совершил преславное чудо: вино в точи ­ ло умножилось и нищие на­ полнили свои сосуды . О, святитель Божий ! Как по твоей молитве умножилось вино для нуж д церкви и для пользы бедных и убогих, так ты, бла­ женный , уменьши его теперь там, где оно приносит вред, избавь от пристрастия к нему предающихся постыдной страсти винопития (имена), исцели их от тяж ко го недуга, освободи от бесовского и с к у ­ шения, утверди их, слабых, дай им, немощным, крепость и силу благоуспешно перене ­ сти это искуш ение , возврати их к здоровой , трезвой жизни , направь их на путь труда , вло­ ж и в них стремление к трезво ­ сти и духовной бодрости. Помоги им, у го д н и к ьож ий Вонифатий, когда ж аж да вина станет жечь их гортань, ун и ч ­ тожь их пагубное желание , о с ­ вежи их уста небесною прохладою , просвети их очи, поставь их ноги на скале веры и надежды , чтобы, оставив свое душ евное пристрастие, влекущее за собою отлучение от Небесного Царства, они ут ­ вердились в благочестии, удостоились непостыдной мирной кончины и в вечном свете бесконечно го Царства Славы достойно прославляли Господа нашего Иисуса Х ри ­ ста с Безначальным Его Отцом и с Пресвятым и Ж ивотворя ­ щим Д ухом во веки веков. АМИНЬ . 2. МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ МОИСЕЮ МУРИНУ О, великая сила покаяния! О, неизмеримая глубина м и ­ лосердия ьож ия ! Ты, препо ­ добный МОИСЕЙ , был прежде разбойником , но по­ том ужаснулся своих грехов, воскорбел о них и в раскаянии пришел в монастырь и там в великом плаче о своих безза ­ кониях и в трудных подвигах проводил свои дни до кончи ­ ны и удостоился Христовой благодати прощения и дара чудотворения. О, преподобный, ты от тяж ­ ких грехов дости г пречудных добродетелей , помоги и моля­ щимся тебе рабам (имена), влекомым в погибель оттого, что предаются безмерному, вредном у для душ и и тела употреблению вина. Склони на них свой милостивый взор, не отклони и не презри их, но внемли им, прибегающим к тебе. Моли, святой МОИСЕЙ , Владыку Христа, чтобы не от­ верг их Он, Милосердный , и да не возрадуется диавол их погибели , но да пощадит Гос­ подь этих бессильных и не ­ счастных (имена), которыми овладела пагубная страсть пьянства, ведь мы все Божьи создания и искуплены Пречи­ стою Кровью Сына Его. Ус ­ лышь wx e , преподобный МОИСЕЙ , их молитву, отгони от них диавола, даруй им силу победить их страсть, помоги им, простри твою руку, выведи их на путь добра, освободи их от рабства страстей и избавь их от винопития, чтобы они, обновленные, в трезвении и светлом уме, возлюбили воз ­ держание и благочестие и вечно прославляли Всеблагого Бога, всегда спасающего Свои создания . АМИНЬ . 3. МОЛИТВА ОТ ПЬЯНСТВА ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО Господи , призри милости ­ во на раба Твоего (имя), прельщенного лестью чрева и плотского веселья. Даруй ему (имя) познать сладость во з ­ держания в посте и происте ­ кающих от него плодов Духа. АМИНЬ . мужввтва Мурманские священники в ли­ це о. Михаила, настоятеля Свято- Никольского храма, о. Игоря и других считают, что после москов­ ских событий авторитет журнали­ стов очень вырос в глазах общественности. Всему миру они показали, что за право людей ГшН ям и под автоматами работники студии “Останкино", погибли от рук штурмовиков несколько рос­ сийских и зарубежных корреспон­ дентов. Они показали себя людьми мужественными, предан­ ными профессии. Недаром ору­ жейные стволы душителей свободы были направлены в пер­ вую очередь против прессы. Не­ случайно и то, что пресса выдержала и этот штурм. В лице одного журналиста “ РМ" мурманские священники благословили на правдивость и неподкупность всех журналистов Мурмана. "Крыша" m"team брат Как все мы хорошо знаем, 24 ноября - конец света. Так утверж­ дают сомнительного вида “братья", блуждающие по городам и весям в простынях поверх одеж­ ды и призывающие людей отречь­ ся от всех храмов и верить только им. В каждом городе любой ре­ спублики, на каждой улице каж­ дый дом и забор заклеены листовками "белых" братьев и портретами женщины, самозванно называющей себя "матерью Хри­ ста". Были эти братья и в Мурман­ ске не раз, хулили православие в наших )фамах. Зашли они недавно в редакцию нашей газеты с тре­ бованием опубликовать призыв: поезжайте, мол, в Киев (совсем как у Паниковского) и сами уви­ дите живую богиню. В ответ на от­ каз редактора псевдо-христианин воздел свои нечистые простыни и “ проклял" “ Рыбный Мурман". отче­ го фарс стал еще смешнее и про­ тивнее. Казалось бы, кто может серьезно воспринимать этих опо­ зоривших себя витийствующих авантюристов “от Шамбалы ? Од­ нако воспринимают! В другой мурманской попу­ лярной газете тут же появляется крупным шрифтом "Проложите Путь Своему Господу МаЬии Дэви Христос! Исполняются Писания!" и так далее, с датами и местами "чудесных" сборищ и светопре­ ставлений. Раньше это называлось “ нажить трояк на слитом пиве", сейчас, по-видимому, бизнес. Бизнес на нечистом промысле од­ них и легковерии других. Страницу подготовил Сергей АРХИПОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz